Постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 октября 2023 г. N 528
"О прогнозе социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"
Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - среднесрочный прогноз).
2. Министерству промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл ежеквартально осуществлять мониторинг среднесрочного прогноза по основным показателям на 2024 год, приведенным в приложении к среднесрочному прогнозу.
И.о. Председателя Правительства |
М. Васютин |
ОДОБРЕН
постановлением Правительства
Республики Марий Эл
от 30 октября 2023 г. N 528
Прогноз
социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
I. Общие положения
Прогноз социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - среднесрочный прогноз) разработан в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 6 июля 2015 г. N 371 "Об утверждении Порядка разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Республики Марий Эл на среднесрочный период".
Среднесрочный прогноз сформирован в соответствии со сценарными условиями, основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов на основе анализа социально-экономического развития Республики Марий Эл, прогнозных показателей органов исполнительной власти Республики Марий Эл, муниципальных образований в Республике Марий Эл, основных системообразующих организаций республики.
В среднесрочном прогнозе учтены положения Стратегии социально-экономического развития Республики Марий Эл на период до 2030 года, государственных программ Республики Марий Эл, региональных проектов, индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2020 - 2024 годы (далее - индивидуальная программа).
Среднесрочный прогноз разработан в двух вариантах: консервативном (вариант I) и базовом (вариант II).
Консервативный вариант основан на предпосылке замедления темпов роста экономики в среднесрочной перспективе в связи с сохранением повышенной неопределенности траектории экономического развития в условиях санкционного режима и неблагоприятной геополитической обстановки. Базовый вариант предполагает наиболее вероятный сценарий развития экономики с учетом ожидаемых внешних условий и принимаемых мер экономической политики по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474.
В качестве основы для составления проекта республиканского бюджета Республики Марий Эл на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов предложен базовый вариант среднесрочного прогноза.
Основные показатели среднесрочного прогноза приведены в приложении к настоящему прогнозу.
II. Итоги социально-экономического развития Республики Марий Эл за январь - август 2023 г. и ожидаемые итоги за 2023 год
По итогам 8 месяцев 2023 года предприятиями республики отгружено промышленной продукции на сумму 159,8 млрд. рублей, индекс промышленного производства составил 17,6 процента.
За январь - август 2023 г. наибольший рост обеспечен на предприятиях по производству нефтепродуктов (в 10,5 раза к соответствующему периоду 2022 года), электронных и оптических изделий (в 1,9 раза), кожи и изделий из кожи (на 24,6 процента), химических веществ и химических продуктов (на 21,9 процента), машин и оборудования (на 19,1 процента), автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (на 19,1 процента), текстильных изделий (на 11,6 процента), пищевых продуктов (на 4,4 процента) и др.
Снижение отмечается в производстве электрического оборудования (на 36,0 процента к соответствующему периоду 2022 года), лекарственных средств (на 16,7 процента), мебели (16,4 процента), готовых металлических изделий (на 14,6 процента).
В 2023 году объем отгруженной промышленной продукции оценивается на уровне 247,3 млрд. рублей, индекс промышленного производства - 114,6 процента.
За 8 месяцев 2023 года в республике произведено продукции сельского хозяйства на сумму 38,7 млрд. рублей, в том числе 30,4 млрд. рублей, или 79,0 процента от общего объема сельскохозяйственного производства по республике, в сельскохозяйственных организациях.
Индекс производства продукции сельского хозяйства составил 105,4 процента, в том числе в сельскохозяйственных организациях - 105,3 процента.
По сравнению с уровнем января - августа 2022 г. производство молока увеличилось на 11,0 процента и составило 151 тыс. тонн, мяса - на 0,7 процента (228 тыс. тонн), производство яиц сократилось на 9,1 процента (265 млн. штук).
В 2023 году объем производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий оценивается на уровне 60,0 млрд. рублей (100,5 процента в сопоставимых ценах к уровню 2022 года).
В январе - августе 2023 г. оборот розничной торговли составил 83,7 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах выше аналогичного периода 2022 года на 4,6 процента, объем платных услуг населению ниже на 5,0 процента.
В 2023 году оборот розничной торговли оценивается на уровне 129,0 млрд. рублей, или 105,0 процента в сопоставимых ценах к 2022 году, объем платных услуг - 29,1 млрд. рублей, или 97,5 процента.
В августе 2023 г. индекс потребительских цен составил 104,4 процента к декабрю 2022 г. (соответствующий период 2022 года - 111,3 процента).
В декабре 2023 г. индекс потребительских цен ожидается на уровне 107,5 процента к индексу цен в декабре 2022 г.
В товарной структуре экспорта преобладает машиностроительная продукция (42,0 процента от общего объема экспорта), древесина и целлюлозно-бумажные изделия (25,1 процента), в импорте товаров ведущее место занимает машиностроительная продукция (58,4 процента), металлы и изделия из них (15,2 процента), продукция химической промышленности (14,6 процента).
В 2023 году внешнеторговый оборот республики оценивается на уровне 329,9 млн. долларов США, что на 0,2 процента больше, чем в 2022 году: экспорт - 206,7 млн. долларов США (снижение на 1,3 процента), импорт - 123,2 млн. долларов США (рост на 2,8 процента).
На развитие экономики и социальной сферы в январе - июне 2023 г. предприятиями и организациями всех форм собственности направлено инвестиций в основной капитал в сумме 18,2 млрд. рублей, индекс физического объема составил 109,9 процента.
Наибольший объем инвестиций приходится на такие виды деятельности, как "Обрабатывающие производства", "Сельское хозяйство", "Деятельность профессиональная, научная и техническая", "Строительство", "Транспортировка и хранение".
В первом полугодии 2023 г. бюджетные инвестиции за счет федеральных и республиканских средств привлекались на строительство, реконструкцию, приобретение оборудования на объекты капитального строительства в основном в рамках реализации региональных проектов и индивидуальной программы.
На 1 октября 2023 г. за счет бюджетных средств введены в эксплуатацию объекты водоснабжения в пос. Визимьяры, с. Арда (Килемарский муниципальный район Республики Марий Эл), дер. Чодраял (Моркинский муниципальный район Республики Марий Эл), завершены реконструкция здания Ивансолинского сельского дома культуры (Куженерский муниципальный район Республики Марий Эл) и строительство врачебной амбулатории в пос. Кокшайск (Звениговский муниципальный район Республики Марий Эл).
До конца 2023 года за счет бюджетных средств планируется завершить строительство и реконструкцию объектов водоснабжения в дер. Коркатово, пос. Октябрьский, пос. Зеленогорск Моркинского муниципального района Республики Марий Эл, пгт Новый Торъял, пос. Мочалище Звениговского муниципального района Республики Марий Эл, г. Звенигово, г. Йошкар-Оле, очистных сооружений канализации г. Звенигово, пгт Параньга, пгт Килемары, с. Косолапово Мари-Турекского муниципального района Республики Марий Эл, набережной р. Малая Кокшага на участке от Ленинского проспекта до Парка культуры и отдыха им. 400-летия г. Йошкар-Олы, рекреационной зоны по ул. Чернякова между пгт Медведево и г. Йошкар-Олой (I этап), пассажирского причала для речных судов с пешеходным переходом на р. Волге в районе г. Козьмодемьянска, врачебной амбулатории в пос. Силикатный Медведевского муниципального района Республики Марий Эл, фельдшерско-акушерского пункта в дер. Тат-Китня Мари-Турекского муниципального района Республики Марий Эл, поликлинического отделения Юринской районной больницы государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Козьмодемьянская межрайонная больница", физкультурно-оздоровительного комплекса в пгт Новый Торъял Новоторъяльского муниципального района Республики Марий Эл, средней общеобразовательной школы на 825 учащихся в микрорайоне Юбилейном г. Йошкар-Олы, магистральной улицы в створе ул. Кирова и ул. Строителей в г. Йошкар-Оле (I этап - на участке от Ленинского проспекта до ул. Луначарского), стадиона-площадки в с. Азаново Медведевского муниципального района Республики Марий Эл, здания муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Руэмская детская школа искусств" в Медведевском муниципальном районе Республики Марий Эл, устройство подъездных путей новой застройки в дер. Тойкино Медведевского муниципального района Республики Марий Эл, благоустройство территорий в г. Волжске, г. Звенигово, г. Козьмодемьянске в рамках Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды и др.
