Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к резолюции Высшего
Государственного Совета
Союзного государства
от 6 апреля 2023 г. N 3
Информация
о выполнении Приоритетных направлений и первоочередных задач
дальнейшего развития Союзного государства на 2018-2022 годы
1. Формирование единого правового пространства Союзного государства
1.1. Мониторинг исполнения положений Договора о создании Союзного государства, а также проведение сравнительно-правового анализа актов законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь, международных договоров, заключенных в рамках Союзного государства, на предмет выявления отраслей, подлежащих гармонизации и унификации
Постоянным Комитетом Союзного государства совместно с республиканскими органами государственного управления, федеральными органами исполнительной власти, иными организациями был подготовлен анализ выполнения положений Договора о создании Союзного государства и международных договоров.
На основании анализа определены сферы, подлежащие гармонизации и разработан проект Концепции сближения законодательства государств - участников Договора о создании Союзного государства.
Вопрос формирования единого правового пространства Союзного государства 26 февраля 2019 г. рассмотрен Группой высокого уровня Совета Министров Союзного государства (далее - ГВУ). Протокольным решением ГВУ от 26 февраля 2019 г. N 2 Постоянному Комитету Союзного государства совместно с Парламентским Собранием Союза Беларуси и России поручено продолжить работу по согласованию проектов Информации и Концепции и внести их в установленном порядке на рассмотрение Совета Министров Союзного государства.
22 апреля 2019 г. Постоянный Комитет Союзного государства направил доработанные материалы на согласование в 54 министерства и ведомства Беларуси и России, а также в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России.
Решением Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту от 24 мая 2019 г. N 3 (104) - 2 одобрены Информация и Концепция, а также проекты постановлений Высшего Государственного Совета и Совета Министров Союзного государства.
Вопрос о ходе работы над проектом Концепции сближения законодательства государств - участников Договора о создании Союзного государства рассматривался на заседаниях ГВУ 5 июня и 20 октября 2020 г. ГВУ. Было решено возобновить работу над проектом Концепции после завершения работы Российско-Белорусской рабочей группы по реализации положений Договора о создании Союзного государства (протокольное решение N 16). Межгосударственная рабочая группа продолжает работу.
Гармонизация, унификация законодательства сторон продолжается в рамках задач и направлений, предусмотренных Основными направлениями реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021 - 2023 годы (далее - Основные направления) и Союзными программами, являющимися неотъемлемой частью Основных направлений.
В частности, подпунктом 6.1 пункта 6 Основных направлений предусмотрена подготовка предложений по унификации норм гражданского законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь, регулирующих хозяйственную деятельность в Союзном государстве. Согласование единых терминов и понятий указанного законодательства применительно к отдельным видам гражданско-правовых договоров, в частности, к договору поставки как одному из наиболее часто используемых в гражданско-правовом обороте между хозяйствующими субъектами Российской Федерации и Республики Беларусь.
Министерство юстиции Российской Федерации и Министерство юстиции Республики Беларусь, являясь ответственными за исполнение данного пункта Основных направлений, осуществляют взаимодействие по вопросам унификации норм гражданского законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь, регулирующих хозяйственную деятельность в Союзном государстве.
23 августа 2022 г. принята разработанная Постоянным Комитетом Союзного государства Директива Совета Министров Союзного государства N 1 "Об использовании наименования "Союзное государство". Ее положения направлены на обеспечение правовой защиты наименования "Союзное государство" в Республике Беларусь и Российской Федерации.
1.2. Координация процесса сближения законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь
Вопросы сближения законодательства рассматриваются в рамках решения конкретных проблем.
Созданы и функционируют межведомственные рабочие группы, на заседаниях которых вырабатываются предложения по решению наиболее актуальных проблем, в том числе связанных с необходимостью сближения (унификации) законодательства. Например, с 2015 года функционирует межведомственная рабочая группа по рассмотрению вопросов обеспечения равных прав граждан Беларуси и России. Для решения вопросов доступа товаров, работ и услуг на рынки Беларуси и России созданы рабочие группы по направлениям: промышленность, сельское хозяйство, строительство, фармацевтика, импортозамещение и государственные закупки.
С учетом утверждения Высшим Государственным Советом Союзного государства Основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021 - 2023 годы и Союзных программ, являющихся неотъемлемой частью Основных направлений, работа по сближению законодательства Беларуси и России ведется министерствами и ведомствами в соответствии с Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 4 ноября 2021 г. N 6 (Далее - Декрет N 6).
1.3. Проработка вопросов имплементации нормативных правовых актов Союзного государства в национальное законодательство Беларуси и России
Постоянным Комитетом Союзного государства совместно с министерствами юстиции и иностранных дел Республики Беларусь и Российской Федерации проработан вопрос имплементации нормативных правовых актов Союзного государства в национальное законодательство Беларуси и России. Указанные министерства (по разным основаниям) считают, что необходимость в дополнительном правовом регулировании вопроса отсутствует. По мнению МИД и Минюста Беларуси, в Республике Беларусь имеется достаточная правовая база для применения союзных актов. По мнению МИД России, необходимо использовать опыт исполнения резолюций Совета Безопасности ООН, которые инкорпорируются в правовую систему России путем принятия указов Президента Российской Федерации. По мнению Минюста России, самоисполнимые союзные акты действуют непосредственно в общем порядке.
Постоянный Комитет предложил урегулировать вопросы официального опубликования союзных нормативных правовых актов. Подготовлен проект Декрета Высшего Государственного Совета Союзного государства "Об официальном опубликовании, обнародовании и вступлении в силу актов Союзного государства", которым предлагается установить порядок официального опубликования, обнародования и вступления в силу нормативных правовых актов Союзного государства, правовых актов органов Союзного государства, а также актов Постоянного Комитета Союзного государства, принятых в случае осуществления им функций органов Союзного государства, возложенных нормативными правовыми актами Союзного государства.
Проект Декрета Высшего Государственного Совета Союзного государства одобрен постановлением Совета Министров Союзного государства от 8 ноября 2022 г. N 30, завизирован Президентом Российской Федерации В.В. Путиным и направлен на подписание Председателю Высшего Государственного Совета Союзного государства А.Г. Лукашенко.
1.4. Выработка согласованных решений по проблемам союзного строительства
Выполняется ежегодно на постоянной основе. В 2018 - 2022 годах состоялись следующие парламентские слушания:
обеспечение равных условий субъектам хозяйствования Республики Беларусь и Российской Федерации (8 июня 2018 г., Калининград);
роль Молодежной палаты при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России во взаимодействии молодежных организаций Беларуси и России (14 сентября 2018 г., Ростов-на-Дону);
о перспективах социально-экономического развития трансграничных биосферных резерватов (14 июня 2019 г., Республиканский ландшафтный заказник "Красный Бор" Витебская область, Республика Беларусь);
роль парламентской дипломатии в решении актуальных вопросов международной повестки дня (28 июня 2019 г., Санкт-Петербург);
модельное законотворчество в Союзном государстве (19-20 января 2021 г., видеоконференция).
1.5. Формирование нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы создания, учета и распоряжения собственностью Союзного государства
Постоянный Комитет Союзного государства разработал проект Декрета Высшего Государственного Совета Союзного государства "О вопросах создания, учета и распоряжения имуществом Союзного государства" и направил его 26 ноября 2021 г. белорусской и российской сторонам для возможного использования при выполнении Основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021-2023 годы, утвержденных Декретом N 6.
В рамках исполнения подпунктов 6.2 и 6.3 раздела 6 Основных направлений российской стороной 5 декабря 2022 г. Согласован представленный белорусской стороной (ГКНТ) проект Декрета Высшего Государственного Совета Союзного государства "Об имуществе Союзного государства". 2 марта 2023 г. В Минфин России поступил доработанный белорусской стороной проект для рассмотрения и представления предложений по его доработке.
2. Координация и взаимодействие в сфере внешней политики
Основные направления белорусско-российского сотрудничества на международной арене определяются принимаемыми на двухлетний период программами согласованных действий в области внешней политики государств - участников Договора о создании Союзного государства, которые разрабатываются МИД Беларуси и МИД России.
Реализация указанных программ обеспечивает выработку согласованных подходов Беларуси и России к наиболее важным международным и региональным проблемам и координацию усилий двух стран во внешнеполитической сфере, что определено Договором о создании Союзного государства в качестве одной из приоритетных задач союзного строительства.
12 сентября 2022 г. принято постановление Высшего Государственного Совета Союзного государства N 3 "О выполнении Программы согласованных действий в области внешней политики государств - участников Договора о создании Союзного государства на 2020 - 2021 годы и Программе согласованных действий в области внешней политики государств - участников Договора о создании Союзного государства на 2022-2023 годы".
3. Координация и взаимодействие в сфере миграционной политики
3.1. Формирование единого миграционного пространства Союзного государства
Выполнен План мероприятий по формированию единого миграционного пространства на территориях государств - участников Договора о создании Союзного государства на 2017-2020 годы, утвержденный постановлением Совета Министров Союзного государства от 16 июня 2017 г. N 21.
19 марта 2021 г. Советом Министров Союзного государства принята резолюция N 1 "О формировании единого миграционного пространства", в соответствии с которой министерствам внутренних дел Российской Федерации и Республики Беларусь поручено продолжить работу по формированию единого миграционного пространства Союзного государства.
Постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 4 ноября 2021 г. N 6 утверждена Концепция миграционной политики Союзного государства. Министерствами внутренних дел Российской Федерации и Республики Беларусь разработан проект плана мероприятий по реализации в 2022-2026 годах Концепции миграционной политики Союзного государства, которым предусмотрен комплекс мер по сближению законодательства, выработке новых двусторонних договоренностей и обеспечению согласованной политики в области миграции (утвержден постановлением Совета Министров Союзного государства от 9 декабря 2022 г. N 40).
В целях регулирования миграционных процессов на территории Союзного государства между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь подписано Соглашение о взаимном признании виз и по иным вопросам, связанным с въездом иностранных граждан и лиц без гражданства на территории государств-участников Договора о создании Союзного государства (в Республике Беларусь Соглашение ратифицировано Законом Республики Беларусь от 7 декабря 2020 г. N 57-З, в Российской Федерации - Федеральным Законом от 27 января 2023 г. N 2-ФЗ).
Соглашение предусматривает обмен на постоянной основе сведениями в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства о пересечении границы, о выданных, аннулированных, признанных недействительными визах, видах на жительство, разрешениях на временное проживание и документах для посещения международных мероприятий.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 августа 2020 г. N 505 Министерство внутренних дел Республики Беларусь определено компетентным органом в области обмена информацией. Со стороны Российской Федерации - Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Сформирована рабочая группа из представителей компетентных органов Республики Беларусь и Российской Федерации, определенных ответственными за реализацию Соглашения, рабочие встречи которых проводятся на регулярной основе.
По инициативе МВД Беларуси в Государственную программу "Цифровое развитие Беларуси на 2021 - 2025" годы включено мероприятие "43. Создание информационной системы обмена сведениями о пересечении границы, о выданных, аннулированных, признанных недействительными и изъятых разрешениях на въезд, выезд и пребывание, об аннулированных, признанных недействительными и изъятых документах, удостоверяющих личность, иностранных граждан и лиц без гражданства на территории государств - участников Договора о создании Союзного государства (мероприятие по научному обеспечению)".
4. Проведение согласованной макроэкономической политики
4.1. Обеспечение устойчивого экономического развития Союзного государства
Декретом N 6 утверждена Cоюзная программа по сближению макроэкономической политики государств - участников Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. Программа предусматривает синхронизацию стратегического управления в Республике Беларусь и Российской Федерации и нормативное закрепление порядка разработки прогноза социально-экономического развития Союзного государства. Во исполнение программы 19 декабря 2022 г. подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке разработки прогноза социально-экономического развития Союзного государства и информационном взаимодействии по экономическим вопросам. Прогноз Союзного государства будет разрабатываться ежегодно на очередной год и плановый период (два года), если иное не установлено Сторонами.
5. Совершенствование бюджетной политики Союзного государства
5.1. Совершенствование бюджетного процесса в Союзном государстве
В 2020 году внесены изменения в Порядок формирования и исполнения бюджета Союзного государства, утвержденные Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 21 февраля 2020 г. N 3 (далее - Порядок), позволившие устранить неточности и пробелы в правовом регулировании, возникающие при формировании и исполнении бюджета Союзного государства.
Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства "О внесении изменений в Порядок формирования и исполнения бюджета Союзного государства" от 22 февраля 2023 г. N 2 утверждена новая редакция Порядка, в котором учтены предложения Комиссии Парламентского Собрания по бюджету, налогам и финансовому рынку по изменению сроков рассмотрения годового отчета Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства и замечания контрольных органов Беларуси и России в части принятия получателями средств бюджета Союзного государства денежных обязательств. Используемая терминология приведена в соответствие с иными нормативными правовыми актами Союзного государства.
В целях улучшения качества управления финансовыми ресурсами постановлением Совета Министров Союзного государства от 14 сентября 2020 г. N 12 утверждена Методика прогнозирования неналоговых доходов бюджета Союзного государства.
С учетом рекомендаций контрольных органов Беларуси и России постановлением Совета Министров Союзного государства от 17 февраля 2021 г. N 3 утверждены изменения в Порядок составления и утверждения смет расходов на проведение мероприятий, финансируемых за счет средств бюджета Союзного государства, и представления отчетности по их выполнению.
Для упрощения механизма разработки и принятия программ постановлением Совета Министров Союзного государства от 14 сентября 2022 г. N 19 внесены изменения в Порядок разработки и реализации программ Союзного государства.
Постановлением Совета Министров Союзного государства от 24 августа 2022 г. N 12 внесены изменения в Порядок разработки и реализации проектов Союзного государства.
В целях урегулирования вопросов финансирования Межгосударственного центра Таможенного комитета Союзного государства приняты: постановления Высшего Государственного Совета Союзного государства от 10 октября 2022 г. N 4 "О создании Межгосударственного центра для координации работы по управлению рисками, а также для реализации аналитических функций и мониторинга совершения таможенных операций Таможенного комитета Союзного государства и обеспечении организационных и материально-технических условий его работы", N 5 "О Порядке прохождения государственной службы Союзного государства в Межгосударственном центре для координации работы по управлению рисками, а также для реализации аналитических функций и мониторинга совершения таможенных операций Таможенного комитета Союзного государства", N 6 "О Порядке оплаты труда должностных лиц Межгосударственного центра", постановления Совета Министров Союзного государства от 1 сентября 2022 г. N 15 "О внесении изменений в Положение о Таможенном комитете Союзного государства", N 16 "О возмещении должностным лицам Межгосударственного центра расходов по найму жилых помещений", от 19 октября 2022 г. N 25 "О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Совета Министров Союзного государства по вопросам исполнения бюджета Союзного государства", от 9 ноября 2022 г. N 31 "О финансировании расходов на функционирование Межгосударственного центра для координации работы по управлению рисками, а также для реализации аналитических функций и мониторинга совершения таможенных операций Таможенного комитета Союзного государства в 2022 году".
5.2. Взаимодействие с институтами развития Республики Беларусь и Российской Федерации по разработке программ Союзного государства и внедрению их результатов
Между Постоянным Комитетом Союзного государства, ОАО "Банк развития" Беларуси и ГК "Внешэкономбанком" заключено Соглашение о взаимодействии.
5.3. Развитие экспорта совместной белорусско-российской продукции на рынки третьих стран
Вопрос поддержки экспорта на постоянном внимании. Белорусской стороной в качестве совместного пилотного проекта были предложены поставки большегрузной техники производства ОАО "БЕЛАЗ" на рынки третьих стран.
В целях обеспечения финансовых мер поддержки в ходе VI Форума регионов России и Беларуси (16 - 18 июля 2019 г.) ВЭБ.РФ, ОАО "БЕЛАЗ" и ОАО "Банк БелВЭБ" заключили соглашение о поддержке экспорта совместной российско-белорусской продукции в третьи страны на общую сумму до 50 млн. долларов США.
6. Повышение эффективности торгово-экономического сотрудничества и его дальнейшее развитие
6.1. Обеспечение равных условий доступа товаров, работ и услуг, происхождением из государств-участников Договора о создании Союзного государства, на рынки Союзного государства
В целях обеспечения равных условий доступа товаров, работ и услуг на рынки Союзного государства приняты решения по вопросам: снятия ограничений и упрощении доступа белорусских предприятий к участию в государственных и иных закупках в Российской Федерации; доступа радиоэлектронной продукции, произведенной на территории Республики Беларусь, к государственным (муниципальным) закупкам в Российской Федерации; взаимного признания банковских гарантий при осуществлении государственных (муниципальных) закупок; интеграции информационных систем в сфере фитосанитарного контроля; использования платежных систем "Мир" и БЕЛКАРТ в Российской Федерации и Республике Беларусь; отмены роуминга на территории Союзного государства; признания электронной цифровой подписи в электронном документе и обеспечения юридической силы электронных документов при трансграничном информационном взаимодействии; сотрудничества в области развития микроэлектронных технологий, проектирования и производства электронной компонентной базы и электронного машиностроения; развития совместной биржевой торговли; регистрации субъектов хозяйствования Республики Беларусь в Единой информационной системе в сфере закупок.
Декретом N 6 утверждены Союзные программы:
по унификации требований к организации и осуществлению торговой деятельности, предусматривающая разработку проектов нормативных правовых актов в целях унификации требований исходя из наиболее льготного режима, действующего на территориях Российской Федерации и Республики Беларусь;
в области единых правил конкуренции антимонопольными органами Беларуси и России, в ходе реализации которой проанализировано антимонопольное законодательство в каждом из государств, подписано Соглашение о единых правилах конкуренции.
По итогам проделанной работы также устранены: требования к субъектам торговли Беларуси по обеспечению наличия товаров белорусского производства в соответствии с ассортиментным перечнем; ограничения в Беларуси в части непредставления национального режима при размещении заказов на выполнение предпроектных, проектных и изыскательских работ; ограничения в Беларуси по открытию и деятельности представительств юридических лиц, зарегистрированных в государствах - членах Евразийского экономического союза; дополнительные требования по оценке соответствия биологически активных добавок
6.2. Проведение и реализация в Союзном государстве согласованной политики в области защиты прав потребителей от недобросовестной конкуренции
В соответствии с Соглашением об основных направлениях сотрудничества государств-участников СНГ в области защиты прав потребителей от 25 января 2000 г. и Договором о ЕАЭС от 29 мая 2014 г. российские и белорусские граждане имеют одинаковые потребительские права и гарантии их защиты, закрепленные в национальных законодательствах.
