Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Свердловской области
от 26.10.2023 N 777-ПП
Раздел 1. Стратегические приоритеты и цели государственной политики в сфере управления государственной собственностью Свердловской области и земельными ресурсами
Эффективное управление государственным имуществом и земельными ресурсами является одним из ключевых направлений деятельности Правительства Свердловской области по созданию эффективной конкурентной экономики, решению экономических и социальных задач, обеспечивающих повышение уровня и качества жизни населения, что соответствует Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы, утвержденной Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы" (далее - Стратегия), согласно параграфу 6 Стратегии целями социально-экономической политики Свердловской области на 2016 - 2030 годы являются повышение качества жизни населения, представляющего Свердловскую область как привлекательную для жизни и развития человека территорию, и повышение конкурентоспособности Свердловской области в глобальной экономике.
Целями Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - Министерство) при реализации государственной программы Свердловской области "Повышение эффективности управления государственной собственностью Свердловской области" (далее - государственная программа) являются:
1) реализация государственной политики в сфере управления государственной собственностью Свердловской области и приватизации государственного имущества Свердловской области, а также управления земельными ресурсами, в том числе путем увеличения поступлений по неналоговым доходам в областной бюджет и бюджет муниципального образования "город Екатеринбург" для формирования экономической базы, обеспечивающей рост консолидированного бюджета Свердловской области;
2) определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, ставок арендной платы и коэффициентов, применяемых для определения размера арендной платы за отдельные виды объектов недвижимости;
3) реализация имущественных прав льготных категорий граждан, а также защита прав вкладчиков и акционеров, которым был причинен ущерб на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации.
Основными проблемами управления государственной собственностью в Свердловской области по состоянию на 1 января 2023 года являются:
1) низкая ликвидность предлагаемого к вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого и неэффективно используемого государственного имущества (большая часть имущества и земельных участков, востребованных юридическими и физическими лицами, реализована в 2014 - 2022 годах, предоставлена в аренду, в собственность, в безвозмездное пользование);
2) невозможность вовлечения в хозяйственный оборот и недостаточность средств у государственных учреждений Свердловской области на проведение мероприятий по списанию и демонтажу (сносу, утилизации) неиспользуемого недвижимого имущества Свердловской области, находящегося в неудовлетворительном состоянии, непригодного для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие утраты потребительских свойств, в том числе физического и морального износа, подлежащего списанию;
3) отсутствие системного подхода к планированию, анализу, повышению эффективности и контролю за деятельностью акционерных обществ с участием Свердловской области в уставном капитале и осуществляемых ими инвестиционных проектов, низкая рентабельность, недостаточная информационная открытость их финансово-хозяйственной деятельности, что существенно снижает привлекательность инвестиций в проекты, осуществляемые на территории Свердловской области, а также доверие населения к исполнительным органам государственной власти;
4) отсутствие механизмов и критериев отбора кандидатов в органы управления и контроля акционерных обществ с долей участия Свердловской области в уставном капитале;
5) недостаточное финансирование мероприятий, направленных на сохранение объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности Свердловской области.
Министерством в результате ежегодного проведения кадастровых работ, а также осуществления государственной регистрации прав значительно снижен объем недвижимого имущества, права на которое не зарегистрированы.
Фактически по состоянию на 1 января 2023 года 19 037 объектов недвижимого имущества подлежали регистрации, из них зарегистрировано право государственной собственности Свердловской области на 18 669 объектов, что составляет 98%.
За 2022 год осуществлена регистрация:
права хозяйственного ведения на 619 из 708 объектов, что составляет 87%;
права оперативного управления на 16 331 из 16 556 объектов, что составляет 98%.
По состоянию на 1 сентября 2023 года в Реестре государственного имущества Свердловской области зарегистрировано 7 государственных унитарных предприятий Свердловской области, 6 из которых осуществляют финансово-хозяйственную деятельность, 847 государственных учреждений (включая исполнительные органы государственной власти Свердловской области), 33 акционерных общества, из них 21 со 100% долей участия Свердловской области в уставном капитале.
