Постановление Правительства Свердловской области от 26 октября 2023 г. N 791-ПП
"Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие международных и внешнеэкономических связей Свердловской области"
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 111 Областного закона от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области", постановлением Правительства Свердловской области от 31.08.2023 N 622-ПП "Об утверждении Порядка разработки, определения сроков реализации и формирования государственных программ Свердловской области" Правительство Свердловской области постановляет:
1. Утвердить государственную программу Свердловской области "Развитие международных и внешнеэкономических связей Свердловской области" (прилагается).
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Свердловской области от 24.10.2013 N 1295-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие международных и внешнеэкономических связей Свердловской области до 2027 года" ("Областная газета", 2013, 14 ноября, N 546-548) с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Свердловской области от 07.05.2014 N 366-ПП, от 25.12.2014 N 1210-ПП, от 26.03.2015 N 207-ПП, от 22.07.2015 N 653-ПП, от 31.03.2016 N 204-ПП, от 30.08.2016 N 598-ПП, от 29.12.2016 N 953-ПП, от 30.03.2017 N 199-ПП, от 22.06.2017 N 437-ПП, от 21.02.2018 N 75-ПП, от 10.08.2018 N 505-ПП, от 20.09.2018 N 623-ПП, от 06.12.2018 N 872-ПП, от 27.02.2019 N 133-ПП, от 06.08.2019 N 507-ПП, от 19.12.2019 N 948-ПП, от 12.03.2020 N 134-ПП, от 01.10.2020 N 659-ПП, от 25.03.2021 N 162-ПП, от 05.08.2021 N 480-ПП, от 03.03.2022 N 148-ПП, от 25.08.2022 N 578-ПП, от 27.12.2022 N 936-ПП, от 02.03.2023 N 141-ПП и от 21.09.2023 N 672-ПП.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Губернатора Свердловской области В.В. Козлова.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
5. Настоящее постановление опубликовать на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru).
Исполняющий обязанности Губернатора Свердловской области |
А.В. Шмыков |
Утверждена
постановлением Правительства
Свердловской области
от 26 октября 2023 г. N 791-ПП
"Об утверждении государственной
программы Свердловской области
"Развитие международных и
внешнеэкономических связей
Свердловской области"
Государственная программа
Свердловской области "Развитие международных и внешнеэкономических связей Свердловской области"
Раздел 1. Стратегические приоритеты и цели развития международных и внешнеэкономических связей Свердловской области
Глава 1. Актуальное состояние международных и внешнеэкономических связей Свердловской области
Свердловская область осуществляет международные и внешнеэкономические связи в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами от 4 января 1999 года N 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" и от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", Законом Свердловской области от 28 октября 2005 года N 99-ОЗ "О международных и внешнеэкономических связях Свердловской области и участии Свердловской области и органов государственной власти Свердловской области в международном информационном обмене".
Международные и внешнеэкономические связи Свердловская области соответствуют целям и приоритетам, определенным указами Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474), от 5 сентября 2022 года N 611 "Об утверждении Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом" (далее - Концепция гуманитарной политики Российской Федерации) и от 31 марта 2023 года N 229 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации" (далее - Концепция внешней политики Российской Федерации), Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы" и постановлением Правительства Свердловской области от 20.06.2019 N 372-ПП "Об утверждении Стратегии развития международных и внешнеэкономических связей Свердловской области на период до 2035 года" (далее - Стратегия развития международных и внешнеэкономических связей Свердловской области).
Как отмечено в Концепции внешней политики Российской Федерации, перераспределение мирового потенциала развития и формирование новых правил и принципов мироустройства сопровождаются нарастанием геополитической нестабильности, обострением межгосударственных противоречий и конфликтов. В условиях применения рядом стран односторонних ограничительных мер (санкций) в отношении российских юридических и физических лиц Российская Федерация проводит последовательную, независимую, многовекторную, открытую, предсказуемую и прагматичную внешнюю политику, направленную на защиту своих национальных интересов и укрепление международной безопасности. При этом Российская Федерация продемонстрировала экономическую устойчивость и доказала способность противостоять внешнему санкционному давлению благодаря принятым Правительством Российской Федерации ответным мерам, направленным на снижение зависимости от импорта в ключевых отраслях экономики.
В условиях современного кризиса мироустройства Российская Федерация обладает высоким потенциалом к региональной интеграции и выработке межгосударственных механизмов взаимодействия в экономической, научно-технической, гуманитарной и иных сферах, а также к созданию разноформатных партнерств для решения общих проблем международного характера.
Российская Федерация стремится к обеспечению устойчивости системы международных отношений на основе безусловного соблюдения норм международного права, укрепления центральной координирующей роли Организации Объединенных Наций (далее - ООН) и ее Совета Безопасности при разрешении глобальных и региональных проблем. В то же время Российская Федерация стремится к расширению и консолидации региональных внешнеполитических структур, таких как Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС) и Шанхайская организация сотрудничества (далее - ШОС).
