Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к прогнозу социально-экономического
развития Свердловской области на
среднесрочный период 2024 - 2026 годов
Пояснительная записка
Прогноз социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочный период 2024 - 2026 годов (далее - Прогноз) разработан на базе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, подготовленных Министерством экономического развития Российской Федерации, в том числе с применением среднероссийских индексов потребительских цен, а также с учетом Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474), Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы, утвержденной Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы", основных направлений бюджетной и налоговой политики Свердловской области.
Прогноз сформирован исходя из анализа статистических данных за 2022 год, январь - август 2023 года и прогнозных расчетов по основным видам экономической деятельности, представленных исполнительными органами государственной власти Свердловской области, органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и организациями, осуществляющими деятельность на территории Свердловской области.
Прогноз разработан в двух вариантах.
Вариант 1 Прогноза (консервативный) (далее - вариант 1) основан на предпосылке ухудшения внешнеэкономических условий и сдержанном восстановлении внутреннего спроса в условиях более жесткого применения санкционного режима и усиления давления на дружественные и нейтральные государства. В варианте 1 предполагается более низкий уровень спроса на товары российского экспорта.
В случае развития экономики Свердловской области по варианту 1 в 2024 году физические объемы валового регионального продукта (далее - ВРП) прогнозируются на уровне 100,8% по сравнению с предыдущим годом в сопоставимых ценах, в 2025 году - 101,6%, в 2026 году - 101,7%.
В вариант 2 Прогноза (базовый) (далее - вариант 2) заложена проактивная экономическая политика. Вариант 2 описывает наиболее вероятный сценарий социально-экономического развития Свердловской области с учетом ожидаемых относительно оптимистичных изменений внешних условий и эффективной реализации всего комплекса мер по поддержке экономики, включая реализацию Плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления, одобренного на заседании Президиума Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций 15.03.2022 (далее - План первоочередных действий), и Плана первоочередных действий по обеспечению устойчивого развития Свердловской области, утвержденного Губернатором Свердловской области 14.04.2022 (далее - План первоочередных действий Свердловской области). Вариант 2 предполагает достижение национальных целей развития Российской Федерации, установленных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474.
В случае развития экономики Свердловской области по варианту 2 в 2024 году рост физических объемов ВРП прогнозируется на уровне 102,8% по сравнению с предыдущим годом, в 2025 году - 102,6%, в 2026 году - 103,1%.
Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Свердловской области
В январе - августе 2023 года динамика большинства показателей социально-экономического развития Свердловской области продолжала улучшаться.
Индекс промышленного производства по полному кругу организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области (далее - организации), составил 111,8% к уровню января - августа 2022 года, в том числе в обрабатывающих производствах - 114,7%. Объем отгруженной промышленной продукции по полному кругу организаций в январе - августе 2023 года составил 2349 млрд, рублей, или 110,6% к уровню января - августа 2022 года в действующих ценах.
Индекс производства продукции сельского хозяйства, произведенной хозяйствами всех категорий, в январе - июне 2023 года составил 102,2% к уровню января - июня 2022 года в сопоставимых ценах.
В январе - августе 2023 года автомобильным транспортом (по кругу крупных и средних организаций) перевезено 20,8 млн. тонн грузов, или 109,4% к уровню января - августа 2022 года.
Оборот розничной торговли в Свердловской области в январе - августе 2023 года сложился в сумме 907,6 млрд, рублей, или 103,4% к уровню января - августа 2022 года в сопоставимых ценах. Объем платных услуг населению составил 345 млрд, рублей, или 107,6%.
По итогам января - июля 2023 года прибыль прибыльных крупных и средних организаций составила 457,4 млрд, рублей, или 118,8% к уровню января - июля 2022 года.
В январе - июне 2023 года объем инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций (с учетом субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) составил 238,2 млрд, рублей, или 117,6% к уровню января - июня 2022 года в сопоставимых ценах. В общем объеме инвестиций 73,5% освоено крупными и средними организациями, что составило 175,2 млрд, рублей.
Объем работ, выполненных собственными силами по виду деятельности "строительство", в январе - августе 2023 года составил 245,7 млрд, рублей, или 125,2% к уровню января - августа 2022 года в сопоставимых ценах.
В январе - августе 2023 года введены в эксплуатацию жилые дома общей площадью 2041,7 тыс. кв. метров, или 113% к уровню января - августа 2022 года.
По итогам января-июля 2023 года фонд начисленной заработной платы в Свердловской области составил 622,5 млрд, рублей, или 119% к уровню января - июля 2022 года.
Среднемесячная заработная плата одного работника по полному кругу организаций в январе - июле 2023 года составила 61 236 рублей (115,7% к уровню января - июля 2022 года).
