Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Приоритеты и цели государственной политики Омской области в сфере реализации государственной программы Омской области
1. Оценка текущего состояния сферы социальной поддержки населения
Одной из первоочередных стратегических целей социально-экономического развития Омской области до 2030 года является повышение качества жизни населения, в том числе путем оказания социальной поддержки гражданам.
Важнейшей характеристикой системы социальной поддержки населения в Омской области является значительное количество категорий и число граждан, которым меры социальной поддержки предоставляются в денежной форме (ежемесячные и ежегодные денежные выплаты, пособия, компенсации, материальное обеспечение, меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, бесплатный проезд на общественном транспорте и др.).
В натуральной форме предоставляется только мера социальной поддержки по проезду федеральных и региональных льготников.
С 1 января 2015 года начата реализация Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", который предполагает индивидуальный подход к установлению получателям необходимых им социальных услуг исходя из потребностей конкретного гражданина в социальных услугах.
Единовременные, ежегодные, ежемесячные выплаты и компенсации получают свыше 448 тыс. человек из числа ветеранов, инвалидов, малоимущих семей и других категорий граждан.
Самыми многочисленными категориями граждан, получающих меры социальной поддержки, являются ветераны труда (93,8 тыс. человек), инвалиды (115,6 тыс. человек - по данным федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов"), ветераны Омской области (101,8 тыс. человек), семьи, зарегистрированные в качестве многодетных (33 тыс. семей, 109 тыс. детей), семьи, имеющие детей (116,5 тыс. семей, в которых проживают 189,9 тыс. детей).
В течение последних лет в Омской области осуществляется активная цифровизация государственных услуг. Один из ключевых элементов этой работы - внедрение принципов "социального казначейства", то есть адресной помощи населению.
В настоящее время в электронном виде предоставляется 17 государственных услуг. Работа по переводу услуг в электронный вид продолжается.
Социальная поддержка граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации (граждане пожилого возраста, инвалиды, семьи с детьми, дети, оставшиеся без попечения родителей, и др.), обеспечивается также в форме социального обслуживания путем предоставления широкого спектра социальных услуг в государственных учреждениях.
Реализация механизмов "социального казначейства" позволила предоставлять меры социальной поддержки без посещения учреждений социальной защиты населения, по заявлению с Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) на основании сведений, полученных в рамках межведомственного электронного взаимодействия.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" (далее - Указ N 601), в целях повышения доступности, эффективности и качества предоставления населению Омской области государственных и муниципальных услуг с 2016 года на территории Омской области функционирует полноценная сеть Многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ).
В настоящий момент региональная сеть МФЦ включает:
- МФЦ города Омска, имеющий 8 офисов;
- МФЦ 32 муниципальных районов Омской области, включая территориально обособленные структурные подразделения МФЦ, расположенные в отдаленных поселениях 32 муниципальных районов Омской области, где не предполагалось создание МФЦ.
Для обслуживания населения отдаленных городских поселений организована деятельность "мобильного офиса" МФЦ, а также бесплатное выездное обслуживание по предварительной записи в отдельных муниципальных районах.
Прием в МФЦ документов на предоставление услуг осуществляется универсальными специалистами по принципу "одного окна". Кроме того, почти 90 процентов государственных услуг предоставляются по принципу экстерриториальности, т.е. обратиться можно в любой офис МФЦ, независимо от места жительства.
По состоянию на 1 июля 2023 года достигнуты следующие значения показателей, установленные Указом N 601:
- доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" по месту пребывания, в том числе в МФЦ - 94,42 процента;
- уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в первом полугодии 2023 года составил 99,88 процента;
- среднее время ожидания в очереди при обращении заявителя в орган государственной власти Российской Федерации не превышает 15 минут.
В настоящее время МФЦ предоставляют более 290 видов государственных и муниципальных услуг и осуществляют иные функции, предусмотренные федеральным законодательством.
За последние 5 лет в МФЦ ежегодно регистрируются от 2,3 до 2,6 млн. обращений в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
В Российской Федерации, равно как и в Омской области сохраняется тенденция к росту числа лиц пожилого возраста и доли этой категории граждан в составе населения с одновременным увеличением продолжительности их жизни и снижением смертности.
