Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 7
к государственной программе
Омской области
"Регулирование отношений
в сфере труда и занятости
населения Омской области"
Подпрограмма
"Оказание содействия добровольному переселению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом" государственной программы Омской области "Регулирование отношений в сфере труда и занятости населения Омской области" 1 (далее - Подпрограмма)
1. Паспорт Подпрограммы
Наименование Подпрограммы |
Оказание содействия добровольному переселению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом |
|
Дата согласования проекта Подпрограммы Правительством Российской Федерации |
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2023 года N 2962-р |
|
Уполномоченный орган исполнительной власти Омской области, ответственный за реализацию Подпрограммы |
Министерство труда и социального развития Омской области (далее - Министерство труда) |
|
Цели Подпрограммы |
1. Обеспечение реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 (далее - Государственная программа переселения), на территории Омской области. 2. Обеспечение социально-экономического развития Омской области |
|
Задачи Подпрограммы |
1. Увеличение миграционного притока населения в Омскую область. 2. Привлечение квалифицированных трудовых ресурсов в Омскую область |
|
Исполнители основных мероприятий Подпрограммы |
Министерство здравоохранения Омской области |
|
Этапы и сроки реализации Подпрограммы |
2024 - 2030 годы. Этапы реализации Подпрограммы не выделяются |
|
Объемы и источники финансирования Подпрограммы |
Общий объем финансирования Подпрограммы составляет 32 007,0 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: - 2024 год - 6 175,0 тыс. рублей; - 2025 год - 8 901,0 тыс. рублей; - 2026 год - 10 231,0 тыс. рублей; - 2027 год - 1 675,0 тыс. рублей; - 2028 год - 1 675,0 тыс. рублей; - 2029 год - 1 675,0 тыс. рублей; - 2030 год - 1 675,0 тыс. рублей; из общего объема расходы за счет средств областного бюджета - 8 463,0 тыс. рублей, в том числе: - 2024 год - 1 013,0 тыс. рублей; - 2025 год - 375,0 тыс. рублей; - 2026 год - 375,0 тыс. рублей; - 2027 год - 1 675,0 тыс. рублей; - 2028 год - 1 675,0 тыс. рублей; - 2029 год - 1 675,0 тыс. рублей; - 2030 год - 1 675,0 тыс. рублей; из общего объема расходы за счет субсидий из федерального бюджета - 23 544,0 тыс. рублей, в том числе: - 2024 год - 5 162,0 тыс. рублей; - 2025 год - 8 526,0 тыс. рублей; - 2026 год - 9 856,0 тыс. рублей; - 2027 год - 0,0 тыс. рублей; - 2028 год - 0,0 тыс. рублей; - 2029 год - 0,0 тыс. рублей; - 2030 год - 0,0 тыс. рублей. Включение средств федерального бюджета в объем финансирования мероприятий Подпрограммы осуществляется на основании соглашения между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством Омской области о предоставлении субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий Подпрограммы, включенной в Государственную программу переселения |
|
Основные показатели эффективности Подпрограммы |
1. Численность участников Государственной программы переселения и членов их семей, прибывших в Омскую область и поставленных на учет в Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области (далее - УМВД России по Омской области). 2. Доля участников Государственной программы переселения и членов их семей, прибывших в Омскую область и поставленных на учет в УМВД России по Омской области, в общем числе мигрантов, прибывших в Омскую область. 3. Доля участников Государственной программы переселения и членов их семей трудоспособного возраста, прибывших в Омскую область и поставленных на учет в УМВД России по Омской области, в общем числе участников Государственной программы переселения и членов их семей, прибывших в Омскую область и поставленных на учет в УМВД России по Омской области. 4. Доля участников Государственной программы переселения, получающих высшее образование либо среднее профессиональное образование в образовательных организациях, расположенных на территории Омской области, в общем числе участников Государственной программы переселения, прибывших в Омскую область и поставленных на учет в УМВД России по Омской области. 5. Доля участников Государственной программы переселения, имеющих высшее образование и (или) среднее профессиональное образование, в общем числе участников Государственной программы переселения, прибывших в Омскую область и поставленных на учет в УМВД России по Омской области. 6. Доля участников Государственной программы переселения и членов их семей, получивших государственные услуги в сфере занятости населения в казенных учреждениях Омской области - центрах занятости населения, в общей численности участников Государственной программы переселения и членов их семей, обратившихся в казенные учреждения Омской области - центры занятости населения |
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы |
Реализация Подпрограммы направлена на достижение следующих результатов: 1) привлечение на территорию Омской области к концу 2030 года 7 800 соотечественников (3 900 участников Государственной программы переселения и 3 900 членов их семей), в том числе: 2024 год - 900 человек (450 участников Государственной программы и 450 членов их семей); 2025 год - 1 000 человек (500 Государственной программы и 500 членов их семей); 2026 год - 1 100 человек (550 Государственной программы и 550 членов их семей); 2027 год - 1 200 человек (600 Государственной программы и 600 членов их семей); 2028 год - 1 200 человек (600 Государственной программы и 600 членов их семей); 2029 год - 1 200 человек (600 Государственной программы и 600 членов их семей); 2030 год - 1 200 человек (600 Государственной программы и 600 членов их семей); 2) доля участников Государственной переселения и членов их семей, в Омскую область и поставленных на учет в УМВД России по Омской области, в общем числе мигрантов, прибывших в Омскую область, - не менее 7% ежегодно; 3) доля участников Государственной программы переселения и членов их семей трудоспособного возраста, прибывших в Омскую область и поставленных на учет в УМВД России по Омской области, в общем числе участников Государственной программы переселения и членов их семей, прибывших в Омскую область и поставленных на учет в УМВД России по Омской области, - не менее 68% ежегодно; 4) доля участников Государственной программы переселения, получающих высшее образование либо среднее профессиональное образование в образовательных организациях, расположенных на территории Омской области, в общем числе участников Государственной программы переселения, прибывших в Омскую область и поставленных на учет в УМВД России по Омской области, - не менее 16% ежегодно; 5) доля участников Государственной программы переселения, имеющих высшее образование и (или) среднее профессиональное образование, в общем числе участников Государственной программы переселения, прибывших в Омскую область и поставленных на учет в УМВД России по Омской области, - не менее 83% ежегодно; 6) доля участников Государственной программы переселения и членов их семей, получивших государственные услуги в сфере занятости населения в казенных учреждениях Омской области - центрах занятости населения, в общей численности участников Государственной программы переселения и членов их семей, обратившихся в казенные учреждения Омской области - центры занятости населения, - не менее 100% ежегодно |
_____________________________
.1 Структура Подпрограммы изложена в соответствии с требованиями типовой программы субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 2570-р.
