Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению администрации
города Бердска
от 31.10.2023 N 5076/65
"Дополнительное образование
В подведомственности МКУ "УО и МП" находятся 3 муниципальных учреждения, реализующих программы дополнительного образования: 2 бюджетных учреждения дополнительного образования - МБОУ ДО "Перспектива", ДЮШЦ "Маэстро"; 1 автономное учреждение дополнительного образования - МАОУ ДО ДООЦТ "Юность".
В подведомственности МКУ ОК находятся 2 муниципальных бюджетных учреждения - ДХШ "Весна" и ДШИ "Берегиня". На территории города Бердска находится также ГБДО НСО "БДМШ им. Г.В. Свиридова".
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы на территории города Бердска реализуют 13 муниципальных общеобразовательных учреждений, 14 муниципальных дошкольных учреждений, 2 частные общеобразовательные организации.
Программы спортивной подготовки в городе реализуют 4 муниципальных спортивных школы, подведомственных Муниципальному казенному учреждению "Отдел физической культуры и спорта": СШ "Восток", СШ "Бердск", СШ "Олимп", СШ "Авангард".
Анализ развития системы образования города Бердска (на 2021 год).
В рамках реализации задачи обеспечения доступности дошкольного образования, поставленной в Указе Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", федеральном проекте "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" национального проекта "Демография", "Стратегии социально-экономического развития города Бердска на период до 2030 года", в 2021 году сохранена 100% доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет, ликвидирована очередь для детей в возрасте от 2-х до 3-х лет. Остаётся актуальной задача охвата дошкольным образованием детей в возрастной группе от 2 месяцев до 2 лет. В общей сложности 400 мест для детей этой возрастной категории функционируют с 01.09.2021 в муниципальных дошкольных учреждениях в 2021 году:
- 190 мест для детей раннего возраста - с 01.09.2021 за счет переоборудования имеющихся групп, при соблюдении определенных условий:
1) отсутствии потребности в местах в возрастных группах 2-7 лет;
2) расположении групп для переоборудования на 1 этаже;
- 110 мест для детей раннего возраста будет введено благодаря строительству нового ясли-сада на 110 мест (открытие запланировано на конец декабря 2021 года);
- 80-100 мест кратковременного пребывания для детей раннего возраста будет создано в муниципальных дошкольных учреждениях в сентябре 2021 года.
Данное количество мест в 2021 году всё ещё недостаточно для обеспечения местами всех желающих в возрастной категории от 2-х месяцев до 2-х лет.
В рамках реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", не до конца решенным вопросом остается охват детей дополнительным образованием.
По данным АИС "Навигатор дополнительного образования детей Новосибирской области" охват детей дополнительным образованием без повторяющегося состава составляет 55,17%, с учетом повторяющегося состава - 91,4% (данные на август 2021 года).
С 2019 года в г. Бердске идёт работа по внедрению системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей - сертификатов дополнительного образования. В соответствии с Распоряжением Правительства Новосибирской области от 31.10.2018 N 404-рп "О реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" в Новосибирской области", доля детей, охваченных системой персонифицированного финансирования в городе Бердске, составила 19,62%. На основании письма министерства культуры Новосибирской области от 18.11.2020 N 3217-03-02-35/30, детские музыкальные, художественные школы и школы искусств исключены из системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей. Согласно протоколу совещания о ходе внедрения системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, направленного письмом Минобразования Новосибирской области от 07.12.2020 N 11875-03/25, по согласованию с Минобразования Новосибирской области и федеральными экспертами, каждый муниципалитет самостоятельно установил долю детей, охваченных персонифицированным финансированием. Город Бердск в связи с выходом учреждений культуры установил 9%.
В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона от 13.07.2020 г N 189-ФЗ "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" (далее - Федеральный закон N 189-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2020 N 1678 "Об утверждении общих требований к принятию решений органами государственной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления) об организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" с 2023 года организуется оказание муниципальных услуг в социальной сфере на территории города Бердска в соответствии с положениями Федерального закона N 189-ФЗ по направлению деятельности "реализация дополнительных образовательных программ (за исключением дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств)".
Обновленные нормы Федерального закона N 189-ФЗ предписывают муниципалитетам, внедряющим целевую модель развития дополнительного образования (и организациям, реализующим дополнительные общеразвивающие программы для детей через систему ПФДО), перейти на работу по социальному заказу. Там, где раньше применялись сертификаты ПФДО, началось использование социальных сертификатов в рамках социального заказа. Сертификат ПФДО приравнивается к социальному сертификату. Учреждения, реализующие дополнительные общеразвивающие программы для детей, начали работу по ранее выданным сертификатам ПФДО и переходят на социальные сертификаты. Для такого перехода установлен срок до 1 сентября 2023 года. При этом с 1 марта 2023 года выдаются только социальные сертификаты.