По данным среднего варианта прогноза Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат) доля граждан старше трудоспособного возраста в Российской Федерации к 2025 году составит 40,2 млн. человек, к 2030 году - 43,7 млн. человек. В Омской области на 1 января 2023 года численность лиц старше трудоспособного возраста составила 459,8 тыс. человек.
При этом среди пожилых граждан большую часть составляют инвалиды.
По данным Росстата на начало 2023 года среди инвалидов России 64 процента составляли лица старше трудоспособного возраста, в том числе женщины старше трудоспособного возраста - 41 процент.
Рост числа граждан пожилого возраста с дефицитом самообслуживания требует дальнейшего совершенствования деятельности организаций социального обслуживания, проведения эффективной кадровой политики в целях повышения заинтересованности работников в труде и поднятия престижа социального работника, привлечения негосударственного сектора к оказанию социальных услуг, индивидуальных предпринимателей, благотворителей и добровольцев.
Сеть государственных организаций социального обслуживания (64 организации) представлена всеми формами социального обслуживания. Особенностью региональной сети является преобладание многопрофильных комплексных центров социального обслуживания населения (далее - КЦСОН) (59,4 процента от общего числа государственных организаций социального обслуживания) и наличие 8 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, деятельность которых организована по межрайонному принципу. Ежегодно увеличивается число негосударственных поставщиков социальных услуг. В 2022 году их количество составило 28 (30,4 процента от общего числа поставщиков социальных услуг (в 2021 году - 28,9 процента)).
Надомная форма социального обслуживания лиц пожилого возраста считается наиболее результативной, так как у получателя услуг остаются неизменными привычные социальные связи и место жительства получателя услуг, что благотворно влияет на сохранение его социально-психологического здоровья и продление активного долголетия.
КЦСОН продолжается работа по предоставлению услуг в дневной форме в условиях учреждения. Численность получателей таких услуг выросла с 1,5 тыс. человек до 2,7 тыс. человек по сравнению с 2018 годом.
Для поддержания активного долголетия в КЦСОН проводится регулярная работа по развитию клубной деятельности. Ежегодно более 22 тыс. человек из числа получателей социальных услуг были задействованы в клубной деятельности.
На базе КЦСОН предоставляются услуги по обучению граждан пожилого возраста компьютерной грамотности. В 2022 году такое обучение прошли 1 672 человека, в том числе 1 192 человека - на дому.
В целях обеспечения доступности социальных услуг для жителей отдаленных населенных пунктов в 2022 году КЦСОН организовано 933 выезда мобильной службы, в ходе которых различные виды помощи получили почти 28,5 тыс. человек, из них 15,7 тыс. граждан пожилого возраста и инвалидов, более 8,5 тыс. семей с детьми.
Продолжается работа и по применению стационарозамещающих технологий, в том числе:
- предоставление на дому услуг сиделки (ежегодная численность получателей услуги - почти 1,5 тыс. человек);
- организация деятельности приемных семей для одиноких или одиноко проживающих граждан пожилого возраста, инвалидов и совершеннолетних недееспособных граждан (далее - приемные семьи). По состоянию на 1 января 2023 года на территории Омской области действовали 103 приемные семьи.
- предоставление ежемесячной денежной выплаты опекунам совершеннолетних недееспособных граждан.
За последние 5 лет численность получателей социальных услуг на дому остается неизменной - более 26 тыс. человек ежегодно получают услуги в КЦСОН (каждый пятый обслуживаемый получает социальные услуги бесплатно), в том числе 70 процентов являются жителями муниципальных районов Омской области.
Социальными работниками ежегодно предоставляется более 7,5 млн. социальных услуг, определенных стандартом, виды услуг и периодичность их предоставления определяются для каждого получателя в зависимости от индивидуальных потребностей. В целях расширения спектра оказываемых услуг, а также для более полного удовлетворения потребностей пожилых людей КЦСОН продолжена работа по предоставлению дополнительных социальных услуг.