В 2023 году также осуществляется строительство и реконструкция объектов, планируемых к вводу в 2024 году:
строительство автомобильных дорог для освоения земельных участков, выделенных для индивидуального жилищного строительства для многодетных семей в дер. Апшакбеляк, г. Йошкар-Ола (2 - 3 очереди строительства);
строительство мостового перехода через р. Ировка на автомобильной дороге Кокрем - Петровское Моркинского муниципального района Республики Марий Эл;
строительство средней общеобразовательной школы в микрорайоне Восточном г. Йошкар-Олы;
строительство средней общеобразовательной школы на 725 учащихся в пос. Руэм Медведевского муниципального района Республики Марий Эл;
реконструкция очистных сооружений канализации г. Йошкар-Олы с применением наилучших доступных технологий и приведением сбрасываемых сточных вод к нормативам, установленным действующим законодательством (I этап);
реконструкция водопровода с водозабором в пос. Юркино Юринского муниципального района Республики Марий Эл;
реконструкция системы водоснабжения пос. Куяр Медведевского муниципального района Республики Марий Эл;
реконструкция системы водоснабжения в дер. Озерки Звениговского муниципального района Республики Марий Эл;
реконструкция Александровского водозабора для водоснабжения городского округа "Город Волжск" (I этап);
реконструкция систем ливневой канализации г. Йошкар-Олы (Этап 11. Прокладка коллектора ливневой канализации от ул. Й. Кырли по ул. Западной с установкой локальных очистных сооружений на выпуске ливневой канализации по правому берегу р. Шоя, в районе ул. Жукова);
реконструкция здания государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Йошкар-Олинский дом-интернат для престарелых и инвалидов "Сосновая роща";
реконструкция существующего театра кукол под театр юного зрителя;
реконструкция кинотеатра "Родина", г. Волжск;
реконструкция объекта "Стадион в г. Козьмодемьянске".
В 2023 году объем инвестиций в основной капитал оценивается на уровне 46,6 млрд. рублей, или 102,7 процента в сопоставимых ценах к уровню 2022 года.
В январе - августе 2023 г. отмечается увеличение объемов работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", на 17,5 процента к уровню января - августа 2022 г. в сопоставимых ценах. Выполнено работ на сумму 17,9 млрд. рублей.
В 2023 году объем работ по виду деятельности "Строительство" оценивается на уровне 23,7 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах соответствует уровню 2022 года.
За 8 месяцев 2023 года застройщиками республики введено жилья общей площадью 344,3 тыс. кв. метров, что на 0,5 процента ниже уровня 8 месяцев 2022 года. Из общей площади введенного жилья ввод многоквартирных домов составил 158,2 тыс. кв. метров (рост на 15,1 процента), индивидуального жилья - 186,1 тыс. кв. метров (снижение на 10,8 процента). Снижение уровня ввода индивидуального жилья связано с окончанием "активного" периода догазификации, который в 2022 году значительно увеличил темпы роста строительства индивидуального жилья.
Общая площадь жилья, введенного в 2023 году, оценивается на уровне 435,8 тыс. кв. метров.
За 7 месяцев 2023 года сумма прибыли крупных и средних организаций составила 19,3 млрд. рублей, что на 58,9 процента больше, чем за соответствующий период 2022 года.
Наибольшая прибыль получена по виду деятельности "Обрабатывающие производства" - 55,9 процента от общей суммы прибыли. Доля прибыльных организаций в общем числе организаций составила 72,6 процента.
По итогам 2023 года сумма полученной прибыли по полному кругу организаций оценивается в размере 28,5 млрд. рублей с ростом на 10,5 процента к 2022 году.
В 2023 году отмечается стабильная ситуация на рынке труда и занятости населения республики.
Среднемесячная заработная плата работников организаций за январь - июль 2023 г. увеличилась на 19,6 процента по сравнению с январем - июлем 2022 г. и составила 45,5 тыс. рублей. Среднедушевые денежные доходы населения за январь - июнь 2023 г. возросли на 14,0 процента и составили 26,5 тыс. рублей. Ожидается, что к концу 2023 года среднемесячная заработная плата с учетом намерений основных системообразующих организаций достигнет 47,2 тыс. рублей.
По состоянию на 1 сентября 2023 г.:
численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, составила 1,95 тыс. человек (на 1 сентября 2022 г. - 2,45 тыс. человек);
уровень регистрируемой безработицы - 0,6 процента (на 1 сентября 2022 г. - 0,74 процента);
коэффициент напряженности - 0,3 незанятого гражданина на одно вакантное место (1 сентября 2022 г. - 0,4 единицы).
К концу 2023 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, с учетом сезонных колебаний оценивается на уровне 2,0 тыс. человек, а уровень регистрируемой безработицы - 0,62 процента.
III. Общая характеристика прогноза социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
3.1. Валовой региональный продукт
Валовой региональный продукт Республики Марий Эл (далее - ВРП) как обобщающий показатель развития экономики в прогнозируемом периоде зависит от развития основных отраслей.
Реализация инвестиционных проектов по созданию новых (расширению имеющихся) производств, модернизация технологической базы предприятий, повышение уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции, оказание государственной поддержки способствуют положительной динамике валовой добавленной стоимости основных отраслей экономики.
С учетом оценки развития основных отраслей экономики в условиях санкционного давления в 2023 году ВРП оценивается в размере 247,7 млрд. рублей с ростом к уровню 2022 года на 3,0 процента в сопоставимых ценах.
В 2024 году прогнозируется рост ВРП на уровне 103,0 процента.
В период 2025 - 2026 годов прогнозируется выход экономики на устойчивую траекторию развития, что позволит обеспечить ежегодный прирост ВРП на 3,2 - 3,3 процента.
Прирост объемов ВРП ожидается за счет развития видов деятельности реального сектора экономики: "Обрабатывающие производства", "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений", "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" и "Торговля".
3.2. Промышленное производство
В среднесрочной перспективе в структуре промышленного производства не ожидается существенных изменений. Доля обрабатывающих производств в общем объеме промышленного производства в 2024 - 2026 годах сохранится в пределах 90 процентов.
Из обрабатывающих производств формирование объемов промышленного производства будет определяться в первую очередь предприятиями по производству продукции машиностроения (электронных и оптических изделий, готовых металлических изделий, машин и оборудования), пищевых продуктов, бумаги и бумажных изделий, занимающих наибольший объем выпуска промышленной продукции.
Прогнозные параметры развития промышленных видов деятельности на 2024 - 2026 годы учитывают, с одной стороны, необходимость обеспечения устойчивости развития отрасли в условиях санкций, напряженности на рынках сбыта и поставок продукции, с другой стороны - нацеленность на повышение эффективности и конкурентоспособности производств за счет технической модернизации и обновления основных фондов, создания новых высокоэффективных производств и освоения выпуска высокотехнологичной продукции, а также расширения процессов импортозамещения.
Диверсификация промышленного производства республики, реализация программ Фонда развития промышленности Республики Марий Эл, появление новых промышленных производств позволяют положительно оценить перспективы роста промышленности.
В 2024 - 2026 годах индекс промышленного производства прогнозируется на уровне 104,2 - 104,8 процента в год, объем отгруженной промышленной продукции в 2026 году составит 297,1 млрд. рублей.