Декретом N 6 утверждена Союзная программа по разработке и утверждению единых правил в области защиты прав потребителей государств - участников Договора о создании Союзного государства, предусматривающая внедрение:
единых правил в области защиты прав потребителей, подготовку и подписание Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь по обеспечению равных прав потребителей;
единых правил конкуренции.
6.3. Развитие сотрудничества в области производства и взаимных поставок лекарственных средств на рынки государств-участников Договора о создании Союзного государства
Развиваются кооперационные связи между российскими и белорусскими фармацевтическими предприятиями. Сотрудничество осуществляется на безбарьерной основе.
7. Реализация согласованной промышленной политики
7.1. Развитие производственно-технологической кооперации и проведение мероприятий по импортозамещению и стимулированию экспорта в третьи страны. Снижение импортозависимости
Реализуются мероприятия, направленные на стимулирование развития производств на территории Союзного государства, ведется работа над устранением экономических и технических барьеров. Сторонами согласован проект Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о единой промышленной политике, который одобрен Правительством Российской Федерации.
Минпромторгом России и Минпромом Беларуси создана рабочая группа по импортозамещению. Определены приоритетные для России и Беларуси отрасли промышленности и перечень совместных проектов по импортозамещению с объемом финансирования.
Развивается взаимодействие Минпромторга России с субъектами Российской Федерации по формированию поставок белорусской промышленной продукции в Российскую Федерацию. Проводится работа по согласованию механизмов взаимного учета выполнения технологических операций для определения уровня локализации.
В 2022 году подписаны:
Меморандум о взаимопонимании между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Министерством промышленности Республики Беларусь в области развития микроэлектронных технологий, проектирования и производства электронной компонентной базы и электронного машиностроения;
Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации в области развития микроэлектронных технологий, проектирования и производства электронной компонентной базы и электронного машиностроения;
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о признании технологических операций, осуществляемых на территории Союзного государства.
В рамках исполнения отдельных поручений Правительства Российской Федерации и Совета Министров Республики Беларусь в марте 2022 г. под руководством Минэкономразвития России и Минэкономики Беларуси создана межведомственная рабочая группа по наращиванию объемов взаимной торговли.
По итогам проделанной работы с марта 2022 г. по январь 2023 г. хозяйствующие субъекты из 64 субъектов Российской Федерации заключили 1838 внешнеторговых контрактов (из них - 1174 экспортных, 664 - импортных) с белорусскими партнерами на сумму свыше 40 млрд. российских рублей.
Продолжается реализация инициатив в области импортозамещения. Работа ведется по восьми приоритетным направлениям: фармацевтика, сельхозмашиностроение, автомобилестроение, станкостроение, микроэлектроника, легкая и химическая промышленность, энергетическое машиностроение.
7.2. Развитие сотрудничества России и Беларуси в сфере высоких технологий и инноваций
В сфере высоких технологий разрабатываются программы в области фармацевтики, генной инженерии и энергетики.
8. Развитие агропромышленного комплекса
8.1. Наращивание объемов производства импортозамещающей племенной продукции животноводства и птицеводства
В рамках реализации Приоритетных направлений и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства на 2018-2022 годы в соответствии с постановлением Высшего Государственного Совета Союзного Государства от 19 июня 2018 г. N 3 обеспечено наращивание объемов производства импортозамещающей племенной продукции животноводства и птицеводства. В племенном животноводстве ежегодно отмечается снижение импорта племенной продукции.
В племенном птицеводстве обеспечивается потребность птицефабрик в племенной птице на 70-80%. Кроме этого, имеется собственный генофонд яичной птицы белого и красного оперения, ведется научная работа по его совершенствованию.
В племенном рыбоводстве имеется племенное стадо растительноядных видов рыб, карповых видов рыб и племенное стадо осетровых (белуги, осетра, стерляди) для полного обеспечения потребности в племенном рыбопосадочном материале пестрого толстолобика, белого амура, белуги, осетра, стерляди и всех линий карпа.
Дальнейшее развитие агропромышленного комплекса в сфере племенного животноводства и реализация согласованной (скоординированной) агропромышленной политики осуществляется в соответствии с Соглашением о мерах, направленных на унификацию проведения селекционно-племенной работы с сельскохозяйственными животными в рамках Евразийского экономического союза (далее - Соглашение).
В рамках Соглашения проводятся работы по наращиванию объемов производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции, в том числе племенной продукции животноводства и птицеводства в целях импортозамещения.
Декретом N 6 утверждены Союзная программа по интеграции информационных систем государственных контролирующих органов в части ветеринарного и карантинного фитосанитарного контроля и Союзная программа по формированию единой аграрной политики Союзного государства.
Основная цель этих программ - сближение (гармонизация) законодательства двух государств в области регулирования АПК. Реализация совместных программ позволит увеличить объемы взаимной торговли, снять административные барьеры, обеспечить продовольственную безопасность и совместное научно-техническое развитие сельского хозяйства. Кроме этого, будет обеспечена прослеживаемость подконтрольных товаров и подкарантинной продукции, что повысит эффективность фитосанитарного и ветеринарного контроля и ускорит перемещение товаров и транспортных средств через границу.
8.2. Создание конкурентоспособного оборудования для производства биобезопасных комбикормов для ценных пород рыб, пушных зверей и отдельных видов животных
В 2021 году завершена реализация программы Союзного государства "Разработка инновационных энергосберегающих технологий и оборудования для производства и эффективного использования биобезопасных комбикормов для ценных пород рыб, пушных зверей и отдельных видов животных" ("Комбикорм-СГ").
Мероприятия по реализации Программы выполнены в полном объеме, достигнуты целевые показатели, разработаны: 9 инновационных технологий; 3 опытных образца; 7 комплектов оборудования, 4 комплекта конструкторской документации (литера "О1"); 121 рецептура комбикормов. Это позволит улучшить усвояемость кормов; снизить стоимость комбикормов, используемых при производстве товарной продукции рыбоводства, пушного звероводства и животноводства на 10-15%; снизить долю энергозатрат в себестоимости кормов на 10 - 15%; сократить расход цельного молока для выпаивания телят на 30-45%; повысить привес ценных пород рыб на 10 - 12 %, пушных зверей на 12-17%.
9. Формирование единого научно-технологического пространства
9.1. Выполнение Основных направлений формирования и функционирования единого научно-технологического пространства Союзного государства
Постановлением Совета Министров Союзного государства от 16 июня 2017 г. N 19 "Об основных направлениях формирования единого научно-технологического пространства Союзного государства" создана Комиссия по формированию единого научно-технологического пространства Союзного государства (далее - Комиссия), утвержден ее состав и определены функции и полномочия.
Комиссией 21 июля 2022 г. было принято решение приступить к разработке проекта Стратегии научно-технологического развития Союзного государства с привлечением научных организаций России и Беларуси, определив НИЦ "Курчатовский институт" головной организацией.
Ранее Минобрнауки России совместно с НИЦ "Курчатовский институт", ГКНТ Беларуси была разработана и одобрена Комиссией Концепция Стратегии. Проект Стратегии получил положительное заключение Российской академии наук. В настоящее время проект Стратегии проходит процедуру согласования. Полученные от ГКНТ Беларуси предложения направлены в НИЦ "Курчатовский институт".
10. Формирование объединенной транспортной системы
10.1. Модернизация и развитие транспортной инфраструктуры международных транспортных коридоров, проходящих по территории Союзного государства
Реализованы инвестиционные проекты:
"Устройство контейнерной площадки в Перевалочном парке станции Брест-Северный", что позволило повысить среднесуточную перерабатывающую способность станции Брест-Северный по переработке контейнеров в 1,5 раза, увеличить площади хранения контейнеров в 2 раза, а также сократить время на обработку контейнерных поездов и ускорить их пропуск;
"Электрификация участков железной дороги Гомель - Жлобин - Осиповичи и Жлобин - Калинковичи. 3-я очередь. Участок Жлобин - Калинковичи" в ходе которого электрифицирован железнодорожный участок Жлобин - Калинковичи - Барбаров протяженностью 141 км. В результате доля электрифицированных железнодорожных путей от всей протяженности железнодорожных путей Белорусской железной дороги составила 25%.
БЖД и ОАО "РЖД" создана совместная рабочая группа по оценке перспектив и этапности развития 9-го Общеевропейского транспортного коридора, увеличению пропускной способности его железнодорожных участков, созданию благоприятных условий осуществления грузовых перевозок в сообщении Север - Юг и Юг - Север, в том числе с учетом реализации возможных инфраструктурных и инвестиционных проектов и задействования соответствующих финансовых механизмов и инструментов. Разработан План мероприятий по модернизации/развитию участков инфраструктуры железных дорог для освоения перспективных объёмов грузов, перевозимых по 9-му Общеевропейскому транспортному коридору по маршруту Республика Беларусь - Российская Федерация.
