Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Приоритеты и цели государственной политики Омской области в сфере реализации государственной программы Омской области
1. Оценка текущего состояния в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Омской области
1. Омская область является одним из развитых в экономическом отношении субъектов Сибирского федерального округа (далее - СФО). По объему ВРП Омская область занимает 5-е место в СФО и 30-е место в Российской Федерации. По объему отгрузки промышленной продукции в СФО регион занимает 4-е место и производит 1/8 суммарного объема промышленной продукции регионов Российской Федерации, входящих в СФО.
2. В Омской области наблюдается высокая концентрация предприятий нефтехимической, химической, пищевой промышленности, а также машино и приборостроения. К ним относятся один из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации, предприятия - производители каучука, фенола, технического углерода и шинной продукции, организации, выпускающие мясную, молочную и алкогольную продукцию, а также производители техники и оборудования военного и двойного назначения.
3. Особенности промышленной специализации региона, а также природно-климатические условия повлияли на высокий уровень энергоемкости ВРП Омской области относительно среднероссийского показателя: по итогам 2021 года энергоемкость ВРП Омской области составила 17,05 тонн у.т./млн. рублей против 9,72 тонн у.т./млн. рублей в среднем по России.
Вместе с тем за последние годы в Омской области наблюдается устойчивое снижение энергоемкости ВРП. По итогам 2021 года энергоемкость ВРП Омской области снизилась на 26,9 процента относительно уровня 2017 года. Снижение показателя обусловлено сокращением в 2021 году объемов потребления топливно-энергетических ресурсов на 3,9 процента к уровню 2017 года и одновременным увеличением объема ВРП Омской области на 31 процент.
Реализация энергосберегающих и энергоэффективных мероприятий вносит значительный вклад в снижение энергоемкости ВРП Омской области и способствует повышению конкурентоспособности экономики региона.
4. На территории Омской области осуществляют деятельность более 2,8 тыс. государственных и муниципальных учреждений Омской области (далее - учреждения).
В структуре потребления топливно-энергетических ресурсов Омской области объем потребления энергоресурсов учреждениями занимает менее 3 процентов и составляет в среднем 320 тыс. тонн у.т. в год, в том числе тепловой энергии - 1,5 млн. Гкал, электрической энергии - 219 млн. кВт·ч, природного газа - 7,4 млн. куб. м, угля - 51 тыс. тонн.
5. Оснащенность зданий и помещений учреждений приборами учета потребления природного газа составляет 100 процентов. Доля потребляемой электрической энергии, приобретаемой по приборам учета, в общем объеме потребления составляет 99,66 процента, тепловой энергии - 77,91 процента, холодной и горячей воды - 98,48 и 99,38 процента соответственно.
6. В целях эффективного потребления энергетических ресурсов в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) установлены требования к учреждениям в отношении снижения потребления энергетических ресурсов и воды.
7. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2019 года N 1289 "О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды" главными распорядителями бюджетных средств для подведомственных учреждений установлены целевые уровни снижения суммарного объема потребляемых ими энергетических ресурсов и воды в сопоставимых условиях (далее - целевой уровень) на 3-летний период (2021 - 2023 годы) и очередной 3-летний период (2024 - 2026 годы).
Достижение целевых уровней планируется обеспечить за счет реализации энергосберегающих мероприятий, предусмотренных отраслевыми государственными программами Омской области и муниципальными программами муниципальных образований Омской области. В рамках мероприятий по капитальному и текущему ремонту учреждений проведены следующие виды работ по повышению теплозащиты зданий: установка стеклопакетов, утепление кровли и фасадов, модернизация систем отопления и установка тепловых узлов с автоматическим погодным регулированием. Кроме того, осуществлялась замена устаревших люминесцентных осветительных приборов на энергоэффективные светодиодные.
8. В настоящее время в государственном и муниципальном секторах экономики Омской области сохраняются следующие проблемы:
- высокий уровень износа инженерного оборудования и ограждающих конструкций зданий и сооружений учреждений;
- низкий класс энергетической эффективности оборудования, используемого при осуществлении деятельности;
- низкая мотивация руководителей учреждений Омской области в реализации энергосберегающих мероприятий, в том числе малозатратных и организационных, не требующих бюджетного финансирования;
- ограниченность бюджетного финансирования, препятствующая проведению в достаточном объеме энергосберегающих мероприятий в учреждениях. В среднем в год потребность в финансировании на проведение энергосберегающих мероприятий составляет порядка 1,5 млрд. рублей, при этом среднегодовое фактическое финансирование составляет порядка 0,7 млрд. рублей;
- недостаточное использование возможности привлечения внебюджетных средств на модернизацию инфраструктуры учреждений за счет заключения энергосервисных контрактов (договоров);
- недостаточный уровень оснащенности объектов бюджетного сектора приборами учета используемых энергетических ресурсов в соответствии с требованиями Федерального закона.
9. Энергетическая система Омской области является дефицитной в части производства электрической энергии (до 60 процентов потребности региона в электроэнергии покрывается за счет собственной выработки омскими теплоэлектроцентралями, дефицит восполняется за счет поставок электроэнергии из других энергосистем).
