Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Приоритеты и цели государственной политики Омской области в сфере реализации государственной программы Омской области
1. Оценка текущего состояния сферы строительства, жилищной и градостроительной политики
1. Развитие сферы строительства, жилищной и градостроительной политики Омской области является одним из первоочередных стратегических направлений социально-экономического развития Омской области до 2030 года.
За период с 2018 по 2022 год введено в эксплуатацию 2 933,8 тыс. кв. м жилья, основной объем ввода жилья - 1,5 млн. кв. м обеспечен индивидуальным жилищным строительством.
В 2022 году введено в эксплуатацию 693,4 тыс. кв. м жилья, что составляет 132,8% к уровню 2018 года (522,3 тыс. кв. м), в том числе многоквартирные дома - 261,0 тыс. кв. м, индивидуальное жилищное строительство - 432,4 тыс. кв. м. По итогам 2022 года улучшили свои жилищные условия 44 тыс. семей Омской области.
Ввод жилья на одного человека в 2022 году составил в Омской области 0,374 кв. м, что составляет 140,6% к уровню 2018 года (0,266).
Средний уровень общей площади жилья, приходящейся на одного жителя Омской области, в 2022 году составил 28,9 кв. м, что на 12,8% выше, чем в 2018 году (25,63 кв. м).
2. На территории Омской области в рамках реализации регионального проекта "Жилье" в целях увеличения объема ввода жилья в эксплуатацию, в том числе путем поддержки строительства транспортной и инженерной инфраструктуры в проектах жилищного строительства, за период 2019 - 2022 годов выполнено строительство объектов:
1) "Строительство и реконструкция автомобильной дороги от моста им. 60-летия Победы по ул. 3-я Островская, ул. Крупской от б. Архитекторов до ул. Перелета";
2) "Строительство улично-дорожной сети в микрорайоне "Карбышевский" по ул. 1-я Западная, 2-я Западная, 3-я Западная в г. Таре Омской области";
3) "Строительство и реконструкция внутрипоселковых автомобильных дорог микрорайона комплексной индивидуальной застройки "Южный" в р.п. Шербакуль Шербакульского муниципального района Омской области (ул. Молодежная, Гагарина, Юбилейная, Рыбака)";
4) "Строительство автомобильных дорог микрорайона комплексной застройки "Северный" в р.п. Таврическое Омской области (3-я очередь: ул. 1-я Новая, ул. 5-я Омская, ул. 9-я Омская, ул. 10-я Омская, ул. 11-я Омская, ул. 12-я Омская, ул. Клименко), 3 этап";
5) "Реконструкция автомобильной дороги по ул. 17 Февраля в с. Азово от ул. Российская до ул. Дорожная".
Строительство водопроводных сетей микрорайона Солнечный г. Калачинска, которое осуществлено в 2023 году, позволит увеличить общую площадь введенного индивидуального жилья в 2023 - 2025 годах до 7,5 тыс. кв. м.
3. В целях увеличения объемов строительства ведется работа с крупными застройщиками в рамках реализации проектов в сфере жилищного строительства, включая масштабные инвестиционные проекты и проекты комплексного развития территории.
Правительством Омской области заключено 4 соглашения по реализации масштабных инвестиционных проектов: строительство микрорайона "Зеленая река" (2021 - 2036 годы), "Кварталы Драверта. Омск" (2021 - 2034 годы), строительство жилищного фонда в новом жилом районе Амурский-2 г. Омска (микрорайон N 2 и N 3) (2022 - 2033 годы), строительство жилищного фонда на территории города Омска в границах ул. Светловская (2022 - 2034 годы).
Общая площадь территорий, вовлеченных в комплексное освоение через механизм "масштабный инвестиционный проект", составляет порядка 305,2 га, объемы планируемого строительства жилищного фонда более 2 млн. кв. м, через механизм "комплексное освоение территории" - 20,3 га, объемы планируемого строительства жилищного фонда более 125 тыс. кв. м.
Кроме этого, градостроительный потенциал земельных участков, вовлеченных в оборот в целях жилищного строительства в Омской области, в том числе посредством комплексного развития территории на 2023 год, составляет 1,24 млн. кв. м.
4. На территории Омской области региональным партнером акционерного общества (далее - АО) "Банк ДОМ.РФ" является АО "Омская региональная ипотечная корпорация" (далее - "ОРИК"), которое осуществляет деятельность по ипотечному кредитованию граждан в рамках ипотечных продуктов АО "Банк ДОМ.РФ".
