В целях приведения нормативных правовых актов Самарской области в соответствие с действующим законодательством и оптимизации процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, экспертизы и оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Самарской области Правительство Самарской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Самарской области от 24.06.2014 N 352 "Об организации системы проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, экспертизы и оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Самарской области" следующие изменения:
преамбулу изложить в следующей редакции:
"В целях реализации Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", Закона Самарской области "О нормативных правовых актах Самарской области" Правительство Самарской области постановляет:";
в Порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, экспертизы и оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Самарской области (далее - Порядок):
пункты 1.1, 1.2 изложить в следующей редакции:
"1.1. Настоящий Порядок устанавливает процедуру и правила проведения экспертизы нормативных правовых актов Самарской области (далее - нормативные правовые акты), затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности; оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, содержащих требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценок и экспертиз (далее - обязательные требования), а также нормативных правовых актов, при подготовке проектов которых проводилась оценка регулирующего воздействия; оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Самарской области (далее - проекты нормативных правовых актов):
устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Самарской области обязательные требования, которые связаны с предпринимательской и иной экономической деятельностью;
устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Самарской области обязанности и запреты для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
устанавливающих или изменяющих ответственность за нарушение нормативных правовых актов Самарской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, за исключением:
а) проектов законов Самарской области об установлении, о введении в действие или прекращении действия налогов (сборов), об изменении налоговых ставок (ставок сборов), порядка и срока уплаты налогов (сборов), установлении (отмене) налоговых льгот (льгот по сборам) и (или) оснований и порядка их применения;
б) проектов законов Самарской области, регулирующих бюджетные отношения;
в) проектов нормативных правовых актов:
устанавливающих, изменяющих, отменяющих подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) на продукцию (товары, услуги), торговые надбавки (наценки) к таким ценам (тарифам) в соответствии с федеральными законами, определяющими порядок ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) на продукцию (товары, услуги), торговых надбавок (наценок) к таким ценам (тарифам);
разработанных в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на период действия режимов чрезвычайных ситуаций;
подлежащих принятию при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации или разрабатываемых в целях реализации мер, принимаемых в рамках особых режимов, вводимых в целях реализации положений Федерального конституционного закона "О военном положении", на всей территории Российской Федерации либо на ее части.
1.2. Для целей настоящего Порядка используются следующие понятия:
органы-разработчики - органы государственной власти Самарской области, выступающие разработчиками соответствующего проекта нормативного правового акта (проектов законов Самарской области, постановлений Губернатора Самарской области, постановлений Правительства Самарской области, приказов органов исполнительной власти Самарской области, носящих нормативный характер) либо выступавшие разработчиками соответствующего нормативного правового акта;
уполномоченный орган - орган государственной власти Самарской области, уполномоченный на исполнение функций по оценке качества процедур оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, экспертизы и оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также по нормативно-правовому и информационно-методическому обеспечению данной деятельности - министерство экономического развития и инвестиций Самарской области;
оценка регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта (далее - ОРВ) - процедура, целью которой является выявление и устранение положений проекта нормативного правового акта, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, в том числе невыполнимые или сложно контролируемые административные процедуры с участием субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и областного бюджета;
экспертиза нормативного правового акта (далее - экспертиза) - процедура, направленная на выявление в нормативном правовом акте положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, проводимая в целях оценки достижения заявленных при разработке данного нормативного правового акта целей регулирования, эффективности выбранного способа решения проблемы, фактических положительных и отрицательных последствий введения нормативного правового акта в действие посредством анализа правоприменительной практики и оценки качества процедуры ОРВ, если процедура ОРВ проводилась на этапе разработки соответствующего проекта нормативного правового акта;
обязательные требования - содержащиеся в нормативных правовых актах требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы;
оценка фактического воздействия нормативных правовых актов (далее - ОФВ) - процедура, которая проводится в отношении:
а) нормативных правовых актов Самарской области, проекты которых, имевшие высокую и среднюю степени регулирующего воздействия, проходили ОРВ (далее - ОФВ НПА);
б) нормативных правовых актов Самарской области, содержащих обязательные требования (далее - ОФВ ОТ).