2. Общая характеристика сферы реализации Подпрограммы
Подпрограмма является важным инструментом при решении задач, направленных на улучшение миграционной ситуации в Омской области и привлечение в регион квалифицированных трудовых ресурсов.
Реализация Государственной программы переселения в Омской области с 2009 года позволила привлечь в регион почти 48 тыс. соотечественников, из которых около 70% находятся в трудоспособном возрасте. Среди участников Государственной программы переселения более 83% имеют высшее образование и (или) среднее профессиональное образование. Средний возраст прибывшего соотечественника составляет около 30 лет.
Ожидается, что реализация Подпрограммы в 2024 - 2030 годах будет способствовать в том числе достижению целей, определенных Стратегией социально-экономического развития Омской области до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 12 октября 2022 года N 543-п (далее - Стратегия социально-экономического развития Омской области).
Омская область является важным логистическим, промышленным и сельскохозяйственным центром Российской Федерации в Сибирско-Дальневосточной части.
В регионе наблюдается высокая концентрация предприятий нефтехимической, химической, пищевой промышленности, а также машинно- приборостроения. Основу промышленности Омской области составляют обрабатывающие производства (28,5% от общего объема валового регионального продукта (далее - ВРП)). По итогам 2022 года индекс промышленного производства в Омской области составил 105,3%, что выше, чем в среднем по Российской Федерации (99,4%) и по Сибирскому федеральному округу (далее - СФО) (100,5%). Динамика индекса промышленного производства обеспечена в основном за счет обрабатывающих производств. Этот вид промышленного производства лидирует в общем объеме промышленной продукции региона (92,6%).
Научно-техническое развитие Омской области во многом определено промышленным вектором региональной экономики. По уровню инновационной активности организаций Омская область входит в тройку лидеров Сибири. В регионе используется более 3,5 тыс. передовых производственных технологий, их число с каждым годом растет. Высокотехнологичные и наукоемкие отрасли формируют пятую часть ВРП. В инновационную сферу в регионе вовлечено около 120 организаций, а в научной инфраструктуре задействовано 11 центров коллективного пользования.
Также Омская область является одним из крупнейших в СФО производителей сельскохозяйственной продукции. В структуре ВРП Омской области на долю сельского хозяйства приходится 9,5%. Ежегодно в регионе производится около 200 тыс. тонн мяса (4-е место в СФО и 30-е место в Российской Федерации) и 600 тыс. тонн молока (4-е место в СФО и 18-е место в Российской Федерации). Производство продукции агропромышленного комплекса к уровню 2021 года возросло на 10,5%.
Конкурентным преимуществом регионального агропромышленного комплекса является выращивание широкого спектра продовольственных культур в сочетании с развитой пищевой и перерабатывающей промышленностью. Уровень самообеспечения региона по большинству видов сельскохозяйственной продукции превышает 100%, что позволяет производителям продукции реализовывать ее на территории 75 субъектов Российской Федерации. По итогам 2022 года уровень самообеспечения составил: по зерну - 179,8%, по молоку и молочным продуктам - 108,2%, по мясу и мясопродуктам - 102,2%, по яйцу и яйцепродуктам - 111,6%, по картофелю - 110,9%.
По итогам 2022 года объем строительных работ в Омской области составил 141,4 млрд. рублей, что соответствует 28-му месту в Российской Федерации и 5-му месту в СФО. На территории Омской области в 2022 году введено в эксплуатацию 693,4 тыс. кв. м жилья, что составляет 108,4% к уровню 2021 года.
Уровень оплаты труда в Омской области можно характеризовать как средний среди регионов Российской Федерации (42 место по итогам 2020 года, 46 место по итогам 2021 и 2022 годов).
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в период с 2020 по 2022 год в Омской области увеличилась на 24,1% и составила за 2022 год 47,0 тыс. рублей. Рост среднего уровня оплаты труда в 2022 году составил 14,1% к предыдущему периоду (в реальном выражении - не изменилась).