На рынке труда ситуация продолжает оставаться стабильной. Уровень регистрируемой безработицы на 01.09.2023 составил 0,71% (на 01.09.2022 - 0,98%).
Среднегодовая численность постоянного населения Свердловской области в 2022 году составила 4251,4 тыс. человек (с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 года).
В январе - июле 2023 года естественная убыль населения Свердловской области составила 10167 человек, родилось 22,6 тыс. человек, умерло 32,7 тыс. человек. Рождаемость в Свердловской области составила 97,8% к уровню января - июля 2022 года, смертность - 92,5%.
В целом Свердловская область сохраняет свои позиции в первой десятке субъектов Российской Федерации по показателям объемов отгруженной промышленной продукции, оборота оптовой и розничной торговли, предоставления платных услуг населению, ввода в эксплуатацию жилья.
В силу сохранения факторов, связанных с внешним санкционным давлением, по итогам 2023 года динамика большинства показателей социально-экономического развития Свердловской области ожидается в рамках прогноза социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочный период 2023 - 2025 годов: индекс физического объема оборота розничной торговли - 102,5%, индекс физического объема инвестиций в основной капитал - 103,4%. В связи с ускоренным ростом показателей обрабатывающих производств индекс физического объема ВРП оценивается на уровне 102,7% к уровню 2022 года, индекс промышленного производства - 104,5%.
Факторы и ограничения экономического роста Свердловской области на среднесрочный период 2024 - 2026 годов
Возможности и ограничения социально-экономического развития Свердловской области формируются под влиянием факторов внешней и внутренней среды, в том числе внеэкономического характера.
В 2023 году организациями продолжена работа по перестраиванию логистических и кооперационных цепочек, адаптации ассортимента выпускаемой продукции под новые запросы, переориентации экспортно-импортных операций на рынки дружественных и нейтральных стран.
Многие ранее обозначенные ориентиры социально-экономического развития Свердловской области не утратят своей значимости и в среднесрочном периоде. Сохранит и усилит свое влияние программа импортозамещения, направленная на снижение зависимости от импорта за счет удовлетворения внутреннего спроса высококачественной продукцией собственного производства. В среднесрочном периоде продолжится трансформация структуры внешнеторговых операций Свердловской области, перестройка производственных цепочек, обеспечение эффективной кооперации в рамках импортозамещения, формирование взаимодействия между производителями и потребителями продукции.
Системная работа по улучшению инвестиционного климата, обеспечение благоприятной среды для ведения бизнеса, совершенствование механизмов поддержки инвесторов послужат основой для поддержания инвестиционной активности и наращивания потенциала развития экономики Свердловской области. Особую значимость приобретут активизация программ импортозамещения и развитие транспортно-логистической инфраструктуры.
Тенденции в инвестиционной деятельности будут способствовать росту производительности труда в секторах, которые наиболее активно осуществляют модернизацию основных фондов.
Рост промышленного производства на территории Свердловской области в среднесрочной перспективе будет обеспечен завершением адаптации предприятий к последствиям санкций, устранением критической зависимости от импортных технологий, а также реализацией мероприятий, предусмотренных государственной программой Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", и государственной программой Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 N 425-8 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса".
Комплексное развитие и повышение конкурентоспособности транспортно-логистической инфраструктуры Свердловской области, эффективная реализация транзитного и логистического потенциала в рамках масштабной работы по выстраиванию новых транспортных коридоров и ускоренному развитию международных маршрутов, развитие мультимодальных перевозок станут важнейшими факторами социально-экономического развития Свердловской области.
Существенное влияние на социально-экономическое развитие Свердловской области в прогнозируемый период будут оказывать восстановление потребительского спроса, сохранение стабильной ситуации на рынке труда, рост денежных доходов населения.
Основные тенденции демографического развития Свердловской области в прогнозируемый период будут соответствовать общероссийским.
К основным ограничениям экономического роста Свердловской области относятся:
1) усиление санкционного давления со стороны недружественных государств, высокая неопределенность относительно среднесрочных тенденций в экономике;
2) зависимость уровня инвестиционной активности от продолжительности санкционных ограничений и геополитической напряженности;
3) зависимость производственной деятельности промышленных предприятий Свердловской области от инвестиционных программ и планов крупнейших компаний нефтегазовой отрасли и энергетического комплекса;
4) отставание уровня заработной платы в отраслях реального сектора экономики Свердловской области относительно среднероссийских показателей.
Ключевым риском Прогноза является недостаточный темп восстановления внутреннего производства и инвестиций из-за нехватки или удорожания продукции критического импорта.
