Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Приоритеты и цели государственной политики Омской области в сфере реализации государственной программы Омской области
1. Оценка текущего состояния сферы образования
1.1. СПО
1. Образовательный потенциал Омской области характеризуется многоуровневой системой профессионального образования с преемственностью традиций подготовки кадров.
В настоящее время программы СПО по 191 профессии и специальности по 37 укрупненным группам в Омской области реализуют 45 профессиональных образовательных организаций и 13 организаций высшего образования и их филиалов, расположенных на территории города Омска, 26 муниципальных районов Омской области. Контингент обучающихся по программам СПО за последние 5 лет увеличился на 12,8%, или 6,7 тыс. студентов, и составляет около 58,7 тыс. человек, из них 83% - студенты очной формы обучения.
2. Более 87% студентов обучаются по программам СПО
в государственных образовательных организациях и их филиалах, из них
55,6% студентов обучаются за счет бюджетных ассигнований областного бюджета, еще 11,5 % - за счет средств федерального бюджета, 32,9 % - за счет физических и (или) юридических лиц. По программам СПО на базе основного общего образования обучаются 76% студентов, на базе среднего общего образования - 24%.
3. Общая численность штатных педагогических работников образовательных организаций составляет 2 611 человек (в том числе преподавателей - 2 194 человека, мастеров производственного обучения - 417 человек). Кроме того, в подготовке кадров по программам СПО задействованы 361 преподаватель и мастер производственного обучения, работающие на условиях штатного совместительства (внешних совместителей).
Доля преподавателей и мастеров производственного обучения возрастной категории моложе 40 лет в образовательных организациях составляет 35,7% (показатель по Российской Федерации - 33,8%). Средний возраст педагогических работников - 46,1 года (показатель по Российской Федерации - 46,4 года).
4. Обеспечивается повышение уровня компетентности управленческих команд профессиональных образовательных организаций и квалификации преподавателей (мастеров производственного обучения) в соответствии с мировыми стандартами в реальных производственных условиях, их сертификация.
5. За последние пять лет в образовательных организациях обновлено 28,8% машин и оборудования, в том числе в 12 организациях материально-техническая база обновлена более чем на 50%.
6. Созданы два образовательно-производственных центра по отраслям "Сельское хозяйство" и "Машиностроение", образовательный кластер СПО для подготовки по отрасли "Туризм и сфера услуг".
Создан центр опережающей профессиональной подготовки, на который возложены задачи по подстраиванию системы СПО под изменения, которые предполагаются в экономике Омской области.
1.2. Дошкольное образование
7. На 1 июля 2023 года 802 образовательные организации реализуют образовательную программу дошкольного образования. Численность воспитанников составила 86 344 человека.
В дошкольных образовательных организациях Омской области по итогам 2022 года работал 6 931 педагогический работник.
На 1 июля 2023 года доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет составляет 100%.
Вместе с тем актуальны вопросы обеспечения шаговой доступности дошкольного образования в микрорайонах массовой застройки.
8. В рамках мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, федерального проекта "Содействие занятости", входящего в состав национального проекта "Демография", которые реализуются за счет субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации, в период с 2019 года до настоящего времени нарастающим итогом создано 4 082 места, в том числе 204 места в частных дошкольных образовательных организациях.
9. Все образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, осуществляют образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, который обеспечивает интеграцию процессов воспитания, развития и обучения в формах, соответствующих возрастным особенностям детей дошкольного возраста. На базе образовательных организаций создано 237 консультационных центров, которые без взимания платы предоставляют методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь родителям детей, получающих дошкольное образование в форме семейного образования.
1.3. Общее образование
10. На начало 2022/2023 учебного года по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования обучались 240 623 человека, функционировали 710 общеобразовательных организаций.
11. По итогам 2022 года в системе общего образования трудились 17 002 педагогических работника, из которых 13 690 - учителя.
С 2020 года реализуется программа "Земский учитель", призванная восполнить дефицит квалифицированных кадров общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и городах с населением до 50 тыс. человек. С 1 сентября 2020 года педагогическим работникам выплачивается ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство. С марта 2023 года педагогическим работникам в течение первых 3 лет с даты трудоустройства на должность педагогического работника устанавливается размер оклада выше рекомендуемого на 100%. Молодым специалистам, работающим в образовательных организациях, расположенных на территории сельских поселений Омской области, предоставляется единовременная денежная выплата.
За последние пять лет увеличилась доля педагогических работников общеобразовательных организаций в возрасте до 35 лет (на 0,3%).
