Решение Ленинградского областного суда от 27 июня 2023 г. по делу N 3а-85/2023
Настоящее решение отменено Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 18 октября 2023 г. N 66а-901/2023
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Астапенко С.А.
при секретаре Кирьяновой В.М.
с участием прокурора Супрунова Э.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 о признании недействующими в части постановления Правительства Ленинградской области от 21.12.2020 N 846 "Об определении Перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год" и от 22.12.2021 N 850 "Об определении Перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год", установил:
в Ленинградский областной суд поступило административное исковое заявление ФИО3, в котором просит признать незаконными с момента принятия:
постановление Правительства Ленинградской области от 21.12.2020 N 846 "Об определении Перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год", которым определен Перечень зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, (далее также - Перечень, Постановление N 846) в части пункта 111, которым включено здание с кадастровым номером 47:06:0102005:872, расположенное по адресу: "адрес";
постановление Правительства Ленинградской области от 22.12.2021 N 850 "Об определении Перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год", которым определен Перечень зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее также - Перечень, Постановление N 850) в части пункта 114, которым включено здание с кадастровым номером 47:06:0102005:872.
Требования административного иска ФИО3 мотивированы тем, что объект недвижимости с кадастровым номером 47:06:0102005:872 незаконно в включен Перечень на 2021 год и 2022 год.
Здание с кадастровым номером 47:06:0102005:872 является как магазином, так и жилым помещением, и в соответствии пунктами 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ не является отдельно стоящим зданием, поэтому не могло быть включено в Перечень.
Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку это приводит к необоснованному завышению подлежащих уплате налогов на недвижимое имущество.
Представитель Правительства Ленинградской области ФИО6 в отзыве от 12.09.2022 просит отказать в удовлетворении административных исковых заявлений. Указывается, что оспариваемые в части постановления приняты в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением установленной формы и порядка официального опубликования. В силу ст. 16, ч. 6 ст. 15 ЖК РФ здание не может быть признано жилым домом (в том числе многоквартирным). Нежилое здание расположено на земельном участке с видом разрешенного использования - для торговой деятельности, что является самостоятельным основанием для включения здания в Перечень зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Кроме того, в здании используется не менее 20 процентов от общей площади здания для размещения торговых объектов, что также является основанием для включения в Перечень.
Представитель Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом (Леноблкомимущество) ФИО7 в возражениях просит отказать в удовлетворении заявленных требований, отмечая, что объект недвижимости является нежилым зданием и законно включен в Перечни на 2021 год и на 2022 год, в связи с фактическим использованием более 20 процентов площади объекта под размещения торговых объектов и по виду разрешенного использования земельного участка.
Представитель ФИО3 - ФИО8 просил удовлетворить требования административного иска.
Представитель административного ответчика Правительства Ленинградской области ФИО9 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что соответствующий вид разрешенного использования земельного участка является самостоятельным и достаточным основанием для включения в Перечень. Расположенное в нежилом здании жилое помещение не поставлено на кадастровый учет, как жилое помещение, имеющее отдельный налоговый режим.
Представитель заинтересованного лица Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом ФИО10 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам, приведенным в возражениях Леноблкомимущества и Правительства Ленинградской области.
В заключении прокурор Супрунов Э.С. полагал административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, заслушав заключение прокурора, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
ФИО3, являясь собственниками объекта недвижимости с кадастровым номером 47:06:0102005:872, включенного в Перечень, вправе полагать, что его права и законные интересы нарушаются оспариваемыми нормативными правовыми актами, поскольку на него возлагается обязанность по уплате налога исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Проверяя полномочия административного ответчика на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд исходит из следующего.
Согласно п. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Исходя из п. 2 ст. 399 НК РФ представительные органы местного самоуправления определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с главой 32 НК РФ.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применения с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 403 НК РФ (п. 1 ст. 403 НК РФ).
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размерах, не превышающих 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ (п. 2 ст. 406 НК РФ).
Согласно пп. 1 п. 7 ст. 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Законом Ленинградской области от 27.10.1994 N 6-оз "Устав Ленинградской области" определено, что Правительство Ленинградской области является высшим исполнительным органом государственной власти Ленинградской области (ст. 35).
Согласно ст. 39 Закона Ленинградской области от 27.10.1994 N 6-оз нормативные правовые акты Правительства Ленинградской области принимаются в форме постановлений Правительства Ленинградской и вступают в силу с даты их официального опубликования, если иной срок не установлен в этих правовых актах или Уставом Ленинградской области.