Для поддержки жителей Омской области с невысокими доходами в 2018 - 2022 годах за счет средств областного бюджета через АО "ОРИК" выполнялась региональная программа льготного ипотечного кредитования по снижению дополнительно на 3 процентных пункта базовой ставки АО "Банк ДОМ.РФ" по программе "Новостройка" в соответствии с заключенным соглашением о сотрудничестве с Единым институтом развития в жилищной сфере - АО "ДОМ.РФ" и Правительством Омской области.
В результате реализации в 2018 - 2022 годах на территории Омской области льготных ипотечных программ с государственной поддержкой на новостройки Центральным банком Российской Федерации (Банком России) в регионе зафиксирован рост количества оформленных ипотечных жилищных кредитов до 27 000, из которых 2 138 реализованы через АО "ОРИК" - на 4,8 млрд. рублей.
5. За период 2018 - 2022 годов достигнуты существенные результаты в обеспечении жильем отдельных категорий граждан. Государственную поддержку для улучшения жилищных условий из федерального и областного бюджетов получили 1 136 граждан отдельных категорий.
По состоянию на 1 июля 2023 года общее количество граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из числа молодых семей, ветеранов боевых действий, инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны, многодетных семей, инвалидов боевых действий, участвовавших в боевых действиях в Афганистане, Чеченской Республике, на территории Северо-Кавказского региона, Сирийской Арабской Республики, Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, и членов их семей, а также граждан, готовых вложить собственные или заемные средства в строительство (реконструкцию) индивидуального жилья в размере не менее 30% расчетной стоимости строительства (реконструкции) жилого дома, составляет 2 624 человека.
С 2022 года на территории региона реализуется Закон Омской области "О предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения" (далее - Закон).
Решение проблемы социального характера по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), требует осуществления комплекса мероприятий: предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, удостоверяемой сертификатом, формирование специализированного жилищного фонда Омской области путем строительства жилых помещений и приобретения жилых помещений в казну Омской области по договорам купли-продажи и инвестирования в строительство жилых помещений.
По состоянию на 1 июля 2023 года в Омской области учтено 6 737 граждан из числа детей-сирот, имеющих и не реализовавших свое право на обеспечение жилым помещением, из них 1 622 гражданина имеют судебные решения о предоставлении жилых помещений по договорам специализированного найма жилых помещений.
За период 2018 - 2022 годов жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Омской области обеспечено 1 149 граждан из числа детей-сирот.
В соответствии с Законом социальная выплата предоставляется только за счет средств областного бюджета в виде сертификата на приобретение жилого помещения (далее - сертификат).
Так, за счет средств областного бюджета в 2022 году сертификаты предоставлены 201 гражданину из числа детей-сирот, в 2023 - 239 гражданам из числа детей-сирот.
В 2022 году на предоставление социальных выплат выделено из областного бюджета 478,2 млн. рублей (предоставлен 201 сертификат гражданам из числа детей-сирот), в 2023 году - 680,6 млн. рублей (предоставлено 239 сертификатов гражданам из числа детей-сирот).
6. Одним из важнейших направлений государственной программы Омской области является восстановление прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на территории Омской области.
За период 2018 - 2022 годов Правительством Омской области восстановлены в правах 2 500 граждан в 35 "проблемных" многоквартирных домах.
Восстановление прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на территории Омской области, реализуется в рамках механизмов федеральных законов "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", "О несостоятельности (банкротстве)", Закона Омской области "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов", а также путем привлечения инвесторов, с помощью которых планируется завершение строительства "проблемных" домов.
За счет градостроительной политики Омской области формируются задачи не только для строительной отрасли, но и для смежных отраслей, прежде всего промышленности, энергетики и транспорта.
7. Деятельность по развитию территорий Омской области, в том числе городов и иных поселений, осуществляется в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории.
Территориальное планирование на территории Омской области направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, Омской области, муниципальных образований Омской области.
В Омской области в настоящее время разработана следующая градостроительная документация:
1) Схема территориального планирования Омской области, утвержденная постановлением Правительства Омской области от 19 августа 2009 года N 156-п (далее - Схема территориального планирования Омской области);
2) схемы территориального планирования муниципальных районов Омской области, утвержденные для 32 муниципальных районов Омской области, что составляет 100% обеспеченности;
3) генеральные планы (далее - Генплан) муниципальных образований Омской области (городских и сельских поселений, городского округа), в том числе:
- Генплан муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденный решением Омского городского Совета от 25 июля 2007 года N 43;
- утвержденные Генпланы 26 городских поселений Омской области;
- утвержденные Генпланы 353 сельских поселений Омской области (часть Генпланов сельских поселений Омской области, утвержденных до 2011 года, требует актуализации).