12. К числу основополагающих принципов государственной политики в сфере образования относятся: обеспечение единства образовательного пространства на территории страны, сохранение и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства, а также предоставление государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения, которые обеспечивают федеральные государственные образовательные стандарты. В настоящее время осуществлено обновление федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, целями которых являются: обеспечение качества общего образования, повышение роли школы в воспитании молодежи как ответственных граждан Российской Федерации на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, повышение качества преподавания русского языка, литературы, отечественной истории, сохранение глубины и фундаментальности отечественного образования.
13. В рамках реализации федерального проекта "Билет в будущее" произошла "перезагрузка" профориентационной работы в образовательных организациях Омской области, что позволило в 2023 году в 100% общеобразовательных организаций ввести единую модель профессиональной ориентации - профориентационный минимум.
14. С 2018 года наблюдается увеличение доли детей, обучающихся во вторую смену, с 16,3% до 20,1% в общей численности обучающихся.
Демографический рост численности детей школьного возраста и недостаточный темп строительства зданий общеобразовательных организаций приводят к увеличению численности школьников, обучающихся во вторую смену (2022/2023 учебный год - 48,2 тыс. человек, 2021/2022 учебный год - 47,9 тыс. человек) В 2022/2023 учебном году в 25 общеобразовательных организациях, в том числе в 22 общеобразовательных организациях города Омска, численность обучающихся в два раза и более превышает проектную мощность (2021/2022 учебный год - в 11 общеобразовательных организациях, в том числе в 10 общеобразовательных организациях города Омска).
15. Основными причинами загруженности общеобразовательных организаций являются:
1) расположение зданий общеобразовательных организаций в местах массового и точечного жилищного строительства;
2) отсутствие площадок для строительства объектов общего образования, в том числе в условиях сложившихся архитектурных решений, в городе Омске.
16. В целях уменьшения загруженности школ и снижения численности детей, обучающихся во вторую смену, 5 октября 2022 года первым заместителем Министра образования Омской области Л.Н. Жуковой утвержден план по обеспечению обучающихся учебными местами в образовательных организациях Омской области в период с 2023 по 2030 год с учетом фактических демографических данных. Реализация мероприятий указанного плана в полном объеме позволит минимизировать численность детей, обучающихся во вторую смену, и расширить возможности общеобразовательных организаций региона для реализации образовательного процесса по модели школы полного дня как одного из перспективных направлений развития российской системы образования.
17. Наблюдается высокая доля общеобразовательных организаций с низкими образовательными результатами обучающихся (2020 год - 53%, 2021 год - 37%, 2022 год - 38%).
В 2023 году в регионе продолжена работа по повышению качества образования в образовательных организациях, в том числе через реализацию мероприятий, направленных на выявление и устранение факторов риска и ресурсных дефицитов в общеобразовательных организациях с низкими образовательными результатами обучающихся, адресную профилактику рисков снижения образовательных результатов в этих организациях, а также на выявление и организацию трансляции лучших школьных управленческих и педагогических практик, нацеленных на профилактику учебной неуспешности.
18. По результатам мониторинга в сфере соблюдения прав обучающихся с ОВЗ на образование в Омской области в 2022/2023 учебном году на базе муниципальных, государственных и негосударственных общеобразовательных организаций обучаются 9 315 детей с ОВЗ (увеличение детей с ОВЗ на 5% по сравнению с прошлым годом - 8 848), из них 4 544 ребенка с инвалидностью и 1 515 детей-инвалидов.
В 555 муниципальных общеобразовательных организациях обучаются 5 553 ребенка с ОВЗ, из них: по адаптированным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования - 2 225 человек с ОВЗ, по адаптированным образовательным программам для обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) - 3 328 человек и 1 498 детей-инвалидов.
19. В 2 327 инклюзивных классах, функционирующих в 536 общеобразовательных организациях, созданы условия для обучения 3 126 детей с ОВЗ и инвалидностью, из них: с соматическими заболеваниями - 116 человек, нарушениями опорно-двигательного аппарата - 241 человек, расстройствами аутистического спектра - 6 человек, тяжелыми нарушениями речи - 167 человек, нарушениями слуха - 39 человек, нарушениями зрения - 54 человека, задержкой психического развития - 1 194 человека, умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) - 1 309 человек.
20. В 703 классах компенсирующей направленности, функционирующих в 124 общеобразовательных организациях, созданы условия для обучения 2 427 детей с ОВЗ, из них: 2 019 детей с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта), 384 ребенка с задержкой психического развития, 24 ребенка с расстройствами аутистического спектра.
21. Сеть отдельных общеобразовательных организаций для детей с ОВЗ представлена 18 организациями, осуществляющими образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, в которых обучаются 3 678 детей с ОВЗ, из них 64,4% детей-инвалидов. По адаптированным основным общеобразовательным программам обучаются 814 детей с ОВЗ, 2 864 ребенка с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта).
Индивидуально на дому обучаются 1 847 детей, из них 1 514 с ОВЗ и 168 с инвалидностью.