В регионе проводится целенаправленная работа по улучшению предпринимательского климата, созданию благоприятной деловой среды. Реализован ряд мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности региона, в том числе разработаны и внедрены меры государственной поддержки предприятий обрабатывающей промышленности и агропромышленного комплекса, установлены налоговые преференции и снижены административные барьеры для бизнеса, внедрена система оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Омской области. Создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Авангард".
Действует вся необходимая базовая инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства. По итогам рейтинга Министерства экономического развития Российской Федерации 2020 года центр "Мой бизнес", осуществляющий деятельность в составе Омского регионального фонда поддержки и развития малого предпринимательства, занимает 6-е место по стране, Микрокредитная компания Омский региональный фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства - 7-е место, региональная гарантийная организация, осуществляющая деятельность в составе Омского регионального фонда поддержки и развития малого предпринимательства, - 7-е место, автономная некоммерческая организация "Омский центр инноваций социальной сферы" - 3-е место.
По состоянию на 1 января 2023 года количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей составило 63,5 тыс. единиц, что на 0,8% выше аналогичных показателей по сравнению с 2021 годом и на 2,1% по сравнению с 2020 годом.
Кроме того, с 2020 года на территории Омской области применяется специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход". Количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в 2022 году увеличилось в 1,6 раза по сравнению с 2021 годом и в 4,2 раза по сравнению с 2020 годом и составило на 1 января 2023 года более 70 тыс. единиц.
Ситуация на рынке труда Омской области в 2022 году характеризовалась как стабильная.
Численность рабочей силы Омской области, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области (далее - Омскстат), за 2022 год уменьшилась на 1,9% к уровню предыдущего года и составила 984,1 тыс. человек. Уровень занятости возрос с 59,8% до 60,1%. Уровень общей безработицы, рассчитанный по методологии Международной организации труда (далее - МОТ), снизился с 6,5% до 5,3%.
Потребность в привлечении иностранных работников определяется с учетом приоритетного права трудоустройства граждан Российской Федерации, ситуации на региональном рынке труда. За последние годы численность иностранных работников является незначительной и составляет не более 2% от численности человек, занятых в экономике. Российские граждане обладают приоритетным правом на трудоустройство.
Регион является одним из субъектов Российской Федерации, где численность постоянного населения с 1993 года (за исключением 2015 - 2016 годов) неуклонно сокращается. По данным Омскстата, на 1 января 2023 года численность населения Омской области составляла 1 832,1 тыс. человек. За 2022 год численность населения уменьшилась на 19,5 тыс. человек по причине естественных (9,8 тыс. человек) и миграционных (9,7 тыс. человек) потерь.
Высокой миграционной подвижностью обладает население в трудоспособном возрасте. Доля лиц указанной возрастной группы в миграционной убыли населения за 2022 год составила 71%. Около 44% всех мигрантов находятся в возрасте от 20 до 39 лет.
Наибольший отток населения в ходе межрегионального миграционного обмена отмечается в Тюменскую область, Краснодарский край, г. Санкт-Петербург, Московскую область, г. Москву.
Важными побудительными мотивами выезда населения за пределы места проживания является стремление улучшить социальные условия, получение образования, поиск работы, соответствующей специальности и квалификации, а также более высокооплачиваемой работы.
Основные демографические тенденции свидетельствуют о том, что воспроизводство трудовых ресурсов в настоящее время проходит в условиях, когда выбытие населения трудоспособного возраста не компенсируется вхождением в эту возрастную группу молодежи.
Также Омская область характеризуется демографическим старением населения - в последние годы численность населения старше трудоспособного возраста стабильно возрастала на фоне уменьшения численности населения рабочих возрастов. За 2022 год увеличение численности населения старше трудоспособного возраста составило 4,9 тыс. человек и по состоянию на 1 января 2023 года составило 459,8 тыс. человек (или 25,1% от общей численности населения). Тогда как численность населения рабочих возрастов в 2022 году уменьшилась на 19,7 тыс. человек и по состоянию на 1 января 2023 года составила 1 011,5 тыс. человек (или 55,2% от общей численности населения).
По среднему варианту прогноза Федеральной службы государственной статистики, с 2023 по 2030 год численность населения Омской области в трудоспособном возрасте сократится на 10,1 тыс. человек.
На рынке труда Омской области текущая потребность в работниках для замещения вакантных рабочих мест, заявленная в казенные учреждения Омской области - центры занятости населения Омской области, в течение 2022 года составила 56,5 тыс. человек. Работодатели Омской области испытывают дефицит квалифицированных кадров практически во всех отраслях экономики. На начало июля 2023 года потребность работодателей в кадрах составила около 26 тыс. вакансий.
В 2022 - 2023 годах наибольшая текущая потребность была заявлена работодателями по следующим видам экономической деятельности: "деятельность профессиональная, научная и техническая", "строительство", "образование", "сельское хозяйство", "государственное управление и обеспечение военной безопасности", "социальное обеспечение", "обрабатывающие производства".
Наиболее востребованными рабочими профессиями остаются: водитель автомобиля, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, продавец, фрезеровщик, оператор станков с программным управлением, слесари различной специализации, сварщик, токарь, электромонтер, повар, пекарь, овощевод, животновод, оператор машинного доения, маляр, швея.