Для Свердловской области, осуществляющей международные связи с 135 государствами и занимающей по итогам 2021 года 8 место по объему экспорта среди субъектов Российской Федерации, развитие международных и внешнеэкономических связей имеет большое стратегическое значение. В течение 2022 года предприятия Свердловской области, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, столкнулись с последствиями ограничительных мер в отношении Российской Федерации: затруднением международных банковских расчетов с иностранными контрагентами, а также нарушением международной логистики при исполнении экспортных контрактов и при ввозе необходимых материалов, сырья и комплектующих, в том числе для производства продукции, предназначенной на экспорт. Однако многовекторная политика Российской Федерации и широкий охват международных связей Свердловской области позволили выработать альтернативные логистические маршруты через территории дружественных Российской Федерации государств.
Кроме того, в кооперации с финансовыми структурами осуществляется переход на национальные валюты при международных банковских расчетах.
Внешние условия развития и международных и внешнеэкономических связей Свердловской области будут зависеть от следующих тенденций:
1) долговременное замедление темпов роста глобальной экономики при сохранении нестабильности и рисков мирового экономического развития;
2) масштабный сдвиг мирового производства в тихоокеанский и индо-азиатский регионы, который приведет к ужесточению конкуренции на рынках обрабатывающей промышленности, появлению на них новых крупных участников - стран и компаний;
3) опережающий рост потребления в развивающихся странах Азии, прежде всего в Китае, Индии, Индонезии, Малайзии, Вьетнаме, а также увеличение емкости рынков крупных развивающихся стран в латиноамериканском, ближневосточном и африканском регионах (Бразилия, Мексика, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Южная Африка, Нигерия, ряд других государств);
4) замедленное и неустойчивое развитие европейского экспортного рынка;
5) усиление процессов глобализации, которое приведет к тому, что внутренние регионы ведущих развивающихся стран, в первую очередь Китая и Индии, по объему валового продукта превосходящие некоторые страны Европы, войдут в число значимых субъектов мирового хозяйства;
6) усиление элементов протекционизма в политике многих стран на фоне роста глобальной конкуренции, которое может привести к установлению новых торговых и инвестиционных барьеров для доступа на рынки этих стран, в частности к введению требований в отношении использования местного компонента;
7) переход к шестому технологическому укладу, который приведет к появлению новых рыночных ниш и структурных сдвигов в производстве и потреблении, но одновременно породит новые барьеры, например, торговля продукцией нано- и биотехнологий;
8) изменения в институциональном устройстве мировой экономики и мировой торгово-политической системе в целом, повышение роли глобальных регуляторов и дальнейшая либерализация международной торговли в рамках отдельных интеграционных объединений, что для не участвующих в них стран будет означать существенное ухудшение условий доступа на рынки;
9) расширение зоны преференциальной торговли для Российской Федерации в составе ЕАЭС, в рамках которой будет обеспечиваться беспошлинный и в основном не обремененный нетарифными ограничениями доступ на рынки стран-партнеров.
Современный мир переживает период глубоких перемен, структура международных отношений продолжает изменяться. В результате процесса глобализации происходит смещение центров экономического и политического влияния в Азиатско-Тихоокеанский регион. Отчетливо проявляется множественность моделей развития государств. Добрососедство и геополитические преимущества в контексте Евразии особенно востребованы сегодня, когда страны указанного континента решают задачи внутреннего развития в беспрецедентно непростых международных условиях.
Глава 2. Создание комплексной инфраструктуры поддержки экспорта Свердловской области путем реализации комплекса институциональных мероприятий по популяризации и содействию развитию экспорта
Свердловская область, по данным акционерного общества "Российский экспортный центр" (далее - АО "РЭЦ"), занимает 4 место по объему несырьевого неэнергетического экспорта по итогам 2021 года среди всех субъектов Российской Федерации, 8 место по совокупному объему экспорта. Доля Свердловской области в российском экспорте составляет 2,3%. Доля экспорта в валовом региональном продукте значительна и составляет 24%.
Распределение общего объема экспорта Свердловской области и несырьевого неэнергетического экспорта (приведено в таблице) остается постоянным в течение длительного периода.
Таблица
Наименование показателя |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Общий объем экспорта, млрд. долларов США |
7,64 |
7,86 |
7,32 |
7,12 |
6,92 |
8,56 |
7,35 |
7,64 |
9,26 |
Доля несырьевого неэнергетического экспорта, процентов |
96,38 |
96,59 |
97,49 |
97,50 |
96,16 |
95,13 |
94,85 |
96,44 |
96,05 |
Таким образом, несырьевой неэнергетический экспорт (далее - ННЭ) в общем объеме экспорта Свердловской области преобладает, и увеличение его доли не представляется актуальным.
Товарная структура ННЭ в течение длительного периода остается практически неизменной. В общем объеме внешней торговли Свердловской области преобладает экспорт товаров.