1.4. Дополнительное образование
22. По состоянию на 31 декабря 2022 года численность работников учреждений дополнительного образования в системе образования - 3 491 человек, из них педагогических работников - 2 010 человек.
23. В 2022/2023 учебном году организаций дополнительного образования детей в системе дополнительного образования - 191, из них: 95 - по отрасли образования, 66 - по отрасли культуры, 30 - по отрасли спорта.
24. В направлении обеспечения доступности дополнительного образования для детей наблюдается позитивная динамика роста охвата детей дополнительными общеобразовательными программами. Омская область демонстрирует достижение показателя, установленного федеральным проектом "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", в части доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием (в 2018 году - 71%, в 2019 году - 73,3%, в 2020 году - 75%, в 2021 году - 86,31%, в 2022 году - 85,5%).
Вместе с тем в текущем десятилетии произошла глобальная интеграция дополнительного образования с дошкольным, общим и профессиональным образованием, что находит отражение в государственной информационной системе Омской области "Навигатор дополнительного образования Омской области" (далее - ГИС "Навигатор").
25. В ГИС "Навигатор" зарегистрировано 928 организаций, реализующих дополнительные образовательные программы, из них:
1) 125 организаций дополнительного образования (за исключением организаций сферы культуры);
2) 572 общеобразовательные организации;
3) 130 дошкольных образовательных организаций;
4) 20 организаций адаптивного образования;
5) 5 организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организации для детей-сирот);
6) 1 нетиповая образовательная организация;
7) 39 организаций высшего образования и СПО;
8) 36 негосударственных организаций.
26. В ГИС "Навигатор" организациями всех типов размещено 11 857 дополнительных образовательных программ, в том числе дополнительных образовательных программ спортивной подготовки, доступных для выбора родителями (законными представителями) и детьми. На 353 дополнительные образовательные программы зачислено 4 910 детей с ОВЗ и 973 ребенка-инвалида.
27. За рамками ГИС "Навигатор" в системе дополнительного образования Омской области функционируют 66 организаций дополнительного образования в отрасли культуры.
В 2020 году в Омской области осуществлен переход на систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (далее - ПФДО) и обеспечена выдача сертификатов ПФДО в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 15 апреля 2020 года N 144-п "О внедрении системы персонифицированного учета детей в Омской области и системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Омской области".
28. В 2022 году выдано 88 910 сертификатов ПФДО, охват детей сертификатами ПФДО составил 28,4% от общего количества детей в возрасте от 5 до 18 лет (плановое значение - 26,0%).
В рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" с 2020 по 2022 год создано 8 755 новых ученико-мест дополнительного образования на базе 73 образовательных организаций Омской области, из них в 2022 году - 3 073 места на базе 52 образовательных организаций. В 2023 году создано 3 073 места на базе 39 образовательных организаций.
29. По данным единой автоматизированной информационной системы сбора и анализа данных по учреждениям, программам, мероприятиям дополнительного образования и основным статистическим показателям охвата детей дополнительным образованием в субъектах Российской Федерации, охват детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием в Омской области составил 85,5%.
1.5. Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
30. В Омской области за последние пять лет снизилось общее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2018 год - 7 058 детей, 2019 год - 6 841 ребенок, 2020 год - 6 475 детей, 2021 год - 6 219 детей, 2022 год - 5 953 ребенка).
По состоянию на 1 июля 2023 года общее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Омской области составило 5 817 детей.
31. В Омской области наметилась положительная тенденция к снижению количества выявленных и учтенных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за отчетный период.
32. На семейные формы устройства (опека (попечительство), приемная семья, усыновление) в 2022 году передано 782 ребенка, в 2021 году - 760 детей, в 2020 году - 647 детей, в 2019 году - 700 детей, в 2018 году - 665 детей.
За два квартала 2023 года 303 ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, переданы на семейные формы устройства (по состоянию на 1 июля 2023 года 15 детей остались неустроенными).
33. В 2022 году 130 (15,5%) несовершеннолетних, из числа выявленных и учтенных, определены под надзор в организации для детей-сирот, в 2021 году - 161 ребенок (18,6%), в 2020 году - 77 детей (10,6%), в 2019 году - 97 детей (12,3%), в 2018 году - 83 ребенка (11%).
34. По состоянию на 1 июля 2023 года 81 ребенок (20,3%), из числа выявленных, определен в организации для детей-сирот.
35. По состоянию на 1 июля 2023 года на территории Омской области функционируют 9 организаций для детей-сирот, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Министерство образования. В организациях для детей-сирот проживание организовано по семейному (квартирному) типу - до 8 человек в семейной группе, отдается приоритет совместному проживанию сиблингов, также при проживании учитываются дружеские привязанности детей, имеется индивидуальное пространство для занятий и отдыха.