Организовано курсирование скоростных пассажирских поездов между Минском и Москвой с использованием современного моторвагонного подвижного состава и нахождением в пути следования менее 7 часов.
10.2. Гармонизация и унификация нормативной правовой базы государств - участников Договора о создании Союзного государства в сфере транспорта
Декретом N 6 утверждена Союзная программа по унификации регулирования транспортного рынка государств-участников Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года (далее - Союзная программа).
Проведен анализ нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Беларусь по всем видам транспорта, а также в сфере дорожного хозяйства и цифровизации на транспорте. В целях реализации Союзной программы по унификации регулирования транспортного рынка государств - участников Договора о создании Союзного государства Министром транспорта Российской Федерации В.Г. Савельевым и Министром транспорта и коммуникаций Республики Беларусь А.Н. Авраменко утвержден План мероприятий по реализации Союзной программы. Ее выполнение осуществляется в соответствии и в сроки, предусмотренные Планом мероприятий по реализации Союзной программы по унификации регулирования транспортного рынка государств - участников Договора о создании Союзного государства.
10.3. Развитие сотрудничества в научно-технической области, сфере подготовки кадров и обеспечения транспортной безопасности
19 февраля 2021 г. в г. Москве подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о взаимодействии в области обеспечения транспортной безопасности. Между белорусскими и российскими вузами гражданской авиации, морского и речного транспорта и железнодорожного транспорта осуществляется взаимодействие в научно-технической области, сфере подготовки кадров и обеспечения транспортной безопасности.
10.4. Координация деятельности транспортных ведомств в рамках международных организаций
Эксперты транспортных ведомств Беларуси и России на регулярной основе осуществляют взаимодействие в целях выработки согласованной позиции в рамках сотрудничества с международными организациями.
Вопросы развития смешанных перевозок грузов обсуждались в ходе сессий Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН; совещаний: экспертов Рабочей группы по интермодальным перевозкам и логистике КВТ ЕЭК ООН; экспертов Комиссии ОСЖД по грузовым перевозкам; группы экспертов ЭСКАТО по правовым основам мультимодальных транспортных операций в Азиатско-Тихоокеанском регионе; Заседаний Конференции Генеральных директоров (ответственных представителей) железных дорог ОСЖД; Комиссии ОСЖД по транспортному праву по вопросам СМГС; заседаний Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества.
11. Формирование единого топливно-энергетического рынка
11.1. Создание единого топливно-энергетического комплекса
В рамках выполнения Союзной программы по формированию объединенного рынка электрической энергии Союзного государства, утвержденной Декретом N 6, согласован проект Договора, который проходит внутригосударственные процедуры для его подписания. Разработаны и находятся в стадии согласования правила функционирования объединенного рынка электрической энергии Союзного государства.
Сторонами продолжается согласование подходов по формированию объединенных рынков газа, нефти и нефтепродуктов.
11.2. Содействие созданию благоприятной обстановки для строительства и введению в эксплуатацию Белорусской АЭС в установленные сроки
Постоянный Комитет Союзного государства на регулярной основе принимает участие в работе Оперативного штаба по сооружению Белорусской АЭС. Поддерживаются постоянные контакты с Госкорпорацией "Росатом" и Минэнерго Беларуси, ведется мониторинг хода работ по сооружению Белорусской АЭС (два энергоблока мощностью 1,2 ГВт каждый).
Президентом Республики Беларусь подписан Указ от 30 ноября 2020 года N 447 "О вводе в эксплуатацию Белорусской атомной станции".
В июне 2021 г. энергоблок N 1 был введен в промышленную эксплуатацию. По состоянию на декабрь 2022 года первый энергоблок БелАЭС выработал 10 млрд. кВтч электроэнергии с момента включения в сеть.
Физическая готовность второго энергоблока Белорусской АЭС составляет 99%. В настоящее время завершены предпусковые наладочные работы. Ведутся работы по вводу энергоблока N 2 в опытно-промышленную эксплуатацию. Предварительная приемка энергоблока N 2 запланирована октябрь 2023 года.
11.3. Проведение мероприятий по обеспечению энергетической безопасности объединенной энергосистемы Беларуси и России
РУП "Белэнергосетьпроект" выполнено исследование "Разработка схемы системообразующих сетей 220 кВ и выше ОЭС Беларуси до 2025 г. с учетом выхода из параллельной работы с энергосистемами стран Балтии и Украины". Определен необходимый объем сетевого строительства на межгосударственных связях ОЭС Беларуси с ЕЭС России, разработаны мероприятия по дополнительному сетевому строительству с целью обеспечения надежного электроснабжения приграничных районов ОЭС Беларуси. Результаты данной работы будут учтены при формировании концепции развития электрогенерирующих мощностей и электрических сетей Беларуси на период до 2030 года.
Совместной рабочей группой ГПО "Белэнерго" и АО "СО ЕЭС" по анализу условий работы энергосистем ЭК БРЭЛЛ при вводе в эксплуатацию Белорусской АЭС сформирована единая перспективная расчетная схема. В настоящее время проводятся совместные расчеты и исследования пропускных способностей связей ОЭС Беларуси - ЕЭС России.
11.4. Создание Центра ядерной науки и технологий на территории Республики Беларусь
В настоящее время вопрос создания Центра ядерной науки и технологий прорабатывается Госкорпорацией "Росатом", НАН Беларуси и ГНУ "ОИЭЯИ-Сосны". Сторонами обозначены новые направления сотрудничества, связанные как с энергетическими ядерными технологиями, так и с неэнергетическим применением. В период с 2018 по 2019 гг. ГК "Росатом" и НАН Беларуси был проведен ряд совместных консультативных совещаний по вопросу разработки проекта Соглашения между правительствами Российской Федерации и Республики Беларусь о сотрудничестве в проектировании, сооружении, эксплуатации и выводе из эксплуатации Центра ядерных исследований и технологий на базе многофункционального исследовательского ядерного реактора на территории Республики Беларусь.
В настоящее время проект данного соглашения находится на стадии окончательного согласования.
Декретом N 6 утверждена Союзная программа по развитию атомной энергетики.
11.5. Развитие сотрудничества в области использования возобновляемых источников энергии
В целях совершенствования единой государственной политики в сфере использования возобновляемых источников энергии в Республике Беларусь приняты:
Указ Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2019 г. N 357 "О возобновляемых источниках энергии", пунктом 1.2 которого предусмотрено участие в регулировании суточного графика покрытия электрической нагрузки Белорусской энергетической системы установками по использованию ВИЭ;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 августа 2015 г. N 662 "Об установлении, распределении, высвобождении и изъятии квот на создание установок по использованию возобновляемых источников энергии", регламентирующее в том числе порядок работы Республиканской межведомственной комиссии по установлению, распределению, высвобождению и изъятию квот на создание установок по использованию ВИЭ;
постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли от 3 сентября 2018 г. N 73 "О тарифах на электрическую энергию, производимую из возобновляемых источников энергии".
В 2013-2015 гг. Правительством Российской Федерации запущены программы поддержки строительства генерирующих объектов ВИЭ на оптовом и розничных рынках, стимулирующие инвестиции в генерацию на базе ВИЭ: на оптовом рынке с 2013 по 2024 год предполагается ввод 5,4 ГВт мощностей, с 2025 по 2035 - порядка 8-9 ГВт.
Совокупная установленная мощность объектов ВИЭ в энергосистеме России, включая розничный рынок, в соответствии с Федеральным проектом "Чистая энергетика" должна составить к 2030 году 12,1 ГВт.
Минэнерго Республики Беларусь и Минэнерго России поддерживают регулярные рабочие контакты в сфере проведения скоординированной политики в энергетике, в том числе по созданию общего рынка электрической энергии Союзного государства, неотъемлемой частью которого являются "зеленые" производители энергии.
12. Углубление военного и военно-технического сотрудничества и взаимодействие в сфере защиты информационных ресурсов, обеспечение общественной безопасности
12.1. Разработка нормативных правовых актов Союзного государства по обеспечению военной безопасности
Военная доктрина Союзного государства утверждена постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 4 ноября 2021 г. N 5.
12.2. Обеспечение функционирования региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации
Минобороны России и Минобороны Беларуси реализованы Планы совместных мероприятий по обеспечению функционирования региональной группировки войск (сил) в 2018, 2019, 2020, 2021 и 2022 годах.
12.3. Совершенствование объектов военной инфраструктуры, планируемых к совместному использованию
Программа завершена в 2021 году. Принято постановление Совета Министров Союзного государства от 17 февраля 2023 г. N 4 "Об итогах выполнения программы Союзного государства "Совершенствование объектов военной инфраструктуры, планируемых к совместному использованию в интересах обеспечения региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации" на 2018 - 2021 годы.
12.4. Развитие и совершенствование единой системы технического прикрытия железных дорог региона
Программа завершена в 2021 году. Принято постановление Совета Министров Союзного государства от 2 сентября 2022 г. N 18 "Об итогах выполнения программы Союзного государства "Развитие и совершенствование единой системы технического прикрытия железных дорог региона" на период 2016 - 2021 годы.
12.5. Обеспечение общественной безопасности на объектах железнодорожного и воздушного транспорта, используемых для транспортного сообщения между Беларусью и Россией
В 2020 - 2022 гг. Проект концепции программы проходил согласование с заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации и Республики Беларусь.