Среди специальностей служащих наибольший спрос на инженеров различной специализации, врачей различных специальностей, медицинских сестер, фельдшеров. Остаются востребованными у работодателей педагогические работники (преподаватели в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, воспитатели, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи), механики, полицейские и охранники, бухгалтеры и экономисты, агрономы и ветеринарные врачи, специалисты по социальной работе и социальные работники, страховые агенты, юристы.
При этом работодателями региона рассматриваются варианты комплектования вакантных рабочих мест за счет выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, выходящих на рынок труда.
По данным мониторинга текущей и перспективной потребности работодателей Омской области, до 2030 года во всех сферах экономики Омской области сохранится высокая потребность в квалифицированных рабочих и специалистах высшего уровня квалификации, на промышленных предприятиях региона ожидается повышение спроса на квалифицированные кадры разных профилей. Одновременно прогнозируется сохранение спроса на специалистов в социально значимых сферах - здравоохранении и образовании.
Также Омской области необходимы квалифицированные специалисты для реализации крупных инвестиционных проектов. По оценкам, дополнительная потребность в кадрах до 2029 года в рамках реализации на территории Омской области инвестиционных проектов составит порядка 9,0 тыс. человек.
Наибольшее количество рабочих мест планируется в рамках инвестиционных проектов акционерного общества "Группа компаний "Титан": "Полиолы и сжиженные углеводороды" (1 000 единиц), "Завод глубокой переработки зерна" (800 единиц), "Эпоксидные смолы" (350 единиц).
Также в прогнозный период планируется создание более 470 рабочих мест в рамках проектов акционерного общества "Газпромнефть-Омский НПЗ" (строительство комплекса глубокой переработки нефти, установки ЭЛОУ-АВТ и очистных сооружений) и около 370 рабочих мест в обществе с ограниченной ответственностью "Газпромнефть - Графитек" (создание производства графитированных электродов).
Содействие переселению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом, является одной из мер, направленных на обеспечение работодателей квалифицированными кадрами.
Государственные услуги в области содействия занятости населения на территории Омской области оказывают казенные учреждения Омской области - центры занятости населения. Их сеть сформирована по территориальному принципу и включает 32 учреждения, расположенных в областном центре - городе Омске и в муниципальных районах Омской области. С 1 января 2023 года все государственные услуги в сфере занятости населения доступны для получения в электронном виде посредством Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России".
По данным мониторинга Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по исполнению нормативов доступности государственных услуг в области содействия занятости населения, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 октября 2017 года N 748н (для всех субъектов Российской Федерации на одном уровне), за 2022 год, Омская область вошла в число 19 регионов Российской Федерации, обеспечивших исполнение установленных нормативных значений по всем государственным услугам. В том числе перевыполнены нормативы доступности по содействию началу предпринимательской деятельности безработных граждан (норматив - 4%, факт - 8%), содействию безработным гражданам в переезде и переселении для трудоустройства (норматив - 0,3%, факт - 0,4%), организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте 14 - 18 лет в свободное от учебы время (норматив - 10%, факт - 12%), социальной адаптации безработных граждан на рынке труда (норматив - 12%, факт - 18%), психологической поддержке безработных граждан на рынке труда (норматив - 12%, факт - 21%), организации профессиональной ориентации граждан (норматив - 65%, факт - 121%).
Значительное внимание в регионе уделяется развитию социальной сферы.
Выстроена трехуровневая система здравоохранения, внедрена система оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Омской области, получило развитие в регионе оказание высокотехнологичной медицинской помощи в рамках медицинского туризма.
Основы социальной защиты населения в регионе установлены Кодексом Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан и иными нормативными правовыми актами Омской области. В Омской области меры социальной поддержки предоставляются различным категориям граждан (ежемесячные и ежегодные денежные выплаты, пособия, компенсации, материальное обеспечение, меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, бесплатный проезд на общественном транспорте и др.).
Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет обеспечена на 100% (в СФО - 99,61%). Доступность дошкольного образования в регионе для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет составляет 99,6%, в областном центре - 99,34% (в СФО - 92,10%). Открыты детские технопарки "Кванториум", функционирующие на базах организаций дополнительного образования и общеобразовательных организаций.
Начальное общее, основное общее, среднее общее образование в Омской области является общедоступным и бесплатным.
Образовательные программы среднего профессионального образования в Омской области реализуются по 191 профессии и специальности по 37 укрупненным группам.
Образовательный потенциал Омской области характеризуется многоуровневой системой профессионального образования с преемственными традициями подготовки кадров. В образовательных организациях высшего образования обучение осуществляется по 245 направлениям подготовки и специальностям по 49 укрупненным группам высшего образования. Четыре образовательные организации высшего образования имеют отраслевую специфику деятельности (медицина, транспорт, спорт, сельское хозяйство).
На базе федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Омский государственный технический университет" создан опорный университет, деятельность которого направлена на удовлетворение потребностей региона в кадрах для промышленных предприятий и повышение конкурентоспособности системы высшего образования Омской области.
Наличие филиальной сети обеспечивает доступность высшего образования в северных муниципальных районах Омской области по направлениям подготовки "Педагогическое образование" и "Сельское хозяйство".
