МКС 45.080
Дата введения - 1 февраля 2024 г.
Предисловие. Пункт 1 изложить в новой редакции: "1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (АО "ВНИИЖТ")".
Содержание. Наименование раздела 4 изложить в новой редакции:
"4 Классификация";
дополнить словами:
"Приложение Б (справочное) Метод испытания подкладок на выносливость под действием циклических нагрузок".
Раздел 1 изложить в новой редакции:
"Настоящий стандарт распространяется на подкладки раздельных промежуточных рельсовых скреплений железнодорожного пути общего и необщего пользования".
Раздел 2. Исключить ссылку: "ГОСТ 14019 Материалы металлические. Метод испытания на изгиб";
заменить ссылку: "ГОСТ 18321-73" на "ГОСТ 18321 *";
дополнить сноской *:
"-----------------------------
*В Российской Федерации действует ГОСТ Р 50779.12-2021 "Статистические методы. Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции".
-----------------------------;
ГОСТ 7566. Заменить слово: "Приемка" на "Правила приемки";
дополнить ссылками:
"ГОСТ 166 (ИСО 3599-76) Штангенциркули. Технические условия
ГОСТ 380 Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки
ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды".
Раздел 3 дополнить пунктом 3.7:
"3.7 гамма-процентная наработка (ресурс) до отказа (-процентная наработка): Наработка (в млн т брутто) пропущенного тоннажа партии подкладок при полигонных испытаниях, в течение которой не возникает отказа подкладок с вероятностью , выраженной в процентах".
Раздел 4 изложить в новой редакции:
"4 Классификация
4.1 Подкладки раздельного скрепления подразделяют:
а) по типам:
- КБ 65 - для скрепления с рельсами Р65 и Р75 на железобетонных шпалах;
- КБ 50 - для скрепления с рельсами Р50 на железобетонных шпалах;
- КД 65 - для скрепления с рельсами Р65 и Р75 на деревянных шпалах, обеспечивающие подуклонку рельсовых нитей внутрь колеи;
- КД 50 - для скрепления с рельсами Р50 на деревянных шпалах, обеспечивающие подуклонку рельсовых нитей внутрь колеи;
- СК 65 - для скрепления со стрелочными переводами на деревянных шпалах и брусьях в конструкциях железнодорожного пути рельсов Р65 и Р75, не предусматривающие подуклонку рельсовых нитей;
- СК 50 - для скрепления со стрелочными переводами на деревянных шпалах и брусьях в конструкциях железнодорожного пути рельсов Р50, не предусматривающие подуклонку рельсовых нитей;
б) по точности изготовления, отклонению от геометрической формы и допустимым дефектам поверхности:
- нормальной точности - подкладки типа КБ 65 исполнения 1, типов КД 65, КД 50, СК 65, СК 50;
- повышенной точности - подкладки типа КБ 65 исполнения 2.
4.2 Примеры условных обозначений
Подкладка исполнения 1 типа КБ 65 нормальной точности изготовления по ГОСТ 16277-2016:
Подкладка 1КБ 65 по ГОСТ 16277-2016.
Подкладка исполнения 2 типа КБ 65 повышенной точности изготовления по ГОСТ 16277-2016:
Подкладка 2КБ 65 по ГОСТ 16277-2016.
Подкладка типа КД 65 нормальной точности изготовления по ГОСТ 16277-2016:
Подкладка КД 65 по ГОСТ 16277-2016.
Подкладка типа СК 65 нормальной точности изготовления по ГОСТ 16277-2016:
Подкладка СК 65 по ГОСТ 16277-2016".
Пункт 5.1.1. Третий абзац и примеры условных обозначений исключить;
дополнить абзацем (после первого):
"Размеры, на которые не установлены предельные отклонения, обеспечиваются технологической оснасткой с точностью 1,0 мм и на готовых подкладках контролю не подлежат";
рисунок 1. Наименование рисунка дополнить словами: "(исполнение 2)";
дополнить рисунком 1а (перед рисунком 1):
"
-----------------------------
*Размеры для справок.
-----------------------------
Рисунок 1а - Конструкция и размеры подкладок типа КБ 65 (исполнение 1)".
Пункты 5.1.3 и 5.1.5. Исключить слова: ", не имеющих категорий исполнения,".