В целях повышения эффективности системы социальной поддержки граждан создаются условия для развития рыночных отношений в области социального обслуживания населения в целях привлечения юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальных предпринимателей к оказанию услуг в сфере социального обслуживания населения Омской области.
Минтруд Омской области ведет планомерную работу по развитию рынка социальных услуг, в том числе его негосударственного сектора.
В 2022 году негосударственными поставщиками дополнительно организовано 272 койко-места. Коечная мощность действующих пансионатов на 1 июля 2023 года составляет 827 койко-мест. В настоящее время в Омской области действуют 17 частных пансионатов для престарелых и инвалидов.
В рамках решения задач профилактики социального неблагополучия, связанного с семейным насилием над детьми, социального сиротства, беспризорности и безнадзорности сохранится высокая потребность в развитии сети специализированных учреждений для несовершеннолетних.
Продолжается работа по поддержке социально ориентированных организаций. По состоянию на 1 июля 2023 года в Омской области зарегистрировано 2 478 некоммерческих организаций, в том числе 1 151 социально ориентированная.
За период с 2018 по 2022 год Минтрудом Омской области социально ориентированным некоммерческим организациям были предоставлены из областного бюджета более 620 субсидий на осуществление мероприятий в социальной сфере, реализацию социально значимых проектов (программ), а также направление работников и добровольцев некоммерческих организаций на обучение по основным профессиональным образовательным программам, основным программам профессионального обучения, дополнительным профессиональным программам, для участия в образовательных проектах.
В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, подписанной Российской Федерацией в 2008 году и ратифицированной в 2012 году (далее - Конвенция), в Омской области обеспечивается принятие надлежащих мер по обеспечению инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению.
Приоритетными сферами жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения для целей государственной программы определены здравоохранение, культура, транспортная и пешеходная инфраструктура, информация и связь, образование, социальная защита, занятость, спорт и физическая культура.
Программы социальной защиты в ведущих странах мира включают доступную и безбарьерную среду: все культурные организации и места отдыха оснащены специальными пандусами, автоматическими дверями, лифтами и прочим; работу специалистов с инвалидами; создание групп по общению инвалидов и совместному восстановлению; просветительскую работу о том, как нужно вести себя в общении с инвалидами, о толерантности к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Люди с ограниченными возможностями здоровья относятся к наиболее социально незащищенной категории населения. Доступная среда является ключевым условием интеграции инвалидов в общество. Способность инвалидов быть экономически независимыми, вести полноценный образ жизни, участвовать в политической, культурной и социальной жизни общества отражает уровень их прав как граждан, создает предпосылки для реализации их потенциала и, следовательно, способствует социальному и экономическому развитию общества.
Ведется работа по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах с учетом потребностей инвалидов - изменения и переоборудования жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в этом помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
На территории города Омска и Омской области было адаптировано более 240 остановочных комплексов, 124 светофора оборудовано звуковыми сигналами для слабовидящих.
Основные проблемы развития социальной сферы в Омской области:
- снижение численности населения;
- старение населения, а именно рост доли лиц пожилого возраста;
- низкая скорость адаптации льготных категорий граждан к внедрению цифровых технологий в экономике и социальной сфере;
- недоступность городской среды для передвижения людей с физическими ограничениями;
- неприспособленность для людей с ограниченными возможностями объектов социальной инфраструктуры.
Не менее важной проблемой является кадровая. Условия и специфика труда отрасли порождает проблему нехватки квалифицированных кадров. На этом фоне дает о себе знать и проблема несоответствия образовательного уровня профилю выполняемой служебной деятельности. Повышение эффективной работы и оказания услуг населению во многом зависит от уровня общей культуры социального работника, профессионализма, экономической и правовой грамотности, способности внедрять новые технологии работы с населением.
Существует еще одна проблема отрасли - старение персонала. Третья часть всего персонала отрасли имеет возраст свыше 40 лет, каждый 5-й работник отрасли имеет предпенсионный или пенсионный возраст. Особенно характерна данная тенденция для коллективов стационарных учреждений. Проблема старения персонала усугубляется тем, что приток молодых специалистов в бюджетные учреждения невелик, невозможно привлечь для работы квалифицированный персонал.
