Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Приоритеты и цели государственной политики Омской области в сфере реализации государственной программы Омской области
1. Оценка текущего состояния сферы АПК Омской области
1. АПК исторически является приоритетным в отраслевой специализации Омской области, оказывает значительное влияние на экономику и социальное развитие региона в целом, в том числе сельских территорий.
Данные позиции обеспечиваются имеющимися природно-климатическими, трудовыми и производственными ресурсами.
Географическое расположение Омской области с севера на юг на протяжении более 600 км позволяет вести производство сельскохозяйственной продукции, используя преимущества четырех природных климатических зон: от выращивания зерновых культур в южной ее части, до льна-долгунца в северной.
Площадь сельскохозяйственных угодий Омской области составляет 6,4 млн. га (или 45 процентов территории Омской области), в том числе пашни - 4,05 млн. га. По площади сельскохозяйственных угодий и пашни среди субъектов Сибирского федерального округа (далее - СФО) Омская область занимает 2-е место после Алтайского края.
2. Сельское хозяйство Омской области производит 9,5 процента валового регионального продукта (по Российской Федерации на долю сельского хозяйства приходится 4,5 процента валового продукта, по СФО - 5,3 процента), промышленные предприятия по производству пищевой продукции, напитков обеспечивают еще 3,5 процента валового регионального продукта.
Омская область является одним из крупных аграрных регионов РФ, обеспечивая (по итогам 2022 года) 1,5 процента общего объема валовой продукции сельского хозяйства Российской Федерации (24 место) и 13,4 процента - СФО (4 место после Алтайского края, Новосибирской области и Красноярского края).
Объемы производства основных видов сельскохозяйственной продукции в Омской области (в среднем за 5 лет) составляют - зерна 3 млн. тонн в год (13 - 20 место в РФ), молока - 612 тыс. тонн (18 - 19 место в РФ), мяса - 203 тыс. тонн (24 - 30 место в РФ).
В сельскохозяйственном производстве региона занято более 300 сельскохозяйственных организаций, 2,1 тысячи КФХ и 267,5 тыс. личных подсобных хозяйств. Переработку сельскохозяйственной продукции осуществляют 455 предприятий.
Отрасль в течение последних 5 лет работала в условиях режима чрезвычайной ситуации (далее - ЧС) в связи с аномальными природно-климатическими явлениями (почвенная засуха, суховеи, переувлажнение почвы, подтопление, град). В период с 2018 по 2022 год на территории муниципальных районов области вводился режим ЧС: в 2018 году - в 4 районах, в 2019 году - в 11 районах, в 2020 году - в 12 районах, в 2021, 2022 годах - в 13 районах области.
Несмотря на неблагоприятные природно-климатические, общеэкономические условия, индекс производства продукции сельского хозяйства за последние 5 лет оставался на уровне ста и более процентов (за исключением 2019 года - 96,6 процента).
С 2018 по 2022 год производство продукции АПК выросло до 257,4 млрд. рублей (в 1,4 раза), в том числе продукции сельского хозяйства до 129,6 млрд. рублей (в 1,4 раза), пищевых продуктов и напитков до 127,8 млрд. рублей (в 1,5 раза)
3. Ведущей отраслью сельскохозяйственного производства является растениеводство (производство зерновых, зернобобовых и масличных культур, картофеля и овощей, льна-долгунца), доля которого в общем объеме производства продукции сельского хозяйства в 2022 году по отношению к 2018 году возросла и составила 59,5 процента (2018 год - 54,1 процента). В отрасли животноводства (молочное и мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство) производится 40,5 процента валовой продукции сельского хозяйства (2018 год - 45,9 процента).
С 2018 по 2022 год производство продукции в отрасли растениеводства возросло до 77,1 млрд. рублей (в 1,5 раза), в отрасли животноводства до 52,5 млрд. рублей (на 22,1 процента).
4. Доля сельскохозяйственных организаций и хозяйств населения в производстве продукции сельского хозяйства снизилась и составила в 2022 году 46,9 процента (2018 год - 49,7 процента) и 27,2 процента (2018 год - 29,8 процента) соответственно, доля КФХ возросла с 20,5 процента в 2018 году до 25,9 процента в 2022 году.
В отрасли сельского хозяйства занято 92,4 тыс. человек (10,5 процента от занятого населения Омской области), в сфере пищевой и перерабатывающей промышленности - 30,4 тыс. человек (3,5 процента).
5. В 2022 году уровень среднемесячной заработной платы по отрасли "Сельское хозяйство" к уровню 2018 года вырос на 60 процентов до 37,8 тыс. рублей (2018 год - 23,6 тыс. рублей), на производстве пищевых продуктов - на 40,2 процента до 39,2 тыс. рублей (2018 год - 28 тыс. рублей), на производстве напитков - на 79 процентов до 60,7 тыс. рублей (2018 год - 33,9 тыс. рублей).
