г. Краснодар |
|
15 октября 2020 г. |
Дело N А32-19842/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Ташу А.Х. и Трифоновой Л.А., в отсутствие истца - акционерного общества "Теплоэнерго" (ИНН 2301080564, ОГРН 1122301002064), ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Вюн-Кон-Сервис" (ИНН 2301017643, ОГРН 1022300528238, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вюн-Кон-Сервис" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.03.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2020 по делу N А32-19842/2019, установил следующее.
АО "Теплоэнерго" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Вюн-Кон-Сервис" (далее - компания) об обязании ответчика передать проект и паспорт узла учета тепловой энергии (УУТЭ), организовать ввод в эксплуатацию УУТЭ в многоквартирном доме (далее - МКД) по адресу: г. Анапа, ул. Владимирская, 154/2 и передать УУТЭ истцу для эксплуатации (уточненные требования).
Требования мотивированы неправомерным уклонением ответчика как управляющей организации от исполнения обязанности по вводу в эксплуатацию УУТЭ.
Решением от 10.03.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.06.2020, иск удовлетворен. Судебные акты мотивированы тем, что компания, являясь лицом, ответственным за содержание МКД и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять необходимые для соблюдения требований законодательства об энергосбережении меры, в том числе по установке и обеспечению ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета.
В кассационной жалобе компания просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, выводы судов о том, что установленные приборы учета по техническим и метрологическим характеристикам не соответствовали законодательству об обеспечении единства измерений, опровергаются представленными в материалами дела доказательствами (фотографиями установленных приборов учета, копиями свидетельства об утверждении типа средств измерения ВКТ-7-М, описания типа средств измерений, паспорта ВКТ-7-М, паспорта ПРЭМ, паспорта КСПН), которым судами не дана оценка. Суды не приняли во внимание и не оценили факт уклонения истца от участия в процедуре ввода узлов учета в эксплуатацию в части обязанностей теплоснабжающей организации. Обязанность доказывания наличия недостатков технической документации и необходимости внесения в нее изменений лежит на истце. Отказ в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания ограничил возможность ответчика представить дополнительные доказательства, опровергающие доводы истца. Заявитель полагает, что истцом избран неверный способ защиты нарушенного права. Невозможно понудить к совершению действий по вводу прибора учета тепловой энергии только ответчика, поскольку указанная обязанность установлена, в том числе и для истца как для теплоснабжающей организации. В резолютивной части решения не указано, какие именно действия в рамках процедуры ввода УУТЭ в эксплуатацию должен совершить ответчик в пользу истца. Ответчиком в материалы дела представлены проект и паспорт, повторное понуждение к предоставлению названных документов является необоснованным.
В отзыве общество отклонило доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены судебных актов.
Как видно из материалов дела, общество поставляет тепловую энергию в МКД по адресу: г. Анапа, ул. Владимирская, 154/2, находящийся в управлении компании.
01 января 2016 года общество и компания заключили договор N 511 договор теплоснабжения, по условиям которого общество обязуется подавать компании через присоединенную сеть тепловую энергию на границу балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.
В решении Анапского районного суда от 23.11.2018 по делу N 2-1730/2018, оставленном без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 24.01.2019, сделан вывод о том, что договор теплоснабжения является действующим.
Несоответствие прибора учета тепловой энергии в указанном доме требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, действующим на момент установки, установлено в рамках дела N А32-35237/2018.
При рассмотрении дела N 2-1730/2018 приборы учета тепловой энергии в МКД демонтированы для целей производства экспертизы, после чего утилизированы.
В ходе мероприятий по проверке готовности тепловых сетей и оборудования ответчика к отопительному сезону 2018 - 2019 годов общество составило акт от 24.09.2018, которым зафиксировано отсутствие доступа к тепловым сетям и оборудованию спорного МЖД; акт составлен в отсутствие ответчика.
В письме от 29.10.2018 N 1642 общество предложило компании ввести в эксплуатацию общедомовой прибор учета тепловой энергии с определенными характеристиками емкости архива теплосчетчика.
