Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Пояснительная записка к прогнозу
Прогноз разработан на основе сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и на плановый период, тенденций развития Омской области за предшествующие годы, фактически складывающейся ситуации в текущем финансовом году, прогнозных данных о деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляемой на территории Омской области, на очередной финансовый год и на плановый период, мер по социально-экономическому развитию Омской области, предусмотренных областным законодательством, информации органов исполнительной власти Омской области.
Показатели прогноза рассчитаны исходя из необходимости выполнения задач, установленных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Общенациональным планом действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения, Стратегией социально-экономического развития Омской области до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 12 октября 2022 года N 543-п, концепциями и планами мероприятий по развитию отраслей экономики и социальной сферы Омской области.
При разработке прогноза уточнены параметры планового периода прогноза социально-экономического развития Омской области на 2023 год и на период до 2025 года, одобренного распоряжением Правительства Омской области от 26 октября 2022 года N 235-рп. С учетом действия санкционных ограничений, введенных рядом недружественных стран, в условиях медленной перестройки производственно-логистических цепочек, существенного снижения цен на товары российского экспорта уточнены прогнозные оценки объема инвестиций в основной капитал. В связи с поступлением официальной статистической информации за 2021 - 2022 годы, а также динамикой восстановительного роста в 2023 году ряда основных показателей социально-экономического развития Омской области скорректирован в сторону повышения прогноз показателей валового регионального продукта (далее - ВРП), промышленного производства, оборота розничной торговли, среднемесячной номинальной начисленной заработной платы, среднемесячного дохода от трудовой деятельности, среднедушевых денежных доходов населения.
В 2022 году индекс промышленного производства в Омской области составил 105,7 процента к уровню 2021 года, что в основном обусловлено ростом объема обрабатывающих производств (на 6,4 процента).
Увеличены объемы производства кокса и нефтепродуктов (на 8,5 процента к уровню 2021 года), резиновых и пластмассовых изделий (на 12,3 процента), компьютеров, электронных и оптических изделий (на 6,5 процента), металлургических изделий (на 26,3 процента), электрического оборудования (на 6,5 процента), лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях (на 37,6 процента), пищевых продуктов (на 4,9 процента), напитков (на 2,7 процента).
Объем производства сельскохозяйственной продукции в 2022 году составил 127,8 млрд. рублей, или 100,4 процента к уровню 2021 года. Собрано 2916,4 тыс. т зерна (в весе после доработки), или 99,3 процента к уровню 2021 года, что соответствует 3-му месту среди субъектов Сибирского федерального округа. По производству продукции животноводства Омская область занимала среди субъектов Сибирского федерального округа 4 место по производству мяса (190,9 тыс. т), 3 место по производству молока (608,3 тыс. т), 5 место по производству яиц (871,2 млн. штук).
Объем инвестиций в основной капитал по итогам 2022 года составил 191,4 млрд. рублей и в сопоставимых ценах сократился на 14,3 процента к уровню 2021 года. На инвестиционную активность значительное влияние оказали импортные и экспортные ограничения, структурные перестройки производственно-логичестических цепочек, ограниченные возможности переориентации поставок, финансовые риски, а также инфляционный рост стоимости строительных материалов, оборудования и сырья.
Объем ввода в эксплуатацию жилья в 2022 году составил 693,4 тыс. кв. м, что на 8,4 процента выше уровня 2021 года.
Прибыль прибыльных организаций (без учета деятельности банков, а также обособленных подразделений организаций) по итогам 2022 года увеличилась на 6,5 процента к уровню 2021 года и составила 118,3 млрд. рублей. Сальдированный финансовый результат (сальдо прибыли и убытков организаций) увеличился до 102,8 млрд. рублей, что выше уровня 2021 года на 9,8 процента.
Индекс потребительских цен на товары и платные услуги в Омской области в декабре 2022 года составил 110,9 процента к декабрю 2021 года.
