Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 8 сентября 2023 г. N 3а-294/2023
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 января 2024 г. N 66а-5/2024 настоящий документ отменен. Принято новое решение, которым отказано в признании недействующими отдельных положений Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022, 2023 годы
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Сафиной М.М. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ушаковым К.Н. с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Чуркина Д.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тетруашвили Яниса Абрамовича к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании недействующими пункта 462 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 22 ноября 2021 года N 3555-р, пункта 458 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2022 года N 3605-р
установил:
распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 22 ноября 2021 года N 3555-р, зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Татарстан 29 ноября 2021 года за N 8219, опубликованным в первоначальной редакции на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 29 ноября 2021 года, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее - Перечень на 2022 год). Впоследствии в Перечень вносились изменения распоряжениями от 28 декабря 2021 года N 4120-р, от 25 ноября 2022 года N 3616-р, от 12 января 2023 года N 36-р, от 21 февраля 2023 года N 455-р, от 28 апреля 2023 года N 1131-р, от 8 июня 2023 года N 1545-р, от 20 июня 2023 года N 1690-р.
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2022 года N 3605-р, зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Татарстан 7 декабря 2022 года за N 10149, опубликованным в первоначальной редакции на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 7 декабря 2022 года, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год (далее - Перечень на 2023 год). Впоследствии в Перечень вносились изменения распоряжением от 21 февраля 2023 года N 453-р, от 8 июня 2023 года N 1546-р.
В пункте 462 Перечня на 2022 год, в пункте 458 Перечня на 2023 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, значится здание с кадастровым номером ..., расположенное по адресу: (адрес).
Тетруашвили Я.А., являющийся собственником указанного здания и налогоплательщиком налога на имущество физических лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 462 Перечня на 2022 год, пункта 458 Перечня на 2023 год, полагая, что включение объекта в перечни противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций", так как объект не входит в категорию торговых центров (комплексов).
В судебном заседании представитель Тетруашвили Я.А. - Морозов В.В. поддержал административное исковое заявление по изложенным в нем.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Шагеев Т.Ш. административный иск не признал.
Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, Министерство юстиции Республики Татарстан, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителя для участия в судебном заседании не направили.
Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Пунктом "и" части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", действовавшего на момент принятия Перечня на 2022 год, пунктом 67 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" в круг полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения включено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Статьей 12 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, которые предусмотрены данным Кодексом.
В подпункте 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации здания, строения, сооружения, помещения, расположенные в пределах муниципального образования, указаны в качестве объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц.
В силу пункта 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных этой же статьей.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размере, не превышающем 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса.
Решением Казанской городской Думы от 20 ноября 2014 года N 3-38 "О налоге на имущество физических лиц" установлен налог на имущество физических лиц на территории муниципального образования города Казани, налоговая база определена исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Подпунктом 4 пункта 1 данного решения ставка налога в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, установлена в размере 2 процента, тогда как в отношении прочих объектов налогообложения установлена ставка 0,5 процента (подпункт 5 пункта 2).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подпункт 5 пункта 1 названного решения
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации предписано не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определять на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 этой же статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В силу пункта 1 статьи 378.2 названного Кодекса налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных названной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1);
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Кодекса административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Условия признания отдельно стоящего нежилого здания (строения, сооружения), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, торговым центром (комплексом) определены пунктом 4 этой же статьи следующим образом:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких 5 объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как следует из пункта 4.1 статьи 378.2 Кодекса, отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Частью 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон Республики Татарстан) установлено, что налоговая база в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью 6 населения более 145 тысяч человек, определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке.
Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в части 1 названной статьи, определяется органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области имущественных отношений, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан).
В силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 августа 2007 года N 407 таким органом является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 ноября 2014 года N 896 утвержден Порядок формирования, ведения, утверждения и опубликования Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно пункту 2 названного Порядка в перечень включаются объекты недвижимого имущества, указанные в части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ. Перечень утверждается распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3).