Валовой региональный продукт
Ключевой задачей в экономической сфере на ближайшие годы является дальнейшее восстановление динамики ВРП для создания надежной основы достижения сопряженных целей в области развития человеческого потенциала, технологического обновления, повышения уровня и качества жизни населения.
В 2024 - 2026 годах ключевые отрасли будут определять дальнейшую динамику ВРП, при этом ускоренными темпами ожидается развитие сферы услуг.
В структуре ВРП Свердловской области к 2026 году доли основных отраслей составят:
1) обрабатывающие производства - 30,2 - 30,6%;
2) оптовая и розничная торговля - 16,6 - 16,7%;
3) транспортировка и хранение, деятельность в области информатизации и связи - 8,2%.
При реализации варианта 1 ВРП к концу прогнозного периода (2026 год) составит 106,9% к уровню 2022 года в сопоставимых ценах, в том числе:
1) промышленность - 106,1%, в том числе в обрабатывающих производствах -107,8%;
2) оптовая и розничная торговля - 110,3%;
3) платные услуги - 106,4%.
При реализации варианта 2 ВРП к концу прогнозного периода (2026 год) составит 111,7% к уровню 2022 года в сопоставимых ценах с учетом реализации структурных мер макроэкономической политики, включая запуск нового инвестиционного цикла, в том числе:
1) промышленность - 112,7%, в том числе в обрабатывающих производствах -114,6%;
2) оптовая и розничная торговля - 115,3%;
3) платные услуги - 109,6%.
Драйвером роста станет внутренний спрос, в том числе в условиях реализации программ импортозамещения за счет наращивания производства отечественных товаров и услуг. Росту производства также будут способствовать дальнейшее развитие особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Титановая долина" (далее - ОЭЗ "Титановая долина"), реализация комплекса мер государственной поддержки, нацеленных на стимулирование развития индустриальных парков на территории Свердловской области.
В среднесрочной перспективе предполагается реализация дополнительных мер экономической политики, направленных на обеспечение технологического суверенитета и цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления.
Крупнейшие компании Свердловской области продолжат реализацию программ инновационного развития, что будет способствовать повышению производительности труда в Свердловской области.
Ожидается, что в 2025 году производительность труда в экономике (по добавленной стоимости) увеличится на 21,3-25,4% к уровню 2022 года в действующих ценах и по варианту 1 составит 1982,5 тыс. рублей в расчете на одного занятого в экономике, по варианту 2 - 2047,9 тыс. рублей.
Промышленное производство
Прогноз промышленного производства на среднесрочный период разработан с учетом следующих факторов:
1) последствия введенных санкций странами ЕС, США для российской экономики;
2) значительное снижение объема экспорта промышленной продукции, накопление излишков продукции на складах;
3) зависимость отраслей промышленности от импортного оборудования, комплектующих, расходных материалов, обслуживания иностранными специалистами;
4) увеличение логистических затрат в связи с дальнейшей переориентацией экспорта в страны Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки;
5) нерентабельность выпуска жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в связи с государственным регулированием цен на них;
6) применение повышающего коэффициента 3,5 к действующей ставке налога на добычу полезных ископаемых в отношении твердых полезных ископаемых.
Рост промышленного производства будет базироваться на реализации инвестиционных проектов в ключевых для Свердловской области видах экономической деятельности. Крупнейшими инвестиционными проектами являются:
1) реконструкция химико-металлургического производства с внедрением технологии Ausmelt открытого акционерного общества "Святогор";
2) техническое перевооружение рельсобалочного цеха акционерного общества "ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат";
3) производство по изготовлению железнодорожных колес на территории ОЭЗ "Титановая долина" (г. Верхняя Салда) компании "Аллегро";
4) реконструкция III очереди цеха электролиза меди акционерного общества "Уралэлектромедь";
5) создание производственного комплекса по выпуску авиационных изделий из полимерных композитных материалов акционерного общества "Уральский завод гражданской авиации";
6) модернизация вальцеделательного производства закрытого акционерного общества "Кушвинский завод прокатных валков";
7) создание новых производственных мощностей для изготовления катализаторов нового поколения для автомобильного транспорта, удовлетворяющих нормам Евро-6b/6с, обществом с ограниченной ответственностью "Экоальянс".
В целях развития системы импортозамещения и внутрироссийской кооперации будет продолжена работа по расширению использования потенциала организаций промышленного комплекса Свердловской области, развитию производства продукции гражданского и двойного назначения за счет реализации капиталоемких инвестиционных проектов на предприятиях оборонно-промышленного комплекса.
В 2026 году объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ (услуг) собственными силами по полному кругу промышленных организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, прогнозируется по варианту 1 на уровне 4002,8 млрд, рублей, по варианту 2 - 4254,7 млрд, рублей, что в действующих ценах на 19,8-27,3% выше уровня 2022 года.