В ноябре 2022 года МВД России и МВД Беларуси сформирована консолидированная позиция о нецелесообразности дальнейшей разработки Проекта концепции, подготовлены соответствующие информационно-справочные материалы, обосновывающие эту позицию.
12.6. Обеспечение информационной безопасности информационных ресурсов Союзного государства и государств-участников Договора о создании Союзного государства
В 2022 году завершена реализация программы Союзного государства "Совершенствование системы защиты информационных ресурсов Союзного государства и государств-участников Договора о создании Союзного государства в условиях нарастания угроз в информационной сфере" ("Паритет") (утверждена постановлением Совета Министров Союзного государства от 11 июня 2018 г. N 5).
Итоги реализации Программы будут рассмотрены на заседании Совета Министров Союзного государства в 2023 году.
В целях защиты национальных интересов государств - участников Договора о создании Союзного государства в информационной сфере постановлением Совета Министров Союзного государства N 42 от 23 декабря 2022 г. Был одобрен проект Концепции информационной безопасности Союзного государства. Высший Государственный Совет Союзного государства утвердил данную Концепцию постановлением N 1 от 22 февраля 2023 г.
12.7. Борьба с терроризмом и преступностью
ФСБ России и КГБ Беларуси реализованы Планы совместных мероприятий по противодействию терроризму на территории Союзного государства в 2018, 2019, 2020, 2021 и 2022 годах.
12.8. Совершенствование пограничной безопасности Союзного государства в соответствии с изменением внешних угроз
Программа завершена в 2021 году. Постановление Совета Министров Союзного государства "Об итогах выполнения программы Союзного государства "Совершенствование пограничной безопасности Союзного государства на период 2017 - 2021 годов" от 24 августа 2022 г. N 13.
12.9. Совершенствование инфраструктуры пенитенциарных учреждений Беларуси и России, социального и медицинского обеспечения спецконтингента, включая улучшение условий содержания несовершеннолетних правонарушителей
В 2018 - 2022 годах проект концепции программы проходил согласование со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации и Республики Беларусь и неоднократно дорабатывался с учетом замечаний Министерства финансов Российской Федерации.
В ноябре 2022 г. ФСИН России сформирована консолидированная позиция с ДИН МВД Беларуси о приостановлении дальнейшей работы по разработке и согласованию проекта концепции программы и подготовлены соответствующие информационно-справочные материалы, обосновывающие эту позицию.
13. Повышение эффективности и дальнейшее развитие межрегионального сотрудничества
13.1. Проведение Форумов регионов России и Беларуси, осуществление взаимодействия на многосторонних площадках по вопросам торгово-экономических отношений и международной повестки
Проведено девять форумов регионов Беларуси и России. Последний, девятый, состоялся 30 июня - 1 июля 2022 г. Тематика Форума "Роль межрегионального сотрудничества в углублении интеграционных процессов Союзного государства". В работе Форума приняли участие более тысячи представителей из всех регионов Республики Беларусь и из более 40 субъектов Российской Федерации, руководители профильных министерств и ведомств, государственных организаций, ведущих белорусских и российских предприятий, эксперты, представители науки, образования, культуры, средств массовой информации, молодежных организаций двух стран.
14. Формирование общего рынка труда и обеспечение социальной защиты граждан
14.1. Обеспечение функционирования и развития общего рынка труда в целях повышения занятости, снижения уровня безработицы, достижения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы
14.2. Совершенствование законодательства по охране труда
В рамках Союзного государства созданы условия для повышения экономической и социальной эффективности занятости граждан путем обеспечения равных прав граждан в трудоустройстве и оплате труда, организован доступ к сформированным банкам вакансий, способствующий повышению территориальной мобильности рабочей силы (в Беларуси - Общереспубликанский банк вакансий, в России - информационный портал Федеральной службы по труду и занятости "Работа в России").
В целях своевременного выявления изменений, происходящих в сфере занятости и безработицы, исследования факторов, влияющих на состояние рынка труда, прогнозирования развития процессов в сфере занятости и безработицы министерствами труда и социальной защиты Республики Беларусь и Российской Федерации осуществляется мониторинг развития и регулирования рынка труда Беларуси и России.
Ежегодно проводятся совместные белорусско-российские семинары и конференции, обеспечивающие оперативный обмен информацией об изменениях в законодательных и иных нормативно правовых актах, в том числе в целях дальнейшей унификации и сближения норм законодательства об охране труда обоих государств. Так, 15 - 17 июня 2022 г. в г. Витебске состоялась XVIII белорусско-российская конференция "Труд. Защита. Безопасность", в ходе которой стороны обсудили вопросы связанные с изменениями в законодательстве об охране труда обоих государств, состоянием условий и охраны труда, дальнейшие пути гармонизации законодательной базы в сфере охраны труда.
14.3. Обеспечение социальной защиты граждан Союзного государства
Налаженный механизм взаимодействия компетентных органов Беларуси и России по реализации Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года позволяет гражданам, не выезжая в государство, где они работали, оформлять и получать пенсию от этого государства по месту жительства в другом государстве.
Выплата пенсий гражданам, проживающим на территориях обеих стран, проводилась в установленные сроки. На текущий период 29758 граждан Республики Беларусь и Российской Федерации реализовали свое право на пенсионное обеспечение.
В Беларуси реализуются Государственная программа "Здоровье народа и демографическая безопасность" на 2016 - 2020 годы и Государственная программа "Здоровье народа и демографическая безопасность" на 2021 - 2025 годы, в России - Концепция демографической политики до 2025 года, мероприятия которых направлены на сокращение уровня смертности населения, повышение рождаемости, сохранение и укрепление здоровья населения, укрепление института семьи.
Для временно пребывающих и работающих белорусов урегулированы вопросы с пособиями по временной нетрудоспособности и в связи с материнством; предусмотрена возможность начисления пенсии за время работы в России.
Статьей 98 Договора о Евразийском экономическом Союзе от 29 мая 2014 г. предусмотрено, что социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.
Граждане Беларуси, работающие в России, в случае наступления у них временной нетрудоспособности или беременности и родов обеспечиваются пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам (материнству) в соответствии с законодательством России. Гражданам России, работающим в Беларуси, предоставляется право на пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, которые назначаются по нормам законодательства Беларуси.
14.4. Развитие благоприятных условий для рождения и воспитания детей, повышение уровня и качества жизни семей с детьми
Создание условий для экономической самостоятельности и роста благосостояния семьи является одним из основных направлений государственной семейной политики Республики Беларусь и Российской Федерации.
В 2022 году Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь совместно с Правительством Российской Федерации и Фондом ООН в области народонаселения в Республике Беларуси (ЮНФПА) продолжена реализация проекта международной технической помощи "Укрепление научного и образовательного потенциала Республики Беларусь в области сбора, анализа и использования демографических данных для достижения Целей устойчивого развития". Основным донором проекта выступает Правительство Российской Федерации.
Информация о мерах социальной защиты семей с детьми постоянно актуализируется на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, что способствует обмену опытом и передовыми практиками по данным вопросам между профильными министерствами двух стран.
15. Развитие сотрудничества в сфере здравоохранения и совершенствование его нормативной правовой базы
15.1. Совершенствование механизма предоставления медицинской помощи гражданам России в Республике Беларусь и гражданам Беларуси в Российской Федерации, а также медицинского страхования граждан Беларуси и России, временно пребывающих на территории Союзного государства
С 2019 года граждане России, постоянно проживающие, а также временно проживающие и работающие по трудовым договорам в Беларуси, в полном объеме обеспечены медицинской помощью. Граждане Беларуси, постоянно проживающие, временно проживающие и временно пребывающие и работающие на территории России, имеют право на бесплатное оказание медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС). Для получения полиса ОМС белорусскому гражданину достаточно обратиться в любую страховую компанию, действующую в регионе пребывания.
Белорусы и россияне на территории обоих государств имеют возможность бесплатного получения скорой медицинской помощи.
В 2022 году решением Совета Министров Союзного государства расширены категории участников ежегодного мероприятия Союзного государства "Организация санаторно-курортного лечения ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны" за счет ветеранов боевых действий, в том числе на территориях других государств. В 2022 году санаторные путевки, оплаченные за счет средств бюджета Союзного государства, получили 434 ветерана из Беларуси и России.
15.2. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия на территории Союзного государства
В рамках Соглашения о сотрудничестве в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения между Минздравом Беларуси и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 26 января 2011 г. проводились совместные научные исследования в области гигиены среды обитания человека и профилактики инфекционных заболеваний.
Сторонами выработаны единые подходы к осуществлению санитарно-эпидемиологического надзора, велась работа над созданием единой системы оценки факторов риска при производстве продукции. Расширялись прямые связи между заинтересованными организациями стран, проводились совместные инспекции и проверки.
Ежемесячно компетентными органами Беларуси и России осуществляется информационный обмен данными об инфекционной заболеваемости населения, ежеквартально - об эпидемиологическом надзоре за опасными инфекционными болезнями, о контроле за потенциально опасными грузами, об аварийных ситуациях и загрязнении внешней среды на сопредельных территориях.