Пункт 5.1.9. Заменить слова: "под углом 45°" на "на угол 45°".
Подраздел 5.1 дополнить пунктом 5.1.10:
"5.1.10 По согласованию изготовителя с потребителем могут быть проведены испытания на выносливость подкладок под действием циклических нагрузок частотой от 5 до 10 Гц при максимальной нагрузке в цикле (30 0,3) кН и минимальной нагрузке в цикле (6 0,06) кН".
Пункт 5.2.3 изложить в новой редакции:
"5.2.3 Химический состав стали подкладок должен соответствовать приведенному в таблице 3а.
Таблица 3а - Химический состав стали подкладок
Наименование химического элемента |
Массовая доля химического элемента, % |
Углерод |
0,16-0,27 |
Марганец |
0,30-0,70 |
Кремний |
Не более 0,30 |
Фосфор |
Не более 0,040 |
Сера |
Не более 0,050 |
".
Пункт 5.3.1 изложить в новой редакции:
"5.3.1 Гамма-процентная наработка подкладок до отказа должна составлять 100 млн т брутто с вероятностью , равной 97,5 %".
Пункт 5.3.3 исключить.
Пункт 5.4.2. Первый абзац изложить в новой редакции:
"5.4.2 На один из торцов подкладок, соответствующих второму сорту, согласно требованиям ГОСТ 7566 дополнительно должна быть нанесена полоса несмываемой эмалью красного цвета марки НЦ-132 по ГОСТ 6631".
Пункт 5.4.3 изложить в новой редакции:
"5.4.3 На две подкладки от каждой партии прикрепляют металлические ярлыки с маркировкой на государственном языке изготовителя и на русском языке, содержащей следующие данные:
- наименование изготовителя и (или) товарный знак (при наличии), условное обозначение предприятия-изготовителя;
- наименование продукции и (или) обозначение в соответствии с конструкторской документацией, сорт;
- марка стали или ее условное обозначение;
- единый знак обращения продукции на рынке;
- год и месяц изготовления подкладок;
- масса партии в тоннах;
- номер партии;
- точность изготовления подкладок;
- клеймо службы технического контроля и представителя владельца инфраструктуры.
Ярлыки должны быть надежно прикреплены к подкладкам.
Допускается изготовление ярлыков из пластика при условии обеспечения сохранности идентификационных признаков, наносимых на ярлык, до момента получения продукции потребителем".
Пункты 6.1.5, 6.1.6 изложить в новой редакции:
"6.1.5 Подкладки первого сорта предназначены для использования на железнодорожных путях общего и необщего пользования.
Подкладки второго сорта допускается использовать только на путях необщего пользования.
6.1.6 Гамма-процентную наработку подкладок до отказа (см. 5.3.1) определяют по результатам полигонных испытаний при постановке на производство.
Выносливость подкладок под действием циклических нагрузок определяют по согласованию изготовителя с потребителем".
Пункт 6.1.7. Первый абзац изложить в новой редакции:
"6.1.7 Испытания подкладок в целях подтверждения соответствия проводят по 7.1-7.3, 7.5 на 20 подкладках, по 7.4 - на одной, по 7.7 - на 100, отобранных методом отбора "вслепую" по ГОСТ 18321 из партии, прошедшей приемо-сдаточные испытания. Химический состав стали по 7.6 контролируют по результатам анализа ковшовой пробы, приведенной в паспорте плавки".
Пункт 6.2.1. Восьмое перечисление. Заменить слова: "под углом" на "на угол".
Пункт 6.2.3. Первый абзац. Заменить слова: "(методом наибольшей объективности) по ГОСТ 18321-73 (пункт 3.4)" на "по ГОСТ 18321".
Пункт 7.1. Заменить слова: "штангенциркулей типов ШЦ-II-250-0,05 и ШЦ-II-250-630-0,1-1 по ГОСТ 166 и линейками поверочными типа ШД длиной 630 и 1000 мм по ГОСТ 8026" на "универсальных средств измерений по ГОСТ 166 и ГОСТ 8026, обеспечивающих требуемую точность измерений".
Пункт 7.2. Заменить слова: "штангенциркуль типа ШЦ-I-125 по ГОСТ 166" на "штангенциркули по ГОСТ 166, обеспечивающие требуемую точность измерений".