10 сельских поселений Омской области приняли решение об отсутствии необходимости разработки Генпланов;
4) правила землепользования и застройки, утвержденные в городском округе город Омск Омской области, городских и сельских поселениях Омской области.
По состоянию на 1 июля 2023 года на большую часть территории города Омска (44,5%) подготовлены и утверждены проекты планировки территорий.
В связи с уточнениями в части планируемого строительства и реконструкции объектов регионального значения в различных областях, связанными с корректировкой государственных программ Омской области, а также изменениями финансирования и этапности строительства объектов, регулярно требуется внесение изменений в Схему территориального планирования Омской области, схемы территориального планирования муниципальных районов Омской области, региональные нормативы градостроительного проектирования по Омской области.
Срок реализации большинства Генпланов истекает, в связи с чем возникает необходимость разработки новых проектов генеральных планов поселений, учитывающих существующее положение и предлагающих перспективные решения развития территорий муниципальных образований.
8. Одной из важнейших стратегических задач развития экономики Российской Федерации является реформа контрольно-надзорной деятельности (регуляторная гильотина), призванная оптимизировать все обязательные требования для бизнеса, создать комфортную среду для предпринимательской деятельности.
Система осуществления контрольной (надзорной) деятельности предусматривает внедрение риск-ориентированного подхода, установление приоритета профилактики нарушений перед проверками, цифровую трансформацию и применение системы досудебного обжалования.
Внедрение риск-ориентированного подхода, совершенствование системы индикаторов риска нарушений обязательных требований, создание единого реестра видов контроля, единого реестра проверок, увеличение профилактических мероприятий и снижение количества проводимых проверок приведет к снижению административной нагрузки на бизнес и повышению инвестиционной привлекательности в сфере строительства объектов капитального строительства.
В настоящее время работа по развитию системы контрольно-надзорной деятельности ведется в трех направлениях:
1) создание понятных и исполнимых норм (отменены устаревшие нормы и правила, создан Единый реестр обязательных требований);
2) обеспечение прозрачности процедур (Единый реестр проверок);
3) совершенствование системы контроля на основе обратной связи контрольного (надзорного) органа и контролируемого лица.
Динамика развития контрольной деятельности иллюстрирует продолжение многолетней тенденции к снижению количества проверок.
Организовать проверку можно только в случае непосредственной угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, что в значительной степени сократило количество внеплановых проверок. Так, за 2018 год Госстройнадзором Омской области проведено 613 проверок, за 2019 год - 408 проверок, за 2020 год - 169 проверок, за 2021 год - 200 проверок, за 2022 год - 32 проверки.
Профилактика заняла особое место с учетом введенного моратория на проверки в 2022 и 2023 годах.
9. Несмотря на достигнутые положительные результаты в сфере строительства, жилищной и градостроительной политики, существует ряд проблем:
1) наличие 30 "проблемных" многоквартирных домов (2 285 граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на территории Омской области);
2) наличие нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан (по состоянию на 1 июля 2023 года 6 737 граждан из числа детей-сирот, 5 427 граждан, имеющих трех и более детей, зарегистрированных в качестве многодетной семьи, 2 624 гражданина из числа отдельных категорий граждан, установленных федеральным и областным законодательством);
3) отсутствие достаточного количества предложений на рынке жилья, соответствующего потребностям различных категорий граждан;
4) отсутствие своевременного обновления муниципального жилищного фонда;
5) низкий темп роста ввода жилья в эксплуатацию, в том числе многоквартирных домов;
6) низкий уровень профессиональной квалификации проектных организаций, осуществляющих разработку градостроительной документации;
7) нехватка профильных специалистов в органах местного самоуправления, осуществляющих проверку проектов градостроительной документации;
8) длительность процедуры согласования проектов генеральных планов, которая увеличивается в связи с отрицательными заключениями федеральных органов (в частности, Федерального агентства лесного хозяйства), и соответственно увеличение сроков утверждения Генпланов.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики Омской области в сфере реализации государственной программы Омской области
10. Приоритеты и цели государственной политики сформулированы соответствующими документами федерального и областного уровня:
1) Указ N 474;
2) Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
3) распоряжение N 2765-р;
4) Градостроительный кодекс Российской Федерации;
5) Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
6) Федеральный закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
7) постановление N 543-п.
