Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Приоритеты и цели государственной политики Омской области в сфере реализации государственной программы Омской области
1. Оценка текущего состояния в сфере защиты населения и территорий Омской области от чрезвычайных ситуаций, обеспечения общественного правопорядка и общественной безопасности Омской области
1. В сфере защиты населения и территорий Омской области от чрезвычайных ситуаций угрозу устойчивому социально-экономическому развитию Омской области представляют катастрофы и стихийные бедствия, вызванные быстроразвивающимися опасными природными явлениями и техногенными процессами.
Благодаря проводимым предупредительным мероприятиям количество чрезвычайных ситуаций и погибших людей на протяжении последних лет снижается. Однако природные и техногенные риски чрезвычайных ситуаций, возникающие в процессе глобального изменения климата, хозяйственной деятельности или в результате техногенных аварий, несут угрозу для населения и объектов экономики региона.
Так, за период 2018 - 2023 годов на территории Омской области в результате чрезвычайных ситуаций регионального характера, а также пожаров суммарный ущерб составил более 1,1 млрд. руб.
С 2018 по 2022 год на территории Омской области произошло 13 чрезвычайных ситуаций, из них 11 - техногенного характера, 1 - природного и 1 - биолого-социального характера.
Кроме того, на территории Омской области ежегодно возникает большое количество природных пожаров, создающих непосредственную угрозу населению, проживающему в населенных пунктах, расположенных в сельской местности.
С 2021 по 2023 год в результате произошедших пожаров, обусловленных в том числе наблюдающейся на протяжении последних лет в весенний период устойчивой теплой погодой, сопряженной с сильным ветром, уничтожено 176 жилых домов граждан. Общий ущерб от них превысил 400 млн. руб.
Пожары и связанные с ними чрезвычайные ситуации являются одним из факторов, дестабилизирующих социально-экономическую обстановку и негативно влияющих на состояние экономики региона в целом.
Статистические данные свидетельствуют о том, что на территории Омской области 27% пожаров происходит в жилых секторах, а наибольший материальный ущерб, вред жизни и здоровью наносится гражданам, проживающим в городских и сельских поселениях.
Основными причинами возникновения пожаров с гибелью людей в жилом секторе являются:
- неосторожное обращение с огнем (55% от количества пожаров с гибелью людей);
- нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования (27% от количества пожаров с гибелью людей);
- нарушение правил устройства и эксплуатации печей (16% от количества пожаров с гибелью людей).
Важным направлением обеспечения пожарной безопасности населения Омской области является развитие добровольной пожарной охраны (далее - ДПО). Вместе с тем в последние годы наблюдается снижение как количества подразделений ДПО, так и численности входящего в нее личного состава.
На территории Омской области действует 190 добровольных пожарных команд численностью 1033 человека и 32 добровольные пожарные дружины численностью 370 человек.
На вооружении добровольных пожарных состоит 198 единиц техники, из них основная - 131 единица, приспособленная - 67 единиц.
Подразделения ДПО обеспечивают пожарную безопасность 445 (29,71%) населенных пунктов с численностью населения 168 094 чел.
В 2022 году подразделениями ДПО осуществлено 419 выездов на тушение пожаров, в том числе самостоятельно потушен 91 пожар, принято участие в качестве дополнительных сил в тушении 225 пожаров.
Вместе с тем на территории Омской области продолжается сохраняться негативная тенденция изменения окружающей среды, выражающаяся в активизации неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов и, соответственно, в увеличении частоты и масштабов стихийных бедствий, перерастании природных катастроф в техногенные и наоборот.
Человеческий фактор остается одной из основных причин крупных техногенных аварий и пожаров. Высокий уровень аварийности сохраняется в таких важнейших отраслях экономики, как транспорт, энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство. Возрастающая зависимость людей от технологий и инноваций в ближайшем будущем может привести к каскадному развитию катастроф.
Масштабы прямого ущерба от пожаров свидетельствуют о тяжести их последствий для экономики Омской области.
