Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Б
(справочное)
Механизмы регулирования, предназначенные для сокращения выбросов парниковых газов
Б.1 В данном приложении приведено описание типов уже существующих и потенциальных механизмов регулирования, предназначенных для контроля, измерения или сокращения выбросов ПГ. Четкое понимание основных особенностей этих механизмов необходимо компаниям и организациям, которые хотят оценить свои потенциальные затраты и выгоды, возникающие из-за механизмов регулирования, необходимо иметь четкое понимание их основных особенностей. В данном приложении рассматриваются механизмы регулирования, которые способствуют сокращению выбросов ПГ, согласуются с основными элементами экономической политики, а также влияют на формирование цены разрешений на выбросы ПГ, выбор основных видов топлива, источников электроэнергии и инвестиции.
Цель любой нормативно-правовой экологической политики состоит в том, чтобы использовать ранее не облагаемые налогом выбросы ПГ для их трансформирования в социальные издержки. Необходимым элементом данных механизмов регулирования является наличие системы мониторинга, которая позволяет измерять объем выбросов ПГ и объем используемого ископаемого топлива (для оценки потенциала образования ПГ) либо косвенно - оценивать эффективность использования топлива (для оценки выбросов автотранспорта и бытовой техники). Для всех рассматриваемых механизмов стоимость возможных выбросов ПГ будет определяться взаимодействием двух факторов: во-первых, степенью, в которой общество стремится ограничивать выбросы ПГ, и, во-вторых, затратами на предотвращение этих выбросов (т.е. затратами на сокращение выбросов ПГ из источников ПГ). Если затраты на предотвращение выбросов и готовность общества к нему низкие, то и экономические затраты, и бизнес-риски по отношению к источникам выбросов ПГ также будут низкими. Лишь в одном случае (при условии, что будут выдержаны совокупные лимиты на выбросы ПГ) снижение выбросов станет бесплатным, т.е. когда в результате социально обусловленного сокращения выбросов ПГ экономические затраты и коммерческие риски будут отсутствовать.
Механизмы регулирования, предназначенные для сокращения выбросов ПГ, можно в целом считать системами предъявления обязательных требований или штрафов, налагаемых на источники выбросов ПГ (например, на электростанции или на транспорт, работающие на ископаемом топливе и т.п.), а также системами выплат прямых или косвенных вознаграждений за использование технологий сокращения (предупреждения) выбросов ПГ и принятия таких мер, как секвестрация выбросов диоксида углерода или выполнение проектов по повышению эффективности производства. Механизмы регулирования подразделяются на "рыночные" и "административно-управленческие".
В рамках "рыночных" механизмов регулирования основным инструментом можно считать установление платы (налога) на каждую единицу выбросов или на их совокупный лимит ("потолок") путем выдачи квот или же их сочетание. В случае платы (или налога на выбросы углерода) правительство определяет временной график платежей за единицу выбросов. На практике промышленные предприятия, работающие по рыночному механизму и затраты которых на предотвращение выбросов превышают заранее установленную плату, предпочитают не принимать мер, ограничивающих выбросы ПГ (и проводить оплату), тогда как предприятия, у которых затраты на предотвращение выбросов не превышают установленный лимит, считают экономически целесообразным сокращать выбросы ПГ (и тем самым избегать оплаты). В случае ограничения совокупных выбросов регулируемые промышленные предприятия (эмитенты, импортеры или производители топлива) должны предоставлять квоту на каждую единицу выбросов ПГ, которую можно получить либо путем ее оплаты (на аукционах или на двусторонних торгах), либо в соответствии с правилами бесплатного государственного распределения квот. При торговле квотами определяется, какое промышленное предприятие получает право на выбросы ПГ, а какое должно выбросы ПГ сокращать. Установив систему торговли квотами, рынок может эффективно перераспределять квоты между теми предприятиями, которые готовы платить за них больше, т.е. между теми предприятиями, которые получают большую прибыль или дают большую общественную полезность от производства, побочным продуктом от которой являются выбросы ПГ. Те промышленные предприятия, у которых затраты на предотвращение выбросов ПГ меньше, будут продавать свои квоты на выбросы тем предприятиям, у которых эти затраты выше. В зависимости от способа распределения прав собственности предприятия с более низкими затратами на борьбу с выбросами ПГ могут получать незапланированные прибыли, а те предприятия, которые будут продолжать выбросы ПГ, станут терять свои средства.
Альтернативным по отношению к "рыночному" механизму регулирования является "административно-управленческий" механизм, при котором обязательные требования к выбросам ПГ либо вводятся для каждого источника выбросов, либо их привязывают к оборудованию с минимальным числом специфических производственных технологий (например, требования по использованию солнечных/ветряных установок или к какой-либо системе улавливания СO 2 для выработки электроэнергии).