ОФВ проводится в целях анализа достижения целей регулирования, заявленных в отчете о результатах проведения ОРВ (при наличии), определения и оценки фактических положительных и отрицательных последствий принятия нормативных правовых актов, а также выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и иной экономической деятельности и (или) приводящих к возникновению необоснованных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
ОФВ ОТ проводится в целях, указанных в абзаце десятом настоящего пункта, а также в целях анализа обоснованности установленных обязательных требований, определения и оценки фактических последствий их установления, выявления избыточных условий, ограничений, запретов, обязанностей, оценки соответствия принципам установления и оценки применения обязательных требований, установленным статьей 4 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ) и статьей 2 Закона Самарской области "Об обязательных требованиях, устанавливаемых нормативными правовыми актами Самарской области, и внесении изменений в статью 5.1 Закона Самарской области "О нормативных правовых актах Самарской области" (далее - Закон Самарской области N 62-ГД);
публичные консультации - открытое обсуждение с лицами, интересы которых затрагиваются вводимым (или существующим) правовым регулированием (далее - заинтересованные лица), проекта или действующего нормативного правового акта, организуемое органом-разработчиком и (или) уполномоченным органом в ходе проведения процедур ОРВ, ОФВ или экспертизы;
участники публичных консультаций - физические и юридические лица, общественные объединения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, объединения потребителей, саморегулируемые организации, научно-экспертные организации, федеральные органы исполнительной власти (их территориальные подразделения), государственные органы Самарской области, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Самарской области, органы местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области;
дополнительные публичные консультации - открытое обсуждение с заинтересованными лицами проекта нормативного правового акта (нормативного правового акта), организуемое органами-разработчиками и (или) уполномоченным органом при подготовке заключения об ОРВ, ОФВ, об экспертизе.";
в пункте 2.3:
абзац двенадцатый признать утратившим силу;
дополнить абзацем следующего содержания:
"проекты нормативных правовых актов, разработанные в связи с мобилизацией в Российской Федерации, проведением специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской области и Запорожской области.";
пункт 2.5 дополнить абзацами следующего содержания:
"Целями проведения публичных консультаций по проекту нормативного правового акта являются:
а) сбор мнений заинтересованных лиц в отношении выявленной проблемы и обоснованности окончательного выбора варианта предлагаемого правового регулирования органом-разработчиком;
б) установление степени объективности количественных и качественных оценок, касающихся групп потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и возможных выгод и издержек указанных групп, а также доходов и расходов бюджета Самарской области, связанных с введением указанного варианта предлагаемого правового регулирования;
в) определение достижимости целей предлагаемого правового регулирования, поставленных органом-разработчиком, а также возможных рисков, связанных с введением соответствующего правового регулирования;
г) оценка заинтересованными лицами качества подготовки соответствующего проекта нормативного правового акта с точки зрения соответствия цели выбранного варианта предлагаемого правового регулирования.
При подготовке проекта нормативного правового акта низкой степени регулирующего воздействия органом-разработчиком, проводящим ОРВ, на официальном сайте ОРВ размещаются в соответствующие сроки проект нормативного правового акта, пояснительная записка, финансово-экономическое обоснование (при наличии), отчет, заключение об ОРВ, принятый нормативный правовой акт.";
пункт 2.6 изложить в следующей редакции:
"2.6. Уведомление должно содержать:
а) вид, наименование и планируемый срок вступления в силу проекта нормативного правового акта в случае его принятия;
б) сведения об органе, проводящем ОРВ (его наименование и местонахождение, контактный телефон (телефоны), адрес электронной почты);
в) указание на полномочия органа государственной власти Самарской области по разработке проекта нормативного правового акта;
г) краткое обоснование необходимости разработки проекта нормативного правового акта;
д) описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый к отражению в проекте нормативного правового акта способ правового регулирования, и описание способа правового регулирования, основных условий его применения;
е) круг субъектов, на которых будет распространено действие проекта нормативного правового акта, а также сведения о необходимости или отсутствии необходимости установления переходного периода при введении в действие проекта нормативного правового акта в случае его принятия;
ж) срок, в течение которого органом, проводящим ОРВ, принимаются предложения относительно содержания проекта нормативного правового акта, возможных последствий его применения и альтернативных вариантов правового регулирования, а также предложения по совершенствованию практики применения действующих нормативных правовых актов, исключающие необходимость принятия проекта нормативного правового акта. Срок приема соответствующих предложений не может составлять меньше определенного пунктом 2.13 настоящего Порядка количества календарных дней со дня размещения органом-разработчиком уведомления на официальном сайте ОРВ. В уведомлении указывается способ (способы) представления предложений, удобный (удобные) для участников публичных консультаций. В обязательном порядке должны приниматься предложения, присланные в электронной форме на указанный в уведомлении адрес электронной почты органа, проводящего ОРВ;
з) информацию об органе-разработчике (его наименование и местонахождение, контактный телефон (телефоны), адреса его официального сайта и электронной почты) в случае, если ОРВ проводится уполномоченным органом, не являющимся органом-разработчиком по отношению к соответствующему проекту нормативного правового акта;
и) иную информацию, относящуюся, по мнению органа, проводящего ОРВ, к сведениям о разработке проекта нормативного правового акта;
к) сравнение возможных вариантов решения проблемы на основании следующих критериев:
содержание варианта решения выявленной проблемы;
качественная характеристика и оценка численности потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования в среднесрочном периоде;
оценка дополнительных расходов (доходов) потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования, связанных с его введением;
оценка расходов (доходов) бюджета Самарской области, связанных с введением предлагаемого правового регулирования;
оценка возможности достижения заявленных целей предлагаемого правового регулирования посредством применения рассматриваемых вариантов предлагаемого правового регулирования;
оценка рисков неблагоприятных последствий;
оценка соответствия принципам установления и оценки применения обязательных требований, установленным статьей 4 Федерального закона N 247-ФЗ и статьей 2 Закона Самарской области N 62-ГД, а также обоснование вывода (если предлагаемое регулирование предполагает введение обязательных требований);
л) перечень вопросов для участников публичных консультаций.
