Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению городского Совета
депутатов Калининграда
от 25.10.2023 N 182
Приложение
к решению городского Совета
депутатов Калининграда
от 09.10.2013 N 302
Стратегия
социально-экономического развития городского округа "Город Калининград" на период до 2035 года
Стратегия социально-экономического развития городского округа "Город Калининград" (далее - Стратегия) является документом, отражающим основные направления долгосрочного развития городского округа "Город Калининград". В Стратегии учтены существующие бюджетные, организационные и иные ограничения в отношении базовых направлений экономического и социального развития города.
Актуальность разработки Стратегии обусловлена поиском подходов к решению ключевых социально-экономических проблем города в средне- и долгосрочной перспективе, а также необходимостью адаптации действующих экономической, инвестиционной, социальной систем муниципального управления к новым экономическим условиям, консолидации местного сообщества (органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и гражданского общества) для решения вопросов развития города, его будущего.
Стратегия разработана в соответствии с положениями Федеральных законов от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", а также с учетом положений Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу.
В процессе разработки Стратегии к обсуждению стратегических приоритетов развития города привлекались экспертное, бизнес- и профессиональные сообщества города, в результате чего данная Стратегия представляет собой согласованное представление городского сообщества об основных целях и задачах развития города, а также предполагает вовлечение городского сообщества в реализацию основных ее положений.
Анализ текущей конкурентоспособности городского округа "Город Калининград"
В результате SWOT-анализа были выявлены ключевые как благоприятные, так и неблагоприятные внешние события и условия, которые влияют или могут существенно повлиять на ситуацию в городе, то есть определяют возможности и угрозы для развития городского округа "Город Калининград".
Сильные стороны (S)
- режим особой экономической зоны и специального административного района;
- один из незамерзающих портов на Балтике с развитой портовой инфраструктурой;
- Приморское кольцо - современная автомагистраль, связывающая городской округ "Город Калининград", аэропорт, прибрежные города региона в единую транспортную сеть;
- развитый потребительский рынок;
- развитое относительно других регионов России малое и среднее предпринимательство;
- наличие объектов историко-культурного наследия для развития исторического и познавательного туризма;
- наличие искусственно созданного в досоветский период ландшафта, а также набережных, обладающих рекреационным потенциалом;
- развитая инфраструктура спорта;
- развитая система профессионального образования (вузов);
- высококвалифицированная миграция;
- высокий образовательный и культурный уровень значительной части населения города;
- высокий уровень толерантности, общественной активности.
Слабые стороны (W)
- анклавность и специфическое геоэкономическое положение (таможенные и визовые сложности);
- возрастание себестоимости продукции товаропроизводителей, ориентированных на российский рынок;
- ограниченная емкость внутрирегионального рынка;
- инфраструктурные ограничения развития города;
- степень износа жилого и нежилого фонда;
- несовершенство внутригородской транспортной системы.
Возможности (O)
- формирование собственной торговой и сервисной специализации города;
- развитие транспортно-транзитных функций города;
- внедрение новых технологий образовательного процесса путем участия в соответствующих национальных проектах;
- переход в онлайн-сферу ряда секторов экономики;
- возрастание роли нематериальных активов.
Угрозы (T)
- ухудшение рекреационного потенциала Калининградской области вследствие обострения экологических проблем;
- дестабилизация мировой экономики, которая из-за географического положения затронет городской округ "Город Калининград" и Калининградскую область значительно сильнее, чем другие регионы страны;
- ужесточение таможенного и визового режима со стороны ЕЭС;
- ухудшение транспортной доступности Калининградской области вследствие санкционных ограничений;
- изменение режима функционирования особой экономической зоны на законодательном уровне.
Анализ социально-экономического положения
Городской округ "Город Калининград" занимает доминирующее положение в экономике области, что свидетельствует о его значимости в обеспечении конкурентоспособности всего региона: доля города в аналогичных значениях показателей в целом по Калининградской области находится в пределах от 54% (объем работ по договорам строительного подряда) до 94% (оборот общественного питания).
Рисунок 1. Доля городского округа "Город Калининград" в экономике области, %
Число хозяйствующих субъектов (по данным Статистического регистра хозяйствующих субъектов) в городском округе "Город Калининград" составляет 23,6 тыс. единиц или 70,1% от общего числа хозяйствующих субъектов Калининградской области.
Рисунок 2. Текущая структура экономики по количеству зарегистрированных организаций
Кроме того, необходимо отметить, что городской округ "Город Калининград" является одним из лидеров среди региональных центров Российской Федерации по уровню развития малого предпринимательства. Количество малых предприятий (включая микропредприятия) городского округа "Город Калининград" составляет 18 545 единиц или 78,7% от общего количества предприятий города.
Рисунок 3. Удельный вес отдельных видов экономической деятельности в обороте крупных и средних организаций
Рисунок 4. Структура промышленного производства
Текущая структура экономики городского округа "Город Калининград" может быть охарактеризована как диверсифицированная:
- с одной стороны, город сегодня представляет собой промышленно-транспортный узел - в экономике преобладают автомобилестроение, химическая и пищевая промышленность, судостроение и судоремонт, производство электронной техники, портовое хозяйство;
- с другой стороны, на его территории сложилась многоформатная инфраструктура торговли, а в структуре хозяйствующих субъектов преобладает малый и средний бизнес.
Качество городской среды
Городская среда обитания связана с высокой концентрацией материальных, энергетических, производственных и людских ресурсов, а также отходов производства и потребления на ограниченной территории, что негативно сказывается на экологической безопасности, здоровье и благополучии населения. Мониторинг загрязнения окружающей среды на территории городского округа "Город Калининград", осуществляемый специально уполномоченным государственным органом - Калининградским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, показывает, что самые значительные антропогенные нагрузки на окружающую среду города создают автотранспорт, теплоэнергетический комплекс, промышленность, бытовые и промышленные отходы.
Экологическая ситуация в городе в целом характеризуется как сложная. Основным фактором, способствующим ухудшению ситуации, является большой объем выбросов от транспорта. Причинами здесь являются и высокая степень автомобилизации, и низкая пропускная способность многих улиц, и доминирование автобусов среди общественного транспорта, и сверхцентрализация автобусной сети.
Осознавая, что устойчивое развитие города невозможно без улучшения состояния окружающей среды, городское сообщество за последние годы предприняло ряд шагов, позволивших начать позитивные изменения ситуации. Так, в 2010-2022 гг. закрыты и переоборудованы под использование газового топлива 80 угольных котельных, результатом чего стало снижение попадания в атмосферу парниковых газов на 607,93 тонны ежегодно. Помимо этого, организованы работы по ликвидации зон загрязнения и засорения водных объектов: только в 2022 году очищено 120 гектаров водоемов, водотоков, открытых осушительных сетей в границах городского округа. За 2022 год выявлено и ликвидировано значительное число несанкционированных свалок бытового и строительного мусора, с которых вывезено около 5000 тонн мусора, оборудована 71 площадка для раздельного сбора твердых коммунальных отходов.
