Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Тульской области
от 25.10.2023 N 656
Основные направления
государственной долговой политики Тульской области
на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
1. Общие положения
Основные направления государственной долговой политики Тульской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - государственная долговая политика Тульской области) разработаны в соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Государственная долговая политика Тульской области является частью бюджетной политики Тульской области. Управление государственным долгом Тульской области непосредственно связано с бюджетным процессом Тульской области.
Государственная долговая политика Тульской области направлена на обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета Тульской области (далее - бюджет области), поддержание объема государственного долга на экономически безопасном уровне, не выше предельно допустимых значений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, своевременное исполнение долговых обязательств Тульской области.
2. Итоги реализации государственной
долговой политики Тульской области
По итогам 2022 года объем государственного долга Тульской области составил 19 943,7 млн рублей.
В целях поддержания финансовой стабильности Тульской области в июле и августе 2022 года предоставлен бюджетный кредит из федерального бюджета для погашения долговых обязательств Тульской области и муниципальных образований Тульской области в виде обязательств по государственным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, сложившихся по состоянию на 01.01.2022 и подлежащих погашению в 2022 году, в объеме 5 092,8 млн рублей по ставке 0,1% годовых и сроком окончательного погашения кредита в 2028 году.
В марте 2022 года использовался механизм привлечения краткосрочных бюджетных кредитов в сумме 2 594,8 млн рублей по ставке 0,1% годовых со сроком кредитования 240 дней.
В течение 2022 года предоставлены государственные гарантии Тульской области в сумме 197,6 млн рублей.
Результаты реализации государственной долговой политики Тульской области за прошедший год:
снижение долговой нагрузки Тульской области (отношение объема государственного долга к объему налоговых и неналоговых доходов бюджета области) по сравнению с прошлым годом с 22,9% до 21,9% и показателя "отношение рыночных заимствований к объему налоговых и неналоговых доходов бюджета области" с 3,9% до 1,6%, что значительно ниже значений целевых показателей, установленных на 2022 год дополнительными соглашениями, заключенными с Министерством финансов Российской Федерации в целях проведения реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам из федерального бюджета (31,0% и 25,0% соответственно);
сокращение расходов на обслуживание государственного долга Тульской области с 227,0 млн рублей в 2021 году до 166,1 млн рублей в 2022 году и доли расходов на обслуживание государственного долга Тульской области в общем объеме расходов бюджета области с 0,2% до 0,1% соответственно;
изменение структуры государственного долга Тульской области в части рыночных заимствований и бюджетных кредитов из федерального бюджета: доля кредитов кредитных организаций сократилась с 16,8% до 7,5% от общего объема государственного долга Тульской области, доля бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета, возросла с 61,0% до 91,5%;
проведение реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам из федерального бюджета путем предоставления рассрочки по погашению задолженности по бюджетным кредитам с переносом сроков погашения задолженности на период с 2022 года по 2029 год включительно в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 г. N 976 "Об утверждении Правил проведения в 2022 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам";
исполнение долговых обязательств Тульской области в полном объеме и в установленные сроки.
В структуре государственного долга Тульской области по состоянию на 01.01.2023 отсутствуют краткосрочные обязательства.
Объем государственного долга Тульской области по сравнению с его уровнем на начало года увеличился на 3 685,0 млн рублей и по состоянию на 01.10.2023 составил 23 628,7 млн рублей, или 25,3% от запланированного объема поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета на 2023 год.
На основании соглашения о предоставлении бюджету Тульской области из федерального бюджета бюджетного кредита на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов от 22.03.2023 N 2023-00048 в марте, мае, августе и октябре 2023 года Тульской областью получен инфраструктурный бюджетный кредит в сумме 2 378,4 млн рублей по ставке 3% годовых.
В марте 2023 года привлечен бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета в сумме 3 085,1 млн рублей по ставке 0,1% годовых.
По состоянию на 01.10.2023 государственные гарантии Тульской области предоставлены в сумме 570,8 млн рублей, из них на проектирование, строительство и (или) реконструкцию объектов коммунальной инфраструктуры - 442,4 млн рублей, на строительство объектов социальной инфраструктуры - 148,4 млн рублей.
