Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Приоритеты и цели государственной политики Омской области в сфере реализации государственной программы Омской области
1. Оценка текущего состояния сферы информационного общества Омской области
1. Модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Омской области, а также цифровая трансформация отраслей экономики и социальной сферы является одними из основных стратегических направлений развития Омской области.
Развитие информационной инфраструктуры на территории региона обеспечивает повышение качества жизни населения, получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, повышение эффективности государственного управления и обеспечение информационной безопасности.
Начиная с 2020 года Правительство Омской области предоставляет субсидии местным бюджетам на обеспечение услугами сотовой связи населенных пунктов Омской области.
В 2020 году услугами связи обеспечено 1936 жителей 4 населенных пунктов, в 2021 году - 5 277 жителей 20 населенных пунктов.
В 2022 году на территории 8 населенных пунктов завершены мероприятия по организации предоставления услуг сотовой связи. В их число вошли деревня Салтыковка Кормиловского района, которая находится в 70 км от города Омска, село Орловка Калачинского района, расположенное в 120 км от областного центра, аул Каскат и п. Ленинский в Исилькульском районе - в 165 км от города Омска, а также села Лорис-Меликово и Жирновка Называевского района, расположенные почти в 200 км от города Омска, село Новоягодное Знаменского района, на 400 км удаленное от областного центра, и село Загваздино Усть-Ишимского района, находящееся в 500 км от города Омска.
В целях устранения цифрового неравенства в 2022 установлено 19 базовых станций сотовой связи в Азовском, Большереченском, Горьковском, Исилькульском, Калачинском, Кормиловском, Марьяновском, Москаленском, Называевском, Одесском, Оконешниковском, Полтавском, Седельниковском, Тарском, Черлакском муниципальных районах Омской области.
Жители указанных территорий получили возможность пользоваться всеми возможностями мобильной сети 2G и 4G: современными технологиями звонков, в том числе VoLTE, быстрым мобильным интернетом на скорости до 100 Мбит/с и другими цифровыми сервисами. До этого в населенных пунктах не было даже стабильной голосовой связи.
В период с 2018 по 2023 год обеспечено предоставление услуг сотовой связи в 115 населенных пунктах Омской области, общая численность проживающего в них населения составляет 28 626 человек.
2. Омская область принимает участие во всех предлагаемых федеральным центром программах по повышению квалификации в части цифровых компетенций.
В 2022 году на территории Омской области было организовано обучение по программам повышения квалификации должностных лиц в РАНХиГС в онлайн-формате.
По итогам 2022 года 91 человек успешно завершил обучение. В 2021 году по аналогичной программе обучение прошли 129 человек.
Омская область на постоянной основе участвует во всероссийских проектах "Урок цифры", "День цифры" и "Цифровой ликбез", организаторами которых является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Минцифры России) совместно с Министерством просвещения Российской Федерации, а также автономной некоммерческой организацией "Цифровая экономика". Проекты позволяют школьникам развивать цифровые компетенции, помогают им определиться с дальнейшим выбором профессии.
В 2022 году Омская область получила благодарность от Минцифры России за активную поддержку проектов "Урок цифры" и "День цифры", вошла в топ 30 регионов по количеству школьников, вовлеченных в проект в 2021/2022 учебном году (проведено 7 уроков).
Также Омская область ежегодно участвует во Всероссийской образовательной акции "ИТ-диктант", приуроченной к празднованию Дня программиста. Организатором акции является Департамент информатизации Тюменской области. В Омской области в 2022 году свои цифровые знания проверили около 6 000 человек - это почти в два раза больше, чем в 2021 году.
Также в целях популяризации среди детей и молодежи ИТ-специальностей в Омской области реализуются самостоятельные "цифровые" проекты.
В 2022 году для подготовки квалифицированных специалистов Правительством Омской области заключено Соглашение о сотрудничестве в сфере информационно-коммуникационных технологий с компанией "Новые облачные технологии" (далее - Соглашение) - российским разработчиком офисного программного обеспечения (далее - ПО). В рамках Соглашения все школы региона (более 700) бесплатно получили возможность бессрочного пользования лицензионным сертификатом и техническим сопровождением программного продукта "МойОфис Образование" для получения общего образования на территории города Омска и Омской области, а также учебное пособие "Азбука МойОфис".
Ежегодно в регионе проводится Международный ИТ-форум (далее - ИТ-форум). Восьмой по счету ИТ-форум состоялся в период с 28 февраля по 2 марта 2023 года. Организаторами ИТ-форума выступили: Правительство Омской области, Ассоциация "ИТ-Кластер Сибири", акционерное общество "Агентство развития и инвестиций Омской области".