По итогам 2021 года более половины объема ННЭ (62,6%) составляют металлы и изделия из них, в том числе черные металлы и изделия из них (25,9%), медь и изделия из нее (29,7%), алюминий и изделия из него (2,8%) и изделия из титана (3,2%).
Экспорт машин и оборудования составил 12,5%, доля этой продукции колеблется за счет периодичности поставок нерасшифрованной группы товаров. Экспорт остальной машиностроительной продукции составляет около 10,3% и представлен широким спектром транспортного (6,6%), энергетического (1,2%), горнодобывающего и нефтегазового оборудования и другого промышленного оборудования (2,2%), а также приборами (0,3%).
Экспортируемая химическая продукция (12,1%) в основном состоит из неорганических химических продуктов для атомной энергетики, глинозема для алюминиевой промышленности, а также сульфата меди. Меньшую долю занимают резинотехнические изделия и изделия из полимеров, другие химические продукты.
Древесина и изделия из нее занимают 3,7% от общего объема экспорта, более половины от этого объема занимают поставки пиломатериалов и фанеры для строительной отрасли.
Экспорт продукции агропромышленного комплекса (далее - АПК) составляет 1,4%, в его структуре преобладают продукты переработки сельскохозяйственного сырья, в том числе масложировая продукция - около 50%, около 25% занимают племенной материал и корма, прочая пищевая продукция - до 17%.
В страны Европы и Соединенные Штаты Америки поставляются в основном товары металлургической и химической промышленности. Товары с более высокой добавленной стоимостью, включая широкий ряд машиностроительной продукции, экспортируются в основном в страны Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) и Азии. Эти товары занимают меньшую долю в общем объеме экспорта, тем не менее являются важной составляющей торгово-экономических связей с основными перспективными рынками - странами ЕАЭС и СНГ. Продукция в рамках военно-технического сотрудничества поставляется в страны Северной Африки, Индию.
Основной объем ННЭ Свердловской области (более 74%) формируется за счет крупных российских металлургических и машиностроительных холдингов, производственные площадки которых расположены в Свердловской области. Более 50% от объема ННЭ составляют товары, цены на которые устанавливаются на мировых товарных биржах и подвергаются значительным колебаниям. Около 10% от общего объема ННЭ (а в отдельные годы и более) составляют поставки в рамках военно-технического сотрудничества по межгосударственным контрактам. Таким образом, в сфере влияния региональных мер поддержки находится порядка 26% от общего объема ННЭ.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 одним из целевых показателей является реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70% по сравнению с показателем 2020 года. Достижение указанного целевого показателя невозможно без осуществления географической и отраслевой диверсификации экспорта Свердловской области, обеспечения поддержки экспорта Свердловской области, вовлечения максимального количества организаций Свердловской области в экспортную деятельность.
В рамках национального проекта "Международная кооперация и экспорт", который реализуется в соответствии с паспортом национального проекта "Международная кооперация и экспорт", утвержденным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 N 16), в Свердловской области реализуется региональный проект "Системные меры развития международной кооперации и экспорта в Свердловской области" (далее - региональный проект). Целевым показателем регионального проекта является внедрение в Свердловской области Стандарта по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в субъектах Российской Федерации, утвержденного проектным комитетом по национальному проекту "Международная кооперация и экспорт" (протокол от 02.09.2022 N 5) (далее - Стандарт) в соответствии с Соглашением о реализации регионального проекта "Системные меры развития международной кооперации и экспорта в Свердловской области" от 15.02.2019 N 2019-Т60068-1, заключенным между Правительством Свердловской области и АО "РЭЦ". Стандарт направлен на совершенствование институциональной экспортной среды в субъектах Российской Федерации и содержит комплекс из 15 мер (инструментов Стандарта), способствующих активизации экспортной деятельности в каждом из регионов Российской Федерации, успешная реализация которых позволит сформировать эффективную инфраструктуру поддержки экспорта и обеспечить вовлечение органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и представителей бизнес-сообщества в процесс реализации региональной политики в области поддержки и развития экспортной деятельности и в конечном результате увеличить число экспортеров и объем экспортной продукции.
В рамках внедрения Регионального экспортного стандарта 2.0 реализуется региональная программа Свердловской области "Развитие экспорта Свердловской области до 2024 года" (утверждена протоколом заседания Экспортного совета при Губернаторе Свердловской области от 08.09.2022 N 59), представляющая собой комплексный план развития экспорта Свердловской области на период до 2024 года по всем инструментам Стандарта, включающий ключевые цели, показатели и мероприятия Свердловской области, в которых присутствует экспортная составляющая.
Реализация задачи по увеличению присутствия предприятий Свердловской области на мировых рынках предусматривает как поставку новых видов экспортных товаров в страны, торговые связи с которыми уже налажены, так и расширение географии внешнеэкономических связей Свердловской области.
