Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 18.10.2023 N 1204-р
ОДОБРЕН
распоряжением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 30.06.2023 N 704-р
Прогноз
социально-экономического развития Чувашской Республики на 2024 - 2026 годы
Прогноз социально-экономического развития Чувашской Республики на 2024 - 2026 годы (далее - прогноз) разработан исходя из задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", перечня поручений по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, утвержденного Президентом Российской Федерации 26 января 2023 г. N Пр-144, положений Концепции технологического развития на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 г. N 1315-р, Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р, Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года, утвержденной Законом Чувашской Республики от 26 ноября 2020 г. N 102 (далее - Стратегия до 2035 года), Концепции устойчивого развития Чувашской Республики, утвержденной распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 марта 2023 г. N 231-р, государственных программ Чувашской Республики, современного состояния и тенденций социально-экономического развития Чувашской Республики с учетом трендов развития мировой и национальной экономики, действующей и перспективной системы мер государственной поддержки.
1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Чувашской Республики
Уровень социально-экономического развития Чувашской Республики в 2022 году характеризовался следующими показателями:
объем валового регионального продукта (далее также - ВРП) - 100,1 процента в сопоставимых ценах по экспертной оценке (по России объем валового внутреннего продукта - 97,9 процента);
индекс промышленного производства - 102,2 процента (по России - 100,6 процента);
индекс сельскохозяйственного производства - 117,8 процента (по России - 110,2 процента);
объем инвестиций в основной капитал - 125,8 процента (по России - 104,6 процента);
объем выполненных работ по виду деятельности "строительство" - 105,7 процента (по России - 105,2 процента);
объем ввода жилья - 118,7 процента (по России - 111,0 процента);
потребительская инфляция - 112,2 процента (по России - 111,9 процента);
оборот розничной торговли - 95,1 процента (по России - 93,5 процента), объем платных услуг населению - 100,1 процента (по России - 105,0 процента);
реальная заработная плата работников организаций - 101,2 процента (по России - 100,3 процента);
реальные располагаемые денежные доходы населения - 98,9 процента (по России - 99,0 процента);
уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) - 3,2 процента (по России - 3,9 процента).
В 2022 году параметры социально-экономического развития Чувашской Республики, такие как: индекс промышленного производства, объем сельскохозяйственного производства, объем инвестиций в основной капитал, объем работ по виду деятельности "строительство" и объем ввода в действие жилья - характеризовались опережающим ростом в сравнении с аналогичными параметрами по России, вследствие чего была обеспечена положительная динамика объема валового регионального продукта на фоне отрицательной динамики показателя по стране. Несмотря на отрицательную динамику оборота розничной торговли, показатель сложился несколько выше, чем в целом по России. Республика стабильно опережала сложившиеся по стране темпы роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы, в реальном выражении регионом также обеспечена положительная динамика индикатора. Уровень безработицы в регионе значительно ниже показателя, сложившегося в среднем по стране.
Уровень социально-экономического развития Чувашской Республики в январе - августе 2023 года характеризовался следующими показателями:
индекс промышленного производства - 124,4 процента (по России - 103,0 процента);
индекс сельскохозяйственного производства - 100,0 процента (по России - 102,9 процента) (первое полугодие 2023 года);
объем инвестиций в основной капитал - 118,8 процента (по России - 107,6 процента) (первое полугодие 2023 года);
объем выполненных работ по виду деятельности "строительство" - 137,8 процента (по России - 108,8 процента);
объем ввода жилья - 74,1 процента (по России - 100,7 процента);
потребительская инфляция - 102,7 процента (по России - 103,7 процента);
оборот розничной торговли - 105,7 процента (по России - 103,7 процента);
объем платных услуг населению - 102,3 процента (по России - 104,2 процента);
реальная заработная плата работников организаций - 114,3 процента (по России - 107,1 процента) (январь - июль 2023 года);
уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) - 2,5 процента (по России - 3,2 процента) (первое полугодие 2023 года).
В январе - августе 2023 года параметры социально-экономического развития Чувашской Республики, такие как: индекс промышленного производства, объем работ по виду деятельности "строительство", оборот розничной торговли - характеризовались опережающим ростом в сравнении с аналогичными параметрами по России. В регионе наблюдается ускоренный рост инвестиционной активности. В 2023 году сохранен тренд роста среднемесячной номинальной заработной платы по Чувашской Республике темпами, опережающими среднероссийские, это касается и реальной заработной платы. Сохраняется низкий уровень безработицы при росте реальных денежных доходов населения. Инфляция в июле 2023 года к декабрю предыдущего года сложилась ниже, чем в целом по России.
2. Характеристика условий социально-экономического развития Чувашской Республики на среднесрочный период
В 2024 - 2026 годах траектория развития Чувашской Республики как субъекта Российской Федерации в значительной степени будет определяться результативностью реализации мер структурной перестройки экономики в рамках решения следующих приоритетных задач, поставленных Президентом Российской Федерации:
расширение внешнеэкономического взаимодействия с перспективными партнерами из дружественных государств и развитие необходимой для такого сотрудничества инфраструктуры;
укрепление технологического суверенитета;
обеспечение финансового суверенитета;
опережающее развитие транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур;
повышение благосостояния граждан;
обеспечение народосбережения, защита материнства и детства, поддержка семей, имеющих детей.
Основные показатели прогноза разработаны в двух вариантах - базовом и консервативном. Базовый вариант описывает наиболее вероятный сценарий регионального развития с учетом относительно оптимистичных изменений внешних и внутренних условий, прежде всего ослабления санкционного давления на российскую экономику, восстановления ее потенциала, роста деловой активности. Консервативный вариант основан на более сильном, чем в базовом варианте, усилении санкционного давления на российскую экономику, замедлении роста мировой экономики, более сдержанном восстановлении потенциала российской и региональной экономики.
Исходя из сложившихся позитивных трендов социально-экономического развития Чувашской Республики и Российской Федерации в 2022 - 2023 годах в 2023 - 2024 годах улучшены оценки роста ВРП и ряда его компонентов, на 2025 - 2026 годы прогноз скорректирован в сторону некоторого понижения реальных темпов роста из-за эффекта более высокой базы.
Базовый вариант прогноза рассматривается как основной. При разработке проекта республиканского бюджета Чувашской Республики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов используется базовый вариант прогноза.