В силу пункта 3.3.86 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 августа 2007 года N 407, к полномочиям Министерства отнесено определение в установленном порядке перечня объектов недвижимого имущества, указанного в статье 1.1 Закона Республики Татарстан.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 этой же статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 декабря 2016 года N 977 утверждены Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, к которому приложена форма акта обследования здания (строения, сооружения) и помещения, а также Положение о комиссии по рассмотрению вопросов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. В Положение о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 августа 2007 года N 407, внесены изменения, наделяющие его полномочиями по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Республики Татарстан (подпункт 3.3.101).
Комиссия создана распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 29 сентября 2017 года N 2196-р, распоряжением от 3 ноября 2022 года N 3318-р в состав комиссии внесены изменения.
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 28 декабря 2021 года N 4119-р в отношении объектов, указанных в приложении к распоряжению, определен вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений как торговых центров (комплексов), в числе прочих указано здание с кадастровым номером ....
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 28 декабря 2021 года N 4120-р в Перечень, утвержденный распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 22 ноября 2021 года N 3555-р, внесены изменения путем дополнения Перечня новыми пунктами, в том числе оспариваемым пунктом 462, в котором указано здание с кадастровым номером ....
В 2022-м году вид фактического использования этого здания и помещений в нем как торгового центра (комплекса) определен распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 18 ноября 2022 года N 3499-р.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости объект недвижимости с кадастровым номером 16:50:090590:95 расположен на земельном участке с кадастровым номером 16:50:090590:8 с видом разрешенного использования "производственные и промышленные предприятия V класса опасности, технопарки, индустриальные парки, технополисы V класса опасности; склады; стоянки и гаражи для транзитного транспорта, автобусов, грузовых автомобилей и иных автотранспортных средств; объекты технического обслуживания, ремонта и мойки транспортных средств, машин и оборудования; автозаправочные станции; специализированные торговые объекты по продаже автомобилей; подразделения, участковые пункты полиции; административные офисы; объекты научных организаций; объекты пожарной охраны; нестационарные торговые объекты, размещаемые в соответствии с Федеральным законом "Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и муниципальными правовыми актами, регулирующими порядок размещения таких объектов; помещения и сооружения для администрации и охраны; объекты гостиничного сервиса (средства размещения): гостиницы производственных и промышленных предприятий, технопарков, индустриальных парков, технополисов, научных организаций; ограждения с соблюдением требований статьи 29.2 настоящих Правил; объекты наружной рекламы и информации на зданиях; объекты благоустройства; озелененные территории".
Как видно из материалов дела, объект недвижимости с кадастровым номером ... представляет собой двухэтажное здание нежилого назначения с наименованием "Корпуса цехов 1, 2, 3" площадью 2907,8 квадратного метра. В техническом паспорте, составленном Республиканским государственным унитарным предприятием "Бюро технической инвентаризации Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан" по состоянию на 9 февраля 2007 года, назначение помещений в здании указано как "складское", "кабинет", "комната приема пищи", "коридор", "эл. щитовая", "санузел", "душевая", "помещение", "умывальная", "котельная", "тамбур", иных наименований помещений технический паспорт не содержит.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка, на которых расположено спорное здание, имея смешанный характер, не позволяет отнести находящиеся на этом земельном участке объекты к объектам, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1.1 Закона Республики Татарстан; назначение и наименование помещений, указанные в Едином государственном реестре недвижимости и в техническом паспорте здания, также не соответствуют критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из документов, представленных Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, и пояснений его представителя, здание включено в оспариваемые перечни в связи с определением вида его фактического использования как торгового центра (комплекса) в результате обследования, проведенного рабочей группой комиссии по рассмотрению вопросов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
Результаты обследования зафиксированы в соответствующих актах от 10 декабря 2021 года и от 18 ноября 2022 года, которые вместе с результатами фото- и (или) видеосъемки рассмотрены на заседаниях комиссии (протокол N 7 от 28 декабря 2021 года, протокол N 3 от 17 ноября 2022 года). Комиссией приняты решения рекомендовать Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан определить вид фактического использования здания как торгового центра (комплекса).