6. В 2022 году объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет вырос к уровню 2018 года на 11,5 процента, или на 1,6 млрд. рублей, и составил 15,1 млрд. рублей. В 1,3 раза (на 0,4 млрд. рублей) увеличились налоговые поступления по пищевой отрасли (составили 1,7 млрд. рублей). Значительно (в 1,5 раза или на 0,7 млрд. рублей) выросли налоговые поступления в сельском хозяйстве (составили 2,1 млрд. рублей).
7. За период с 2018 года объем инвестиций в АПК Омской области составил 31,3 млрд. рублей, в том числе в сельское хозяйство 22,9 млрд. рублей, в пищевую и перерабатывающую промышленность - 8,4 млрд. рублей. В 2022 году объем капитальных вложений составил 6,2 млрд. рублей, из них в отрасли "Сельское хозяйство" - 4,7 млрд. рублей, в переработке сельскохозяйственной продукции - 1,5 млрд. рублей.
Товаропроизводителями внедрены новые, более эффективные технологии производства, проведена техническая, технологическая модернизация, обновление производственных фондов. Реализовано 12 крупных инвестиционных проектов, общий объем инвестиций по которым составил около 7 млрд. рублей.
8. Из числа наиболее крупных реализованных инвестиционных проектов следует отметить:
- в 2018 году - реконструкция животноводческого комплекса на 720 голов коров в сельскохозяйственном производственном кооперативе (далее - СПК) "Ермак" (объем инвестиций 160,0 млн. рублей);
- в 2019 году - реконструкция и модернизация 1-й очереди производственного комплекса "Чунаевский" на 3150 свиноматок", строительство станции искусственного осеменения на 150 хряков с подъездной дорогой (2018 год) и племенным репродуктором на 1700 свиноматок (2019 год) в рамках инвестиционного проекта по модернизации акционерного общества (далее - АО) "Омский бекон" (объем инвестиций 3,1 млрд. рублей);
- в 2020 году - строительство первой очереди молочной фермы на 1000 голов беспривязного содержания открытым акционерным обществом (далее - ОАО) "Цветнополье" (объем инвестиций 331 млн. рублей);
- в 2021 году - строительство первой очереди молочно-товарной фермы на 600 голов в СПК "Большевик" (объем инвестиций 356 млн. рублей);
- в 2022 году:
"Строительство животноводческого комплекса (молочного направления) на 600 голов беспривязного содержания СПК "Пушкинский" в с. Пушкино Омского муниципального района Омской области" (объем инвестиций составил 315 млн. рублей);
"Строительство оросительной системы на земельных участках в с. Любино-Малороссы, Любинский район, Омская область" на площади 137,8 га - ИП Яров А.А. (объем инвестиций составил 50 млн. рублей);
"Строительство оросительной системы на площади 132,37 га в п. Ачаир в Омском районе Омской области", инициатор проекта - ИП Глава КФХ Кныш О.А. (объем инвестиций составил 38 млн. рублей);
"Строительство оросительной системы на площади 52,76 га в п. Ачаир в Омском районе Омской области", инициатор проекта - ИП Глава КФХ Кныш А.А. (объем инвестиций составил 34 млн. рублей).
В пищевой и перерабатывающей промышленности реализованы проекты:
- в 2018 году:
модернизация цеха детского питания на "Манрос М" филиал АО "Вимм-Билль-Данн" (объем инвестиций по проекту - более 6,5 млн. долларов США, в том числе в 2018 году проинвестировано 430 млн. рублей);
реконструкция второй очереди комбикормового завода мощностью 140 тыс. тонн кормов в год обществом с ограниченной ответственностью (далее - ООО)"Руском-Агро" (объем инвестиций - 320 млн. рублей);
- в 2019 году - создание линии по производству до 60 тонн в сутки хлеба и хлебобулочных изделий ОАО "Хлебодар" (объем инвестиций составил 300 млн. рублей);
- в 2021 году:
реконструкция цеха цельномолочной продукции в АО "Любинский молочноконсервный комбинат" проектной мощностью до 200 тонн готовой продукции в сутки (объем инвестиций составил более 770 млн. рублей);
строительство элеваторного комплекса для хранения и подработки зерновых и масличных культур в ООО "Старгород-Агро" (объем инвестиций - 350 млн. рублей);
строительство комплекса по подработке и переработке масличных культур мощностью 36 тыс. тонн маслосемян в год в ООО "АгроТрейд". (объем инвестиций в создание 1-й очереди комплекса составил 200 млн. рублей).
