Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Приоритеты и цели государственной политики Омской области в сфере реализации государственной программы Омской области
1. Оценка текущего состояния сферы жилищно-коммунального комплекса и энергетики
1. Отрасль жилищно-коммунального хозяйства является одной из самых значимых отраслей экономики, которая вносит непосредственный вклад в создание комфортных и удобных условий жизнедеятельности граждан.
Работу системы теплоснабжения Омской области обеспечивают порядка 315 организаций, оказывающих услуги теплоснабжения, 1358 локальных систем теплоснабжения. Общая протяженность тепловых сетей по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области составляет 2 467 км.
Анализ статистических данных за последние пять лет показывает общую тенденцию к сокращению количества объектов теплоснабжения и ухудшению их технического состояния.
По сравнению с 2018 годом на начало 2023 года количество сетей теплоснабжения уменьшилось на 146 км (с 2 613 км до 2 467 км), количество теплоисточников - на 32 ед. (с 1390 ед. до 1358 ед.), что свидетельствует о децентрализации теплоснабжения на территории Омской области. При этом протяженность сетей, нуждающихся в замене, увеличилась на 130 км (с 366 км до 496 км).
2. В системах водоснабжения и водоотведения действуют около 815 насосных станций водопровода, 228 канализационных насосных станций. Протяженность сетей водоснабжения составляет 10217 км, сетей водоотведения - 2 009 км.
В сопоставлении с 2018 годом наблюдается прирост протяженности сетей водоснабжения: с 10110 км до 10217 км (на 107 км). При этом растет и количество сетей, нуждающихся в замене с 3 367 км в 2018 году до 3 707 км на начало 2023 года (на 340 км).
В Омской области водоснабжение осуществляется за счет поверхностных и подземных вод.
За счет поверхностных вод осуществляется водоснабжение г. Омска (гарантирующая организация - акционерное общество "ОмскВодоканал"), крупных населенных пунктов (р.п. Большеречье, р.п. Саргатское, р.п. Нововаршавка, г. Тара, р.п. Черлак, г. Калачинск, р.п. Кормиловка, с. Нижняя Омка, р.п. Горьковское, р.п. Муромцево, с. Знаменское) и других населенных пунктов, расположенных по берегам рек Иртыш, Омь, Тара, озер, а также населенных пунктов, обеспеченных линиями магистральных групповых водопроводов с водозабором из реки Иртыш.
Посредством групповых водопроводов (Любино-Исилькульский, Южный, Таврический) обеспечивается централизованное водоснабжение населения 13 муниципальных районов Омской области (Азовского немецкого национального, Исилькульского, Любинского, Марьяновского, Москаленского, Называевского, Нововаршавского, Омского, Одесского, Павлоградского, Полтавского, Таврического и Шербакульского). Гарантирующая организация - акционерное общество "Омскоблводопровод". Групповые водопроводы характеризуются значительной протяженностью сетей.
В остальных населенных пунктах водоснабжение осуществляется из скважин и шахтных колодцев.
По обеспеченности ресурсами подземных вод Омская область характеризуется как неравномерно обеспеченная по количеству ресурсов и по качеству подземных вод. Подземные воды, пригодные для целей хозяйственно-питьевого водоснабжения, развиты преимущественно на севере и в центральных районах Омской области - вдоль реки Иртыш.
Таким образом, техническое состояние объектов систем коммунальной инфраструктуры Омской области характеризуется высокой степенью износа - 37,0 процента линейных объектов нуждается в обновлении (5 440 км из 14693 км сетей), износ сетей водоснабжения составляет 36,3 процента (3707 км из 10217 км), сетей теплоснабжения - 20,1 процента (496 км из 2467 км), сетей водоотведения - 61,6 процента (1237 км из 2009 км).
3. В настоящее время жилищный фонд Омской области составляют не только новостройки и многоквартирные дома, строительные конструкции которых находятся в удовлетворительном техническом состоянии, но и дома, требующие проведения комплексного капитального ремонта, а также дома серии 1 - 335 с неполным каркасом, требующие усиления несущих конструкций с последующим утеплением фасадов.
Причинами кризисного состояния жилищно-коммунального комплекса являются многолетнее недофинансирование мероприятий по капитальному ремонту из бюджетов разных уровней, тарифная политика, предопределяющая дотационность отрасли, и высокая степень износа основных фондов.
Жилищный фонд, признанный аварийным за период с 1 января 2017 года до 1 января 2023 года, составляет 67,9 тыс. кв. м, в нем проживают около 3,7 тыс. человек. Только за 2022 год прирост жилищного фонда, признанного аварийным, составил 9,9 тыс. кв. м с населением 0,56 тыс. человек.