В Российской Федерации в качестве синтетического показателя, инструмента мониторинга состояния городской среды избран разработанный Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации индекс качества городской среды, который оценивает не только статистические показатели, но и реальную морфологию города, то есть то, как город пространственно расположен на территории. Результаты формирования индекса используются в оценке степени реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
По информации, опубликованной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, городской округ "Город Калининград" стабильно находится в группе городов с благоприятной городской средой, индекс качества которой растет из года в год (2019 год - 210 баллов, 2020 год - 216 баллов, 2021 год - 223 балла, 2022 год - 233 балла).
Всесторонняя оценка возможностей городского округа "Город Калининград" в части способности городской среды удовлетворять объективные потребности и запросы жителей города в соответствии с общепринятыми нормами и стандартами жизнедеятельности позволяет определить целевое значение индекса качества городской среды на уровне 326 баллов к 2035 году.
Сценарии социально-экономического развития
Действующая стратегическая доктрина
В рамках реализации текущего сценария городского развития миссия сформулирована следующим образом: Калининград - город для комфортной жизни и работы, площадка коммуникации и взаимодействия России и стран Европы в сферах бизнеса, инновационной экономики, образования и культуры.
Для реализации указанной миссии предлагаются следующие приоритетные направления развития, составляющие основу Стратегии социально-экономического развития:
- развитие города как площадки культурной, образовательной и бизнес-коммуникации между европейскими странами и Россией;
- развитие высокотехнологичных и экологически чистых производств инновационного характера;
- развитие города как логистического узла, обрабатывающего и обслуживающего различные пассажиропотоки (прежде всего - туристические) и товарные потоки.
Данный сценарий рассматривается как продолжение предложенного на федеральном уровне инновационного сценария развития России, при его реализации необходимо более требовательно подойти к организации городского пространства (совмещению промышленных и общественных пространств) и формированию требований к архитектурному облику города.
Вместе с тем продолжение реализации текущего сценария городского развития сталкивается с вызовами постиндустриальной эпохи, когда на смену промышленной специализации приходят сферы услуг. Данное обстоятельство наряду с ключевыми проблемами города (такими как недостаточный уровень развития инфраструктуры и дефицит высококвалифицированных кадров, недостаточный уровень высшего профессионального образования) свидетельствует о необходимости системных изменений в городском хозяйстве. Сохранение промышленной специализации городской экономики на фоне динамичного развития соседних муниципалитетов с большой долей вероятности приведет экономику города к утрате лидирующих позиций.
Новая ставка
Соответствующая вызовам времени новая ставка городского развития требует понимания города не как совокупности материальных ценностей, а как сообщества людей, обладающих уникальными человеческими и интеллектуальными качествами.
Изменение городской экономики (городских систем) должно быть сосредоточено на нескольких приоритетных направлениях:
- перевод "традиционных" городских функций на новую технологическую основу поможет сделать управление городом более эффективным (быстрым, разносторонним, гибким), что в свою очередь позволит привлечь новые инвестиции;
- развитие в городе новых секторов экономики, на которых заняты высококвалифицированные кадры с высоким уровнем заработной платы и которые должны соответствовать изменившейся структуре потребления населения;
- развитие механизмов межсекторного социального партнерства (коммуникации между разными группами граждан, органами самоуправления, системными службами) создаст устойчивую коллективную вовлеченность в городские процессы и систему принятия решений, что должно стать основой стабильности, управляемости и легитимности всего городского комплекса, что в свою очередь является основой долгосрочного развития экономики и инвестиционной привлекательности;
- создание качественно новой городской среды, нового образа жизни должно стать стимулом для привлечения квалифицированных кадров, технологичных компаний и инвесторов;
- сохранение и активное использование культурного и исторического наследия позволит создать новые привлекательные культурные, туристические, инвестиционные ниши, которые способны многократно усилить экономику города.
При этом необходимо отметить, что город располагает всем набором необходимых предпосылок для кардинальных преобразований: это и географическое положение на стыке геополитических систем, и внутренний потенциал (в т.ч. природно-климатические условия, историко-культурное наследие), и существенные миграционные потоки, толерантность, мультикультурность, а также возможность реализации крупных проектов городского развития.
Вышесказанное позволяет сформулировать обновленную миссию города следующим образом: Калининград - город 15-минутной доступности, инновационно-образовательный, креативный, туристический центр на Балтике. Одним из результатов достижения данной миссии будет перепрофилирование сложившихся жизненных устоев жителей города и создание новой поведенческой модели жизнедеятельности "Дом для сна, а для жизни и отдыха - город".
Стратегическая доктрина (видение) и приоритеты развития городского округа "Город Калининград"
Для реализации указанной миссии предлагаются следующие приоритетные направления развития города, составляющие основу Стратегии социально-экономического развития городского округа "Город Калининград":
1. Инновационно-образовательный кластер "Фабрика технологий". Развитие индустрии инноваций будет реализовано по следующим направлениям:
- наука (внедрение наукоемких технологий для высокотехнологичных производств);
- образование (изменение образовательного процесса с акцентом на востребованные в новой экономической ситуации профессии, обучение новым высокоэффективным технологиям);
- здравоохранение (формирование медицины будущего: искусственный интеллект, машинное обучение, технологии долголетия, высококвалифицированные специалисты);
- услуги для бизнеса (повышение эффективности бизнеса посредством использования цифровых технологий).
2. Креативный кластер - оазис для креативного предпринимательства. Формирование креативной индустрии будет базироваться на следующих направлениях:
- IT-сектор (разработка программного обеспечения, развлекательного контента);
- архитектура и промышленный дизайн;
- кинопродукция, издательство;
- рекламное производство и СМИ.
3. Туристический кластер. Развитие данного направления будет осуществлено за счет совершенствования индустрии туризма (событийного, историко-просветительского, медицинского, водного).
С учетом того, что вышеуказанные направления развития города не в полном объеме относятся к полномочиям органов местного самоуправлении, достижение данных направлений будет осуществляться путем взаимодействия с Правительством Калининградской области в рамках стратегического развития Калининградской области.
Развитие в городском округе "Город Калининград" трех указанных кластеров обеспечит прорывной эффект развития городской экономики и позволит достичь к 2035 году следующих результатов:
Качественные показатели |
|
2022 |
2035 |
1. Место в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата |
место в рейтинге |
15 |
10 |
2. Индекс качества городской среды |
баллы |
223 |
326 |
3. Индекс креативного капитала |
место |
7 |
5 |
Количественные показатели роста экономики |
|
|
|
1. Оборот экономики знаний и туризма |
млрд руб./год |
46,2 |
165,1 |
2. Оборот розничной торговли |
тыс. руб./чел. |
164 |
361 |
3. Инвестиции в основной капитал |
тыс. руб./чел. |
146 |
446 |
4. Средний чек туриста |
тыс. руб./день |
7 |
12 |
Концепция пространственного развития городского округа "Город Калининград"
Для реализации основных приоритетов развития городского округа "Город Калининград" важно сосредоточить усилия на закреплении молодежи в городе и привлечении высококвалифицированных кадров, для которых качество городской среды становится одним из важнейших критериев при выборе места жизни. Важнейшую роль в повышении конкурентоспособности территорий занимает интеллектуальный потенциал и человеческий капитал.