Использование в отношении участников Государственной программы переселения и членов их семей механизма целевого обучения за счет бюджета Омской области или муниципальных районов Омской области по образовательным программам высшего образования в рамках Подпрограммы не предусмотрено.
Из общего контингента в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях обучаются около 11 тыс. иностранных граждан.
Жилищный фонд Омской области на конец 2022 года составлял 50 464,3 тыс. кв. м площади жилых помещений (101% к 2021 году, 102,2% к 2020 году).
В среднем по Омской области на одного жителя в 2022 году приходилось 27,5 кв. м площади жилых помещений (103,4% к 2021 году, 106,2% к 2020 году).
Соотечественники, прибывшие в Омскую область, имеют право рассмотреть различные варианты жилищного обустройства в рамках законодательства Российской Федерации и Омской области.
Формирование центров временного размещения соотечественников Подпрограммой не предусмотрено.
Таким образом, существующая социальная инфраструктура области, а также предоставление дополнительных гарантий и мер социальной поддержки способны обеспечить соотечественникам условия для адаптации при переселении в Омскую область.
При реализации мероприятий Подпрограммы могут возникнуть определенные риски:
- отказ работодателя от трудоустройства участника Государственной программы переселения или членов его семьи после переезда ввиду несоответствия (неполного соответствия) имеющейся квалификации требованиям вакантных рабочих мест, попадание соотечественников в категорию безработных граждан;
- необеспеченность жильем либо предоставление жилищных условий, не удовлетворяющих соотечественников;
- отказ от участия в Государственной программе переселения и выезд участников Государственной программы переселения и членов их семей из Омской области ранее чем через три года со дня постановки на учет в УМВД России по Омской области в качестве участников Государственной программы переселения и (или) членов их семей.
За период 2024 - 2030 годов планируется переселить не менее 7 800 соотечественников, обеспечив их возможностью обустройства и трудоустройства, а также адаптации и интеграции на территории области.
Основные показатели для оценки готовности Омской области к приему участников Государственной программы переселения и членов их семей приведены в таблице N 1.
Таблица N 1
Основные показатели готовности территории вселения "Омская область" к приему и обустройству участников Государственной программы переселения и членов их семей (далее - показатель готовности территории вселения)
N п/п |
Наименование показателя |
Год |
Единица измерения |
Значение показателя готовности территории вселения на последнюю отчетную дату (за последний отчетный период) |
1 |
Общая численность населения на 1 января текущего года |
2020 |
тыс.человек |
1926,7 |
2021 |
1903,7 |
|||
2022 |
1851,5 * |
|||
2 |
Естественный (-ая) прирост (убыль) населения |
2020 |
человек |
- 12 014 |
2021 |
- 16 486 |
|||
2022 |
-9 808 |
|||
3 |
Миграционный (-ая) прирост (убыль) населения |
2020 |
человек |
- 10 976 |
2021 |
-7 641 |
|||
2022 |
-9 694 |
|||
4 |
Удельный вес численности трудоспособного населения в общей численности населения на 1 января |
2020 |
процентов |
55,6 |
2021 |
55,2 |
|||
2022 |
56,3 ** |
|||
5 |
Удельный вес занятых в экономике в общей численности трудоспособного населения |
2020 |
процентов |
81,9 |
2021 |
83,6 |
|||
2022 |
83,5 |
|||
6 |
Общая численность безработных (по методологии МОТ) (на конец года) |
2020 |
человек |
88 787 |
2021 |
59 854 |
|||
2022 |
41 078 |
|||
7 |
Уровень общей безработицы (по методологии МОТ) (на конец года) |
2020 |
процентов |
8,7 |
2021 |
5,9 |
|||
2022 |
4,2 |
|||
8 |
Численность граждан, признанных безработными центрами занятости населения |
2020 |
человек |
90 911 |
2021 |
37 345 |
|||
2022 |
25 832 |
|||
9 |
Уровень регистрируемой безработицы от экономически активного населения (на конец года) |
2020 |
процентов |
5,1 |
2021 |
1,4 |
|||
2022 |
1,0 |
|||
10 |
Напряженность на рынке труда (число безработных на одну вакансию) (на конец года) |
2020 |
единиц |
1,3 |
2021 |
0,4 |
|||
2022 |
0,5 |
|||
11 |
Численность привлеченных иностранных работников (на конец года) |
2020 |
человек |
11 060 |
2021 |
15 086 |
|||
2022 |
15 575 |
|||
12 |
Прожиточный минимум (в среднем на душу населения) |
2020 |
рублей |
10 325 |
2021 |
10 635 |
|||
2022 |
11 870 |
|||
13 |
Количество жилья в среднем на 1 жителя |
2020 |
кв. м |
25,9 |
2021 |
26,6 |
|||
2022 |
27,5 |
|||
14 |
Количество постоянного жилья для приема участников Государственной программы переселения и членов их семей |
2020 |
кв. м |
0 |
2021 |
0 |
|||
2022 |
0 |
|||
15 |
Количество временного жилья для приема участников Государственной программы переселения и членов их семей |
2020 |
кв. м |
0 |
2021 |
0 |
|||
2022 |
0 |
|||
16 |
Количество мест в дошкольных образовательных организациях на 1 тыс. детей дошкольного возраста |
2020 |
мест |
920 |
2021 |
930 |
|||
2022 |
910 |
*С учетом итогов Всероссийской переписи населения, проведенной Федеральной службой государственной статистики, по состоянию на 1 октября 2021 года.