3. Оценка факторов и ограничений социально-экономического развития Чувашской Республики на среднесрочный период
Социально-экономическое развитие Чувашской Республики осуществляется в условиях внешней санкционной политики и ответных экономических мер Российской Федерации. Вследствие введения торговых, технологических, финансовых ограничений со стороны ряда государств ключевые изменения коснулись отраслевой структуры экономики, технологий, логистических маршрутов, производственных связей, рынков сбыта, объемов производства, ценообразования, подходов к распределению рабочей силы.
Реализация комплекса мер по адаптации региональной экономики осуществляется в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Планом первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления, одобренным президиумом Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций 15 марта 2022 г. (далее - План первоочередных действий), с учетом его дополнения мерами в зависимости от изменения экономической ситуации. В республике реализуется План обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Чувашской Республике, утвержденный распоряжением Главы Чувашской Республики от 3 апреля 2020 г. N 151-рг, в целях решения вопросов обеспечения финансовой стабильности, устойчивого и бесперебойного функционирования организаций, наличия продовольственных и непродовольственных товаров и недопущения резкого изменения цен действует Штаб по поддержке устойчивости экономики Чувашской Республики в условиях санкционного давления.
К основным факторам и ограничениям (рискам) развития региональной экономики на среднесрочный период относятся:
усиление действующего санкционного режима;
замедление мировой экономики, что создает риски для развития видов экономической деятельности, ориентированных на экспорт;
жесткая конкуренция на внутренних и мировых рынках технологий, обусловливающая трудности выхода на эти рынки с инновационной продукцией;
колебания мировых цен на нефть, объема ее потребления;
ослабление рубля и возможный рост инфляции на фоне углубления геополитического кризиса;
ужесточение денежно-кредитной политики, что отразится на инвестиционной активности, снижении объема привлекаемых частных инвестиций;
исчерпание трудовых ресурсов, занятых в экономике, миграционный отток трудового населения в регионы и страны с более развитой экономикой;
снижение или недостаточные темпы восстановления потребительского спроса;
дифференциация муниципальных образований Чувашской Республики по уровню социально-экономического развития.
Несмотря на риски, связанные с возможным ухудшением внешних условий регионального развития, экономика Чувашской Республики продемонстрировала устойчивость к происходящим изменениям благодаря системному подходу к региональному управлению, целостности и адаптивности реализуемой экономической политики, в рамках которой осуществляются меры по:
обеспечению максимальной свободы хозяйственной деятельности за счет сокращения избыточных процедур, оптимизации контрольно-надзорной деятельности, ускорения бюджетирования, расширения мер налогового стимулирования;
обеспечению бесперебойной работы организаций и выстраиванию новых логистических и производственных цепочек за счет системной поддержки промышленности и системообразующих организаций, льготного кредитования, действия программы импортозамещения;
переориентации регионального экспорта на рынки дружественных стран, выстраиванию новых логистических коридоров;
поддержке спроса в региональной экономике посредством действия программ льготного кредитования, грантовой поддержки бизнеса, применения мер содействия расширению импорта;
формированию благоприятного инвестиционного климата за счет введения новых форм государственной поддержки инвесторов, совершенствования механизма соглашений о защите и поощрении капиталовложений, пересмотра инфраструктурных проектов в рамках инфраструктурных бюджетных кредитов;
расширению возможностей для обеспечения занятости населения за счет предотвращения закрытия производств, действия программ переобучения, расширения перечня мероприятий, включаемых в программу социальной адаптации получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта.
4. Направления социально-экономического развития Чувашской Республики и целевые показатели одного или нескольких вариантов прогноза на среднесрочный период, включая количественные показатели и качественные характеристики социально-экономического развития Чувашской Республики
Обобщающим показателем социально-экономического развития Чувашской Республики является объем ВРП, характеризующий достигнутый уровень производства товаров и услуг по основным отраслям экономики.
По оценке, в 2023 году ВРП в реальном выражении составит 105,1 процента, в 2024 году - 103,0 процента, в 2025 году - 102,8 процента, в 2026 году - 102,7 процента по базовому варианту. В 2026 году ВРП превысит уровень 2022 года на 2,6 процента.
Драйверами экономического роста в отраслевом разрезе в 2024 - 2026 годах выступят отрасли, ориентированные на формирование предложения, обеспечивающие импортозамещение и инвестиционно-инновационную модель развития: обрабатывающие производства, сельское хозяйство, строительство и транспорт, сфера информационных технологий, отрасли социальной сферы - здравоохранение и социальные услуги, образование. По мере переориентации на новые рынки в структуре экономического роста будет повышаться роль экспорта.
Индекс промышленного производства в 2023 году, по оценке, составит 115,5 процента к предыдущему году, в 2024 году по базовому варианту прогноза - 105,2 процента, в 2025 году - 104,1 процента, в 2026 году - 103,5 процента.
Укрепление темпов роста индекса промышленного производства свидетельствует об успешной адаптации региональной промышленности, ориентированной на обеспечение технологического суверенитета, импортозамещение, реализацию масштабных инвестиционных проектов, к условиям внешнего санкционного давления и внешней политике государства.
Ряд производственных предприятий в Чувашской Республике, обладая значительным инновационно-инвестиционным потенциалом, способны и в прогнозируемом периоде разрабатывать, модернизировать и серийно производить новейшую продукцию, внедрять новые технологические идеи для высокотехнологичных секторов экономики как в Чувашской Республике, так и в Российской Федерации.
В регионе обеспечивается в рамках механизма СПИК 2.0 реализация крупных инвестиционных проектов:
создание производства тракторной техники на территории Российской Федерации по современной технологии "Технология производства сельскохозяйственного трактора с мощностью двигателя 40-90 л.с." (ООО "Завод "Агромаш");
строительство производства перекиси водорода мощностью 50000 тонн в год по современной технологии "Технология производства перекиси водорода антрахиноновым методом" (ООО "Волжская перекись").