Потребительский рынок в 2022 году испытывал значительные колебания - от ажиотажного спроса начала года до последующего "сжатия", связанного с переходом населения к модели "сбережения". Оборот розничной торговли составил 429,8 млрд. рублей и в сопоставимых ценах сократился на 6,3 процента к уровню 2021 года. Объем платных услуг населению составил 126,9 млрд. рублей и увеличился на 1,4 процента.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций Омской области в 2022 году выросла на 14,1 процента и составила 46 952,3 рубля, среднедушевые денежные доходы населения Омской области увеличились на 15,8 процента и составили 34 725 рублей.
Уровень зарегистрированной безработицы в среднем за год составил 1,2 процента от численности экономически активного населения. На динамику показателей безработицы оказали влияние принимаемые меры по поддержке занятости населения, в том числе в рамках реализации Плана межведомственных мероприятий ("дорожной карты") на 2022 - 2024 годы по реализации II этапа Концепции управления трудовыми ресурсами Омской области до 2025 года и сохранению уровня занятости населения в условиях действия санкционных мер, утвержденного распоряжением Правительства Омской области от 6 апреля 2022 года N 41-рп.
В 2023 году объем ВРП, по оценке, составит 1012,9 млрд. рублей и в сопоставимых ценах увеличится к уровню 2022 года на 1,9 процента. Динамику показателя будут определять объемы промышленного и сельскохозяйственного производства, а также инвестиционная активность организаций.
Индекс промышленного производства в 2023 году, по оценке, составит 104,8 процента к уровню предыдущего года - в основном за счет роста в обрабатывающем секторе (на 5,6 процента), в том числе в результате увеличения объемов производства нефтепродуктов, резиновых и пластмассовых изделий, готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, электронных и оптических изделий, напитков, пищевых продуктов, а также электрического оборудования.
Объем производства продукции сельского хозяйства по итогам 2023 года, по оценке, составит 121,9 млрд. рублей и в сопоставимых ценах сократится на 7,3 процента к уровню 2022 года. Валовый сбор зерна (в весе после доработки) составит 2,3 млн. т. В животноводстве производство мяса составит 192,8 тыс. т, молока - 608,5 тыс. т, яиц - 869,3 млн. штук.
В 2023 году объем инвестиций составит, по оценке, 182,6 млрд. рублей, или 90,2 процента в сопоставимых ценах к уровню 2022 года. Прогнозируемое снижение капитальных вложений в экономику Омской области обусловлено продолжающимся влиянием санкционных ограничений на инвестиционную деятельность организаций, а также высоким уровнем неопределенности, в том числе ожиданием новых санкций со стороны западных партнеров.
За истекший период 2023 года в Омской области реализован ряд крупных инвестиционных проектов. Акционерным обществом (далее - АО) "Газпромнефть-ОНПЗ" введен в эксплуатацию комплекс первичной переработки нефти, обществом с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Логопарк "Солнечный" завершено строительство распределительного центра для нужд торговой сети "Пятерочка", ООО "Компания "Топ Лайн" завершена реконструкция здания в административно-гостиничный комплекс, ООО "Сатурн" - создание нового ресторана "Гурман" по ул. Ленина в городе Омске, ООО "Ретракс" введена в эксплуатацию газонаполнительная компрессорная станция по заправке автотранспортных средств компримированным природным газом.
К числу приоритетных направлений работы органов государственной власти Омской области в прогнозируемом периоде можно отнести проводимую работу по реализации инвестиционных проектов на территории особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Авангард", что позволит обеспечить рост занятости населения, удовлетворение спроса инвесторов на готовые инвестиционные площадки, повышение эффективности бизнеса за счет технологической инфраструктуры и специализированных сервисов, а также достижение целей национальных проектов "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", "Производительность труда и поддержка занятости", "Международная кооперация и экспорт", рост конкурентоспособности экономики Омской области в целом.
Объем ввода в эксплуатацию жилья в 2023 году, по оценке, составит 695,5 тыс. кв. м, что на 0,3 процента выше уровня предыдущего года.
Прибыль прибыльных организаций (без учета деятельности банков, а также обособленных подразделений организаций) в 2023 году, по оценке, составит 133,1 млрд. рублей (112,5 процента к уровню 2022 года). Сальдированный финансовый результат составит 116,2 млрд. рублей (113 процентов к уровню 2022 года).
Индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению в Омской области в декабре 2023 года, по оценке, составит 107,2 процента к декабрю предыдущего года.
