г. Краснодар |
|
16 октября 2020 г. |
Дело N А63-6945/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 октября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Мазуровой Н.С., в отсутствие в судебном заседании заявителя - администрации Курского муниципального района Ставропольского края (ИНН 2612018872, ОГРН 1042600393516), органа, осуществляющего публичные полномочия - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ИНН 2634063830, ОГРН 1042600339737), заинтересованного лица - Курского станичного казачьего общества Курского районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества (ИНН 2612017420, ОГРН 1022600824245), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2020 по делу N А63-6945/2019, установил следующее.
Администрация Курского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление) с привлечением к участию в деле Курского станичного казачьего общества Курского районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества (далее - казачье общество), в котором просила:
- признать незаконными отказы управления в государственной регистрации договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами 26:36:030902:2, 26:36:031101:4 и 26:36:030902:10, приведенные в сообщениях от 08.05.2019 N 26/999/001/2019-126704, N 26/999/001/2019-126688 и N 26/999/001/2019-126720;
- возложить на управление обязанность произвести государственную регистрацию договора аренды от 23.01.2019 N 01-19, заключенного администрацией и казачьим обществом.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 25.11.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд установил, что при проведении правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов уполномоченный орган установил наличие в отношении спорного участка иных претендентов на приобретение права аренды в отношении названного участка. Оспариваемые отказы управления соответствуют нормам земельного законодательства. Суд указал на отсутствие сведений о соблюдении предписанной правилами статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) публичной процедуры предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (отсутствует опубликованное извещение о предстоящем предоставлении земельных участков в аренду).
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2020 решение от 25.11.2019 отменено в части требований к управлению, в отмененной части по делу принят новый судебный акт. Апелляционный суд признал незаконными отказы управления, приведенные в сообщениях от 08.05.2019 N 26/999/001/2019-126704, N 26/999/001/2019-126688 и N 26/999/001/2019-126720. На управление возложена обязанность зарегистрировать договор аренды от 23.01.2019 N 01-19, заключенный администрацией и казачьим обществом. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Апелляционный суд исходил из того, что казачье общество надлежащим образом использовало земельные участки сельскохозяйственного назначения и обратилось в администрацию до истечения срока действия договоров аренды от 23.10.2008 (с учетом дополнительных соглашений от 26.02.2015 N 203, 204 и 205). Апелляционный суд пришел к выводу о том, что казачье общество соответствует критерию специального субъекта, обладающего в силу закона правом на приобретение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов на основании подпункта 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса. Суд также указал, что казачье общество обратилось в уполномоченный орган с заявлением о заключении нового договора аренды спорных участков в порядке подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса, что исключает необходимость применения правил статьи 39.18 Земельного кодекса. С учетом установленных обстоятельств апелляционный суд заключил, что у управления отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации договора аренды от 23.01.2019 N 01-19.
В кассационной жалобе управление, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных апелляционным судом выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить апелляционное постановление и оставить в силе решение суда первой инстанции. Податель жалобы указывает, что нормами действующего законодательства урегулирован порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество, детально регламентированы полномочия органа, осуществляющего государственную регистрацию. При проведении правовой экспертизы представленных заявителем документов у государственного регистратора возникли сомнения в наличии оснований для проведения государственной регистрации договора аренды земельных участков, поскольку администрация не представила сведения о соблюдении при его заключении установленной законом публичной процедуры предоставления в аренду земельных участков. Данные обстоятельства послужили основанием для приостановления и отказа в совершении регистрационных действий. Земельные участки подлежали предоставлению в соответствии с правилами статьи 39.18 Земельного кодекса. Апелляционный суд фактически допустил преимущественное положение казачьего общества перед иными заинтересованными лицами, а также нарушил нормы процессуального права - в отсутствие предусмотренных процессуальным законодательством оснований неоднократно откладывал судебное разбирательство.
Отзывы на кассационную жалобу в суд округа не поступили.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, 23.01.2019 администрация и казачье общество заключили договор N 01-19 аренды следующих земельных участков сельскохозяйственного назначения (вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства): с кадастровым номером 26:36:031101:4 (площадью 1 864 334 кв. м), местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир ст. Курская, участок находится примерно в 2800 м от ориентира по направлению на север, почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, Курский район, ст. Курская; с кадастровым номером 26:36:030902:2 (площадью 918 691 кв. м), местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир х. Добровольный, участок находится примерно в 100 м от ориентира по направлению на юг, почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, Курский район; с кадастровым номером 26:36:030902:10 (площадью 553 334 кв. м), местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир х. Добровольный, участок находится примерно в 90 м от ориентира по направлению на юг, почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, Курский район (т. 1, л. д. 11 - 20).
Администрация обратилась в межмуниципальный отдел управления с заявлениями о государственной регистрации аренды в отношении каждого из названных участков.