Количество электростанций в регионе составляет 331 единицу общей мощностью 1737 тыс. кВт. Из общих мощностей электростанций Омской области мощность генерирующих источников на основе ВИЭ составляет 3,5 процента, что выше доли мощности ВИЭ-генерации в энергосистеме Российской Федерации на 1,1 процентного пункта (доля установленной мощности ВИЭ-генерации в энергосистеме страны - 2,4 процента).
10. Теплоснабжение потребителей в Омской области обеспечивают 1358 теплоисточников, протяженность тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении составляет 2467 км. Для выработки тепловой энергии используется твердое, жидкое и газообразное топливо.
11. Число действующих на территории Омской области водопроводов и отдельных водопроводных сетей составляет 983 единицы, общая протяженность водопроводных сетей - 10217 км, в том числе протяженность уличной водопроводной сети - 6471 км.
12. Среднегодовой объем потребления топливно-энергетических ресурсов Омской области составляет 15 млн. тонн у.т. Основными потребителями являются обрабатывающие производства и организации, осуществляющие деятельность по обеспечению электрической энергией, газом и паром, занимающие порядка 61 процента в общем объеме потребления топливно-энергетических ресурсов региона. При этом в секторе обрабатывающей промышленности наиболее энергоемкими являются сферы производства нефтепродуктов и химических веществ.
В структуре топливопотребления Омской области 96,5 процента занимают уголь и природный газ (потребление угля составляет 50,3 процента, природного газа - 46,2 процента). Порядка 3 процентов приходится на иные виды топлива (мазут, дрова, дизельное топливо, пелеты, технологический газ).
В рамках проводимых мероприятий по энергосбережению на объектах жилищно-коммунального комплекса Омской области осуществляется модернизация высокозатратных и энергоемких котельных. Это позволило обеспечить снижение топливопотребления в 2021 году на 8,2 процента, или 428,2 тыс. тонн у.т. к уровню 2017 года.
В 2019 - 2022 годах заключено 8 концессионных соглашений, предусматривающих реализацию мероприятий по модернизации систем коммунальной инфраструктуры на территории Омской области, из них в 2022 году - 3 соглашения.
13. В настоящее время в сфере жилищно-коммунального хозяйства сохраняются следующие проблемы:
- высокая энергоемкость жилищно-коммунального комплекса;
- высокий износ оборудования, инженерной инфраструктуры. Доля тепловых сетей, нуждающихся в замене, составляет 20,1 процента от их общей протяженности, водопроводных сетей - 36,3 процента;
- значительные потери энергоресурсов и воды в процессе их производства и транспортировки до потребителей. Удельный вес потерь в электросетях общего пользования составляет 7,3 процента, тепловых сетях - 13,6 процента, водопроводных сетях - 19 процентов;
- низкая степень вовлечения в хозяйственный оборот местных топливно-энергетических ресурсов (доля в структуре топливопотребления - 0,4 процента);
- незначительное количество заключенных энергосервисных контрактов предприятиями жилищно-коммунального хозяйства Омской области. Всего в регионе с 2014 года было заключено 17 энергосервисных контрактов, из них в сфере жилищно-коммунального хозяйства и уличного освещения - 11 контрактов;
- низкая мотивация подрядных организаций к строительству многоквартирных домов наивысших классов энергетической эффективности. По состоянию на 1 января 2023 года из 8,5 тыс. многоквартирных домов в Омской области только 211 домам присвоен высокий класс энергетической эффективности;
- незначительные объемы финансирования энергоэффективных мероприятий, реализуемых в рамках капитального ремонта многоквартирных домов (по итогам 2022 года доля энергоэффективного ремонта составила менее 20 процентов);
- недостаточно высокие темпы оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) и индивидуальными системами учета потребления энергетических ресурсов.
14. По состоянию на 1 января 2023 года оснащенность многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета потребления электрической энергии составляет 98,24 процента, тепловой энергии - 45,20 процента, холодной и горячей воды - 51,07 и 38,29 процента соответственно. Менее 1 процента составляет оснащенность многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета потребления природного газа.
Доля жилых, нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах, оснащенных индивидуальными приборами учета электрической энергии, составляет 98,24 процента, природного газа - 88,36 процента, горячей и холодной воды - 75,79 и 79,57 процента соответственно, тепловой энергии - менее 6 процентов.
15. На территории Омской области функционируют различные виды транспорта: железнодорожный, трубопроводный, автомобильный, внутренний водный, электрический.
Количество автотранспортных средств в Омской области на 1 января 2022 года составляло 729,9 тыс. штук, из них грузовых автомобилей 75,4 тыс. штук, автобусов - 10,7 тыс. штук, легковых автомобилей - 529,1 тыс. штук. При этом количество автотранспортных средств увеличилось по сравнению с уровнем 2018 года на 11,9 процента.
В настоящее время в транспортном секторе сохраняется проблема негативного влияния на окружающую среду. Согласно сводным расчетам загрязнения атмосферного воздуха, произведенным Росприроднадзором в 2020 году для города Омска, на долю автотранспорта в совокупном объеме выбросов приходится 25 процентов.