Предоставление государственных гарантий Тульской области осуществлялось в обеспечение исполнения обязательств Акционерного общества "Региональная корпорация развития и поддержки Тульской области" перед Обществом с ограниченной ответственностью "Специализированное общество проектного финансирования "Инфраструктурные облигации".
В 2023 году гарантийных случаев в связи с предоставлением государственных гарантий Тульской области не возникало.
За счет собственных средств бюджета области в августе 2023 года погашен кредит кредитных организаций в объеме 1 500,0 млн рублей.
В структуре государственного долга Тульской области по состоянию на 01.10.2023 бюджетные кредиты составляют 97,6% от общего объема государственного долга Тульской области, государственные гарантии Тульской области - 2,4%, кредиты кредитных организаций отсутствуют.
В соответствии с дополнительным соглашением от 28.09.2023 N 2023-00048/2 к соглашению о предоставлении бюджету Тульской области из федерального бюджета бюджетного кредита на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов от 22.03.2023 N 2023-00048 в ноябре 2023 года ожидается получение инфраструктурных бюджетных кредитов в объеме 540,0 млн рублей.
Графиком погашения реструктурированной задолженности и уплаты процентов за рассрочку срок погашения основного долга по бюджетным кредитам в сумме 624,3 млн рублей установлен в ноябре 2023 года.
В соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.07.2023 N 489/пр "Об утверждении перечня мероприятий по приобретению подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются специальные казначейские кредиты, реализуемых на территории субъектов Российской Федерации" Тульской области одобрены специальные казначейские кредиты в сумме 600,0 млн рублей.
На основании приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 10.08.2023 N 579/пр "Об утверждении перечня мероприятий субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения реализации которых являются специальные казначейские кредиты, на конкурсной основе" объем бюджетного кредита, одобренного Тульской области, составляет 1 472,7 млн рублей.
Указанные специальные казначейские кредиты предоставляются сроком до 15 лет по ставке 3% годовых и ожидаются до конца текущего года.
Акционерное общество "Рейтинговое Агентство "Эксперт РА" 12.04.2023 подтвердило рейтинг кредитоспособности Тульской области на уровне "ruA+". По рейтингу установлен прогноз "Стабильный". Рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным.
3. Основные факторы, определяющие характер и направления
государственной долговой политики Тульской области на 2024 год
и на плановый период 2025 и 2026 годов
В планируемом периоде одновременно несколько факторов будут определять характер и направления государственной долговой политики Тульской области:
риски снижения поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет области вследствие ухудшения экономической ситуации, а также изменений федерального законодательства;
высокая зависимость налоговых доходов бюджета области от поступлений налогов от крупнейших налогоплательщиков, в частности, от поступлений налога на прибыль организаций;
соблюдение условий заключенных с Министерством финансов Российской Федерации соглашений о предоставлении Тульской области из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета;
необходимость ежегодной индексации расходов бюджета области на выплату заработной платы работников бюджетной сферы и оплату коммунальных услуг бюджетными учреждениями, на предоставление мер социальной поддержки;
сохранение целевых показателей оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
необходимость завершения принятых к реализации масштабных инвестиционных проектов на территории Тульской области;
реализация инфраструктурных проектов;
исполнение государственных гарантий Тульской области.
В совокупности указанные факторы могут привести к увеличению долговой нагрузки на бюджет области и дальнейшему росту расходов на обслуживание государственного долга Тульской области.
4. Цели и задачи государственной долговой политики
Основной целью государственной долговой политики Тульской области является обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета области, поддержание объема государственного долга Тульской области на экономически безопасном уровне.
Основными задачами государственной долговой политики Тульской области являются:
обеспечение сохранения высокого уровня долговой устойчивости Тульской области;
оптимизация структуры государственного долга Тульской области по видам и срокам заимствований в целях минимизации стоимости его обслуживания;
обеспечение равномерного распределения долговой нагрузки на бюджет области, связанной с погашением долговых обязательств Тульской области;
обеспечение исполнения долговых обязательств Тульской области в полном объеме и в установленные сроки;
управление рисками, связанными с осуществлением заимствований и управлением государственным долгом;
укрепление репутации Тульской области в качестве надежного заемщика с высоким уровнем кредитоспособности.