В приложении к Постановлению N 846 пунктом 114 в Перечень включен объект недвижимости с кадастровым номером 47:06:0102005:872 по адресу: "адрес"
23.12.2020 Постановление N 846 опубликовано в сетевом издании "Электронное опубликование документов" (www.npa47.ru) и на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).
Этот же объект недвижимости включен пунктом 114 в Перечень на 2022 к Постановлению N 850.
23.12.2021 Постановление N 850 опубликовано в сетевом издании "Электронное опубликование документов" (www.npa47.ru) и на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).
Оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий административного ответчика с соблюдением требований законодательства к процедуре принятия, форме нормативного правового акта, порядку опубликования и введения в действие.
Проверяя соответствие содержания в оспариваемой части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В силу п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, среди прочего, торговых центров (комплексов) и помещений в них с учетом особенностей, установленных указанной статьей.
Согласно п. 4 ст. 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи, торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает следующему условию:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412, предусмотрен вид разрешенного использования с кодом 4.4 - магазины - размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5 000 кв. м.
Судом установлено, что объект недвижимости с кадастровым номером 47:06:0102005:872 находится в границах земельного участка с кадастровым номером 47:06:0102005:523, площадью 1269 +/- 25 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для торговой деятельности. Сведения о земельном участке внесены в ЕГРН 21.06.2006. Собственником земельного участка является ФИО3.
Здание площадью 1398.9 кв. м с кадастровым номером 47:06:0102005:872 имеет назначение - нежилое, наименование - магазин непродовольственной группы товаров, с мансардой и подвалом, с квартирой на втором этаже и мансарде.
Согласно техническому паспорту на двухэтажный магазин непродовольственной группы товаров с квартирой на втором этаже с подвалом и мансардой от 30.10.2008 году нежилое здание состоит из следующих помещений:
- 1-го этажа: торгового зала площадью 267,6 кв. м, тамбура площадью 6, 6 кв. м, коридоров площадями 5,6 кв. м, 5,1 кв. м, кабинетов площадями 7,9 кв. м, 10,3 кв. м, склада площадью 6,7 кв. м, туалетов площадями 2,5 кв. м, 2,4 кв. м, лестниц площадями 12,4 кв. м, 9,0 кв. м, подвала площадью 330 кв. м, итого по 1 этажу 392,4 кв. м;
- 2-го этажа: холла площадью 39, 9 кв. м, туалета площадью 2,2 кв. м, ванной площадью 3,3 кв. м, кухни площадью 9,6 кв. м, жилых комнат площадями 20,7 кв. м, 12,1 кв. м, 60,4 кв. м, 16 кв. м, всего 218,2 кв. м; лестницы площадью 16,4 кв. м, помещения площадью 36,1 кв. м, торгового зала площадью 223,4 кв. м, склада площадью 15,2 кв. м;
- мансарды с торговым залом площадью 190,5 кв. м, холлом площадью 36,6 кв. м;
- подвала: торговых залов площадями 61,4 кв. м, 54,1 кв. м, кабинетов площадями 8,7 кв. м, 5,5 кв. м, склада площадями 62,4 кв, 55,1 кв. м, 3,4 кв. м, 8,5 кв. м, 60,2 кв. м, всего 319,3 кв. м.
Общая площадь квартиры составляет 218,2 кв. м, площадь торговых помещений - 864,8 кв. м, складских помещений - 330 кв. м.
Таким образом, материалами дела установлено смешанное предназначение здания с кадастровым номером 47:06:0102005:872 - для размещения объектов торговли, склада, жилого помещения в виде квартиры. В квартире зарегистрирована и проживает семья административного истца.
В рассматриваемом случае правоотношений правовое значение имеет именно предназначение помещений, здания.
В этой связи при определении критериев выбора налоговой базы следовало не только установить формальную связь здания с земельным участком, видом разрешенного использования которого является для размещения объектов торговли, но и учесть иное предназначение здания, вид его фактического использования.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений п. 9 ст. 378. 2 НК РФ.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения установлен Постановлением Правительства Ленинградской области от 26.01.2016 г. N 6 (далее - Порядок), которым организационно-техническая работа по установлению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений возложена на Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом (Комитет).