Уполномоченными органами Беларуси и России проводится работа по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Специалисты органов и учреждений, осуществляющие государственный санитарный надзор в Республике Беларусь совместно со специалистами Роспотребнадзора Российской Федерации активно участвуют в совершенствовании нормативной правовой базы сотрудничества в области охраны здоровья населения государств-участников СНГ и ЕАЭС.
Реализованы мероприятия по признанию сертификатов о вакцинации против COVID-19, решен вопрос о снятии ограничений на передвижение через белорусско-российскую границу.
15.3. Развитие информационных технологий и телемедицины. Обеспечение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи
Ведется работа по интеграции национальных систем электронного здравоохранения.
В 2020 году министерствами здравоохранения Беларуси и России завершена реализация программы Союзного государства "Разработка новых спинальных систем с использованием технологии прототипирования в хирургическом лечении детей с тяжелыми врожденными деформациями и повреждениями позвоночника". Полученные результаты обеспечили решение проблемы диагностики и прогнозирования раннего прогрессирования врожденных деформаций позвоночника у детей, разработку методики хирургических вмешательств, также позволили создать образцы новых спинальных систем для коррекции и фиксации позвоночника, как оригинальные, так и импортозамещающие, а также создать новые охраноспособные современные хирургические технологии.
Реализуются мероприятия Союзного государства:
"Оказание комплексной медицинской помощи отдельным категориям граждан Беларуси и России, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которое дополняет комплекс работ по охране здоровья граждан, подвергшихся радиационному воздействию, проводимых в рамках национальных целевых программ (государственные заказчики: МЧС России, Минздрав России, Минздрав Беларуси). В результате реализации мероприятия в 2018 - 2022 гг. специализированная и высокотехнологичная медицинская помощь оказана 7 170 гражданам Беларуси и России;
"Лечение граждан Беларуси и России с использованием протонной терапии" (гозаказчики: Минздрав Беларуси и Федеральное медико-биологическое агентство). Мероприятие впервые реализовано в 2022 году, направленно на обеспечение доступности протонной терапии взрослым пациентам и детям Беларуси и России с онкологическими заболеваниями. Протонная терапия - один из наиболее точных, безопасных и максимально щадящих методов лучевого лечения. Сегодня такое лечение доступно не многим гражданам, в том числе из-за высокой стоимости, а в Республике Беларусь нет центров протонной терапии. В результате реализации мероприятия Союзного государства медицинская помощь оказана остро нуждающимся 52-м пациентам из Беларуси и России.
15.4. Обеспечение непрерывного медицинского и фармацевтического образования с использованием современных технологий
Министерствами здравоохранения Беларуси и России выполняется Меморандум о взаимопонимании между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством здравоохранения Республики Беларусь о сотрудничестве в сфере непрерывного медицинского и фармацевтического образования.
Между медицинскими ВУЗами Беларуси и России заключено около 80 договоров о сотрудничестве в области подготовки медицинских специалистов.
15.5. Создание условий для приоритетного доступа медицинской продукции стран ЕАЭС на внутренние рынки, включая сегмент государственных закупок
Сотрудничество в области фармацевтики между Республикой Беларусь и Российской Федерацией осуществляется на безбарьерной основе в соответствии с правом Евразийского экономического союза и Союзного государства. Организации-участники холдинга "Белфармпром" осуществляют успешное сотрудничество в области фармацевтики между Республикой Беларусь и Российской Федерацией.
16. Формирование общего образовательного пространства и молодежной политики
16.1. Реализация молодежной политики Союзного государства. Создание совместных программ и расширение молодежных обменов
В сфере образования за счет средств бюджета Союзного государства реализуются следующие мероприятия:
олимпиада школьников Союзного государства "Россия и Беларусь: историческая и духовная общность" (2018 г. - г. Новосибирск, 2019 г. - г. Могилев, 2022 г. - г. Пятигорск);
туристский слет учащихся Союзного государства (2018 г. - Владимирская область, 2019 г. - Смоленская область, 2022 г. - Ленинградская область);
гражданско-патриотическая кадетская смена учащихся Союзного государства "За честь Отчизны" (2018 г., 2019 г., 2021 г., 2022 г. - Национальный детский образовательно-оздоровительный центр "Зубренок" (Республика Беларусь);
слет юных экологов Беларуси и России "Экология без границ" (2018 г. - Березинский биосферный заповедник (Республика Беларусь), 2022 г. - Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник имени М.А. Заблоцкого);
конкурс научно технического творчества учащихся Союзного государства "Таланты XXI века" (2019 г. - г. Королев (Российская Федерация), 2021 г. - Национальный детский образовательно-оздоровительный центр "Зубренок" (Республика Беларусь);
В рамках реализации приоритетных направлений развития Союзного государства Молодежной палатой при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России совместно с Министерством образования Беларуси, Минобрнауки России, Росмолодежью, Россотрудничеством реализован ряд мероприятий:
Белорусско-Российские молодежные Форумы;
заседания Совета молодежной палаты;
историко-культурологический проект "Цифровая звезда" (создан интернет-портал, куда любой зарегистрированный пользователь Союзного государства может загружать фото и текстовую информацию об истории ВОВ в их местности);
гражданско-патриотический проект "Нить поколений", направленный на благоустройство обелисков, мемориалов и мест воинских захоронений времен Великой Отечественной войны;
международная школа молодых лидеров, серия круглых столов "Моя победа", приуроченных к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне; видеоконференция "Эстафета памяти".
В 2022 году реализован белорусско-российский проект "Поезд Памяти" - инициирован руководителями Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. "Поезд Памяти" - беспрецедентная российско-белорусская патриотическая акция объединила молодежь России и Беларуси, стала наглядным уроком истории для молодого поколения. Приняло участие 250 человек, в том числе 100 учащихся десятых классов учреждений образования Беларуси и России. Маршрут движения поезда включал 15 городов (7 - белорусских, 8 - российских).
Минобразования Беларуси и Минобрнауки России ежегодно реализуются совместные планы мероприятий в сфере государственной молодежной политики.
16.2. Повышение академической мобильности обучающихся, научных и педагогических работников
Минобразования Беларуси и Минобрнауки России разработана Межведомственная программа мероприятий по укреплению межвузовского взаимодействия и повышению академической мобильности обучающихся, научных и научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования России и Беларуси на 2020 г. и последующий период (включает проведение научных, учебно-методических конференций, повышение квалификации, реализацию дополнительных профессиональных образовательных программ и стажировок и т.д.).
Представители профессорско-преподавательского состава выезжали в Россию (Беларусь) для чтения лекций, проведения научных исследований, стажировок, участия в научно-практических конференциях, участия в работе экзаменационных и аттестационных комиссий.
Межвузовское взаимодействие развивается также в рамках Ассоциации вузов России и Беларуси (создана 16 июля 2019 г.):
10 октября 2019 г. в МГУ имени М.В. Ломоносова состоялся первый Форум Ассоциации вузов России и Беларуси;
14 декабря 2020 г. в видео-формате - второй Форум;
28 июня 2021 г. в видео-формате - третий Форум;
29-30 июня 2022 г. на базе Гродненского государственного университета имени Янки Купалы состоялся четвертый Форум Ассоциации вузов России и Беларуси.
16.3. Дальнейшее совершенствование и сближение систем образования государств-участников Союзного государства
Итогами совместной работы Российско-Белорусского форума стало подписание итогового протокола совместного заседания коллегии, а также 16 договоров о сотрудничестве между учреждениями образования России и Беларуси.
В целях эффективного и взаимовыгодного сотрудничества по освоению нового содержания образования в условиях модернизации и цифровизации образования, 9 декабря 2021 г. создана Ассоциация школ Российской Федерации и Республики Беларусь.
Министерство образования Республики Беларусь постоянно анализирует изменения в содержании примерных образовательных программ дошкольного, начального, основного, общего среднего образования Российской Федерации в сопоставлении с образовательными программами дошкольного, общего среднего и специального образования Республики Беларусь.
Существующая в настоящее время нормативная правовая база в целом обеспечивает равные возможности для учащихся двух стран на доступное и качественное образование на уровнях общего среднего образования. В рамках Союзного государства выдерживаются согласованные подходы к содержанию и срокам получения образования, обеспечивается признание документов об образовании.
Образовательные стандарты, применяемые в учреждениях общего среднего образования России и Беларуси, в целом сопоставимы и обеспечивают соответствие объемов и содержания образования.
Министерством образования Республики Беларусь совместно с Министерством просвещения Российской Федерации сформирована совместная белорусско-российская группа по вопросам развития системы непрерывного профессионального образования для высокотехнологичных и наукоемких производств Беларуси и России.
Прорабатывается вопрос о проведении стажировок, повышении квалификации педагогических работников образовательных учреждений среднего специального (профессионально-технического) образования Республики Беларусь в центрах опережающей подготовки кадров и межрегиональных центрах компетенций, расположенных в Российской Федерации, а также педагогических работников образовательных организаций среднего профессионального образования Российской Федерации в ресурсных центрах учреждений профессионального образования, расположенных в Республике Беларусь.
16.4. Совершенствование и реализация механизма совместной аккредитации учреждений высшего образования (образовательных программ высшего образования)
Соглашение между Министерством образования Республики Беларусь и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки о сотрудничестве в области государственной аккредитации учреждений высшего образования подписано 17 ноября 2020 г.