Согласно актам, подписанным одним из членов рабочей группы, при обследовании установлено, что на первом этаже здания расположен магазин "Светофор", павильоны по продаже овощей, фруктов, кофейня (площадь торговых залов составляет 1034,8 квадратного метра), общая площадь помещений, используемых для размещения объектов торговли и бытового обслуживания, составляет 35,58% от общей площади здания.
Приложенный к акту обследования от 10 декабря 2021 года отчет акционерного общества "Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан" от 22 декабря 2021 года по результатам обследования и измерений нежилых помещений, используемых для осуществления торговой деятельности в здании (торгового помещения), также содержит сведения о наличии на первом этаже здания площади торгового помещения, составившей по результатам измерений 1 034,8 квадратного метра.
Административный истец, не отрицая факта размещения в здании торговых объектов, приводит иные данные об используемой в этих целях площади, составляющей лишь 19,25% от общей площади здания.
Как указано в письме общества с ограниченной ответственностью "ТоргСервис 16", арендуемое им помещение общей площадью 912,5 квадратного метра включает 585 квадратных метров складских помещений, 92,5 квадратного метра подсобных и коридорных помещений и только 235 квадратных метров представляют собой торговый зал.
Административным истцом также представлен договор аренды от 1 июля 2022 года, заключенный между индивидуальными предпринимателями Тетруашвили Я.А. и Атохоновым А.М. на срок 11 месяцев в отношении помещения общей площадью 430 квадратных метров, из которых 255 квадратных метров составляют складские помещения, 45 квадратных метров - подсобные и коридорные помещения, 130 квадратных метров - торговые помещения.
При разрешении данного спора суд основывается на положениях пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясности актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика, а также части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагающей на органы, принявшие оспариваемые нормативные правовые акты, обязанность доказывания законности этих актов и подтверждения фактов, на которые они ссылаются.
Суд также принимает во внимание, что согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" под площадью торгового объекта следует понимать помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что акты и отчет, составленные по результатам обследования здания с кадастровым номером 16:50:090590:95, однозначно не подтверждают факт использования не менее 20% общей площади здания в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, поскольку ни в отчете, ни в акте не содержится указания на конкретные помещения, фактически используемые для торговли, площадь каждого помещения, не описаны признаки, свидетельствующие о размещении в здании торговых помещений (наличие торгового оборудования, предназначенного и используемого для обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров), не приведены сведения о применении технических средствах измерения и их характеристиках, что не позволяет установить достоверность полученных результатов замеров.
Каких-либо иных доказательств обоснованности включения спорного здания в Перечень (результатов видеофиксации процесса обследования, фототаблиц с пояснительными надписями, привязкой к конкретным помещениям и результатами замеров, иных сведений, позволяющих с достоверностью определить размер площади, используемой для размещения торговых помещений) административным ответчиком не представлено.
При отсутствии безусловных доказательств соответствия объекта недвижимости с кадастровым номером ... критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона Республики Татарстан, включение данного объекта в перечни нельзя считать обоснованным, следовательно, оспариваемые пункты перечней не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемые нормативные правовое акты имеют ограниченный срок действия (на 2022 и 2023 годы), признание их отдельных положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем суд полагает необходимым признать их недействующими со дня принятия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Тетруашвили Яниса Абрамовича удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия:
пункт 462 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 22 ноября 2021 года N 3555-р;
пункт 458 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2022 года N 3605-р.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья |
Сафина М.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 8 сентября 2023 г. N 3а-294/2023
Опубликование:
-
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 января 2024 г. N 66а-5/2024 настоящий документ отменен. Принято новое решение, которым отказано в признании недействующими отдельных положений Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022, 2023 годы