Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 26 октября 2023 г. N 4957-8 ГД
"О принятии в первом чтении проекта федерального закона N 448554-8 "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" и об основных характеристиках федерального бюджета"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, рассмотрев основные характеристики федерального бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, постановляет:
1. Принять в первом чтении проект федерального закона N 448554-8 "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов".
2. Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2024 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 179 956 млрд рублей и уровня инфляции, не превышающего 4,5 процента (декабрь 2024 года к декабрю 2023 года):
прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 35 065 283 588,1 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 1 821 070 963,9 тыс. рублей;
общий объем расходов федерального бюджета в сумме 36 660 675 369,3 тыс. рублей;
верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2025 года в сумме 26 637 455 114,6 тыс. рублей;
верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2025 года в сумме 64,0 млрд долларов США, или 57,6 млрд евро;
дефицит федерального бюджета в сумме 1 595 391 781,2 тыс. рублей.
3. Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2025 год и на 2026 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере соответственно 190 637 млрд рублей и 202 304 млрд рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 4,0 процента (декабрь 2025 года к декабрю 2024 года) и 4,0 процента (декабрь 2026 года к декабрю 2025 года):
прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2025 год в сумме 33 552 352 862,6 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 1 835 675 858,4 тыс. рублей, и на 2026 год в сумме 34 050 982 668,0 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 1 844 810 242,0 тыс. рублей;
общий объем расходов федерального бюджета на 2025 год в сумме 34 382 810 355,8 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 859 570 258,9 тыс. рублей, и на 2026 год в сумме 35 587 391 677,0 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 1 779 369 583,9 тыс. рублей;
верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2026 года в сумме 30 159 318 425,4 тыс. рублей и на 1 января 2027 года в сумме 34 356 492 180,2 тыс. рублей;
верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2026 года в сумме 63,1 млрд долларов США, или 56,3 млрд евро, и на 1 января 2027 года в сумме 61,2 млрд долларов США, или 54,6 млрд евро;
дефицит федерального бюджета на 2025 год в сумме 830 457 493,2 тыс. рублей и дефицит федерального бюджета на 2026 год в сумме 1 536 409 009,0 тыс. рублей.
4. В соответствии с пунктом 2 статьи 184 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации утвердить нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов согласно приложению 1 к настоящему Постановлению.
5. Доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, поступающие от плательщиков на территории Ненецкого автономного округа, подлежат зачислению в бюджет Архангельской области по установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Постановлением нормативам, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, зачисляемых в бюджет Ненецкого автономного округа по нормативам согласно приложению 2 к настоящему Постановлению.
6. Доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, поступающие от плательщиков на территориях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, подлежат зачислению соответственно в бюджеты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа по установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Постановлением нормативам, за исключением налоговых доходов от налога на прибыль организаций, зачисляемых в бюджет Тюменской области по нормативу согласно приложению 2 к настоящему Постановлению.
7. Доходы от уплаты акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации в 2024-2026 годах, распределяются в следующем порядке:
77,7 процента доходов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, - по нормативам, установленным в таблице 1 приложения 3 к настоящему Постановлению;
22,3 процента доходов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, - по нормативам, установленным в таблице 2 приложения 3 к настоящему Постановлению.
8. Доходы от акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением пива, вин (кроме крепленого (ликерного) вина), вин наливом, плодовой алкогольной продукции, игристых вин, включая российское шампанское, а также за исключением виноградосодержащих напитков, плодовых алкогольных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) без добавления спиртованных виноградного или иного плодового сусла, и (или) без добавления дистиллятов, и (или) без добавления крепленого (ликерного) вина, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу, установленному Бюджетным кодексом Российской Федерации, распределяются уполномоченным органом Федерального казначейства между бюджетами субъектов Российской Федерации и бюджетом города Байконура в 2024-2026 годах в следующем порядке:
59,5 процента доходов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, - пропорционально объемам розничных продаж указанной продукции в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;
35,7 процента доходов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, - по нормативам, установленным в таблице 1 приложения 4 к настоящему Постановлению;
4,8 процента доходов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, - по нормативам, установленным в таблице 2 приложения 4 к настоящему Постановлению.