Показатели потребительской активности населения Омской области по итогам 2023 года будут демонстрировать положительную динамику. Оборот розничной торговли в 2023 году, по оценке, составит 473,4 млрд. рублей и увеличится на 5,4 процента к уровню 2022 года, объем платных услуг населению - 141,5 млрд. рублей (рост на 0,8 процента).
Среднемесячная заработная плата работников организаций Омской области в 2023 году, по оценке, увеличится до 53,5 тыс. рублей (на 14 процентов относительно уровня 2022 года). Среднедушевые денежные доходы составят 38,8 тыс. рублей (рост на 11,7 процента к уровню 2022 года).
Численность рабочей силы в 2023 году сократится на 1,3 процента к уровню 2022 года и составит 971,3 тыс. человек, показатель зарегистрированной безработицы составит 1 процент от численности рабочей силы.
Развитие региональной экономики и социальной сферы в среднесрочной перспективе прогнозируется по двум вариантам, которые различаются моделями поведения хозяйствующих субъектов и перспективами повышения конкурентоспособности региональной экономики. Динамика ВРП будет формироваться преимущественно под влиянием ситуации, складывающейся в промышленном производстве, сельском хозяйстве, строительстве, сфере торговли и услуг.
Прогноз социально-экономического развития Омской области выполнен на вариативной основе. Первый вариант прогноза сформирован на основе консервативных оценок социально-экономического развития Омской области, предполагающих сдержанный рост экономики в среднесрочной перспективе. В прогнозируемом периоде ожидаются невысокие темпы экономического роста, обусловленные структурными ограничениями для динамичного и сбалансированного развития, умеренный рост прибыли организаций. Темпы роста инвестиций в основной капитал даже при сохранении намеченных инвестиционных программ будут ниже, чем во втором варианте. Более низкие темпы роста основных экономических показателей негативно скажутся на темпах роста заработной платы и доходов населения, а также потребительской активности населения.
Объем ВРП по первому варианту прогноза в 2024 году составит 1091,7 млрд. рублей и в сопоставимых ценах увеличится на 1,5 процента к уровню 2023 года, в 2026 году - 1202,9 млрд. рублей с ростом на 5,3 процента к уровню 2023 года в сопоставимых ценах.
Второй вариант прогноза предполагает более высокие темпы социально-экономического развития Омской области в результате эффективной реализации мер государственной социально-экономической политики, достижения национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2030 года, определенных указами Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", от 16 марта 2022 года N 121 "О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности и защиты населения в Российской Федерации".
В прогнозируемый период на фоне увеличения как внутреннего, так и внешнего спроса, повышения эффективности основного капитала и производительности труда, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью, прогнозируется ускорение темпов роста в обрабатывающих отраслях. Кроме того, планируется завершение ряда значимых инвестиционных проектов в сфере нефтепереработки, создание новых и модернизация действующих мощностей пищевых производств, а также объектов сельскохозяйственного производства.
При успешной реализации комплекса мер экономической политики объем ВРП в 2024 году составит 1102,7 млрд. рублей и в сопоставимых ценах увеличится на 2,8 процента к уровню 2023 года, в 2026 году - 1248,3 млрд. рублей и увеличится на 8,4 процента в сопоставимых ценах к уровню 2023 года.
Объем промышленного производства в 2024 году в сопоставимых ценах по первому варианту прогноза составит 100,8 процента к уровню 2023 года, по второму варианту - 102,3 процента. На динамику показателя в основном окажет влияние прогнозируемое увеличение в обрабатывающих отраслях (на 1,0 - 2,2 процента к уровню 2023 года). Наибольшую долю в структуре обрабатывающих производств Омской области занимают нефтехимический комплекс, пищевая промышленность и машиностроение.
Перспективы отрасли нефтепереработки связаны с реализацией программы модернизации АО "Газпромнефть - Омский НПЗ", которая позволит повысить эффективность переработки нефти и увеличить выпуск средних дистиллятов, различных видов моторного топлива и кокса. При практически полной загрузке производственных мощностей объемы производства нефтепродуктов в 2026 году составят 103,6 - 105,5 процента к уровню 2023 года по вариантам прогноза соответственно.