По результатам правовой экспертизы предоставленных на государственную регистрацию документов управление приняло решение о приостановлении государственной регистрации до 08.05.2019 (уведомления от 11.02.2019). Регистрирующий орган указал на отсутствие информации о том, что договор аренды заключен с соблюдением установленной законом публичной процедуры предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Поскольку администрация в установленный срок не представила в управление требуемые документы (извещение о предоставлении участка в аренду), управление сообщениями от 08.05.2019 N 26/999/001/2019-126704, N 26/999/001/2019-126688 и N 26/999/001/2019-126720 уведомило администрацию об отказе в государственной регистрации ограничения (обременения) (т. 1, л. д. 47 - 52).
Администрация, полагая, что названные отказы управления не соответствуют закону, обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане и юридические лица праве обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения такого заявления необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
С 1 января 2017 года отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН, урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются документы, предусмотренные федеральным законом, другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости, а также обстоятельства, указанные в федеральном законе.
Частью 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении такой регистрации.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственной регистрации прав должно быть отказано по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона.
Возможность обжалования заинтересованным лицом в суд приостановления и (или) отказа в государственной регистрации прав прямо закреплена в части 12 статьи 29 Закона N 218-ФЗ.
В силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ). Данным законом установлено, что гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом (пункт 4 статьи 10).
Согласно правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам на торгах (конкурсах, аукционах).
В силу пункта 5 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном Земельным кодексом. При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по общему правилу заключается на торгах (пункт 1 статьи 39.6 Земельного кодекса).
Без проведения торгов договор аренды может быть заключен, в том числе с казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории, определенной в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (подпункт 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса).
При этом случаи (за исключением подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса), при наличии которых допускается заключение нового договора аренды без проведения торгов названы в пункте 3 статьи 39.6 Земельного кодекса, а условия реализации такого права закреплены в пункте 4 данной статьи. При отсутствии совокупности условий, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 39.6 Земельного кодекса, арендатор земельного участка лишается права на заключение нового договора аренды без проведения торгов, в связи с чем, земельный участок, являющийся предметом такого договора аренды, может быть предоставлен данному лицу по истечении срока действия договора аренды только на торгах, проводимых в форме аукциона (пункт 1 статьи 39.6 Земельного кодекса).
Суд апелляционной инстанции установил, что ранее спорные земельные участки предоставлены в аренду казачьему обществу на основании договоров аренды от 23.10.2008, заключенных вне процедуры торгов на десять лет, что подтверждено представленными в материалы дела копиями регистрационных дел и материалами прокурорской проверки (т. 2, л. д. 1 - 121; т. 3, л. д. 11 - 22). Действовавшая на момент заключения названных договоров редакция пункта 5 статьи 10 Закона N 101-ФЗ допускала возможность предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения непосредственно казачьим обществам для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни. Сведениями из ЕГРЮЛ и регистрационными документами подтвержден факт идентичности лица (арендатора), указанного в договорах от 23.10.2008 и казачьего общества, названного в договоре аренды от 23.01.2019 (т. 3, л. д. 86 - 94, 111 - 120, 125 - 149). Заявления казачьего общества о предоставлении спорных земельных участков в аренду на новый срок на основании пункта 5 статьи 10 Закона N 101-ФЗ поданы в уполномоченный орган до момента истечения срока действия договоров аренды 2008 года (т. 3, л. д. 106 - 108). Казачье общество внесено в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (т. 3, л. д. 121, 122). Ранее заключенные договоры аренды не расторгнуты по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 Земельного кодекса, сведения о нарушениях при использовании спорных участков уполномоченные органы не представили (т. 3, л. д. 109, 110).
Таким образом, представленными в дело доказательствами подтверждено наличие совокупности условий, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 39.6 Земельного кодекса, позволяющих казачьему обществу заключить новые договоры аренды названных земельных участков без процедуры торгов, а именно: в 2008 году земельные участки в установленном порядке предоставлены казачьему обществу в аренду без проведения торгов; заявления о заключении новых договоров поданы в уполномоченный орган до дня истечения срока действия ранее заключенных договоров аренды; исключительным правом на приобретение участков в аренду не обладает иное лицо; ранее заключенные договоры не расторгнуты (в том числе в связи с ненадлежащим исполнением арендатором принятых на себя обязательств); на момент заключения нового договора аренды казачье общество отвечало признакам субъекта льготного предоставления, названным в подпункте 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса и статье 21 Закона Ставропольского края от 09.04.2015 N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Ставропольском крае".
С учетом изложенного предусмотренная законом процедура заключения нового договора аренды уполномоченным органом соблюдена, основания для применения положений статьи 39.18 Земельного кодекса в данном случае отсутствовали.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о несоответствии оспариваемых отказов управления нормам действующего законодательства и правомерно удовлетворил заявленные требования (часть 2 статьи 201 Кодекса).
