Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Приоритеты и цели государственной политики Омской области в сфере реализации государственной программы Омской области
1. Оценка текущего состояния в сфере труда и занятости населения Омской области
1. Конкурентоспособная экономика Омской области является ключевой стратегической целью социально-экономического развития Омской области в соответствии со Стратегией.
Согласно Стратегии достижение указанной цели основано в том числе на балансировке спроса и предложения на рабочую силу, обеспечении приоритетных отраслей экономики Омской области квалифицированными трудовыми ресурсами исходя из кадровой потребности.
Кадровую потребность в значительной степени определяет рынок труда.
2. В 2020 - 2022 годах ситуация на рынке труда Омской области развивалась в условиях восстановления экономики и занятости населения после негативных последствий ограничительных мероприятий по причине распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В 2020 году в условиях пандемии и перевода регистрации граждан в центрах занятости в онлайн-режим в 1,8 раза увеличилось число обращений граждан в целях поиска подходящей работы и получения пособия по безработице (с 67,7 тыс. человек в 2019 году до 125 тыс. человек в 2020 году). При этом возможности трудоустройства граждан на вакансии работодателей Омской области ввиду действия в 2020 году ограничительных мер в отношении хозяйствующих субъектов были существенно ограничены.
В 2021 году ситуация на рынке труда постепенно стабилизировалась: к концу 2021 года показатели занятости населения в Омской области достигли допандемийных значений 2019 года.
3. В 2022 году на рынок труда Омской области оказывали влияние ограничительные мероприятия экономического характера (внешнее санкционное давление), ситуация на рынке труда Омской области оценивается как стабильная. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области, уровень безработицы по методологии Международной организации труда за последние 5 лет снизился с 6,4 процента до 4 процентов (за январь - июнь 2023 года).
В центрах занятости по итогам первого полугодия 2023 года зарегистрированы 9,2 тыс. человек, что в 1,3 раза меньше, чем на 1 июля 2018 года (11,6 тыс. человек).
Уровень зарегистрированной безработицы по Омской области на 1 июля 2023 года составил 0,9 процента от численности рабочей силы (на 1 июля 2018 года - 1,1 процента).
Потребность в работниках, заявленная работодателями в центры занятости, на 1 июля 2023 года составляет 29,9 тыс. вакансий, что на 2,4 процента меньше, чем на 1 июля 2018 года (32,3 тыс. вакансий). Коэффициент напряженности на рынке труда - 0,6 незанятого гражданина на одну вакансию (на 1 июля 2018 года - 0,5).
4. Потребность экономики Омской области в квалифицированных кадрах связана и с миграционным оттоком населения.
С 2018 по 2022 год миграционная убыль населения в регионе составила 52.5 тыс. человек, в том числе в 2018 году - 12,1 тыс. человек, в 2019 году -12,1 тыс. человек, в 2020 году - 11 тыс. человек, в 2021 году - 7,6 тыс. человек, в 2022 году - 9,7 тыс. человек. За 6 месяцев 2023 года миграционная убыль населения составила 2,4 тыс. человек.
Высокой миграционной подвижностью обладает население в трудоспособном возрасте. Доля лиц указанной возрастной группы в миграционной убыли населения за 2022 год составила 71 процент. Около 44 процентов всех мигрантов находятся в возрасте от 20 до 39 лет.
Наибольший отток населения в ходе межрегионального миграционного обмена отмечается в Тюменскую область, Краснодарский край, г. Санкт-Петербург, Московскую область, г. Москву.
Важными побудительными мотивами выезда населения за пределы места проживания является стремление улучшить социальные условия, получение образования, поиск работы, соответствующей специальности и квалификации, а также более высокооплачиваемой работы.
5. В Омской области разработан и постоянно совершенствуется комплекс мер, направленный на содействие переселению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом, в рамках реализации Государственной программы переселения.
С 2009 года в Омскую область в рамках Государственной программы переселения переселилось более 48 тыс. соотечественников, среди которых около 70 процентов находятся в трудоспособном возрасте, 83 процента участников Государственной программы переселения имеют высшее образование и среднее профессиональное образование, средний возраст прибывшего соотечественника составляет около 30 лет.
6. Обеспечение экономики Омской области квалифицированными трудовыми ресурсами базируется на создании соответствующих условий труда, приоритетом которых является предупреждение производственного травматизма.