В рамках реализации плана мероприятий по созданию новых мест дополнительного образования создано 1182 новых места.
В муниципалитете продолжается активное развитие системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, как важнейшая задача, поставленная проектом "Успех каждого ребенка". Постановлением администрации г. Бердска от 15.01.2020 N 56 создан МРЦ "Антарес", включающий 7 площадок на базах 7 образовательных организаций общего и дополнительного образования, перед которым поставлена задачи активного взаимодействия с учреждениями культуры и спорта, увеличения охвата детей дополнительным образованием, в том числе направленным на самоопределение и профессиональную ориентации обучающихся.
Проекты "Современная школа", "Успех каждого ребенка", "Цифровая образовательная среда" поставили задачу совершенствования инфраструктуры и механизмов выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи. На базе МАОУ "Лицей N 6" с 01.09.2021 открыт стационарный детский технопарк "Кванториум". В 2022 году запланировано открытие Центра цифрового образования детей "IT-куб" на базе МАОУ "Лицей N 7". В июне 2021 года в рамках реализации проекта "Цифровая образовательная среда" с целью модернизации материально-технической базы образовательных организаций начались поставки современного оборудования (ноутбуки, интерактивные панели, МФУ и др.). С целью увеличения охвата детей с возможностью обучения с использованием новой инфраструктуры, необходимо создать условия для сетевого взаимодействия образовательных организаций.
Обучающиеся принимают активное участие в муниципальных, региональных и федеральных конкурсах и олимпиадах. Несмотря на то, что охват детей конкурсным и олимпиадным движением составляет более 11 тыс. обучающихся (с учетом повторяющегося состава), ставится задача увеличения охвата детей конкурсным и олимпиадным движением на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, которое является одним из системных механизмов выявления и развития талантливых детей.
Обучение детей со статусом ОВЗ осуществляется по адаптированным образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования с учетом индивидуальных психофизических, психологических особенностей развития в соответствии с рекомендациями Центральной психолого-медико-педагогической комиссии г. Новосибирска и/или Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии г. Бердска (ТПМПК). Одной из особенностей инклюзивного образования в Бердске является успешное функционирование ресурсного класса для детей с РАС на базе МАОУ СОШ N 4. Учитывая результативный опыт, принято решение об открытии с 01.09.2021 ресурсного класса для детей с РАС на базе МБОУ СОШ N 3 "Пеликан". Следует отметить, что не все учреждения в полном объеме выполняют рекомендации ТПМПК по работе с детьми с ОВЗ - остается актуальной задача развития инклюзивного образования. Актуальной остается задача охвата детей с ОВЗ дополнительным образованием.
Питание организовано во всех муниципальных общеобразовательных учреждениях, приняты все необходимые меры для обеспечения обучающихся здоровым питанием, составными частями которого являются гарантированная безопасность продуктов и блюд, физиологически обоснованный режим питания. В 2021 году среднегодовой охват горячим питанием обучающихся составил 95%. В случае поступления обращений от граждан о не соответствующим требованиям СанПИН питании, проводятся выездные проверки с целью контроля деятельности образовательных организаций в части обеспечения горячим питанием.
По сравнению с 2020 годом, в 2021 году численность обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях увеличилась на 446 человек. За счет увеличения численности обучающихся увеличивается наполняемость классов и количество учеников, приходящихся на одного учителя. Использованы все возможности оптимизации учебных кабинетов и перевода школьных площадей, ранее не задействованных непосредственно для организации учебных занятий. Удержание существующего распределения обучающихся по сменам обучения и перевод образовательного процесса в односменный режим без ввода новых школ не представляется возможным. Количество обучающихся во вторую смену выросло в связи с увеличением миграционного прироста: на 2021 год планировалось 3700 человек, по факту - 4175 человек - 30% от общего числа обучающих). Учитывая тенденцию ежегодного увеличения количества обучающихся, ставится задача сохранения количества обучающихся во вторую смену на уровне 4150 человек.
Воспитание и развитие личности - один из приоритетов образовательной политики в муниципалитете. Основная работа в этой сфере проводилась в рамках Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, программы развития воспитания Новосибирской области на 2019 - 2025 годы "Воспитание гражданина России - патриота Новосибирской области". С 01.09.2021 началась реализация муниципальными образовательными учреждениями воспитательных программ.