Суд кассационной инстанции отмечает, что ошибочное указание апелляционного суда на наличие у казачьего общества права на заключение нового договора на основании подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса не привело к принятию неправильного судебного акта.
Доводы жалобы о нарушении публичной процедуры при предоставлении казачьему обществу в аренду спорных земельных участков сельскохозяйственного назначения не принимаются судом округа. Управление не учитывает особенности заключения нового договора аренды с арендатором, который соответствует критериям, названным в пунктах 3 и 4 статьи 39.6 Земельного кодекса. Заявления иных лиц, поданные в период действия договоров аренды с казачьим обществом 2008 года, рассмотрены уполномоченным органом, заявителям направлены ответы (т. 3, л. д. 2 - 7).
Из материалов дела видно, что суд апелляционной инстанции откладывал судебное разбирательство при наличии оснований, предусмотренных статьей 158 Кодекса, поэтому довод управления о нарушении норм процессуального права следует отклонить.
При таких обстоятельствах основания для отмены апелляционного постановления по доводам кассационной жалобы отсутствуют. Правильность выводов суда апелляционной инстанции по существу спора подателем жалобы не опровергнута, несогласие с ними не может служить основанием, достаточным для отмены или изменения судебного акта. Переоценка исследованных судом доказательств и установленных по делу обстоятельств не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Кодекса).
Управление освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2020 по делу N А63-6945/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции установил, что ранее спорные земельные участки предоставлены в аренду казачьему обществу на основании договоров аренды от 23.10.2008, заключенных вне процедуры торгов на десять лет, что подтверждено представленными в материалы дела копиями регистрационных дел и материалами прокурорской проверки (т. 2, л. д. 1 - 121; т. 3, л. д. 11 - 22). Действовавшая на момент заключения названных договоров редакция пункта 5 статьи 10 Закона N 101-ФЗ допускала возможность предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения непосредственно казачьим обществам для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни. Сведениями из ЕГРЮЛ и регистрационными документами подтвержден факт идентичности лица (арендатора), указанного в договорах от 23.10.2008 и казачьего общества, названного в договоре аренды от 23.01.2019 (т. 3, л. д. 86 - 94, 111 - 120, 125 - 149). Заявления казачьего общества о предоставлении спорных земельных участков в аренду на новый срок на основании пункта 5 статьи 10 Закона N 101-ФЗ поданы в уполномоченный орган до момента истечения срока действия договоров аренды 2008 года (т. 3, л. д. 106 - 108). Казачье общество внесено в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (т. 3, л. д. 121, 122). Ранее заключенные договоры аренды не расторгнуты по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 Земельного кодекса, сведения о нарушениях при использовании спорных участков уполномоченные органы не представили (т. 3, л. д. 109, 110).
Таким образом, представленными в дело доказательствами подтверждено наличие совокупности условий, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 39.6 Земельного кодекса, позволяющих казачьему обществу заключить новые договоры аренды названных земельных участков без процедуры торгов, а именно: в 2008 году земельные участки в установленном порядке предоставлены казачьему обществу в аренду без проведения торгов; заявления о заключении новых договоров поданы в уполномоченный орган до дня истечения срока действия ранее заключенных договоров аренды; исключительным правом на приобретение участков в аренду не обладает иное лицо; ранее заключенные договоры не расторгнуты (в том числе в связи с ненадлежащим исполнением арендатором принятых на себя обязательств); на момент заключения нового договора аренды казачье общество отвечало признакам субъекта льготного предоставления, названным в подпункте 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса и статье 21 Закона Ставропольского края от 09.04.2015 N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Ставропольском крае".
С учетом изложенного предусмотренная законом процедура заключения нового договора аренды уполномоченным органом соблюдена, основания для применения положений статьи 39.18 Земельного кодекса в данном случае отсутствовали.
...
Суд кассационной инстанции отмечает, что ошибочное указание апелляционного суда на наличие у казачьего общества права на заключение нового договора на основании подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса не привело к принятию неправильного судебного акта.
Доводы жалобы о нарушении публичной процедуры при предоставлении казачьему обществу в аренду спорных земельных участков сельскохозяйственного назначения не принимаются судом округа. Управление не учитывает особенности заключения нового договора аренды с арендатором, который соответствует критериям, названным в пунктах 3 и 4 статьи 39.6 Земельного кодекса. Заявления иных лиц, поданные в период действия договоров аренды с казачьим обществом 2008 года, рассмотрены уполномоченным органом, заявителям направлены ответы (т. 3, л. д. 2 - 7)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 октября 2020 г. N Ф08-8387/20 по делу N А63-6945/2019
Хронология рассмотрения дела:
16.10.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8387/20
17.07.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-226/20
25.11.2019 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-6945/19
25.10.2019 Определение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-6945/19