Положительная динамика ожидается в сфере производства химических веществ и химических продуктов за счет увеличения выпуска полипропилена (ООО "Полном"), фенола, ацетона, синтетического каучука, изопропанола, востребованного в лакокрасочной, химической, авиационной, медицинской, мебельной, пищевой промышленности (АО "Группа компаний "Титан"), организации производства катализаторов каталитического крекинга, катализаторов гидроочистки средних дистиллятов (входящих в состав дизельного топлива) и катализаторов гидрокрекинга вакуумного газойля (ООО "Газпромнефть - Каталитические системы"). Объемы производства по данному виду экономической деятельности в 2026 году увеличатся на 5,1 - 10,7 процента к уровню 2023 года по первому и второму вариантам прогноза соответственно.
Расширение выпуска филиалом АО "Объединенная двигателестроительная корпорация" федерального государственного унитарного предприятия "Омское моторостроительное объединение имени П.И. Баранова" резинотехнических изделий, используемых в производстве авиационных двигателей, а также прогнозируемое в связи с развитием деловой активности в строительной отрасли увеличение производства материалов из пластмассы, применяемых при проведении строительных и подрядных работ, будут способствовать росту объемов производства резиновых и пластмассовых изделий в 2026 году на 6 - 17 процентов к уровню 2023 года по первому и второму вариантам прогноза соответственно.
В машиностроительном комплексе Омской области перспективы связаны с реализацией политики импортозамещения, мер государственной поддержки, в том числе в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 328, государственной программы Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 года N 425-8, а также участием омских предприятий в национальном проекте "Производительность труда", федеральном проекте "Промышленный экспорт".
За счет увеличения объемов производства радиолокационной, радионавигационной аппаратуры и радиоаппаратуры дистанционного управления, интегральных электронных схем в АО "Центральное конструкторское бюро автоматики", цифровых датчиков температуры в АО "Научно-производственное предприятие "Эталон", развития производств новых видов продукции в АО "Омский научно-исследовательский институт приборостроения", ООО "Научно-производственное объединение "Мир", ООО Производственное объединение (далее - ПО) "Высоковольтные электротехнические аппараты", ООО "Юнигрин Электрик", ООО "Электротехника и Автоматика" рост в 2026 году объемов производства электронных и оптических изделий составит 12 - 14,7 процента к уровню 2023 года по первому и второму вариантам прогноза соответственно, объемов производства электрического оборудования - 6,7 - 17,1 процента к уровню 2023 года по первому и второму вариантам прогноза соответственно.
Выпуск машин и оборудования, не включенных в другие группировки, в 2026 году составит в сопоставимых ценах 106 - 110,4 процента к уровню 2023 года по первому и второму вариантам прогноза соответственно. Положительная динамика связана с развитием производства посевных комплексов и почвообрабатывающих агрегатов (федеральное государственное бюджетное учреждение "Омский экспериментальный завод", ООО "Агротехника", ООО "СИБЗАВОДАГРО", ООО "ДиборЭкспорт", ООО "Омсельмаш"), а также оборудования для нефтегазодобычи.
Объем производства автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов к концу прогнозируемого периода увеличится на 4,3 - 11,2 процента к уровню 2023 года по первому и второму вариантам прогноза соответственно в результате увеличения производства комплектующих и принадлежностей для автотранспортных средств, оборудования для сельскохозяйственной техники.
Организация серийного производства ракет-носителей семейства "Ангара" на базе унифицированных ракетных модулей в ПО "Полет" - филиале АО "Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева", строительство испытательного комплекса на площадке филиала публичного АО "ОДК-Сатурн" - "Омское Моторостроительное конструкторское бюро" для проведения опытно-конструкторских работ и изготовления малоразмерных газотурбинных двигателей, а также комплектующих авиационных двигателей в АО "Омское Моторостроительное конструкторское бюро" и АО "Высокие Технологии" позволит обеспечить прирост объемов производства прочих транспортных средств и оборудования в 2026 году на уровне 6,6 - 10,7 процента к 2023 году по первому и второму вариантам прогноза соответственно.
Ожидается увеличение объемов выпуска заготовок и профилей из нелегированной стали, в результате которого выпуск металлургической продукции в 2026 году в сопоставимых ценах составит 102,8 процента к уровню 2023 года по первому варианту прогноза и 106,5 процента по второму варианту прогноза.