В течение пяти лет общий травматизм в регионе снизился. По данным Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области, в 2022 году по сравнению с 2018 годом численность работников, получивших травмы на производстве, сократилась на 24.6 процента (с 560 до 422 пострадавших), тяжелый травматизм снизился на 53 процента (со 117 до 55 человек), численность работников, смертельно травмированных на производстве, уменьшилась на 11,8 процента (с 17 человек до 15 человек). На 25 процентов снизилась численность работников, пострадавших в результате групповых несчастных случаев (с 12 до 9 человек). На 30,6 процента отмечено снижение травматизма среди женщин (с 222 до 154 человек).
Коэффициент частоты производственного травматизма снизился на 17,2 процента (с 1,01 человека по итогам 2018 года до 0,84 человека по итогам 2022 года в расчете на 1000 работающих).
В результате несчастных случаев на производстве каждый пострадавший в среднем за 2022 год отсутствовал на рабочем месте 69,4 дня, в 2018 -74,2 дня.
Это является закономерным следствием снижения тяжести травматизма, регистрируемого на производстве, после ограничительных мероприятий, введенных по причине распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В 2020 году вследствие пандемии и остановки производственной деятельности ряда отраслей экономики наблюдалось резкое снижение травматизма - более чем на 28,3 процента в сравнении с 2019 годом. После завершения основных карантинных мероприятий в 2021 году уровень производственного травматизма стал соответствовать допандемийным значениям.
По данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в 2022 году в сравнении с 2018 годом в Омской области сохранились на прежнем уровне показатели профессиональной заболеваемости. В 2022 году и в 2018 году зарегистрировано 10 случаев профессиональных заболеваний у работников Омской области, в том числе 4 случая у женщин.
В 2022 году фактическое снижение уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний в Омской области в расчете на 1 000 работающих составило 0,87 человека при плановом значении 1,18 человека.
Неблагоприятная эпидемиологическая ситуация в России сказалась на трансформации трудовых правоотношений, увеличилась нетипичная форма занятости - удаленная работа. Дистанционная занятость и антироссийские санкции, изменившие количество работающих, также повлияли на показатели травматизма.
По оперативным данным Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, за первое полугодие 2023 года численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве снизилась на 9,6 процента (с 209 человек по итогам 6 месяцев 2022 года до 189 человек по итогам 6 месяцев 2023 года), численность погибших на производстве сократилась с 3 до 2 человек, число пострадавших женщин снизилось на 12,5 процента (с 88 до 77 пострадавших).
В целом уровень травматизма и профессиональных заболеваний в Омской области имеют тенденцию к снижению. Вместе с тем состояние условий труда на большинстве предприятий, количество рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда объективно создают ситуацию, когда с ростом производства и развития импортозамещения возможен и рост показателей производственного травматизма, в том числе несчастных случаев со смертельным исходом. Поэтому государственной программой Омской области предусматривается стабилизация данных показателей и их снижение к 2030 году в соответствии со Стратегией.
7. Основными проблемами при реализации государственной политики в сфере труда и занятости населения Омской области, на решение которых направлена государственная программа Омской области, являются:
1) усиление территориального и профессионально-квалификационного дисбаланса между спросом и предложением на рынке труда Омской области, что ограничивает возможности оперативного подбора работников для укомплектования свободных рабочих мест и вакантных должностей, предоставленных работодателями в центры занятости;
2) дефицит рабочих мест постоянного характера в сельской местности. В числе заявленных в центры занятости муниципальных районов Омской области в 2019 году на долю вакансий постоянного характера приходилось 47,3 процента, в 2022 году значение данного показателя сократилось до 34,7 процента (за первое полугодие 2023 года - 33 процента);
3) ограниченное количество рабочих мест, на которых работодателями создаются специальные условия для трудоустройства отдельных категорий граждан, неконкурентоспособных на рынке труда (инвалиды; выпускники профессиональных образовательных организаций без практического опыта работы; женщины, имеющие малолетних детей; лица предпенсионного возраста; беженцы и вынужденные переселенцы; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей; граждане, освободившиеся из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы; граждане, которым назначено наказание в виде лишения свободы условно);
4) отсутствие источников дохода у незанятых граждан в период поиска ими работы - ежегодно порядка 60 процентов незанятых граждан, обращающихся за содействием в центры занятости в целях поиска подходящей работы, признаются в качестве безработных и становятся получателями социальных выплат;
5) отсутствие развитой культуры безопасного труда;
6) необходимость совершенствования правовых, организационных и иных механизмов, регулирующих и обеспечивающих добровольное переселение в Российскую Федерацию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, а также иных лиц, которые способны успешно интегрироваться в российское общество.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики Омской области в сфере реализации государственной программы Омской области
8. Основные приоритеты и цели государственной политики в сфере труда и занятости населения Омской области определены в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами федерального и областного уровня:
1) Трудовым кодексом Российской Федерации;
2) Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации";
3) Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом";
4) Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года";
5) Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления";
6) Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 года N 622 "О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы";
7) Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
8) Законом Омской области "О квотировании рабочих мест в Омской области";
9) Законом Омской области "Об отдельных вопросах осуществления полномочий в области содействия занятости населения и о внесении изменений в статью 5 Закона Омской области "О квотировании рабочих мест в Омской области";
10) Законом Омской области "Об охране труда на территории Омской области";
11) Указом Губернатора Омской области от 31 декабря 2020 года N 204 "Об утверждении Концепции управления трудовыми ресурсами Омской области до 2025 года";
12) постановлением Правительства Омской области от 12 октября 2022 года N 543-п "О Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2030 года".