9. В 2022 году ООО "Ястро-Переработка" продолжена реализация крупного инвестиционного проекта "Организация производственной базы "Продукты молочные в Полтавке-500" с внедрением инновационных методов переработки сыворотки, созданием производства твердых сыров и сливочного масла. В рамках проекта планируется создание мощностей по глубокой переработке молока в объеме 500 тонн в сутки (планируемый объем инвестиций - 4,7 млрд. рублей). С начала реализации проекта объем капитальных вложений составил порядка 1 млрд. рублей.
10. Уровень самообеспечения региона по большинству видов сельскохозяйственной продукции превышает 100 процентов, что позволяет производителям продукции реализовывать ее на территории 75 субъектов Российской Федерации, а также экспортировать за рубеж.
11. На развитие экспортного потенциала влияют достаточно благоприятные агроклиматические условия и приграничное положение региона.
Экспорт продукции АПК Омской области характеризуется положительной динамикой и в совокупности за период с 2018 по 2022 год вырос в 2,3 раза, составив 379,7 млн. долл. США. В товарной структуре экспорта продукции АПК Омской области наибольший удельный вес (более 80 процентов) занимают зерновые и масличные культуры, хлеб и мучные кондитерские изделия, продукты переработки зерна и напитки. Имеется потенциал по дальнейшему наращиванию объемов экспорта продукции пищевой и перерабатывающей промышленности региональными экспортерами АПК.
12. Несмотря на определенные положительные изменения в отдельных отраслях, направлениях развития регионального АПК, по-прежнему сохраняется нестабильная динамика по основным показателям производства, характеризующим тенденции в отраслях сельского хозяйства, переработки сельскохозяйственной продукции за последние 5 лет:
- индекс производства продукции животноводства (к предыдущему году в сопоставимых ценах) варьировался от 97,4 процента в 2019 году до 102,9 процента в 2022 году, в растениеводстве от 104,6 процента до 98,2 процента соответственно;
- значительно сократилось поголовье сельскохозяйственных животных и птицы: поголовье крупного рогатого скота - на 8,1 процента, в том числе коров - на 7,8 процента, свиней - на 19,2 процента, птицы - на 7,1 процента;
- снизились объемы производства молока (на 1,3 процента), мяса (на 14,2 процента);
- остается низким уровень загрузки производственных мощностей в перерабатывающей отрасли: в условиях 2022 года максимальный уровень загрузки (65 процентов) был достигнут в мясной промышленности;
- индекс физического объема инвестиций в среднем за 5 лет по виду деятельности "Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство" составил 101,6 процента, "Производство пищевых продуктов, включая напитки" - 78,6 процента.
13. Анализ основных показателей и тенденций, характеризующих состояние регионального АПК и его динамику, выявил системные проблемы, сдерживающие его развитие.
К основным из них следует отнести:
- высокий уровень износа в сочетании с опережающим сокращением основных производственных фондов по сравнению с их вводом;
- недостаточные темпы внедрения современных инновационных технологий в растениеводстве и животноводстве из-за низкой платежеспособности СХТП и низкого уровня технической и технологической оснащенности для внедрения инноваций;
- низкую инвестиционную привлекательность отрасли из-за длительных сроков окупаемости проектов, финансовой нестабильности сельскохозяйственных организаций, труднодоступности кредитных ресурсов в условиях "закредитованности" СХТП;
- высокую долю неиспользуемой пашни;
- недостаточные темпы обновления производственных мощностей пищевой и перерабатывающей промышленности, низкий уровень их загрузки;
- неразвитую инфраструктуру хранения, транспортировки и логистики товародвижения пищевой продукции;
- высокую волатильность цен на сельскохозяйственное сырье;
- высокие цены на импортное оборудование и запасные части, отсутствие российских аналогов отдельных видов технологического оборудования;
- недостаточно высокий уровень конкурентоспособности омской продукции, в первую очередь на внешних рынках, вследствие высоких производственных и транспортно-логистических издержек;
- дефицит и "старение" квалифицированных кадров, вызванные недостаточными темпами социального развития сельских территорий, определяющими ухудшение социально-демографической ситуации, отток трудоспособного населения, относительно низкий уровень средней заработной платы по виду экономической деятельности "Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство" (в 2022 году составил 75,2 процента от средней заработной платы по Омской области).
Кроме того, негативное влияние на снижение динамики показателей в сельскохозяйственном производстве Омской области оказали аномальные природно-климатические условия 2018 - 2022 годов (подтопления, засуха, суховеи и др.), в результате наступления которых в регионе вводился режим чрезвычайных ситуаций, что не могло не отразиться на уровне сельскохозяйственного производства, доходности СХТП и АПК в целом.
