Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
УТВЕРЖДЕНО
постановлением
администрации
Яранского муниципального района
Кировской области
от 22.09.2023 N 723
Положение
о районном звене территориальной подсистемы Кировской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
1. Настоящее Положение о районном звене территориальной подсистемы Кировской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Положение) определяет порядок организации и функционирования, а также состав сил и средств районного звена территориальной подсистемы Кировской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - районное звено ТП РСЧС).
2. Районное звено ТП РСЧС объединяет органы управления, силы и средства администрации Яранского района и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом от 24.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "от 21.12.1994"
3. Районное звено создается для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Яранского района Кировской области.
4. Районное звено действует на муниципальном и объектовом уровнях.
4.1. Районное звено взаимодействует со звеньями функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, созданных федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов и уполномоченных организаций.
Перечень звеньев функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, с которыми взаимодействует районное звено, утверждается решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Яранского района.
5. Районное звено ТП РСЧС состоит из координационного органа, постоянно действующего органа управления, органов повседневного управления, сил и средств, резервов финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил районного звена, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях, местной системы оповещения муниципальных образований района, локальных систем оповещения потенциально-опасных объектов, находящихся на территории района.
6. Координационным органом районного звена является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Яранского района (далее - КЧС и ОПБ района).
Образование, реорганизация и упразднение КЧС и ОПБ района, её состав и положение о ней определяются администрацией Яранского района.
7. Постоянно действующим органом управления районного звена в соответствии с действующим законодательством является сектор ГО и ЧС управления по вопросам жизнеобеспечения района администрации района (далее - сектор ГО и ЧС).
8. Органом повседневного управления районного звена в соответствии с действующим законодательством является единая дежурно-диспетчерская служба Яранского района (далее - ЕДДС района).
8.1. Орган повседневного управления районного звена функционирует в соответствии с положением о нем.
8.2. Размещение органов управления районного звена в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
9. К силам и средствам районного звена в соответствии с действующим законодательством относятся специально подготовленные силы и средства, расположенные на территории района, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В состав сил и средств районного звена входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее - силы постоянной готовности).
Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учётом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.
Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их органы местного самоуправления и организации, исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
10. Координацию деятельности аварийно-спасательных формирований на территории района осуществляет заведующий сектором ГО и ЧС в соответствии с действующим законодательством.
11. Привлечение аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:
11.1. В соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на обслуживаемых указанными формированиями объектах и территориях.
11.2. По решению органов местного самоуправления Яранского района и организаций, на базе которых созданы аварийно-спасательные формирования.
11.3. В соответствии с заключенными соглашениями о привлечении сил и средств организаций для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Яранского муниципального района.
12. Подготовка работников, специально уполномоченных решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенных в состав органов управления районного звена, а также населения по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций организуется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
13. Готовность аварийно-спасательных формирований районного звена к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации проверяется в ходе аттестации, а также во время проверок, осуществляемых уполномоченными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
14. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются:
резервы финансовых и материальных ресурсов органов местного самоуправления района;
резервы финансовых и материальных ресурсов организаций.
Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется муниципальными правовыми актами, организациями.
Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом или организацией.
15. Для приема сообщений о чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных пожарами, используется единый номер вызова экстренных оперативных служб "112" и номер ЕДДС района 8 (83367)2-21-73.
Сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
16. Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках районного звена осуществляется на основе плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Яранского района и планов организаций.
17. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах или территории района органы управления и силы районного звена функционируют в режиме повседневной деятельности.
Решением главы района при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации муниципального и локального характера для органов управления и сил районного звена может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
17.1. Режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.
17.2. Режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
18. В решении о введении режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяются:
18.1. Обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации.
18.2. Границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации.
18.3. Силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации.
18.4. Перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации и организации работ по ее ликвидации.
18.5. Должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, или руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации.
О введении на конкретной территории соответствующего режима функционирования органов управления и сил районного звена население информируется через средства массовой информации и по иным каналам связи.
19. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, глава района отменяет установленные режимы функционирования органов управления и сил районного звена ТП РСЧС.
20. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами районного звена, являются:
20.1. В режиме повседневной деятельности:
20.1.1. Изучение состояния окружающей среды, мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, прогнозирование чрезвычайных ситуаций, а также оценка их социально-экономических последствий.
20.1.2. Сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности.
20.1.3. Разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
20.1.4. Планирование действий органов управления и сил районного звена, организация подготовки и обеспечения их деятельности.
20.1.5. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе к действиям при получении сигналов экстренного оповещения.
20.1.6. Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности.
20.1.7. Создание, размещение, хранение и восполнение резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
20.1.8. Проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности.
20.1.9. Осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования.
20.1.10. Планирование мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.
20.1.11. Ведение учета и статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф.
20.2. В режиме повышенной готовности:
20.2.1. Усиление контроля за состоянием окружающей среды, мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, прогнозирование чрезвычайных ситуаций, а также оценка их социально-экономических последствий.
20.2.2. Введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил районного звена на стационарных пунктах управления.
20.2.3. Непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам районного звена данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о чрезвычайных ситуациях.
20.2.4. Принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях.
20.2.5. Уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов.
20.2.6. Приведение при необходимости сил и средств районного звена в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий.
20.2.7. Восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
20.2.8. Проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.
20.3. В режиме чрезвычайной ситуации:
20.3.1. Непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, мониторинг и прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций, а также оценка их социально-экономических последствий.
20.3.2. Оповещение руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях.
20.3.3. Проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
20.3.4. Организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств районного звена, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций.
20.3.5. Непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации.
20.3.6. Организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий.
20.3.7. Проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.