Комфортность городской среды является важным критерием при выборе места жительства, места для ведения бизнеса, размещения производственных мощностей. Качество архитектурно-планировочных решений, экологическая безопасность и комфорт проживания существенным образом влияют на капитализацию городских территорий и привлекательность города для инвестиций.
Проведенный анализ социально-экономического и территориального развития городского округа "Город Калининград" позволил зафиксировать, что смена экономико-производственной специализации города в рамках России и Балтийского макрорегиона, изменение структуры региональной экономики, изменения в структуре общества и образе жизни горожан (дифференциация по уровню доходов, новые стандарты потребления, резкий рост уровня автомобилизации и т.д.) привели к:
- проблематизации сложившейся пространственной организации города;
- усилению агломерационных связей между городским округом "Город Калининград", Гурьевским, Ладушкинским и Светловским городскими округами, в рамках которых происходит территориальное распределение отдельных производственных, социальных и культурных функций;
- необходимости реализации новых проектов по развитию города.
Основные проекты, реализация которых существенно повлияет на городское развитие и достижение поставленных стратегических целей, представлены в приложении к Стратегии.
Территориальное развитие городского округа "Город Калининград" должно основываться на принципах:
- формирования максимально комфортной для временного пребывания и постоянного проживания городской среды;
- капитализации земельных ресурсов города с максимально эффективным использованием неиспользуемых или неэффективно используемых в настоящее время земель;
- формирования многофункциональных зон, совмещающих деловую и жилую недвижимость с публичными и благоустроенными озелененными пространствами, элементами притяжения туристических потоков (микрозонирование на уровне отдельных девелоперских проектов);
- оздоровления экологической обстановки в городском округе "Город Калининград" путем разработки комплекса защитных инженерно-технических мероприятий, ликвидации сбросов загрязненных сточных вод (без очистки и недостаточно очищенных) в водные объекты города, а также создания сети площадок раздельного сбора ТКО.
Фактически речь идет о формировании за счет архитектурно-строительных решений туристических маршрутов (пешеходных и велосипедных), объединяющих как объекты культурного наследия, так и торгово-выставочные и досуговые объекты, в т.ч. путем восстановления и популяризации объектов культурного наследия.
При создании подобных маршрутов следует рассмотреть возможность размещения туристической инфраструктуры, в том числе в рамках фортификационных сооружений Кенигсберга, природно-экологического каркаса города (в т.ч. частичное воссоздание исторического водно-зеленого пояса города, объединяющего искусственные водоемы и каналы, набережные р. Преголи, а также парковые территории), с выделением зон для размещения объектов индустрии гостеприимства (гостиницы, рестораны, досуговые объекты и т.д.).
При формировании архитектурного облика городского округа "Город Калининград" наиболее оптимальной является подготовка крупных девелоперских проектов в рамках проведения международных конкурсов и семинаров с привлечением крупных девелоперов и архитектурных школ России, ближнего и дальнего зарубежья. В данном случае архитектурные памятники города также могут стать центрами, вокруг которых осуществляется комплексная застройка или реконструкция в едином для конкретной территории архитектурно-планировочном стиле.
В целях реализации концепции компактного города предлагается альтернативный вариант функционального зонирования, предусматривающий реновацию производственных территорий промышленно-портового пояса города.
Развитие торговой и выставочной деятельности должно быть обеспечено строительством нескольких офисно-складских центров, необходимых как для средних и крупных торговых предприятий, так и для участников выставок. Помимо развития торговой и экспозиционной функций городского пространства необходимо сохранить промышленную. Утрата производственных функций ослабит город экономически. Поэтому отдельным вопросом для проработки должен стать вопрос работы с промышленными объектами, расположенными в городской черте, путем организации комфортной среды с их частичным сохранением, переводом на инновационный уровень.
В рамках градостроительного зонирования города необходимо рассмотреть возможность формирования нового административного подцентра в районе Центральной площади в формате "совмещенная многофункциональная зона", который предполагает расположение офисов, жилой застройки и торговых площадей в непосредственной близости друг от друга.
Одновременно при решении вопросов развития муниципальной инфраструктуры необходимо использовать инструменты межмуниципального сотрудничества с граничащими муниципальными образованиями, по территории которых проходят линейные объекты опорной транспортной сети городского округа "Город Калининград".
Развитие транспортного комплекса городского округа "Город Калининград" должно быть одним из центральных вопросов территориального планирования. Развитие городского округа "Город Калининград" как крупного логистического узла приведет к транспортной загруженности города, увеличению грузовых транспортных потоков.
Таким образом, необходимо развитие сложившейся радиально-кольцевой планировочной структуры с расширением пропускной способности и улучшением качества дорожного полотна основных радиальных магистралей и внутреннего кольца и возможным ограничением проезда большегрузного автотранспорта по этим дорогам. Следует также рассмотреть возможность строительства развязок в местах пересечения радиальных магистралей с ул. Б. Окружной.
Немаловажно оптимизировать схемы движения общественного транспорта, максимально исключив диаметральность, тем самым снизив дублирование маршрутов, проходящих через центр города. Одним из условий перехода на новую маршрутную сеть является реализация мероприятий по строительству транспортных узлов на территории города с развитием единого парковочного пространства, что позволит повысить качество транспортных услуг и транспортную доступность города, вывести комфортность городской среды на новый уровень.
Исходя из анализа сложившейся улично-дорожной сети, инфраструктуры городского транспорта, перспектив развития градообразующей базы, жилищного и культурно-бытового строительства, а также учитывая опыт передовых практик, целесообразно сориентировать развитие транспортного комплекса города на следующие основные принципы:
- транзитно-ориентированное развитие как принцип городского планирования;
- приоритет общественного транспорта над личным в обслуживании городских перевозок;
- экологичность и энергоэффективность транспортной системы;
- безопасность транспортной системы (безопасное дорожное движение, антитеррористическая защищенность и т.п.).
В части реализации указанных принципов возможно говорить о ряде направлений, среди которых наиболее актуальными для города являются:
- создание интермодальной системы общественного пассажирского транспорта;
- интеграция железных дорог в систему городского транспорта;
- мягкая деавтомобилизация центральной части города;
- организация эффективной системы хранения личного автотранспорта и парковок;
- развитие немоторизованных передвижений (пешеходных, велосипедных).
При формировании соответствующей современным вызовам концепции пространственного развития города усилия должны быть сосредоточены на трех основных кластерах городской экономики.
Индустрия инноваций:
- в науке (путем привлечения наукоемких технологий для высокотехнологичных производств);
- в образовании (путем изменения образовательного процесса, обучения новым высокоэффективным технологиям);
- в здравоохранении (путем развития направлений по машинному обучению с привлечением технологий долголетия и высококвалифицированных специалистов);
- в сфере услуг для бизнеса (посредством использования цифровых технологий).
