Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Приоритеты и цели государственной политики Омской области в сфере реализации государственной программы Омской области
1. Оценка текущего состояния сферы здравоохранения
1. Развитие здравоохранения является одной из первоочередных стратегических целей социально-экономического развития Омской области до 2030 года.
По состоянию на 1 января 2023 года с учетом итогов Всероссийской переписи населения, проведенной Федеральной службой государственной статистики (далее - Росстат) по состоянию на 1 октября 2021 года, численность населения Омской области составила 1 832 064 человека, в том числе 1 349 162 человека - городское население (73,6 процента), 482 902 человека - сельское население (26,4 процента).
Отмечается преобладание женского населения над мужским, в структуре населения доля женщин составляет 53,9 процента, мужчин - 46,1 процента.
2. Омская область относится к регионам с высокой демографической нагрузкой.
Сохраняется тенденция к увеличению доли населения в старших возрастных группах. Возрастная структура населения региона характеризуется сокращением доли населения в трудоспособном возрасте. Наиболее высокими темпами сокращается население трудоспособного возраста на территории муниципальных районов Омской области. На начало 2022 года удельный вес численности населения в трудоспособном возрасте составлял 56,2 процента (с учетом методики определения возрастных групп согласно приказу Росстата от 17 июля 2019 года N 409 "Об утверждении методики определения возрастных групп населения"), в 2014 году доля когорты населения трудоспособного возраста составляла более 60 процентов.
3. За последние годы в Омской области наблюдается тенденция к увеличению ожидаемой продолжительности жизни (данный показатель увеличился с 69,74 года в 2013 году до 72,32 года в 2019 году, в 2022 году, с учетом последствий распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 (далее - COVID-19), составил 71,45 года) и снижению уровня смертности (в 2018 году уровень смертности составил 25,1 тыс. человек, в 2019 году значение показателя продолжило снижение и составило 24,5 тыс. человек).
За 2020 год, по сравнению с 2019 годом, число умерших увеличилось на 5,4 тыс. человек и составило 29,9 тыс. человек. Общий коэффициент смертности составил 15,6 (2019 год - 12,6).
В последующие годы деятельность системы здравоохранения была осложнена COVID-19. В 2020, 2021 годах тенденции к снижению смертности и увеличению ожидаемой продолжительности жизни населения сменили направленность.
4. Благодаря эффективной деятельности системы здравоохранения, включая реализацию национального проекта "Здравоохранение", наряду с ослаблением интенсивности распространения COVID-19 на территории Омской области, по итогам 2022 года, в сравнении с 2021 годом, отмечается рост ожидаемой продолжительности жизни на 2,5 года. Предварительное значение показателя за 2022 год, по данным Росстата, составило 71,45 года (2021 год - 69,02 года). Общий коэффициент смертности в 2022 году, в сравнении с 2021 годом, снизился на 22,5 процента и составил 13,8 на 1 тыс. человек населения (2021 год - 17,8).
5. Общепринятыми интегральными показателями, отражающими эффективность деятельности системы здравоохранения, являются показатели младенческой и материнской смертности. Коэффициент младенческой смертности на территории Омской области в 2022 году статистически увеличился и составил 4,3 на 1 тыс. родившихся живыми, - значение ниже среднероссийского показателя и показателя по Сибирскому федеральному округу.
При оценке многолетней динамики следует отметить снижение показателя на 37,7 процента в сравнении с 2019 годом.
Показатель материнской смертности составил 18,7 на 100 тыс. родившихся живыми. Изменение данного показателя зависит от единичных случаев материнской смертности. За период с 2019 по 2022 год значение показателя увеличилось в 3,6 раза. В 2022 году в регионе зарегистрировано 3 случая материнской смертности, в том числе 2 случая вне стационара. Непредотвратимыми причинами случаев материнской смертности стали COVID-19, кардиомиопатия, осложнение внематочной беременности.
6. В 2022 году отмечался рост общей заболеваемости, что в первую очередь связано с увеличением обращаемости населения в подразделения амбулаторно-поликлинического звена и является положительной тенденцией.
Показатель общей заболеваемости всего населения, зарегистрированной по обращаемости, в 2022 году составил 177 383,1 процента на 100 тыс. человек населения, что на 4,3 процента выше, чем в 2021 году.
В структуре заболеваний в 2022 году преобладают болезни органов дыхания (24,2 процента), на втором месте - болезни системы кровообращения (15,8 процента), на третьем месте - болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (7,9 процента).
Снижение заболеваемости отмечается по показателю общей заболеваемости в классе симптомов - на 6,9 процента, новообразований - на 2,4 процента, инфекционных и паразитарных болезней - на 2,3 процента.