20.3.8. Информирование населения о чрезвычайных ситуациях, их параметрах и масштабах, поражающих факторах, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, порядке действий, правилах поведения в зоне чрезвычайной ситуации, о правах граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальной защиты пострадавших, в том числе о праве получения предусмотренных законодательством Российской Федерации выплат, о порядке восстановления утраченных в результате чрезвычайных ситуаций документов.
21. При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "а" статьи 3 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", для органов управления и сил районного звена устанавливается режим повышенной готовности, а при введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "б" указанной статьи, - режим чрезвычайной ситуации.
В режиме чрезвычайного положения органы управления и силы районного звена функционируют с учетом особого правового режима деятельности органов местного самоуправления и организаций.
21.1. При введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций, а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, в соответствии с пунктами 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" устанавливается один из следующих уровней реагирования на чрезвычайную ситуацию (далее - уровень реагирования):
21.1.1. Объектовый уровень реагирования - решением руководителя организации при возникновении чрезвычайной ситуации локального характера и ее ликвидации силами и средствами организации.
21.1.2. Местный уровень реагирования - решением главы района при возникновении чрезвычайной ситуации муниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций района.
21.2. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для органов управления и сил районного звена КЧС и ОПБ района или глава района могут определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленные пунктом 10 статьи 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации готовит для КЧС и ОПБ района или главы района предложения по принятию дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предусмотренных пунктом 21.2 настоящего Положения.
21.3. При отмене режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при устранении обстоятельств, послуживших основанием для установления уровня реагирования, КСЧ и ОПБ района или главой района отменяется установленный уровень реагирования.
22. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством.
Организацию работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального и локального характера осуществляют:
при возникновении чрезвычайных ситуаций, которые привели к разрушению (повреждению) автодорог, мостов, а также чрезвычайных ситуаций, связанных с заторами на автодорогах муниципального значения - Яранское дорожное управление N 45 АО "Вятавтодор", муниципальное унитарное предприятие "Водоканал", ООО "Дорожный Сервис";
при возникновении чрезвычайных ситуаций, вызванных массовыми инфекционными заболеваниями и отравлениями людей, - Кировское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Яранская центральная районная больница";
при возникновении чрезвычайных ситуаций, вызванных внезапным обрушением жилых домов, зданий и сооружений социального назначения, - управление по вопросам жизнеобеспечения района администрации района;
при возникновении чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями на электроэнергетических системах (сетях), - Яранский район электросетей производственного отделения "Яранские электрические сети" филиала "Кировэнерго" публичного акционерного общества "МРСК Центра и Приволжья" и Яранский район коммунальных электрических сетей Советского межрайонного предприятия электрических сетей открытого акционерного общества "Коммунэнерго";
при возникновении чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями на системах теплоснабжения, - муниципальное унитарное предприятие "Вулкан", Яранское предприятие котельных и тепловых сетей открытого акционерного общества "Коммунэнерго";
при возникновении чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями на системах водоснабжения, - муниципальное унитарное предприятие "Водоканал";
при возникновении чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями на системах канализации, - муниципальное унитарное предприятие "Водоканал";
при возникновении чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями на системах газоснабжения, - служба газового хозяйства г. Яранск ООО "Газэнергосеть Киров";
при возникновении чрезвычайных ситуаций, вызванных нарушением функционирования коммуникаций в многоквартирных домах, - управляющие компании;
при возникновении чрезвычайных ситуаций, вызванных техногенными и ландшафтными (кроме лесных) пожарами - Пожарная часть N 73 Кировского областного государственного казённого учреждения "Кировская областная пожарно-спасательная служба", подразделения муниципальной пожарной охраны;
при возникновении чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями на нефтепроводе - нефтеперекачивающая станция "Прудки" Марийского районного нефтепроводного управления акционерного общества "Транснефть - Верхняя Волга";
при возникновении чрезвычайных ситуаций, вызванных массовой гибелью посевов сельскохозяйственных культур, вызванных метеорологическими (геологическими, гидрологическими) явлениями; массовым поражением сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями, - отдел сельского хозяйства администрации района;
при возникновении чрезвычайных ситуаций, вызванных лесными пожарами; массовым поражением леса болезнями и вредителями, - лесной отдел Яранского лесничества министерства лесного хозяйства Кировской области;
при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с гибелью (болезнями) животных - Кировское областное государственное бюджетное учреждение "Яранская межрайонная станция по борьбе с болезнями животных";
при возникновении чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями на системах связи, - линейно-технический цех г.Яранска межрайонного центра технической эксплуатации телекоммуникаций г.Советска Кировского филиала макрорегионального филиала "Волга" публичного акционерного общества междугородной и международной связи "Ростелеком".
Организацию работ по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций осуществляет Кировское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Яранская центральная районная больница".
Организацию работ по социальному обеспечению пострадавшего населения осуществляет Кировское областное государственное казённое учреждение "Межрайонное управление социальной защиты населения в Яранском районе".
Организацию работ по обеспечению продовольствием, питанием и предметами первой необходимости населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях муниципального и локального характера, осуществляет Яранское районное потребительское общество.
23. Руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляет руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации.
Руководитель аварийно-спасательного формирования, прибывший в зону чрезвычайной ситуации первым, принимает полномочия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации и исполняет их до прибытия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации.
Руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации по согласованию с органами местного самоуправления и организациями, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливает границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по её ликвидации, а также принимает решение по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Решение руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации является обязательным для всех граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
24. Финансовое обеспечение функционирования районного звена ТП РСЧС и мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, Кировской области и нормативно-правовыми актами Яранского района.
Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств.
25. Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Кировской области.
26. Порядок организации и осуществления работ по профилактике пожаров и непосредственному их тушению, а также проведение аварийно-спасательных работ, возложенных на пожарную охрану, определяется законодательными и иными нормативными правовыми актами в области пожарной безопасности, в том числе техническими регламентами.
Тушение пожаров в лесах осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.