Креативная индустрия:
- в IT-секторе (путем разработки программного обеспечения, развлекательного контента);
- в архитектуре и промышленном дизайне;
- в киноиндустрии и издательстве;
- в рекламном производстве и СМИ.
Индустрия туризма:
- восстановление и популяризация объектов культурного наследия - кольца фортов, кольца ворот, замков;
- развитие существующих и создание новых благоустроенных туристических маршрутов по городу;
- развитие событийного туризма;
- развитие морского, речного яхтенного туризма с соответствующей инфраструктурой.
Итогами реализации вышеуказанной концепции городского развития при взаимодействии с Правительством Калининградской области должны стать формирование нового качества жизни, повышение конкурентоспособности города в борьбе за ресурсы. Предполагается, что в результате к 2035 году доля экономики знаний и туризма в городском округе "Город Калининград" должна вырасти с нынешних 8% до 25%, а совокупный годовой оборот таких отраслей, как IT-индустрия, туризм, здравоохранение, образование и наука, превысит 160 миллиардов рублей.
Цели, задачи и контрольные показатели Стратегии
Стратегическая миссия города: Калининград - город 15-минутной доступности, инновационно-образовательный, креативный, туристический центр на Балтике.
Для достижения заявленной миссии необходимо добиться формирования нового качества жизни, повышения конкурентоспособности города в борьбе за ресурсы путем:
- осуществления перехода на экономику знаний и туризма;
- расширения окна возможностей для интеллектуального и культурно-духовного развития жителей города путем создания условий для развития инноваций, IT-индустрии, повышения качества услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры и искусства, обеспечения накопления и передачи будущим поколениям культурного и духовного достояния города, развития культурного пространства;
- создания условий для развития туризма, организации экспозиционной деятельности, проведения форумов и международных конференций.
Контрольные показатели и сроки реализации Стратегии
Показатели |
Ед. измерения |
Контрольные сроки реализации Стратегии (годы) |
||||
2022 |
2025 |
2030 |
2035 |
|||
1 |
Оборот экономики знаний и туризма |
млрд руб. в год |
46,2 |
62,6 |
104,4 |
165,1 |
2 |
Оборот розничной торговли в действующих ценах в расчете на одного жителя |
тыс. руб. |
164 |
195 |
265 |
361 |
3 |
Инвестиции в основной капитал в расчете на одного жителя |
тыс. руб. |
146 |
228 |
340 |
446 |
4 |
Численность постоянного населения (на конец года) |
тыс. чел. |
489,7 |
493,6 |
506,6 |
520,6 |
5 |
Численность рабочей силы |
тыс. чел. |
265,6 |
267,7 |
274,7 |
282,4 |
6 |
Индекс качества городской среды |
единицы |
233 |
288 |
321 |
326 |
Для выполнения миссии города необходимо достижение следующих стратегических целей:
Цель 1. Развитие человеческого капитала, самообеспечение экономики города высококвалифицированными трудовыми, кадровыми и интеллектуальными ресурсами
Задачи
1. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.
2. Создание современной развивающей образовательной среды во всех муниципальных образовательных учреждениях, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Приоритетными направлениями этой деятельности должны стать как развитие инфраструктуры учреждений за счет строительства и реконструкции объектов (в том числе с использованием механизма муниципально-частного партнерства), проведения капитального ремонта и совершенствования материально-технического обеспечения действующих учреждений, так и закрепление кадров, в том числе путем формирования достойной оплаты труда педагогического состава.
3. Подготовка обучающихся к осознанному выбору дальнейшего образования и профессиональной деятельности. Основные усилия должны быть направлены на организацию сетевого взаимодействия образовательных учреждений, создание условий для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, построение индивидуального образовательного маршрута, открытие на базе муниципальных образовательных учреждений профильных педагогических классов, функционирование ресурсных центров Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта.
4. Обеспечение экономики города высококвалифицированными кадрами, повышение предпринимательской компетенции, трансфер технологий и научных разработок в экономику города. Задача должна быть реализована путем привлечения в сферу высшего профессионального образования высококлассных преподавателей и научных работников, интеграции науки в образовательный процесс, привлечения к проведению независимой оценки качества знаний и умений выпускников-практиков из сферы бизнеса, трансформации учебных заведений в образовательно-научные центры.
5. Повышение доступности и качества медицинских услуг. Приоритетными направлениями в решении этой задачи должны стать как строительство, реконструкция объектов здравоохранения, включая использование механизма государственно-частного партнерства (современные поликлиники, онкоцентр, центр эндопротезирования), так и обеспечение оплаты труда медицинских работников, соответствующей велениям времени, а также развитие инфраструктуры здравоохранения с целью обеспечения ее шаговой доступности.
6. Повышение доступности и привлекательности занятий физической культурой и спортом для всех групп населения. Инструментами решения поставленной задачи должны стать увеличение количества и повышение качества проведения спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, пропаганда физической культуры в средствах массовой информации и сети Интернет, совершенствование системы поощрения ведущих калининградских тренеров и спортсменов, а также развитие и популяризация парусного вида спорта.
7. Расширение возможностей для культурно-духовного развития жителей города. Задача должна быть решена путем развития инфраструктуры культурной деятельности, создания развитой сети театральных, концертных, выставочных залов, использования цифровых коммуникационных технологий для обеспечения доступа граждан к культурным ценностям независимо от места проживания.
8. Повышение социальной защищенности населения городского округа "Город Калининград". Задача должна быть решена через обеспечение эффективного функционирования системы предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, а также путем обеспечения потребностей населения в социальном обслуживании, повышения качества жизни социально незащищенных категорий населения города, в том числе за счет поддержки и развития волонтерства (добровольчества).
Показатели
2025 |
2030 |
2035 |
Доля обучающихся муниципальных образовательных учреждений, вовлеченных в систему духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, проценты | ||
65 |
70 |
75 |
Доля детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, обучающихся по программам дошкольного образования, проценты | ||
83,2 |
85,5 |
95 |
Доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, не получивших аттестат о среднем общем образовании, в общей численности выпускников 11-х классов, проценты | ||
1 |
0,8 |
0,6 |
Доля руководящих и педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, принявших участие в мероприятиях, направленных на повышение квалификации в межкурсовой период, проценты | ||
53 |
55 |
57 |
Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения Калининграда в возрасте от 3 до 79 лет, проценты | ||
55,7 |
70 |
75 |
Уровень обеспеченности организациями сферы культуры от нормативного уровня обеспеченности, проценты | ||
72,5 |
84,5 |
98 |
Рост числа посещений культурных мероприятий по сравнению с показателем 2019 года | ||
в 1,5 раза |
в 3 раза |
в 3,5 раза |
Доля граждан, получающих меры социальной поддержки, в общей численности населения города Калининграда, проценты | ||
21,6 |
18,5 |
18,3 |
Доля граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций, проценты | ||
8 |
15 |
18 |
Цель 2. Формирование комфортной городской среды 15-минутной доступности
Задачи
1. Выработка стандарта развития городских территорий как основы формирования уникального облика города при сохранении его исторической застройки с учетом экономически выгодного ее использования в современной жизни. Стандарт должен предусматривать создание районов с развитым стритритейлом, совмещающих жилые, офисные и сервисные функции, учитывать человеческий масштаб в зданиях средней этажности и открытых пространствах, уменьшение трафика, высокое качество воздуха и возможность проводить досуг в общественных пространствах круглый год, разнообразие маршрутов и баланс всех видов перемещений, эффективность и экологичность общественного транспорта, вариативность использования зданий и земельных участков за счет конструктивных планировочных решений, а также разнообразные планировки и типы жилой среды плюс качественные места общего пользования как стимул для жильцов к совместному управлению домом и территорией.
