г. Краснодар |
|
20 октября 2020 г. |
Дело N А32-52524/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Драбо Т.Н. и Покофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - Южного акцизного таможенного поста (со статусом юридического лица) (ИНН 2312176324, ОГРН 1102312019150) - Радионовой И.В. (доверенность от 15.11.2019), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Харвесто Ландтехник РФ" (ИНН 2309149948, ОГРН 1162375004835), извещенного о месте и времени судебного разбирательства (уведомления N 02769 5, 02770 1, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), при рассмотрении кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Харвесто Ландтехник РФ" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2020 по делу N А32-52524/2019, установил следующее.
Южный акцизный таможенный пост (далее - таможня) обратился в арбитражный суд с заявлением к ООО "Харвесто Ландтехник РФ" (далее - общество) о взыскании 6819 тыс. рублей неуплаченного утилизационного сбора.
Решением суда от 18.02.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 04.07.2020, требование удовлетворено.
Судебные акты мотивированы наличием у общества обязанности по уплате утилизационного сбора за ввезенную самоходную машину.
В кассационной жалобе общество просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, в удовлетворении требования отказать. Указывает, что общество не собиралось использовать либо продавать ввозимую технику в качестве самоходной машины, реализовав ее на запчасти на территории России. Общество не получало на таможне паспорт самоходной машины и не ставило его на учет в органах технадзора. Право на взыскание утилизационного сбора в судебном порядке возникает у таможенного органа только при выявлении несоответствия информации о его уплате, указанной в штампе на паспорте самоходной машины, реальному положению дел. В связи с этим требование таможни является необоснованным. В письме от 18.01.2018 N 48-01-17/0080 не указаны сумма сбора, оснований для его начисления, нормативные акты, в соответствии с которыми можно было бы провести расчет суммы сбора. В нем идет речь о погрузчиках, классифицируемых по коду 8427 201 90 9 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, массой не более 4 тонн. Подобную технику общество не ввозило. Этим письмом общество введено в заблуждение о том, за какую технику, на основании чего и в каком размере оно обязано уплатить утилизационный сбор.
В отзыве на кассационную жалобу таможня просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании по делу объявлялся перерыв с 12 час. 40 мин. 13.10.2020 до 14 час. 00 мин. 20.10.2020.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя таможни, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что 29.06.2017 общество задекларировало по ДТ N 10009240/290617/0001101 товар - один зерноуборочный комбайн Claas Lexion 580 в нерабочем состоянии, 2009 года выпуска, который выпущен для внутреннего потребления.
В связи с неуплатой обществом утилизационного сбора при ввозе в Российскую Федерацию самоходной машины таможня письмом от 18.01.2018 N 48-01-17/0080 проинформировало общество о необходимости его уплаты.
Поскольку общество добровольно не уплатило утилизационный сбор, таможня обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, судебные инстанции руководствовались положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" и исходили из наличия у общества, осуществившего ввоз самоходной машины в Российскую Федерацию, обязанности уплатить утилизационный сбор. При этом судебные инстанции признали, что неполучение паспорта самоходной машины, предназначавшейся для разборки и продажи на запчасти, нахождение транспортного средства в непригодном для эксплуатации и восстановления состоянии не освобождают общество от указанной обязанности.
Данная правовая позиция соответствует изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.08.2018 N 307-КГ18-11866.
В случае ввоза транспортных средств на территорию Российской Федерации субъектом, обязанным к уплате утилизационного сбора, выступает именно лицо, осуществившее ввоз соответствующих товаров. Последующее отчуждение ввезенных транспортных средств не предусмотрено законом в качестве основания для прекращения неисполненной обязанности по уплате утилизационного сбора для лица, осуществившего ввоз.
В связи с изложенным реализация обществом ввезенного на территорию Российской Федерации товара заказчику не свидетельствует об отсутствии у общества обязанности по уплате утилизационного сбора. Общество данный сбор не уплатило.
Сходная правовая позиция поддержана в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.09.2019 N 310-ЭС19-8382.
Установленный в целях обеспечения экологической безопасности утилизационный сбор призван компенсировать не только затраты на утилизацию, но и затраты на осуществление деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортным средством своих потребительских свойств, в том числе на сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение; по сути утилизационный сбор призван компенсировать стоимость самой утилизации и экологический вред, который наносит транспортное средство как в процессе своей эксплуатации, так и при утилизации полностью либо при разборе на запчасти.
В связи с этим доводы общества о том, что оно не собиралось использовать либо продавать ввозимую технику в качестве самоходной машины, планировало реализовать ее на запчасти; общество не получало на таможне паспорт самоходной машины и не ставило его на учет в органах технадзора подлежат отклонению как необоснованные.
Суд проверил расчет суммы утилизационного сбора и не выявил нарушения. Общество данный расчет не оспорило, контррасчет не представило.
Суд также проверил довод общества со ссылкой на письмо от 18.01.2018 N 48-01-17/0080 со ссылками на нормативные документы, устанавливающие обязанность общества по уплате утилизационного сбора; спорную ДТ; нормативный акт, по которому рассчитывается величина сбора. Указанная в письме ДТ заполнена и подана самим обществом, в связи с чем его довод о введении в заблуждение о том, за какую технику, на основании чего оно должно оплатить утилизационный сбор, противоречит имеющимся в материалах дела доказательствам. Обязанность рассчитать размер утилизационного сбора лежит на лице, ввозящем самоходную машину. Таможня проверяет правильность начисления и оплаты сбора. Отсутствие в указанном письме таможни величины утилизационного сбора не является основание к его неуплате.
Таким образом, с учетом установленных по данному делу фактических обстоятельств, суд обоснованно удовлетворил заявленное таможней требование, взыскав с общества 6819 тыс. рублей утилизационного сбора за ввоз самоходной машины.
Сформированный в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 13.05.2019 и от 28.09.2020 N 305-ЭС20-6768 правовой подход к установленным судом фактическим обстоятельствам, выводы о наличии которых соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам, в рассматриваемой по делу ситуации не применим, поскольку спорная самоходная машина ввозилась не для испытаний с целью последующего производства аналогичных средств и проведения сертификационных мероприятий выпускаемой продукции, а для использования частей самоходной машины в эксплуатации, что обладает признаками эксплуатации и возникновения тем самым возможного вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, для чего потребуется проведения утилизационных мероприятий. Доказательства иного использования ввозимого самоходного средства в материалы дела не представлены.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
В силу подпункта 3 и 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная в федеральный бюджет обществом за рассмотрение кассационной жалобы государственная пошлина (1500 рублей) подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2020 по делу N А32-52524/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Харвесто Ландтехник РФ" излишне уплаченную в федеральный бюджет по квитанции от 03.09.2020 государственную пошлину в размере 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявленное требование, судебные инстанции руководствовались положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" и исходили из наличия у общества, осуществившего ввоз самоходной машины в Российскую Федерацию, обязанности уплатить утилизационный сбор. При этом судебные инстанции признали, что неполучение паспорта самоходной машины, предназначавшейся для разборки и продажи на запчасти, нахождение транспортного средства в непригодном для эксплуатации и восстановления состоянии не освобождают общество от указанной обязанности.
Данная правовая позиция соответствует изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.08.2018 N 307-КГ18-11866.
...
Сходная правовая позиция поддержана в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.09.2019 N 310-ЭС19-8382."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 октября 2020 г. N Ф08-8870/20 по делу N А32-52524/2019
Хронология рассмотрения дела:
20.10.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8870/20
04.07.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7274/20
18.02.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-52524/19
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-52524/19