2. В сфере обеспечения общественного порядка и безопасности Омской области за последние 5 лет наметилась положительная тенденция к снижению преступности на территории Омской области, в целом криминальная обстановка остается сложной.
Так, за последние три года увеличилось число зарегистрированных преступлений, связанных с продажей, применением, сбытом, хранением и изготовлением наркотических и психотропных веществ.
Продолжается вовлечение подростков в употребление наркотиков.
С учетом социальных последствий немедицинского потребления наркотиков молодыми людьми, на протяжении последних лет выстраивается система противодействия и профилактики распространения и потребления наркотиков среди молодого поколения.
Министерством региональной безопасности Омской области организована работа по повышению антитеррористической защищенности объектов торговли, а также религиозных организаций.
Реализация мероприятий позволила повысить качество и результативность мер, направленных на противодействие экстремизму и терроризму, обеспечение общественной безопасности.
Проблема распространения экстремизма продолжает оставаться одним из факторов, угрожающих государственной целостности, дестабилизирующих ситуацию в обществе и создающих угрозу совершения террористических актов.
С учетом имеющихся данных обстановка на территории Омской области в сфере противодействия терроризму остается стабильной и контролируемой, существенных изменений не претерпела, предпосылок к возникновению угроз безопасности, способных повлечь за собой рост террористических проявлений на территории Омской области, не имеется.
Открытых проявлений экстремизма, в том числе межнациональных и межконфессиональных конфликтов, массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка, не отмечается.
Однако потенциальная угроза совершения террористических актов, как и для всей территории Российской Федерации, сохраняется и в Омской области.
С учетом наличия миграционных потоков из субъектов Российской Федерации с повышенной террористической активностью, имеющихся недостатков в организации антитеррористической защищенности ряда потенциальных объектов террористических посягательств, расположенных в Омской области, а также выявленных фактов распространения радикальной и террористической идеологии посредством современных информационно-телекоммуникационных технологий существует угроза вовлечения жителей Омской области, в первую очередь молодежи, в террористическую и экстремистскую деятельность.
Нерешенность вышеуказанных проблем явилась следствием:
- наличия недостатков в деятельности правоохранительных и контрольно-надзорных органов, прежде всего в силу нерешенности проблем правового, материально-технического и финансового обеспечения;
- внедрения в массовое сознание стереотипов противоправного поведения;
- существующих социально-экономических проблем, доминирования в информационной сфере материалов, подрывающих моральные устои общества, формирующих антигосударственное сознание.
Указанные факторы могут повлечь негативные тенденции развития криминальной ситуации в обществе, характеризующейся следующим:
- расширение масштабов преступности, повышение степени опасности, изощренности и дерзости преступлений, рост количества немотивированных преступлений и нарушений общественного порядка;
- возрастание тяжести и масштабов социальных и экономических последствий противоправного поведения, включая увеличение общего числа
жертв противоправных посягательств, рост совокупного ущерба от них, недовольство населения результатами борьбы с преступностью;
- рост недоверия людей по отношению к государству, к его способности эффективно обеспечить их защиту от противоправных посягательств и, как следствие, возрастание социальной напряженности и конфликтности в обществе;
- изменение структуры незаконного оборота наркотических средств за счет распространения синтетических и полусинтетических наркотиков, действие которых на организм человека гораздо сильнее, чем наркотиков растительного происхождения;
- рост тяжких преступлений, совершаемых несовершеннолетними;
- более законспирированная деятельность преступных группировок.
3. Указанные проблемы в сфере защиты населения и территорий Омской области от чрезвычайных ситуаций, обеспечения общественного правопорядка и общественной безопасности Омской области создают предпосылки для количественного и качественного отставания материально-технической базы сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций от уровня материально-технического обеспечения, необходимого для решения новых задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Омской области.
Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера, предотвращение гибели людей достигаются за счет повышения эффективности реализации полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, обновления парка технологического оборудования, материально-технических средств, внедрения современных технических средств информирования и оповещения населения.