9. Доходы от налога на прибыль организаций, уплаченные налогоплательщиками, которые до 1 января 2023 года являлись участниками консолидированной группы налогоплательщиков, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу, установленному Бюджетным кодексом Российской Федерации, распределяются уполномоченным органом Федерального казначейства между бюджетами субъектов Российской Федерации по нормативам, установленным приложением 5 к настоящему Постановлению.
10. Доходы от денежных взысканий (штрафов), поступающие в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2020 года, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, действовавшим в 2019 году.
11. Доходы от уплаты акцизов на спирт этиловый, произведенный из пищевого или непищевого сырья на территории Российской Федерации, акцизов на спиртосодержащую продукцию, произведенную на территории Российской Федерации, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации в размере 50 процентов объема указанных доходов, распределяются уполномоченным органом Федерального казначейства между бюджетами субъектов Российской Федерации по нормативам согласно приложению 6 к настоящему Постановлению.
12. Доходы от операций по управлению остатками средств на едином казначейском счете, в соответствии со статьей 242 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации распределенные в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты федеральных территорий, подлежат зачислению соответственно в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты федеральных территорий по нормативу 100 процентов.
13. Доходы от сумм административных штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, если постановления о наложении указанных административных штрафов вынесены по результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях, составленных должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включенными в перечни, утвержденные высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации, поступающие в бюджеты субъектов Российской Федерации в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2024 года, подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, действовавшим в 2023 году.
14. Доходы от сумм пеней, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу, установленному Бюджетным кодексом Российской Федерации, распределяются Федеральным казначейством между бюджетами субъектов Российской Федерации по нормативам согласно приложению 7 к настоящему Постановлению.
15. Рекомендовать Правительству Российской Федерации совместно с Комитетом Государственной Думы по бюджету и налогам в рамках подготовки поправок к рассмотрению Государственной Думой проекта федерального закона N 448554-8 "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" во втором чтении в целях безусловного выполнения поручений Президента Российской Федерации:
1) выделить дополнительные бюджетные ассигнования:
на создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами;
на расширение федерального проекта "Профессионалитет" и развитие образовательно-производственных центров (кластеров);
на стимулирование спроса на покупку отечественных автомобилей гражданами;
2) предусмотреть бюджетные ассигнования на поддержку проектов по созданию и (или) развитию центров инженерных разработок на базе вузов и научных организаций;
3) обеспечить распределение между субъектами Российской Федерации бюджетных ассигнований:
на модернизацию первичного звена здравоохранения;
на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан на основании социального контракта;
на осуществление единовременной выплаты при рождении первого ребенка, а также на предоставление регионального материнского (семейного) капитала при рождении второго ребенка в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа;
на модернизацию школьных систем образования (капитальный ремонт школ);
на создание модельных муниципальных библиотек;
на ремонт автомобильных дорог регионального и местного значения.
16. Рекомендовать Правительству Российской Федерации совместно с Комитетом Государственной Думы по бюджету и налогам в рамках подготовки поправок к рассмотрению Государственной Думой проекта федерального закона N 448554-8 "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" во втором чтении:
1) увеличить бюджетные ассигнования:
на лекарственное обеспечение пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями в целях расширения охватываемых категорий пациентов;
на создание быстровозводимых объектов отдыха и оздоровления детей;
на обеспечение отдыха и оздоровления детей, проживающих в Арктической зоне Российской Федерации;
на прохождение школьниками 8-11 классов и студентами среднего профессионального образования двухлетнего курса обучения современным языкам программирования;
на субсидии издательствам, выпускающим литературу для инвалидов по зрению, редакциям печатных средств массовой информации и издающим организациям для инвалидов по зрению;
на поддержку села:
обеспечение комплексного развития сельских территорий;
вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения;
государственная поддержка российских организаций в целях поддержки экспорта сельскохозяйственной и продовольственной продукции;
на поддержку проектов по разработке конструкторской документации на комплектующие изделия для промышленности;
на стимулирование спроса на приобретение в лизинг отечественных автомобилей, а также сельскохозяйственной, строительной и иной специализированной техники российскими лизинговыми организациями и на поддержку производителей техники, использующей природный газ в качестве моторного топлива;
на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование отдельных категорий граждан;
на повышение эффективности службы занятости;
на финансовое обеспечение оказания универсальных услуг связи в части услуг по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в малых городах;
2) выделить дополнительные бюджетные ассигнования на комплексную программу модернизации общественного транспорта в целях выполнения поручения Президента Российской Федерации по обеспечению поэтапного увеличения финансирования программы из федерального бюджета в размере не менее 15 млрд рублей ежегодно.