Индекс промышленного производства в 2026 году по варианту 1 составит 106,1% к уровню 2022 года в сопоставимых ценах, по варианту 2 - 112,6%.
Сельское хозяйство
По варианту 1 предполагается развитие сельского хозяйства на достигнутом уровне с сохранением текущих тенденций и объемов государственной поддержки. В результате в 2026 году объем продукции сельского хозяйства, произведенной хозяйствами всех категорий, составит 142,1 млрд, рублей.
По варианту 2 предусмотрено, что при условии увеличения объемов государственной поддержки в отраслях сельского хозяйства более высокими темпами будут осуществляться техническое перевооружение, строительство, реконструкция, модернизация производственных объектов и внедрение новых технологий. Проведение такого комплекса мероприятий и наличие благоприятных для выращивания сельскохозяйственных культур погодных условий позволяют прогнозировать рост показателей. Объем продукции сельского хозяйства, произведенной хозяйствами всех категорий, в 2026 году составит 145,7 млрд, рублей.
В сфере животноводства с участием государственной поддержки будет продолжена реализация мероприятий по техническому перевооружению, строительству новых и реконструкции уже функционирующих объектов животноводства, а также техническая и технологическая модернизация производственных объектов.
Положительные тенденции в отрасли растениеводства будут связаны с проведением культуртехнических мероприятий, в том числе гидромелиоративных и по известкованию кислых почв, что позволит улучшить характеристики почвы и увеличить урожай сельскохозяйственных культур. Также в 2023 - 2024 годах акционерным обществом "Тепличное" планируется реализовать инвестиционный проект по строительству инновационного тепличного комбината площадью 13 гектаров с энергоцентром на территории поселка Садовый (муниципальное образование "город Екатеринбург"). Дополнительное производство овощной продукции с введенных в производство площадей составит более 9 тыс. тонн.
Рынок товаров и услуг
В 2022 году потребительский рынок оказался под влиянием новых рисков, связанных с санкциями и уходом с отечественного рынка ряда зарубежных брендов.
В среднесрочной перспективе 2024 - 2026 годов оборот розничной торговли восстановит траекторию роста благодаря активной государственной поддержке импортозамещения и развития внутреннего товарного производства. Динамика платных услуг останется положительной.
По варианту 1 предполагаются низкие, но положительные темпы роста индекса физического объема оборота розничной торговли, что отражает сдержанные оптимистичные ожидания относительно перспектив роста уже в 2023 году. Оборот розничной торговли в 2026 году составит 1725,6 млрд, рублей (среднегодовой темп роста в 2024 - 2026 годах - 102,5% в сопоставимых ценах), объем платных услуг населению - 619,5 млрд, рублей (среднегодовой темп роста - 101%).
По варианту 2 предполагаются более высокие восстановительные темпы роста потребительского рынка. Восстановление потребительского спроса в Свердловской области в 2024 - 2026 годах будет обусловлено адаптацией бизнеса к новым экономическим условиям, расширением ассортимента и увеличением объема продаж за счет развития новых каналов параллельного импорта и изменения логистических цепочек. Оборот розничной торговли в 2026 году составит 1821,4 млрд, рублей (среднегодовой темп роста в 2024 - 2026 годах -104% в сопоставимых ценах), объем платных услуг населению - 685,4 млрд, рублей (среднегодовой темп роста - 102,5%).
Финансы
В период 2024 - 2026 годов прогнозируется положительная динамика финансово-экономических показателей деятельности организаций.
В 2026 году прибыль прибыльных организаций составит по варианту 1 844,8 млрд, рублей, по варианту 2 - 926,4 млрд, рублей, или 111,7-122,4% к уровню 2022 года.
Росту прибыли прибыльных организаций будут способствовать освоение передовых технологий, создание новых мощностей, наращивание и перестройка производства, в том числе в условиях роста спроса на импортозамещающую продукцию и выполнения государственного оборонного заказа в базовых отраслях промышленности Свердловской области, переориентация поставок на внутренний рынок и рынки дружественных стран, оптимизация логистических схем, восстановление потребительского спроса, реализация на федеральном и региональном уровнях государственной власти комплекса мер государственной поддержки экономики.
Инвестиции
По варианту 1 поддержанию инвестиционной активности будут способствовать адаптация предприятий Свердловской области к изменившимся макроэкономическим условиям, перестройка хозяйственных связей, реализация на федеральном и региональном уровнях государственной власти комплекса мер государственной поддержки экономики.
Объем инвестиций в основной капитал в 2026 году прогнозируется на уровне 773,1 млрд, рублей, или 117,2% к уровню 2022 года в сопоставимых ценах.