Органу-разработчику необходимо включать в данный перечень дополнительные вопросы, исходя из специфики предлагаемого им регулирования.
Форма уведомления представлена в приложении 1 к настоящему Порядку.";
пункт 2.7 изложить в следующей редакции:
"2.7. Орган, проводящий ОРВ, извещает о размещении уведомления в срок не позднее 3 рабочих дней со дня его размещения с указанием ссылки на уведомление:
а) заинтересованные государственные органы Самарской области, в том числе Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Самарской области;
б) профильные комитеты Самарской Губернской Думы;
в) заинтересованные органы местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области;
г) организации, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе организации, с которыми уполномоченным органом заключается соглашение о взаимодействии при проведении ОРВ, размещаемое на официальном сайте уполномоченного органа https://economy.samregion.ru (далее - официальный сайт уполномоченного органа) в разделе "Оценка регулирующего воздействия";
д) иные организации, экспертов в соответствующей сфере регулирования, которых орган-разработчик вправе привлечь к подготовке проекта нормативного правового акта.";
пункт 2.11 изложить в следующей редакции:
"2.11. По завершении публичных консультаций, а в случае их непроведения - после разработки проекта нормативного правового акта орган, проводящий ОРВ, подготавливает отчет, который должен содержать следующие сведения:
а) степень регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта;
б) описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ правового регулирования, оценку негативных эффектов, возникающих в связи с наличием рассматриваемой проблемы;
в) цели предлагаемого правового регулирования;
г) основные группы субъектов предпринимательской, инвестиционной или иной экономической деятельности, иные субъекты, включая органы государственной власти и органы местного самоуправления, интересы которых будут затронуты предлагаемым проектом нормативного правового акта;
д) новые функции, полномочия, обязанности и права органов публичной власти или сведения об их изменении проектом нормативного правового акта, а также порядок их реализации (осуществления);
е) новые запреты, обязанности или ограничения для субъектов предпринимательской, инвестиционной или иной экономической деятельности либо сведения об изменении содержания существующих запретов, обязанностей и ограничений, а также порядок организации исполнения вводимых положений;
ж) альтернативные варианты правового регулирования в целях решения проблемы, на урегулирование которой направлен проект нормативного правового акта;
з) оценку органа, проводящего ОРВ, степени и сроков достижения цели правового регулирования при выборе каждого варианта правового регулирования (предусмотренного проектом нормативного правового акта и альтернативными вариантами);
и) оценку выгод и издержек от выбора каждого варианта правового регулирования как для субъектов предпринимательской, инвестиционной или иной экономической деятельности, так и для различных социальных групп, граждан (потребителей), государства и общества в целом, в том числе оценку соответствующих возможных расходов (доходов) областного бюджета и местных бюджетов. Информация об источниках данных и методах расчетов должна обеспечивать возможность их верификации. Если расчеты произведены на основании данных, не опубликованных в открытых источниках, такие данные должны быть приведены в приложении к отчету в полном объеме;
к) оценку рисков недостижения целей правового регулирования, а также возможных негативных последствий от введения правового регулирования;
л) предполагаемую дату вступления в силу проекта нормативного правового акта, необходимость установления переходных положений (переходного периода);
м) описание методов контроля эффективности предусмотренного в проекте нормативного правового акта способа достижения цели правового регулирования;
н) индикативные показатели и иные способы (методы) оценки достижения заявленных целей правового регулирования;
о) сведения о всех предложениях участников публичных консультаций (в случае их проведения) и комментарии органа, проводящего ОРВ, по учету (неучету) соответствующих предложений. В случае неучета предложений участников публичных консультаций в отчете отражается мотивация неучета соответствующих предложений, а в адрес участника публичных консультаций, от которого поступило данное предложение, направляется мотивированный ответ;
п) источники использованных при подготовке отчета данных;
р) необходимые для достижения заявленных целей регулирования организационно-технические, методологические, информационные и иные мероприятия;
с) указание на наличие или отсутствие в проекте нормативного правового акта обязательных требований;
т) иные сведения, которые, по мнению органа-разработчика, позволяют оценить обоснованность предлагаемого регулирования;
у) анализ международного опыта и (или) опыта других субъектов Российской Федерации в соответствующей сфере регулирования общественных отношений, отражающий наличие (отсутствие) в нормативных правовых актах других субъектов Российской Федерации положений, аналогичных положениям, предлагаемым к принятию органом-разработчиком, выводы по итогам проведенного анализа, а также иные сведения по усмотрению органа, проводящего ОРВ.