Одним из основных факторов с позитивным влиянием на рост промышленного производства является инвестиционная деятельность промышленных предприятий и реализация проектов, направленных на развитие и расширение производства. Осуществляется мониторинг инвестиционной деятельности промышленных предприятий и реализации 38 новых и направленных на модернизацию и техническое перевооружение производства инвестиционных проектов, планируемых к реализации до 2027 года, на общую сумму 12 млрд. рублей. В рамках проектов планируется создать свыше 350 новых рабочих мест.
Опережающее развитие базовых промышленных видов деятельности будет достигнуто благодаря основным драйверам роста:
программе по предоставлению льготных займов Фонда развития промышленности Республики Марий Эл, созданного в рамках индивидуальной программы. К 2024 году планируется предоставить поддержку более 20 инвестиционным проектам;
консультационным услугам по росту производительности труда на предприятиях, оказываемым созданной в рамках национального проекта "Производительность труда" автономной некоммерческой организацией "Региональный центр компетенций в сфере производительности труда в Республике Марий Эл". К реализации мероприятий национального проекта планируется привлечь около 30 предприятий и обеспечить на них прирост производительности труда на 15 процентов в течение трех лет;
проекту "Кластер радиоэлектроники России", предполагающему углубленную специализацию предприятий радиоэлектроники республики путем производства печатных плат 6 и 7 классов точности и интегральных микросхем, а также снижение зависимости российского рынка микроэлектроники от зарубежных поставщиков.
3.3. Сельское хозяйство
Среднесрочная динамика развития агропромышленного комплекса будет по-прежнему зависеть от природно-климатических условий, объемов государственной поддержки, внутренней и мировой конъюнктуры рынков.
Согласно среднесрочному прогнозу объем производства сельскохозяйственной продукции в 2024 - 2026 годах будет увеличиваться в сопоставимых ценах на 0,6 - 0,8 процента в год и в 2026 году составит 71,2 млрд. рублей.
Основными приоритетными направлениями развития агропромышленного комплекса являются:
применение минеральных удобрений и расширение доли сортовых посевов в структуре посевных площадей сельскохозяйственных культур, способных повысить эффективность сельскохозяйственного производства;
модернизация материально-технической и технологической базы агропромышленного комплекса;
повышение производительности труда за счет внедрения интенсивных технологий, базирующихся на новом поколении тракторов и сельскохозяйственных машин;
наращивание объемов производства мяса, молока, яиц за счет улучшения генетического потенциала животных, создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в указанную сферу деятельности, внедрения энергосберегающих технологий.
Проводимые мероприятия позволят в 2026 году увеличить производство мяса скота и птицы в живом весе до 346 тыс. тонн, молока - до 212 тыс. тонн, яйца - до 468 млн. штук.
В растениеводстве валовое производство зерна в хозяйствах всех категорий в 2026 году по прогнозу составит 341 тыс. тонн, овощей - 127 тыс. тонн, картофеля - 244 тыс. тонн.
Стабильное производство продукции сельского хозяйства за счет реализации инвестиционных проектов обеспечат предприятия: акционерное общество племзавод "Шойбулакский", закрытое акционерное общество Племзавод "Семеновский", общество с ограниченной ответственностью "Птицефабрика Акашевская", сельскохозяйственный производственный кооператив "Звениговский", общество с ограниченной ответственностью "Казанское" и другие.
В рамках реализации индивидуальной программы будет осуществляться стимулирование производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (возмещение части затрат, финансовое обеспечение на условиях софинансирования развития молочного скотоводства, семеноводства и переработки сельскохозяйственной продукции). На эти цели в 2024 году будет направлено 352,5 млн. рублей бюджетных средств.
3.4. Строительство
В среднесрочной перспективе прогнозируется сдержанный рост объемов работ по виду деятельности "Строительство" 100,1 - 100,2 процента в сопоставимых ценах, к 2026 году объем работ составит 26,6 млрд. рублей.
Рост объемов строительных работ будет обеспечен за счет строительства и реконструкции социально значимых объектов, объектов дорожной сети, транспортной инфраструктуры, проведения мероприятий по модернизации инженерной инфраструктуры и объектов жилищно-коммунального хозяйства.
В среднесрочном периоде предусматривается:
в сфере здравоохранения - строительство детской поликлиники N 2 государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Йошкар-Олинская детская городская больница имени Л.И. Соколовой";
в сфере культуры - реконструкция домов культуры в муниципальных образованиях в Республике Марий Эл.
В рамках реализации мероприятий по стимулированию жилищного строительства (региональный проект "Жилье") запланированы:
строительство рекреационной зоны по ул. Чернякова между пгт Медведево и г. Йошкар-Олой (2 - 3 этапы);
строительство магистральных сетей водоснабжения к земельным участкам, выделенным для индивидуального жилищного строительства для многодетных семей в дер. Апшакбеляк, г. Йошкар-Ола;
реконструкция систем ливневой канализации г. Йошкар-Олы (Этап 5. Установка локальных очистных сооружений на выпуске ливневой канализации по левому берегу р. М. Кокшага. Прокладка коллектора ливневой канализации по ул. Кирова от бул. Ураева до Сернурского тракта);
строительство подъезда к новому микрорайону жилой застройки по 3-му пер. Чайкиной с выездом по ул. Луначарского в г. Йошкар-Оле.
В рамках реализации регионального проекта "Региональная и местная дорожная сеть" запланирована реконструкция мостового перехода через р. Немда на автомобильной дороге Йошкар-Ола - Уржум и моста через р. Ексейка на автомобильной дороге Оршанка - Пектубаево - Новый Торъял.
Строительство и реконструкция объектов будут осуществляться с привлечением федеральных средств, что предусмотрено в рамках национальных проектов, индивидуальной программы и федеральной адресной инвестиционной программы.
Всего за три года (2024 - 2026 годы) прогнозируется ввести более 1,5 млн. кв. метров общей площади жилья, что будет связано с проведением следующих мероприятий:
обеспечение жилыми помещениями граждан, вставших на учет до 1 января 2005 г. в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а именно ветеранов и инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) ветеранов и инвалидов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов;
обеспечение жильем молодых семей;
ликвидация аварийного жилья.
В 2024 - 2026 годах запланирован ремонт не менее 497 км автомобильных дорог регионального и местного значения в рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги":
автомобильных дорог регионального значения, включенных в опорную сеть, - не менее 54 км;
автомобильных дорог регионального значения, не включенных в опорную сеть, - не менее 422 км;
автомобильных дорог местного значения - не менее 21 км.
Планируется выполнить дорожные работы на участках автомобильных дорог общего пользования республиканского значения, включенных в опорную сеть: Йошкар-Ола - Уржум, Елеево - Мари-Турек - Лопово.
В результате доля автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, на 1 января 2027 г. составит 44,74 процента без выделения дополнительных средств.
3.5. Рынок товаров и услуг
В 2024 году прогнозируется стабильная ситуация на потребительском рынке, а с 2025 года - его устойчивый рост.
Динамика развития потребительского рынка и его структура будут базироваться на основных тенденциях, сложившихся в предыдущие годы, динамике денежных доходов населения и уровне потребительских цен на товары и услуги.
В 2024 - 2026 годах прогнозируется прирост оборота розничной торговли до 3,4 процента в год в сопоставимых ценах, его объем в 2026 году достигнет 161,6 млрд. рублей.
Прирост объема платных услуг населению в среднесрочной перспективе прогнозируется до 2,0 процента в год, его объем в 2026 году достигнет 34,9 млрд. рублей.
Основной задачей развития потребительского рынка остается расширение ассортимента товаров, развитие конкурентной среды для обеспечения условий по снижению цен, поддержка местных товаропроизводителей, повышение качества и безопасности товаров.
В среднесрочной перспективе сохранится тенденция роста сетевого ритейла, который создает дополнительные возможности расширения рынка, позволяет внедрять современные, передовые технологии.
Важное направление на современном рынке розничной торговли - интернет-торговля, удельный вес которой в республике достиг 3,4 процента благодаря широкому развитию в 2022 году.