В письме от 26.12.2018 N 203 компания предложила обществу произвести опломбировку приборов учета тепловой энергии в ИТП МКД, приложив таблицы настроечных параметров и копии паспортов на приборы учета.
В ответе на письмо истец указал на необходимость предоставлении согласованного проекта узла учета и паспорта (или проекта паспорта) узла учета.
В последующем письме от 27.12.2018 N 2029 истец также сообщил о готовности принять в эксплуатацию общедомовой прибор учета тепловой энергии в указанные дату и время.
Между тем ответчик не представил доказательств принятия необходимых мер.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском о понуждении ответчика проведения мероприятий по вводу в эксплуатацию УУТП.
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статьи 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 12, 13 Федерального закона от 23.11.2009 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491 (далее - Правил N 491), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правил N 354), Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правил N 1034), и пришли к выводу о наличии у ответчика обязанности выполнить мероприятия по вводу в эксплуатацию УУТП в МКД. Суды исходили из того, что в силу закона МКД должен быть оснащен коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и горячей воды; обеспечение ввода прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное его оформление, возложено на компанию как исполнителя коммунальных услуг.
Оценив представленные компанией разрешение от 30.04.2013 N RU23301000-198 на строительство, положительное заключение государственной экспертизы от 01.07.2014, акт от 06.11.2015 повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии в отношении спорного МЖД, паспорта на тепловычислитель ТВ7-04 заводской номер 13-009397, расходомеры РС-50 с заводскими номерами 048291 и 048433, и приняв во внимание выводы судов апелляционной и кассационной инстанций в деле N А32-35237/2018 о том, что в спорном МКД прибор учета по техническим и метрологическим характеристикам не соответствовал требованиям Правил N 1034, поэтому не мог быть допущен к эксплуатации и использован в коммерческом учете тепловой энергии, суды правильно указали, что доказательств надлежащего исполнения мероприятий по установке и вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в спорном МКД компания не представила.
Суды установили, что истец со своей стороны принял необходимые меры для организации проверочных мероприятий на предмет соответствия составных частей узла учета проектной документации, техническим условиям и Правилам N 1034, в том числе, в ходе рассмотрения спора, однако ответчик уклонился от исполнения обязанности по предоставлению надлежащих проекта и паспорта узла учета тепловой энергии и организации его ввода в эксплуатацию.
В связи с изложенным суды правомерно обязали компанию передать соответствующую документацию и выполнить мероприятия по вводу в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Доводы компании о необходимости возложения на ресурсоснабжающую организацию действий по оснащению МКД прибором учета и вводу его в эксплуатацию отклонены судами как основанные на ошибочном толковании норм материального права.
Согласно пункту 11 Правил N 491 содержание общего имущества управляющей организацией в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.). В соответствии с пунктом 31 Правил N 354 управляющая организация обязана обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Таким образом, именно на ответчике в силу законодательства лежит обязанность по инициации ввода в эксплуатацию УУТП путем создания соответствующей комиссии по вводу узла учета.
Доказательств своевременной передачи всей необходимой технической документации на установленный общедомовой прибор учета ответчиком не представлено (статья 9 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Довод о том, что суды не дали оценку всем доводам компании не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения кассационной жалобы, при этом неотражение в судебных актах всех имеющихся в деле доказательств либо доводов стороны не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной проверки (определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2017 N 305-КГ17-13690).
Доводы кассационной жалобы, в том числе в части ненадлежащего способа защиты нарушенного права, суды оценили и мотивированно отклонили.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.03.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2020 по делу N А32-19842/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ф. Кухарь |
Судьи |
А.Х. Ташу |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 11 Правил N 491 содержание общего имущества управляющей организацией в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.). В соответствии с пунктом 31 Правил N 354 управляющая организация обязана обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
...
Довод о том, что суды не дали оценку всем доводам компании не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения кассационной жалобы, при этом неотражение в судебных актах всех имеющихся в деле доказательств либо доводов стороны не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной проверки (определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2017 N 305-КГ17-13690)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 октября 2020 г. N Ф08-8214/20 по делу N А32-19842/2019