2. Создание высококлассных общественных пространств в зонах жилой застройки, подразумевающих наличие комфортного жилья, доступность и разнообразие объектов торговли и услуг, отдыха, досуга, образования, здравоохранения и пр., а также создание условий для физического благополучия горожан, их самореализации, саморазвития и продуктивного взаимодействия. При формировании территорий жилой и многофункциональной застройки, а также при осуществлении комплексного развития застроенных территорий особое внимание необходимо уделять ключевым элементам городской среды, например, таким: площадки для игр, спорта и отдыха для группы жилых домов располагаются в общественных скверах, доля объектов торговли, услуг, досуга составляет 20-30% от общей площади застройки, объекты общественно-деловой и социальной инфраструктуры находятся непосредственно в жилом районе в 15-минутной доступности.
3. Реконструкция и создание общественных пространств в существующих жилых районах, учитывающие как современное приспособление объектов культурного наследия, формирование природно-экологического каркаса города, в том числе путем восстановления паркового кольца города на основе идеи "Зеленого пояса Шнайдера", а также благоустройства парковых пространств посредством создания новых эколого-туристических зон и маршрутов, внедрения технологии "Умного озеленения" (определение территорий для высадки редких видов зеленых насаждений и высадка деревьев по математическим расчетам и моделям, применение современных IT-технологий в учете деревьев), так и своевременное проведение работ по обновлению и поддержанию жилищного фонда в надлежащем состоянии, улучшению его эксплуатационных и энергетических характеристик с учетом срока безопасной эксплуатации такого фонда, а также проведение мероприятий по повышению уровня экологической безопасности на территории городского округа, в том числе за счет улучшения качества атмосферного воздуха, организации раздельного сбора твердых коммунальных отходов, ликвидации сбросов в водные объекты города загрязненных сточных вод (без очистки и недостаточно очищенных) и обеспечения надлежащего санитарного состояния территорий общего пользования.
4. Совершенствование инженерных систем коммунального хозяйства, которое должно осуществляться в увязке с развитием опорной транспортной сети. Приоритетными направлениями решения данной задачи должны стать реконструкция и строительство сетей водоснабжения и водоотведения, перевод водоснабжения на подземные источники; обеспечение всей территории города централизованной системой водоотведения хозяйственно-бытовых и поверхностных стоков, строительство магистральных и уличных сетей водоотведения, реконструкция очистных сооружений с увеличением их мощности, строительство очистных сооружений на выпусках в водные объекты, создание и восстановление гидротехнических сооружений, восстановление мелиоративной системы путем проведения работ по очистке от донных отложений, дноуглублению; усовершенствование городской системы теплоснабжения путем отказа от угольной генерации за счет перевода источников теплоснабжения на газ и использования индивидуальных источников теплоснабжения, а также реконструкции изношенных сетей теплоснабжения.
5. Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда. Данная задача должна решаться как путем реализации текущей программы переселения граждан из аварийного жилья и новой программы расселения аварийного жилья, признанного таковым после 1 января 2017 г., так и за счет расширения набора инструментов расселения аварийного жилищного фонда, таких как сертификаты для приобретения жилья на первичном рынке (строительства индивидуальных жилых домов) и механизм комплексного развития территорий.
Показатели
2025 |
2030 |
2035 |
Индекс качества городской среды, единицы | ||
288 |
321 |
326 |
Удельный вес общей площади жилых помещений, оборудованной одновременно водопроводом, водоотведением (канализацией), отоплением, горячим водоснабжением, газом или напольными электроплитами, проценты | ||
95,4 |
97,7 |
99,9 |
Доля благоустроенных дворовых территорий от общего количества дворовых территорий, нуждающихся в благоустройстве, проценты | ||
35 |
70 |
95 |
Доля благоустроенных общественных территорий от общего количества общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве, проценты | ||
35 |
70 |
95 |
Доля площади зеленых насаждений в пределах городской черты от общей площади городских земель в пределах городской черты, проценты | ||
8,5 |
11,8 |
15 |
Доля площади расселенного жилищного фонда от общей площади жилищного фонда, признанного в установленном порядке аварийным и непригодным для проживания, нарастающим итогом, проценты | ||
83,4 |
91,7 |
100 |
Доля населения, не переселенного из жилищного фонда, признанного в установленном порядке аварийным и непригодным для проживания, нарастающим итогом, проценты | ||
12,6 |
6,3 |
0 |
Цель 3. Развитие транспортной инфраструктуры
Задачи
1. Совершенствование опорной транспортной сети (магистральных путей сообщения и транспортных узлов) и городской улично-дорожной сети. Приоритетными направлениями решения данной задачи должны стать строительство (реконструкция) существующих улиц для перераспределения транспортных потоков, реконструкция выездных магистралей с учетом оборудования выделенной полосы для общественного транспорта, строительство новых мостов (автодорожный мост по ул. Буткова, мост по ул. Гюго, мост Музейный на о. Канта), объектов, позволяющих замкнуть улично-дорожную сеть в кольца (3-я очередь Восточной эстакады, мостовой переход через Калининградский залив, обходы города), строительство и реконструкция тротуаров, авто- и велопарковок, создание велодорожек как обязательного элемента улично-дорожной сети города, развитие инфраструктуры для средств индивидуальной мобильности.
2. Развитие городского общественного транспорта, повышение его провозной способности. При решении данной задачи усилия должны быть сосредоточены на таких направлениях, как изменение схемы движения городского транспорта (организация подвозных, хордовых маршрутов с исключением диаметральности и дублирования), внедрение экономически выгодного тарифа (в том числе пересадочного), создание автоматизированной системы управления дорожным движением, организация транспортно-пересадочных узлов (с учетом интеграции железнодорожного транспорта как наземного метро и формированием пересадочных площадок на трамвай/автобус по принципу "сухие ноги"), внедрение единого платного парковочного пространства, а также переориентация на использование современного экологичного подвижного состава пассажирского транспорта (электротранспорт, транспорт на водородном топливе).
3. Развитие водного транспорта. Основные пути решения задачи - строительство инфраструктуры (речные вокзалы, причалы) и развитие прогулочного транспорта.