При проведении ОРВ органу-разработчику необходимо определить показатели, на основании которых можно сделать вывод о достижении или недостижении целей регулирования, и срок их оценки, который не должен превышать 5 лет. В случае принятия предлагаемого регулирования органу-разработчику необходимо обеспечить мониторинг правоприменительной практики, в том числе сбор данных для расчета фактических значений указанных показателей.
При принятии решения о необходимости введения предлагаемого правового регулирования органу-разработчику необходимо выбирать наилучший из имеющихся вариантов предлагаемого правового регулирования, на его основе разрабатывать соответствующий проект нормативного правового акта и формировать отчет об ОРВ в отношении указанного проекта нормативного правового акта.
Выбор наилучшего варианта предлагаемого правового регулирования необходимо основывать на оценке и сопоставлении качественных и количественных параметров положительных и (или) отрицательных последствий введения каждого из возможных способов правового регулирования между собой и с существующим к моменту проведения процедуры ОРВ правовым регулированием соответствующей сферы общественных отношений.
Выбор наилучшего варианта правового регулирования необходимо осуществлять с учетом следующих основных критериев:
1) эффективность, определяемая высокой степенью вероятности достижения заявленных целей регулирования;
2) уровень и степень обоснованности предполагаемых затрат потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
3) предполагаемая польза для соответствующей сферы общественных отношений, выражающаяся в создании благоприятных условий для ее развития.
Отчет подписывается руководителем органа, проводящего ОРВ.
Форма отчета представлена в приложении 2 к настоящему Порядку.";
пункт 2.13 изложить в следующей редакции:
"2.13. Срок проведения публичных консультаций (приема предложений от участников публичных консультаций) устанавливается органом, проводящим ОРВ, с учетом степени регулирующего воздействия положений, содержащихся в проекте нормативного правового акта, но не может составлять менее:
а) 10 рабочих дней - для проектов нормативных правовых актов, содержащих положения, имеющие высокую или среднюю степень регулирующего воздействия;
б) 5 рабочих дней - для проектов нормативных правовых актов:
содержащих положения, имеющие низкую степень регулирующего воздействия (в случае принятия органом, проводящим ОРВ, решения о проведении публичных консультаций);
устанавливающих (изменяющих) подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) на товары (услуги) в соответствии с действующим законодательством, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской, инвестиционной и иной экономической деятельности и устанавливающих новые или изменяющих действующие обязанности субъектов предпринимательской, инвестиционной и иной экономической деятельности, за исключением проектов нормативных правовых актов, указанных в подпункте "в" пункта 1.1 настоящего Порядка (независимо от степени регулирующего воздействия (в том числе высокой или средней) положений, содержащихся в проекте нормативного правового акта);
утверждающих (изменяющих) административные регламенты предоставления государственных услуг (независимо от степени регулирующего воздействия (в том числе высокой или средней) положений, содержащихся в проекте нормативного правового акта);
утверждающих (изменяющих) положения о региональных видах контроля (надзора) (независимо от степени регулирующего воздействия (в том числе высокой или средней) положений, содержащихся в проекте нормативного правового акта).