7. После стабилизации эпидемической ситуации, связанной с распространением COVID-19 в Омской области, с 2022 года возобновлено проведение диспансеризации и профилактических осмотров. За 2022 год медицинский осмотр прошли 476 300 человек, в том числе профилактический осмотр - 117 594 человека, диспансеризацию - 358 706 человек.
Число лиц, проживающих в сельской местности, прошедших диспансеризацию и профилактический осмотр, составило 131 427 человек.
Проведение диспансеризации определенных групп взрослого населения и профилактического медицинского осмотра является одним из приоритетных направлений системы оказания медицинской помощи гражданам Омской области. При проведении медицинских осмотров особое внимание уделяется лицам в возрасте старше 60 лет, гражданам, страдающим хроническими заболеваниями, лицам, перенесшим COVID-19, по медицинским показаниям проводится их дополнительное обследование.
Проведение диспансеризации и профилактического осмотра организовано в 56 медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь взрослому населению Омской области.
Для проведения диспансеризации, профилактического осмотра, диспансерных осмотров и оказания медицинской помощи на дому гражданам, в том числе жителям населенных пунктов, в которых преимущественно проживают лица старше трудоспособного возраста либо которые расположены на значительном удалении от медицинской организации и (или) имеют плохую транспортную доступность, в БУЗОО, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, организована работа 66 мобильных медицинских бригад, обеспеченных транспортными средствами. Техническое оснащение мобильных бригад сформировано исходя из объемов медицинской помощи.
8. В целях обеспечения доступности первичной медико-санитарной помощи для граждан, проживающих в населенных пунктах с численностью населения от 100 до 2000 человек, запланировано введение в эксплуатацию 122 фельдшерско-акушерских пунктов (далее - ФАП) и врачебных амбулаторий (далее - ВА).
На труднодоступных и удаленных территориях актуальным является использование передвижных медицинских комплексов.
В целях повышения доступности первичной медико-санитарной помощи для жителей отдаленных, труднодоступных и малонаселенных пунктов в структуре ГУЗОО функционируют передвижные подразделения: 15 передвижных ФАП, 6 передвижных медицинских комплексов, 2 передвижные маммографические установки и 21 передвижная флюорографическая установка. Передвижными формами работы в 2022 году охвачен 248 091 человек.
9. В рамках обеспечения населения лекарственными препаратами на территории Омской области в течение 2022 года выписку рецептов на льготное получение лекарственных препаратов осуществляли 3 169 врачей и 380 фельдшеров 72 медицинских организаций, отпуск лекарственных препаратов - 68 пунктов отпуска (55 аптечных организаций и 13 ФАП).
10. В целях обеспечения доступности экстренной медицинской помощи реализуются мероприятия по развитию санитарной авиации. В 2022 году совершено 228 вылетов, эвакуировано 305 пациентов, в том числе 55 детей, из них 22 - в возрасте до года. Вылеты продолжаются.
11. Остается потребность в повышении укомплектованности ГУЗОО, в том числе расположенных в муниципальных районах Омской области, медицинскими кадрами, преимущественно первичного звена.
Обеспеченность населения врачами составляет 38,2 на 10 тыс. населения. Обеспеченность населения средним медицинским персоналом составляет 88,3 на 10 тыс. населения.
Обеспеченность населения врачами на территории города Омска выше, чем в муниципальных районах Омской области (35,3 и 15,9 соответственно).
Не укомплектованы основными работниками 113 ФАП/ВА (12,7 процента от работающих ФАП/ВА), вместе с тем в 255 ФАП медицинские работники осуществляют трудовую деятельность в порядке совместительства или совмещения.
Программа кадрового обеспечения включает в себя мероприятия, направленные на сохранение и эффективное использование кадрового потенциала, привлечение молодых специалистов, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров путем совершенствования целевой подготовки, оказания дифференцированных мер социальной поддержки медицинским работникам, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей, создания условий для непрерывного повышения профессионального уровня медицинских работников, повышения престижа медицинской профессии.
12. Ключевым моментом обеспечения доступности для граждан медицинской помощи является упрощение механизмов обращения за необходимыми медицинскими услугами, в связи с чем особое внимание на федеральном и региональном уровнях уделяется информатизации отрасли здравоохранения.
В 2022 году уровень укомплектованности автоматизированными рабочими местами врачей и среднего медицинского персонала в среднем по Омской области составил 100 процентов.
Количество автоматизированных рабочих мест медицинских работников (врачи, средний медицинский персонал), участвующих в оказании медицинской помощи, с учетом сменности работы сотрудников составило 22 766. В настоящее время в единой государственной информационной системе здравоохранения внедрено 19 электронных сервисов.
За 2022 год в единой государственной информационной системе здравоохранения зарегистрировано 2 118 614 электронных медицинских документов.