В целях улучшения инвестиционного климата в Чувашской Республике для реализации крупных инвестиционных проектов проводится работа по активизации следующих направлений поддержки инвестиционной деятельности:
защита инвесторов и содействие заключению долгосрочных контрактов путем заключения специальных инвестиционных контрактов (снижены ставки налогов на прибыль организаций до 0 процентов, на имущество организаций до 0,1 процента);
реализация мероприятий по поддержке промышленных предприятий в рамках программ АУ "Фонд развития промышленности Чувашской Республики" Минпромэнерго Чувашии (далее - Фонд), в том числе по поддержке производства и реализации пилотных партий продукции, выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, корректировки технологической документации. Продолжается выдача займов по региональным программам Фонда "Промышленность", "Инвестиционная деятельность", "Обновление", "Выполнение НИОКР", "Производство и реализация пилотной партии продукции", "Корректировка технологической документации", "Проекты лесной промышленности" и "Предоставление займов организациям с государственным участием"; по совместным программам Фонда развития промышленности Российской Федерации и Фонда "Проекты развития", "Комплектующие изделия", "Производительность труда", "Лесная промышленность";
реализация мероприятий по возмещению промышленным предприятиям части затрат на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 марта 2023 г. N 194 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение промышленным предприятиям части затрат на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями и Положения о Комиссии по проведению отбора на получение поддержки промышленными предприятиями";
реализация мероприятий по возмещению промышленным предприятиям части затрат, связанных с приобретением нового оборудования, в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 марта 2023 г. N 195 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат промышленных предприятий, связанных с приобретением нового оборудования, и Положения о Комиссии по проведению отбора на предоставление субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат промышленных предприятий, связанных с приобретением нового оборудования";
проведение специализированных выставок, презентаций, визитов и активное участие промышленных предприятий в Чувашской Республике в них;
формирование предложений по внесению изменений в формы оказания государственной поддержки на основе предложений промышленных предприятий в Чувашской Республике;
оказание содействия в расширении взаимодействия со стратегическими партнерами путем проведения встреч, совещаний и иных отраслевых мероприятий;
проведение организационных мероприятий по развитию кооперационных связей и организации взаимовыгодного сотрудничества хозяйствующих субъектов регионов Российской Федерации.
Важным фактором экономического роста в среднесрочном периоде станет реализация региональных проектов Чувашской Республики в рамках национального проекта "Производительность труда", что позволит к 2024 году вовлечь в выполнение мероприятий не менее 60 предприятий и обеспечить на них ежегодный прирост производительности труда не менее 5 процентов.
Прогнозные показатели экономического развития агропромышленного комплекса (далее - АПК) Чувашской Республики на 2024 - 2026 годы определены исходя из задач Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года, мероприятий государственной программы Чувашской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 октября 2018 г. N 433. При разработке прогнозных показателей в сфере АПК учтены региональные тренды развития, сформированные на основе анализа сложившейся в отрасли ситуации, фактических данных Чувашстата по промежуточным итогам 2023 года, макроэкономические индикаторы среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 - 2026 годы.
Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий, по оценке, в 2023 году с учетом погодных условий и высокой базы относительно 2022 года на фоне рекордных урожаев составит 63,8 млрд. рублей, или 98,0 процента в сопоставимых ценах к уровню прошлого года.
Важнейшим условием достижения прогнозируемых объемов производства сельскохозяйственной и пищевой продукции по-прежнему является сохранение благоприятных условий для привлечения инвестиций. В текущем году реализуются 92 инвестиционных проекта по строительству (реконструкции), модернизации производственных объектов на сумму 3,6 млрд. рублей с созданием 174 рабочих мест.
В 2024 году объем производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий по базовому варианту составит 70,9 млрд. рублей, или 104,0 процента в сопоставимых ценах к предыдущему году, в 2025 году - 74,6 млрд. рублей, или 100,9 процента, в 2026 году - 79,6 млрд. рублей, или 102,5 процента.
Прогнозируемый рост объемов продукции сельского хозяйства в 2023 - 2026 годах будет связан с реализацией проектов, которые внесут заметный вклад в развитие аграрной экономики, обеспечат весомый социальный эффект. В настоящее время запланировано к реализации 169 инвестиционных проектов на сумму 6,6 млрд. рублей с созданием 517 рабочих мест. Наиболее крупные из них:
АО "Чувашхлебопродукт" - реконструкция незавершенного строительства Канашского элеватора стоимостью 604 млн. рублей;
АО "Агрофирма "Куснар", Батыревский муниципальный округ, - строительство молочно-товарного комплекса на 1200 голов стоимостью 500 млн. рублей;
ООО "Звениговский" - строительство производственного комплекса "Звениговский" стоимостью 468 млн. рублей;
КФХ Илларионов С.Р., Янтиковский муниципальный округ, - строительство коровника на 440 голов с доильным залом стоимостью 300 млн. рублей;
СХПК им. Кирова, Канашский муниципальный округ, - строительство животноводческого комплекса молочного направления КРС на 600 голов стоимостью 218 млн. рублей;
Чебоксарский элеватор - филиал АО "Чувашхлебопродукт" - модернизация линии по производству батонных изделий (N 5) и линии для ржано-пшеничного хлеба (N 3), модернизация размольного отделения цеха по производству муки стоимостью 207 млн. рублей;
ООО "ЧебоМилк", Чебоксарский муниципальный округ, - строительство откормочника для молодняка на 800 голов стоимостью 200 млн. рублей;
ООО "ВДС", Цивильский муниципальный округ, - строительство товарно-молочной фермы на 400 голов дойного стада стоимостью 200 млн. рублей;
АО "Чебоксарский хлебозавод N 2", автоматизированная линия по производству батонов стоимостью 139 млн. рублей;
ООО "Красное Сормово", Красноармейский муниципальный округ, - строительство товарно-молочной фермы на 600 голов стоимостью 100 млн. рублей;
СХПК "Коминтерн", Красночетайский муниципальный округ, - строительство телятника (нетелей) 12-18 мес. на 500 голов стоимостью 90 млн. рублей;
СХПК "Новый путь", Аликовский муниципальный округ, - строительство второй роботизированной молочно-товарной фермы на 200 голов стоимостью 60 млн. рублей;
ООО "Родина", Ядринский муниципальный округ, - строительство телятника на 250 голов стоимостью 52 млн. рублей;
СХПК "Нива", Красночетайский муниципальный округ, - строительство коровника на 200 голов стоимостью 40 млн. рублей.
В отраслях АПК Чувашской Республики требуют решения следующие проблемы:
высокая доля личных подсобных хозяйств в структуре производства сельскохозяйственной продукции;
наличие незадействованных земель и невысокая эффективность использования земель сельскохозяйственного назначения;
низкий уровень плодородия почв;
сокращение площадей мелиорированных земель;
дефицит качественного племенного скота;
недостаточное использование потенциала рыбоводства;
зависимость от импортных составляющих производства (запасных частей и комплектующих сельскохозяйственной техники и оборудования для пищевых предприятий, семенного материала, инкубационных яиц, витаминов и ветпрепаратов);
недостаточное техническое оснащение;
недостаточная степень локализации переработки сельскохозяйственной продукции на территории республики;
достаточно высокая кредитная нагрузка на предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности;
снижение доходов, увеличение производственных затрат сельскохозяйственных организаций;
отток населения из сельской местности и, соответственно, дефицит кадров.
