Апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан от 22 сентября 2023 г. N 33а-13778/2023
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Сибгатуллиной Л.И.,
судей Львова Р.А., Тазиева Н.Д.,
с участием прокурора Медведева В.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гариповым И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сибгатуллиной Л.И. административное дело по апелляционной жалобе Тимофеева Игоря Михайловича на решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 7 июня 2023 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления Тимофеева И.М. к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, муниципальному казенному учреждению (далее - МКУ) "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", руководителю Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Калинкину Д.Г. о признании недействующим постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани N 522 от 6 февраля 2015 года "Об утверждении проекта планировки территории района "Юдино" в части определения красных линий и зон озеленения в отношении земельного участка с кадастровым номером...., расположенного по адресу: <адрес>, отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административных ответчиков Исполнительного комитета муниципального образования города Казани и МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" Садреева А.А., высказавшегося против доводов апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Прокуратуры Республики Татарстан Медведева В.И., полагавшего решение суда подлежащим отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного иска, судебная коллегия
установила:
Тимофеев И.М. обратился в суд с административным иском к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" об оспаривании постановления об утверждении проекта планировки территории "Юдино".
В обоснование заявленных требований указано, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером...., расположенного по адресу: <адрес>
6 февраля 2023 года Тимофеев И.М. обратился в МКУ "Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" за выдачей уведомления о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства в границах указанного земельного участка.
14 февраля 2023 года в выдаче такого уведомления ему было отказано.
Отказ мотивирован тем, что земельный участок в соответствии с проектом планировки района "Юдино" расположен в красных линиях в зоне улиц, дорог, проездов и пешеходных связей.
Тимофеев И.М. просил признать недействующим постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 6 февраля 2015 года N 522 "Об утверждении проекта планировки территории района "Юдино", в той мере, в которой в указанном нормативном правовом акте не определено, подлежит ли земельный участок с кадастровым номером...., на который наложены и утверждены красные линии, как территория общего пользования, резервированию и (или) изъятию для муниципальных нужд, согласованному с органами местного самоуправления, а также признать недействующим указанное постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 6 февраля 2015 года N 522 в части определения зоны озеленения специального назначения в границах земельного участка с кадастровым номером....
Уточнив в ходе судебного разбирательства заявленные требования, Тимофеев И.М. просил признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 6 февраля 2015 года N 522 "Об утверждении проекта планировки территории района "Юдино" в части установления красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером.... и в части определения зоны улиц, дорог, проездов и пешеходных связей в границах указанного земельного участка (л.д. 48).
Судом к участию в деле привлечены административные ответчики МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" и руководитель Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани Калинкин Д.Г., заинтересованное лицо заместитель начальника МКУ Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани Хафизов И.М.
Определением суда от 7 июня 2023 года принят отказ административного истца от административного иска в части требования об оспаривании постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 6 февраля 2015 года N 522 "Об утверждении проекта планировки территории района "Юдино" в той мере, в которой в указанном нормативном правовом акте не определено, подлежит ли земельный участок с кадастровым номером...., на который наложены и утверждены красные линии, как территория общего пользования, резервированию и (или) изъятию для муниципальных нужд, согласованному с органами местного самоуправления.
Производство по делу в указанной части требований прекращено.
При этом решением суда от 7 июня 2023 года в удовлетворении административного иска в остальной части требований отказано, решение суда принято в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Тимофеева И.М. ставится вопрос об отмене решения суда от 7 июня 2023 года по мотиву его незаконности и необоснованности. Он считает, что суд неправильно применил нормы материального права, настаивает на наличии оснований для удовлетворения административного иска.
Указывается, что красные линии в оспариваемом проекте планировки территории установлены вразрез функциональных зон и карты планируемого размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры Генерального плана городского округа Казань, утвержденного решением Казанской городской Думы от 28 февраля 2020 года N 5-38, поскольку в Генеральном плане г. Казани на рассматриваемой территории не предусмотрено размещение улично-дорожной сети.
Данное обстоятельство подтверждается приобщенным к материалам дела фрагментом Генерального плана г. Казани.
Приводятся доводы о том, что наложение красных линий в проекте планировки территории на границы земельного участка, принадлежащего административному истцу, нахождение его в зоне красных линий проектируемой перспективной эстакады, свидетельствует о незаконности их установления, поскольку установление красных линий в таких границах осуществлено в нарушение требований статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года N 18-30.
Лица, участвующие в деле о времени и месте настоящего судебного заседания извещены.
Административный истец Тимофеев И.М., административный ответчик руководитель Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани Калинкин Д.Г., заинтересованное лицо заместитель начальника МКУ "Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" Хафизов И.М. в суд не явились.
