Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Свердловской области
от 30 октября 2023 г. N 805-ПП
Раздел 1. Стратегические приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации основных направлений внутренней политики Свердловской области и развития гражданского общества
Свердловская область - один из крупнейших и динамично развивающихся субъектов Российской Федерации, занимающих ключевое место в социально-экономической, политической и культурной жизни страны.
На территории Свердловской области образовано 94 муниципальных образования, в том числе 68 городских округов, 5 муниципальных районов, 5 городских и 16 сельских поселений.
По данным Федеральной службы государственной статистики, численность населения Свердловской области по состоянию на 1 января 2023 года составляла 4 239 161 человек, при этом плотность населения Свердловской области почти втрое выше среднего значения по Российской Федерации.
Административный центр Свердловской области - город Екатеринбург. Численность населения города Екатеринбурга составляет 1 583 307 человек, это является четвертым показателем по численности населения среди российских городов-миллионеров, включая Москву и Санкт-Петербург.
Свердловская область является одним из лидеров развития гражданского общества в нашей стране.
Развитие гражданского общества объявлено в Свердловской области одним из пяти приоритетных направлений развития Свердловской области.
Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2011 года N 120 "О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека" определены основные подходы к развитию гражданского общества в Российской Федерации, в том числе:
1) создание благоприятных условий для развития институтов гражданского общества и расширения участия граждан в модернизации страны, в том числе путем передачи отдельных функций государственных органов институтам гражданского общества;
2) становление институтов гражданского общества, расширение взаимодействия между общественными и государственными институтами, а также разработка технологий учета общественных инициатив при формировании государственной политики в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
3) разработка механизмов общественного контроля в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Современная теория государства и права дает множество определений понятию "гражданское общество".
Для целей государственной программы Свердловской области "Реализация основных направлений внутренней политики Свердловской области и развитие гражданского общества" (далее - государственная программа) под гражданским обществом понимается свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.
В законодательстве Российской Федерации все чаще используются термины "гражданское общество" и "институты гражданского общества".
Институтами гражданского общества являются организованные объединения граждан, действия которых направлены на реализацию социально значимых задач, решение собственных и общих для данных объединений проблем.
Институты гражданского общества являются основным способом организационно-правового участия граждан в социально-политической жизни общества.
Для формирования и повышения гражданского правосознания, в том числе при решении вопросов социально-экономического и политического развития территорий, необходимо внедрение механизмов эффективной "обратной связи" с населением муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (далее - муниципальные образования), и привлечение граждан к участию в осуществлении местного самоуправления.
Основные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления закреплены в Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ). Дополнительными формами "обратной связи" и привлечения населения муниципальных образований к осуществлению местного самоуправления могут быть:
1) совещательные (консультативные) органы с участием представителей общественных организаций, объединений, созданных для осуществления местного самоуправления, политических партий, иных некоммерческих организаций, граждан;
2) изучение общественного мнения в формате регулярных социологических исследований;
3) выработка и реализация механизмов учета мнения населения при решении вопросов местного значения, предусматривающих в том числе применение информационных технологий и механизмов электронной демократии.
Одной из задач внутренней политики Российской Федерации, направленной на развитие потенциала всех ветвей и уровней власти, является преодоление разрыва между государственным и муниципальным уровнями власти. Для решения указанной задачи необходимо, чтобы органы местного самоуправления и органы государственной власти входили в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляли взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.
Одной из форм "обратной связи" гражданского общества и власти, критерием оценки уровня доверия граждан органам власти являются голосование и выборы всех уровней.
В рамках обеспечения гарантий избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации Департамент внутренней политики Свердловской области (далее - Департамент) участвует в организации взаимодействия исполнительных органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований, избирательных комиссий, сформированных на территории Свердловской области, по вопросам соблюдения законности и прав граждан Российской Федерации при проведении избирательных кампаний и голосования на территории Свердловской области.