4. Обеспечение безопасности участников дорожного движения и сохранности городских дорог. Основное внимание при решении данной задачи должно быть сосредоточено на совершенствовании инфраструктуры безопасности дорожного движения, в том числе путем оцифровки улично-дорожной сети.
Показатели
2025 |
2030 |
2035 |
Доля городской дорожной сети, находящейся в нормативном состоянии, проценты | ||
85 |
90 |
95 |
Маршрутный коэффициент сети транспорта общего пользования, единицы | ||
3,3 |
3,3 |
3,5 |
Уровень социального риска, единицы | ||
3,8 |
3,5 |
0 |
Доля городских парковочных пространств, оборудованных станциями зарядки электротранспорта, проценты | ||
10,6 |
20,7 |
34,5 |
Провозная способность городского общественного пассажирского транспорта, тыс. человек в год | ||
83 635,4 |
99 332,6 |
117 976 |
Цель 4. Развитие инфраструктуры связи и безопасности
Задачи
1. Обеспечение доступности государственных и муниципальных услуг, получаемых в электронном виде. При решении данной задачи усилия должны быть сосредоточены на таких направлениях, как формирование условий для строительства сетей и сооружений связи (в том числе стандарта 5G и "Интернета вещей").
2. Реализация проектов развития инфраструктуры современной коммуникации: проекта "Чистое небо", предполагающего ликвидацию всех воздушных кабелей и проводов на городских магистралях, проектов формирования эффективной системы управления городским хозяйством "Умный город", системы централизованного управления инженерными системами многоквартирных домов "Умный дом".
3. Развитие комплекса программно-аппаратных средств и организационных мер для обеспечения видеоохраны и технической безопасности "Безопасный город".
Показатели
2025 |
2030 |
2035 |
Доля домохозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети Интернет, проценты | ||
72,4 |
97 |
97 |
Доля массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, проценты | ||
50 |
95 |
100 |
Доля оборудования аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", находящегося в постоянной готовности, проценты | ||
100 |
100 |
100 |
Цель 5. Поддержка и стимулирование развития индустрии гостеприимства
Задачи
1. Развитие инфраструктуры гостеприимства. При решении данной задачи усилия должны быть сосредоточены на создании условий для строительства отелей, гостиниц и иных средств размещения туристов, развитии ярмарочно-выставочных (экспозиционных) площадок, пространств для проведения конференций и бизнес-форумов.
2. Развитие уникальных культурных характеристик города, способствующих созданию индивидуального образа городского округа "Город Калининград". При решении данной задачи необходимо сконцентрировать усилия на выявлении, сохранении, приспособлении для современного использования (в том числе на началах муниципально-частного партнерства) и популяризации объектов культурного наследия, расположенных на территории городского округа, создании в объектах культурного наследия площадок для осуществления деятельности музеев, выставочных залов, галерей и т.п.
3. Развитие системы привлечения туристов. Основное внимание при решении данной задачи должно быть сосредоточено на создании системы комплексного информирования о туристической привлекательности города, формировании круглогодичного календаря событий, мероприятий, направленных на привлечение туристов в городской округ "Город Калининград", а также на формировании внутригородских, межмуниципальных и межрегиональных туристических маршрутов.
Показатели
2025 |
2030 |
2035 |
Число мест в коллективных средствах размещения в расчете на 1 тысячу жителей города, единицы | ||
15,4 |
21,1 |
27,2 |
2025 |
2030 |
2035 |
Доля объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности и требующих консервации или реставрации, в общем количестве объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности, проценты | ||
0,6 |
0,6 |
0 |
Численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения в расчете на 1 тысячу жителей города, единицы | ||
1 097,8 |
1 498,4 |
1 527,2 |
Цель 6. Повышение инвестиционной привлекательности городского округа "Город Калининград", создание среды, благоприятной для ведения бизнеса
Задачи
1. Создание условий для привлечения инвестиций в экономику города. При решении данной задачи усилия должны быть сконцентрированы на организации работы с потенциальными и действующими инвесторами и представителями бизнеса по принципу одного окна, на поддержании в пределах компетенции органов местного самоуправления существующих и создаваемых на территории городского округа промышленных и индустриальных парков, бизнес-инкубаторов, формируемых кластеров или возможных кластерных инициатив, на выявлении и вовлечении в хозяйственный оборот земельных участков, свободных от прав третьих лиц и пригодных для размещения производственных мощностей, промышленных и индустриальных парков, на ревитализации (редевелопменте) и капитализации неэффективно используемых территорий, в том числе путем принятия решений об их комплексном развитии, на формировании мер муниципальной поддержки инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на реализации инвестиционных проектов по развитию инженерной и дорожно-транспортной инфраструктуры, а также инвестиционных проектов в сфере образования, культуры и иных сферах с применением механизмов муниципально-частного партнерства, в том числе путем заключения концессионных соглашений.
2. Поддержка малого и среднего предпринимательства. Приоритетными направлениями решения данной задачи должны стать снижение административных барьеров для ведения предпринимательской деятельности; расширение перечня услуг, предоставляемых субъектам малого и среднего предпринимательства по принципу одного окна; расширение участия субъектов малого и среднего предпринимательства в реализации новых ставок городского развития.
Показатели
2025 |
2030 |
2035 |
Инвестиции в основной капитал на душу населения, тыс. руб./чел. | ||
103 |
171,5 |
274,1 |
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых, средних предприятий и индивидуальных предпринимателей в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций, проценты | ||
28,7 |
29,8 |
30,7 |
Доля субъектов малого и среднего предпринимательства в общем количестве хозяйствующих субъектов, проценты | ||
89,3 |
91,1 |
92,6 |
Организация системы стратегического планирования и реализации Стратегии
Формирование системы стратегического планирования предполагает закрепление за различными элементами системы управления городским округом функций по реализации приоритетов развития городского округа. Указанная система должна включать в себя механизмы выработки и принятия решений стратегического характера, обеспечивать реализацию обозначенных приоритетов развития и достижение зафиксированных в документах стратегического планирования целей и задач, а также позволять отслеживать ход реализации Стратегии и обеспечивать при необходимости ее актуализацию и корректировку.
В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", в целях определения последовательности, порядка разработки, утверждения документов стратегического планирования городского округа "Город Калининград" органами местного самоуправления городского округа "Город Калининград" утверждены муниципальные нормативные правовые акты, формирующие систему документов стратегического планирования, включающую:
- стратегический уровень (документы, фиксирующие основные приоритеты развития города: Стратегия социально-экономического развития городского округа "Город Калининград", Прогноз социально-экономического развития городского округа "Город Калининград" на долгосрочный период, а также согласованные со Стратегией документы территориального планирования - Генеральный план городского округа "Город Калининград" и Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград");
- программный уровень, который предполагает разработку и реализацию муниципальных и ведомственных целевых программ, нацеленных на достижение поставленных в Стратегии целей и задач;
- систему мониторинга реализации Стратегии.