В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене.
На основании части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) определено, что законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в частности на следующих принципах:
обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1);
обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности (пункт 2);
осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (пункт 4).
Согласно пункту 2 статьи 1, части 1 статьи 9, статьи 23 ГрК РФ, территориальное планирование является долгосрочным планированием развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Реализация документов территориального планирования осуществляется в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 ГрК РФ).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (части 1, 4 статьи 41 ГрК РФ).
Основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых помимо прочего отображаются красные линии (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 ГрК РФ).
Согласно части 2 статьи 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
Пунктом 11 статьи 1 ГрК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года, красные линии определены как линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Из материалов дела видно, что постановлением Мэра города Казани от 17 ноября 2011 года N 441 назначены публичные слушания по проекту планировки территорий района "Юдино" на 15 декабря 2011 года, определен срок проведения публичных слушаний, срок подачи заявок на участие в публичных слушаниях с правом выступления.
Постановление опубликовано в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани N 46(124) от 24 ноября 2011 года.
15 декабря 2011 года состоялись публичные слушания по проекту планировки территорий района "Юдино", по результатам слушаний составлен протокол, учтено мнение участников публичных слушаний.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 6 февраля 2015 года N 522 утвержден проект планировки территории "Юдино" (л.д. 22-26).
Постановление опубликовано в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани N 6(287) от 19 февраля 2015 года, так же опубликовано на официальном портале органов местного самоуправления города Казани (www.kzn.ru).
На основании договора купли-продажи земельного участка от 3 июня 2013 года N 18245 административный истец Тимофеев И.М. является собственником земельного участка площадью 716 кв. м с кадастровым номером...., расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 15-20).
Земельный участок поставлен на кадастровый учет 18 января 2016 года, относится к категории земель: земли населенных пунктов и по сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) имеет вид разрешенного использования индивидуальное жилищное строительство.
Право собственности административного истца на земельный участок зарегистрировано 29 января 2016 года.
6 февраля 2023 года Тимофеев И.М. обратился в МКУ "Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке (л.д. 12-14).
По результатам рассмотрения уведомления о планируемом строительство объекта индивидуального жилищного строительства от 6 февраля 2023 года муниципальным казенным учреждением "Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (далее также - Управление) 14 февраля 2023 года выдано уведомление за подписью заместителя начальника Управления Хафизова И.М. о несоответствии параметров, указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта капительного строительства, по следующим основаниям:
земельный участок с кадастровым номером.... согласно проекту планировки территории района "Юдино" утвержденному постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 6 февраля 2015 года N 522, расположен в красных линиях в зоне улиц, дорог, проездов и пешеходных связей. На земельный участок градостроительный регламент не распространяется (л.д. 21).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что сам по себе факт разработки красных линий с их наложением на границы земельного участка административного истца не свидетельствует о незаконности их установления в оспариваемом проекте планировки территории, поскольку такое установление красных линий осуществлено органом местного самоуправления в пределах предоставленных ему полномочий, и указал, что утвержденные красные линии отражают только планирование территории и не лишают заявителя полномочий собственника земельного участка с учетом установленных в соответствии с законодательством ограничений в использовании.
В этой связи, установив, что порядок принятия постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 6 февраля 2015 года N 522 нарушен не был, и он принят в пределах полномочий административного ответчика, суд пришел к выводу о том, что оспариваемым нормативным правовым актом права административного истца не нарушаются, и с учетом данного обстоятельства принял решение об отказе в удовлетворении административного иска.
При этом суд оставил без внимания следующие обстоятельства.
Обстоятельства принятия Исполнительным комитетом муниципального образования г. Казани оспариваемого постановления в пределах своих полномочий, с соблюдением порядка его принятия, введения в действие, в том числе правил опубликования, административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривались и не оспариваются.
Частью 12.6 статьи 45 ГрК РФ, введенной Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 499-ФЗ, установлено, что проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, на земельных участках, принадлежащих либо предоставленных физическим или юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, не действует в части определения границ зон планируемого размещения таких объектов в случае, если в течение трех лет со дня утверждения данного проекта планировки территории не принято решение об изъятии таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Анализ приведенных норм федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что к землям общего пользования могут быть отнесены земельные участки, право собственности на которые принадлежит публичным образованиям, и к этим землям не могут быть отнесены земли, переданные в частную собственность. Отнесение земельных участков, находящихся в частной собственности, к территории общего пользования возможно путем принятия органами местного самоуправления последовательных градостроительных решений и, соответственно, градостроительной документации, определяющих дальнейшее использование спорной территории, их реализацию, в том числе в виде изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и прекращения права частной собственности на данные земельные участки.