В случае если в срок проведения публичных консультаций входят дни, объявленные в соответствии с указами Президента Российской Федерации нерабочими днями, срок проведения публичных консультаций исчисляется не в рабочих, а в календарных днях.";
в пункте 2.18:
абзац восьмой изложить в следующей редакции:
"В случае отсутствия в отчете сведений, обязательных к отражению в нем в соответствии с пунктом 2.11 настоящего Порядка, заключение об ОРВ уполномоченным органом не подготавливается, а также отчет и проект нормативного правового акта со всеми приложениями возвращаются уполномоченным органом для доработки органу-разработчику в течение 3 рабочих дней со дня поступления отчета в уполномоченный орган.";
дополнить абзацем следующего содержания:
"Орган-разработчик дорабатывает отчет в течение 5 рабочих дней со дня получения органом-разработчиком письма уполномоченного органа о возврате на доработку отчета. В случае непоступления в уполномоченный орган доработанного отчета по истечении указанного в настоящем абзаце срока отчет считается непредставленным, заключение об ОРВ уполномоченным органом не подготавливается.";
пункт 2.23 изложить в следующей редакции:
"2.23. Заключение об ОРВ подготавливается уполномоченным органом в срок не более 20 рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган любым из способов, указанных в пункте 2.17 настоящего Порядка, проекта нормативного правового акта, отчета (доработанного в соответствии с абзацем восьмым пункта 2.18 настоящего Порядка), пояснительной записки и финансово-экономического обоснования (при наличии), а в отношении проектов нормативных правовых актов, разработанных в связи с противодействием внешнему санкционному давлению и затрагивающих вопросы предоставления мер государственной поддержки, а также разработанных в связи с мобилизацией в Российской Федерации, проведением специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской области и Запорожской области, - в срок не более 10 рабочих дней.";
в абзаце третьем пункта 2.24 после слов "на заседании Совета вопрос о разногласиях рассматривается" дополнить словами "вице-губернатором -";
дополнить пунктами 2.27, 2.28 следующего содержания:
"2.27. В случае если уполномоченным органом подготовлено отрицательное заключение об ОРВ, то органы-разработчики устраняют замечания в срок, не превышающий 90 календарных дней со дня подписания заключения об ОРВ. При этом срок может быть продлен на 30 календарных дней (при наличии объективных причин невозможности принятия проекта нормативного правового акта).
2.28. Не допускается принятие нормативных правовых актов, подлежащих ОРВ, без положительного заключения об ОРВ.";
в пункте 3.1:
после подпункта "б" дополнить абзацем следующего содержания:
"Нормативные правовые акты, предложенные к включению в ежегодный план экспертиз на соответствующий год уполномоченным органом, подлежат обязательному включению органом-разработчиком в ежегодный план экспертиз.";
абзац четвертый дополнить предложением следующего содержания:
"Изменение либо дополнение ежегодного плана экспертиз (в случае необходимости) производится в том же порядке, в котором производится его утверждение.";
пункт 3.5 изложить в следующей редакции:
"3.5. Орган, проводящий ОРВ, извещает о размещении уведомления в срок не позднее 3 рабочих дней со дня его размещения с указанием ссылки на уведомление:
а) заинтересованные государственные органы Самарской области, в том числе Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Самарской области;
б) профильные комитеты Самарской Губернской Думы;
в) заинтересованные органы местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области;
г) организации, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе организации, с которыми уполномоченным органом заключается соглашение о взаимодействии при проведении ОРВ, размещаемое на официальном сайте уполномоченного органа в разделе "Оценка регулирующего воздействия";
д) иные организации, экспертов в соответствующей сфере регулирования, которых орган-разработчик вправе привлечь к подготовке проекта нормативного правового акта.";
пункт 3.17 дополнить абзацем следующего содержания:
"При наличии заключения об экспертизе, в котором сделаны выводы о несоблюдении или неполном соблюдении установленного порядка проведения экспертизы и (или) о выявлении в нормативном правовом акте положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, и несогласии органа-разработчика с позицией уполномоченного органа, изложенной в заключении об экспертизе, а также при недостижении согласованного решения на заседании Совета вопрос о разногласиях рассматривается вице-губернатором - руководителем Администрации Губернатора Самарской области (по постановлениям Губернатора Самарской области), первым вице-губернатором - председателем Правительства Самарской области (по проектам законов Самарской области, вносимым Губернатором Самарской области, Правительством Самарской области на рассмотрение Самарской Губернской Думы в порядке реализации права законодательной инициативы, проектам постановлений, распоряжений Правительства Самарской области) или на заседании Правительства Самарской области.";
дополнить пунктом 3.20 следующего содержания:
"3.20. В случае если в ходе проведения экспертизы сделан вывод о необходимости внесения изменений в действующую редакцию нормативного правового акта, орган-разработчик обязан обеспечить внесение соответствующих изменений не позднее 90 календарных дней со дня подписания заключения об экспертизе. При этом срок может быть продлен на 30 календарных дней (при наличии объективных причин невозможности принятия проекта нормативного правового акта).";
пункт 4.1 изложить в следующей редакции:
"4.1. ОФВ проводится на основе ежегодного плана проведения ОФВ (далее - ежегодный план ОФВ) в отношении нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, а также иных нормативных правовых актов, в отношении проектов которых, имевших высокую и среднюю степени регулирующего воздействия, проводилась ОРВ:
а) органами-разработчиками;
б) уполномоченным органом.