В целях реализации Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон от 27 декабря 2019 года N 485-ФЗ) Министерством с учетом предложений исполнительных органов государственной власти Свердловской области в 2020 году подготовлен и утвержден план мероприятий по реформированию государственных унитарных предприятий Свердловской области.
В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 485-ФЗ государственные и муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие деятельность на товарных рынках в Российской Федерации, находящихся в условиях конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", подлежат ликвидации или реорганизации по решению учредителя до 1 января 2025 года.
На 1 января 2025 года сохранит организационно-правовую форму государственное унитарное предприятие Свердловской области "Газовые сети".
Министерством оказывается имущественная (нефинансовая) поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) в следующих формах:
путем передачи в аренду государственного имущества Свердловской области на возмездной основе, в том числе на льготных условиях;
путем продажи арендуемого ими государственного имущества Свердловской области в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Оказание имущественной поддержки субъектам МСП способствует вовлечению неиспользуемого государственного имущества Свердловской области в хозяйственный оборот и укреплению имущественной базы малого и среднего бизнеса.
По результатам проведенных Министерством мероприятий по выявлению неиспользуемого, неэффективно используемого или используемого не по назначению имущества утверждены региональные перечни государственного недвижимого и движимого имущества Свердловской области, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), а также земельных участков, находящихся в государственной собственности Свердловской области, свободных от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства) (далее - региональные перечни государственного имущества Свердловской области для субъектов МСП).
Вместе с тем заинтересованность субъектов МСП в указанном имуществе низкая ввиду необходимости проведения ремонтных работ, удаленности от больших городов, значительного количества предложений коммерческих структур по передаче в аренду помещений, расположенных в современных административно-торговых центрах, и иных факторов.
Деятельность по выявлению неиспользуемого, неэффективно используемого или используемого не по назначению имущества проводится в том числе в рамках выполнения плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Свердловской области на 2022 - 2024 годы, утвержденного распоряжением Правительства Свердловской области от 10.03.2022 N 94-РП "Об утверждении плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Свердловской области на 2022 - 2024 годы".
На официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещены региональные перечни государственного имущества Свердловской области для субъектов МСП, перечень неиспользуемого государственного имущества Свердловской области, составляющего государственную казну Свердловской области, и перечень неиспользуемого государственного имущества Свердловской области, находящегося в оперативном управлении государственных учреждений Свердловской области, подлежащего вовлечению в хозяйственный оборот, а также информация для юридических и физических лиц по вопросам использования (приобретения) неиспользуемого государственного имущества Свердловской области, порядок передачи в аренду/приобретения неиспользуемого государственного имущества Свердловской области.
Министерством в целях эффективного управления и распоряжения земельными ресурсами Свердловской области осуществляется следующая деятельность:
в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Свердловской области, осуществляются проведение работ по разграничению государственной собственности на земельные участки, регистрация права собственности Свердловской области на земельные участки, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к собственности субъектов Российской Федерации, обеспечение поступлений в областной бюджет от вовлечения земельных участков в оборот в результате предоставления в аренду, а также по результатам продажи земельных участков под объектами недвижимого имущества физическим, юридическим лицам посредством аукционов;
в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "город Екатеринбург", в частности, обеспечивается возможность граждан, юридических лиц оформить права на земельные участки, в границах которых расположены объекты капитального строительства, а также для узаконивания фактически занимаемых земель/земельных участков, прилегающих к земельным участкам, находящимся в частной собственности.
Доходы консолидированного бюджета Свердловской области от управления и распоряжения земельными ресурсами по итогам 2022 года составили порядка 375 млн. рублей, а по итогам первого полугодия 2023 года - 250 млн. рублей.