11. Достижение цели государственной политики Омской области в сфере реализации государственной программы Омской области будет обеспечиваться по приоритетным направлениям:
1) в сфере строительства и жилищной политики:
- акселерация отрасли жилищного строительства;
- повышение доступности жилья с учетом платежеспособности населения Омской области;
- повышение эффективности строительной отрасли;
- восстановление прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на территории Омской области;
2) в сфере градостроительной политики:
- обеспечение территории Омской области актуальными документами территориального планирования (Схема территориального планирования Омской области);
- обеспечение территорий муниципальных образований Омской области актуальной градостроительной документацией (документами территориального планирования, градостроительного зонирования, документацией по планировке территории).
Главной целью мероприятий государственной программы Омской области является обеспечение территории Омской области и территории муниципальных образований Омской области актуальной градостроительной документацией, позволяющей реализовывать задачи по устойчивому развитию территорий Омской области, повышению качества жизни населения Омской области, инвестиционной привлекательности территории региона, развитию транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры, стимулированию жилищного, промышленного и коммунального строительства;
3) в сфере регионального государственного строительного надзора - совершенствование сферы регионального государственного строительного надзора.
4) в сфере государственного контроля (надзора) в области долевого строительства - совершенствование сферы государственного контроля (надзора) в области долевого строительства.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
12. Государственная программа Омской области способствует достижению стратегических приоритетов, целей и показателей государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением N 1710, из них:
1) объем жилищного строительства;
2) количество семей, улучшивших жилищные условия.
4. Задачи государственного управления и способы их эффективного решения в сфере реализации государственной программы Омской области, в том числе определенные в соответствии с национальными целями
13. Задачами государственной политики Омской области в сфере реализации государственной программы Омской области являются:
1) создание условий для роста предложений на рынке жилья, соответствующего потребностям всех категорий граждан;
2) увеличение совокупного объема ввода жилья на территории Омской области, в том числе индивидуальных жилых домов;
3) государственная поддержка в обеспечении земельных участков, предоставленных под массовое жилищное строительство, объектами инженерной, коммунальной и транспортной инфраструктур;
4) повышение гибкости и ускорение доведения межбюджетных трансфертов местным бюджетам муниципальных образований Омской области;
5) разработка и реализация региональных мер поддержки при ипотечном кредитовании;
6) повышение доступности и качества жилья для жителей Омской области за счет развития строительства индивидуальных жилых домов, в том числе за счет средств ипотечного кредита;
7) реализация масштабных инвестиционных проектов по созданию в регионе качественного и комфортного жилья, соответствующего мировым стандартам;
8) предоставление государственной поддержки в решении жилищных проблем молодым семьям, а также категориям граждан, установленным федеральным и областным законодательством, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
9) участие в программе АО "ДОМ.РФ" "Арендное жилье" по запуску проектов строительства жилья, включая апартаменты для коммерческого найма;
10) сокращение количества граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на территории Омской области;
11) разработка документов территориального планирования, документов градостроительного зонирования, документации по планировке территорий;
12) профилактика нарушений обязательных требований в сфере регионального государственного строительного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, регионального государственного строительного надзора;
13) цифровизация контрольной (надзорной) деятельности, внедрение государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности".
14. Способами эффективного решения указанных задач являются:
1) реализация механизмов федеральных законов "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", "О несостоятельности (банкротстве)", Закона Омской области "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов", а также привлечение инвесторов, с помощью которых планируется завершение строительства "проблемных" домов;
2) предоставление за счет бюджетных средств отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, социальных выплат на приобретение (строительство, погашение ипотеки) жилого помещения, региональных мер поддержки по ипотечному кредитованию;
3) предоставление муниципальным образованиям Омской области субсидий на строительство и реконструкцию жилых помещений в целях формирования муниципального специализированного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда коммерческого использования (арендного жилья);
4) возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для строительства жилья, а также предоставляемых семьям, имеющим трех и более детей;
5) софинансирование строительства инженерной, социальной и дорожной инфраструктур;
6) предоставление гражданам социальных выплат на строительство (реконструкцию) индивидуального жилья;
7) формирование специализированного жилищного фонда Омской области в целях обеспечения жилыми помещениями граждан из числа детей-сирот;
8) обеспечение достаточного финансирования разработки проектов документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий;
9) проведение обучающих семинаров различного уровня для повышения профессиональной квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих, занимающихся вопросами градостроительной деятельности;
10) привлечение на государственную гражданскую и муниципальную службу перспективных молодых кадров.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.