Ежегодные планы ОФВ составляются органами-разработчиками и уполномоченным органом для проведения ОФВ соответствующими органами, подписываются руководителями соответствующих органов и размещаются на официальном сайте ОРВ не позднее 1 декабря года, предшествующего году, в котором планируется проведение ОФВ. Не позднее 1 ноября года, предшествующего году, в котором планируется проведение ОФВ, проекты ежегодных планов ОФВ, подготовленные органами-разработчиками, представляются в уполномоченный орган для согласования. Утверждение ежегодных планов ОФВ органами-разработчиками осуществляется после согласования ежегодных планов ОФВ уполномоченным органом. Срок согласования ежегодного плана ОФВ или направления органу-разработчику, представившему ежегодный план ОФВ, мотивированного отказа в согласовании составляет не более 10 календарных дней со дня поступления соответствующего ежегодного плана ОФВ в уполномоченный орган. В случае отказа уполномоченным органом в согласовании ежегодного плана ОФВ он дорабатывается соответствующим органом-разработчиком с учетом предложений уполномоченного органа и повторно представляется в уполномоченный орган не позднее 15 ноября года, предшествующего году, в котором планируется проведение ОФВ.
Ежегодные планы ОФВ составляются с учетом предложений субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, общественных объединений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, объединений потребителей, саморегулируемых организаций, осуществляющих деятельность на территории Самарской области, научно-экспертных организаций, исполнительных органов государственной власти Самарской области, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Самарской области, Самарской Губернской Думы, органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области, а также с учетом поручений Губернатора Самарской области, первого вице-губернатора - председателя Правительства Самарской области, заместителей председателя Правительства Самарской области.
В ежегодный план ОФВ в первую очередь необходимо включать нормативные правовые акты в следующих случаях:
а) получение отрицательного заключения об ОРВ от уполномоченного органа;
б) недостижение целей правового регулирования, заявленных при проведении ОРВ;
в) наличие положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и иной экономической деятельности;
г) общественная значимость проблемы, на решение которой направлено правовое регулирование;
д) поступление предложений от субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, общественных объединений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, уполномоченного органа;
е) наличие информации об избыточных расходах на соблюдение обязательных требований, возникающих у субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности (в случае проведения ОФВ ОТ);
ж) истечение срока действия нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, в году, следующем за текущим (в случае проведения ОФВ ОТ).
Орган-разработчик не позднее чем за 30 календарных дней до направления проекта ежегодного плана ОФВ в уполномоченный орган уведомляет уполномоченный орган и организации, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе организации, с которыми уполномоченным органом заключено соглашение о взаимодействии при проведении ОРВ, указанное в подпункте "в" пункта 2.7 настоящего Порядка, о приеме предложений по формированию ежегодного плана ОФВ на следующий календарный год и сроках приема таких предложений.
По результатам рассмотрения полученных предложений орган-разработчик включает предложенные нормативные правовые акты в ежегодный план ОФВ или отказывает в учете поступивших предложений и направляет в адрес лица, направившего предложения, и уполномоченного органа письма с мотивированным обоснованием причин отказа.
Нормативные правовые акты, предложенные к включению в ежегодный план ОФВ на соответствующий год уполномоченным органом, подлежат обязательному включению органом-разработчиком в ежегодный план ОФВ.
Изменение либо дополнение ежегодного плана ОФВ (в случае необходимости) производится в том же порядке, в котором производится его утверждение.
В случае непревышения порогового значения количества нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, планируемых к включению в ежегодные планы ОФВ ОТ (не более 30 нормативных правовых актов в год в целом по всем органам-разработчикам), оценка применения обязательных требований проводится в форме ОФВ ОТ.
Форма ежегодного плана ОФВ представлена в приложении 6 к настоящему Порядку.";
пункт 4.5 изложить в следующей редакции:
"4.5. Орган, проводящий ОРВ, извещает о размещении уведомления в срок не позднее 3 рабочих дней со дня его размещения с указанием ссылки на уведомление:
а) заинтересованные государственные органы Самарской области, в том числе Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Самарской области;
б) профильные комитеты Самарской Губернской Думы;
в) заинтересованные органы местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области;
г) организации, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе организации, с которыми уполномоченным органом заключается соглашение о взаимодействии при проведении ОРВ, размещаемое на официальном сайте уполномоченного органа в разделе "Оценка регулирующего воздействия";
д) иные организации, экспертов в соответствующей сфере регулирования, которых орган-разработчик вправе привлечь к подготовке проекта нормативного правового акта.";
пункт 4.7 изложить в следующей редакции:
"4.7. По завершении публичных консультаций орган, проводящий ОФВ, не позднее чем в течение 10 рабочих дней со дня окончания публичных консультаций подготавливает отчет, который должен содержать следующие сведения:
а) описание проблемы, на решение которой направлен закрепленный нормативным правовым актом способ регулирования, оценку негативных эффектов, возникающих в связи с наличием рассматриваемой проблемы;
