Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 17 октября 2023 г. N 3а-318/2023
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 января 2024 г. N 66а-33/2024 настоящий документ отменен. Принято новое решение, которым отказано в признании недействующими отдельных положений Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022, 2023 годы
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Сафиной М.М. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ушаковым К.Н. с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Чуркина Д.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Газизовой Светланы Марсовны к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании недействующими пункта 144 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 22 ноября 2021 года N 3555-р, пункта 143 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2022 года N 3605-р,
установил:
распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 22 ноября 2021 года N 3555-р, зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Татарстан 29 ноября 2021 года за N 8219, опубликованным в первоначальной редакции на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 29 ноября 2021 года, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее - Перечень на 2022 год). Впоследствии в Перечень вносились изменения распоряжениями от 28 декабря 2021 года N 4120-р, от 25 ноября 2022 года N 3616-р, от 12 января 2023 года N 36-р, от 21 февраля 2023 года N 455-р, от 28 апреля 2023 года N 1131-р, от 8 июня 2023 года N 1545-р, от 20 июня 2023 года N 1690-р, от 10 августа 2023 года N 2160-р.
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2022 года N 3605-р, зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Татарстан 7 декабря 2022 года за N 10149, опубликованным в первоначальной редакции на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 7 декабря 2022 года, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год (далее - Перечень на 2023 год). Впоследствии в Перечень вносились изменения распоряжением от 21 февраля 2023 года N 453-р, от 8 июня 2023 года N 1546-р, от 10 августа 2023 года N 2162-р, от 22 сентября 2023 года N 2516-р.
В пункте 144 Перечня на 2022 год, в пункте 143 Перечня на 2023 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, значится здание с кадастровым номером ..., расположенное по адресу: (адрес).
Газизова С.М., являющаяся собственником здания, обратилась в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 144 Перечня на 2022 год, пункта 143 Перечня на 2023 год, полагая, что включение объекта в Перечни противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций", так как объект не входит в категорию торговых центров (комплексов).
В судебном заседании представитель Газизовой С.М. Морозов В.В. поддержал административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Сабирзанов М.Т. административный иск не признал, пояснил, что основанием для включения спорного здания в Перечни как торгового центра (комплекса) послужило его расположение на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, а также информация Исполнительного комитета муниципального образования города Казани.
Министерство юстиции Республики Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования города Казани Республики Татарстан, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителя для участия в судебном заседании не направили.
Выслушав участников судебного разбирательства, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, оценив нормативные правовые акты на их соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Пунктом "и" части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", действовавшего на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов, в круг полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения включено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Статьей 12 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, которые предусмотрены данным Кодексом.
В подпункте 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации здания, строения, сооружения, помещения, расположенные в пределах муниципального образования, указаны в качестве объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц.
В силу пункта 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных этой же статьей.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размере, не превышающем 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса.
Решением Казанской городской Думы от 20 ноября 2014 года N 3-38 "О налоге на имущество физических лиц" установлен налог на имущество физических лиц на территории муниципального образования города Казани, налоговая база определена исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Подпунктом 4 пункта 1 данного решения ставка налога в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, установлена в размере 2 процента, тогда как в отношении прочих объектов налогообложения установлена ставка 0,5 процента (подпункт 5 пункта 2).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подпункт 5 пункта 1 названного решения
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации предписано не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определять на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 этой же статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 названного Кодекса налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных названной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Кодекса административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, делового, административного или коммерческого назначения, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Частью 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон Республики Татарстан) установлено, что налоговая база в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек, определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке.
Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в части 1 названной статьи, определяется органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области имущественных отношений, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан).
В силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 августа 2007 года N 407 таким органом является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 ноября 2014 года N 896 утвержден Порядок формирования, ведения, утверждения и опубликования Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно пункту 2 названного Порядка в перечень включаются объекты недвижимого имущества, указанные в части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ. Перечень утверждается распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3).
В силу пункта 3.3.86 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 августа 2007 года N 407, к полномочиям Министерства отнесено определение в установленном порядке перечня объектов недвижимого имущества, указанного в статье 1.1 Закона Республики Татарстан.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, объект недвижимости с кадастровым номером ..., поставленный на государственный кадастровый учет 17 мая 2011 года, представляет собой нежилое здание с наименованием "торгово-офисный и технический центр", состоящее из 3-х этажей, площадью 2557,3 квадратного метра, расположенное на земельном участке с кадастровым номером ... с видом разрешенного использования "под размещение торгово-офисного и технического центра".