1.6. Ключевые проблемы в сфере образования
36. Несмотря на достигнутые положительные результаты в сфере образования, сохраняется ряд проблем, требующих решения, в том числе:
1) недостаточное ресурсное обеспечение государственных и муниципальных образовательных организаций для получения обучающимися качественного образования современного уровня;
2) недостаточная обеспеченность муниципальных и государственных образовательных организаций педагогическими кадрами;
3) необходимость:
- государственной поддержки развития частного сектора дошкольного образования;
- создания условий для формирования у детей и молодежи профессиональных компетенций и практических навыков в высокотехничных специальных сферах: робототехнике, механике, электронике, автоматике, компьютерной, полиграфической и телекоммуникационной сферах, экономике;
- развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальной поддержки отдельных категорий граждан;
- создания в государственных и муниципальных образовательных организациях безопасных условий для образования, присмотра и ухода за детьми;
- создания условий для развития талантливых детей и молодежи, стимулирования их творческой и физической активности.
4) несоответствие темпа обновления материально-технической базы, содержания и методов обучения в сфере дополнительного образования детей, а также профессионального развития педагогов дополнительного образования темпам развития науки, техники, культуры, спорта, экономики, технологий и социальной сферы;
5) недостаточное использование потенциала организаций негосударственного сектора для развития дополнительного образования детей.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики Омской области в сфере реализации государственной программы Омской области
37. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы Омской области отражены в:
1) Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
2) Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации";
3) Указе Президента Российской Федерации N 474;
4) Указе Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
5) Законе Омской области "Об отдельных вопросах организации и осуществления деятельности в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними, а также учета и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в Омской области";
6) Законе Омской области "О регулировании отношений в сфере образования на территории Омской области";
7) Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 12 октября 2022 года N 543-п.
38. Достижение цели государственной политики в сфере развития системы образования Омской области будет обеспечиваться по следующим приоритетным направлениям:
1) выравнивание стартовых возможностей детей дошкольного возраста за счет обеспечения и сохранения 100-процентной доступности качественного дошкольного образования, в том числе присмотра и ухода за детьми;
2) формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
3) создание условий для самореализации и развития талантов у детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной личности;
4) развитие системы кадрового обеспечения сферы образования, позволяющей каждому педагогу повышать уровень профессионального мастерства на протяжении всей профессиональной деятельности;
5) увеличение доли выпускников образовательных организаций, реализующих программы СПО, занятых по виду деятельности и полученным компетенциям, до 63,3%;
6) обеспечение эффективной системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Реализация указанных направлений содействует достижению целевых показателей, характеризующих достижение национальной цели развития Российской Федерации "Возможности для самореализации и развития талантов".
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
39. Государственная программа Омской области способствует достижению стратегических приоритетов, целей и показателей государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации N 1642, в том числе следующим:
1) доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет;
2) доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием;
3) доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет;
4) доля выпускников образовательных организаций, реализующих программы СПО, занятых по виду экономической деятельности и полученным компетенциям;
5) доля педагогических работников общеобразовательных организаций, прошедших повышение квалификации, в том числе в центрах непрерывного повышения профессионального мастерства.
4. Задачи государственного управления и способы их эффективного решения в сфере реализации государственной программы Омской области, в том числе задачи, определенные в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации
40. Для достижения цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Омской области определены следующие задачи:
1) обеспечение общедоступного и качественного образования, в том числе за счет создания новых и дополнительных мест в общеобразовательных организациях и дошкольных образовательных организациях Омской области;
2) создание и функционирование системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, создание условий для эффективной самореализации молодежи, в том числе развитие необходимой инфраструктуры;
3) обеспечение возможности детям получать качественное общее образование в условиях, отвечающих современным требованиям, независимо от места проживания ребенка;
4) организация комплексного психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений;
5) создание и внедрение в общеобразовательных организациях цифровой образовательной среды;
6) обеспечение функционирования системы патриотического воспитания;
7) обеспечение для педагогических работников возможности профессионального развития на протяжении всей профессиональной деятельности;
8) формирование новой (более эффективной) модели СПО, синхронизированной с прогнозными запросами отраслей экономики и региональных рынков труда, вовлечение отраслевых предприятий в подготовку рабочих кадров посредством софинансирования инфраструктуры профессиональных образовательных организаций, участие в управлении профессиональными образовательными организациями, реализация практико-ориентированной модели обучения;
9) модернизация материально-технической базы профессиональных образовательных организаций, создание образовательно-производственных центров и образовательных кластеров СПО;
10) совершенствование системы социализации и адаптации в обществе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
11) развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Способами эффективного решения указанных задач государственного управления являются совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей сферу реализации государственной программы Омской области, а также механизмов поддержки муниципальных и государственных образовательных организаций Омской области (организационных и финансовых).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.