Свердловская область является самым большим по численности избирателей субъектом Российской Федерации в составе Уральского федерального округа. Поданным Избирательной комиссии Свердловской области, численность избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории Свердловской области, по состоянию на 1 июля 2023 года составила 3 299 699 человек.
По данным Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области, по состоянию на 1 сентября 2023 года в Свердловской области зарегистрировано 24 региональных отделения политических партий.
Наиболее массовыми являются отделения четырех политических партий - Всероссийская политическая партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ", Политическая партия "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", Политическая партия ЛДПР - Либерально-демократическая партия России и Социалистическая политическая партия "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ", местные отделения которых действуют в большинстве муниципальных образований.
Для повышения эффективности взаимодействия с региональными отделениями партий, экспертным и научным сообществом в Свердловской области в соответствии с распоряжением Губернатора Свердловской области от 20.03.2014 N 77-РГ "Об Общественном политическом совете при Губернаторе Свердловской области" образован Общественный политический совет при Губернаторе Свердловской области.
В Свердловской области в 2020 году начался новый электоральный цикл, который включает в себя выборы федерального, регионального и местного уровней.
В период с 2020 по 2023 годы состоялись очередные выборы депутатов в представительные органы в 92 муниципальных образованиях.
В 2024 году состоятся очередные выборы депутатов в представительные органы в 2 муниципальных образованиях.
В единый день голосования 19 сентября 2021 года состоялись выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, по итогам которых в состав Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Свердловской области избраны 13 депутатов по семи одномандатным округам и единому избирательному округу, а также выборы депутатов Законодательного Собрания Свердловской области. В едином дне голосования 19 сентября 2021 года приняли участие 1 611 908 избирателей.
Также в единый день голосования 19 сентября 2021 года состоялись выборы депутатов Законодательного Собрания Свердловской области. По результатам голосования избраны 50 депутатов.
11 сентября 2022 года в Свердловской области состоялись выборы Губернатора Свердловской области. По итогам выборов Губернатором Свердловской области избран Е.В. Куйвашев. Действующего Губернатора Свердловской области Е.В. Куйвашева поддержали 618 617 человек (65,78% от числа проголосовавших).
В 2024 году состоятся выборы Президента Российской Федерации. 18 марта 2018 года в выборах Президента Российской Федерации приняли участие 2 085 667 человек (62,35% от общего числа зарегистрированных избирателей).
В 2020 году в общероссийском голосовании по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации приняли участие 1 715 988 человек (51,55% от общего числа избирателей). Изменения в Конституцию Российской Федерации поддержали 1 132 182 человека (65,99% от числа проголосовавших).
В рамках местных избирательных кампаний политические партии ведут активную и конкурентную борьбу - в среднем на один депутатский мандат претендуют не менее пяти кандидатов.
В представительные органы 94 муниципальных образований избирается 1515 депутатов (1216 депутатов - в городских округах, 81 - в муниципальных районах, 60 - в городских поселениях, 158 - в сельских поселениях).
В состав представительных органов местного самоуправления муниципальных образований избраны депутаты от Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ", Политической партии ЛДПР - Либерально-демократическая партия России, Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ", Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" и в порядке самовыдвижения.
В целях взаимодействия с представительными органами местного самоуправления муниципальных образований необходимо совершенствовать деятельность образованных при территориальных межотраслевых исполнительных органах государственной власти Свердловской области координационных советов представительных органов местного самоуправления муниципальных образований.
Активность политических партий и их конкуренция в борьбе за предпочтения избирателей с окончанием текущего электорального цикла и приближением очередного электорального цикла 2025 - 2029 годов будут возрастать.
Государственной программой предусмотрено решение задачи по организации мониторинга общественно-политических процессов на территории Свердловской области, выявлению тенденций, способных оказать влияние на общественно-политическую устойчивость на территории Свердловской области.