На момент рассмотрения административного дела Единый государственный реестр недвижимости содержит сведения о наличии в пределах здания помещений с кадастровыми номерами ..., снятых с государственного кадастрового учета 3 марта 2023 года, а также помещений с кадастровыми номерами ..., поставленных на государственный кадастровый учет в период с 3 марта 2023 года по 16 марта 2023 года.
По данным технического паспорта, составленного по состоянию на 28 мая 2013 года федеральным государственным унитарным предприятием "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное БТИ", площадь здания составляет 2557,3 квадратного метра, при этом в здании отсутствуют площади, используемые для размещения предприятий общественного питания и объектов бытового обслуживания; основная площадь, предназначенная для размещения торговых объектов, составляет 468,3 квадратного метра, основная площадь, предназначенная для размещения складских помещений - 11,2 квадратного метра, вспомогательная площадь того же назначения - 5,8 квадратного метра, основная площадь, предназначенная для размещения канцелярских помещений - 20,8 квадратных метров, вспомогательная площадь того же назначения - 286 квадратных метров. Назначение площади 1765,2 квадратного метра в техническом паспорте не определено.
Истребованные судом из публично-правовой компании "Роскадастр" кадастровые (реестровые) дела объектов недвижимости с кадастровыми номерами 16:...., состоящих на государственном кадастровом учете на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов, не содержат каких-либо документов, позволяющих достоверно установить иное назначение площадей в здании и расположенных в нем помещений.
Административный истец, не отрицая факта размещения в здании торговых объектов, утверждает, что в этих целях используется площадь 468 квадратных метров, поскольку из арендуемой обществом с ограниченной ответственностью "Агроторг" по договору от 15 июля 2013 года N 59-АД площади 859,5 квадратного метра, непосредственно торговый зал составляет 468 квадратных метров, 391,5 квадратного метра используются как складские помещения. Административным истцом также представлены договоры аренды площадей в спорном здании, которые используются в целях размещения офисов.
Как следует из пояснений представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, основаниями для включения здания в оспариваемые Перечни послужили его расположение на земельном участке с видом разрешенного использования "под размещение торгово-офисного и технического центра", а также предоставленные Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани сведения о наличии торговых объектов площадью свыше 2000 квадратных метров на территории города Казани, в том числе спорного объекта недвижимости.
Назначение площадей в здании по сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан не устанавливалось. Вид фактического использования здания в порядке, установленном постановлением Кабинетом Министров Республики Татарстан от 23 декабря 2016 года N 977, не определялся.
Вместе с тем, согласно позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 12 ноября 2020 года N 46-П, подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предполагает возможности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения).
Договоры аренды не доказывают фактическое использование, а могут лишь подтвердить факт предоставления помещений на момент включения в Перечни здания, обследование которого в целях определения фактического использования не проводилось.
Вопреки требованиям части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагающей обязанность доказывания законности оспариваемого нормативного правового акта на принявший его орган, Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан не представлено достоверных доказательств наличия предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" оснований для включения объекта недвижимости с кадастровым номером ... в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Более того, вопрос о соответствии здания признакам торгового центра (комплекса), административно-делового центра был предметом рассмотрения суда в рамках административного дела N 3а-169/2023 по административному исковому заявлению Газизовой С.М. об оспаривании Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 16 ноября 2020 года N 3495-р.
Вступившими в законную силу решением Верховного Суда Республики Татарстан от 28 февраля 2023 года, апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 14 июня 2023 года установлено, что на дату принятия Перечня на 2021 год сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а также документами технического учета (инвентаризации) не подтверждено наличие в здании помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания предусматривало размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом из материалов настоящего административного дела не усматривается, что в период со дня принятия Перечня на 2021 год и до дня принятия оспариваемых Перечней на 2022 и 2023 годы назначение площадей в здании было изменено, допустимых доказательств наличия таких изменений (сведений Единого государственного реестра недвижимости, документов технического учета (инвентаризации)) стороной, на которую возложено бремя доказывания этих обстоятельств, не представлено.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия (на 2022 год и 2023 год), признание их отдельных положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем суд полагает необходимым признать оспариваемые нормы недействующими со дня принятия.
Руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Газизовой Светланы Марсовны удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия:
пункт 144 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 22 ноября 2021 года N 3555-р;
пункт 143 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2022 года N 3605-р.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Татарстан.
Судья |
Сафина М.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 17 октября 2023 г. N 3а-318/2023
Опубликование:
-
Решение обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции 29 ноября 2023 г.
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 января 2024 г. N 66а-33/2024 настоящий документ отменен. Принято новое решение, которым отказано в признании недействующими отдельных положений Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022, 2023 годы