г. Краснодар |
|
09 октября 2020 г. |
Дело N А61-6024/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 9 октября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Гиданкиной А.В. и Мацко Ю.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Виниченко Е.А., при участии в судебном заседании от заявителя - Управления Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд - Колхидовой Л.А. (доверенность от 15.01.2020), от третьего лица - акционерного общества "Новость" (ИНН 1504029610, ОГРН 1021500508820) - Калоевой М.М. (доверенность от 27.12.2019), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия - Алания, третьих лиц: государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Республиканская клиническая больница скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания (ИНН 1516613034, ОГРН 1071516000720), общества с ограниченной ответственностью "Артекс сервис" (ИНН 2627025671, ОГРН 1152651008146); извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации в сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы АО "Новость" и Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 26.02.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2020 по делу N А61-6024/2019, установил следующее.
Управление Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - управление по закупкам) обратилось с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия - Алания (далее - антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания от 27.11.2019.
Решением от 26.02.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.06.2020, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе АО "Новость" (далее - общество) просит судебные акты отменить, ссылаясь на то, что работы по дезинфектологии подлежат лицензированию как вид медицинской деятельности лишь в случае, если они оказываются как самостоятельные услуги. Аренда мягкого инвентаря не является медицинской деятельностью. Податель жалобы обращает внимание суда на то, что на момент подачи заявки общество имело сертификаты, соответствующие техническому заданию.
В кассационной жалобе управление по закупкам просит судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение заказчиком, указавшем в одном лоте лицензируемые и нелицензируемые виды деятельности, положений 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В отзыве антимонопольный орган просит в удовлетворении жалобы отказать.
В судебном заседании представители управления по закупкам и общества повторили доводы, изложенные в жалобах.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационные жалобы не подлежат удовлетворению.
Как видно из материалов дела, управление по закупкам разместило извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) на оказание услуг по предоставлению в аренду, стирке и обработке белья для нужд ГБУЗ "Республиканская клиническая больница скорой медицинской помощи" (далее - больница).
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 15.11.2019 к участию в аукционе допущены общество и ООО "Артекс-Сервис"; победителем аукциона признано общество.
По результатам рассмотрения жалобы ООО "Артекс-Сервис" антимонопольный орган принял решение от 27.11.2019 о признании управления по закупкам нарушившим части 2 и 6 статьи 69 Закона N 44-ФЗ. Нарушение выразилось в неправомерном допуске к участию в аукционе общества, которое в нарушение положений аукционной документации не представило в составе заявки лицензию на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии. Управлению по закупкам выдано предписание от 27.11.2019 об отмене итогов проведения аукциона, повторном рассмотрении вторых частей заявок.
Управление по закупкам, полагая решение и предписание антимонопольного органа незаконными, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суды отказали в удовлетворении заявления, указав на несоответствие заявки общества аукционной документации ввиду непредставления в составе второй части заявки лицензии на осуществление медицинской деятельности в области дезинфектологии, поскольку в состав услуг, который должен оказать исполнитель, входила дезинфекция больничного белья, заявленные дезинфекционные работы относятся к санитарно-эпидемиологическим мероприятиям, деятельности в области охраны здоровья граждан и включены в понятие "медицинская деятельность",
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 6 статьи 69 закона N 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В техническом задании указаны услуги по чистке текстильных изделий - забор, доставка, стирка, глажение, дезинфекция мягкого инвентаря; оказание услуг по предоставлению в аренду мягкого инвентаря (подменного фонда); в аукционной документации к участникам закупки установлено требование о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии.
Исходя из принципов, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации и статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - закон N 323-ФЗ), гражданам гарантируются обеспечение их прав в сфере охраны здоровья, доступность и качество при оказании медицинской помощи. В соответствии со статьей 2 Закона N 323-ФЗ под охраной здоровья граждан понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемого в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Таким образом, проведение мероприятий санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера является составной частью комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья граждан, и включает в себя организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (статья 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", далее - Закон N 52-ФЗ). Так, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (пункт 1 статьи 29 Закона N 52-ФЗ). Данные мероприятия выполняются как в рамках осуществления медицинской деятельности, так и в рамках иных мероприятий, не относящихся к медицинской деятельности.
Согласно пункту 46 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее Закон N 99-ФЗ) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. В Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены работы (услуги) по дезинфектологии, состоящие, в том числе, из работ по дезинфекции, включающей в себя (в соответствии с общепринятой терминологией) работы по удалению или уничтожению возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды.
При рассмотрении дела в антимонопольном органе больница указала, что требование о дезинфекции белья и наличие соответствующей лицензии установлено в связи с тем, что больница является медицинским учреждением, оказывающим экстренную медицинскую помощь, белье не маркируется по отделениям, белье обязательно должно проходить термохимическую дезинфекцию профессиональными сертифицированными средствами, рекомендованными для применения в ЛПУ, в целях предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Основания для вывода о том, что заказчик необоснованно включил в состав услуг дезинфекцию белья, а не выделил такие услуги в отдельный лот, в данном случае отсутствуют, принимая во внимание, что больнице необходимо получение услуги по стирке и дезинфекции мягкого инвентаря с подменным фондом.
Дезинфекционная деятельность осуществляется специально обученным персоналом организации, осуществляющей дезинфекционную деятельность, в строгом соответствии с установленными требованиями, предусматривающими соблюдение условий хранения, транспортировки, приготовления рабочих растворов, химических и биологических средств, допущенных к применению и не оказывающих неблагоприятного воздействия на человека.
В связи с тем, что дезинфекционные работы не выполняются по отношению к пациенту, они не являются медицинским вмешательством, и, соответственно, медицинской услугой и медицинской помощью, но являясь санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, включены в понятие "медицинская деятельность".
При таких обстоятельствах суды, установив, что в состав услуг, которые должен оказать исполнитель, входит дезинфекция больничного белья, заявленные дезинфекционные работы относятся к санитарно-эпидемиологическим мероприятиям, деятельности в области охраны здоровья граждан и включены в понятие "медицинская деятельность", пришли к обоснованному выводу о неправомерных действия управления по закупкам, допустившего к участию в аукционе и признавшего его победителем общество, не предоставившее в составе второй части заявки лицензию на осуществление медицинской деятельности в области дезинфектологии.
Основания для изменения или отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационных жалобах, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 26.02.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2020 по делу N А61-6024/2019 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Калашникова |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. В Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены работы (услуги) по дезинфектологии, состоящие, в том числе, из работ по дезинфекции, включающей в себя (в соответствии с общепринятой терминологией) работы по удалению или уничтожению возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 октября 2020 г. N Ф08-8032/20 по делу N А61-6024/2019