По варианту 2 прогнозируется постепенное наращивание инвестиционной активности, основанное на успешной реализации планов по импортозамещению, системной поддержке инвестиционных проектов, предполагающих создание инновационной и высокотехнологичной продукции, малого и среднего предпринимательства, развитии инфраструктуры для инвесторов различного масштаба и отраслевой направленности, переориентации бизнеса на формирование связей с новыми деловыми партнерами на локальных рынках товаров и услуг.
В результате в 2026 году объем инвестиций в основной капитал увеличится на 21,9% к уровню 2022 года в сопоставимых ценах и составит 806,2 млрд, рублей.
Прогнозируемые тенденции будут способствовать достижению целевых показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474.
В Свердловской области положительной динамике инвестиций в основной капитал в среднесрочном периоде будет способствовать реализация следующих комплексных мер:
1) продолжение реализации системы поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации ("Региональный инвестиционный стандарт");
2) развитие существующих инструментов поддержки инвесторов и внедрение новых, включая меры налогового стимулирования инвестиционной деятельности (приоритетные инвестиционные проекты Свердловской области, соглашения о защите и поощрении капиталовложений, предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов для реализации масштабных инвестиционных проектов и размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, инвестиционный налоговый кредит и иные);
3) обеспечение работы автономной некоммерческой организации "Агентство по привлечению инвестиций Свердловской области";
4) развитие инвестиционной инфраструктуры;
5) развитие государственно-частного партнерства;
6) повышение доступности финансовых ресурсов для малого и среднего предпринимательства;
7) развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области и обеспечение ее деятельности;
8) продвижение инвестиционного потенциала Свердловской области на российском и международном уровнях.
Значительное содействие в повышении деловой активности, расширении торгово-экономического сотрудничества и привлечении инвестиций окажет развитие конгрессно-выставочной деятельности, проведение международных мероприятий, в том числе Международной промышленной выставки "ИННОПРОМ", Международного чемпионата высокотехнологичных профессий Хайтек, Международного форума и выставки 100+ TechnoBuild и Международной специализированной выставки-форума современных медицинских технологий, медицинского оборудования, инструментария, расходных материалов, фармацевтических препаратов, а также медицинских услуг "Здравоохранение Урала".
Жилищное строительство
В 2024 - 2026 годах объем введенного в эксплуатацию жилья прогнозируется по варианту 1 в среднем на уровне 2670 тыс. кв. метров ежегодно, по варианту 2 - в среднем на уровне 2930 тыс. кв. метров ежегодно.
Объем ввода жилья неразрывно связан с ипотечной ставкой и иными социально-экономическими показателями развития Свердловской области, такими как увеличение численности населения, повышение ожидаемой продолжительности жизни и рост реальных доходов граждан.
Ключевыми мероприятиями в сфере жилищного строительства являются:
1) оказание содействия при реализации проектов по комплексному освоению территорий, предусматривающих строительство жилья;
2) стимулирование спроса на первичном рынке жилья;
3) ликвидация аварийного жилищного фонда.
Прогнозные значения по объему ввода жилья до 2026 года по варианту 2 соответствуют значениям данного показателя, утвержденным региональным проектом "Жилье".
Внешнеэкономическая деятельность
Развитие внешнеэкономических связей Свердловской области в 2024 - 2026 годах будет осуществляться в условиях изменения структуры международной торговой системы, сохранения санкционных ограничений, переориентации экспортеров и импортеров на сотрудничество с дружественными странами.
Вариант 1 предполагает нарастание негативных последствий санкционного давления, сокращение импорта инвестиционных товаров, что повлечет снижение ввоза сырья, материалов и комплектующих.
Вариант 2 учитывает относительно быструю переориентацию экспортных потоков с западных направлений на рынки стран Азии, Ближнего Востока и Африки. Сокращение импортных поставок оборудования и комплектующих из западных стран компенсируется возрастанием закупок из Китая.
Повышение конкурентоспособности продукции предприятий Свердловской области, улучшение товарной структуры внешней торговли, реализация комплекса мер поддержки внешнеэкономической деятельности предприятий Свердловской области, стимулирование инвестиционных процессов будут способствовать увеличению несырьевого неэнергетического экспорта.
В 2026 году объем экспорта по варианту 1 составит 8,4 млрд, долларов США, по варианту 2 - 9,3 млрд, долларов США.
Малое предпринимательство
В период 2024 - 2026 годов прогнозируется сохранение положительной динамики показателей малого и среднего предпринимательства.
К 2026 году число малых и средних предприятий (включая микропредприятия) по варианту 1 увеличится до 99,3 тыс. единиц, что составит 115,1% к уровню 2022 года, по варианту 2 - до 108,9 тыс. единиц, или 126,2% к уровню 2022 года.