5. Инструменты реализации государственной долговой политики
Основными инструментами реализации государственной долговой политики Тульской области предполагаются государственные ценные бумаги Тульской области, кредиты кредитных организаций, бюджетные кредиты на пополнение остатка средств на едином счете бюджета области, инфраструктурные бюджетные кредиты.
В 2024 - 2025 годах будет продолжено взаимодействие с Министерством финансов Российской Федерации по вопросам привлечения бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов.
Программой государственных внутренних заимствований Тульской области на 2023 год и на плановый период 2024 - 2026 годов, утвержденной Законом Тульской области от 21 декабря 2022 года N 138-ЗТО "О бюджете Тульской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов", привлечение бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов предусмотрено на 2024 и 2025 годы в объемах 585,5 млн рублей и 782,7 млн рублей соответственно.
6. Основные мероприятия государственной долговой политики
Основными мероприятиями государственной долговой политики Тульской области являются:
учет государственных долговых обязательств Тульской области;
осуществление мониторинга ситуации на финансовых рынках и, в случае их благоприятной конъюнктуры, проведение мероприятий по досрочному погашению долговых обязательств по кредитам кредитных организаций и привлечению заимствований в виде государственных ценных бумаг и кредитов кредитных организаций;
планирование государственных заимствований Тульской области исходя из графиков погашения долговых обязательств, стоимости обслуживания и влияния на платежеспособность бюджета области;
выполнение обязательств, принятых Тульской областью, по соглашениям о предоставлении бюджетных кредитов из федерального бюджета, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации;
выполнение обязательств, принятых Тульской областью, по соглашениям о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным бюджету Тульской области из федерального бюджета для частичного покрытия дефицита бюджета области;
обеспечение возможности привлечения в бюджет области кредитов от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых;
привлечение для поддержки текущей ликвидности бюджета области бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на едином счете бюджета области;
направление дополнительных доходов, полученных при исполнении бюджета области, на досрочное погашение долговых обязательств Тульской области;
проведение анализа финансового состояния принципала, в пользу которого предоставлена государственная гарантия;
ограничение на предоставление государственных гарантий.
7. Анализ рисков, возникающих в процессе управления
государственным долгом Тульской области
Важное место в достижении целей государственной долговой политики Тульской области занимает оценка потенциальных рисков, возникающих в процессе ее реализации.
Основными рисками, связанными с управлением государственным долгом, являются:
риск роста процентных ставок.
Риск роста процентных ставок на рынке заимствований связан с ростом непредвиденных расходов бюджета области на обслуживание государственного долга Тульской области, что может привести к увеличению дефицита бюджета области;
риск недостаточного поступления доходов в бюджет области на финансирование расходов бюджета области.
Риск недостаточного поступления доходов в бюджет области может привести к неисполнению социальных обязательств региона и необходимости рыночных заимствований;
риск наступления гарантийного случая.
Риск наступления гарантийного случая может возникнуть в случае неисполнения (частичного исполнения) принципалом обязательств по государственным гарантиям.
8. Показатели реализации мероприятий
государственной долговой политики Тульской области
Для реализации основной цели и задач государственной долговой политики Тульской области необходимо обеспечить соблюдение следующих показателей:
Показатели |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
1. Отношение дефицита бюджета Тульской области к общему годовому объему доходов бюджета Тульской области в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (без учета объема безвозмездных поступлений), % |
|
|
|
2. Отношение объема государственного долга Тульской области к общему годовому объему доходов бюджета Тульской области в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (без учета объема безвозмездных поступлений) в отчетном финансовом году, % |
|
|
|
3. Отношение объема государственного долга Тульской области по государственным ценным бумагам Тульской области и кредитам, полученным Тульской областью от кредитных организаций, к общему годовому объему доходов бюджета Тульской области (без учета объема безвозмездных поступлений) в отчетном финансовом году, % |
|
|
|
4. Доля объема расходов на обслуживание государственного долга Тульской области в общем объеме расходов бюджета Тульской области (без учета объема субвенций), % |
|
|
|
5. Годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию государственного долга Тульской области, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, к общему объему налоговых и неналоговых доходов бюджета Тульской области |
|
|
|
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Тульской области от 25 октября 2023 г. N 656 "Об утверждении основных направлений государственной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.