Для рынка платных услуг населению в прогнозируемом периоде будет характерно формирование конкурентной среды за счет вовлечения в отрасль малого бизнеса, расширение ассортимента услуг, осуществление модернизации социально-культурной сферы.
3.6. Внешнеэкономическая деятельность
В среднесрочном периоде основными торговыми партнерами останутся компании из дружественных стран СНГ и дальнего зарубежья. Среди них Казахстан, Беларусь, Узбекистан, Китай, Таджикистан и Турция.
Объем экспорта Республики Марий Эл к 2026 году достигнет 213,1 млн. долларов США. В структуре экспорта будет преобладать продукция машиностроения.
К 2026 году объем импорта продукции в Республику Марий Эл достигнет 121,5 млн. долларов США. В структуре импорта будет преобладать машиностроительная продукция, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье.
Росту показателей внешнеэкономической деятельности будет способствовать реализация в Республике Марий Эл регионального проекта "Системные меры развития международной кооперации и экспорта" национального проекта "Международная кооперация и экспорт".
3.7. Малое и среднее предпринимательство
Прогноз развития малого и среднего предпринимательства на 2024 год и на период до 2026 года предусматривает создание благоприятного предпринимательского климата и оказание комплексной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и самозанятым гражданам.
По прогнозу количество малых и средних предприятий за три года возрастет на 248 единиц и составит 7,2 тыс. единиц в 2026 году, число занятых на малых и средних предприятиях увеличится до 43 тыс. человек, оборот малых и средних предприятий вырастет на 13,6 процента и составит 240,7 млрд. рублей.
Увеличению показателей способствует реализация мероприятий национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
В Республике Марий Эл внедрена ступенчатая модель поддержки бизнеса: самозанятые (федеральный проект "Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами") - начинающие предприниматели (федеральный проект "Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса") - действующие предприниматели (федеральный проект "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства").
Соответствующие региональные проекты реализуются на территории Республики Марий Эл.
Региональный проект "Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами" предполагает оказание самозанятым гражданам имущественной поддержки, всесторонней поддержки в центре "Мой бизнес", в том числе предоставление им микрозаймов.
Целевым показателем данного регионального проекта является количество самозанятых, зафиксировавших свой статус официально. К 2026 году количество самозанятых составит 21 800 человек.
В рамках регионального проекта "Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса" предусмотрено:
оказание комплекса услуг в центре "Мой бизнес" социальным предприятиям, гражданам, желающим заняться предпринимательской деятельностью, начинающим и действующим предпринимателям;
оказание финансовой поддержки в форме грантов социальным предприятиям на реализацию проектов в сфере социального предпринимательства;
предоставление микрозаймов начинающим предпринимателям.
Ключевыми целевыми показателями регионального проекта являются:
количество граждан, желающих вести бизнес, начинающих и действующих предпринимателей, получивших услуги в центре "Мой бизнес". К концу 2024 года показатель составит не менее 1 184 единиц;
количество социальных предприятий и субъектов малого и среднего предпринимательства, созданных физическими лицами в возрасте до 25 лет включительно, прошедших обучение в центре "Мой бизнес" и (или) получивших гранты. К концу 2024 года показатель составит не менее 110 единиц.
Региональный проект "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" содержит комплекс мер по поддержке уже действующих предпринимателей региона:
предоставление микрозаймов и поручительств предпринимателям региона;
оказание действующим предпринимателям комплекса услуг в центре "Мой бизнес";
содействие выходу субъектов малого и среднего предпринимательства региона на внешние рынки при участии центра поддержки экспорта;
создание технопарка.
Основными целевыми показателями регионального проекта являются:
количество действующих микрозаймов, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства. К концу 2024 года показатель составит не менее 487 единиц;
объем финансовой поддержки, оказанной субъектам малого и среднего предпринимательства, при гарантийной поддержке региональной гарантийной организации. К концу 2024 года показатель составит не менее 500 млн. рублей;
количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших комплексные услуги в центре "Мой бизнес". К концу 2024 года показатель составит не менее 300 единиц;
ежегодный объем экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших поддержку в центре поддержки экспорта. К концу 2024 года показатель составит не менее 7,8 млн. долларов США.
3.8. Инвестиции
В 2024 - 2026 годах при условии стабильной экономической ситуации, увеличения инвестиционной активности прогнозируется рост инвестиций - 102,9 - 103,9 процента в сопоставимых ценах. В 2026 году объем инвестиций в основной капитал возрастет до 59,6 млрд. рублей.
Увеличение инвестиционной активности прогнозируется за счет роста бюджетных инвестиций в основной капитал и увеличения инвестиций за счет собственных и привлеченных средств организаций.
По прогнозу инвестиции в основной капитал (без бюджетных средств) на душу населения возрастут за три года на 32,9 процента и составят 78,8 тыс. рублей в 2026 году.
Основная доля инвестиций в основной капитал прогнозируется в обрабатывающих производствах и сельском хозяйстве, строительстве, транспортировке и хранении, а также в отраслях социальной сферы.
В республике реализуются и (или) планируются к реализации инвестиционные проекты, из которых наиболее крупные:
в промышленности:
"Технологическое перевооружение производства металлокерамических корпусов для современных интегральных микросхем" (инициатор - акционерное общество "Завод полупроводниковых приборов");
"Модернизация перерабатывающего производства" (инициатор - акционерное общество "Йошкар-Олинский мясокомбинат");
"Разработка, сертификация и серийное производство модульной энергетической установки на базе крупнотоннажного рефрижераторного контейнера, размещенного в железнодорожной платформе" (инициатор - акционерное общество "Красногорский комбинат автофургонов");
"Техническое перевооружение производства" (инициатор - акционерное общество "Волжский электромеханический завод");
в сельском хозяйстве:
"Строительство репродукторов II порядка для содержания и производства родительского стада и выращивание ремонтного молодняка" (инициатор - общество с ограниченной ответственностью "Птицефабрика Акашевская");
"Строительство животноводческих комплексов" (инициатор - закрытое акционерное общество Племзавод "Семеновский");
"Создание объектов семеноводства" (инициатор - акционерное общество племзавод "Шойбулакский");
"Развитие семеноводства, в том числе модернизация объектов семеноводства" (инициатор - общество с ограниченной ответственностью "Казанское");
"Создание животноводческой молочной фермы" (инициатор - сельскохозяйственный потребительский кооператив "Звениговский");
в образовании:
"Строительство общеобразовательной школы с дополнительным обучением по IT-специальностям" (инициатор - благотворительный фонд развития образования "Царев город");
в туризме:
"Туристско-рекреационный комплекс "Вудлэнд" (инициатор - общество с ограниченной ответственностью "Форест").
3.9. Финансовые результаты деятельности организаций
На основе умеренно оптимистичного прогноза развития основных отраслей экономики в 2024 - 2026 годах спрогнозирован финансовый положительный результат деятельности организаций.
Прибыль организаций в 2024 году прогнозируется в сумме 29,7 млрд. рублей с темпом роста к оценке 2023 года на 4,2 процента, в 2025 году - 30,6 млрд. рублей (рост - на 3,3 процента к предыдущему году), в 2026 году - 31,8 млрд. рублей (рост - на 3,9 процента).
Наибольшая сумма прибыли будет обеспечена организациями, расположенными в центрах экономического роста республики, - городском округе "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл - 59,4 процента от суммы прибыли прибыльных организаций в республике, городском округе "Город Волжск" Республики Марий Эл - 19,8 процента, Медведевском муниципальном районе Республики Марий Эл - 5,4 процента, городском округе "Город Козьмодемьянск" Республики Марий Эл - 4,5 процента.
3.10. Демографические тенденции, занятость и уровень жизни населения
Прогноз численности постоянного населения республики на среднесрочную перспективу разработан с учетом численности населения на начало 2023 года и изменения его возрастной структуры.
Среднегодовая численность населения республики в 2024 году по прогнозу составит 668,4 тыс. человек, в 2025 - 2026 годах снижение численности населения будет постепенно замедляться.