**Без учета итогов Всероссийской переписи населения, проведенной Федеральной службой государственной статистики, по состоянию на 1 октября 2021 года.
Описание территории вселения и порядок приема участника Государственной программы переселения и членов его семьи, их обустройства на территории Омской области представлены в приложении N 5 к Подпрограмме.
3. Цели, задачи, сроки (этапы) и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач Подпрограммы
Цели Подпрограммы определены исходя из целей Государственной программы переселения, стратегических целей Стратегии социально-экономического развития Омской области.
Целями Подпрограммы являются:
1) обеспечение реализации Государственной программы переселения на территории Омской области;
2) обеспечение социально-экономического развития Омской области. Задачи Подпрограммы определяются ее целями и заключаются в следующем:
1) увеличение миграционного притока населения в Омскую область;
2) привлечение квалифицированных трудовых ресурсов в Омскую область.
Целевые показатели (индикаторы) реализации Подпрограммы представлены в приложении N 1 к Подпрограмме.
Срок реализации Подпрограммы - 2024 - 2030 годы. Этапы реализации Подпрограммы не выделяются.
Реализация Подпрограммы направлена на достижение следующих результатов:
1) привлечение на территорию Омской области к концу 2030 года 7 800 соотечественников (3 900 участников Государственной программы переселения и 3 900 членов их семей);
2) доля участников Государственной программы переселения и членов их семей, прибывших в Омскую область и поставленных на учет в УМВД России по Омской области, в общем числе мигрантов, прибывших в Омскую область, - не менее 7% ежегодно;
3) доля участников Государственной программы переселения и членов их семей трудоспособного возраста, прибывших в Омскую область и поставленных на учет в УМВД России по Омской области, в общем числе участников Государственной программы переселения и членов их семей, прибывших в Омскую область и поставленных на учет в УМВД России по Омской области, - не менее 68%;
4) доля участников Государственной программы переселения, получающих высшее образование либо среднее профессиональное образование в образовательных организациях, расположенных на территории Омской области, в общем числе участников Государственной программы переселения, прибывших в Омскую область и поставленных на учет в УМВД России по Омской области, - не менее 16% ежегодно;
5) доля участников Государственной программы переселения, имеющих высшее образование и (или) среднее профессиональное образование, в общем числе участников Государственной программы переселения, прибывших в Омскую область и поставленных на учет в УМВД России по Омской области, - не менее 83% ежегодно;
6) доля участников Государственной программы переселения и членов их семей, получивших государственные услуги в сфере занятости населения в казенных учреждениях Омской области - центрах занятости населения, в общей численности участников Государственной программы переселения и членов их семей, обратившихся в казенные учреждения Омской области - центры занятости населения, - не менее 100% ежегодно.
Реализация Подпрограммы направлена на достижение стратегической цели по развитию конкурентоспособной экономики Омской области, установленной Стратегией социально-экономического развития Омской области.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Омской области одним из основных направлений конкурентоспособности экономики Омской области является ее кадровое обеспечение. Для этого необходимо решить вопрос оттока квалифицированных кадров и перспективных молодых специалистов из Омской области.
Создание условий для привлечения квалифицированных трудовых ресурсов в Омскую область, в том числе из числа соотечественников, с учетом предъявляемых к ним требований о соответствии определенному уровню профессионального образования и наличию опыта работы по востребованным в регионе профессиям (специальностям) является одним из приоритетных направлений для дальнейшего развития рынка труда и кадрового обеспечения экономики Омской области.
4. Основные мероприятия по реализации Подпрограммы
Для реализации целей, решения задач и достижения целевых показателей (индикаторов) Подпрограммы определены основные мероприятия, перечень которых представлен в приложении N 2 к Подпрограмме.
Подпрограммой предусмотрена реализация следующих основных мероприятий:
1) нормативно-правовое обеспечение реализации Подпрограммы;
2) предоставление информационных, консультационных услуг участникам Государственной программы переселения и членам их семей.
В Омской области осуществляется адресный подход в информировании соотечественников по вопросам предоставления государственных гарантий и мер социальной поддержки из федерального и областного бюджетов. Для индивидуального консультирования действует горячая линия;
3) информационное обеспечение реализации Подпрограммы.
В рамках данного основного мероприятия планируется реализация мероприятий, способствующих информационному обеспечению Подпрограммы:
- презентации Подпрограммы за рубежом, в том числе в режиме видеоконференций;
- семинары, конференции, круглые столы, форумы по вопросам добровольного переселения соотечественников в Омскую область;
- встречи с иностранными гражданами из числа студентов образовательных организаций высшего образования либо профессиональных образовательных организаций, расположенных на территории Омской области, по вопросам добровольного переселения соотечественников в Омскую область;
- информационно-правовые дни соотечественников;
- изготовление наглядных информационных материалов по вопросам добровольного переселения соотечественников в Омскую область (брошюр, памяток, буклетов, проспектов, баннеров, видеороликов и иных информационных материалов);
- размещение информационных материалов в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе в автоматизированной информационной системе "Соотечественники";
4) социальное обеспечение участников Государственной программы переселения и членов их семей и оказание им медицинской помощи.