Основными рисками реализации указанной задачи являются:
1) продолжительный период времени реагирования исполнительных органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований на выявленные тенденции, способные оказать влияние на общественно-политическую устойчивость на территории Свердловской области;
2) изменение нормативных правовых актов в сфере регулирования деятельности политических партий, избирательного законодательства;
3) наличие факторов, имеющих глобальный или трансграничный характер, способных оказать влияние на общественно-политическую ситуацию на территории Свердловской области.
Основной задачей органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований при проведении избирательных кампаний является обеспечение и защита избирательных прав граждан Российской Федерации.
Эффективной формой гражданского контроля как за деятельностью исполнительных органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований при осуществлении ими полномочий по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, так и за выборами является общественное наблюдение.
На выборах Президента Российской Федерации 18 марта 2018 года в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ) наряду с наблюдателями, направленными кандидатами и выдвинувшими их политическими партиями, общественное наблюдение осуществляли наблюдатели, направленные субъектами общественного контроля, Общественная палата Российской Федерации и Общественная палата Свердловской области.
Общественное наблюдение за выборами Президента Российской Федерации на территории Свердловской области от Общественной палаты Российской Федерации и Общественной палаты Свердловской области осуществляли 5082 наблюдателя, кандидатуры которых были предложены 43 общественными объединениями Свердловской области, заключившими соглашения с Общественной палатой Свердловской области об общественном контроле на выборах Президента Российской Федерации.
Государственной программой предусмотрено решение задачи по поддержке мероприятий субъектов общественного контроля, направленных на формирование и повышение гражданского правосознания жителей Свердловской области.
Решение указанной задачи направлено на достижение целевого показателя "Доля избирательных участков на территории Свердловской области, на которые направлены наблюдатели, назначенные субъектами общественного контроля на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Губернатора Свердловской области и депутатов Законодательного Собрания Свердловской области".
Основными рисками реализации указанной задачи являются:
1) изменения нормативных правовых актов в сфере регулирования деятельности политических партий, избирательного законодательства, общественного контроля;
2) недостаточная профессиональная подготовка специалистов исполнительных органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований в вопросах взаимодействия с субъектами общественного контроля.
Основные формы и методы организации общественного контроля в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" определены в федеральных законах от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ и от 23 июня 2016 года N 183-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации".
В целях реализации законодательства Российской Федерации в сфере общественного контроля принят Закон Свердловской области от 19 декабря 2016 года N 151-ОЗ "Об общественном контроле в Свердловской области", в соответствии с которым регулируются отношения по организации и осуществлению на территории Свердловской области общественного контроля за деятельностью органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований, государственных организаций Свердловской области, муниципальных организаций, иных органов и организаций Свердловской области, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.
По состоянию на 1 июля 2023 года на территории Свердловской области действуют 113 субъектов общественного контроля, в том числе:
1) Общественная палата Свердловской области;
2) 71 общественная палата (совет) муниципальных образований;
3) 35 общественных советов при исполнительных органах государственной власти Свердловской области;
4) 5 общественных советов при администрациях управленческих округов Свердловской области;
5) общественный совет при Законодательном Собрании Свердловской области.
В соответствии с Законом Свердловской области от 22 марта 2018 года N 32-ОЗ "Об Общественной палате Свердловской области" Общественная палата
Свердловской области обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации, проживающих на территории Свердловской области (далее - граждане), и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - НКО), созданных для представления и защиты прав и законных интересов профессиональных и социальных групп, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Свердловской области и органами местного самоуправления муниципальных образований в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты прав и свобод граждан, прав и законных интересов НКО при формировании и реализации государственной политики в целях осуществления общественного контроля за деятельностью территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований, государственных и муниципальных организаций, иных организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные публичные полномочия на территории Свердловской области.
Состав Общественной палаты Свердловской области пятого созыва был сформирован в 2021 году. В 2024 и 2027 годах пройдет формирование шестого и седьмого созывов Общественной палаты Свердловской области соответственно.
Благодаря системной работе по оказанию методической помощи органам местного самоуправления муниципальных образований число муниципальных образований, в которых сформированы субъекты общественного контроля, увеличивается.