Следующий блок проблем связан с финансовым обеспечением системы социальной защиты населения. Несмотря на то, что бюджет Омской области преимущественно социально ориентирован, материально-техническое оснащение социальных служб не всегда является достаточным.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики Омской области в сфере реализации государственной программы Омской области
Приоритеты государственной политики в социальной сфере сформулированы в соответствующих документах федерального и областного уровня:
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей";
- Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года";
- Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 года N 2765-р об утверждении Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 года N 164-р об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года;
- постановление Правительства Омской области от 12 октября 2022 года N 543-п "О Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2030 года".
Достижение цели государственной политики в сфере социальной поддержки населения Омской области будет обеспечиваться по следующим приоритетным направлениям:
- развитие сектора социальных услуг в сфере социального обслуживания;
- обеспечение доступности социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов путем дальнейшего развития сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги;
- развитие сектора негосударственных организаций в сфере оказания социальных услуг путем создания механизма привлечения их на конкурсной основе к выполнению государственного заказа по оказанию социальных услуг, создания прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги населению, развития взаимодействия государства, населения, бизнеса и структур гражданского общества;
- совершенствование системы предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам;
- создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры;
- формирование комплексных реабилитационных и абилитационных услуг инвалидам, в том числе детям-инвалидам, которые должны решать вопросы медицинского и социального характера, а также учитывать то, что инвалиды представляют собой неоднородную группу лиц и потребности их различны.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Государственная программа Омской области способствует достижению стратегических приоритетов, целей и показателей государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 296, государственной программы Российской Федерации "Доступная среда", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 363, а именно:
- доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения;
- доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход которых (среднедушевой доход семьи которых) превысил величину прожиточного минимума, установленную в субъекте Российской Федерации, по окончании срока действия социального контракта, в общей численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта;
- доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход которых (среднедушевой доход семьи которых) увеличился по окончании срока действия социального контракта в сравнении со среднедушевым доходом этих граждан (семьи) до заключения социального контракта, в общей численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта;
- доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, в общей численности малоимущих граждан;
- доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Омской области;
- доля граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов, получивших социальные услуги в организациях социального обслуживания, от общего числа граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов.
4. Задачи государственного управления и способы их эффективного решения в сфере реализации государственной программы Омской области, в том числе задачи, определенные в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации
В целях развития системы социальной защиты населения Омской области на период до 2030 года требуется решение следующих задач:
1) расширение сферы применения механизмов адресности и оценки нуждаемости в социальной поддержке, основанных на оценке доходов граждан и семей относительно величины прожиточного минимума для основных социально-демографических групп населения, при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, семьям, воспитывающим детей, в том числе услуг социального обслуживания населения;
2) развитие системы профилактики социального неблагополучия, преодоления негативных явлений в области семейно-детских отношений, в том числе жестокого обращения с детьми, насилия в отношении женщин и детей;
3) повышение качества и доступности реабилитационных услуг на основе внедрения новых реабилитационных технологий;
4) модернизация реабилитационной базы учреждений социального обслуживания;
5) развитие сети государственных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, укрепление и модернизация их материально-технической базы;
6) создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами как составной части мероприятий, направленных на поддержание здоровья человека, связанного с нарушением психических и физических функций, к которым в том числе относятся: ограничение мобильности, снижение когнитивных способностей и активности, проблемы со слухом и зрением, недоедание, утрата социальных связей, депрессия и одиночество;
7) внедрение инновационных технологий социального обслуживания;
8) расширение участия негосударственного сектора в предоставлении населению услуг в сфере социального обслуживания;
9) создание условий для эффективного участия социально ориентированных некоммерческих организаций в социально-экономическом развитии Омской области;
10) формирование условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов;
11) повышение уровня беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, занятости, здравоохранения, культуры, образования, транспортной и пешеходной инфраструктуры, информации и связи, физической культуры и спорта в Омской области;
12) обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный перечень технических средств реабилитации, в целях обеспечения социальной активности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.