За 3 дня работы ИТ-форума проведено более 20 тематических секций, в рамках которых выступили более 120 спикеров и экспертов из разных городов России и ближнего зарубежья. В мероприятии приняли очное участие 2 251 человек и 8 616 человек - в формате онлайн. В числе спикеров были представители компаний Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Центра исследований и внедрения цифровых технологий общества с ограниченной ответственностью "Газпром ВНИИГАЗ", общества с ограниченной ответственностью "Русатом - Цифровые решения", "Яндекса", "ВКонтакте", "Авито", "Лаборатории Касперского", Astra Linux, "МойОфис", публичного акционерного общества "МегаФон", Хоккейного Клуба "Авангард" и другие.
Основное внимание участников ИТ-форума было уделено обсуждению вопросов по информационной безопасности и развитию процесса импортозамещения. Также масштабным мероприятием в рамках ИТ-форума стала двухдневная конференция "ИТ-образование", которая включала 3 тематических блока: "Школы", "СПО" и "ВУЗы". В рамках конференции подняты актуальные вопросы и задачи подготовки кадров для цифровой экономики.
Впервые в рамках ИТ-форума была организована презентационная площадка - Made in Russia ("Сделано в России") (далее - выставка), где 16 компаний презентовали современные отечественные ИТ-разработки в сферах общесистемного и офисного ПО, информационной безопасности, пользовательских аппаратных решений, системы хранения данных, интерактивного обучения, получения геоинформационных данных и видеоанализа на базе искусственного интеллекта. Среди участников были представлены бренды AstraLinux, "МойОфис", Kaspersky, "Рутокен", "ИнфоТеКС", Positive Technologies, InfoWatch, R-Vision, 3Logic, Supervisor и другие.
В рамках проведения ИТ-форума федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "СибАДИ" и компания "МойОфис" (российский производитель офисных решений для совместной работы с документами и коммуникаций) подписали соглашение о сотрудничестве, а также о создании Центра компетенций по отечественному ПО. Новая структура станет единым экспертным центром по вопросам перехода учреждений на российские технологии.
В период с 16 октября по 17 ноября 2022 года состоялся двадцать третий региональный чемпионат конкурса "Цифровой прорыв. Сезон: искусственный интеллект" - один из проектов президентской платформы "Россия - страна возможностей".
В течение месяца участники из 60 регионов (494 участника, в том числе 121 из Омской области) решали задачу, поставленную Минцифры Омской области, по распознаванию очертаний людей на аэроснимках лесного массива. Решение позволит ускорить процессы обработки аэроснимков, снизить количество ошибок, вызванных человеческим фактором, что поможет быстрее находить пропавших в лесах людей.
По итогам регионального чемпионата Омская область заняла 1 место в рейтинге топ-5 регионов по количеству участников (2 место - г. Москва, 3 - г. Санкт-Петербург, 4 - Республика Татарстан, 5 - Московская область).
В процессе чемпионата по поставленной задаче разработано 602 алгоритма, а также определен ТОП-15 победителей, одним из которых является участник из Омской области, занявший 10 место.
3. Одним из направлений развития информационной инфраструктуры на территории Омской области является революционно новый подход к работе по предоставлению государственных и муниципальных услуг в дистанционном формате. Электронные государственные услуги становятся все более востребованными обществом, особенно это стало заметно во время пандемии COVID-19. Об этом говорит статистика посещаемости сайта государственных услуг. На сайте государственных услуг зарегистрировано более 1 млн. 335 омичей, что составляет 72% всех жителей региона.
19 апреля 2022 года Правительство Российской Федерации утвердило разработанную Министерством экономического развития Российской Федерации совместно с Минцифрой России Концепцию перехода к круглосуточному предоставлению абсолютного большинства государственных и муниципальных услуг без необходимости личного присутствия человека (далее - Концепция). Концепцией предусмотрен перевод федеральных, региональных, а также муниципальных услуг полностью в дистанционный формат, что также не исключает возможность их получения на привычных гражданам площадках центров государственных и муниципальных услуг "Мои документы". Цель реализации Концепции - повышение качества государственных услуг и сервисов до уровня популярных и удобных гражданам коммерческих интернет-сервисов, в том числе маркетплейсов, за счет оптимизации процессов их предоставления.
С 2021 года реализуется проект по переводу в электронный формат массовых социально значимых услуг (далее - МСЗУ) Омской области. Многие из государственных услуг ранее уже реализованы на региональном портале Омской области, но Правительство Российской Федерации повышает планку - сокращает время оказания услуги и количество необходимых документов, обеспечивает получение результата в электронном виде на Едином портале государственных услуг, а также переводит межведомственное взаимодействие при оказании услуг исключительно в электронный вид.