Активное участие в формировании субъектов общественного контроля, действующих в Свердловской области, принимают НКО.
По данным Министерства юстиции Российской Федерации, на территории Свердловской области по состоянию на 1 октября 2023 года действовали 3999 некоммерческих организаций.
НКО принадлежит важная роль в вовлечении населения Свердловской области в реализацию социально значимых проектов, способствующих социально-экономическому развитию территорий Свердловской области, развитию гражданского самосознания.
Информация о деятельности НКО, в том числе реализуемых ими проектах, проводимых НКО мероприятиях с целью привлечения к участию в мероприятиях граждан, общественных организаций, средств массовой информации, размещается в разделе "СОЗИДАНИЕ.СВЕ.РФ" на информационном портале Свердловской области СВЕ.РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет), созданном для информирования населения Свердловской области о деятельности НКО и их популяризации.
Одним из показателей уровня развития гражданской ответственности и гражданского правосознания при решении вопросов социально-экономического и политического развития территорий является участие граждан в общественно значимых мероприятиях.
К общественно значимым мероприятиям относятся праздничные и памятные даты Российской Федерации, праздничные и памятные даты Свердловской области, праздничные и памятные даты, утвержденные указами Президента Российской Федерации, выборы и голосования на всех уровнях.
Наиболее общественно значимыми массовыми мероприятиями в Свердловской области являются:
1) мероприятия, посвященные Празднику Весны и Труда, организуемые Свердловским областным союзом организаций профсоюзов "Федерация профсоюзов Свердловской области";
2) гражданско-патриотическая акция "Бессмертный полк", проводимая 9 мая в День Победы;
3) мероприятия, посвященные Дню России.
В 2025 году будет отмечаться 15-летие Общественной палаты Свердловской области.
В 2024 году будут отмечаться 90-летие Свердловской области, 30-летие Устава Свердловской области, 30-летие законодательной власти Свердловской области, 80-летие снятия блокады Ленинграда, 45-летие ввода и 35-летие вывода Ограниченного контингента советских войск из Афганистана.
Социально-экономическая и общественно-политическая ситуация в Российской Федерации оказывает существенное влияние на тематику и формы гражданской активности населения Свердловской области, многообразие мнений, высказываемых в ходе проведения массовых мероприятий.
В период с 2020 по 2023 год на территории отдельных муниципальных образований состоялись публичные мероприятия, целью которых являлось выражение несогласия по отдельным вопросам социально-экономического и общественно-политического развития, участники отдельных мероприятий обращали внимание на несовершенство процедур учета мнения населения при принятии отдельных решений органами местного самоуправления муниципальных образований.
Необходимо отметить, что еще в ноябре 2019 года члены комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по расследованию иностранного вмешательства во внутренние дела Российской Федерации обнаружили попытки иностранных средств массовой информации, неправительственных и некоммерческих организаций влиять на внутреннюю политику в 19 субъектах Российской Федерации. Цель подобного вмешательства - дестабилизация российского общества, организация массовых публичных протестных акций в Российской Федерации на фоне недовольства граждан действиями органов власти. Комиссией Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по расследованию иностранного вмешательства во внутренние дела Российской Федерации установлен факт финансирования из-за рубежа "виртуальных лагерей" для подготовки организаторов протестных акций.
Государственная программа предусматривает решение задачи по организации участия НКО в общественно значимых мероприятиях.
Решение указанной задачи направлено на достижение целевого показателя "Количество социально ориентированных некоммерческих организаций, получивших государственную поддержку в том числе на организацию и проведение мероприятий, посвященных государственным праздникам и памятным датам Российской Федерации и Свердловской области". Основными рисками реализации указанной задачи являются:
1) недостаточная компетентность НКО в административных, организационно-технических и финансово-юридических вопросах;
2) нехватка доходной части местных бюджетов для финансирования расходов на реализацию муниципальных программ поддержки деятельности НКО;
3) недостаточное развитие инфраструктуры поддержки НКО в Свердловской области;
4) снижение доверия населения Свердловской области к деятельности НКО и низкая вовлеченность населения Свердловской области в общественно значимые мероприятия, проводимые НКО.