В рамках данного основного мероприятия планируется реализация следующих мероприятий:
- организация работы по проведению медицинского освидетельствования участников Государственной программы переселения и членов их семей на заболевание наркоманией и инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- предоставление участникам Государственной программы переселения и членам их семей единовременного подъемного пособия, которое при необходимости они могут направить на расходы, связанные с признанием ученых степеней, ученых званий, образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве;
- предоставление участникам Государственной программы переселения и членам их семей, трудоустроенным по профессии (специальности), востребованной на рынке труда муниципальных районов Омской области в социальной сфере (здравоохранение, образование, социальное обслуживание), в сфере сельского хозяйства, единовременной денежной выплаты;
5) содействие в жилищном обустройстве участников Государственной программы переселения и членов их семей.
В рамках данного основного мероприятия планируется предоставление отдельным категориям участников Государственной программы переселения частичной компенсации расходов на жилищное обустройство;
6) содействие трудоустройству и занятости участников Государственной программы переселения и членов их семей.
В рамках данного основного мероприятия планируется реализация следующих мероприятий:
- содействие в организации собственного дела участникам Государственной программы переселения и членам их семей;
- организация профессионального обучения участников Государственной программы переселения и членов их семей.
Дополнительные гарантии и меры социальной поддержки соотечественникам устанавливаются в том числе с учетом профессионально-квалификационных характеристик прибывающих в регион соотечественников.
В целях содействия добровольному переселению в Омскую область участников Государственной программы переселения и членов их семей дополнительно к мероприятиям, предусмотренным Подпрограммой, осуществляются иные мероприятия при участии территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Омской области, исполнительных органов Омской области, органов местного самоуправления Омской области.
Разработка и реализация Подпрограммы осуществляется на основании Указа Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" и в соответствии с типовой программой субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 2570-р.
Согласование изменений, которые вносятся в Подпрограмму, производится в соответствии с Правилами согласования проекта программы субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2013 года N 818.
Перечень нормативных правовых актов Омской области, необходимых для реализации Подпрограммы, представлен в приложении N 3 к Подпрограмме.
В целях осуществления координации деятельности исполнителей мероприятий Подпрограммы создается межведомственная комиссия.
Межведомственная комиссия также принимает решения, необходимые для совершенствования деятельности по реализации Подпрограммы, осуществляет контроль реализации Подпрограммы в рамках установленных полномочий. Министерство труда как уполномоченный орган исполнительной власти Омской области, ответственный за реализацию Подпрограммы, разрабатывает и реализует в пределах своей компетенции меры по оказанию содействия добровольному переселению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом.
Взаимодействие Министерства труда и УМВД России по Омской области осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Контроль за реализацией Подпрограммы осуществляется Губернатором Омской области и уполномоченным органом исполнительной власти Омской области - Министерством труда в рамках имеющихся полномочий.
5. Объем финансовых ресурсов на реализацию Подпрограммы
Общий объем финансирования Подпрограммы составляет 32 007,0 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
- 2024 год - 6 175,0 тыс. рублей;
- 2025 год - 8 901,0 тыс. рублей;
- 2026 год - 10 231,0 тыс. рублей;
- 2027 год - 1 675,0 тыс. рублей;
- 2028 год - 1 675,0 тыс. рублей;
- 2029 год - 1 675,0 тыс. рублей;
- 2030 год - 1 675,0 тыс. рублей;
из общего объема расходы за счет средств областного бюджета -8 463,0 тыс. рублей, в том числе:
- 2024 год - 1 013,0 тыс. рублей;
- 2025 год - 375,0 тыс. рублей;
- 2026 год - 375,0 тыс. рублей;
- 2027 год - 1 675,0 тыс. рублей;
- 2028 год - 1 675,0 тыс. рублей;
- 2029 год - 1 675,0 тыс. рублей;
- 2030 год - 1 675,0 тыс. рублей;
из общего объема расходы за счет субсидий из федерального бюджета -23 544,0 тыс. рублей, в том числе:
- 2024 год - 5 162,0 тыс. рублей;
- 2025 год - 8 526,0 тыс. рублей;
- 2026 год - 9 856,0 тыс. рублей;
- 2027 год - 0,0 тыс. рублей;
- 2028 год - 0,0 тыс. рублей;
- 2029 год - 0,0 тыс. рублей;
- 2030 год - 0,0 тыс. рублей.
Включение средств федерального бюджета в объем финансирования мероприятий Подпрограммы осуществляется на основании соглашения между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством Омской области о предоставлении субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий Подпрограммы, включенной в Государственную программу переселения.
6. Оценка планируемой эффективности и риски реализации Подпрограммы
Эффективность реализации Подпрограммы по мероприятиям определяется на основе расчетов по следующей формуле:
, где:
Еn - эффективность хода реализации мероприятия Подпрограммы (процентов), характеризуемого n-м целевым показателем (индикатором);
Tfn - фактическое значение n-го целевого показателя (индикатора), характеризующего реализацию Подпрограммы;
Тpn - плановое значение n-го целевого показателя (индикатора);
n - номер целевого показателя (индикатора) Подпрограммы.