В 2026 году оборот малых и средних предприятий (включая микропредприятия) по варианту 1 ожидается в сумме 3379,4 млрд, рублей, или 120,2% к уровню 2022 года в действующих ценах, по варианту 2 - 4433,2 млрд, рублей, или в 1,6 раза выше уровня 2022 года в действующих ценах.
Положительной прогнозной динамике ключевых показателей деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства будет способствовать реализация в Свердловской области комплекса антикризисных мер поддержки бизнеса, принимаемых в связи с внешним санкционным воздействием, а также мероприятий в рамках региональных проектов, входящих в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы". Указанные мероприятия будут направлены на создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами, легкого старта и комфортного ведения бизнеса, а также акселерацию субъектов малого и среднего предпринимательства.
Труд и занятость
На конец 2023 года регистрируемая безработица в Свердловской области ожидается на уровне 0,9%.
В среднесрочном периоде 2024 - 2026 годов в условиях варианта 1 уровень регистрируемой безработицы не превысит 1,3% в год.
По варианту 2 прогнозируется снижение уровня регистрируемой безработицы к 2026 году до 0,8%.
В целях сдерживания социальной напряженности в Свердловской области реализуются мероприятия активной политики занятости населения.
В среднесрочной перспективе на рынок труда и занятость населения влияние окажут условия внешнего санкционного давления, а также продолжит оказывать влияние поэтапное повышение пенсионного возраста. Расширение границ трудоспособного возраста изменяет структуру трудовых ресурсов, в которой будет снижаться численность работающих пенсионеров старше трудоспособного возраста и увеличиваться численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте.
Прогноз численности занятых в экономике Свердловской области на среднесрочную перспективу разработан с учетом ежегодного роста численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, снижения численности безработных и сохранения высокой занятости работающих в обрабатывающей промышленности (в частности, в организациях оборонно-промышленного комплекса), роста численности самозанятых и работающих в малом и среднем бизнесе и иных факторов. В результате в 2026 году численность занятых в экономике Свердловской области по варианту 1 прогнозируется на уровне 2081 тыс. человек, по варианту 2 - на уровне 2111 тыс. человек.
Уровень жизни населения
В среднесрочном периоде 2024 - 2026 годов продолжится рост среднемесячной заработной платы в Свердловской области. Одним из механизмов увеличения заработной платы является ежегодный рост минимальной заработной платы, превышающей величину прожиточного минимума трудоспособного населения.
Продолжится работа по сохранению достигнутого соотношения между уровнем оплаты труда отдельных категорий работников и уровнем средней заработной платы в Свердловской области исходя из величины прогнозного значения показателя "Среднемесячный доход от трудовой деятельности в Свердловской области" во исполнение указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
По варианту 1 среднемесячная заработная плата в Свердловской области в 2026 году прогнозируется на уровне 77 397 рублей (среднегодовой темп роста в 2024 - 2026 годах - 107,2%).
Вариант 2 прогнозируемой среднемесячной заработной платы обеспечит устойчивый рост реальных доходов населения, предусмотренный Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474. По варианту 2 среднемесячная заработная плата в Свердловской области в 2026 году достигнет 78 775 рублей (среднегодовой темп роста в 2024 - 2026 годах - 107,8%).
В среднесрочный период рост денежных доходов населения при активной государственной политике будет обеспечен за счет роста заработной платы, расширения набора социальных мер поддержки населения, реализации мероприятий по поддержке предпринимателей, стимулированию создания субъектов малого и среднего предпринимательства и других.
С учетом прогнозируемой динамики среднемесячной заработной платы, социальной поддержки населения и предпринимательской активности денежные доходы населения Свердловской области к 2026 году прогнозируются по вариантам 1 и 2 на уровне 3148,6 млрд, рублей и 3426,8 млрд, рублей соответственно, что на 34-45% выше уровня 2022 года. Реальные располагаемые денежные доходы населения в период 2024 - 2026 годов по варианту 1 составят в среднем 101,2% в год, по варианту 2 - 101,8% в год.
В рамках достижения целевого показателя по снижению в два раза уровня бедности по сравнению с уровнем 2017 года, установленного Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474, прогнозируется, что в 2026 году доля населения Свердловской области, имеющего денежные доходы ниже границы бедности, не превысит 7%.