По прогнозной оценке, общий объем инвестиций в основной капитал по региону в 2023 году составит 110,4 млрд. рублей, или 109,8 процента к уровню 2022 года. В 2024 году предполагается увеличение объема инвестиций: по базовому варианту - 119,1 млрд. рублей, или 102,1 процента, в 2025 году - 128,6 млрд. рублей, или 102,8 процента, в 2026 году - 138,7 млрд. рублей, или 102,9 процента.
Прогнозируемый рост инвестиций в 2024 - 2026 годах будет связан с реализацией проектов на создаваемых в регионе территориях с преференциальным режимом, которые следует рассматривать как перспективные точки экономического роста всей Чувашской Республики, среди них:
особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Новочебоксарск" (далее - ОЭЗ), которая создана постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2022 г. N 1977 "О создании на территории муниципального образования город Новочебоксарск Чувашской Республики особой экономической зоны промышленно-производственного типа"; мультипликативный эффект от реализации этого проекта - свыше 1 тыс. новых высокооплачиваемых рабочих мест, около 15 млрд. рублей привлеченных инвестиций, рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней на 3,7 млрд. рублей;
территория опережающего социально-экономического развития г. Канаш (далее - ТОСЭР г. Канаш) - в реестре резидентов на территории моногорода Канаш на текущий год зарегистрированы 9 резидентов, вложено 897,6 млн. рублей инвестиций, создано 271 рабочее место;
индустриальные парки Батыревского муниципального округа и города Новочебоксарска, созданные в рамках реализации индивидуальной программы социально-экономического развития Чувашской Республики на 2020 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 865-р (ред. от 20 мая 2022 г.) (далее - индивидуальная программа); потенциальными резидентами индустриального парка г. Новочебоксарска на текущий год являются 9 организаций, стоимость проектов составляет 1,9 млрд. рублей, планируется создание более 700 рабочих мест. В индустриальный (агропромышленный) парк Батыревского муниципального округа заявлено 7 потенциальных резидентов; стоимость проектов - свыше 400 млн. рублей, предполагается создание порядка 80 рабочих мест;
частные технопарки - ведется строительство двух частных промышленных парков - индустриального парка "МАШЗАВОД" и технопарка "АБАТ" (общая стоимость проектов - 1,4 млрд. рублей). Их реализация позволит создать 640 рабочих мест, обеспечит объем выручки резидентов парков накопленным итогом к 2032 году более 20 млрд. рублей, объем налоговых платежей в бюджеты всех уровней 2,4 млрд. рублей.
В настоящее время в Чувашской Республике продолжается реализация следующих инвестиционных проектов:
"Строительство завода объемно-блочного домостроения", ООО "Завод ОБД";
"Создание дополнительных мощностей производства гипохлорита кальция путем технического перевооружения на базе существующего производства ПАО "Химпром", ПАО "Химпром";
"Реконструкция гостиницы "Волга Премиум Отель" по ул. Ярославская, д. 23 к. 1 в г. Чебоксары Чувашской Республики", ООО "Волга Премиум";
"Строительство производственного комплекса "Звениговский", ООО "Звениговский";
"Создание высокотехнологичного производства промышленной техники путем модернизации и технического перевооружения существующего производства ООО "ПК "Промтрактор", ООО "ПК "Промтрактор";
"Строительство здания по производству посудомоечных машин", ООО "Индустриальный парк";
"Реконструкция сектора внутренних воздушных линий здания аэровокзала Международного аэропорта "Чебоксары", ООО "МАЧ";
"Организация современного производства домов из клееного бруса, мебельного щита и других товаров из древесины путем глубокой переработки древесины полного цикла", ООО "Анмар";
"Расширение производства электротехнической продукции в блочно-модульных зданиях", ООО "ЧЭТА";
"Строительство акватермального комплекса в г. Чебоксары", ООО "Интегро";
"Модернизация и обновление технологического оборудования радиоэлектронной промышленности", АО "ЭЛАРА";
"Технология производства сельскохозяйственного трактора с мощностью двигателя 40-90 л.с. в рамках СПИК 2.0", ООО "Агромаш";
"Модернизация выпускаемой продукции (НИОКР)", ООО НПП "ЭКРА";
"Расширение производства сухого обезжиренного молока и твердых сыров. Строительство газо-поршневой электростанции", ООО "Волжское перерабатывающее предприятие";
"Организация производства новой линейки вилочных погрузчиков с уровнем локализации 90 процентов и линейки ведущих и управляемых мостов для них", ООО "ЧЗСА";
"Строительство логистического центра", ООО "Звезда 21" (ГК "Форпост");
"Строительство производства перекиси водорода (H.2 O.2) мощностью 50 тыс. т/год на существующей площадке", ООО "Волжская перекись";
"Производство гранулированных коагулянтов мощностью 10 тыс. т/год", ООО "Гранэко";
"Строительство завода по подготовке сельскохозяйственных культур после сбора урожая для хранения и сбыта", ООО "КЗТ";
"Организация производства прицепов и полуприцепов на территории ТОСЭР г. Канаш", ООО "АСТРА".
Объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство", в 2023 году, по оценке, составит 106,0 процента к уровню 2022 года по базовому варианту, в 2024 году - 102,3 процента, в 2025 году - 103,0 процента, в 2026 году - 103,0 процента.
Обеспечению темпов роста объема работ по виду деятельности "строительство" будет способствовать реализация социальных проектов и программ, региональных проектов Чувашской Республики, таких как:
региональный проект Чувашской Республики "Дорожная сеть";
региональный проект Чувашской Республики "Чистая вода";
региональный проект Чувашской Республики "Оздоровление Волги";
региональный проект Чувашской Республики "Формирование комфортной городской среды", предусматривающий благоустройство дворовых территорий и общественных пространств, мест массового отдыха населения (парков);
региональный проект Чувашской Республики "Жилье", включающий мероприятия по стимулированию жилищного строительства;
индивидуальная программа.
Реализация социальных проектов за счет бюджетных средств будет продолжена до 2026 года, таким образом, потенциал строительного комплекса республики будет использован в полном объеме.
По оценке, в 2023 году ввод в действие жилых домов по базовому варианту составит 851,5 тыс. кв. метров, или 100,1 процента к уровню прошлого года.