В среднесрочном периоде прогнозируется положительная динамика в производстве готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования. В 2026 году объемы производства по данному виду экономической деятельности в сопоставимых ценах составят 107,6 - 111,6 процента к уровню 2023 года по первому и второму вариантам прогноза соответственно за счет увеличения выпуска строительных стальных конструкций в АО "Омский электромеханический завод", фланцев и метизной продукции в ООО "Нефтехимпромторг", стальных котлов водогрейных в закрытом АО "Омский завод инновационных технологий".
Индекс производства по виду экономической деятельности "Ремонт и монтаж машин и оборудования" в 2026 году составит 111,1 - 122,2 процента к уровню 2023 года по первому и второму вариантам прогноза соответственно. Положительная динамика обусловлена увеличением работ по ремонту техники и оборудования на омских предприятиях.
Правительством Омской области планируется реализация мероприятий, направленных на развитие сотрудничества омских промышленных организаций с крупными федеральными и корпоративными заказчиками, содействие устойчивому развитию организаций оборонно-промышленного комплекса, организацию выпуска на данных предприятиях высокотехнологичной и импортозамещающей продукции. Повышению конкурентоспособности и экономической устойчивости промышленного комплекса Омской области будет способствовать реализация государственной программы Омской области "Развитие промышленности и научно-технической деятельности в Омской области".
В пищевой промышленности Омской области перспективным направлением в среднесрочном периоде станет производство молочной продукции, мяса и мясной продукции. Выпуск пищевых продуктов в 2026 году в сопоставимых ценах составит 103,8 - 107 процентов к уровню 2023 года по первому и второму вариантам прогноза соответственно. В отрасли реализуется ряд крупных проектов, включая проекты ООО "Ястро", ООО "АгроТрейд", ООО "Сибирские колбасы", ООО "МельКом-Омск", ООО "ВИТО".
Объем производства напитков в 2026 году в сопоставимых ценах составит 105,7 - 108,2 процента к уровню 2023 года по первому и второму вариантам прогноза соответственно.
К 2026 году по консервативному варианту прогнозируется сокращение объема добычи полезных ископаемых - на 13,4 процента к уровню 2023 года, по базовому варианту предполагается положительная динамика - рост объемов выпуска до 104,8 процента к уровню 2023 года вследствие проведения работ по повышению продуктивности скважин Тевризского газоконденсатного месторождения.
Объем производства по виду экономической деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" в 2026 году составит 100,3 - 114,2 процента к уровню 2023 года по первому и второму вариантам прогноза соответственно.
Деятельность организаций, относящихся к виду экономической деятельности "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений", в среднесрочной перспективе также будет характеризоваться положительной динамикой. По первому варианту объемы производства возрастут незначительно - на 0,3 процента к уровню 2023 года. По второму варианту ожидается рост на 13,5 процента за счет ввода в эксплуатацию мусоросортировочных комплексов и полигонов размещения твердых коммунальных отходов.
Объем производства продукции сельского хозяйства в 2024 году в сопоставимых ценах составит 107,6 - 111,5 процента к уровню 2023 года, в 2026 году - 114,5 - 119,5 процента к уровню 2023 года по первому и второму вариантам прогноза соответственно. Динамика показателя обусловлена реализацией мероприятий, направленных на увеличение объемов производства продукции в отрасли растениеводства посредством применения высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур, осуществления комплекса мероприятий по повышению плодородия почв, а также сохранением устойчивой положительной динамики в животноводстве. К 2026 году ожидается увеличение валового сбора зерна (в весе после доработки) до 3 205 - 3 279 тыс. т, картофеля - до 369 - 376 тыс. т.
В подотраслях "Молочное скотоводство" и "Птицеводство" продолжится реализация мероприятий по повышению продуктивности сельскохозяйственных животных и птицы, совершенствование селекционно-племенной работы, а также ввод в эксплуатацию новых производственных мощностей и завершение реконструкции и модернизации действующих производств. К 2026 году производство яиц увеличится до 872,3 - 873,1 млн. штук, производство мяса составит 198,3 - 200,2 тыс. т.