Свердловская область занимает одно из ведущих мест в Российской Федерации по этническому многообразию. По результатам Всероссийской переписи населения 2020 года русские занимают значительное большинство в составе населения Свердловской области и составляют 84,39% от общей численности населения Свердловской области.
Заметными этническими группами региона, показатели которых в составе населения Свердловской области превышают 0,20%, являются татары, таджики, башкиры, марийцы, украинцы, киргизы, азербайджанцы, узбеки, армяне.
Всего в Свердловской области проживают представители около 120 национальностей.
В Свердловской области действует более 100 национально-культурных общественных объединений, в том числе национально-культурных автономий.
В целях сохранения этнокультурной самобытности народов Российской Федерации, проживающих на территории Свердловской области, обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в Свердловской области ведется работа по реализации основных положений Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года".
В соответствии с Указом Губернатора Свердловской области от 23.09.2002 N 618-УГ "О мерах по реализации национальной политики Свердловской области" создан Консультативный совет по делам национальностей Свердловской области, который возглавляет Губернатор Свердловской области.
В соответствии с Указом Губернатора Свердловской области от 23.09.2008 N 1022-УГ "О праздниках Свердловской области" установлен День народов Среднего Урала, который ежегодно проводится в первое воскресенье сентября.
Принято постановление Правительства Свердловской области от 29.12.2017 N 1038-ПП "Об утверждении комплексной программы Свердловской области "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России, проживающих в Свердловской области" до 2024 года".
Свердловская область остается наиболее привлекательным регионом для трудовых мигрантов. В связи с этим ключевой задачей в рамках реализации государственной национальной политики является социальная и культурная адаптация иностранных граждан, их интеграция в российское общество, социализация представителей различных народностей и этносов.
Программы и (или) комплексные планы в сфере гармонизации этноконфессиональных отношений и профилактики экстремизма приняты в 78 муниципальных образованиях.
Муниципальные образования принимают участие во Всероссийском конкурсе "Лучшая муниципальная практика" в номинации "Укрепление межнационального согласия, реализация иных мероприятий в сфере национальной политики на муниципальном уровне", проводимом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 18.08.2016 N 815 "О Всероссийском конкурсе "Лучшая муниципальная практика".
Для оказания информационной поддержки национально-культурным общественным объединениям, действующим в сфере гармонизации межнациональных отношений, на информационном портале Свердловской области СВЕ.РФ в сети Интернет создан специальный раздел НАРОДЫУРАЛА.СВЕ.РФ, целью которого является предоставление национально-культурным общественным объединениям возможности размещения информации о своей деятельности.
Свердловская область - один из самых поликонфессиональных регионов Российской Федерации.
По состоянию на 1 июля 2023 года в Свердловской области действовали 800 религиозных организаций, представляющих 19 конфессий, самой многочисленной из которых является Русская Православная Церковь.
Епархии Екатеринбургской митрополии (Екатеринбургская, Нижнетагильская, Каменская, Серовская, Алапаевская) занимаются миссионерской деятельностью, возрождением православных культурных и нравственных традиций, спортивно-патриотическим воспитанием, профилактикой зависимостей, осуществляют паломническо-экскурсионную деятельность.
Централизованные религиозные мусульманские организации, действующие на территории Свердловской области, активно содействуют гражданскому и межнациональному согласию, национально-культурному развитию народов, традиционно исповедующих ислам.
Также в регионе присутствуют религиозные организации протестантов, старообрядцев, иудеев, католиков, буддистов, армянской апостольской церкви, некоторых новых религиозных движений.
В Свердловской области необходимо продолжить практику вовлечения общественных объединений, действующих в сфере национально-культурного и конфессионального развития, религиозных объединений и иных некоммерческих организаций, в реализацию мероприятий, направленных на распространение идей патриотизма, дружбы народов, духовного единства и межнационального согласия.