16. Для снижения негативного воздействия на окружающую среду и повышение энергетической эффективности в транспортном комплексе Омской области осуществляется строительство газомоторной и электрозарядной инфраструктуры, изменение грузо и пассажирооборота в пользу менее углеродоемких видов транспорта.
Развитие рынка электрозарядной инфраструктуры обеспечило увеличение более в чем 2 раза количества транспортных средств с автономным источником электрического питания. По состоянию на 1 января 2023 года в Омской области функционирует 40 зарядных станций для электромобилей и зарегистрировано 1490 электромобилей.
17. Расширение сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций на территории Омской области обеспечило увеличение количества транспортных средств на газомоторном топливе. На территории Омской области функционирует 10 заправок природным газом, в том числе в муниципальных районах Омской области - 3 единицы. В рамках предоставления мер государственной поддержки в 2023 году подлежит переоборудованию 1,5 тыс. условных транспортных средств на газомоторное топливо.
Кроме того, для выполнения 39 межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок привлечены транспортные средства, использующие природный газ в качестве топлива.
18. В 2022 году количество транспортных средств на газомоторном топливе, оказывающих услуги по перевозке по регулируемым тарифам, увеличилось в 1,7 раза к уровню 2021 года и составило 389 единиц.
19. Энергоэффективные технологии внедряются в дорожной инфраструктуре. Доля энергоэффективных источников света в системах уличного освещения муниципальных образований Омской области по состоянию на 1 января 2023 года составила 60,62 процента. Увеличение в 2023 году количества светодиодных светильников составило 2,4 тыс. единиц относительно уровня предыдущего года. Применение энергоэффективных светильников позволяет снизить расход электрической энергии на уличное и дорожное освещение.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики Омской области в сфере реализации государственной программы Омской области
20. Государственная программа Омской области направлена на обеспечение достижения приоритетов и целей государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также учитывает накопленный опыт реализации мероприятий государственной программы Омской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16 октября 2013 года N 263-п, и иных государственных программ Омской области.
В связи с высокой актуальностью задач по снижению антропогенных выбросов парниковых газов и адаптации к изменениям климата государственная программа Омской области ориентирована на реализацию Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2021 года N 3052-р (далее - Стратегия по снижению ВПГ).
21. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности способствует сокращению эмиссии парниковых газов в различных секторах экономики и является одним из приоритетных механизмов перехода к низкоуглеродному развитию.
Кроме того, Стратегией социально-экономического развития Омской области до 2030 года в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности предусмотрены меры, обеспечивающие повышение энергетической эффективности различных отраслей экономики региона и реализацию задач Стратегии по снижению ВПГ.
В связи с этим государственной программой Омской области предусмотрено снижение энергоемкости ВРП Омской области на 19,1 процента к 2030 году по отношению к уровню 2022 года.
22. Основные приоритеты и цели государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности установлены соответствующими документами федерального и регионального уровня:
- постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2023 года N 1473 "Об утверждении комплексной государственной программы Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности";
- Стратегией социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2021 года N 3052-р;
- Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 года N 2765-р;
- Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 года N 1523-р;
- Стратегией развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Омской области на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной распоряжением Губернатора Омской области от 20 апреля 2023 года N 41-р;
- Стратегией социально-экономического развития Омской области до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 12 октября 2022 года N 543-п.
Достижение цели государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности будет обеспечиваться по следующим направлениям деятельности:
- содействие реализации энергосберегающих мероприятий в государственном и муниципальном секторах экономики Омской области;
- содействие реализации энергосберегающих мероприятий и внедрению энергоэффективных технологий в сферах энергетики и жилищно-коммунального комплекса в Омской области;
- стимулирование развития газомоторной и электрозарядной инфраструктуры.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
23. Государственная программа Омской области способствует достижению стратегических приоритетов, целей и показателей комплексной государственной программы Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2023 года N 1473, которой установлена цель по снижению энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации на 35 процентов в 2035 году относительно уровня 2019 года.
4. Задачи государственного управления и способы их эффективного решения в сфере реализации государственной программы Омской области, в том числе задачи, определенные в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации
24. Достижение целей государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности обеспечивается путем решения следующих задач:
- выявление резервов для снижения потребления топливно-энергетических ресурсов и воды в государственном и муниципальном секторах экономики Омской области;
- повышение энергетической эффективности в сферах энергетики и жилищно-коммунальном комплексе;
- расширение практики применения альтернативных энергетических ресурсов, используемых в качестве моторного топлива.
Для эффективного решения указанных задач осуществляется:
- содействие организациям с участием государства или муниципального образования в заключении энергосервисных контрактов (договоров);
- содействие органам местного самоуправления в выявлении бесхозяйных инженерных сетей и организации управления ими;
- реализация учреждениями энергосберегающих мероприятий;
- внедрение энергоэффективных технологий в сфере энергетики и жилищно-коммунального комплекса;
- создание благоприятных условий для развития газомоторной и электрозарядной инфраструктуры;
- предоставление субсидий организациям, оказывающим услуги по переоборудованию автомобильной техники на газомоторное топливо.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.