Свердловский областной суд в составе
судьи Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Митюковой А.В. с использованием средств аудиозаписи,
с участием прокурора Забродиной Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании административное производство N 3а-584/2023
по административному исковому заявлению по административному исковому заявлению Михайловой Валерии Дмитриевны об оспаривании нормативного правового акта, установил:
постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года N 306-ПП (далее - Постановление N 306-ПП) утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2053 годы (далее - Региональная программа капитального ремонта).
Приложением к Региональной программе капитального ремонта является Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015 - 2053 годах (далее - Перечень).
Первоначальный текст Постановления N 306-ПП опубликован 29 апреля 2014 года на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru.
Впоследствии в Постановление N 306-ПП неоднократно вносились изменения Постановлениями Правительства Свердловской области.
Перечень с момента утверждения включает в себя многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, пр. Ленина, дом 52, корпус 4 (далее - многоквартирный дом).
Постановлением N 377-ПП от 01 июня 2023 года, опубликованным 02 июня 2023 года, Перечень был изложен в новой редакции, регулирующей сроки и перечень работ, включенных в капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, строкой 25785 Перечня.
Изначально плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном жилом доме был установлен на 2015 - 2017 годы. Постановлением от 22 декабря 2016 года N 905-ПП плановый период изменен на 2018 - 2020 годы, а в дальнейшем, в результате принятия Правительством Свердловской области постановления от 10 августа 2018 года N 508-ПП в Перечень внесены очередные изменения, начавшие свое действие с 23 августа 2018 года. В соответствии с внесенными изменениями, плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном жилом доме изменен региональным законодателем с 2018 - 2020 года на 2039 - 2041 годы.
В действующей редакции Перечня (строка 25785) плановый период проведения ремонтов крыши, фасада, внутридомовых инженерных систем, подвальных помещений, строительного контроля и разработки проектной документации на проведение капитального ремонта также сохраняется на 2039 - 2041 годы.
Михайлова Валерия Дмитриевна (далее - административный истец) обратилась в Свердловский областной суд с административным иском в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, уточнив который, просит признать не действующей со дня принятия решения строку 25785 Перечня - приложение к Региональной программе капитального ремонта, утвержденную Постановлением N 306-ПП (в редакции постановления Правительства Свердловской области от 01 июня 2023 года N 377-ПП) в части указания планового периода проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, пр-т Ленина, д. 52, корп. 4, на 2039 - 2041 годы в отношении следующих видов работ: ремонта крыши, фасада, внутридомовых инженерных систем, подвальных помещений; строительного контроля и разработка проектной документации на проведение капитального ремонта.
В судебном заседании представитель административного истца Никифоров В.В. поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика - Правительства Свердловской области Тертышный А.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, указав, что нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в надлежащей форме, официально опубликован, не противоречит нормам, имеющим большую юридическую силу.
Представитель заинтересованного лица - Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области Романова Т.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного иска, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица - Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области Лихачев И.И. направил отзыв, в котором просил в удовлетворении административного иска отказать.
Представители Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области Логинова Н.В., Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области Бочков П.Н. в направленных отзывах разрешение заявленных требований оставляют на усмотрение суда.
Представители Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, Регионального фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, администрации города Екатеринбурга, Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области, - в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Представители Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области, Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области просили рассмотреть дело без их участия.
На основании части 2 статьи 150, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, а также заключение прокурора Забродиной Е.А., полагавшей, что требования административного иска подлежат удовлетворению, исследовав и оценив представленные в материалы административного дела доказательства, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению.
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании положений главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Последствием признания судом нормативного правового акта недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части. При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Административный истец является собственником жилого помещения (квартиры) в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, пр. Ленина, дом 52, корпус 4. Полагая, что действующие Региональная программа капитального ремонта и Перечень, без каких-либо оснований изменившие и установившие плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на 2039 - 2041 годы, нарушают тем самым её права, свободы и законные интересы, она вправе обратиться в суд с подобным административным иском.
Согласно статьям 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 61 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится осуществление регионального государственного жилищного надзора, регулирования отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, осуществления лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществления регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами.
Жилищный кодекс Российской Федерации регулирует отношения, в том числе по поводу формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (пункт 11.1 части 1 статьи 4), относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений наряду с другими определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, принятие нормативных правовых актов, направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (пункт 8.3 статьи 13, часть 1 статьи 167).