В соответствии с поручением Главы Чувашской Республики в 2023 году необходимо обеспечить ввод жилья в объеме не ниже уровня, достигнутого в 2022 году. При этом плановое значение ввода жилья на 2023 год в соответствии с региональным проектом Чувашской Республики "Жилье" составляет 730 тыс. кв. метров.
В 2026 году общая площадь введенного жилья, по оценке (базовый вариант), увеличится до 877,0 тыс. кв. метров, или на 101,5 процента к уровню предыдущего года.
Индекс потребительских цен на конец 2023 года ожидается на уровне 106,9 процента (среднероссийский уровень - 107,5 процента). В условиях завершения перестройки производственно-логистических цепочек инфляция в 2024 году по сравнению с 2023 годом прогнозируется ниже - на уровне 4,3 процента (базовый вариант) (по России - 4,5 процента). К концу 2025 и 2026 годов инфляция ожидается на уровне 4,1 и 4,2 процента соответственно, что незначительно выше целевого уровня инфляции, установленного Центральным банком Российской Федерации (4,0 процента). Постепенному снижению инфляции будут способствовать рост предложения товаров, развитие производства и переориентация импортных поставок на дружественные и нейтральные страны, а также реализация мер по сбалансированию товарных рынков.
При формировании прогнозных показателей индекса потребительских цен также учтено состояние исходных статистических показателей за январь - август 2023 года - индекс потребительских цен составил 102,7 процента (в среднем по России - 103,7 процента), в августе 2023 года по отношению к августу 2022 года показатель составил 104,7 процента (по России - 105,2 процента).
Среднесрочный прогноз развития показателей потребительского рынка в Чувашской Республике предусматривает задачи реализации Стратегии развития торговли в Российской Федерации, подпрограммы "Совершенствование потребительского рынка и системы защиты прав потребителей" государственной программы Чувашской Республики "Экономическое развитие Чувашской Республики", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 5 декабря 2018 г. N 496, а также реализации комплекса мер по сдерживанию роста цен на основные виды социально значимых товаров и услуг.
При прогнозировании показателей развития потребительского рынка исследована динамика показателей за предыдущие годы и текущий период 2023 года, по результатам чего систематизированы факторы, обусловившие выявленную динамику восстановления потребительской активности:
ослабление рубля по отношению к иностранным валютам, перенос ослабления курса рубля в цены (преимущественно на непродовольственные товары с высокой импортной составляющей (легковые автомобили, телерадиотовары, электротовары, средства связи), увеличение темпов инфляции;
сохранение низкого уровня безработицы и рост реальных располагаемых доходов населения;
повышение кредитной активности населения;
ускоренный рост инвестиционной активности.
Для сдерживания инфляции Центральный банк Российской Федерации трижды принимал решение поднять ключевую ставку (с 7,5 процента до 8,5 процента 24 июля 2023 г., до 12 процентов 15 августа 2023 г. и до 13 процентов 15 сентября 2023 года).
Меры по сдерживанию роста цен на товары позволили предотвратить ажиотажный спрос, обеспечить постоянный уровень текущих товарных запасов в торговле в течение текущего периода 2023 года.
Оборот розничной торговли в 2023 году, по оценке, составит 242,5 млрд. рублей, или 104,0 процента к предыдущему году.
Восстановительные процессы в экономике в среднесрочной перспективе обеспечат рост показателей розничной торговли и оказания платных услуг населению. В 2024 году по базовому варианту прогноза оборот розничной торговли составит 261,5 млрд. рублей (103,8 процента к уровню прошлого года), в 2025 году - 277,7 млрд. рублей (103,1 процента), в 2026 году - 294,9 млрд. рублей (103,2 процента).
Объем платных услуг населению в 2023 году, по оценке, составит 69,9 млрд. рублей, или 102,4 процента к уровню предыдущего года. В 2024 году по базовому варианту развития показатель прогнозируется в размере 74,4 млрд. рублей (102,5 процента), в 2025 году - 79,2 млрд. рублей (102,5 процента), в 2026 году - 82,8 млрд. рублей (102,5 процента).
Положительная динамика показателей развития сферы торговли и платных услуг населению в 2023 - 2026 годах основывается на перспективном росте реальных располагаемых денежных доходов населения, расширении потребительского спроса, принимаемых Банком России мерах по сдерживанию инфляции.
По оценке, в 2023 году реальные располагаемые денежные доходы населения составят 106,8 процента к 2022 году. Вследствие реализации комплекса мер по обеспечению роста и легализации доходов населения, оказанию в полном объеме всех принятых мер социальной поддержки по базовому варианту в прогнозируемом периоде увеличение реальных располагаемых доходов населения составит в 2024 году 102,7 процента, в 2025 году - 102,6 процента, в 2026 году - 102,6 процента. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума сократится с 14,8 процента в 2022 году до 11,9 процента в 2026 году по базовому варианту. Особый вклад в повышение уровня доходов населения внесет опережающий рост доходов от предпринимательской деятельности. В условиях развития новых форм ведения бизнеса и легализации занятости будет увеличиваться число самозанятых граждан, индивидуальных предпринимателей и занятых у индивидуальных предпринимателей.
Низкий уровень безработицы, рост реальной заработной платы наряду с увеличением потребительского кредитования также будут способствовать потребительскому спросу.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по Чувашской Республике в 2023 году оценивается на уровне 48628,1 рубля, или 117,1 процента к уровню предыдущего года.
Тенденции развития реального сектора экономики в среднесрочном периоде повлияют на дальнейшую динамику заработной платы. В 2024 году среднемесячная начисленная заработная плата прогнозируется по базовому варианту 53588,2 рубля, или 110,2 процента к предыдущему году, в 2025 году - 57768,1 рубля, или 107,8 процента.
На обеспечение устойчивого роста оплаты труда работников в прогнозируемый период будут направлены следующие меры:
ежегодное повышение минимального размера оплаты труда в соответствии с требованиями трудового законодательства;
поддержание достигнутых уровней заработной платы отдельных категорий работников;
проведение ежегодной индексации заработной платы иных категорий работников организаций бюджетной сферы;
проведение мероприятий по выявлению и снижению неформальной занятости, обеспечению своевременности и полноты выплаты заработной платы.
Во внебюджетном секторе экономики рост заработной платы в целом будет определяться динамикой производительности труда и предложением трудовых ресурсов на рынке труда.