Улучшению демографических показателей будет способствовать реализация государственной программы Республики Марий Эл "Развитие здравоохранения", национальных проектов "Демография" и "Здравоохранение", направленных на снижение смертности населения от болезней кровообращения, онкологических заболеваний, туберкулеза, дорожно-транспортных происшествий.
В 2024 - 2026 годах прогнозируется увеличение рождаемости (в среднем на 1,6 процента в год), обусловленное такими мерами стимулирования рождаемости, как совершенствование оказания медицинской помощи матерям и детям, социальная поддержка многодетных семей, выплата материнского капитала, предоставление на безвозмездной основе земельных участков под строительство жилого дома при рождении третьего (или последующего) ребенка, государственная поддержка граждан, имеющих детей, а именно назначение и выплата государственных пособий и компенсаций.
Основные меры по снижению смертности населения в среднесрочном периоде будут направлены на совершенствование организации медицинской помощи и повышение ее доступности, профилактику социально значимых заболеваний, предотвращение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий, своевременное выявление на ранних стадиях и лечение заболеваний, угрожающих жизни и здоровью населения.
За счет указанных мер по прогнозу коэффициент естественной убыли населения будет постепенно снижаться и составит в 2026 году 3,1 на 1 000 человек (оценка 2023 года - 4,0).
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, по оценке 2023 года, составит 72,7 года и к 2026 году увеличится до 74,1 года.
В 2024 - 2026 годах сохранится миграционный прирост населения в пределах 0,02 - 0,1 тыс. человек в год.
К концу прогнозного периода численность трудовых ресурсов Республики Марий Эл (по балансу трудовых ресурсов) составит 350,8 тыс. человек.
Доля занятых в экономике в 2024 - 2026 годах останется на уровне 76 процентов от общей численности трудовых ресурсов.
В среднесрочной перспективе среднесписочная численность работников организаций республики будет иметь тенденцию к снижению и к концу 2026 года составит 167,4 тыс. человек, что обусловлено снижением численности трудоспособного населения в республике, а также технической модернизацией производства ведущими предприятиями.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2022 г. N 2309 в 2023 году в Республике Марий Эл реализуются дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда, а также комплекс мероприятий, направленных на ликвидацию дефицита кадров организаций оборонно-промышленного комплекса, утвержденный распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 25 мая 2023 г. N 533-р.
В 2024 - 2026 годах ситуация в сфере занятости предполагает сохранение уровня регистрируемой безработицы.
В среднесрочном периоде на фоне положительной динамики развития основных отраслей экономики и повышения минимального размера оплаты труда прогнозируется повышение среднемесячной заработной платы работающих на 5,7 - 6,6 процента.
Среднемесячная заработная плата работающих вырастет с 50,3 тыс. рублей в 2024 году до 56,4 тыс. рублей в 2026 году.
Среднедушевые денежные доходы населения республики увеличатся с 31,2 тыс. рублей в 2024 году до 34,9 тыс. рублей в 2026 году. Рост среднедушевых денежных доходов будет обеспечен в основном за счет увеличения оплаты труда и индексации пенсионных выплат.
Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2022 году составила 16,3 процента, в последующие годы прогнозируется снижение ее величины до 12,5 процента в 2026 году.
В целях уменьшения численности населения с доходами ниже региональной величины прожиточного минимума в Республике Марий Эл сформирована и постоянно совершенствуется законодательная база, позволяющая комплексно решать проблемы государственной поддержки материнства и детства, повышения качества жизни семей с детьми, реализуется система мер социальной поддержки, направленная на увеличение доходов населения. На сегодняшний день практически все меры социальной поддержки предоставляются по принципам адресности и нуждаемости.
С 1 января 2021 г. порядок определения величины прожиточного минимума в Республике Марий Эл регламентируется Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".
В 2023 году величина прожиточного минимума составляет 12 650 рублей. По прогнозу к концу 2026 года она увеличится до 16 430 рублей.
В Республике Марий Эл реализуется региональная программа "Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума" на 2021 - 2030 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Марий Эл от 22 января 2021 г. N 15. Программа направлена на создание условий для сокращения численности населения Республики Марий Эл, живущего за чертой бедности.
3.11. Основные параметры государственных программ Республики Марий Эл
Государственные программы Республики Марий Эл это документы стратегического планирования, содержащие комплекс планируемых мероприятий (результатов), взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих достижение приоритетов и целей государственной политики по соответствующим направлениям социально-экономического развития Республики Марий Эл.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 21 июня 2023 г. N 277 "О системе управления государственными программами Республики Марий Эл" с 1 января 2024 г. осуществляется перевод государственных программ Республики Марий Эл на новую систему управления государственными программами с учетом синхронизации с процессами разработки и реализации государственных программ Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 5 мая 2023 г. N 446-р утвержден перечень государственных программ Республики Марий Эл до 2030 года, включающий 28 государственных программ Республики Марий Эл по трем направлениям: "Новое качество жизни" (15 программ), "Инновационное развитие и модернизация экономики" (9 программ) и "Эффективное государство" (4 программы).
В соответствии с пунктом 31 Положения о системе управления государственными программами Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 21 июня 2023 г. N 277 (далее - Положение), по каждой из государственных программ постановлениями Правительства Республики Марий Эл утверждены стратегические приоритеты: оценка текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития, описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы, сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации, задачи государственного управления, способы их решения.
В соответствии с пунктом 3 Положения органами исполнительной власти Республики Марий Эл - ответственными исполнителями государственных программ - разработаны паспорта государственных программ и их структурных элементов.
Паспорта государственных программ и их структурных элементов утверждены протокольными решениями проектных комитетов (управляющих советов) по соответствующим государственным программам и региональным проектам, которые образованы в соответствии с пунктом 33 Положения.
Перечень государственных программ Республики Марий Эл представлен в таблице N 1.