б) альтернативные варианты правового регулирования в целях решения проблемы, на урегулирование которой направлен нормативный правовой акт;
в) оценку органа, проводящего ОФВ, степени и сроков достижения цели правового регулирования при выборе каждого варианта правового регулирования (предусмотренного нормативным правовым актом и альтернативными вариантами);
г) оценку выгод и издержек от выбора каждого варианта правового регулирования как для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, так и для различных социальных групп, граждан (потребителей), государства и общества в целом, в том числе оценку соответствующих расходов (возможных расходов) и доходов (возможных доходов) областного бюджета и местных бюджетов. Информация об источниках данных и методах расчетов должна обеспечивать возможность их верификации. Если расчеты произведены на основании данных, не опубликованных в открытых источниках, такие данные должны быть приведены в приложении к отчету в полном объеме;
д) оценку степени достижения целей правового регулирования, в том числе по конкретным индикативным показателям;
е) сведения о проведении ОРВ проекта нормативного правового акта и ее результатах, включая выводы по итогам проведения органом-разработчиком оценки фактических положительных и отрицательных последствий принятия нормативного правового акта, а также ссылку на размещенный отчет об ОРВ на официальном сайте ОРВ либо на официальном сайте органа-разработчика (в случае, если отчет об ОРВ был размещен до 05.07.2022);
ж) сравнительный анализ установленных в отчете прогнозных индикаторов достижения целей и их фактических значений в соответствии с отчетом. Приводятся также методики расчета индикаторов и источники использованных данных. Для оценки фактических значений показателей необходимо использовать официальные статистические данные, экспертные оценки, данные социологических опросов и другие верифицируемые источники информации. Методики и источники данных для расчета фактических значений установленных показателей должны соответствовать методикам и источникам данных, которые использовались при расчете целевых индикаторов в рамках ОРВ проекта нормативного правового акта;
з) анализ фактических положительных и отрицательных последствий установленного правового регулирования в сравнении с прогнозными положительными и отрицательными последствиями, зафиксированными в сводном отчете, в том числе расчет фактических затрат субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности на соблюдение обязательных требований;
и) результаты предыдущих ОФВ данного нормативного правового акта (при наличии);
к) иные сведения, которые позволяют оценить фактическое воздействие правового регулирования, указанные по инициативе органа-разработчика;
л) информация о плановых и фактических значениях индикативных показателей достижения целей правового регулирования. Приводятся также методики расчета показателей и источники использованных данных. Для оценки фактических значений показателей надлежит использовать официальные статистические данные, экспертные оценки, данные социологических опросов и другие верифицируемые источники информации. Методики и источники данных для расчета фактических значений установленных показателей должны соответствовать методикам и источникам данных, которые использовались при расчете целевых индикаторов в рамках ОРВ проекта нормативного правового акта;
м) верифицируемые источники данных о фактических значениях индикативных показателей достижения целей правового регулирования;
н) сведения о предложениях участников публичных консультаций и комментарии органа, проводящего ОФВ, по учету (неучету) соответствующих предложений. В случае неучета предложений участников публичных консультаций в отчете отражается обоснование неучета соответствующих предложений;
о) источники использованных при подготовке отчета данных;
п) анализ рисков существующего правового регулирования, а также негативных последствий от действующего правового регулирования;
р) информация о выявленных положениях, затрудняющих ведение предпринимательской и иной экономической деятельности и (или) приводящих к возникновению необоснованных расходов бюджетов бюджетной системы;
с) анализ международного опыта и (или) опыта других субъектов Российской Федерации в соответствующей сфере регулирования общественных отношений, отражающий наличие (отсутствие) в нормативных правовых актах других субъектов Российской Федерации положений, аналогичных положениям, предлагаемым к принятию (изменяемым, отменяемым) органом-разработчиком, выводы по итогам проведенного анализа, а также иные сведения по усмотрению органа, проводящего ОФВ;
т) анализ обоснованности установленных обязательных требований и оценка эффективности введения обязательных требований (в случае проведения ОФВ ОТ);
у) вывод о достижении или недостижении целей введения обязательных требований (в случае проведения ОФВ ОТ);
ф) определение и оценка фактических последствий установления обязательных требований (в случае проведения ОФВ ОТ);
х) вывод об учете принципов установления и оценки применения обязательных требований, установленных статьей 4 Федерального закона N 247-ФЗ и статьей 2 Закона Самарской области N 62-ГД, а также обоснование вывода (в случае проведения ОФВ ОТ);
ц) информация о выявленных избыточных условиях, ограничениях, запретах, обязанностях (в случае проведения ОФВ ОТ).
По итогам проведения ОФВ должно быть принято одно из следующих решений:
а) о необходимости сохранения нормативного правового акта без изменений, а в отношении нормативных правовых актов, для которых установлен срок действия, - продление срока их действия;
б) о необходимости внесения изменений в нормативный правовой акт, в том числе в части продления сроков действия в отношении нормативных правовых актов, для которых установлен срок действия;
в) о необходимости признания утратившим силу нормативного правового акта.