Приоритетным направлением развития экспорта Свердловской области является взаимодействие с государствами - участниками СНГ в рамках действующих на пространстве СНГ интеграционных структур с российским участием. Одной из ключевых задач Свердловской области является углубление и расширение торговых связей в рамках ЕАЭС с Арменией, Беларусью, Казахстаном и Киргизией.
Страны Латинской Америки остаются перспективными рынками для экспорта. Реализуемые в латиноамериканских государствах программы по модернизации экономики создают благоприятные условия для экспорта оборудования и изделий из металлов. Тем не менее развитие торговых отношений сдерживается как нестабильной платежеспособностью этих стран, так и высокими затратами, связанными со входом на рынки, что объясняется удаленностью этих государств и особенностями ведения там бизнеса.
Существует значительный потенциал расширения экспорта Свердловской области в страны Азиатско-Тихоокеанского региона ряда товаров (черных металлов и изделий из них, железнодорожной техники, энергетического, горнодобывающего и нефтегазового оборудования). Сдерживающими факторами являются повышение самообеспеченности этих стран по многим позициям по мере их индустриализации и заметное усиление конкуренции.
Перспективными направлениями также являются Китай, страны Африки и Ближнего Востока. Индустриализация Китая и захват им экспортных ниш российских товаров представляют собой серьезный вызов для российского экспорта и его перспектив. Это касается в первую очередь изделий из металлов, особенно на рынках стран Азии. Эффективной стратегией является диверсификация экспорта для нахождения новых экспортных ниш в Китае и (или) переход на производство продукции с более высоким уровнем передела.
Перспективными отраслями экспортной продукции предприятий Свердловской области являются: горнодобывающая отрасль, транспортное машиностроение, энергетическая отрасль, пищевая промышленность и оборудование, медицинская техника и услуги.
Меры поддержки и стимулирования экспорта, в том числе финансируемые из средств областного бюджета, должны быть направлены на оказание практической и целенаправленной поддержки выхода на зарубежные рынки для предприятий, которые уже имеют опыт экспорта или находятся на стадии высокой готовности к началу экспортной деятельности.
Для предприятий, не занимавшихся экспортной деятельностью или осуществляющих разовые поставки, принимаемые меры должны быть направлены на формирование их интереса к экспортной деятельности, предоставление необходимых знаний и распространение информации об особенностях экспортной деятельности.
Глава 3. Развитие международных и внешнеэкономических связей Свердловской области
В соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации, Концепцией гуманитарной политики Российской Федерации приоритетным направлением развития международных и внешнеэкономических связей Свердловской области является развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества Свердловской области с государствами - участниками БРИКС, ШОС, СНГ, ЕАЭС, РИК (Россия, Индия, Китай) и дальнейшее укрепление взаимодействия с иностранными партнерами на базе межгосударственных объединений и международных организаций с российским участием.
Свердловская область расширяет стратегическое взаимодействие с Республикой Беларусь в рамках Союзного государства в целях развития интеграционных процессов во всех сферах, принимает меры по углублению интеграции с Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия.
В рамках российско-китайских отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия приоритетное внимание в Свердловской области уделяется углублению торгово-экономических и гуманитарных связей с Китаем.
Существует значительный потенциал развития взаимодействия между Свердловской областью и государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, Латинской Америки, Африки.
Для достижения к 2027 году 100% охвата приоритетных географических направлений международными мероприятиями, проводимыми Правительством
Свердловской области, Министерством международных и внешнеэкономических связей Свердловской области (далее - Министерство) ведется планомерная работа по организации на территории Свердловской области и иностранных государств международных мероприятий, направленных на привлечение иностранных партнеров к решению задач социально-экономического развития Свердловской области, увеличение экспорта продукции, особенно в части изделий с высокой долей добавочной стоимости, улучшение международного имиджа Свердловской области, в том числе с консульскими и торговыми учреждениями иностранных государств, аккредитованными в городе Екатеринбурге.
Свердловская область занимает 3 место среди субъектов Российской Федерации по числу действующих официальных представительств иностранных государств: 14 консульских учреждений, 6 представительств по продвижению национального бизнеса, культуры и языка, а также 11 почетных консулов иностранных государств.
Глава 4. Участие Свердловской области в реализации гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом
Богатое историческое и культурное наследие России, ее духовный потенциал занимают значительное место в мировой культуре. Культурное многообразие многонационального народа Российской Федерации способствует формированию традиционных духовно-нравственных ценностей и эффективному их продвижению за рубежом, исключая навязывание их народам государств-партнеров. В то же время на возможность сохранения и продвижения за рубежом русской культуры и истории оказывается значительное давление со стороны представителей власти и общественности ряда иностранных государств, ставшее следствием ограничительной политики в отношении Российской Федерации. Дипломатическими учреждениями Российской Федерации за рубежом и некоммерческими организациями фиксируются многочисленные нарушения в отношении мемориальных комплексов, посвященных памяти советских солдат, павших на территории Европы в годы Второй мировой войны, ограничения в изучении русского языка и проведении культурных мероприятий российскими соотечественниками, проживающими за рубежом, а также оказывается давление на представителей Русской Православной Церкви за рубежом. Эти факторы следует учитывать при реализации международных мероприятий в гуманитарной сфере.