В числе МСЗУ Омской области актуальные для юридических лиц услуга "Выдача градостроительного плана земельного участка и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" и для физических лиц услуги "Предоставление субсидий на оплату коммунальных услуг", "Ежемесячная выплата в связи с рождением первого ребенка" и многие другие.
Перевод МСЗУ Омской области в электронный вид осуществляется с использованием платформы государственных сервисов. На территории Омской области в электронный вид переведено 88 из 88 МСЗУ Омской области (100%).
4. На территории Омской области реализована Платформа обратной связи (далее - ПОС), позволяющая гражданам обратиться в адрес органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Омской области, а также в их подведомственные учреждения в режиме "Вопрос - ответ" через личный кабинет на Едином портале государственных услуг. ПОС обеспечивает единый стандарт подачи обращений граждан с использованием рубрикатора определенных жизненных ситуаций, оперативный анализ и контроль поступающих обращений, сроков рассмотрения и исполнения, обратную связь от заявителя в отношении удовлетворенности полученным ответом и решением его вопроса, реагирование на обращения пользователей в социальных сетях.
С 1 января 2021 года 116 313 обращений граждан Омской области поступило через ПОС. Обеспечено подключение 2 124 организаций Омской области к ПОС, из них:
- 26 органов исполнительной власти Омской области по отраслевым направлениям ПОС;
- 422 органа местного самоуправления Омской области, включая городские и сельские поселения, где имеется возможность подачи электронных сообщений ввиду наличия услуг сотовой связи;
- 98 учреждений здравоохранения Омской области;
- 703 образовательных организации, реализующих программы общего образования, включая государственные и муниципальные;
- 449 детских садов, включая государственные и муниципальные;
- 426 иных организаций, включая учреждения культуры и спорта и подведомственные организации органов исполнительной власти Омской области и органов местного самоуправления Омской области.
5. В рамках эксплуатации системы межведомственного электронного взаимодействия в Омской области в 2022 году проведена работа по созданию четырех региональных витрин данных: "Запись на прием к врачу", "Сведения о выданных и аннулированных охотничьих билетах", "Витрина данных Омской области", "Электронные результаты предоставления услуг".
Преимущество использования витрин данных - централизованное хранение статусов и результатов оказания государственных и муниципальных услуг, получаемых из различных ведомственных информационных систем (далее - ВИС), в одном электронном архиве.
При этом не имеет значения способ подачи заявления: лично, в многофункциональном центре, посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ) или посредством государственной информационной системы Омской области "Портал государственных и муниципальных услуг Омской области" - результаты оказания услуг всегда будут доступны в личном кабинете заявителя на ЕПГУ.
Размещение всех результатов оказания государственных и муниципальных услуг на территории Омской области в едином архиве также позволит снизить нагрузку на серверы ВИС. В дальнейшем в случае необходимости к витрине данных за получением результатов оказанных услуг смогут обращаться и иные ВИС.
Кроме того, витрина данных как платформа станет основой для построения Региональной системы управления данными Омской области и позволит всем подключенным к витрине данных выступать в роли потребителя данных с Федеральных и региональных витрин данных Национальной системы управления данными (НСУД).
6. На территории Омской области действует комплексная система мер государственной поддержки проектов по разработке и внедрению отечественных цифровых продуктов, сервисов и платформенных решений. При объявлении конкурсных отборов на поддержку проектов Минцифры Омской области оказывает содействие Омским ИТ-компаниям и учреждениям по участию в данных конкурсах.
В 2021 - 2022 годах в Омской области была организована масштабная информационная кампания по привлечению малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) к льготному приобретению отечественного ПО. Представители малого и среднего бизнеса имели возможность приобрести российское ПО на льготных условиях со скидкой 50%. Запуск данной меры повысил спрос на отечественные ИТ-решения, а также увеличил процент импортозамещения зарубежного ПО российскими конкурентоспособными продуктами.
По итогам 2022 года в Омской области приобретено 7677 лицензий отечественного ПО, 2771 субъект МСП воспользовался данной мерой поддержки.
В Омской области на региональном уровне также реализуются меры поддержки ИТ-отрасли:
1) упрощенная система налогообложения для ИТ-компаний (Закон Омской области "Об установлении налоговых ставок для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения");
2) предоставление грантов Губернатора Омской области в сфере информационных технологий (Указ Губернатора Омской области от 9 ноября 2022 года N 192 "Об учреждении в 2022 году премии Губернатора Омской области "Грант за развитие сферы информационных технологий").