Стратегия включает в себя цели и задачи, в достижении которых частично или полностью должны принимать участие органы государственной власти Калининградской области, а также структуры бизнеса, некоммерческих организаций и других ключевых секторов городского сообщества. Причем потребность во взаимодействии возникает не только в процессе согласования и реализации документа, но уже на первом этапе процесса разработки Стратегии ввиду возникающей при этом реальной возможности воздействовать на финальный результат разрабатываемого документа. Очевидная форма подобного взаимодействия - это привлечение в соответствии с частью 7 статьи 11 Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" к разработке и реализации Стратегии представителей как органов государственной власти, так и иных организаций.
В ходе реализации Стратегии должно быть налажено плотное взаимодействие как с отраслевыми министерствами Калининградской области, так и с Министерством экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области, Министерством по муниципальному развитию и внутренней политике Калининградской области, ассоциацией "Совет муниципальных образований Калининградской области". При этом отдельные вопросы, которые могут потребовать применения механизма общественного диалога между Губернатором Калининградской области, Правительством Калининградской области, Законодательным Собранием Калининградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, а также между объединениями профсоюзов и работодателей, общественными и научными организациями, могут быть вынесены для рассмотрения на уровень Совета по стратегическому планированию при Губернаторе Калининградской области.
Значимыми элементами системы стратегического планирования должны стать механизмы, обеспечивающие эффективное взаимодействие органов местного самоуправления, Правительства Калининградской области, городского Совета депутатов Калининграда и городского сообщества при определении приоритетов развития городского округа, выработке решений важнейших с точки зрения горожан проблем. В качестве подобного механизма предлагается использовать Совет по стратегическому планированию городского округа "Город Калининград". Основными целями данного органа являются выработка согласованных решений, касающихся перспектив развития городского округа "Город Калининград", вовлечение в реализацию перспективных направлений развития города экспертного сообщества, профессиональных сообществ, а также бизнес-сообщества города.
Приложение
к Стратегии социально-экономического
развития городского округа
"Город Калининград"
Основные проекты
приоритетных направлений городского развития
1. Развитие территории острова Октябрьского
Инициатор проекта - АО "Корпорация развития Калининградской области" является управляющей компанией специального административного района, созданного на территории острова Октябрьского, в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 N 291-ФЗ "О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края".
Проект предполагается реализовать путем освоения земельных участков площадью 385 гектаров с привлечением инвесторов, в том числе из числа участников специального административного района. Общая сумма инвестиционных затрат проекта прогнозируется на уровне 140,1 млрд рублей (средства инвесторов и заемные средства, в том числе коммерческого кредита).
Концепция проекта: превращение острова в городской оазис, сочетающий преимущества комфортной среды для жизни, получения образования, ведения бизнеса и спокойного ритма жизни. Проект предполагает формирование двух участков разного характера: между вторым эстакадным мостом и каналом вдоль Восточной эстакады будет расположен урбанизированный участок, а от канала вдоль Восточной эстакады до канала вдоль Берлинского моста - участок природного характера. В ходе реализации этого ключевого запускающего проекта будут возведены жилые здания общей площадью 3024 тыс. кв. м для комфортного проживания 86,5 тысячи человек и объекты коммерческого, делового, гостиничного, социального назначения общей площадью 592 тыс. кв. м на 17,9 тысячи рабочих мест; на площади в 95,2 гектара будет сформирован уникальный ландшафтный экопарк. При этом площадь озелененных территорий будет составлять не менее 22% общей площади острова.
Кроме того, будет сформирован культурно-образовательный комплекс, в который войдут учебный корпус филиала хореографической академии на 150 учащихся с концертным залом и интернатом для учащихся на 150 мест; учебный корпус музыкальной школы им. П.И. Чайковского на 150 учащихся с концертными залами и интернатом для учащихся на 75 мест; общеобразовательная школа (с бассейном) на 550 учащихся; общежитие для студентов филиала Российского государственного института сценических искусств на 150 мест; филиал Третьяковской галереи; филиал Большого театра; филиал Российского государственного института сценических искусств.
Реализация этих решений позволит создать городское пространство с локальной идентичностью и высоким качеством жизни.
2. Неокампус Балтийского федерального университета им. И. Канта
Центр современного интеллекта будет создан на земельном участке площадью 29 гектаров, прилегающем к существующему корпусу университета по ул. А. Невского. Проектом предусматривается строительство в период до 2025 года новых зданий общей площадью 110,6 тыс. кв. м. В составе проекта предусмотрено строительство 4 учебных корпусов, конференц-комплекса, зданий университетского многофункционального центра и библиотеки, а также двух общежитий на 2500 мест.
Реализация проекта будет способствовать концентрации имеющихся у университета ресурсов преимущественно в границах одной локации, призванной стать точкой роста научно-образовательного потенциала всего региона.
Проектом кампуса предусмотрено создание велодорожек, интегрированных в городскую велопешеходную сеть, парковок для велосипедов, станций для ремонта велосипедов, установка контейнеров для раздельного сбора мусора, сохранение около 6 гектаров существующих зеленых насаждений, являющихся основой для формирования парковой зоны.
На реализацию проекта предполагается направить средства бюджетов всех уровней в размере 17,4 млрд рублей.
3. Инновационный научно-технологический центр "Балтийская долина - Хьюмантек"
Инновационный научно-технологический центр "Балтийская долина - Хьюмантек" будет создан во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 17.02.2022 N 185 "О создании инновационного научно-технологического центра "Балтийская долина - Хьюмантек". Инициатором создания инновационного научно-технологического центра выступил Балтийский федеральный университет им. И.Канта при поддержке более 20 заинтересованных организаций. Основными направлениями деятельности инновационного научно-технологического центра станут разработки продуктов и технологий по трем основным направлениям:
- здоровьесбережение и реабилитационные медицинские технологии;
- пищевые и промышленные биотехнологии;
- инжиниринг интеллектуальных технических систем.
Создание инновационного научно-технологического центра "Балтийская долина - Хьюмантек" предполагает освоение в период до 2030 года территории общей площадью 7,4 гектара и привлечение как бюджетных, так и внебюджетных инвестиций в размере более 11,3 млрд рублей, что позволит расширить производство наукоемкой продукции, увеличив ее долю в общем объеме выпуска, будет способствовать развитию и укреплению сотрудничества науки и бизнеса, коммерциализации прорывных технологий, созданию более 1000 новых рабочих мест.
Создание инновационного научно-технологического центра способствует решению одной из проблем, препятствующих развитию научно-технического потенциала Российской Федерации, а именно: сохраняющейся на сегодняшний день несогласованности приоритетов и инструментов поддержки научно-технологического развития на федеральном, региональном, отраслевом и корпоративном уровнях, что в свою очередь не позволяет сформировать производственные цепочки создания добавленной стоимости высокотехнологичной продукции и услуг, обеспечить наибольший мультипликативный эффект от использования создаваемых технологий.