Отчет подписывается руководителем органа, проводящего ОФВ.
Форма отчета представлена в приложении 8 к настоящему Порядку.";
пункт 4.11 изложить в следующей редакции:
"4.11. При подготовке заключения об ОФВ уполномоченный орган осуществляет оценку содержания нормативного правового акта и отчета на предмет:
а) соответствия установленным настоящим Порядком требованиям к проведению процедуры ОФВ, в том числе к срокам осуществления отдельных действий;
б) соответствия результатов выполненной процедуры ОФВ целям проведения ОФВ;
в) соответствия содержания отчета требованиям настоящего Порядка;
г) достаточности предложенных в отчете альтернативных вариантов правового регулирования (по отношению к варианту правового регулирования, предусмотренному в нормативном правовом акте);
д) комплексной оценки системы обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах в соответствующей сфере общественных отношений, оценки достижения целей введения обязательных требований, оценки эффективности введения обязательных требований, выявленных избыточных обязательных требований (в случае проведения ОФВ ОТ);
е) учета принципов установления и оценки применения обязательных требований, установленных статьей 4 Федерального закона N 247-ФЗ и статьей 2 Закона Самарской области N 62-ГД, а также обоснование вывода (в случае проведения ОФВ ОТ);
ж) обоснованности выводов, содержащихся в отчете.
В случае отсутствия в отчете сведений, обязательных к отражению в нем в соответствии с пунктом 4.7 настоящего Порядка, отчет возвращается уполномоченным органом для доработки органу-разработчику в течение 3 рабочих дней со дня поступления отчета в уполномоченный орган.";
пункт 4.13 изложить в следующей редакции:
"4.13. В заключении об ОФВ уполномоченным органом отражаются выводы об оценке достижения целей правового регулирования, заявленных в отчете о результатах проведения оценки регулирующего воздействия (при наличии), определении и оценке фактических положительных и отрицательных последствий принятия нормативных правовых актов, выявлении в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и иной экономической деятельности и (или) приводящих к возникновению необоснованных расходов бюджетов бюджетной системы Самарской области (местных бюджетов), а также обоснование выводов и иные замечания и предложения.
При проведении ОФВ ОТ дополнительно к выводам, установленным абзацем первым настоящего пункта, в заключении об ОФВ отражаются выводы об оценке соответствия обязательных требований принципам установления и оценки применения обязательных требований, установленным статьей 4 Федерального закона N 247-ФЗ и статьей 2 Закона Самарской области N 62-ГД.
Форма заключения об ОФВ утверждается уполномоченным органом.";
пункт 4.17 дополнить абзацем следующего содержания:
"При наличии заключения об ОФВ, в котором сделаны выводы о несоблюдении или неполном соблюдении установленного порядка проведения ОФВ и (или) о выявлении в нормативном правовом акте положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности, и несогласии органа-разработчика с позицией уполномоченного органа, изложенной в заключении, а также при недостижении согласованного решения на заседании Совета вопрос о разногласиях рассматривается вице-губернатором - руководителем Администрации Губернатора Самарской области (по постановлениям Губернатора Самарской области), первым вице-губернатором - председателем Правительства Самарской области (по проектам законов Самарской области, вносимым Губернатором Самарской области, Правительством Самарской области на рассмотрение Самарской Губернской Думы в порядке реализации права законодательной инициативы, проектам постановлений, распоряжений Правительства Самарской области) или на заседании Правительства Самарской области.";
в пункте 5.1 слова "доклад о развитии и результатах процедуры ОРВ, экспертизы и ОФВ в Самарской области" заменить словами "доклад о развитии и результатах процедуры ОРВ, экспертизы, ОФВ и о достижении целей введения обязательных требований в Самарской области";
в пункте 5.2 после слов "сайте" дополнить словами "и на официальном сайте ОРВ";
приложение 1 к Порядку изложить в редакции согласно приложению 1 к настоящему постановлению;
приложение 2 к Порядку изложить в редакции согласно приложению 2 к настоящему постановлению;
приложение 5 к Порядку изложить в редакции согласно приложению 3 к настоящему постановлению;
приложение 6 к Порядку изложить в редакции согласно приложению 4 к настоящему постановлению;
приложение 8 к Порядку изложить в редакции согласно приложению 5 к настоящему постановлению.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министерство экономического развития и инвестиций Самарской области.
3. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Врио первого вице-губернатора - |
В.В. Кудряшов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Самарской области от 26 октября 2023 г. N 863 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 24.06.2014 N 352 "Об организации системы проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, экспертизы и оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Самарской области"
Вступает в силу с 30 октября 2023 г.
Опубликование:
официальный сайт Правительства Самарской области (pravo.samregion.ru) 30 октября 2023 г.
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 1 ноября 2023 г. N 6300202311010019