Таблица N 1
Перечень
государственных программ Республики Марий Эл
|
Наименование государственной программы Республики Марий Эл |
Информация об утверждении государственной программы Республики Марий Эл |
1 |
2 |
3 |
1. |
"Развитие здравоохранения" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 декабря 2012 г. N 492 (в редакции постановления Правительства Республики Марий Эл от 1 августа 2023 г. N 367) |
2. |
"Развитие образования" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 ноября 2012 г. N 452 |
3. |
"Социальная поддержка граждан" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 ноября 2012 г. N 450 (в редакции постановления Правительства Республики Марий Эл от 27 сентября 2023 г. N 461) |
4. |
"Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Марий Эл" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 25 декабря 2012 г. N 475 |
5. |
"Содействие занятости населения" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 3 октября 2012 г. N 382 (в редакции постановления Правительства Республики Марий Эл от 5 сентября 2023 г. N 424) |
6. |
"Защита населения и территории Республики Марий Эл от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 14 сентября 2012 г. N 350 (в редакции постановления Правительства Республики Марий Эл от 19 сентября 2023 г. N 442) |
7. |
"Культура Марий Эл" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 16 ноября 2012 г. N 427 |
8. |
"Архивное дело в Республике Марий Эл" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 17 декабря 2012 г. N 467 (в редакции постановления Правительства Республики Марий Эл от 18 октября 2023 г. N 500) |
9. |
"Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 15 октября 2012 г. N 398 (в редакции постановления Правительства Республики Марий Эл от 11 октября 2023 г. N 494) |
10. |
"Развитие физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики в Республике Марий Эл" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 ноября 2012 г. N 449 (в редакции постановления Правительства Республики Марий Эл от 27 сентября 2023 г. N 462) |
11. |
"Ветеринарное благополучие Республики Марий Эл" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 28 ноября 2012 г. N 437 |
12. |
"Экономическое развитие и инвестиционная деятельность" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2012 г. N 326 (в редакции постановления Правительства Республики Марий Эл от 28 августа 2023 г. N 405) |
13. |
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 1 ноября 2012 г. N 406 (в редакции постановления Правительства Республики Марий Эл от 25 августа 2023 г. N 404) |
14. |
"Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 ноября 2012 г. N 453 (в редакции постановления Правительства Республики Марий Эл от 15 сентября 2023 г. N 435) |
15. |
"Цифровая трансформация государственного управления в Республике Марий Эл на 2022 - 2025 годы" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 ноября 2021 г. N 507 (в редакции постановления Правительства Республики Марий Эл от 13 сентября 2023 г. N 431) |
16. |
"Развитие дорожного хозяйства" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 28 декабря 2018 г. N 520 (в редакции постановления Правительства Республики Марий Эл от 11 октября 2023 г. N 493) |
17. |
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Марий Эл |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 20 ноября 2012 г. N 428 (в редакции постановления Правительства Республики Марий Эл от 26 сентября 2023 г. N 456) |
18. |
"Развитие лесного хозяйства Республики Марий Эл" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 ноября 2012 г. N 451 (в редакции постановления Правительства Республики Марий Эл от 26 сентября 2023 г. N 457) |
19. |
"Управление государственными финансами и государственным долгом Республики Марий Эл" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 20 ноября 2012 г. N 429 (в редакции постановления Правительства Республики Марий Эл от 1 августа 2023 г. N 366) |
20. |
"Управление имуществом государственной собственности Республики Марий Эл" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 ноября 2012 г. N 445 (в редакции постановления Правительства Республики Марий Эл от 21 сентября 2023 г. N 445) |
21. |
"Юстиция в Республике Марий Эл" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 ноября 2012 г. N 446 (в редакции постановления Правительства Республики Марий Эл от 15 сентября 2023 г. N 434) |
22. |
"Государственная национальная политика Республики Марий Эл" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 8 октября 2012 г. N 387 (в редакции постановления Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2023 г. N 415) |
23. |
"Развитие транспортного комплекса" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 29 марта 2019 г. N 81 (в редакции постановления Правительства Республики Марий Эл от 15 сентября 2023 г. N 433) |
24. |
"Патриотическое воспитание граждан и допризывная подготовка молодежи к военной службе" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 10 октября 2016 г. N 440 (в редакции постановления Правительства Республики Марий Эл от 11 октября 2023 г. N 491) |
25. |
"Профилактика правонарушений на территории Республики Марий Эл" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 22 февраля 2017 г. N 84 (в редакции постановления Правительства Республики Марий Эл от 19 сентября 2023 г. N 439) |
26. |
"Формирование современной городской среды на территории Республики Марий Эл" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 19 сентября 2017 г. N 380 |
27. |
"Комплексное развитие сельских территорий" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 19 декабря 2019 г. N 398 |
28. |
"Молодежь Марий Эл" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 11 октября 2023 г. N 490 |
3.12. Изменение основных показателей прогноза социально-экономического развития Республики Марий Эл
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в пояснительной записке к прогнозу социально-экономического развития приводится сопоставление параметров прогноза с ранее утвержденными параметрами.
Основные показатели прогноза социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов по сравнению с основными показателями прогноза социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов предполагают более оптимистичный вариант развития по большинству базовых отраслей экономики.
Более сдержанные темпы роста на 2023 - 2025 годы приняты по объему работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", объему инвестиций в основной капитал, обороту розничной торговли. По сравнению с прогнозом на 2023 - 2025 годы заложен больший индекс потребительских цен на товары и услуги, что соответствует общероссийским тенденциям.
Изменение основных показателей прогноза социально-экономического развития Республики Марий Эл представлено в таблице N 2.
Таблица N 2
Изменение основных показателей
прогноза социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов по сравнению с основными показателями прогноза социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
Показатель |
2023 год |
Отклонение |
2024 год |
Отклонение |
2025 год |
Отклонение |
|||
по прогнозу на 2023 - 2025 годы |
по прогнозу на 2024 - 2026 годы |
по прогнозу на 2023 - 2025 годы |
по прогнозу на 2024 - 2026 годы |
по прогнозу на 2023 - 2025 годы |
по прогнозу на 2024 - 2026 годы |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Индекс потребительских цен на товары и услуги на конец года, в процентах к декабрю предыдущего года |
107,1 |
107,5 |
+0,4 |
104,0 |
104,5 |
+0,5 |
104,0 |
104,0 |
0 |
Индекс физического объема валового регионального продукта, процентов |
101,2 |
103,0 |
+1,8 |
103,0 |
103,0 |
0 |