По состоянию на 1 января 2023 года в рамках региональной адресной программы Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 10 апреля 2019 года N 117-п (далее - Программа переселения граждан), с участием средств финансовой поддержки публично-правовой компании "Фонд развития территорий" расселен аварийный жилищный фонд в объеме 30,6 тыс. кв. м, переселено 1,89 тыс. человек. При этом еще 3,28 тыс. человек, проживающих в 47,65 тыс. кв. м аварийного жилищного фонда, планируется расселить до 1 сентября 2025 года.
Кроме того, на территории Омской области в период с 2019 по 2022 год включительно расселен аварийный жилищный фонд за счет средств областного и местного бюджета в объеме 5,1 тыс. кв. м.
Основным фактором, препятствующим устойчивому сокращению непригодного для проживания жилищного фонда, является ежегодный прирост и, соответственно, накопление жилищного фонда, который признается аварийным по итогам его обследования.
В целях реализации прав собственников жилых помещений при переселении из аварийного жилищного фонда необходимо создание постоянно действующей системы обновления жилищного фонда путем создания новой программы расселения аварийного жилья, признанного таковым после 1 января 2017 года.
4. Ключевым вопросом развития региона является необходимость дальнейшей газификации с привлечением инвестиций публичного акционерного общества (далее - ПАО) "Газпром".
В настоящее время в Омской области газифицировано природным газом 272566 абонентов в 330 населенных пунктах и городе Омске (26 из 32 муниципальных районов Омской области), уровень газификации природным газом достиг 46,23 процента (средний уровень газификации по России - 70,1 процента).
Объем поставок природного газа ПАО "Газпром" в 2022 году потребителям Омской области составил 3,833 млрд. куб. м (по данному показателю Омская область занимает 34-е место по России).
Газоснабжение основной части потребителей Омской области осуществляется по системе магистральных газопроводов "Омск - Новосибирск" и "Северные районы Тюменской области (СРТО) - Омск" диаметром 1220 мм, а также по 24 газопроводам-отводам с 26 газораспределительными станциями. Система газоснабжения Омской области находится в зоне эксплуатационной ответственности общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Томск".
За последние 5 лет выявлены проблемы развития газификации Омской области, связанные с удаленностью перспективных потребителей от источников газоснабжения (трасс прохождения магистральных газопроводов), а также с ограничением пропускной способности газотранспортной системы для подключения новых потребителей.
Обеспечение справедливого доступа потребителей к максимально качественным услугам общеэкономического значения является одним из приоритетов государственной политики Российской Федерации.
Центральным и наиболее сложным в экономическом и политическом отношении было и остается регулирование цен на продукцию естественных монополий и социально значимые услуги. Государственное регулирование тарифов (цен) на определенные виды товаров и услуг охватывает такие вопросы, как обеспечение доступности продукции любому платежеспособному лицу на равных условиях, безопасность производства и потребления, высокие стандарты качества.
5. В Омской области решается широкий спектр проблем социальной направленности, вместе с тем существует необходимость в обеспечении доступности и качества коммунальных услуг для всех групп потребителей и сдерживании роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги, обеспечении доступности и качества транспортных и социальных услуг для населения, развитии генерирующих мощностей и электросетевой инфраструктуры, модернизации и развитии систем водоснабжения и водоотведения.
Особую значимость в процессе реализации государственной политики Омской области, направленной на обеспечение населения Омской области доступными и качественными жилищно-коммунальными услугами, приобретает осуществление эффективного регионального государственного жилищного надзора.
На рынке недвижимости наблюдается тенденция роста цен квадратного метра жилья. Финансирование Программы переселения граждан рассчитано исходя из стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой по субъектам Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства. Данная стоимость ниже стоимости квадратного метра на рынке недвижимости. В связи с этим возникает дополнительная потребность в средствах областного бюджета на реализацию Программы переселения граждан.
Таким образом, состояние сферы жилищно-коммунального комплекса Омской области характеризуется высокой степенью износа коммунальной инфраструктуры, что является причиной высокого объема потерь энергетических ресурсов и наличия аварий на сетях инженерно-технического обеспечения.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики Омской области в сфере реализации государственной программы Омской области
6. Основные приоритеты и цели государственной политики в сфере развития жилищно-коммунального комплекса и энергетики установлены следующими нормативными правовыми актами:
1) Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
2) постановление Правительства Омской области от 12 октября 2022 года N 543-п "О Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2030 года";
3) постановление Правительства Омской области от 31 июля 2019 года N 237-п "Об утверждении региональной программы Омской области по повышению качества водоснабжения на период с 2019 по 2024 год";
4) постановление Правительства Омской области от 22 марта 2023 года N 146-п "Об утверждении региональной программы Омской области по модернизации систем коммунальной инфраструктуры на
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.