Мероприятие организовано в целях стимулирования и поощрения ИТ-специалистов Омской области. Размер премии составил: за 1 место -150 тысяч рублей, за 2 место - 100 тысяч рублей, за 3 место - 75 тысяч рублей.
В 2022 году состоялся конкурс на соискание премии Губернатора Омской области в номинации "Грант лучшему ИТ-специалисту государственного и муниципального управления Омской области". Определено 3 победителя.
7. В целях обеспечения работы органов исполнительной власти Омской области ведется работа по переходу на отечественное ПО.
В 2022 году проведены централизованные закупки отечественной операционной системы Astra Linux Special Edition, выдано 10 тыс. лицензий органам исполнительной власти и их подведомственным учреждениям на предоставление неисключительных прав на установку и использование отечественной операционной системы.
Кроме того, в 2022 году для всех органов исполнительной власти Омской области и подведомственных учреждений централизованно закуплено офисное ПО отечественного производителя "МойОфис".
В целях обеспечения кибербезопасности региона Указом Губернатора Омской области от 26 мая 2022 года N 85 создан штаб по обеспечению кибербезопасности Омской области, на базе которого создана и функционирует система отчетности по инцидентам в области кибербезопасности. Все кибератаки в 2021 - 2022 годах на интернет-ресурсы Омской области не повлекли деструктивных последствий.
В целях обеспечения кибербезопасности региона созданы планы мероприятий, реализуемые в критических информационных инфраструктурах (далее - КИИ) органов исполнительной власти Омской области, являющихся субъектами КИИ. Все КИИ подключены к государственной системе обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации (ГосСОПКА) посредством Национального координационного центра по компьютерным инцидентам (НКЦКИ).
В Омской области создан сервер антивирусной безопасности, все органы исполнительной власти Омской области и их подведомственные учреждения (15 268 государственных организаций) подключили автоматизированные рабочие места к серверу антивирусной защиты безопасности и регулярно обновляют антивирусные базы данных.
В целях импортозамещения в органах исполнительной власти Омской области и их подведомственных учреждениях осуществляется поэтапный переход с автоматической телефонной станции (далее - АТС) Cisco Unified CallManager 4.2 на отечественную АТС Eltex Ecss-10 (на конец I квартала 2023 года 92,5% организаций перешли на отечественную АТС).
8. Приоритетным направлением государственной политики является информационная открытость в рамках развития закрепленного в Конституции Российской Федерации принципа свободы поиска и получения информации.
Построение эффективной коммуникации с населением напрямую влияет на туристическую и предпринимательскую привлекательность, развитие региона, позволяет выстроить социальный диалог, способствующий выработке эффективных решений по проблемным вопросам.
Базовыми каналами коммуникации выступают СМИ (периодические печатные издания, телевидение и радио), а также средства наружной рекламы (раздаточный материал, стационарные рекламные конструкции).
Современные цифровые технологии и развитие информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" открыли дополнительный канал коммуникации, обладающий максимальными возможностями по охвату пользователей информации и скорости ее доставки, - электронные сетевые ресурсы, такие как сетевые издания, социальные сети и др.
Эффективное и рациональное использование данных средств при проведении информационных кампаний позволяет как привлечь внимание населения к приоритетным проблемам и их решению, так и противодействовать распространению ложной, несоответствующей действительности информации, приобретающему в последние годы масштабный и разрушительный характер.
Объем социально значимой информации, присутствующей в информационном пространстве Омской области, во многом зависит от инициативы органов государственной власти Омской области в проведении мероприятий, направленных на развитие организаций телерадиовещания и печати, основным продуктом которых является социально значимая информация.
За последние 5 лет доля населения, информированного о деятельности органов государственной власти Омской области посредством телерадиовещания, увеличилась с 70 процентов до 82 процентов.
Ежегодно проводится работа по поддержке социально значимого телерадиовещания, обеспечению производства, выпуска, вещания, трансляции телерадиопрограмм информационной, общественно-политической, социально-экономической, спортивной, детской и культурной тематики, при этом доля программ социально-экономического направления в общем объеме эфирного времени составляет 80 процентов.
Осуществляется поддержка распространения периодической печатной продукции через нестационарные торговые объекты на территории Омской области.
В целях увеличения количества, охвата, качества информационного обеспечения жителей Омской области в последние годы расширен круг освещения деятельности органов государственной власти Омской области посредством иных средств и способов информирования неограниченного круга лиц, не отнесенных законодательством к СМИ (баннеры, плакаты, листовки).