4. Создание технопарка высоких технологий в городском округе "Город Калининград"
Технопарк высоких технологий - это уникальное пространство для продуктивной работы и привлечения и развития IT-компаний, пользующихся преференциями режима особой экономической зоны в Калининградской области и специализирующихся на разработке и производстве научно-технических и цифровых инноваций. Проектом создания технопарка высоких технологий, реализуемым в соответствии с комплексной программой "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.03.2006 N 328-р, и под патронажем Корпорации развития Калининградской области, предусматривается застройка участка на Советском проспекте площадью 5,38 гектара, на котором расположатся объекты административно-офисного, коммерческого, апартаментного назначения общей площадью не менее 56 тыс. кв. м.
Проект с общей суммой инвестиционных затрат в размере до 2 млрд рублей предполагается реализовать за счет средств инвесторов и заемных средств (в том числе коммерческого кредита) в период до 2031 года.
Создание технопарка нацелено на повышение привлекательности региона для инвесторов и крупных компаний в сфере IT, создание сервиса по принципу одного окна для координации ведущих предприятий, вузов, малых инновационных компаний региона, кооперации существующих предприятий и организаций инновационной инфраструктуры, внедрения эффективных практик поддержки малого инновационного бизнеса.
5. Создание многофункционального креативного пространства
Проект по ревитализации бывшего военного городка в конце ул. А. Суворова, на территории которого в прошлом располагались кёнигсбергские конюшни, инициирован Фондом креативных индустрий "Креспектива" с целью преобразования заброшенного объекта в мультифункциональное креативное пространство общей площадью более 4000 кв. м, где возможно создание кинопавильона, а также костюмерного цеха, профессиональной студии озвучивания и студии postproduction полного цикла.
Перспективность проекта очевидна, поскольку есть спрос, живой интерес со стороны киноиндустрии, готовой не только снимать кино на территории Калининградской области, но и монтировать, продюсировать, писать сценарии и обучать новичков, проводить коворкинги и питчинги. Вместе с тем, помимо сокращения расходов на создание кинопродукции, реализация проекта повлечет создание дополнительных рабочих мест, приведет к появлению собственных квалифицированных специалистов благодаря образовательным программам, осуществляемым в центре. Проект стоимостью 166 млн рублей предполагается реализовать в период до 2025 года за счет средств областного бюджета и привлеченных инвестиций.
6. Комплексное развитие территории грузового двора станции Калининград-Сортировочный
Целью данного проекта является изменение назначения неиспользуемых или неэффективно используемых объектов и территорий на земельном участке площадью 15,8 гектара, занятых производственно-технологическими комплексами, с выводом производственных подразделений на современные производственные площадки с более эффективными условиями хозяйствования и размещения на высвобожденной территории современных объектов общественно-делового назначения. Инвестиционный портфель проекта оценивается в 60 млрд рублей.
В результате к 2035 году на этой территории будут созданы гостинично-деловой комплекс, многофункциональный торгово-досуговый центр, центр фирменной торговли, объекты социально-культурного назначения, а также жилищный фонд общей площадью 38 тыс. кв. м для комфортного проживания более 1,5 тысячи горожан.
В настоящее время инвестор не определен.
7. Музейный квартал в городском округе "Город Калининград"
Проект предполагает создание связанного культурно-туристического пространства в историческом центре города, объединенного сетью туристических маршрутов.
Создание новых объектов современной туристской инфраструктуры наряду с благоустройством общественных пространств обеспечивает хороший мультипликативный эффект в плане занятости, развития малого и среднего бизнеса: рост туристского потока будет способствовать развитию гостиничного дела, торговли, поддерживать сферу транспортных услуг.
8. Развитие городских парков (7 парков: стратегические маяки)
Проект направлен на создание принципиально новых эколого-туристических пространств и маршрутов, организацию доступной среды для проведения досуга жителей и гостей города и предусматривает ревитализацию 7 парков, включая обустройство мест отдыха, пешеходных и велосипедных дорожек.
Наиболее важными критериями являются безопасность, экологичность, транспортная доступность, возможность удовлетворить разнообразные досуговые запросы горожан.
Проект включает в себя 7 стратегически значимых для развития зеленых зон города участков, а именно: парк имени Макса Ашманна, парк Южный, парк Центральный, парк имени Ю. Гагарина, парк Ветеранов, парк Тихий и зеленая парковая зона вдоль Литовского вала. Их общая площадь составляет 159,1 гектара.
Через эти территории будут проложены единые экологические и туристические маршруты, которые образуют три парковых кольца городского водно-зеленого каркаса.
Ревитализация парков будет осуществляться согласно Правилам благоустройства территории городского округа "Город Калининград", требованиям антитеррористического законодательства, в связи с чем на их территории будут предусмотрены дорожная сеть, малые архитектурные формы с определенной частотой размещения, видеонаблюдение, контроль доступа, элементы доступной среды, общественные туалеты. Количество этих элементов различается в зависимости от статуса территории.
Срок реализации проекта - 5 лет, стоимость - 4,35 млрд рублей.
9. Серебряное ожерелье России
Культурно-туристический проект "Серебряное ожерелье России", реализуемый с 2015 года в 11 субъектах Северо-Запада России, включая Калининградскую область, предполагает формирование межрегиональных маршрутов, отвечающих единым стандартам для объектов туристского показа.
Целью проекта является приспособление объектов культурного наследия под туристический комплекс, ориентированный на качественное обслуживание жителей региона, а также иностранных и российских туристов, приезжающих в городской округ "Город Калининград" и Калининградскую область.
Проект сохранения объектов культурного наследия и включение их в экономику города за счет создания новых маршрутов историко-просветительского туризма должен быть реализован на базе 13 исторических объектов вального оборонительного обвода (Городские ворота Фридрихсбург и Дер-Дона, Городские ворота N 1, Городские ворота N 2, Городские ворота N 3, Крепость Преголь и Крепость Фридриха Великого, Башня "Врангель", Бастионы "Литауэн", "Грольман", "Прегель", "Штернварте", "Кронпринц") и кольца из 15 фортов (Штайн, Гребен, Бронзарт, Барнеков, Король Фридрих-Вильгельм I, Гнайзенау, Король Фридрих-Вильгельм III, Лендорф, Королева Луиза, Герцог фон Хольштайн, Король Фридрих I, Донна, Канитц, Денхоф, Ойленбург). Реализацию проекта предполагается осуществить в два этапа при общем объеме инвестиций не менее 15 млрд рублей.
10. Редевелопмент территории по набережной Правой в городском округе "Город Калининград"
Набережная Правая расположена в центральной части города на берегу реки Преголи в границах производственных территорий промышленно-портового пояса города. Проект реновации промзоны общей площадью 122,4 гектара предполагает создание на этих территориях за счет привлечения инвестиций в объеме 75 млрд рублей многофункциональной общественно-жилой застройки с жильем общей площадью не менее 660 тыс. кв. м для комфортного проживания не менее 16,6 тысячи горожан, с административными и офисными зданиями, многочисленными озелененными пространствами, небольшими предприятиями, не загрязняющими окружающую среду, терминалом для круизных судов.
<< Назад |
||
Содержание Решение городского Совета депутатов Калининграда от 25 октября 2023 г. N 182 "О внесении изменения в решение городского Совета... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.