В выступлении Президента Российской Федерации В.В. Путина на заседании Совета по межнациональным отношениям 19 мая 2023 года было подчеркнуто, что задачи государственной национальной политики решаются именно на местах и успех в их решении во многом зависит от прямого диалога общества и государства, постоянного взаимодействия представителей межнациональных и национально-культурных объединений страны и органов власти всех уровней.
Важнейшим вектором дальнейшего совершенствования реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Свердловской области является укрепление гражданского единства, общероссийской гражданской идентичности и российской самобытности, межнационального и межрелигиозного согласия на основе объединяющей роли традиционных ценностей, что указано в Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей".
Реализация государственной национальной политики Российской Федерации неразрывно связана с противодействием экстремизму.
Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" среди основных принципов противодействия экстремистской деятельности устанавливает приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, а также профилактических мер.
В Свердловской области накоплен положительный опыт организации системы профилактики экстремизма, в первую очередь в молодежной среде.
В эту систему включены органы государственной власти Свердловской области, органы местного самоуправления муниципальных образований, институты гражданского общества.
В соответствии с Указом Губернатора Свердловской области от 14.11.2008 N 1184-УГ "О межведомственной комиссии по профилактике экстремизма в Свердловской области" создана межведомственная комиссия по профилактике экстремизма в Свердловской области - координационный орган по обеспечению согласованных действий, направленных на профилактику экстремистской деятельности.
К числу приоритетных задач государственной политики в сфере противодействия экстремизму, указанных в Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2020 года N 344 "Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года", относятся консолидация усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и организаций в целях противодействия проявлениям экстремизма, а также принятия на региональном уровне соответствующих государственных программ.
Важными направлениями государственной политики в сфере противодействия экстремизму являются поддержка общественных и религиозных объединений, деятельность которых направлена на противодействие экстремистским проявлениям.
В течение 2020 - 2023 годов в муниципальных образованиях прошла серия обучающих семинаров, посвященных формам и методам работы по профилактике экстремистских проявлений, в которых приняли участие около 15 тысяч активистов общественных и религиозных объединений, сотрудников исполнительных органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, педагогов образовательных организаций.
Дальнейшая реализация мероприятий, направленных на совершенствование деятельности по организации и осуществлению мероприятий по предупреждению экстремизма на территории Свердловской области, должна предусматривать меры государственной поддержки НКО, не являющихся государственными и муниципальными учреждениями, на реализацию проектов по профилактике проявлений экстремизма и этноконфессиональных конфликтов.
Особое внимание должно быть уделено вопросам противодействия деструктивной идеологии, выражающейся среди прочего в формировании общества, пренебрегающего духовно-нравственными ценностями, искажении исторической правды, разрушении исторической памяти, отрицании российской самобытности, ослаблении общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа России, создании условий для межнациональных и межрелигиозных конфликтов.
Государственной программой предусмотрено повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти Свердловской области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований, НКО, иными общественными организациями, религиозными организациями в сферах профилактики экстремистских проявлений, реализации в Свердловской области основных направлений государственной национальной политики Российской Федерации, в том числе в сфере адаптации и интеграции мигрантов.
Решение указанной задачи направлено на достижение следующих целевых показателей:
1) количество муниципальных образований, принимающих участие во Всероссийском конкурсе "Лучшая муниципальная практика";
2) доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений, в общей численности граждан Российской Федерации, проживающих на территории Свердловской области;
3) доля граждан, отмечающих отсутствие в отношении себя дискриминации по признаку национальной, языковой или религиозной принадлежности, в общей численности опрошенных граждан, проживающих на территории Свердловской области;
4) количество участников мероприятий, направленных на укрепление общероссийского гражданского единства.