Главные направления в работе - это развитие деятельности детских общественных объединений на базе муниципальных общеобразовательных учреждений; апробация и внедрение новых программ воспитания обучающихся, совершенствование работы психологической службы в системе образования (в том числе внедрение медиации), профессиональное самоопределение, включение детей в различные виды деятельности, в том числе на основе использования потенциала системы внеурочной деятельности.
Организация детского оздоровления - это часть государственной политики в отношении детства и одно из ключевых стратегических направлений в развитии города. Ежегодно в каникулярное время для детей города Бердска в возрасте от 7 до 17 лет включительно организуется отдых и оздоровление в загородных лагерях, палаточных лагерях, лагерях с дневным пребыванием. В 2021 году на территории города Бердска функционировали 10 загородных лагерей (из них 3 муниципальные) и 25 лагерей с дневным пребыванием, организованных на базе образовательных организаций. В течение каникулярного времени дети заняты отдыхом и оздоровлением в загородных организациях отдыха и оздоровления (1667 детей) и в лагерях с дневным пребыванием на базах образовательных организаций (1796 детей). Малыми формами отдыха, такими как походы, слеты, экскурсии, досуговая деятельность (клубная работа, мастер-классы, дворовые площадки), спортивные мероприятия было охвачено 11937 человек. Трудоустроены через ГКУ НСО "Центр занятости населения города Бердска" и МБУ "Отдел по делам молодежи" 267 подростков.
Отдых и оздоровление в загородных лагерях, лагеря с дневным пребыванием является доступной, востребованной и наиболее эффективной формой занятости детей, решает проблемы работающих родителей по летнему времяпровождению, поэтому необходимо максимально развивать данную сферу и развивать инфраструктуру организаций отдыха и оздоровления детей для повышения качества предоставляемых услуг и увеличения количества несовершеннолетних, охваченных организованным отдыхом.
Проблемным вопросом остается кадровый. В ряде образовательных организаций наблюдается нехватка учителей русского языка и литературы, английского языка, начальной школы несмотря на то, что ежегодно в педагогические коллективы приходят молодые педагоги и работает система наставничества с целью закрепления их в профессии. В 2021 году выдано 3 целевых направления на обучение в ФГБОУ ВО "НГПУ".
В 2021 году в муниципальных образовательных учреждениях работает 1612 педагогов, в том числе:
1) 709 учителей муниципальных общеобразовательных учреждений,
2) 538 воспитателей муниципальных дошкольных учреждений;
3) 57 педагогов дополнительного образования;
4) 308 человек - прочий педагогический персонал.
На протяжении последних 3-х лет средний возраст педагогов составляет 44,1 год. Увеличивается среднестатистический стаж работников образования.
до 5 лет |
5 - 10 лет |
10 - 20 лет |
свыше 20 лет |
12,3% |
7,7% |
23,8% |
56,2% |
На 3% увеличилась доля учителей с высшей квалификационной категорией, сохраняется на высоком уровне доля учителей, преподающих предметы по специальности в соответствии с дипломом (в том числе о переподготовке). Сохранилась доля учителей с высшим образованием в общей численности учителей. Средняя заработная плата педагогов выросла на 109,3%.
Учитывая практику реализации образовательных программ в 2020 и 2021 годах в условиях распространения коронавирусной инфекции, требования Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, вступившего в силу с 01.09.2021 о возможности реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, актуальной остается проблема развития профессиональных компетенций и повышение уровня профессиональной подготовки педагогических работников и руководителей дошкольного, общего и дополнительного образования.
В 2019-2020 и 2020-2021 учебных годах констатируется снижение образовательных результатов по итогам федеральных оценочных процедур, вследствие чего ставится задача создания муниципальной системы оценки качества образования, управления качеством образования на основе систематического анализа оценочных процедур, принятии мер по ликвидации проблемных зон.
Анализ системы образования города Бердска показывает, что инфраструктура для реализации себя в полной мере требует модернизации, развития условий для обеспечения соответствия качества образования в муниципальных образовательных учреждениях города Бердска ФГОС, требованиям национального проекта "Образование", нормативных актов федерального, регионального и муниципального уровней, запросам населения и перспективным задачам "Стратегии социально-экономического развития города Бердска на период до 2030 года".
<< Приложение N 1 |
Приложение >> N 3 |
|
Содержание Постановление Администрации города Бердска Новосибирской области от 31 октября 2023 г. N 5076/65 "О внесении изменений в постановление... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.