В рамках указанных бюджетных ассигнований обеспечить направление не менее 1 млрд рублей ежегодно на льготный лизинг малых речных судов для внутрирегиональных пассажирских перевозок;
3) предусмотреть бюджетные ассигнования:
на создание в государственных (муниципальных) образовательных организациях, реализующих программы общего образования, сетей беспроводного широкополосного доступа по технологии Wi-Fi для обеспечения в помещениях данных организаций возможности использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также государственных и муниципальных информационных систем в сфере образования;
на предоставление грантов вузам в области кинематографии в целях финансирования производства студенческого кино;
4) обеспечить распределение между субъектами Российской Федерации:
на очередной финансовый год и плановый период дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и дотаций, связанных с особым режимом безопасного функционирования закрытых административно-территориальных образований, субсидий (за исключением распределения на плановый период субсидий, предоставление которых обусловлено проведением конкурсных процедур), субвенций и максимально возможного количества иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;
на очередной финансовый год дотаций на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы;
5) обеспечить распределение зарезервированных бюджетных ассигнований на капитальные вложения в объекты здравоохранения исходя из приоритета финансирования завершения уже строящихся объектов;
6) обеспечить распределение бюджетных ассигнований на предоставление субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций на 2024 год;
7) рассмотреть вопрос о выделении бюджетных ассигнований на образовательную программу молодежного предпринимательства "Я в деле".
17. Поручить Комитету Государственной Думы по бюджету и налогам совместно с Правительством Российской Федерации в рамках подготовки к рассмотрению Государственной Думой проекта федерального закона N 448554-8 "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" во втором чтении предусмотреть бюджетные ассигнования для дополнительного финансового обеспечения мероприятий государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области" в 2026 году.
18. Поручить Комитету Государственной Думы по бюджету и налогам совместно с Правительством Российской Федерации в рамках поправок к рассмотрению Государственной Думой проекта федерального закона N 448554-8 "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" во втором чтении обеспечить реализацию решения Совета Государственной Думы о выделении целевого финансирования приоритетных мероприятий ФГБУ "НИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина" в общем объеме не менее 5 млрд рублей.
19. Поручить Комитету Государственной Думы по бюджету и налогам совместно с Правительством Российской Федерации в рамках поправок к рассмотрению Государственной Думой проекта федерального закона N 448554-8 "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" во втором чтении обеспечить финансирование доставки, установки и запуска нового зимовочного комплекса станции Восток.
20. Рекомендовать Правительству Российской Федерации совместно с Комитетом Государственной Думы по бюджету и налогам в рамках подготовки поправок к рассмотрению Государственной Думой проекта федерального закона N 448554-8 "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" во втором чтении обеспечить финансирование мероприятий по завершению строительства в г. Петрозаводске блоков "А" и "Б" межрайонной больницы с поликлиникой и хирургического корпуса больницы скорой медицинской помощи, реализуемых в рамках федеральной целевой программы "Развитие Республики Карелия на период до 2023 года".
21. Направить настоящее Постановление Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, в Правительство Российской Федерации, законодательные органы субъектов Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации.
22. Установить, что поправки по предмету второго чтения проекта федерального закона N 448554-8 "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" направляются в соответствии с пунктом 3 статьи 205 Бюджетного кодекса Российской Федерации в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам по установленной форме (приложение 8 к настоящему Постановлению) до 16 часов 7 ноября 2023 года.
23. Установить, что поправки по секретным статьям разделов классификации расходов федерального бюджета в части, касающейся расходов на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, направляются в Комиссию Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности, а в части предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов - в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам до 16 часов 7 ноября 2023 года.
24. Комитету Государственной Думы по бюджету и налогам доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении 15 ноября 2023 года.
25. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Государственной Думы |
В.В. Володин |
Москва
26 октября 2023 г.
N 4957-8 ГД
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 26 октября 2023 г. N 4957-8 ГД "О принятии в первом чтении проекта федерального закона N 448554-8 "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" и об основных характеристиках федерального бюджета"
Вступает в силу со дня принятия
Опубликование:
Собрание законодательства Российской Федерации, 30 октября 2023 г. N 44 ст. 7853