В 2023 году фонд оплаты труда, по оценке, составит 167,3 млрд. рублей, или 116,9 процента к уровню 2022 года. С учетом планируемых мер по повышению занятости и доходов населения в 2026 году фонд заработной платы по базовому варианту прогнозируется на уровне 211,8 млрд. рублей, или 107,1 процента к уровню 2025 года.
В результате реализации активной политики в области занятости населения и социальной поддержки безработных граждан ситуация на рынке труда республики сохранится стабильной. Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости населения, по оценке, в 2023 году составит 4,2 тыс. человек; уровень общей безработицы (по методологии Международной организации труда) составит 2,7 процента. К 2026 году уровень безработицы снизится до 2,4 процента (базовый вариант).
Факторами, определяющими развитие регионального рынка труда в среднесрочной перспективе, являются нарастающие демографические ограничения, обусловленные сокращением численности населения трудоспособного возраста и снижением численности рабочей силы. В этих условиях для поддержания устойчивого экономического развития региона и повышения благосостояния граждан необходимы повышение эффективности использования трудовых ресурсов (переобучение, стимулирование найма, повышение трудовой мобильности) и привлекательности региона для внешней рабочей силы, подготовка кадров в соответствии с новыми потребностями экономики, снижение теневой занятости.
Сохранению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в республике способствует реализация мероприятий национального проекта "Демография", включающих профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан старшего возраста, а также женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста. Профессиональное обучение дает возможность получения профессиональных знаний и умений, необходимых для возобновления или начала трудовой деятельности.
Комплекс мероприятий, направленных на восстановление занятости и повышение доходов населения, позволит в среднесрочной перспективе сохранить стабильность и в базовом варианте прогноза добиться снижения численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, с 4,2 тыс. человек в 2023 году до 4,0 тыс. человек к концу 2026 года.
Доля среднесписочной численности работников на предприятиях малого и среднего бизнеса в общей численности занятого населения составит, по оценке, в 2023 году 20,3 процента, по базовому варианту прогноза в 2024 году - 20,4 процента, в 2025 году - 20,8 процента, в 2026 году - 21,0 процента. Ежегодный рост показателя прогнозируется за счет улучшения инвестиционного климата и введения дополнительных мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в республике оказывается в трех направлениях:
поддержка самозанятых граждан (36,3 тыс. самозанятых граждан осуществляли деятельность на территории Чувашской Республики по итогам 2022 года, 47,6 тыс. самозанятых - по итогам 9 месяцев 2023 года, что в 1,3 раза больше значения в целом по итогам 2022 года);
поддержка начинающих предпринимателей (с момента регистрации которых прошло не более 1 года) и социальных предпринимателей;
поддержка действующих предпринимателей.
Основные показатели прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики на 2024 - 2026 годы приведены в приложении N 1 к настоящему прогнозу.
5. Основные параметры государственных программ Чувашской Республики
В Чувашской Республике с 2012 года осуществлен переход на формирование и исполнение республиканского бюджета Чувашской Республики на основе государственных программ Чувашской Республики (далее - госпрограммы), которые являются инструментом повышения эффективности бюджетных расходов.
В настоящее время удельный вес программных расходов республиканского бюджета Чувашской Республики в общем объеме расходов республиканского бюджета Чувашской Республики составляет 100 процентов. Проведена автоматизация процессов управления реализацией госпрограмм и оценки эффективности их реализации.
Во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 30 августа 2022 г. N ММ-П6-14588 о переходе с 1 января 2024 г. на новую систему управления государственными программами, в настоящее время в Чувашской Республике осуществляется трансформация госпрограмм по проектному принципу. Количество госпрограмм останется прежним - планируется продолжить реализацию 24 госпрограмм.
6. Прогноз баланса трудовых ресурсов Чувашской Республики, в том числе потребность в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности
Прогноз баланса трудовых ресурсов на 2024 - 2026 годы разработан Министерством труда и социальной защиты Чувашской Республики при участии заинтересованных исполнительных органов Чувашской Республики, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, территориальных внебюджетных фондов в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 9 августа 2012 г. N 344 "О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов Чувашской Республики".
При разработке прогноза баланса трудовых ресурсов на 2024 - 2026 годы за основу принят базовый вариант прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики на 2024 - 2026 годы.
В 2023 году региональная экономика и рынок труда продемонстрировали устойчивость и адаптивность к меняющимся условиям регионального развития.
Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда), достигший исторического минимума в 2022 году, по оценке, составит в 2023 году в среднем 2,7 процента. Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в среднем за год составит 4,5 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы - 0,7 процента.
К концу прогнозного периода численность занятых увеличится во всех видах экономической деятельности, за исключением строительства.
Численность трудовых ресурсов определяется исходя из численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, работающих лиц старше и моложе трудоспособного возраста и численности иностранных трудовых мигрантов. В основе формирования трудовых ресурсов лежат демографические и миграционные процессы.
По оценке, прогнозируется снижение общей численности трудовых ресурсов Чувашской Республики, которая составит в 2023 году 615,7 тыс. человек, в 2024 году - 613,4 тыс. человек и к 2026 году - 608,7 тыс. человек.
Численность населения трудоспособного возраста снизится к 2026 году на 0,1 процента по сравнению с 2023 годом и составит 568,6 тыс. человек. Численность иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в Чувашской Республике, в 2023 году останется на уровне 2022 года и составит 1,6 тыс. человек, в 2026 году - увеличится до 1,9 тыс. человек.
Распределение трудовых ресурсов осуществляется по принадлежности к населению, занятому в экономике, или к населению, не занятому в экономике.
В 2023 году, по оценке, численность занятых в экономике Чувашской Республики граждан составит 497,6 тыс. человек. Предполагается увеличение численности занятых в экономике до 505,1 тыс. человек в 2026 году (+1,5 процента к аналогичному показателю 2023 года).
Наиболее ресурсоемкими секторами в структуре занятости населения республики в разрезе видов экономической деятельности являются сектор "обрабатывающие производства", в котором занято 19,6 процента от общего количества занятых в экономике, "оптовая и розничная торговля" - 16,5 процента, "строительство" - 9,8 процента, "сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство" - 9,0 процента, "образование" - 8,4 процента, "деятельность в области здравоохранения и социальных услуг" - 7,2 процента.
В 2024 - 2026 годах структура занятости населения республики в разрезе видов экономической деятельности не претерпит значительных изменений.
Общая численность населения, не занятого в экономике, в 2026 году, по прогнозу, сократится на 12,3 процента по отношению к 2023 году и составит 103,6 тыс. человек.