103,1 |
103,2 |
+0,1 |
Индекс промышленного производства, процентов |
101,8 |
114,6 |
+12,8 |
103,2 |
104,2 |
+1 |
103,3 |
104,5 |
+1,2 |
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, процентов |
102,5 |
102,7 |
0,2 |
103,3 |
102,9 |
-0,4 |
104,0 |
103,6 |
-0,4 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства, процентов |
100,3 |
100,5 |
+0,2 |
100,3 |
100,8 |
+0,5 |
100,3 |
100,8 |
+0,5 |
Индекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", процентов |
103,0 |
100,0 |
-3,0 |
103,1 |
100,2 |
-2,9 |
102,2 |
100,2 |
-2,0 |
Индекс физического оборота розничной торговли, процентов |
101,0 |
105,0 |
+4,0 |
102,0 |
103,1 |
+1,1 |
102,5 |
103,2 |
+0,7 |
Прибыль прибыльных крупных и средних организаций, млн. рублей |
15 953,3 |
21 679,1 |
+5 725,8 |
16 364,0 |
22 608,1 |
+6 244,1 |
16 943,5 |
23 347,2 |
+6 403,7 |
Начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника, рублей |
42 612,0 |
47 200,0 |
+4 588,0 |
45 360,0 |
50 304,0 |
+4 944,0 |
48 122,0 |
53 303,0 |
+5 181,0 |
Денежные доходы в расчете на душу населения (в месяц), рублей |
28 710,0 |
28 920,0 |
+210,0 |
30 780,0 |
31 174,0 |
+394,0 |
33 030,0 |
33 034,0 |
+4,0 |
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. метров |
469,0 |
435,8 |
-33,2 |
526,0 |
526,0 |
0 |
526,0 |
526,0 |
0 |
Приложение
к прогнозу социально-экономического
развития Республики Марий Эл на 2024 год
и на плановый период 2025 и 2026 годов
Основные показатели
прогноза социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
Показатель |
2022 год отчет |
2023 год оценка |
Прогноз * |
|||||
2024 год |
2025 год |
2026 год |
||||||
вариант I |
вариант II |
вариант I |
вариант II |
вариант I |
вариант II |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. Демографические показатели | ||||||||
Численность постоянного населения (в среднегодовом исчислении), тыс. человек |
674,3 |
671,0 |
668,0 |
668,4 |
666,0 |
666,3 |
663,9 |
664,3 |
Численность населения (на 1 января года), тыс. человек |
676,4 |
672,3 |
669,2 |
669,6 |
667,1 |
667,3 |
664,9 |
665,3 |
Численность населения трудоспособного возраста (на 1 января года), тыс. человек |
372,7 |
370,1 |
368,1 |
368,8 |
366,3 |
366,4 |
364,9 |
365,2 |
Численность населения старше трудоспособного возраста (на 1 января года), тыс. человек |
165,7 |
170,8 |
171,0 |
170,8 |
171,2 |
170,9 |
171,4 |
171,0 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, число лет |
71,9 |
72,7 |
73,2 |
73,2 |
73,8 |
73,8 |
74,1 |
74,1 |
Коэффициент естественного прироста населения, на 1000 человек населения |
-4,4 |
-4,0 |
-3,9 |
-3,6 |
-3,6 |
-3,4 |
-3,3 |
-3,1 |
Миграционный прирост (убыль), тыс. человек |
-1,10 |
0,02 |
0,01 |
0,07 |
0,02 |
0,10 |
0,05 |
0,07 |
2. Валовой региональный продукт | ||||||||
Валовой региональный продукт, млн. рублей |
234 165,0 |
247 709,0 |
262 806,0 |
267 130,0 |
276 963,0 |
281 571,0 |
293 047,0 |
298 308,0 |
индекс физического объема валового регионального продукта, в процентах к предыдущему году |
99,5 |
103,0 |
102,5 |
103,0 |
102,7 |
103,2 |
102,9 |
103,3 |
3. Промышленное производство | ||||||||
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, млн. рублей |
212 484,8 |
247 343,6 |
259 710,8 |
271 335,9 |
268 297,0 |
279 476,0 |
285 199,7 |
297 083,0 |
индекс промышленного производства, в процентах к предыдущему году |
95,6 |
114,6 |
103,8 |
104,2 |
104,1 |
104,5 |
104,4 |
104,8 |
в том числе по видам экономической деятельности: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Добыча полезных ископаемых |
|
|
|
|
|
|
|
|
Объем отгруженной продукции (работ, услуг), млн. рублей |
616,9 |
688,7 |
754,0 |
787,7 |
778,9 |
811,4 |
828,0 |
862,5 |
индекс промышленного производства, в процентах к предыдущему году |
121,0 |
95,6 |
100,0 |
101,3 |
100,1 |
101,6 |
100,3 |
102,0 |
Обрабатывающие производства |
|
|
|
|
|
|
|
|
Объем отгруженной продукции (работ, услуг), млн. рублей |
193 127,8 |
225 959,5 |
236 051,5 |
246 617,6 |
243 855,5 |
254 016,2 |
259 218,4 |
270 019,2 |
индекс промышленного производства, в процентах к предыдущему году |
96,3 |
116,9 |
104,0 |
105,4 |
104,3 |
105,6 |
104,7 |
105,8 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
|
|
|
|
|
|
|
|
Объем отгруженной продукции (работ, услуг), млн. рублей |
13 814,5 |
15 423,3 |
16 884,9 |
17 640,6 |
17 443,1 |
18 169,9 |
18 542,0 |
19 314,6 |
индекс промышленного производства, в процентах к предыдущему году |
96,9 |
101,4 |
100,2 |
101,1 |
100,5 |
101,9 |
100,7 |
102,3 |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
|
|
|
|
|
|
|
|
Объем отгруженной продукции (работ, услуг), млн. рублей |
4 925,7 |
5 272,1 |
6 020,4 |
6 289,9 |
6 219,5 |
6 478,6 |
6 611,3 |
6 886,8 |
индекс промышленного производства, в процентах к предыдущему году |
68,3 |
100,0 |
100,0 |
100,6 |
100,2 |
101,0 |
100,3 |
101,0 |
4. Сельское хозяйство | ||||||||
Продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств, млн. рублей |
58 147,4 |
60 044,2 |
64 381,2 |
64 710,3 |
67 012,2 |
67 953,8 |
69 861,0 |
71 196,3 |
индекс производства продукции сельского хозяйства, в процентах к предыдущему году |
105,8 |
100,5 |
100,1 |
100,8 |
100,2 |
100,8 |
100,1 |
100,6 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Продукция растениеводства, млн. рублей |
18 727,7 |
17 790,0 |
19 445,9 |
19 621,8 |
20 232,6 |
20 801,7 |
21 070,6 |
21 793,9 |
индекс производства продукции растениеводства, в процентах к предыдущему году |
126,4 |
95,9 |
100,0 |
100,3 |
100,1 |
100,4 |
100,0 |
100,4 |
Продукция животноводства, млн. рублей |
39 419,7 |
42 254,2 |
44 935,3 |
45 088,5 |
46 779,6 |
47 152,1 |
48 790,4 |
49 402,4 |
индекс производства продукции животноводства, в процентах к предыдущему году |
97,5 |
102,2 |
100,1 |
101,3 |
100,2 |
101,2 |
100,1 |
101,1 |
Продукция сельскохозяйственных организаций, млн. рублей |
40 966,0 |
42 779,1 |
45 848,2 |
46 082,7 |
47 735,4 |
48 406,2 |
48 973,4 |
50 876,0 |
индекс производства продукции сельскохозяйственных организаций, в процентах к предыдущему году |
105,7 |
101,7 |
100,1 |
100,8 |
100,2 |
100,8 |
100,2 |
101,0 |
5. Строительство | ||||||||
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", млн. рублей |
23 147,4 |
23 726,0 |
24 532,5 |
24 916,7 |
25 244,0 |
25 765,5 |
26 001,3 |
26 590,8 |
индекс физического объема работ, в процентах к предыдущему году |
78,4 |
100,0 |
100,0 |
100,2 |
100,0 |
100,2 |
100,0 |
100,1 |
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. метров общей площади |
435,8 |
435,8 |
478,0 |
526,0 |
478,0 |
526,0 |
478,0 |
526,0 |
темп роста, в процентах к предыдущему году |
117,2 |
100,0 |
109,7 |
120,7 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
6. Торговля и услуги населению | ||||||||
Индекс потребительских цен на товары и услуги |
|
|
|
|
|
|
|
|
декабрь к декабрю предыдущего года, в процентах |
113,0 |
107,5 |
104,8 |
104,5 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
в среднем за год, в процентах к предыдущему году |
114,3 |
107,0 |
106,9 |
106,2 |
104,4 |
104,3 |
104,0 |
104,0 |
Оборот розничной торговли, млн. рублей |
117 081,0 |
129 000,0 |
139 310,0 |
139 450,0 |
149 735,0 |
150 040,0 |
161 095,0 |
161 580,0 |
индекс физического оборота розничной торговли, в процентах к предыдущему году |
93,1 |
105,0 |
103,0 |
103,1 |
103,0 |
103,2 |
103,2 |
103,4 |
Объем платных услуг населению, млн. рублей |
27 108,0 |
29 140,0 |
30 903,0 |
31 030,0 |
32 602,0 |
32 866,0 |
34 498,0 |
34 915,0 |
индекс физического объема платных услуг населению, в процентах к предыдущему году |
99,5 |
97,5 |
100,6 |
101,5 |
101,0 |
101,5 |
101,5 |
102,0 |
7. Внешнеэкономическая деятельность | ||||||||
Экспорт товаров, млн. долларов США |
209,4 |
206,7 |
206,8 |
209,9 |