Для обеспечения общественной безопасности необходима оптимизация системы мер государственного и общественного воздействия на существующие причины и условия, способствующие нарушениям общественного порядка на территории Омской области, повышение эффективности мер по противодействию распространению наркомании, предупреждению экстремизма и терроризма.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики Омской области в сфере реализации государственной программы Омской области
4. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Омской области определены исходя из следующих актов:
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года N 400;
- Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 года N 696;
- Основы государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 1 января 2018 года N 2;
- Основы государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 11 января 2018 года N 12;
- Стратегия в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 16 октября 2019 года N 501;
- Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2030 года, утвержденная постановлением Правительства Омской области от 12 октября 2022 года N 543-п.
5. Приоритетами государственной политики Омской области в сфере реализации государственной программы Омской области являются:
- повышение уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях, пожарах и происшествиях на водных объектах;
- повышение качества и результативности мер по противодействию преступности и повышению эффективности охраны общественного порядка.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
6. Государственная программа Омской области способствует достижению стратегических приоритетов и целей государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 300, государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 345, в том числе:
- развитие системы государственного управления и стратегического планирования в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах с учетом политической и социально-экономической ситуации в Российской Федерации и в мире;
- развитие системы обеспечения пожарной безопасности в целях профилактики пожаров, их тушения и проведения аварийно-спасательных работ;
- противодействие преступности и повышение эффективности охраны общественного порядка;
- снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий.
4. Задачи государственного управления и способы их эффективного решения в сфере реализации государственной программы Омской области, в том числе задачи, определенные в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации
7. В целях достижения цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Омской области требуется продолжение реализуемых мероприятий с переходом системы обеспечения безопасности населения и территории Омской области, сферы общественной безопасности, профилактики наркомании, противодействии экстремизма и терроризма на территории Омской области на качественно новый уровень. В связи с этим определены следующие задачи государственной политики:
- совершенствование нормативно-правового регулирования;
- совершенствование организации взаимодействия системы управления гражданской обороной, органов управления территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с системой государственного управления Российской Федерации;
- совершенствование состава и структуры органов управления гражданской обороной, сил и средств гражданской обороны, органов управления, сил и средств территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Омской области с учетом прогнозируемых опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, пожаров и происшествий на водных объектах;
- повышение социальной защищенности сотрудников подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований;
- совершенствование методов, средств и способов проведения мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности направленных на повышение уровня защищенности населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях, пожарах и происшествиях на водных объектах;
- создание условий для эффективной деятельности аварийно-спасательных служб и формирований, пожарно-спасательных подразделений противопожарной службы Омской области;
- совершенствование спасательных технологий, технических средств и экипировки, предназначенных для оснащения аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, пожарно-спасательных подразделений;
- поддержание необходимого уровня готовности сил и средств гражданской обороны к использованию по предназначению, оснащение их современным вооружением и специальной техникой;
- внедрение новых форм подготовки населения в области гражданской обороны и к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе с использованием современных технических средств обучения;
- совершенствование системы подготовки специалистов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
- совершенствование системы профилактики правонарушений, снижение количества противоправных деяний и их проявлений, достижение и поддержание необходимого уровня защищенности населения Омской области от угроз криминального характера;
- обеспечение безопасности дорожного движения и снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий;
- обеспечение системного участия и координирующей роли исполнительных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований Омской области в предупреждении правонарушений;
- создание и координация деятельности народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности;
- активизация использования законодательства Омской области в вопросах обеспечения правопорядка и общественной безопасности;
- возрождение физкультурно-спортивной массовой работы в молодежной среде, пропаганда патриотизма и здорового образа жизни;
- проведение мониторинга
с ежегодным докладом о его результатах в Государственный антинаркотический комитет;
- принятие мер по повышению антитеррористической защищенности социальных объектов.
8. Реализация вышеуказанных задач будет достигнута посредством:
- проведения командно-штабных, тактико-специальных учений и тренировок, направленных на обеспечение безопасности населения и территорий;
- реализации организационно и научно-методических мероприятий для повышения квалификации и содействия формированию профессиональных компетенций руководителей и специалистов, в должностные обязанности которых входит решение вопросов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.