Организация и проведение специальных мероприятий сопряжены с необходимостью максимально широкого информационного освещения и коммуникационного продвижения целей данных событий:
1) мероприятия по размещению информационных щитов (баннеров) (в том числе мероприятия, связанные с изготовлением и размещением тематической социальной рекламы по профилактике дорожно-транспортного травматизма) направлены на изменение поведения участников дорожного движения и формирование в обществе негативного отношения к нарушителям правил дорожного движения;
2) информационная кампания по вопросам привлечения граждан Российской Федерации к прохождению военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации.
Одним из основных СМИ являются периодические печатные издания (газеты, журналы, бюллетени и пр.) Но в последнее время периодические печатные издания постепенно теряют свои позиции: подписка на газеты и журналы сокращается на 3 - 4% ежегодно, продажи прессы в рознице ежегодно сокращаются на 5 - 7%. Это связано с изменением социального поведения и развитием новых технологий, которые постепенно оттесняют традиционные виды передачи информации. Наблюдается общая тенденция для всех печатных СМИ: при уменьшении числа подписчиков, уменьшении читателей печатных СМИ резко возрастает число читателей электронной версии соответствующего СМИ.
9. Несмотря на положительную динамику в сфере развития информационного общества региона, некоторые задачи в данной сфере остаются нерешенными, в их числе:
1) цифровое неравенство населения Омской области;
2) отток квалифицированных кадров в сфере информационных технологий за пределы Омской области;
3) риск кибератак в связи с использованием зарубежного программного и аппаратного обеспечения;
4) несовершенство системы информационного взаимодействия населения с государственными органами и органами местного самоуправления в целях учета мнения населения при принятии управленческих решений.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики Омской области в сфере реализации государственной программы Омской области
10. Приоритеты государственной политики сформулированы в следующих нормативных правовых актах:
1) Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
2) Федеральный закон "О персональных данных";
3) Указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 года N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации";
4) Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";
5) Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления";
6) Закон Омской области "О государственных информационных системах и государственных информационных ресурсах Омской области".
11. Достижение цели государственной политики в сфере информационного общества Омской области будет обеспечиваться по приоритетным направлениям:
1) обеспечение жителей Омской области качественными услугами связи;
2) повышение качества и объема социально значимых электронных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти Омской области;
3) внедрение, обеспечение функционирования, а также эксплуатации информационных продуктов отечественного производства;
4) повышение "цифровой зрелости" органов государственной власти Омской области;
5) развитие человеческого капитала в сфере информационных технологий;
6) создание условий для развития ИТ-предпринимательства;
7) обеспечение информационной безопасности граждан Омской области;
8) повышение уровня прозрачности деятельности органов исполнительной власти Омской области;
9) формирование информационных ресурсов и организации доступа к ним.
Реализация указанных направлений содействует достижению целевых показателей, характеризующих достижение национальной цели "Цифровая трансформация".
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
12. Государственная программа Омской области способствует достижению стратегических приоритетов и целей государственной программы Российской Федерации "Информационное общество", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 313, в их числе:
1) содействие расширению доступа населения к медиасреде и поддержка развития региональных СМИ;
2) поддержка развития и координации цифровизации;
3) развитие сервисов электронного правительства, переход к оказанию государственных (муниципальных) услуг (функций), иных услуг (сервисов) и сведений в электронном виде, расширение использования информационно-телекоммуникационных технологий для предоставления государственных и муниципальных услуг бюджетными учреждениями, а также социально значимых услуг государственными и муниципальными учреждениями;
4) снижение барьеров, формирование условий и стимулирование развития инфраструктуры связи;
5) создание условий для развития отрасли информационных технологий, включая поддержку цифровой трансформации важнейших отраслей экономики;
6) создание и обеспечение функционирования центра управления регионом.
4. Задачи государственного управления и способы их эффективного решения в сфере реализации государственной программы Омской области, в том числе задачи, определенные в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации
13. Достижение цели государственной программы Омской области предполагается посредством решения следующих задач:
1) устранение цифрового неравенства, обеспечение услугами связи жителей малонаселенных и труднодоступных населенных пунктов Омской области;
2) обеспечение информационной безопасности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе аттестация государственных информационных систем;
3) обеспечение бесперебойного функционирования информационных сетей Омской области;
4) развитие мультисервисной сети Омской области;
5) взаимодействие с омским ИТ-сообществом на предмет оказания содействия в получении федеральных грантов на разработку и внедрение российских решений в сфере информационных технологий;
6) информирование населения о деятельности Губернатора Омской области и Правительства Омской области;
7) информирование населения в сфере социально значимых вопросов, значимых событий;
8) создание и ведение официальных аккаунтов в социальных сетях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.