В декабре 2021 г. сформирована первая группа белорусских экспертов Федеральной службы по надзору в сфере образования, которые будут привлекаться для аккредитационной экспертизы образовательной деятельности в вузах России.
11 февраля 2022 г. утвержден План совместных мероприятий между ФГБУ "Национальное аккредитационное агентство в сфере образования" и Департаментом контроля качества образования Республики Беларусь. Осуществляется обмен методическими материалами, периодическими изданиями, базами данных об образовательных организациях, включая информацию о различных аспектах аккредитационной деятельности в сфере высшего образования, а также об аккредитованных вузах.
В первом квартале 2022 г. в аккредитации Белорусско-Российского университета в качестве наблюдателей приняло участие два представителя российских вузов - Санкт-Петербургского государственного аграрного университета и Орловского госуниверситета имени И.С. Тургенева.
17. Формирование общего культурно-информационного пространства
17.1. Продвижение в общественном сознании духовных ценностей общих для народов Беларуси и России. Развитие межгосударственных и межрегиональных культурных связей и контактов
Реализуются мероприятия, направленные на сохранение исторического и культурного наследия, исполнительского мастерства и народного творчества. Большое внимание уделяется поддержке талантливой молодежи. Реализуются проекты в области культуры.
Минкультуры Беларуси и России проведены мероприятия Союзного государства: фестиваль "Творчество юных" (август 2019 г.), фестиваль "Молодежь - за Союзное государство" (сентябрь 2022 г.), фестиваль творчества инвалидов "Вместе мы сможем больше" (декабрь 2022 г.) и международный фестиваль "Славянский базар в Витебске" (июль 2018-2022 гг.), в рамках которого (в 2018, 2020 и 2022 годах) состоялось награждение лауреатов премии Союзного государства в области литературы и искусства.
В 2020 году завершен проект Союзного государства "Создание скульптурной композиции для Ржевского мемориала советскому солдату в Тверской области". 30 июня 2020 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин и Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко открыли Ржевский мемориал Советскому солдату.
В 2020 году завершен проект Союзного государства "Капитальный ремонт, реставрация и музеефикация сооружений Брестской крепости в мемориальном комплексе "Брестская крепость-герой".
Большое значение придавалось сохранению исторической памяти и популяризации общей истории среди жителей наших стран. В мае 2022 г. впервые в Минске отдельной колонной в рамках шествия "Беларусь помнит" прошли активисты движения "Бессмертный полк". В свою очередь к масштабной акции в Москве присоединились около 100 белорусских делегатов, среди которых были представители ветеранских организаций, общественных и молодежных объединений.
17.2. Координация политики формирования общего информационного пространства
Продолжается выпуск крупнейших союзных печатных СМИ - общественно-политических газет "Союз. Беларусь-Россия", "Союзное вече" журнал "Союзное государство". Осуществляется вещание телепрограммы "БелРос".
Реализован План мероприятий по созданию общего информационного пространства Союзного государства на 2016 - 2020 годы, утвержденный постановлением Совета Министров Союзного государства от 12 мая 2016 г. N 21.
Реализуется План мероприятий по созданию общего информационного пространства Союзного государства на 2021 - 2025 годы, утвержденный постановлением Совета Министров Союзного государства от 16 июля 2020 г. N 6.
17.3. Углубление российско-белорусского культурного и гуманитарного сотрудничества, в том числе в области исполнительского, циркового и театрального искусства, музейного и библиотечного дела
12 апреля 2019 г. на совместном заседании коллегий Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры Республики Беларусь подписан План сотрудничества между Министерством культуры Российской Федерации и Министерством культуры Республики Беларусь на 2019 - 2021 годы, который направлен на развитие прямых связей между театрами, музеями, библиотеками, цирками и образовательными учреждениями сферы культуры двух стран. Кроме того, План предусматривал актуальные направления российско-белорусского сотрудничества в сфере образования в области культуры и искусства, а также реализацию основных проектов Союзного государства в 2019 - 2020 годах (капитальный ремонт, реставрация и музеефикация сооружений Брестской крепости в мемориальном комплексе "Брестская крепость" и создание Ржевского мемориала советскому солдату в Тверской области).
На совместном заседании коллегий министерств культуры России и Беларуси 6 июня 2022 г. в Минске утвержден План сотрудничества между Министерством культуры Российской Федерации и Министерством культуры Республики Беларусь на 2022 - 2024 гг., который направлен на обеспечение дальнейшего развития и углубления российско-белорусского сотрудничества, наращивания гуманитарного диалога между двумя государствами и сохранения общего духовного и культурного наследия двух народов.
Мощный импульс дальнейшему укреплению культурно-духовных связей придал визит в Республику Беларусь 4-6 июня 2022 г. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
6-7 июня 2022 г. в г. Москве состоялись Дни культуры Республики Беларусь в Российской Федерации. В программе Дней культуры состоялись следующие мероприятия: спектакли Национального академического театра им. Я. Купалы, выставка "Гимн театру" из фондов Государственного музея истории театральной и музыкальной культуры Республики Беларусь, художественная выставка произведений белорусских художников, Дни белорусского кино.
6 июня 2022 г. состоялись открытие художественной выставки, а также встреча на базе Делового и культурного комплекса Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации с представителями белорусской диаспоры, в рамках которой проведена презентация белорусских обрядов, национальной кухни, туристического потенциала страны, совместный концерт творческих коллективов диаспоры и артистов белорусской делегации.
16-30 августа 2022 в гг. Казань и Йошкар-Ола состоялись концерты мастеров искусств Республики Беларусь, в музеях А.М. Горького и Ф.М. Шаляпина Национального музея Республики Татарстан открылась выставка "Песняры зямлi беларускай", в музее Янки Купалы (село Печищи, Татарстан) - выставка белорусских художников "С доброй вестью". В г. Казань проведены показы белорусских фильмов "Судьба диверсанта" и "Подрыв".
13-14 октября 2022 г. В Республике Беларусь прошли Дни духовной культуры России. В программу мероприятий были включены спектакль-концерт "Ван Гог. Письма к брату" народного артиста России Е. Миронова, камерного ансамбля "Солисты Москвы" под управлением народного артиста СССР и России Ю. Башмета, выступление хора Сретенского монастыря, иных фольклорных и хоровых коллективов, различные мастер-классы, конференция, посвященная общему культурно-историческому и духовному наследию России и Беларуси.
18. Сотрудничество в сфере физической культуры и спорта и формирование конкурентоспособного рынка туристических услуг
18.1. Унификация законодательства Беларуси и России в области физической культуры и спорта. Гармонизация программ физического воспитания населения Беларуси и России
Имевшиеся ограничения в отношении трудовой деятельности в физкультурно-спортивных организациях профессиональных спортсменов - граждан другого государства устранены в течение 2018-2019 гг.
18.2. Расширение перечня совместно проводимых спортивных мероприятий по зимним и летним видам спорта. Пропаганда и информационное сопровождение физической культуры и спорта как важнейших составляющих здорового образа жизни
В рамках Союзного государства на регулярной основе проводятся соревнования по различным видам спорта, организуются совместных учебно-тренировочные сборы. Развивается белорусско-российское сотрудничество в сфере спортивного образования, науки и медицины. Проводятся выставки, конференции, семинары и другие мероприятия различного уровня, на которых российские и белорусские специалисты делятся актуальной информацией о передовых технологиях, новых подходах и методиках в области олимпийского образования и спорта, физической культуры для всех слоев населения.
Регулярно проводится Спартакиада Союзного государства для детей и юношества, являющаяся ежегодным комплексным мероприятием в сфере физической культуры и спорта.
В 2022 году соревнования проходили: 11-16 сентября в г. Псков - Спартакиада Союзного государства среди школьников "Олимпийские надежды" (волейбол, хоккей, шахматы), 19-24 сентября в г. Гродно - Спартакиада школьников России и Беларуси, проживающих в сельской местности (баскетбол, настольный теннис, мини-футбол), 4-9 октября в г. Волгоград - Спартакиада Союзного государства среди студенческой молодежи "Мы выбираем спорт" (дартс, легкая атлетика, плавание, мини-футбол), 10-15 ноября в г. Брест - Спартакиада Союзного государства среди обучающихся профессиональных образовательных организаций и учреждений профессионально-технического и среднего специального образования (волейбол, плавание, хоккей). Общее количество участников составило 1008 человек.
На регулярной основе проводятся совместные заседания коллегий министерств. В 2022 году заседания коллегий проходили трижды: 26 марта в г. Минске, 6 июля в г. Бресте, 11 ноября в г. Смоленске. Руководителями спортивных ведомств Беларуси и России подписана очередная двухлетняя Программа сотрудничества в сфере физической культуры и спорта в рамках Союзного государства между Министерством спорта Российской Федерации и Министерством спорта и туризма Республики Беларусь на 2023-2024 годы.
В ходе совместного заседания коллегий Министерства спорта Российской Федерации и Министерства спорта и туризма Республики Беларусь (июль 2022 г., г. Гродно) утвержден Календарный план по проведению совместных спортивных мероприятий, а также учебно-тренировочных сборов на спортивных базах и объектах Российской Федерации и Республики Беларусь на сезон 2022/2023, включающий более 500 мероприятий (из них на территории Российской Федерации - 285 мероприятий по олимпийским видам спорта и 25 по неолимпийским видам спорта, на территории Республики Беларусь - 144 мероприятия по олимпийским видам спорта и 45 по неолимпийским видам спорта).
