г. Краснодар |
|
02 ноября 2020 г. |
Дело N А32-11891/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 2 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Краевой лесопожарный центр" (ИНН 2337006589, ОГРН 1022304059337) - Карелина А.Ю. (доверенность от 05.10.2020), от заинтересованных лиц - департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (ИНН 2308076951, ОГРН 1022301228630) -Петросяна Р.Л. (доверенность от 02.06.2020), в отсутствие заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края Пищук Е.В., надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.06.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2020 по делу N А32-11891/2020, установил следующее.
Государственное бюджетное учреждение Краснодарского края "Краевой лесопожарный центр" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к заместителю руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края Е.В. Пищук и департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее - департамент) об отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 05.03.2020 N 20-007/Ю/2 и прекращении производства по административному делу.
Решением суда от 18.06.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.08.2020, признано незаконным и отменено постановление департамента о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 05.03.2020 N 20-007/Ю/2; прекращено производство по делу в части требований о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Судебные акты мотивированы тем, что департамент не доказал наличие события правонарушения, вмененного учреждению, поскольку требование о представлении в Министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее - Министерство) отчета до 10 января очередного финансового года не является условием для предоставления субсидии, а относится к порядку исполнения получателем обязанности подтверждения целевого расходования субсидии.
Департамент обратился в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 18.06.2020 и постановление апелляционной инстанции от 25.08.2020, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что учреждение, как сторона соглашения, нарушило условие предоставления субсидии в рамках соглашения N 2, поскольку не обеспечило предоставление отчетности в установленные соглашением N 2 порядке и сроки, за что предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс). При рассмотрении дела суды неверно истолковали нормы материального права, а также вопреки доводам департамента, применили положения законодательства, не подлежащие применению к рассматриваемым обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель учреждения в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, в 2019 году учреждение приобрело лесопожарную технику и оборудование за счет субсидий, предоставленных в рамках подпрограммы "Леса Кубани" государственной программы Краснодарского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.11.2015 N 1057 (далее - Подпрограмма), которой предусмотрено предоставление учреждению в 2019 году из средств краевого бюджета 7614,0 тыс. рублей субсидий на приобретение лесопожарной техники и оборудования в целях осуществления мер пожарной безопасности в лесах (результат реализации мероприятия - приобретение беспилотных авиационных комплексов самолетного типа - 1 шт., квадрокоптера вертолетного типа - 2 шт., автомобиля - 1 шт.).
Министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) и учреждение заключили соглашение от 17.04.2019 N 2 "О порядке и условиях предоставления субсидии государственному бюджетному учреждению Краснодарского края "Краевой лесопожарный центр"", подведомственному министерству природных ресурсов Краснодарского края, на приобретение лесопожарной техники и оборудования в целях осуществления мер пожарной безопасности в лесах" (далее - соглашение N 2) - в рамках реализации пункта 1.3 Подпрограммы.
Средства субсидии перечислены учреждению платежными поручениями от 05.07.2019 N 38988, от 22.08.2019 N 326386, от 09.09.2019 N 436544, от 22.11.2019 N 927099, от 25.12.2019 N 236743.
В ходе проведения проверки департамент выявил факт несоблюдения учреждением требований пункта 5.3 Порядка определения объема и условий предоставления субсидий государственному бюджетному учреждению Краснодарского края, подведомственному министерству природных ресурсов Краснодарского края, на приобретение лесопожарной техники и оборудования в целях осуществления мер пожарной безопасности в лесах, утвержденного приказом министерства от 05.04.2019 N 740 (далее - Порядок N 740), пункта 2.3.4 соглашения N 2 в части невыполнения условий предоставления субсидии, а именно: не представлен отчет об использовании полученной субсидии за очередной финансовый 2019 год.
По результатам проверки департамент составил протокол об административном правонарушении от 18.02.2020 N 20-007/ЮЛ/2 и постановлением от 05.03.2020 N 20-007/Ю/2 привлек учреждение к административной ответственности по части 2 статьи 15.15.5 Кодекса в виде 152 280 рублей штрафа.
Полагая, что постановление департамента является незаконным, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 2 статьи 15.15.5 Кодекса нарушение юридическим лицом, являющимся получателем субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 2% до 12% суммы полученной субсидии.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.5.5 Кодекса, образуют действия, связанные с нарушением условий предоставления субсидий.
Суды учли пункт 3 Порядка N 740, которым установлены условия предоставления субсидий.
В соответствии с пунктом 4.2 соглашения N 2 учреждение несет ответственность за невыполнение целей и условий данного соглашения, в том числе за нецелевое использование средств субсидии, несвоевременность представления отчетов, недостоверность сведений, представляемых в отчетах об использовании субсидии, предоставленной учреждению в 2019 году.
Однако, как правильно указали судебные инстанции, из буквального толкования пункта 5.3 Порядка N 740 и пункта 2.3.4 соглашения следует, что требование о представлении в министерство отчета не является условием для предоставления субсидии, это требование непосредственно связано с контролем за использованием уже предоставленных денежных средств. Ннеисполнение данной обязанности в установленный срок является основанием для проведения контрольных мероприятий, а также может явиться основанием для взыскания санкции (штрафа) за ненадлежащее исполнение соглашения, если такие санкции предусмотрены соглашением.
С учетом установленных по делу обстоятельств является правомерным вывод судебных инстанций о том, что в указанном случае требование о представлении в министерство отчета до 10 января очередного финансового года не является условием для предоставления субсидии, а относится к порядку исполнения получателем обязанности подтверждения целевого расходования субсидии. Нарушение же условий предоставления субсидии может возникнуть при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным или объективным критериям права на ее получение.
Учитывая изложенное, и в частности то, что объективную сторону правонарушения по части 2 статьи 15.15.5 Кодекса образуют действия, связанные с нарушением условий предоставления субсидий, суды пришли к правомерному выводу о том, что в действиях учреждения отсутствует состав указанного правонарушения.
Департамент в нарушение части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказал наличие события правонарушения, вменяемого учреждению, что является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 24.5 Кодекса, а, следовательно, служит основанием для признания незаконным и отмены постановления о привлечении к административной ответственности.
При таких обстоятельствах дела арбитражный суд обоснованно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление департамента.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.06.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2020 по делу N А32-11891/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом установленных по делу обстоятельств является правомерным вывод судебных инстанций о том, что в указанном случае требование о представлении в министерство отчета до 10 января очередного финансового года не является условием для предоставления субсидии, а относится к порядку исполнения получателем обязанности подтверждения целевого расходования субсидии. Нарушение же условий предоставления субсидии может возникнуть при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным или объективным критериям права на ее получение.
Учитывая изложенное, и в частности то, что объективную сторону правонарушения по части 2 статьи 15.15.5 Кодекса образуют действия, связанные с нарушением условий предоставления субсидий, суды пришли к правомерному выводу о том, что в действиях учреждения отсутствует состав указанного правонарушения.
Департамент в нарушение части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказал наличие события правонарушения, вменяемого учреждению, что является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 24.5 Кодекса, а, следовательно, служит основанием для признания незаконным и отмены постановления о привлечении к административной ответственности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 ноября 2020 г. N Ф08-9029/20 по делу N А32-11891/2020