В среднесрочной перспективе продолжится реализация мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого развития сельского хозяйства и сельских территорий Омской области, в том числе в рамках государственной программы Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области".
Реализация на федеральном и региональном уровнях макроэкономической политики, направленной на рост производительности труда в экономике, снижение административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности, расширение мер поддержки инвестиционной деятельности, будет способствовать улучшению делового и инвестиционного климата в Омской области. Кроме того, повысить конкурентоспособность экономики Омской области, эффективность бизнеса за счет создания технологической инфраструктуры и специализированных сервисов позволит реализация национальных проектов "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", "Производительность труда", "Международная кооперация и экспорт".
Объем инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах в 2024 году сократится на 3,2 процента к уровню 2023 года по первому варианту прогноза. По второму варианту прогноза ожидается рост на 1,2 процента к уровню 2023 года. В последующий период ожидается постепенное восстановление инвестиционной активности организаций, объем инвестиций в основной капитал в 2026 году составит 214,3 - 225,5 млрд. рублей по первому и второму вариантам прогноза соответственно.
В прогнозируемом периоде продолжится реализация крупных инвестиционных проектов: модернизация АО "Газпромнефть - Омский НПЗ", создание производства катализаторов каталитического крекинга и гидропроцессов ООО "Газпромнефть - Каталитические системы", создание установки гидроизодепарафинизации филиалом ООО "Газпромнефть - смазочные материалы" - "Омский завод смазочных материалов", строительство промышленного комплекса по производству графитированных электродов ООО "Газпромнефть - Графитек", создание производства бисфенола А, строительство комплекса по производству эпоксидных смол, строительство завода по производству поликарбонатов, создание производств изомеризации н-бутана и дегидрирования изобутана АО "Группа компаний "Титан", строительство испытательного комплекса для проведения опытно-конструкторских работ и изготовления малоразмерных газотурбинных двигателей филиалом публичного АО "ОДК-Сатурн" - "Омское Моторостроительное конструкторское бюро", реализация инвестиционного проекта по расширению действующего производства гибкой упаковки с печатью из полимерных пленок ООО "Планета-Центр".
ООО "Омскэлектротех" планируется создание нового завода по производству металлоконструкций для нефтегазовой отрасли, ООО "Единый региональный центр" реализуется проект по организации центра по переработке промышленных и строительных отходов, ООО "Комбинат пористых материалов" планируется проведение модернизации предприятия по производству строительных материалов на основе золошлаковых отходов, ООО "Бизнес-Партнер" планируется строительство завода по производству мелкоштучных изделий методом вибропрессования, ООО "Научно-производственное объединение "МИР" планируется создание нового современного высокотехнологического производства приборов учета электрической энергии, ООО "Омский завод масел и СОЖ" планируется организация производства смазочно-охлаждающих жидкостей, АО "ABA плюс два" планируется увеличение производственных мощностей фабрики по изготовлению гофрированного картона и изделий из него с расширением логистическо-складского хозяйства.
В агропромышленном комплексе планируется реализация инвестиционных проектов, предусматривающих создание новых и модернизацию действующих объектов сельскохозяйственного производства, в том числе проектов по строительству линейного элеватора ООО "Новый сухопутный зерновой коридор", созданию производственной базы ООО "Ястро", строительству овощехранилища ООО "Ачаирский агропродукт", созданию комплекса по производству семян масличных и зерновых культур, хранению растениеводческой продукции АО "Основа Холдинг", строительству комплекса по глубокой переработке и подработке подсолнечника, рапса, сои для производства растительного масла
ООО "АгроТрейд", созданию частного агропромышленного парка ООО "Управляющая компания "Индустриальный парк "Макошь", строительству складов сельскохозяйственной продукции на территории Омского муниципального района Омской области ООО "Агропарк "Макошь", расширению комплекса по приемке, подработке зерновых и зернобобовых культур индивидуальным предпринимателем - главой крестьянско-фермеского хозяйства (далее - КФХ) Белимовым В.А., строительству склада силосного типа емкостью 30 тыс. т хранения зерна пшеницы ООО "Омское продовольствие".