По оценке, в 2026 году численность учащихся трудоспособного возраста, обучающихся с отрывом от работы, составит 54,6 тыс. человек. На их долю в 2026 году придется 52,7 процента от общей численности незанятого трудоспособного населения.
К 2026 году среднегодовая численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, снизится по сравнению с 2023 годом и составит 4,3 тыс. человек, или 4,2 процента от численности не занятого в экономике трудоспособного населения.
Прогноз баланса трудовых ресурсов Чувашской Республики на 2024 - 2026 годы приведен в приложении N 2 к настоящему прогнозу.
Приложение N 1
к прогнозу социально-экономического
развития Чувашской Республики
на 2024 - 2026 годы
Основные показатели
прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики на 2024 - 2026 годы
Целевые показатели прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики |
2022 год отчет |
2023 год оценка |
Прогноз* |
|||||
2024 год |
2025 год |
2026 год |
||||||
вариант I |
вариант II |
вариант I |
вариант II |
вариант I |
вариант II |
|||
консервативный |
базовый |
консервативный |
базовый |
консервативный |
базовый |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Индекс потребительских цен: |
|
|
|
|
|
|
|
|
декабрь к декабрю, процентов к предыдущему году |
112,2 |
106,9 |
105,2 |
104,3 |
103,8 |
104,1 |
103,9 |
104,2 |
в среднем за год, процентов к предыдущему году |
114,7 |
105,1 |
107,2 |
106,6 |
104,2 |
104,1 |
104,0 |
104,2 |
Валовой региональный продукт, млн. рублей |
440946,3** |
477801,0 |
502478,5 |
510836,2 |
534064,8 |
547195,5 |
570363,1 |
586134,5 |
темп роста, процентов к предыдущему году |
100,1** |
105,1 |
102,4 |
103,0 |
102,1 |
102,8 |
102,1 |
102,7 |
Индекс промышленного производства темп роста, процентов к предыдущему году |
102,2 |
115,5 |
103,1 |
105,2 |
103,2 |
104,1 |
102,2 |
103,5 |
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и оказано услуг собственными силами организаций по видам деятельности "добыча полезных ископаемых", "обрабатывающие производства", "обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха", "водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" |
|
|
|
|
|
|
|
|
в действующих ценах, млн. рублей |
327256,7 |
400757,2 |
454257,7 |
470923,8 |
486034,1 |
509257,7 |
516654,2 |
545924,3 |
темп роста в действующих ценах, процентов к предыдущему году |
116,3 |
122,5 |
113,3 |
117,5 |
107,0 |
108,1 |
106,3 |
107,2 |
Продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств, млн. рублей |
64532,3 |
63780,0 |
69500,0 |
70900,0 |
72250,0 |
74550,0 |
76300,0 |
79550,0 |
темп роста, процентов к предыдущему году |
117,8 |
98,0 |
101,7 |
104,0 |
100,1 |
100,9 |
101,5 |
102,5 |
Инвестиции в основной капитал по всем источникам финансирования, млн. рублей |
93777,0 |
110381,7 |
118413,9 |
119123,6 |
126827,9 |
128582,0 |
135713,2 |
138661,8 |
темп роста, процентов к предыдущему году |
125,8 |
109,8 |
101,3 |
102,1 |
102,2 |
102,8 |
102,3 |
102,9 |
Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств), млн. рублей |
49200,3 |
53797,6 |
57142,5 |
57262,1 |
60544,1 |
60906,8 |
64405,8 |
65043,1 |
темп роста, процентов к предыдущему году |
84,4 |
102,0 |
100,3 |
100,7 |
101,1 |
101,3 |
101,7 |
101,9 |
Объем выполненных работ по виду деятельности "строительство", млн. рублей |
54506,7 |
55395,1 |
54008,9 |
54125,3 |
55197,1 |
55749,1 |
56411,4 |
57421,6 |
темп роста, процентов к предыдущему году |
105,7 |
106,0 |
101,3 |
102,3 |
102,2 |
103,0 |
102,2 |
103,0 |
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. метров общей площади |
850,6 |
851,5 |
783,0 |
855,8 |
783,8 |
864,0 |
785,0 |
877,0 |
темп роста, процентов к предыдущему году |
118,7 |
100,1 |
92,0 |
100,5 |
100,1 |
101,0 |
100,2 |
101,5 |
Оборот розничной торговли, млн. рублей |
220987,9 |
242467,9 |
259966,8 |
261497,3 |
277935,7 |
277691,8 |
296005,7 |
294888,7 |
темп роста, процентов к предыдущему году (в сопоставимых ценах) |
95,1 |
104,0 |
102,6 |
103,8 |
102,8 |
103,1 |
102,9 |
103,2 |
Платные услуги населению, млн. рублей |
62759,8 |
69921,4 |
74390,8 |
74392,9 |
78989,7 |
79150,4 |
82743,4 |
82751,7 |
темп роста, процентов к предыдущему году (в сопоставимых ценах) |
100,1 |
102,4 |
102,3 |
102,5 |
102,0 |
102,5 |
101,8 |
102,5 |
Фонд заработной платы, млн. рублей |
143090,2 |
167300,2 |
182426,9 |
183786,0 |
194968,6 |
197705,4 |
207471,8 |
211840,4 |
Среднемесячная заработная плата работников организаций, рублей |
41527,0 |
48628,1 |
53247,8 |
53588,2 |
57028,4 |
57768,1 |
60792,3 |
61985,1 |
Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности), рублей |
33148,0 |
38003,6 |
41081,9 |
41385,9 |
43875,5 |
44448,5 |
46639,6 |
47559,9 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения, процентов к предыдущему году |
98,9 |
106,8 |
102,1 |
102,7 |
102,3 |
102,6 |
102,4 |
102,6 |
Численность населения с денежными доходами ниже границы бедности в общей численности населения, процентов от общей численности населения |
14,8 |
14,1 |
13,8 |
13,3 |
13,1 |
12,6 |
12,6 |
11,9 |
Уровень безработицы, процентов к рабочей силе |
3,2 |
2,7 |
2,8 |
2,7 |
2,7 |
2,6 |
2,6 |
2,4 |
Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости (на конец года), тыс. человек |
4,6 |
4,2 |
4,4 |
4,2 |
4,3 |
4,1 |
4,2 |
4,0 |
Прибыль крупных и средних организаций, млн. рублей |
40570,5 |
58800,0 |
60685,0 |
62280,0 |
63050,0 |
66015,0 |
65570,0 |
70100,0 |
Доля среднесписочной численности работников на предприятиях малого и среднего предпринимательства в общей численности занятого населения, процентов |
20,2 |
20,3 |
19,6 |
20,4 |
20,0 |
20,8 |
20,4 |
21,0 |
------------------------------
* Вариант I (консервативный) основан на более сильном усилении санкционного давления на российскую экономику, замедлении роста мировой экономики, более сдержанном восстановлении потенциала российской и региональной экономики.