9. Достижение целей государственной политики в сфере труда и занятости населения Омской области будет обеспечиваться по следующим приоритетным направлениям:
1) реализация основных превентивных мер, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающих мероприятия по проведению специальной оценки условий труда на рабочих местах, обучению и проверке знаний требований охраны труда, формированию культуры безопасного труда, организации мониторинга состояния условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Омской области;
2) развитие системы социального партнерства в сфере труда и повышение социальной ответственности бизнеса, формирование и укрепление позитивного имиджа работодателей, повышение качества рабочих мест, которые позволят обеспечить соблюдение прав и гарантий работников;
3) повышение эффективности и качества реализации мероприятий в сфере занятости;
4) совершенствование экосистемы содействия занятости;
5) разработка и внедрение сервисов, комплексов услуг на основе жизненных ситуаций граждан и бизнес-ситуаций работодателей;
6) увеличение миграционного притока населения в Омскую область, привлечение квалифицированных трудовых ресурсов в Омскую область.
Реализация указанных направлений косвенно содействует достижению целевых показателей "снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года" и "повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет", характеризующих достижение национальной цели развития Российской Федерации "сохранение населения, здоровье и благополучие людей".
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
10. Государственная программа Омской области способствует достижению стратегических приоритетов, целей и показателей государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 298, государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 345, из них:
1) непревышение к 2030 году значения уровня регистрируемой безработицы более 1 процента;
2) создание условий для формирования культуры безопасного труда и повышение эффективности мер, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
3) оказание поддержки в добровольном переселении в Российскую Федерацию в 2022 - 2030 годах не менее 500 тыс. соотечественников, проживающих за рубежом.
4. Задачи государственного управления и способы их эффективного решения в сфере реализации государственной программы Омской области, в том числе задачи, определенные в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации
11. Достижение целей государственной программы Омской области предполагается посредством решения следующих задач:
1) совершенствование системы планирования и прогнозирования потребности экономики региона в квалифицированных кадрах, в том числе в новых профессиях и специальностях под перспективные направления развития экономики региона;
2) развитие системы профессиональной ориентации, обеспечение навигации по востребованным и перспективным профессиям, способствующей повышению мотивации молодежи к трудовой деятельности по профессиям, специальностям и направлениям подготовки, востребованным на рынке труда;
3) повышение профессионально-квалификационного уровня трудовых ресурсов, в том числе путем организации практико-ориентированного профессионального обучения, опережающей профессиональной подготовки, получения дополнительного профессионального образования безработных граждан с ориентацией на перспективные потребности в кадрах на рынке труда;
4) создание условий для привлечения квалифицированных трудовых ресурсов в Омскую область, в том числе из числа соотечественников с учетом предъявляемых к ним требований о соответствии определенному уровню профессионального образования и наличию опыта работы по востребованным в регионе профессиям (специальностям);
5) улучшение условий и охраны труда работников на основе управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте;
6) снижение уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
7) обеспечение проведения комплексной оценки ситуации в области условий и охраны труда на территории Омской области;
8) создание условий для увеличения доли занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку;
9) повышение уровня защищенности граждан на рынке труда, в том числе за счет:
- модернизации и повышения эффективности деятельности службы занятости региона;
- содействия обеспечению защиты трудовых прав работников, выявления и легализации неоформленных трудовых отношений и неофициальной заработной платы, сохранения и развития занятости инвалидов, граждан предпенсионного возраста;
10) увеличение миграционного притока населения в Омскую область;
11) привлечение квалифицированных трудовых ресурсов в Омскую область;
12) развитие правовых, экономических и институциональных условий, способствующих совершенствованию гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, повышению качества рабочей силы и мотивации к труду;
13) обеспечение экономики Омской области трудовыми ресурсами на основе формирования, сохранения и развития кадрового потенциала.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.