Увеличение производства свинины будет обеспечено преимущественно за счет реализации ООО "РУСКОМ-Агро" инвестиционного проекта "Строительство свиноводческого комплекса по откорму 60 тыс. голов свиней в год".
В молочном животноводстве предусмотрена реализация инвестиционных проектов по строительству животноводческих комплексов, в том числе на 1 800 голов коров с установкой доильного зала в АО "Племенной конный завод "Омский", на 1 200 голов коров беспривязного содержания с установкой доильного зала в КФХ Конев A.M., на 2 000 голов коров беспривязного содержания в ООО "Ястро-Лакт". Будет продолжена реализация инвестиционных проектов по строительству животноводческих комплексов ООО "Агро-Милк Азово", открытым АО "Цветнополье", ООО "Рассвет".
Запланирована реализация крупных инвестиционных проектов, направленных на развитие транспортно-логистического комплекса. ООО "Логопарк "Солнечный" осуществляется строительство логистического парка, ООО "Вайлдберриз" планируется реализация инвестиционного проекта по строительству логистического комплекса, ООО "Транспортно-логистический центр "Омский" запланировано создание транспортно-логистического центра. ООО "Гидротранссервис" ведется работа по созданию специализированного логистического центра по хранению, транспортировке внутренним водным транспортом и реализации нерудных строительных материалов.
Кроме того, продолжится реализация значимых инвестиционных проектов в других отраслях региональной экономики: строительство центров сервисного обслуживания газомоторной техники и автомобильных газонаполнительных компрессорных станций по заправке автотранспортных средств (ООО "Ретракс"), многотопливной автозаправочной станции с блоком компримированного природного газа (ООО "Управление АЗС"), создание системы учета движения отходов, модернизация объектов захоронения твердых коммунальных отходов на территории муниципальных районов Омской области (ООО "Экология Сибири" и ООО "Экосервис"), реализация проектов, направленных на финансирование, создание и эксплуатацию объектов, на которых будет осуществляться обработка, утилизация и захоронение твердых коммунальных отходов на территории Омской области (ООО "Гринресурс" и ООО "Мелиор Групп"), строительство крематория с установкой двух линий осуществления кремаций (ООО "Феникс"). В рамках механизма концессионного соглашения реализуется проект по финансированию, проектированию, строительству и эксплуатации объекта образования (общеобразовательная школа на 1122 места в Кировском административном округе города Омска, ООО "Наша Школа"), предполагается реализация проекта по строительству керлинг-центра на территории города Омска (ООО "Спортивный клуб Сфера").
В целях увеличения объемов жилищного строительства Правительством Омской области ведется работа с крупными застройщиками, в том числе по реализации масштабных инвестиционных проектов. В рамках соглашений с ООО "Брусника. Специализированный застройщик", ООО "Группа компаний "Стройбетон", ООО "Специализированный застройщик "Эталон-Омск", ООО "Специализированный застройщик "Догма-Омск" предусмотрена реализация на территории города Омска мероприятий, направленных на развитие жилищного строительства, создание жилищного фонда и иных объектов, необходимых для функционирования жилой застройки.
В среднесрочной перспективе прогнозируется сохранение положительной динамики объемов ввода жилья в эксплуатацию. В 2026 году ввод в эксплуатацию жилья составит 610 тыс. кв. м по первому варианту и 649 тыс. кв. м по второму варианту прогноза.
Развитию жилищной сферы, повышению доступности жилья (в том числе за счет предоставления социальных выплат молодым семьям и жилых помещений детям-сиротам) будет способствовать реализация мероприятий государственной программы Омской области "Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем".
В среднесрочной перспективе прогнозируется положительная динамика внешнеторгового оборота Омской области за счет роста объемов производства запущенных и модернизированных в 2021 - 2023 годах объектов агропромышленного и нефтехимического комплексов, а также реализации региональных проектов в рамках национального проекта "Международная кооперация и экспорт".
С учетом прогнозируемых в региональной экономике процессов ожидается улучшение финансовых результатов деятельности организаций. Прибыль прибыльных организаций (без учета деятельности банков, а также обособленных подразделений организаций) в 2026 году по первому и второму вариантам прогноза составит 157 - 183 млрд. рублей (прирост к уровню 2023 года на 18 - 37,6 процента соответственно), сальдированный финансовый результат - 134 - 165,7 млрд. рублей (прирост к уровню 2023 года на 15,3 - 42,6 процента соответственно). Определяющее влияние на формирование финансового результата будет оказывать деятельность организаций обрабатывающих производств, а также субъектов малого предпринимательства.