Основными рисками реализации указанной задачи являются:
1) снижение общественной значимости традиционных духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, проживающих на территории Свердловской области;
2) распространенность негативных стереотипов в отношении некоторых народов, с одной стороны, и рост националистических настроений в среде различных этнических сообществ, с другой стороны;
3) низкая социальная адаптация трудовых мигрантов к условиям принимающего сообщества;
4) недостаточная подготовленность представителей исполнительных органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований в вопросах прогнозирования и предупреждения межэтнических, межконфессиональных противоречий и конфликтов;
5) наличие факторов, имеющих глобальный или трансграничный характер, таких как проблемы беженцев и вынужденных переселенцев, незаконная миграция, экспансия международного терроризма и религиозного экстремизма.
Закон Российской Федерации от 26 апреля 1991 года N 1107-1 "О реабилитации репрессированных народов" устанавливает равенство прав на реабилитацию незаконно репрессированных народов и репрессированной исторически сложившейся культурно-этнической общности казачества.
В соответствии с Указом Губернатора Свердловской области от 30.10.2020 N 597-УГ "О Координационном совете при Губернаторе Свердловской области по делам казачества" создан совещательный орган, обеспечивающий взаимодействие органов государственной власти Свердловской области и казачьих обществ по вопросам разработки и реализации государственной программы Свердловской области в сфере государственной поддержки российского казачества на территории Свердловской области.
В целях поддержки российского казачества на территории Свердловской области принято распоряжение Губернатора Свердловской области от 21.05.2021 N 81-РГ "Об утверждении Плана мероприятий по реализации на территории Свердловской области в 2021 - 2023 годах Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021 - 2030 годы".
По состоянию на 01.10.2023 на территории Свердловской области действует 61 казачье общество, зарегистрированное в ведомственном реестре Министерства юстиции Российской Федерации (далее - казачьи общества), и иные объединения казаков, взаимодействие которых с Всероссийским казачьим обществом по различным направлениям реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021 - 2030 годы обеспечивает Оренбургское войсковое казачье общество.
В 2024 году будет отмечаться 450-летие Оренбургского казачьего войска.
Государственной программой предусмотрено решение задачи по оказанию поддержки казачьим обществам, действующим на территории Свердловской области.
Решение указанной задачи направлено на достижение целевого показателя "Количество казачьих обществ, действующих на территории Свердловской области, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации в течение года".
Основным риском реализации указанной задачи является снижение доверия жителей Свердловской области к деятельности казачьих обществ.
Реализация государственной программы направлена на повышение эффективности деятельности органов государственной власти Свердловской области по осуществлению мониторинга общественно-политических процессов на территории Свердловской области и выявлению тенденций, способных оказать влияние на общественно-политическую устойчивость на территории Свердловской области, содействие населению в непосредственном осуществлении местного самоуправления и участии в осуществлении местного самоуправления в иных формах в соответствии с положениями, предусмотренными Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, совершенствование сферы организации и осуществления общественного контроля, осуществление государственной политики в области поддержки НКО в Свердловской области и развития инфраструктуры поддержки НКО, совершенствование оказания государственной поддержки казачьим обществам, осуществляющим деятельность на территории Свердловской области, повышение эффективности реализации основных направлений государственной национальной политики Российской Федерации на территории Свердловской области, совершенствование сферы организации и осуществления на территории Свердловской области мероприятий по предупреждению экстремизма.
Государственная программа направлена на реализацию Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы, утвержденной Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы", в части, касающейся увеличения доли граждан старше трудоспособного возраста, участвующих в деятельности объединений, групп, клубов по интересам различной направленности, удельного веса населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, доли молодых граждан в возрасте от 14 до 35 лет, регулярно участвующих в деятельности общественных объединений, различных формах общественного самоуправления.