В соответствии с внешнеполитическим курсом Российской Федерации особую роль в гуманитарной сфере играет культура как эффективный инструмент сглаживания противоречий между государствами и формирования объединительной международной повестки дня.
Свердловская область принимает участие в реализации гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом, руководствуясь пунктом 90 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", с учетом целей и задач, определенных Концепцией гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом.
Стратегией развития международных и внешнеэкономических связей Свердловской области определены следующие направления деятельности Правительства Свердловской области в сфере осуществления международных гуманитарных связей:
1) поддержка общественных объединений соотечественников в иностранных государствах;
2) укрепление позиций русского языка за рубежом;
3) содействие углублению и расширению интеграции в рамках ЕАЭС;
4) противодействие попыткам фальсификации истории, содействие сохранению исторической памяти;
5) сотрудничество муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, с иностранными городами-партнерами;
6) презентация и продвижение культурно-гуманитарного потенциала Свердловской области за рубежом, в том числе с участием международных организаций структуры ООН.
После распада Союза Советских Социалистических Республик около 25 млн. этнических русских оказались за пределами Российской Федерации. Кроме того, около 10 млн. представителей нескольких волн эмиграции из России, которая началась еще в XIX веке, проживали в странах дальнего зарубежья. По разным оценкам численность российской диаспоры за рубежом составляет от 26 млн. до 30 млн. человек и включает в себя представителей различных этносов и вероисповеданий. Сегодня самые крупные российские общины находятся в странах ближнего зарубежья, а также в Германии, США, Казахстане, Израиле и Узбекистане.
В условиях политики санкционного, идеологического и политического давления на Российскую Федерацию со стороны зарубежных государств особую значимость приобретают поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, продвижение русского языка, сохранение культурного, историко-мемориального наследия и противодействие фальсификации истории.
Министерство в реализации гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом в рамках своих полномочий, закрепленных в Положении о Министерстве международных и внешнеэкономических связей Свердловской области, утвержденном постановлением Правительства Свердловской области от 09.11.2016 N 795-ПП "О Министерстве международных и внешнеэкономических связей Свердловской области".
В ходе работы по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом, Министерством обеспечены устойчивые каналы взаимодействия с соотечественниками, проживающими за рубежом, через российские центры науки и культуры за рубежом и координационные советы соотечественников, активно используются возможности российских некоммерческих организаций, осуществляющих культурно-гуманитарную деятельность за рубежом. Данные коммуникационные каналы позволяют Свердловской области взаимодействовать с организациями соотечественников в Республике Беларусь, Республике Казахстан, Республике Абхазия, Республике Таджикистан, Киргизской Республике.
Вопросы защиты прав и законных интересов соотечественников, проживающих за рубежом, возведены в разряд ключевых внешнеполитических задач Российской Федерации. Федеральным законом от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" установлены принципы, цели и основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации указанной политики. Кроме того, с 2020 года поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, получила статус конституционной нормы в соответствии с поправками, внесенными в Конституцию Российской Федерации: согласно статье 69 Конституции Российской Федерации государство оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности.
В Правительство Свердловской области ежегодно поступают обращения руководителей организаций и общественных объединений соотечественников, проживающих за рубежом, правительственных и некоммерческих организаций, работающих с соотечественниками, проживающими за рубежом, с просьбой об оказании помощи в приобретении учебно-методической литературы и медиаматериалов для изучения русского языка и преподавания на русском языке, участии региональных творческих коллективов в концертах для соотечественников, проживающих за рубежом, организации стажировок для педагогов и работников архивов.
Одним из основных инструментов реализации внешнеполитических интересов Российской Федерации является деятельность по распространению и поддержке русского языка за рубежом, которая носит долгосрочный стратегический характер. Эта работа связана с обеспечением прав соотечественников, проживающих за рубежом, на получение образования на русском языке путем государственной поддержки организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере общего образования на русском языке в зарубежных странах, что в свою очередь способствует расширению возможностей для реализации субъектами Российской Федерации новых программ и проектов в сфере международного гуманитарного сотрудничества. Отдельное место в этой работе занимает сотрудничество муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, с иностранными городами-партнерами.