Согласно комплексной программе Свердловской области "Снижение уровня бедности в Свердловской области на период до 2030 года", утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 22.07.2021 N 448-ПП "Об утверждении комплексной программы Свердловской области "Снижение уровня бедности в Свердловской области на период до 2030 года", снижение уровня бедности будет достигнуто путем реализации мероприятий по стимулированию общего роста реальных доходов населения, повышения уровня социального обеспечения и адресности мер социальной поддержки. Среди ожидаемых результатов реализации указанной комплексной программы:
1) рост реальных денежных доходов жителей Свердловской области;
2) снижение численности населения с доходами ниже границы бедности;
3) увеличение числа граждан, прошедших переобучение и повышение квалификации;
4) увеличение количества получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Фонд начисленной заработной платы
С учетом планируемых мер, направленных на создание новых высокопроизводительных рабочих мест и модернизацию действующих рабочих мест, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, рост среднемесячной заработной платы, в 2026 году фонд заработной платы по варианту 1 прогнозируется на уровне 1379 млрд, рублей, или 145% к уровню 2022 года, по варианту 2 - на уровне 1424,7 млрд, рублей, или 149% к уровню 2022 года.
Демографические показатели
С начала 2022 года в Свердловской области отмечается устойчивая положительная тенденция снижения смертности населения при сохранении естественной убыли населения.
В 2024 - 2026 годах в Свердловской области по обоим вариантам прогноза сохранятся риски снижения рождаемости на фоне объективной тенденции уменьшения численности женщин репродуктивного возраста, в том числе женщин в возрасте 20-34 лет, и увеличения возраста женщин при первых родах.
В прогнозируемый период будет продолжена реализация мер по поддержке материнства, семей (в том числе многодетных), развитию вспомогательных репродуктивных технологий в рамках региональных проектов национальных проектов "Демография" и "Здравоохранение", а также нового комплекса мер по повышению рождаемости и поддержке семей с детьми, предусмотренного региональной программой Свердловской области по повышению рождаемости на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 29.06.2023 N 456-ПП "Об утверждении региональной программы Свердловской области по повышению рождаемости на период до 2030 года".
Вариант 1 основан на предположении о значительной инертности и слабой управляемости репродуктивного поведения населения, дальнейшем распространении одно- или двухдетной модели семьи. По варианту 1 среднегодовая численность постоянного населения Свердловской области составит в 2026 году 4161,8 тыс. человек, или 97,9% к уровню 2022 года. Общий коэффициент рождаемости составит в 2026 году 7,8 родившихся живыми на тысячу населения.
Вариант 2 основан на предпосылке о полномасштабной реализации мероприятий в рамках достижения в Свердловской области национальных целей развития Российской Федерации, установленных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474. Ключевыми факторами станут сохранение в Свердловской области значений показателей рождаемости на уровне выше среднероссийских, дальнейшее снижение смертности населения.
По варианту 2 среднегодовая численность постоянного населения Свердловской области в 2026 году составит 4194 тыс. человек, или 98,6% к уровню 2022 года. Общий коэффициент рождаемости составит 8,5 родившихся живыми на тысячу населения.
Финансовое обеспечение государственных программ Свердловской области
В соответствии с Перечнем государственных программ Свердловской области, утвержденным распоряжением Правительства Свердловской области от 31.10.2014 N 1355-РП "Об утверждении Перечня государственных программ Свердловской области", на территории Свердловской области реализуются 29 государственных программ Свердловской области (далее - государственная программа).
С 2024 года в Свердловской области будут реализовываться мероприятия 30 государственных программ (с учетом прекращения реализации государственной программы "Государственная охрана объектов культурного наследия, расположенных на территории Свердловской области, до 2027 года", утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2016 N 994-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Государственная охрана объектов культурного наследия, расположенных на территории Свердловской области, до 2027 года", разделения государственной программы "Обеспечение рационального, безопасного природопользования и развития лесного хозяйства на территории Свердловской области до 2027 года", утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 20.06.2019 N 375-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Обеспечение рационального, безопасного природопользования и развития лесного хозяйства на территории Свердловской области до 2027 года", на 2 отдельные государственные программы: "Обеспечение рационального и безопасного природопользования на территории Свердловской области" и "Развитие лесного хозяйства на территории Свердловской области").
Срок реализации государственных программ запланирован до 2027 года.
Государственные программы можно объединить в 3 блока:
1) "Социальное развитие";
2) "Развитие отраслей экономики и инфраструктуры";
3) "Государственное управление".
Основной объем расходов областного бюджета приходится на блок "Социальное развитие", который составляет более 70% общего объема бюджетных средств, направляемых на реализацию государственных программ (таблица).