При реализации государственной программы основными рисками являются:
1) снижение уровня доверия со стороны населения Свердловской области к институтам гражданского общества;
2) увеличение интенсивности обращений граждан в адрес исполнительных органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований по различным вопросам;
3) уровень квалификации государственных гражданских служащих Свердловской области, замещающих должности государственной гражданской службы Свердловской области в исполнительных органах государственной власти Свердловской области, и муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципальных образований в вопросах взаимодействия с институтами гражданского общества, организации связей с общественностью;
4) многофакторное влияние внешних геополитических и экономических факторов на этноконфессиональные отношения.
Раздел 2. Основные параметры государственной программы Свердловской области "Реализация основных направлений внутренней политики Свердловской области и развитие гражданского общества"
Глава 1. Основные положения
Куратор государственной программы |
Вице-губернатор Свердловской области О.Л. Чемезов |
Ответственный исполнитель государственной программы |
Департамент внутренней политики Свердловской области |
Срок реализации государственной программы |
2024 - 2027 годы |
Цель государственной программы |
реализация основных направлений внутренней политики Свердловской области и развитие гражданского общества |
Глава 2. Объем финансового обеспечения государственной программы
Номер строки |
Наименование мероприятия (результата), источник финансового обеспечения |
Объем финансового обеспечения (тыс. рублей) |
Примечание |
||||
всего |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Всего по государственной программе в том числе |
242 872,5 |
60 338,3 |
60 058,4 |
61 237,9 |
61 237,9 |
|
2. |
областной бюджет (в том числе на реализацию процессной части государственной программы) |
242 872,5 |
60 338,3 |
60 058,4 |
61 237,9 |
61 237,9 |
|
3. |
Процессная часть государственной программы |
||||||
4. |
Комплекс процессных мероприятий "Реализация основных направлений внутренней политики и развитие гражданского общества", всего из них |
242 872,5 |
60 338,3 |
60 058,4 |
61 237,9 |
61 237,9 |
|
5. |
областной бюджет |
242 872,5 |
60 338,3 |
60 058,4 |
61 237,9 |
61 237,9 |
|
6. |
Мероприятие (результат) 1 "Реализованы основные направления внутренней политики", всего из них |
39 400,0 |
9850,0 |
9850,0 |
9850,0 |
9850,0 |
|
7. |
областной бюджет |
39 400,0 |
9850,0 |
9850,0 |
9850,0 |
9850,0 |
|
8. |
Мероприятие (результат) 2 "Оказана услуга (выполнена работа) государственным учреждением)", всего из них |
60 452,5 |
14 548,3 |
15 008,4 |
15 447,9 |
15 447,9 |
|
9. |
областной бюджет |
60 452,5 |
14 548,3 |
15 008,4 |
15 447,9 |
15 447,9 |
|
10. |
Мероприятие (результат) 3 "Реализованы проекты, направленные на укрепление этноконфессионального мира и согласия, социально-культурную адаптацию и интеграцию мигрантов, профилактику экстремистских проявлений на территории Свердловской области", всего из них |
2220,0 |
740,0 |
0,0 |
740,0 |
740,0 |
|
11. |
областной бюджет |
2220,0 |
740,0 |
0,0 |
740,0 |
740,0 |
|
12. |
Мероприятие (результат) 4 "Реализованы мероприятия по оказанию государственной поддержки казачьим обществам, действующим на территории Свердловской области", всего из них |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
13. |
областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
14. |
Мероприятие (результат) 5 "Реализованы мероприятия, направленные на гармонизацию межнациональных (межэтнических) отношений, укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, социальную и культурную адаптацию иностранных граждан", всего из них |
800,0 |
200,0 |
200,0 |
200,0 |
200,0 |
|
15. |
областной бюджет |
800,0 |
200,0 |
200,0 |
200,0 |
200,0 |
|
16. |
Мероприятие (результат) 6 "Обеспечена поддержка некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества", всего из них |
140 000,0 |
35 000,0 |
35 000,0 |
35 000,0 |
35 000,0 |
|
17. |
областной бюджет |
140 000,0 |
35 000,0 |
35 000,0 |
35 000,0 |
35 000,0 |
|
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Свердловской области от 30 октября 2023 г. N 805-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.