При разрешении заявленных требований по существу применительно к положениям пункта 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. При этом обязанность доказывания названных обстоятельств возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Вступившими в законную силу судебными актами (от 13.06.2018 по делу N 3а-268/2018, от 30.10.2020 по делу N 3а-302/2020, от 10.02.2021 по делу N 3а-23/2021, от 20.07.2021 по делу N 3а-293/2021, от 07.02.2022 по делу N 3а-362/2022, от 24.05.2022 по делу N 3а-641/2022, от 21.06.2022 по делу N 3а-781/2022, от 11.07.2022 по делу N 3а-770/2022, от 15.07.2022 по делу N 3а-620/2022, от 07.12.2022 по делу N 3а-1116/2022, от 27.04.2023 по делу N 3а-348/2023, от 22.05.2023 по делу, от 12.07.2023 N 3а-589/2023) установлено то, что Постановление N 306-ПП в редакции Постановления от 01 июня 2023 года N 377-ПП принято в пределах предоставленных Правительству полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, порядка опубликования.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного решения от 22.05.2023 следует читать как "N 3а-414/2023"
Проверяя оспариваемый в части нормативный правовой акт на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Согласно части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если: 1) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт; 2) запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются; 3) изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 189 настоящего кодекса. Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме; 4) в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома; 5) внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 10 Закона Свердловской области от 19 декабря 2013 года N 127-ОЗ "Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области".
Названные нормы не предоставляют уполномоченным государственным органам исполнительной власти право переносить уже установленные региональными программами, исходя из критериев очередности проведения таких работ, плановые периоды проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздние сроки в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников помещений этих многоквартирных домов.
Вместе с тем, как установлено судом и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, решение о переносе периода проведения капитального ремонта в отношении многоквартирного дома более поздний срок общим собранием собственников домов не принималось.
Каких-либо иных обстоятельств, предусмотренных частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые могли являться основанием для переноса установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников, при рассмотрении дела судом также не установлено.
Таким образом, изменение срока очередности проведения капитального ремонта в многоквартирном доме произведено произвольно, без учета правовых, фактических и объективных оснований для переноса на более поздний срок планового периода проведения капитального ремонта.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемые нормы, а именно части строки 25785 Перечня многоквартирных домов, - Приложения к Региональной программе капитального ремонта в части указания (переноса) на 2039 - 2041 годы планового периода проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме указанных выше работ не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в частности положениям части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Разрешая вопрос о дате, с которой оспариваемые положения нормативного правового акта следует признать не действующим, суд исходит из того, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся, порождая правовые последствия.
Указанное обстоятельство в силу разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" является основанием для признания нормативного правового акта в его оспариваемой части не действующим только со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
В резолютивной части решения суда должно содержаться указание на опубликование в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, сообщения о принятии решения суда, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу (пункт 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Михайловой Валерии Дмитриевны удовлетворить.
Признать недействующей с момента вступления в законную силу решения суда строку 25785 Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015 - 2053 годах, утверждённого постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года N 306-ПП "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2053 годы" (в редакции постановления Правительства Свердловской области от 01 июня 2023 года N 377-ПП) в части установленного на 2039 - 2041 годы планового периода капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, проспект Ленина, дом 52 корпус 4, в отношении - ремонтов крыши, фасада, внутридомовых инженерных систем, подвальных помещений; строительного контроля и разработки проектной документации на проведение капитального ремонта.
Сообщение о принятии данного решения суда подлежит в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу размещению на официальном интернет портале правовой информации Свердловской области www.pravo.gov66.ru и (или) в "Областной газете".
Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия.
Мотивированное решение изготовлено 20 сентября 2023 года.
Судья |
С.Н. Полевщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Свердловского областного суда от 5 сентября 2023 г. N 3а-584/2023 "О признании частично недействующей строки 25785 Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области и подлежащих ремонту в 2015 - 2053 годах, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 N 306-ПП"
Опубликование:
сайт Свердловского областного суда (http://oblsud.svd.sudrf.ru)
официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru) 9 ноября 2023 г.
"Областная газета" от 9 ноября 2023 г. N 253 (9768)