207,9 |
210,9 |
209,9 |
213,1 |
Импорт товаров, млн. долларов США |
119,9 |
123,2 |
117,3 |
119,3 |
118,3 |
120,4 |
119,5 |
121,5 |
8. Малое и среднее предпринимательство | ||||||||
Количество малых и средних предприятий, включая микропредприятия (на конец года), единиц |
6 978 |
7 000 |
7 070 |
7 105 |
7 140 |
7 176 |
7211 |
7 248 |
Средняя численность работников (без внешних совместителей), занятых на малых и средних предприятиях (с учетом микропредприятий), тыс. человек |
41,4 |
42,4 |
42,5 |
42,6 |
42,6 |
42,8 |
42,7 |
43,0 |
Оборот малых и средних предприятий (с учетом микропредприятий), млн. рублей |
205 774,8 |
211 948,1 |
218 306,5 |
222 545,5 |
224 855,7 |
231 447,3 |
231 601,4 |
240 705,2 |
9. Инвестиции | ||||||||
Инвестиции в основной капитал, млн. рублей |
42 428,8 |
46 625,6 |
48 762,0 |
50 378,3 |
51 829,9 |
54 746,9 |
55 333,5 |
59 600,1 |
индекс физического объема инвестиций в основной капитал, в процентах к предыдущему году |
93,9 |
102,7 |
100,5 |
102,9 |
102,4 |
103,6 |
103,1 |
103,9 |
Инвестиции в основной капитал (без бюджетных средств) на душу населения, тыс. рублей |
53,9 |
59,2 |
63,5 |
65,0 |
69,2 |
72,7 |
74,2 |
78,7 |
Удельный вес инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте, в процентах |
18,1 |
18,8 |
18,6 |
18,9 |
18,7 |
19,4 |
19,0 |
20,1 |
10. Финансовые результаты деятельности организаций | ||||||||
Прибыль прибыльных организаций, млн. рублей |
25 755,8 |
28 460,6 |
29542,1 |
29 657,5 |
30 398,8 |
30 621,8 |
31 493,2 |
31 808,3 |
в том числе крупных и средних организаций, млн. рублей |
19 534,9 |
21 679,1 |
22 524,6 |
22 608,1 |
23 200,3 |
23 347,2 |
24 081,9 |
24 310,2 |
11. Денежные доходы населения | ||||||||
Денежные доходы в расчете на душу населения (в месяц), рублей |
25 497,0 |
28 920,0 |
31 070,0 |
31 174,0 |
32 794,0 |
33 034,0 |
34515,0 |
34 940,0 |
темп роста, в процентах к предыдущему году |
110,0 |
113,4 |
107,4 |
107,8 |
105,5 |
106,0 |
105,2 |
105,8 |
Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году |
96,3 |
106,0 |
100,5 |
101,5 |
101,1 |
101,6 |
101,2 |
101,7 |
Фонд заработной платы, млн. рублей |
83 519,4 |
95 636,3 |
100 854,8 |
101 475,6 |
105 869,8 |
107 399,4 |
111 028,8 |
113 237,8 |
Начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника, рублей |
40 712,9 |
47 200,0 |
50 127,0 |
50 304,0 |
52 883,0 |
53 303,0 |
55 739,0 |
56 359,0 |
темп роста, в процентах к предыдущему году |
114,7 |
115,9 |
106,2 |
106,6 |
105,5 |
106,0 |
105,4 |
105,7 |
Реальная заработная плата, в процентах к предыдущему году |
100,4 |
108,3 |
101,3 |
102,0 |
101,4 |
101,9 |
101,3 |
101,6 |
Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности), рублей |
33 055,0 |
38 175,0 |
40 466,0 |
40 733,0 |
42 489,0 |
43 218,0 |
44 784,0 |
45 811,0 |
темп роста, в процентах к предыдущему году |
111,8 |
115,5 |
106,0 |
106,7 |
105,0 |
106,2 |
105,4 |
106,0 |
Прожиточный минимум в среднем на душу населения (в среднем за год), рублей |
12 250 |
12 650 |
13 599 |
13 599 |
14 892 |
14 892 |
16 430 |
16 430 |
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения, в процентах |
16,3 |
14,8 |
14,5 |
13,3 |
14,0 |
13,0 |
13,5 |
12,5 |
12. Труд и занятость | ||||||||
Численность рабочей силы, тыс. человек |
323,3 |
321,7 |
319,4 |
321,0 |
319,1 |
320,7 |
318,0 |
319,6 |
Численность трудовых ресурсов - всего, тыс. человек, в том числе: |
354,5 |
353,5 |
350,7 |
352,5 |
350,1 |
351,9 |
349,0 |
350,8 |
трудоспособное население в трудоспособном возрасте, тыс. человек |
326,7 |
326,0 |
323,5 |
325,2 |
323,3 |
324,9 |
322,6 |
324,2 |
иностранные трудовые мигранты, тыс. человек |
0,8 |
0,9 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
численность лиц старше трудоспособного возраста и подростков, занятых в экономике, тыс. человек |
27,0 |
26,6 |
26,2 |
26,3 |
25,9 |
26,0 |
25,5 |
25,6 |
Численность занятых в экономике - всего, тыс. человек, в том числе по разделам ОКВЭД: |
268,3 |
267,9 |
265,8 |
267,1 |
265,6 |
266,9 |
265,0 |
266,3 |
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство, тыс. человек |
25,8 |
25,6 |
25,4 |
25,5 |
25,3 |
25,4 |
25,1 |
25,3 |
добыча полезных ископаемых, тыс. человек |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
обрабатывающие производства, тыс. человек |
56,9 |
56,5 |
56,6 |
56,9 |
57,1 |
57,4 |
57,7 |
58,0 |
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха, тыс. человек |
6,8 |
7,3 |
7,2 |
7,3 |
7,2 |
7,2 |
7,2 |
7,2 |
водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений, тыс. человек |
3,3 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,4 |
3,5 |
строительство, тыс. человек |
19,9 |
20,2 |
20,0 |
20,1 |
19,9 |
20,0 |
19,8 |
19,9 |
торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов, тыс. человек |
40,1 |
40,1 |
39,9 |
40,1 |
39,9 |
40,1 |
40,0 |
40,2 |
транспортировка и хранение, тыс. человек |
15,7 |
15,8 |
15,7 |
15,8 |
15,8 |
15,8 |
15,8 |
15,9 |
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания, тыс. человек |
5,7 |
6,0 |
6,3 |
6,3 |
6,6 |
6,6 |
6,8 |
6,9 |
деятельность в области информации и связи, тыс. человек |
4,6 |
4,6 |
4,6 |
4,6 |
4,6 |
4,6 |
4,6 |
4,6 |
деятельность финансовая и страховая, тыс. человек |
3,1 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
2,9 |
2,9 |
2,8 |
2,8 |
деятельность по операциям с недвижимым имуществом, тыс. человек |
5,8 |
5,8 |
5,8 |
5,8 |
5,8 |
5,8 |
5,8 |
5,9 |
деятельность профессиональная, научная и техническая, тыс. человек |
3,8 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги, тыс. человек |
3,8 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение, тыс. человек |
18,2 |
18,2 |
18,1 |
18,2 |
18,0 |
18,1 |
18,0 |
18,1 |
образование, тыс. человек |
25,1 |
25,1 |
25,0 |
25,1 |
25,0 |
25,1 |
25,0 |
25,2 |
деятельность в области здравоохранения и социальных услуг, тыс. человек |
18,7 |
18,6 |
18,4 |
18,5 |
18,4 |
18,5 |
18,3 |
18,4 |
деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений, тыс. человек |
4,5 |
4,3 |
4,3 |
4,3 |
4,3 |
4,3 |
4,3 |
4,3 |
предоставление прочих видов услуг, тыс. человек |
5,8 |
5,7 |
4,5 |
4,6 |
4,0 |
4,0 |
2,8 |
2,8 |
Численность населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике, тыс. человек |
86,2 |
85,6 |
84,9 |
85,4 |
84,5 |
85,0 |
84,1 |
84,5 |
Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда), в процентах |
3,6 |
3,7 |
3,8 |
3,7 |
3,7 |
3,6 |
3,6 |
3,5 |
Общая численность безработных (по методологии Международной организации труда), тыс. человек |
11,7 |
11,8 |
12,2 |
11,8 |
11,9 |
11,6 |
11,5 |
11,2 |
Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года), в процентах |
0,57 |
0,62 |
0,80 |
0,70 |
0,80 |
0,65 |
0,80 |
0,65 |
Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости (на конец года), тыс. человек |
1,9 |
2,0 |
2,6 |
2,2 |
2,6 |
2,1 |
2,6 |
2,1 |
Среднесписочная численность работников организаций, тыс. человек |
171,0 |
168,8 |
167,7 |
168,1 |
166,8 |
167,9 |
166,0 |
167,4 |
------------------------------
* Вариант I (консервативный) исходит из менее благоприятного сценария развития экономики в условиях применения санкционного режима.
Вариант II (базовый) предполагает более быструю адаптацию экономики к новым условиям и переход к восстановительному росту.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 октября 2023 г. N 528 "О прогнозе социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"
Вступает в силу с 11 ноября 2023 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал Республики Марий Эл (марийэл.рф) 31 октября 2023 г.
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 31 октября 2023 г. N 1200202310310001
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 24 июля 2024 г. N 270
Изменения вступают в силу с 5 августа 2024 г.