Реализация полномочий Министерства в сфере управления и распоряжения земельными ресурсами в том числе зависит от экономической ситуации, работы контрольных органов, направленной на выявление незаконного использования
всех категорий земельных участков, с последующим вынесением предписания об устранении выявленного нарушения, влекущим за собой обращение нарушителей в Министерство с целью оформления прав на занимаемую территорию.
Механизм понуждения лица к заключению договоров купли-продажи, соглашений о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности, отсутствует.
В рамках эффективного управления и распоряжения земельными участками с категорией земель сельскохозяйственного назначения имеют место следующие проблемы:
1) существенная удаленность земельных участков из земель сельско-хозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Свердловской области, от населенных пунктов, что является экономически невыгодным при использовании и осуществления деятельности на таких земельных участках для пользователей;
2) значительная степень зарастания земельных участков из земель сельско-хозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Свердловской области, что является экономически неэффективным фактором для пользователей таких земельных участков, так как для осуществления деятельности необходимо согласовать с соответствующими исполнительными органами государственной власти Свердловской области и провести мероприятия по мелиорации в отношении данных земельных участков.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) предусмотрены мероприятия по выявлению факта неиспользования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению в течение трех и более лет. Наряду с выявлением таких нарушений в отношении земельных участков и поступлением от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области соответствующих документов Министерство направляет заявления в суд об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и понуждении собственника земельного участка к продаже посредством проведения торгов в форме публичного предложения в связи с его ненадлежащим использованием по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 13 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", если земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не продан посредством проведения торгов в форме публичного предложения и не приобретен в муниципальную собственность, Министерство обязано приобрести такой земельный участок в государственную собственность по минимальной цене торгов в форме публичного предложения, что влечет дополнительные расходы областного бюджета.
В целях реализации Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" на территории Свердловской области в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 31.08.2017 N 633-ПП "О создании государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Центр государственной кадастровой оценки" осуществляет деятельность государственное бюджетное учреждение Свердловской области "Центр государственной кадастровой оценки" (далее - ГБУ СО "Центр государственной кадастровой оценки).
С 2018 года ГБУ СО "Центр государственной кадастровой оценки" проведено четыре тура государственной кадастровой оценки объектов недвижимости:
в 2019 году в отношении 3 222 582 объектов капитального строительства, расположенных на территории Свердловской области;
в 2020 году в отношении 1 333 995 земельных участков, расположенных на территории Свердловской области;
в 2022 году в отношении 1 363 651 земельного участка, расположенного на территории Свердловской области;
в 2023 году в отношении 3 455 966 объектов недвижимости, расположенных на территории Свердловской области.
Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Свердловской области, утверждены соответствующими приказами Министерства.
Одновременно начиная с 2020 года ГБУ СО "Центр государственной кадастровой оценки определяет кадастровую стоимость вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости.
Так, в 2020 году определена кадастровая стоимость 312 541 объекта недвижимости, в 2021 году - 251547 объектов недвижимости, в 2022 году - 169 062 объектов недвижимости, в 2023 году прогнозируется определение кадастровой стоимости порядка 111 500 объектов недвижимости.
Государственная кадастровая оценка проводится не ранее чем через три года и не позднее чем через пять лет с года проведения последней государственной кадастровой оценки соответствующих видов объектов недвижимости, категорий земель (пункт 7 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"),
Также ГБУ СО "Центр государственной кадастровой оценки" наделено полномочиями по определению ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Свердловской области и предоставленные в аренду без торгов (далее - ставки), понижающих коэффициентов для отдельных категорий лиц и в целях поддержки социально значимых видов деятельности - коэффициентов развития.
В соответствии с пунктами 6.5.1 и 6.10.1 Стандарта качества выполнения государственной работы "Определение ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Свердловской области и предоставленные в аренду без торгов, понижающих коэффициентов и коэффициентов развития", утвержденного приказом Министерства от 20.12.2019 N 3277 "Об утверждении стандартов качества предоставления государственных услуг (работ), предоставляемых (выполняемых) государственным бюджетным учреждением Свердловской области "Центр государственной кадастровой оценки", ставки определяются одновременно с проведением государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
При этом существует проблема, связанная с несоответствием видов разрешенного использования земельных участков классификатору видов разрешенного использования, утвержденному приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (далее - классификатор).