Интегральная оценка эффективности реализации Подпрограммы рассчитывается по следующей формуле:
, где
Е - эффективность реализации Подпрограммы (процентов);
N - количество показателей (индикаторов) Подпрограммы.
Основными рисками, которые могут осложнить решение обозначенных в Подпрограмме задач, являются:
1) отказ работодателей от трудоустройства участников Государственной программы переселения и членов их семей;
2) несоответствие квалификации или деятельности участника Государственной программы переселения квалификации или деятельности, указанным в заявлении об участии в Государственной программе переселения (далее - заявление об участии);
3) жилищная необустроенность участников Государственной программы переселения и членов их семей в Омской области;
4) отказ от участия в Государственной программе переселения и выезд участников Государственной программы переселения и членов их семей из Омской области ранее чем через три года со дня постановки на учет в УМВД России по Омской области в качестве участников Государственной программы переселения и (или) членов их семей.
Указанные риски могут привести к снижению эффективности реализации Подпрограммы.
Для управления указанными рисками предусматриваются следующие меры, направленные на их снижение:
1) информирование соотечественников о возможностях трудоустройства;
2) информирование работодателей о порядке приема на работу соотечественников;
3) организация профессионального обучения участников Государственной программы переселения и членов их семей, предоставление возможности организации собственного дела в целях их трудоустройства и занятости;
4) информирование соотечественников о возможностях жилищного обустройства, дополнительных гарантиях и мерах социальной поддержки;
5) организация работы с соотечественниками по разъяснению положений Государственной программы переселения, федеральных и региональных нормативных правовых актов, в том числе по вопросам взыскания понесенных государством затрат, связанных с предоставлением государственных гарантий и социальной поддержки.
В целях минимизации возможных рисков при реализации Подпрограммы устанавливаются соответствующие требования Подпрограммы к соотечественнику, подавшему заявление об участии.
К соотечественнику, подавшему заявление об участии, предъявляются требования Подпрограммы к возрасту, уровню образования, наличию профессии (специальности), востребованной на рынке труда Омской области, стажу трудовой деятельности по профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда Омской области.
При рассмотрении заявления об участии для принятия решения о соответствии (несоответствии) соотечественника требованиям Подпрограммы осуществляется подбор вакансий, соответствующих профессиям (специальностям) соотечественника, указанным в заявлении об участии (далее - вакансии), из числа вакансий, имеющихся в Омской области и опубликованных на Единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России".
Перечень профессий (специальностей), востребованных на рынке труда Омской области, утверждается Министерством труда.
В Государственной программе переселения на территории Омской области вправе принять участие соотечественники, находящиеся в возрасте от 18 до 60 лет для женщин и от 18 до 65 лет для мужчин и соответствующие требованиям Государственной программы переселения, а также требованиям Подпрограммы, указанным в одном из следующих пунктов.
1. Соотечественник, постоянно проживающий за рубежом и подавший заявление об участии, соответствующий одному из следующих требований:
1) имеющий высшее образование или среднее профессиональное образование, соответствующее требованиям имеющихся вакансий, и стаж трудовой деятельности по профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда Омской области;
2) имеющий среднее общее образование и стаж трудовой деятельности по профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда Омской области, либо имеющий среднее общее образование и суммарный стаж трудовой деятельности по профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда Омской области и предпринимательской и (или) иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности общей продолжительностью не менее 5 лет на день подачи заявления об участии.
2. Соотечественник, проживающий на законных основаниях на территории Российской Федерации и подавший заявление об участии, осуществляющий на территории Омской области трудовую либо предпринимательскую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность не менее 4 месяцев на день подачи заявления об участии.
3. Соотечественник, обучающийся на втором и последующих курсах в образовательных организациях высшего образования либо профессиональных образовательных организациях, расположенных на территории Омской области, без предъявления требований к форме обучения.
Требования к профессиональному образованию и стажу работы не применяются к соотечественникам:
- прибывшим на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и признанным беженцами на территории Российской Федерации или получившим временное убежище на территории Российской Федерации;
- постоянно проживающим на территориях иностранных государств, которые совершают недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц и перечень которых определен Правительством Российской Федерации, прибывшим на территорию Российской Федерации и признанным беженцами на территории Российской Федерации или получившим временное убежище на территории Российской Федерации;
- постоянно проживающим на территориях иностранных государств, которые совершают недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц и перечень которых определен Правительством Российской Федерации, подавшим заявление об участии в уполномоченный орган в стране своего постоянного проживания (пребывания) или гражданской принадлежности.
Решение о соответствии (несоответствии) соотечественника, подавшего заявление об участии, требованиям Подпрограммы принимается Министерством труда.
Несоответствие требованиям, предъявляемым к соотечественнику, подавшему заявление об участии, является основанием для принятия Министерством труда решения о несоответствии соотечественника, подавшего заявление об участии, требованиям Подпрограммы.
В целях принятия решений о соответствии (несоответствии) соотечественников требованиям Подпрограммы получение сведений об обучении соотечественника на втором и последующих курсах в образовательных организациях высшего образования либо профессиональных образовательных организациях, расположенных на территории Омской области, без предъявления требований к форме обучения, а также о стаже предпринимательской деятельности соотечественника осуществляется Министерством труда посредством направления межведомственных запросов в соответствии с законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.