14. Текущая ситуация во многом обусловлена огромным нереализованным потенциалом, которым характеризуется сегодня развитие отрасли, по всем ключевым факторам конкурентоспособности аграрного сектора (земельные ресурсы, технологии, рынки сбыта, человеческий капитал).
Для существенного улучшения ситуации в сфере инвестиционной деятельности в отраслях АПК, достижения стабильного роста производства продукции и показателей необходимо привлечение значительных финансовых ресурсов (кредитов банков, средств внутренних и внешних инвесторов, бюджетных средств) при одновременной концентрации средств, выделяемых из бюджетов всех уровней, на наиболее эффективных направлениях поддержки товаропроизводителей в приоритетных подотраслях АПК Омской области.
Государственная программа Омской области является взаимоувязанным по финансовым ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплексом структурных элементов, направленных на эффективное решение стратегических целей и задач по развитию потенциала АПК Омской области в период с 2024 по 2030 год.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики Омской области в сфере реализации государственной программы Омской области
15. Основные приоритеты и цели государственной политики в сфере развития АПК установлены соответствующими документами федерального и областного уровня:
- Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства";
- Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года N 20;
- Стратегией развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2022 года N 2567-р;
- Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- Стратегией социально-экономического развития Омской области до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 12 октября 2022 года N 543-п.
16. Достижение цели государственной политики в сфере развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области будет обеспечиваться по приоритетным направлениям:
- стимулирование производства и реализации продукции растениеводства и животноводства, пищевых продуктов растительного и животного происхождения;
- эффективное вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развитие мелиоративного комплекса;
- повышение инвестиционной привлекательности и финансовой устойчивости АПК Омской области, инновационное развитие и информационное обеспечение;
- акселерация субъектов МСП, поддержка сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования (включая систему сельскохозяйственной кооперации), создание условий для их развития;
- экспорт продукции АПК Омской области;
- повышение эффективности осуществления государственной политики Омской области в сфере развития АПК;
- обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия Омской области;
- повышение эффективности государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, аттракционов в Омской области.
Реализация указанных направлений содействует достижению целевых показателей, характеризующих достижение национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство".
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
17. Государственная программа Омской области способствует достижению стратегических приоритетов, целей и показателей ГП РФ N 717, ГП РФ N 731, из них:
- индекс производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) к уровню 2020 года;
- индекс производства пищевых продуктов (в сопоставимых ценах) к уровню 2020 года;
- объем экспорта продукции АПК (в сопоставимых ценах);
- среднемесячная начисленная заработная плата работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства);
- площадь вовлеченных в оборот земель сельскохозяйственного назначения;
- площадь земель, в отношении которых обеспечен водный режим гидромелиоративными системами.
4. Задачи государственного управления и способы их эффективного решения в сфере реализации государственной программы Омской области, в том числе задачи, определенные в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации
18. В целях достижения цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Омской области определены следующие задачи:
- оптимизация механизмов развития приоритетных отраслей регионального АПК, увеличение объемов производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
- модернизация и структурная трансформация регионального АПК;
- повышение эффективности использования земельных ресурсов и увеличение плодородия почв;
- создание условий для развития малого агробизнеса и сельскохозяйственной кооперации;
- создание условий для привлечения кредитных ресурсов в АПК;
- вывод продукции, произведенной в регионе, на новые внешние рынки сбыта;
- создание сквозной системы финансовой и нефинансовой поддержки на всех этапах жизненного цикла проекта по экспорту продукции АПК;
- создание условий для закрепления квалифицированных кадров в АПК;
- обеспечение проведения комплекса ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий в целях предотвращения возникновения, распространения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных, защиты населения и территории Омской области от негативных влияний и угроз биологического характера;
- обеспечение безопасности при эксплуатации поднадзорных машин, прицепов и оборудования для жизни, здоровья людей, сохранности имущества и охраны окружающей среды.
19. Эффективным способом решения указанных задач является предоставление государственной поддержки СХТП, организациям пищевой и перерабатывающей промышленности, научным, образовательным организациям (на возмещение части затрат, направленных на внедрение интенсивных технологий в растениеводстве, животноводстве, производстве пищевых продуктов, на развитие семеноводства, племенного животноводства, проведение технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства, создания и модернизации объектов АПК (включая обеспечение инфраструктурой производственных объектов), привлечение и закрепление специалистов в сфере сельскохозяйственного производства), а также реализация мероприятий по поддержке сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования (включая систему сельскохозяйственной кооперации), по расширению экспортно-ориентированной товаропроводящей инфраструктуры, по обеспечению эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия Омской области, по совершенствованию системы государственного управления, надзора в сферах АПК, по информационно-аналитическому обеспечению и популяризации отраслей АПК.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.