Вариант II (базовый) описывает наиболее вероятный сценарий регионального развития с учетом относительно оптимистичных изменений внешних и внутренних условий, прежде всего ослабления санкционного давления на российскую экономику, восстановления ее потенциала, роста деловой активности.
** Оценка.
Приложение N 2
к прогнозу социально-экономического
развития Чувашской Республики
на 2024 - 2026 годы
Прогноз
баланса трудовых ресурсов Чувашской Республики на 2024 - 2026 годы
(тыс. человек)
N пп |
Наименование показателя |
2022 год отчет |
2023 год оценка |
2024 год прогноз |
2025 год прогноз |
2026 год прогноз |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
I. Формирование трудовых ресурсов | ||||||
1. |
Численность трудовых ресурсов - всего |
617,2 |
615,7 |
613,4 |
610,9 |
608,7 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
1.1. |
трудоспособное население в трудоспособном возрасте |
569,0 |
568,9 |
568,8 |
568,7 |
568,6 |
1.2. |
иностранные трудовые мигранты |
1,6 |
1,6 |
1,7 |
1,8 |
1,9 |
|
в том числе потребность в привлечении иностранных работников по разделам ОКВЭД: |
|
|
|
|
|
1.2.1. |
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
0,130 |
0,161 |
0,142 |
0,152 |
0,152 |
1.2.2. |
обрабатывающие производства |
0,286 |
0,355 |
0,313 |
0,334 |
0,334 |
1.2.3. |
строительство |
0,114 |
0,141 |
0,125 |
0,133 |
0,133 |
1.2.4. |
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
0,257 |
0,319 |
0,281 |
0,300 |
0,300 |
1.2.5. |
транспортировка и хранение |
0,014 |
0,017 |
0,015 |
0,016 |
0,016 |
1.2.6. |
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания |
0,214 |
0,265 |
0,234 |
0,250 |
0,250 |
1.2.7. |
деятельность в области информации и связи |
0,010 |
0,012 |
0,011 |
0,012 |
0,012 |
1.2.8. |
деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги |
0,104 |
0,129 |
0,114 |
0,121 |
0,121 |
1.2.9. |
образование |
0,013 |
0,016 |
0,014 |
0,015 |
0,015 |
1.2.10. |
деятельность в области здравоохранения и социальных услуг |
0,070 |
0,087 |
0,077 |
0,082 |
0,082 |
1.2.11. |
деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений |
0,009 |
0,011 |
0,010 |
0,011 |
0,011 |
|
прочие виды экономической деятельности |
0,150 |
0,186 |
0,164 |
0,175 |
0,175 |
1.3. |
численность лиц старше трудоспособного возраста и подростков, занятых в экономике |
46,7 |
45,2 |
42,9 |
40,4 |
38,2 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
1.3.1. |
пенсионеры старше трудоспособного возраста |
46,3 |
44,5 |
42,2 |
39,6 |
37,3 |
1.3.2. |
подростки моложе трудоспособного возраста |
0,5 |
0,7 |
0,7 |
0,8 |
0,9 |
II. Распределение трудовых ресурсов | ||||||
2. |
Численность занятых в экономике - всего |
495,0 |
497,6 |
499,9 |
502,7 |
505,1 |
|
в том числе по разделам ОКВЭД: |
|
|
|
|
|
2.1. |
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
44,7 |
44,9 |
45,2 |
45,4 |
45,6 |
2.2. |
добыча полезных ископаемых |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
2.3. |
обрабатывающие производства |
97,1 |
97,6 |
98,1 |
98,6 |
99,1 |
2.4. |
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
9,0 |
9,0 |
9,1 |
9,1 |
9,2 |
2.5. |
водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
2.6. |
строительство |
48,4 |
48,6 |
48,9 |
49,1 |
49,3 |
2.7. |
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
81,6 |
82,0 |
82,4 |
82,9 |
83,3 |
2.8. |
транспортировка и хранение |
26,0 |
26,1 |
26,2 |
26,4 |
26,5 |
2.9. |
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания |
12,4 |
12,5 |
12,5 |
12,6 |
12,7 |
2.10. |
деятельность в области информации и связи |
8,8 |
8,9 |
8,9 |
9,0 |
9,0 |
2.11. |
деятельность финансовая и страховая |
8,7 |
8,7 |
8,8 |
8,8 |
8,9 |
2.12. |
деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
12,7 |
12,8 |
12,8 |
12,9 |
13,0 |
2.13. |
деятельность профессиональная, научная и техническая |
13,3 |
13,4 |
13,5 |
13,5 |
13,6 |
2.14. |
деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги |
9,7 |
9,8 |
9,8 |
9,9 |
9,9 |
2.15. |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение |
26,6 |
26,7 |
26,8 |
27,0 |
27,1 |
2.16. |
образование |
41,6 |
41,8 |
42,0 |
42,2 |
42,4 |
2.17. |
деятельность в области здравоохранения и социальных услуг |
35,4 |
35,6 |
35,7 |
35,9 |
36,1 |
2.18. |
деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений |
5,8 |
5,8 |
5,8 |
5,9 |
5,9 |
2.19. |
прочие виды экономической деятельности |
8,5 |
8,6 |
8,6 |
8,7 |
8,7 |
3. |
Численность населения трудоспособного возраста, не занятого в экономике, - всего |
122,2 |
118,1 |
113,5 |
108,2 |
103,6 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
3.1. |
численность учащихся трудоспособного возраста, обучающихся с отрывом от производства |
53,4 |
53,9 |
54,2 |
54,6 |
54,6 |
3.2. |
численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости (в среднем за год) |
5,0 |
4,5 |
4,4 |
4,3 |
4,3 |
3.3. |
численность прочих категорий населения трудоспособного возраста, не занятого в экономике |
63,8 |
59,7 |
54,9 |
49,3 |
44,7 |
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 18 октября 2023 г. N 1204-р О внесении изменения в распоряжение Кабинета... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.