Реализация государственной программы Свердловской области "Развитие международных и внешнеэкономических связей Свердловской области" (далее - государственная программа) в части развития международных гуманитарных связей осуществляется в том числе с применением механизмов предоставления субсидий юридическим лицам за счет средств областного бюджета:
1) субсидия некоммерческим организациям Свердловской области на реализацию проектов на территориях иностранных государств по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом;
2) субсидия автономной некоммерческой организации "Агентство по привлечению инвестиций Свердловской области" на реализацию мероприятий по организации продвижения Свердловской области в международных организациях;
3) субсидия автономной некоммерческой организации "Агентство по привлечению инвестиций Свердловской области" на проведение в Свердловской области Международного женского форума.
С 2019 года с привлечением средств субсидии некоммерческим организациям Свердловской области на реализацию проектов на территориях иностранных государств по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом, при поддержке Министерства реализованы проекты некоммерческих организаций Свердловской области по поддержке соотечественников, проживающих в Казахстане, Киргизии, Сербии, Узбекистане. Реализованные проекты позволили представить компетенции некоммерческих организаций Свердловской области за рубежом, что в свою очередь позволило установить конструктивные связи с некоммерческими организациями и объединениями соотечественников в иностранных государствах.
В сфере сохранения историко-материального наследия и противодействия фальсификации истории Министерством с 2019 года реализованы следующие мероприятия: выставка "Афганистан - интернациональная миссия", губернаторская программа по переводу в бронзу и установке скульптурного памятника Герою Советского Союза генерал-майору И.В. Панфилову в городе Бишкеке (Киргизия), выставка архивных документов "Нюрнберг. Токио. Хабаровск. Без срока давности", международный форум "Нюрнберг, Токио, Хабаровск: мировые практики по осуждению нацизма, экстремизма и разжигания межнациональной розни", проект по восстановлению в Невьянском городском округе Свердловской области мемориала, посвященного памяти уроженцев Казахской, Киргизской, Таджикской, Узбекской Советских Социалистических Республик, работавших на предприятиях Невьянского городского округа Свердловской области в годы Великой Отечественной войны.
Важную роль в выстраивании международных гуманитарных связей Свердловской области играет взаимодействие региона с международными организациями структуры ООН. В рамках субсидии на реализацию мероприятий по организации продвижения Свердловской области в международных организациях реализованы следующие мероприятия государственной программы.
Свердловская область принимает участие в реализации программы Российской ассоциации содействия ООН "Регионы России и цели в области устойчивого развития", направленной на достижение целей декларации "Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года", принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 25 сентября 2015 года (далее - Повестка-2030), и программы "Развитие женского предпринимательства для достижения социального благополучия", реализуемой совместно с Региональным офисом Структуры "ООН-Женщины" для стран Европы и Центральной Азии. При поддержке Министерства реализуется программа "Сысертский городской округ - член Глобальной сети обучающихся городов ЮНЕСКО".
В целях реализации Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2023 - 2030 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2022 N 4356-р (далее - Национальная стратегия действий в интересах женщин), Министерство обеспечивает проведение на территории Свердловской области международных мероприятий в интересах женщин: обеспечение реализации принципа равных прав и свобод мужчин и женщин, создание равных возможностей для их реализации женщинами во всех сферах жизни и повышение экономической независимости, политической активности и возможностей самореализации женщин.
В 2022 году при содействии Министерства на территории Свердловской области проведен форум "Международное сотрудничество женщин-предпринимателей - путь к устойчивому развитию" на площадке IX Российско-Киргизской межрегиональной конференции. Ежегодно во исполнение положений Национальной стратегии действий в интересах женщин организуются международная конференция "Женское лицо миграции: роль женщин-предпринимателей в формировании устойчивого развития территории" и международный женский форум "Роль женщины в современном мире" с участием представителей международных организаций системы ООН, женщин-лидеров в сфере промышленного производства, успешных предпринимательниц, общественных деятелей, представителей науки и органов власти из Свердловской области, регионов Российской Федерации и иностранных государств.
Важную роль в выстраивании международных и внешнеэкономических связей Свердловской области играют муниципальные образования, расположенные на территории Свердловской области, и их взаимодействие с городами иностранных государств.
При поддержке Министерства Администрацией Сысертского городского округа реализуется программа "Сысертский городской округ - член Глобальной сети обучающихся городов ЮНЕСКО" (далее - программа), направленная на совершенствование системы образования Сысертского городского округа. В рамках реализации программы образовательными организациями Сысертского городского округа установлено взаимодействие с образовательными организациями иностранных государств.
Системная работа в сфере международного гуманитарного сотрудничества способствует формированию положительного образа Свердловской области и продвижению культурно-гуманитарного потенциала Свердловской области за рубежом, достижению внешнеполитических задач Российской Федерации, в том числе формированию конструктивного диалога и преодолению политических противоречий, возникающих в современных кризисных условиях.
Глава 5. Реализация в Свердловской области Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации
В структуре трудового потенциала Свердловской области особое положение занимает управленческий персонал как совокупный субъект экономики
Свердловской области, способный не только поддерживать существующий уровень развития предприятий, но и увеличивать экономический потенциал Свердловской области, развивая предпринимательскую активность, обеспечивая тем самым решение проблем занятости населения, социально-экономического развития Свердловской области. В связи с этим актуальность приобретает задача подготовки управленческого персонала Свердловской области, повышения его квалификации с использованием инструментов международного обмена и стажировок.