Механизмы регулирования следует формировать либо для всех отраслей промышленности и областей применения (т.е. в масштабах всей экономики), либо для конкретных отраслей (например, для ограничения и торговли квотами на выбросы углерода в электроэнергетике или для разработки стандартов на новые виды транспортных средств). Кроме того, механизмы регулирования допускается применять как к промышленным предприятиям (например, к объектам электроэнергетики, нефтеперерабатывающим заводам, фермам и т.п.), так и к потребительской сфере (например, для утепления дома, стандартам на бытовую технику и т.п.).
С учетом вышеуказанного далее приведен анализ характеристик и сравнений выбросов ПГ в различных отраслях промышленности с целью определения потенциальных выгодоприобретателей от использования тех или иных механизмов регулирования.
Б.2 К основным парниковым газам относятся диоксид углерода СO 2, закись азота N 2O, метан СН 4, озон O 3, гексафторид серы SF 6, гидрофторуглероды HFC и перфторуглероды PFC 1). Вклад каждого единичного объема каждого из указанных газов в глобальное потепление варьируется и может выражаться в потенциале глобального потепления (GWP). GWP для метана в 25 раз превышает GWP для СO 2, a GWP для гексафторида серы - примерно в 23000 раз GWP для СO 2. Учитывая наличие неопределенностей, предполагаемые относительные потенциалы глобального потепления для различных газов могут со временем меняться. Кроме того, сроки и масштабы любого воздействия, обусловленного глобальным потеплением, весьма неопределенны. Наконец, стратегические национальные приоритеты, необходимые для управления рисками и связанные с прогнозируемыми уровнями глобального потепления, также недостаточно определены. В данном разделе подобные неопределенности не рассматриваются.
-----------------------------
1)Четвертый экспертный отчет Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) "Изменение климата 2007 - Физические основы - Приложение 1 - Глоссарий", 2007. Следует отметить, что перечень парниковых газов может содержать и такие газы, как галогенуглеводород и другие галогенированные и бром-содержащие соединения, поскольку они не подпадают под действие Киотского протокола, однако вместо этого подпадают по действие Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой.
-----------------------------
Рисунок Б.1 - Диаграмма, иллюстрирующая структуру выбросов парниковых газов
Большинство парниковых газов не образуются непосредственно в результате деятельности человека, а возникают в ходе естественных природных процессов, таких как, например, образование водяного пара в океанах или образование диоксида углерода в процессе жизнедеятельности органических и живых существ. Дыхание и любой другой процесс окисления (например, биоразложение) высвобождают энергию и приводят к образованию углекислого газа, в то время как фотосинтез и другие процессы, связанные с поглощением солнечной, тепловой и кинетической энергии, этот процесс окисления обращает вспять, отделяя кислород от углекислого газа (или интегрируя метан в другие органические соединения). Большая часть антропогенных (техногенных) выбросов парниковых газов связана с СO 2 и образуется как побочный продукт высвобождения энергии в виде нагрева (теплообмена в более широком смысле этого слова), свечения и механической активности. Вклады метана и закиси азота занимают второе и третье место по всем объемам выбросов. Диаграмма, иллюстрирующая состав выбросов парниковых газов, в зависимости от вида парниковых газов, топлива и его конечного применения, представлена на рисунке Б.1.
Большинство антропогенных выбросов ПГ обусловлены потреблением энергии различными бытовыми устройствами и при оказании населению различных услуг (включая непосредственное использование энергии для отопления или охлаждения), поэтому можно количественно оценивать риски по отдельным отраслям, принимая во внимание содержание углерода при потреблении энергии бытовыми устройствами и предоставлении услуг. Тем не менее, учитывая рассмотренные механизмы регулирования, для оценки бизнес-рисков, связанных с затратами (выгодами) и ценообразованием выбросов, наиболее целесообразно классифицировать выбросы ПГ по их источникам, а в случае электроэнергетики и транспорта - по секторам, наиболее зависимым от них.
В соответствии с регламентами на выбросы ПГ, которые налагают штрафы за эти выбросы, цены устанавливаются за единицу выбросов (например, за тонну СO 2-эквивалента), причем риск финансовых потерь компаний и частных лиц, обусловленный этими ценами, от (1) - интенсивности образования и усвоения СO 2 и (2) объема образования и усвоения СO 2. Указанная выше интенсивность, в свою очередь, зависит от используемых источников энергии и эффективности ее преобразования в процессе выработки и потребления электроэнергии. Например, в транспортном секторе интенсивность выбросов СO 2 при перевозке грузов и пассажиров зависит от вида источника энергии (автомобильный бензин, дизельное топливо, реактивное топливо, солнечная энергия, водород и т.д.) и эффективности работы транспортных средств (например, от расхода бензина на 100 км). В качестве другого примера в электроэнергетике указывают интенсивность выбросов СO 2 при выработке электроэнергии, которая зависит от источника энергии (уголь, природный газ, ветер, солнечная энергия, ядерная энергия и т.п.), от эффективности выработки электроэнергии (от тепловой мощности генерирующих установок), а также от электрооборудования для передачи и распределения электроэнергии (от ее потерь из-за отвода тепла от линий электропередач и другого электрооборудования).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.