Среднегодовые темпы роста индекса потребительских цен на товары и платные услуги населению в Омской области составят 104,5 - 104 процента в год.
Прогнозируется положительная динамика показателей, характеризующих уровень жизни населения, в том числе в результате роста уровня оплаты труда в реальном секторе экономики, реализации Правительством Омской области мер по повышению заработной платы работников бюджетной сферы, предоставления предусмотренных законодательством мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в 2024 году увеличится на 6,8 - 12,5 процента к уровню 2023 года по первому и второму вариантам прогноза соответственно, в 2026 году вырастет на 20,5 - 28,5 процента к уровню 2023 года и составит 64,5 - 68,8 тыс. рублей по вариантам прогноза соответственно. Фонд начисленной заработной платы работников организаций Омской области в 2026 году составит 373,9 - 398,9 млрд. рублей по первому и второму вариантам прогноза соответственно.
Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности) в 2026 году увеличится по сравнению с уровнем 2023 года на 16,2 - 25 процентов. Среднедушевые денежные доходы населения Омской области в 2026 году возрастут до 46,2 - 48,1 тыс. рублей (на 19,1 - 24 процента к уровню 2023 года).
Величина прожиточного минимума на душу населения в Омской области в 2026 году составит 16,2 тыс. рублей по первому и второму вариантам прогноза соответственно.
С учетом роста денежных доходов населения Омской области прогнозируется положительная динамика развития потребительского рынка. Оборот розничной торговли в 2024 году составит 515,9 - 518,4 млрд. рублей, в 2026 году - 603 - 610,4 млрд. рублей и в сопоставимых ценах увеличится на 14,2 - 16,4 процента к уровню 2023 года по первому и второму вариантам прогноза соответственно. Объем платных услуг населению в 2024 году вырастет до 152,3 - 154,1 млрд. рублей, в 2026 году составит 176,1 - 183,1 млрд. рублей (прирост на 7,3 - 13,7 процента к уровню 2023 года по вариантам прогноза соответственно).
В целях повышения эффективности развития рынка труда, создания дополнительных условий для обеспечения занятости населения реализуются мероприятия, предусмотренные государственной программой Омской области "Регулирование отношений в сфере труда и занятости населения Омской области".
В течение среднесрочного периода прогнозируется стабильная ситуация в сфере труда и занятости. Численность рабочей силы в 2024 году составит 965,4 - 973 тыс. человек, в 2026 году - 957,3 - 975,3 тыс. человек по вариантам прогноза соответственно. Уровень зарегистрированной безработицы в 2024 году составит по первому варианту прогноза 1,3 процента, по второму варианту прогноза 1 процент от численности рабочей силы. В прогнозируемый период ожидается сохранение уровня зарегистрированной безработицы на уровне 1,2 - 0,9 процента в 2026 году по вариантам прогноза соответственно.
Сохранению стабильности на региональном рынке труда будут способствовать принимаемые меры по поддержке занятости населения, в том числе в рамках реализации Плана межведомственных мероприятий ("дорожной карты") на 2022 - 2024 годы по реализации II этапа Концепции управления трудовыми ресурсами Омской области до 2025 года и сохранению уровня занятости населения в условиях действия санкционных мер, утвержденного распоряжением Правительства Омской области от 6 апреля 2022 года N 41-рп, региональной долгосрочной программы Омской области "Содействие занятости молодежи Омской области на период до 2030 года", утвержденной распоряжением Правительства Омской области от 20 апреля 2022 года N 50-рп, региональной программы Омской области "Сопровождение инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействии в последующем трудоустройстве", утвержденной распоряжением Правительства Омской области от 30 августа 2022 года N 182-рп.
<< Раздел 1. Основные показатели прогноза |
||
Содержание Распоряжение Правительства Омской области от 28 октября 2023 г. N 231-рп "О прогнозе социально-экономического развития Омской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.