В целях решения данной проблемы Свердловская область с 1998 года участвует в реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации (далее - Государственный план), который реализуется в Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 июля 1997 года N 774 "О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 142 "О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2018/19-2024/25 учебных годах и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Федеральное софинансирование подготовки специалистов в рамках Государственного плана осуществляется в рамках государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика". Заказчиком Государственного плана является Министерство экономического развития Российской Федерации. В 2023 году в реализации Государственного плана участвует 62 субъекта Российской Федерации, в том числе Свердловская область.
Ключевыми задачами Государственного плана для Свердловской области являются обеспечение экономики квалифицированными управленческими кадрами, повышение конкурентоспособности предприятий и организаций, развитие международного сотрудничества. За 25 лет реализации Государственного плана в Свердловской области профессиональную переподготовку прошло 2687 руководителей предприятий и организаций Свердловской области, из них 754 специалиста стажировалось за рубежом.
Ожидаемыми конечными результатами реализации Государственного плана являются:
1) повышение качества управления организациями народного хозяйства Российской Федерации;
2) повышение конкурентоспособности организаций народного хозяйства Российской Федерации;
3) внедрение современных методов управления организациями народного хозяйства Российской Федерации;
4) укрепление существующих и установление новых взаимовыгодных экономических связей между российскими и иностранными организациями;
5) ускорение внедрения инновационных проектов в организациях народного хозяйства Российской Федерации.
Реализация Государственного плана осуществляется в два этапа:
1) обучение специалистов, отобранных для участия в реализации Государственного плана по итогам конкурсных процедур, в форме профессиональной переподготовки и повышения квалификации в ведущих российских образовательных организациях в целях решения проблемы нехватки высококвалифицированных управленческих кадров для обеспечения потребностей экономики Свердловской области;
2) организация обучения специалистов по дополнительным профессиональным программам за рубежом в целях решения проблемы интеграции российских предприятий в мировую экономическую систему.
Министерство участвует в реализации Государственного плана в Свердловской области в соответствии с постановлениями Правительства Свердловской области от 11.03.1998 N 226-п "О создании Комиссии Правительства Свердловской области по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации" и от 02.07.2020 N 453-ПП "Об утверждении перечня мероприятий по реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2018/2019 - 2024/2025 учебных годах и обеспечении их финансирования", в том числе в рамках реализации Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 23.12.2019 N 139-09-2020-071, заключенного между Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством.
В 2021/2022 учебном году 65% специалистов, обучившихся в рамках Государственного плана, реализовали или запустили в реализацию разработанный в ходе обучения проект (стратегию) развития предприятия, что свидетельствует об эффективности реализации в Свердловской области Государственного плана и целесообразности участия в его реализации в течение последующих периодов, установленных федеральными государственными органами.
Раздел 2. Основные параметры государственной программы Свердловской области "Развитие международных и внешнеэкономических связей Свердловской области"
Глава 6. Основные положения
Куратор государственной программы |
Заместитель Губернатора Свердловской области В.В. Козлов |
Ответственный исполнитель государственной программы |
Министерство международных и внешнеэкономических связей Свердловской области |
Срок реализации государственной программы |
2014 - 2027 годы |
Цели государственной программы |
цель 1 "Создание комплексной инфраструктуры поддержки экспорта Свердловской области путем реализации комплекса институциональных мероприятий по популяризации и содействию развитию экспорта"; цель 2 "Достижение к 2027 году 100% охвата приоритетных географических направлений международными мероприятиями, проводимыми Правительством Свердловской области"; цель 3 "Обеспечение 100% реализации ключевых направлений международного гуманитарного сотрудничества в соответствии с направлениями, определенными Стратегией развития международных и внешнеэкономических связей Свердловской области"; цель 4 "Реализация в Свердловской области Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации" |
Глава 7. Объем финансового обеспечения государственной программы
Номер строки |
Наименование мероприятия (результата), источник финансового обеспечения |