Таблица
Расходы на финансирование государственных программ Свердловской области на 2024 - 2026 годы за счет средств областного бюджета
по состоянию на 13.07.2023
Номер строки |
Наименование блока |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
||||
млрд. рублей |
процентов |
млрд. рублей |
процентов |
млрд. рублей |
процентов |
млрд. рублей |
процентов |
||
1. |
Расходы по государственным программам, всего в том числе по блокам: |
311,75 |
100 |
300,03 |
100 |
294,86 |
100 |
292,08 |
100 |
2. |
"Социальное развитие" |
201,20 |
64,54 |
208,84 |
69,60 |
214,85 |
72,86 |
205,09 |
70,21 |
3. |
"Развитие отраслей экономики и инфраструктуры" |
63,99 |
20,53 |
53,65 |
17,89 |
51,28 |
17,40 |
58,38 |
19,99 |
4. |
"Государственное управление" |
46,56 |
14,93 |
37,54 |
12,51 |
28,73 |
9,74 |
28,61 |
9,80 |
В блок "Социальное развитие" включены 6 государственных программ в сферах образования и молодежной политики, социальной поддержки и социального обслуживания населения, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, содействия занятости населения Свердловской области.
Учитывая, что вышеуказанные государственные программы направлены на выполнение социальных обязательств, а также на развитие человеческого потенциала, блок "Социальное развитие" имеет приоритетное значение для реализации государственной политики.
К основным ожидаемым результатам реализуемых мероприятий государственных программ, относящихся к блоку "Социальное развитие", по итогам прогнозного периода 2024 - 2026 годов можно отнести следующие:
1) доля населения, обеспеченного первичной и скорой медицинской помощью, соответствующей стандартам доступности, составит 100%;
2) планируется увеличение более чем в 2 раза по сравнению с уровнем 2023 года доли граждан старше трудоспособного возраста, охваченных профилактическими осмотрами, включая диспансеризацию;
3) доля образовательных организаций, в которых созданы необходимые условия для совместного обучения детей-инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, увеличится с 44,9% в 2023 году до 52,3%;
4) количество многодетных семей увеличится с 67 тыс. семей в 2023 году до 71 тыс. семей;
5) доля граждан, имеющих доступ к федеральной информационно-телекоммуникационной системе "Работа в России", увеличится с 87% в 2023 году до 100%;
6) число посещений культурных мероприятий возрастет с 51259 тыс. посещений в 2023 году до 86 703 тыс. посещений;
7) количество спортивных площадок, оснащенных специализированным оборудованием для занятий уличной гимнастикой, возрастет с 85 единиц в 2023 году до 250 единиц.
Государственные программы блока "Развитие отраслей экономики и инфраструктуры" оказывают непосредственное влияние на темпы экономического роста Свердловской области.
В блок "Развитие отраслей экономики и инфраструктуры" включены 11 государственных программ в сферах промышленности и науки, агропромышленного комплекса и потребительского рынка, развития сельских территорий, жилищно-коммунального хозяйства, природопользования, лесного хозяйства, транспортного и строительного комплексов, повышения инвестиционной привлекательности Свердловской области, формирования современной городской среды, развития туризма и индустрии гостеприимства.
Объем расходов областного бюджета на государственные программы по блоку "Развитие отраслей экономики и инфраструктуры" составляет 17,4-20,5% от общего объема программных расходов (от 51,28 млрд, рублей до 63,99 млрд, рублей).
К основным ожидаемым результатам реализуемых мероприятий государственных программ, относящихся к блоку "Развитие отраслей экономики и инфраструктуры", по итогам прогнозного периода 2024 - 2026 годов можно отнести следующие:
1) средняя скорость движения общественного транспорта увеличится с 15,0 километра в час в 2023 году до 16,9 километра в час;
2) объем произведенной продукции сельского хозяйства увеличится с 91,8 млрд, рублей в 2023 году до 107,7 млрд, рублей;
3) ввод дополнительных мощностей газопроводов и газовых сетей в Свердловской области составит 1382,5 километра;
4) объем экспорта промышленной продукции организациями планируется на уровне 9,0 млрд, долларов США.
В блок "Государственное управление" включены 13 государственных программ, направленных на совершенствование социально-экономической политики на территории Свердловской области, управление государственными финансами, повышение эффективности управления государственной собственностью, развитие международных и внешнеэкономических связей Свердловской области, обеспечение деятельности мировых судей, общественной безопасности на территории Свердловской области, эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия Свердловской области, развитие кадровой политики в системе государственного и муниципального управления и иное.
Доля государственных программ, относящихся к блоку "Государственное управление", составляет 9,7-14,9% от общего объема программных расходов (от 9,74 млрд, рублей до 14,93 млрд, рублей).
Основным ожидаемым результатом реализуемых мероприятий государственных программ, относящихся к блоку "Государственное управление", по итогам прогнозного периода 2024 - 2026 годов является уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг, который планируется поддерживать на уровне 90%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.