13. Вместе с тем, несмотря на реализуемые мероприятия по развитию отрасли здравоохранения, ряд проблем остаются нерешенными, в их числе:
1) недостаточная обеспеченность ГУЗОО медицинскими кадрами;
2) износ и устаревание материально-технической базы ГУЗОО;
3) необходимость реализации инфраструктурных мероприятий с учетом активных темпов роста жилой застройки Омской области;
4) недостаточный уровень финансового обеспечения программных мероприятий отрасли здравоохранения относительно высокой потребности;
5) низкий уровень мотивации жителей к ведению здорового образа жизни, ответственному отношению к своему здоровью.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики Омской области в сфере реализации государственной программы Омской области
14. Основные приоритеты и цели государственной политики в сфере развития здравоохранения установлены следующими документами федерального и областного уровня:
1) Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
2) Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 года N 254 "О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года";
3) Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
4) Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
5) Стратегия развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2018 года N 2581-р;
6) Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года N 207-р;
7) Государственная стратегия противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года N 3468-р;
8) Закон Омской области "Об охране здоровья населения Омской области";
9) постановление Правительства Омской области от 12 октября 2022 года N 543-п "О Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2030 года";
10) распоряжение Правительства Омской области от 28 июня 2023 года N 134-рп "Об утверждении Комплекса мер в сфере здравоохранения, направленного на достижение общественно значимого результата - роста ожидаемой продолжительности жизни населения Омской области, на 2023 - 2025 годы".
15. Достижение целей государственной политики в сфере здравоохранения Омской области будет обеспечиваться по следующим приоритетным направлениям:
1) повышение качества и доступности медицинской помощи, включая вакцинацию и лекарственное обеспечение, в том числе для женщин и детей;
2) обеспечение устойчивости системы здравоохранения, ее адаптации к новым вызовам и угрозам, в том числе связанным с распространением инфекционных заболеваний, создание резервов лекарственных препаратов и медицинских изделий;
3) повышение мотивации граждан к ведению здорового образа жизни, занятию физической культурой и спортом, реализация муниципальных и корпоративных программ;
4) обеспечение государственной системы здравоохранения Омской области высококвалифицированными и мотивированными кадрами, повышение престижа медицинских специальностей;
5) совершенствование единой государственной политики на территории Омской области в сфере здравоохранения за счет: развития деятельности организаций, совершенствования инфраструктуры, внедрения цифровых технологий, укрепления материально-технической базы ГУЗОО.
Реализация указанных направлений содействует достижению целевого показателя "Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет", характеризующего достижение национальной цели "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей".
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
16. Государственная программа Омской области способствует достижению стратегических приоритетов, целей и показателей государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1640:
1) ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
2) младенческая смертность;
3) доля лиц с болезнями системы кровообращения, состоящих под диспансерным наблюдением, получивших в текущем году медицинские услуги в рамках диспансерного наблюдения от всех пациентов с болезнями системы кровообращения, состоящих под диспансерным наблюдением;
4) доля лиц с онкологическими заболеваниями, прошедших обследование и/или лечение в текущем году из числа состоящих под диспансерным наблюдением.
4. Задачи государственного управления и способы их эффективного решения в сфере реализации государственной программы Омской области, в том числе задачи, определенные в соответствии с национальными целями
17. Достижение цели государственной программы Омской области предполагается посредством решения следующих задач:
1) реализация мероприятий, направленных на увеличение количества медицинских работников в государственной системе здравоохранения Омской области;
2) развитие инфраструктуры здравоохранения путем строительства новых объектов здравоохранения;
3) обеспечение доступности медицинской помощи для жителей отдаленных населенных пунктов за счет создания объектов здравоохранения в малонаселенных пунктах, организации выездных форм работы, организации санитарно-авиационной эвакуации;
4) развитие системы профилактики и мотивации к здоровому образу жизни;
5) развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи, обеспечение доступности и полноты прохождения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации для населения Омской области;
6) совершенствование системы оказания специализированной, обеспечение оказания медицинской помощи в соответствии с клиническими рекомендациями;
7) увеличение доступности и качества высокотехнологичной медицинской помощи населению Омской области;
8) развитие системы обеспечения оптимальной для восстановления здоровья медицинской реабилитации;
9) развитие службы охраны здоровья материнства и детства;
10) повышение качества и доступности медицинской помощи для лиц старше трудоспособного возраста;
11) развитие системы предупреждения, выявления и реагирования на угрозы санитарно-эпидемиологическому благополучию;
12) борьба с социально значимыми инфекционными заболеваниями;
13) оказание паллиативной медицинской помощи населению Омской области;
14) обеспечение цифровой трансформации отрасли здравоохранения в Омской области;
15) развитие системы медицинского туризма.
Способом эффективного решения указанных задач государственного управления является совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей сферу реализации государственной программы Омской области, а также механизмов поддержки организаций сферы здравоохранения (организационных и финансовых).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.