Объем финансового обеспечения (тыс. рублей) |
Примечание |
||||
всего |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
|
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Всего по государственной программе Свердловской области "Развитие\ международных и внешнеэкономических связей Свердловской области" в том числе: |
86 218,6 |
33 391,3 |
26 011,7 |
23 407,8 |
3407,8 |
- |
2. |
областной бюджет |
81 902,5 |
32 291,8 |
24 939,5 |
22 335,6 |
2335,6 |
- |
3. |
безвозмездные поступления из федерального бюджета |
4316,1 |
1099,5 |
1072,2 |
1072,2 |
1072,2 |
- |
4. |
В том числе на реализацию проектной части государственной программы |
26 738,0 |
8000,0 |
10 738,0 |
8000,0 |
0,0 |
- |
5. |
областной бюджет |
26 738,0 |
8000,0 |
10 738,0 |
8000,0 |
0,0 |
- |
6. |
В том числе на реализацию процессной части государственной программы |
59 480,6 |
25 391,3 |
15 273,7 |
15 407,8 |
3407,8 |
- |
7. |
областной бюджет |
55 164,5 |
24 291,8 |
14 201,5 |
14 335,6 |
2335,6 |
- |
8. |
безвозмездные поступления из федерального бюджета |
4316,1 |
1099,5 |
1072,2 |
1072,2 |
1072,2 |
- |
9. |
Проектная часть государственной программы |
||||||
10. |
Региональный проект (в рамках национального/федерального проекта) "Системные меры развития международной кооперации и экспорта в Свердловской области", всего из них |
26 738,0 |
8000,0 |
10 738,0 |
8000,0 |
0,0 |
|
11. |
областной бюджет |
26 738,0 |
8000,0 |
10 738,0 |
8000,0 |
0,0 |
- |
12. |
Мероприятие (результат) 1 "Субсидия автономной некоммерческой организации "Агентство по привлечению инвестиций Свердловской области" на реализацию мероприятий по продвижению на международные рынки продукции, произведенной на территории Свердловской области", всего из них |
24 000,0 |
8000,0 |
8000,0 |
8000,0 |
0,0 |
|
13. |
областной бюджет |
24 000,0 |
8000,0 |
8000,0 |
8000,0 |
0,0 |
- |
14. |
Мероприятие (результат) 2 "Доработка, развитие и сопровождение информационного ресурса, посвященного экспортной деятельности Свердловской области", всего из них |
2738,0 |
0,0 |
2738,0 |
0,0 |
0,0 |
|
15. |
областной бюджет |
2738,0 |
0,0 |
2738,0 |
0,0 |
0,0 |
- |
16. |
Процессная часть государственной программы |
||||||
17. |
Комплекс процессных мероприятий 2 "Участие Свердловской области в реализации единой государственной политики Российской Федерации по развитию международных гуманитарных связей", всего из них |
49 117,4 |
22 867,4 |
12 750,0 |
12 750,0 |
750,0 |
|
18. |
областной бюджет |
49 117,4 |
22 867,4 |
12 750,0 |
12 750,0 |
750,0 |
- |
19. |
Мероприятие (результат) 1 "Реализованы мероприятия в сфере гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом", всего из них |
7117,4 |
4867,4 |
750,0 |
750,0 |
750,0 |
|
20. |
областной бюджет |
7117,4 |
4867,4 |
750,0 |
750,0 |
750,0 |
- |
21. |
Мероприятие (результат) 2 "Предоставлена субсидия автономной некоммерческой организации "Агентство по привлечению инвестиций Свердловской области" на реализацию мероприятий по организации продвижения Свердловской области в международных организациях", всего из них |
6000,0 |
6000,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
22. |
областной бюджет |
6000,0 |
6000,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
- |
23. |
Мероприятие (результат) 3 "Предоставлена субсидия автономной некоммерческой организации "Агентство по привлечению инвестиций Свердловской области" на проведение в Свердловской области Международного женского форума", всего из них |
36 000,0 |
12 000,0 |
12 000,0 |
12 000,0 |
0,0 |
|
24. |
областной бюджет |
36 000,0 |
12 000,0 |
12 000,0 |
12 000,0 |
0,0 |
- |
25. |
Комплекс процессных мероприятий 3 "Реализация в Свердловской области Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации", всего из них: |
10 363,2 |
2523,9 |
2523,7 |
2657,8 |
2657,8 |
|
26. |
областной бюджет |
6047,1 |
1424,4 |
1451,5 |
1585,6 |
1585,6 |
- |
27. |
безвозмездные поступления из федерального бюджета |
4316,1 |
1099,5 |
1072,2 |
1072,2 |
1072,2 |
- |
28. |
Мероприятие (результат) 1 "Повышен уровень компетенций управленческих кадров организаций народного хозяйства Свердловской области", всего из них: |
10 363,2 |
2523,9 |
2523,7 |
2657,8 |
2657,8 |
|
29. |
областной бюджет |
6047,1 |
1424,4 |
1451,5 |
1585,6 |
1585,6 |
- |
30. |
безвозмездные поступления из федерального бюджета |
4316,1 |
1099,5 |
1072,2 |
1072,2 |
1072,2 |
- |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Свердловской области от 26 октября 2023 г. N 791-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие международных и внешнеэкономических связей Свердловской области"
Вступает в силу с 1 января 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru) 27 октября 2023 г.
официальный интернет-портал правовой информации Российской Федерации (http://www.pravo.gov.ru) 30 октября 2023 г. N 6600202310300029
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Свердловской области от 4 июля 2024 г. N 437-ПП
Изменения вступают в силу с 6 июля 2024 г.