Данный вывод согласуется с положениями пункта 2 части 1 статьи 56.3 ЗК РФ, согласно которым изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными проектами планировки территории. При этом в части 3 статьи 42 ГрК РФ указано, что основная часть проекта планировки территории включает в себя в том числе чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды; линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур.
Из представленных административным ответчиком в настоящее судебное заседание по запросу суда апелляционной инстанции сведений следует, что материалы по утверждению и само оспариваемое постановление Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 6 февраля 2015 года N 533 не содержат перечня земельных участков, подлежащих изъятию, согласованного с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на приятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Имеется в виду постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 6 февраля 2015 г. N 522
Решение об изъятии земельного участка с кадастровым номером.... Исполнительным комитетом муниципального образования г. Казани не принималось (л.д. 194).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска в части требования об оспаривании постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 6 февраля 2015 года N 533 в части установления красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером.... поскольку иной правовой подход к разрешению дела в этой части не отвечает принципу правовой определенности спорных правоотношений и влечет нарушение баланса публичных и частных интересов.
Пунктом 4 части 2 статьи 310 КАС РФ установлено, что основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение (пункт 2 статьи 309 КАС РФ).
Пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Таким образом, с учетом изложенного Проект планировки территории района "Юдино", утвержденный постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 6 февраля 2015 года N 522, в части установления красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером...., расположенного по адресу: Республика Татарстан, муниципальное образование г. Казань, Кировский район, ул. Ильича, подлежит признанию недействующим.
В отношении требований административного истца в части требования об оспаривании Проекта планировки территории района "Юдино", утвержденного постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 6 февраля 2015 года N 522, определения зоны озеленения специального назначения, зоны улиц, дорог, проездов и пешеходных связей, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Пункт 8 статьи 1 ГрК РФ определяет правила землепользования и застройки как документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Правила землепользования и застройки включают в себя в том числе карту градостроительного зонирования. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).
Границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ). Данная норма корреспондирует общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 ГрК РФ, об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. К документам территориального планирования муниципальных образований относятся, в частности, генеральные планы городских округов (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Решением Казанской городской Думы от 28 февраля 2020 года N 5-38 утвержден Генеральный план городского округа Казань и признано утратившим силу решение Казанской городской Думы от 28 декабря 2007 года N 23-26 "О Генеральном плане муниципального образования города Казани".
По Генеральному плану городского округа Казань земельный участок с кадастровым номером.... находится в зоне смешанного размещения производственных, коммунально-складских объектов и общественно-деловой застройки (л.д. 88).
Решением Казанской городской Думы от 16 августа 2021 года N 5-8 "О Правилах землепользования и застройки г. Казани" утверждены Правила землепользования и застройки г. Казани, при этом Правила землепользования и застройки (часть II Градостроительного устава г. Казани), утвержденные решением Казанского Совета народных депутатов от 22 апреля 2004 года N 51-19, признаны утратившими силу.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки земельный участок административного истца находит в зоне размещения общественно-производственных объектов (л.д. 195).
Территориальная зона в соответствии с положениями пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33, части 15 статьи 35 ГрК РФ, согласно которым установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для функциональной зоны согласно генеральному плану, оспариваемым Проектом планировки территории района "Юдино", утвержденным постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 6 февраля 2015 года N 522, не установлена, в связи с чем оснований для удовлетворения административного иска в части требования о его оспаривании в части определения в границах земельного участка с кадастровым номером 16:50:280842:37 зоны озеленения, улиц, дорог, проездов и пешеходных связей не имеется.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия определила:
Решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 7 июня 2023 года по данному административному делу отменить, принять новое решение.
Административный иск Тимофеева Игоря Михайловича удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления настоящего апелляционного определения в законную силу Проект планировки территории района "Юдино", утвержденный постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 6 февраля 2015 года N 522, в части установления красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером.... расположенного по адресу: Республика Татарстан, муниципальное образование г. <адрес>.
Настоящее апелляционное определение или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани" Республики Татарстан, а также на официальном портале органов местного самоуправления города Казани (www.kzn.ru).
Административный иск Тимофеева И.М. в части требования об оспаривании Проекта планировки территории района "Юдино", утвержденного постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 6 февраля 2015 года N 522 "Об утверждении проекта планировки территории района "Юдино", в части определения в границах земельного участка с кадастровым номером.... зоны озеленения, улиц, дорог, проездов и пешеходных связей оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, кассационная жалоба на него может быть подана через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан от 22 сентября 2023 г. N 33а-13778/2023
Вступает в силу с 22 сентября 2023 г.
Опубликование:
-