В целях определения необходимости проведения мероприятий по установлению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, а также в целях подготовки к их проведению Комитет использует сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации) и иных документах, ежегодно получаемых в установленном порядке от уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления (пункт 3 Порядка).
В соответствии с Порядком (в редакции от 27.03.2018) установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется путем проведения их обследования (пункт 4).
Для установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений правовым актом Комитета создается комиссия (пункт 5).
Комиссия, указанная в пункте 5 настоящего Порядка (далее - комиссия), совместно с представителями органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области (по согласованию) обеспечивает проведение обследования зданий (строений, сооружений) и помещений. При обследовании проводится выезд членов комиссии и визуальный осмотр по месту нахождения зданий (строений, сооружений) и помещений (пункт 6).
Члены комиссии имеют право: посещать объекты недвижимости, в отношении которых проводится обследование; проводить измерения объектов недвижимости, осуществлять иные действия в целях установления вида фактического использования объектов недвижимости (пункт 7).
В ходе обследования осуществляется фотосъемка, фиксирующая фактическое использование здания (строения, сооружения) и помещения, а также фотосъемка информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в здании (строении, сооружении) и помещении (пункт 8).
Комиссия определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с условиями, установленными в пунктах 3 - 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 9).
По результатам обследования комиссия в срок не позднее пяти календарных дней с даты проведения мероприятий составляет акт обследования здания (строения, сооружения) и помещения по форме согласно приложению (п. 10).
Комитетом проведены мероприятия по обследованию здания с кадастровым номером 47:06:0102005:872 с целью установления вида его фактического использования, о чём в 2019 году составлен акт N 5358, из которого следует, что в помещениях здания расположены: магазин "Теплотехника" (110 кв. м), ювелирный магазин (50 кв. м), пошив штор и ламбрекенов (50 кв. м), магазин "Садовод" (50 кв. м), магазин "Альбионспорт" (300 кв. м), магазин бытовых товаров (150 кв. м), иные помещения площадью 688,9 кв. м. Сделаны фотографии обследованных помещений и информационных вывесок. Составлено заключение о том, что фактически используется не менее 20 процентов от общей площади здания для размещения торговых объектов.
Суд критически оценивает указанный акт, поскольку обследование здания и помещений в нем на предмет его фактического использования до принятия оспариваемых норм не проводилось, представленный в суд акт обследования здания составлен только в 2019 году. При этом содержащиеся в данном акте сведения, по которым помещения, расположенные в здании, комиссией отнесены к торговым объектам, и определена фактически используемая ими площадь, из акта невозможно установить. Фотографии не содержат привязки к конкретным этажам и помещениям, отсутствует фиксация информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в спорном здании. Договоры аренды помещений по спорному объекту, заключенные на период 2021 года по 2022 года, которые могли бы в отсутствие надлежаще оформленного акта о фактическом использовании здания с достоверностью подтвердить или опровергнуть соответствие объекта условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения его в Перечень, членами комиссии при обследовании здания не исследовались.
Таким образом, содержание акта и фотоснимки достоверно не определяют фактическое использование более 20% от общей площади здания в качестве торговых объектов.
В силу п. 3 ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными.
Документы технического учета здания с наименованием "магазин непродовольственной группы товаров, с мансардой и подвалом, с квартирой на втором этаже и мансарде" не позволяют отнести данный объект недвижимости к торговому объекту в смысле, придаваемом ст. 378.2 НК РФ.
С учетом изложенного, административный иск ФИО3 подлежит удовлетворению.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормы должны быть признаны недействующими, суд, исходя из предписаний п. 1 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым признать пункты 111 Перечня к Постановлению N 846 и пункт 114 Перечня к Постановлению N 850 недействующими со дня принятия нормативных правовых актов исходя из того, что в ином случае не будет достигнута цель восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО3 удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 111 приложения к постановлению Правительства Ленинградской области от 21.12.2020 N 846 "Об определении Перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год".
Признать недействующим со дня принятия пункт 114 приложения к постановлению Правительства Ленинградской области от 22.12.2021 N 850 "Об определении Перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год".
Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором подлежал опубликованию указанный нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья |
С.А. Астапенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинградского областного суда от 27 июня 2023 г. по делу N 3а-85/2023
Опубликование:
-
Настоящее решение отменено Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 18 октября 2023 г. N 66а-901/2023