18.3. Дальнейшее развитие сотрудничества по вопросам спортивной науки и спортивной медицины
ГНУ "Институт генетики цитологии Национальной академии наук Беларуси" совместно с госучреждением "Республиканский научно-практический центр спорта" реализует мероприятия научно-технической программы Союзного государства "ДНК-идентификация"
Осуществляется реализация Плана проведения совместных научных мероприятий по обмену опытом научно-методического и практического сопровождения спортивной подготовки спортсменов высокого класса, спортивного резерва, а также мероприятий в области противодействия допингу в спорте, утвержденного в ходе совместного заседания коллегий Министерства спорта Российской Федерации и Министерства спорта и туризма Республики Беларусь (июль 2022 г., г. Гродно).
Спортивными ведомствами и федерациями по видам спорта продолжена работа по разработке совместных научных проектов по актуальным вопросам научно-методического сопровождения спортивной подготовки атлетов.
18.4. Создание общего туристического пространства с обеспечением широкого доступа к историко-культурному наследию и природно-рекреационным ресурсам Беларуси и России
18.5. Создание условий для дальнейшего развития внутреннего и въездного туризма в рамках Союзного государства
В июне 2020 г. подписано межправительственное соглашение о взаимном признании виз и по иным вопросам, связанным с въездом иностранных граждан и лиц без гражданства на территории государств-участников Договора о создании Союзного государства, что будет способствовать трансграничному сотрудничеству и продвижению туристического потенциала наших стран в мире.
Информация о туристических компаниях Республики Беларусь, прошедших сертификацию услуг, а также об аттестованных экскурсоводах и гидах-переводчиках размещена на сайте Национального агентства по туризму http://belarustourism.by, а также направлена в регионы Российской Федерации. Формирование указанных списков в настоящее время продолжается.
С учетом имеющихся случаев невозможности исполнения туристическими компаниями возложенных на них обязательств 11 ноября 2021 г. Принят Закон Республики Беларусь N 129-З "О туризме" (вступил в силу с 1 января 2023 г.), которым предусмотрены нововведения в части:
введения способов обеспечения исполнения туроператором обязательств по договорам оказания туристических услуг в сфере международного выездного туризма (договор добровольного страхования ответственности туроператора; банковская гарантия, выдаваемая на основании договора между туроператором и банком; участие в формировании фонда ответственности туроператоров);
разделена ответственность турагентов и туроператоров перед туристами в рамках заключения договора оказания туристических услуг;
определены роль и ответственность туроператора в части оказания туристических услуг как исполнителя по договорам оказания туристических услуг.
Одновременно осуществляются контакты между руководством Минспорта Беларуси и Минэкономразвития России по согласованию мероприятий союзной программы по унификации законодательства в сфере туристической деятельности.
19. Экологическая, ядерная, радиационная безопасность и преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС
19.1. Регулирование и обеспечение ядерной и радиационной безопасности
МЧС России совместно с МЧС Республики Беларусь разрабатывают Совместное предложение о разработке проекта программы в данной сфере.
19.2. Обеспечение экологической безопасности и охраны окружающей среды
В целях обобщения опыта работы по экологическому образованию, интеграции теоретических и практических знаний в учебно-исследовательской, научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся России и Беларуси 25 марта 2019 г. на площадке МГИМО состоялась I Международная научно-практическая конференция "Экологическое образование в целях устойчивого развития". Конференция прошла в рамках финала Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды. В мероприятиях приняли участие обучающиеся общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования в возрасте от 12 до 18 лет, представители Постоянного Комитета Союзного государства, Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства образования Республики Беларусь, международных ассоциаций, природоохранных организаций, общественных экологических движений, молодежных научных объединений Беларуси и России.
Минприроды Беларуси и России продолжили работу по обеспечению экологической безопасности и охраны окружающей среды. Проводятся совместные мероприятия по охране компонентов окружающей среды и снижения негативного воздействия на них, смягчению последствий изменения климата и адаптации к таким изменениям.
Природоохранными ведомствами Беларуси и России продолжена работа по созданию трансграничной особо охраняемой природной территории "Заповедное Поозерье" в целях сохранения уникального ландшафтного разнообразия Витебского и Себежского Поозерья. В 2019 году в охраняемую природную территорию "Заповедного Поозерья" вошли два белорусских республиканских ландшафтных заказника "Красный Бор" и "Освейский" в Витебской области и парк "Себежский" в Псковской области.
Реализовано мероприятие Союзного государства "Слет юных экологов Беларуси и России "Экология без границ":
10-17 июля 2018 г. - на территории Березинского биосферного заповедника (Республика Беларусь);
18-24 июля 2022 г. - на территории Приокско-Террасного государственного природного биосферного заповедника имени М.А. Заблоцкого (Московская область).
23 мая 2022 г. состоялся Международный молодежный экологический форум - Белорусский государственный технологический университет (г. Минск).
19.3. Развитие единой системы гидрометеорологической безопасности
В 2021 году завершена реализации программы по развитию системы гидрометеорологической безопасности Союзного государства Программа (утверждена постановлением Совета Министров Союзного государства от 22 февраля 2017 г. N 10).
В результате выполнения Программы повышено качество гидрометеорологических прогнозов и обнаружения опасных гидрометеорологических явлений: разработана прогностическая система COSMO-RuBy, с помощью которой оправдываемость суточных прогнозов погоды по субъектам европейской части Российской Федерации и областным центрам Республики Беларусь была доведена до 96%, оправдываемость штормовых предупреждений об опасных природных явлениях - до 92%; пространственное разрешение мезо-масштабной модели для западной части европейской территории Российской Федерации и территории Республики Беларусь доведено до 2,2 км. Оперативность оценки загрязнения окружающей среды при локальном и трансграничном аварийном загрязнении природной среды доведена до 2 часов. Разработана российско-белорусская система мониторинга окружающей среды сопредельных территорий Российской Федерации и Республики Беларусь ("ГИС СОЮЗ"). Полученные в ходе реализации Программы результаты внедрены в оперативную практику гидрометеорологических служб Республики Беларусь и Российской Федерации.
Одним из важных результатов реализации Программы стало укрепление независимости гидрометеорологических служб России и Беларуси от некоторых видов гидрометеорологической продукции, получаемой от зарубежных партнеров, что отвечает задачам по импортозамещению в отраслях экономики государств-участников Союзного государства.
Работа в данном направлении продолжается. В настоящее время специалистами Минприроды Беларуси и Росгидромета ведется работа по разработке новой программы Союзного государства.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларуси и Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды продолжают успешно взаимодействовать в рамках Комитета Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды. На регулярной основе работает совместная коллегия Комитета. На ее рассмотрение выносятся наиболее актуальные вопросы совместной деятельности гидрометеорологических служб обеих стран. В г. Иркутске 7-11 июля 2022 г. проведено 73-е заседание совместной коллегии, в г. Могилеве 7-8 декабря 2022 г. - 74-ое заседание.
19.4 Совершенствование единой системы радиационной защиты на территориях радиоактивного загрязнения и обеспечение безопасной жизнедеятельности граждан России и Беларуси, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС
Программа по защите населения и реабилитации территорий, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС утверждена Советом Министров Союзного государства (постановление Совета Министров Союзного государства от 29.08.2019 г. N 8). Срок реализации 2019-2022 гг. Предусмотрено финансирование в объеме 992,4 млн. руб. за счет средств бюджета СГ, начиная с 2019 года.
Программа направлена на создание условий для безопасного проживания населения на радиоактивно загрязненных территориях Союзного государства, в том числе на:
снижение рисков трансграничного переноса радиоактивных элементов;
уточнение плотности радиационного загрязнения населенных пунктов, лесных и сельскохозяйственных угодий;
создание условий для вовлечения земель лесного фонда и сельскохозяйственного назначения в хозяйственных оборот.
19.5. Повышение уровня оказания медицинской помощи гражданам Беларуси и России, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы
Реализуется мероприятие "Оказание комплексной медицинской помощи отдельным категориям граждан Беларуси и России, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Специализированная и высокотехнологичная медицинская помощь оказана: 2018 г. - 1 587 пациентам, 2019 г. - 1 342 пациентам, 2020 г. - 1 288 пациентам, 2021 г. - 1 318 пациентам, в 2022 г. - 1 635 пациентам.
В рамках мероприятия проводятся операции по трансплантации почек, выполняются сотни сложнейших хирургических вмешательств при заболеваниях сердца и сосудов, оказывается медицинская помощь пациентам с тяжелыми онкологическими заболеваниями.
19.6. Совершенствование системы оздоровления детей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы
За счет средств бюджета Союзного государства ежегодно проводится мероприятие "Организация лечения и оздоровления детей из районов Беларуси и России, наиболее пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС". В 2022 году путевки на санаторно-курортное лечение получил 1571 ребенок.
<< Назад |
||
Содержание Резолюция Высшего Государственного Совета Союзного государства Беларуси и России от 6 апреля 2023 г. N 3 "О выполнении Приоритетных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.