В этой связи Министерство утверждает для каждого муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, ставку с наименованием "Иное использование", которая устанавливается в размере максимальной ставки, определенной для данного муниципального образования, и подлежит применению арендодателем для определения размера арендной платы за земельный участок, вид разрешенного использования которого не позволяет установить соответствие наименованию и описанию одного из видов разрешенного использования, предусмотренных классификатором.
В целях достижения показателя "Снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года" в рамках национальной цели "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей", установленного Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", реализации национальных проектов (программ) и поручений, содержащихся в плане основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 N 122-р, и Плане основных мероприятий, проводимых в Свердловской области в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года, утвержденном распоряжением Правительства Свердловской области от 30.07.2021 N 416-РП "Об утверждении Плана основных мероприятий, проводимых в Свердловской области в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года", в Свердловской области осуществляется реализация прав граждан, имеющих трех и более детей, на получение бесплатно в собственность земельного участка, предоставляемого для индивидуального жилищного строительства, путем предоставления такого участка либо предоставления социальной выплаты взамен предоставления такого земельного участка.
По состоянию на 1 января 2023 года в Свердловской области гражданам, имеющим трех и более детей, предоставлено бесплатно в собственность 16 688 земельных участков и 11 632 социальные выплаты.
Министерством на основании законов Свердловской области от 20 июля 2015 года N 85-ОЗ "О перераспределении отдельных полномочий в сфере рекламы между органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, расположенных на территории Свердловской области, и органами государственной власти Свердловской области", от 20 июля 2015 года N 86-ОЗ "О перераспределении отдельных полномочий в сфере рекламы между органами местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" и органами государственной власти Свердловской области" и от 11 февраля 2016 года N 8-ОЗ "О признании утратившим силу Закона Свердловской области "О наделении органов местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" государственными полномочиями Свердловской области в сфере рекламы" осуществляются полномочия в сфере рекламы в отношении рекламных конструкций, расположенных в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального и межмуниципального значения на территории Свердловской области, и рекламных конструкций, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
В целях обеспечения реализации указанных полномочий Министерства осуществляется своевременное обследование установленных рекламных конструкций на предмет соответствия выданным разрешительным документам и наличия самовольно установленных рекламных конструкций, производство демонтажа рекламных конструкций, самовольно установленных и не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, а также организация конкурентных процедур на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Данные полномочия осуществляются в отношении рекламных конструкций, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург", а также в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального и межмуниципального значения, протяженность которых на территории Свердловской области составляет порядка 20 тыс. км.
Учитывая значительный объем работы по обследованию существующих рекламных конструкций, объектов недвижимости в целях принятия решения о присоединении к ним рекламных конструкций, выявлению не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе рекламных конструкций, ряд функций в сфере регулирования регионального рынка рекламы, а именно функций по проведению проверок установленных рекламных конструкций на предмет соответствия выданным разрешительным документам, выявлению самовольно установленных рекламных конструкций, оформлению актов обследования, выявлению мест для установки рекламных конструкций, осуществлению учета рекламных конструкций, по демонтажу, транспортировке, хранению и возможному уничтожению рекламных конструкций, расположенных в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального и межмуниципального значения, и рекламных конструкций на территории муниципального образования "город Екатеринбург", переданы государственному учреждению Свердловской области, подведомственному Министерству.
Раздел 2. Основные параметры государственной программы Свердловской области "Повышение эффективности управления государственной собственностью Свердловской области"
Основные параметры государственной программы Свердловской области "Повышение эффективности управления государственной собственностью Свердловской области" приведены в приложении к государственной программе.
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Свердловской области от 26 октября 2023 г. N 777-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.