Пункт 7.3. Заменить слова: "штангенциркуля типа ШЦ-II-250-0,05 по ГОСТ 166 и глубиномером индикаторным ГИ по ГОСТ 7661" на "универсальных средств измерений по ГОСТ 166 и ГОСТ 7661, обеспечивающих требуемую точность измерений,".
Пункт 7.4 изложить в новой редакции:
"7.4 Испытание подкладки на изгиб на угол 45°
7.4.1 Испытание подкладки на изгиб на угол 45° проводят с использованием испытательной машины, имеющей изгибающее устройство с V-образной выемкой и оправкой. Схема установки подкладки на опоры испытательной машины для проведения испытаний приведена на рисунке 7. Расстояние между центрами опор установки должно быть (200 2) мм, расстояние от центра опоры до места приложения нагрузки оправкой в виде ролика радиусом (10 1) мм - (100 1) мм. Допускается перед испытанием проведение абразивной обработки кромок подкладки.
Р - нагрузка; h - перемещение оправки; - угол, равный 1/2 угла между наклонными плоскостями; - угол изгиба
Рисунок 7 - Схема установки подкладки на опоры испытательной машины для проведения испытания на изгиб на угол 45°
7.4.2 Испытание проводят при нормальных значениях климатических факторов внешней среды по ГОСТ 15150:
- температура - плюс (25 10) °С;
- относительная влажность воздуха - от 45 % до 80 %;
- атмосферное давление - от 84,0 до 106,7 кПа (от 630 до 800 мм рт. ст.).
7.4.3 При испытании на изгиб подкладку устанавливают нижней поверхностью в соответствии с рисунком 7. Подкладку изгибают при помощи оправки на угол , который должен быть равен 45°. Скорость перемещения оправки или опор не должна превышать 15 мм/мин. Угол между наклонными плоскостями устройства должен составлять 135°. Угол изгиба определяют без снятия усилия по перемещению оправки h или измеряют другими поверенными средствами измерений с погрешностью не ниже установленной. Перемещение h, соответствующее углу изгиба 45°, рассчитывают по формуле h = 100/tg, где = (180° - )/2, и оно составляет (41,5 0,1) мм".
Пункт 7.7. Первый абзац. Заменить слова: "удельного выхода из строя подкладок" на "гамма-процентной наработки подкладок до отказа";
второй абзац изложить в новой редакции:
"На опытном участке испытательного полигона протяженностью 25 м укладывают и испытывают 100 подкладок".
Раздел 7 дополнить пунктом 7.8:
"7.8 Испытания подкладок на выносливость под действием циклических нагрузок частотой от 5 до 10 Гц при максимальной и минимальной нагрузках в циклах (30 0,3) кН и (6 0,06) кН (см. 5.1.10) проводят методом, приведенным в приложении Б".
Стандарт дополнить приложением Б:
"Приложение Б
(справочное)
Метод испытания подкладок на выносливость под действием циклических нагрузок
Б.1 Испытания на выносливость под действием циклических нагрузок проводят в климатических условиях, аналогичных установленным в 7.4.2, при циклическом нагружении на испытательной машине в соответствии с 7.4.1 на трех подкладках, прошедших приемо-сдаточные испытания. Схема нагружения - плоский симметричный трехточечный изгиб. Перед испытанием допускается проведение абразивной обработки кромок подкладок.
Б.2 Испытуемые подкладки устанавливают нижней поверхностью на две опоры испытательной машины и к верхней поверхности подкладки в точке, соответствующей середине подкладки, прикладывают циклическую нагрузку с частотой от 5 до 10 Гц. Максимальная и минимальная нагрузки в цикле должны соответствовать (30 0,3) кН и (6 0,06) кН соответственно, количество циклов нагружения должно составлять 5,0 млн.
Б.3 После испытаний на поверхности подкладок не должно быть изломов, трещин и надрывов, видимых невооруженным глазом".
-----------------------------
*Дата введения в действие на территории Российской Федерации - 2024-02-01.
-----------------------------
(ИУС N 1 2024 г.)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Изменение N 1 ГОСТ 16277-2016 "Подкладки раздельного скрепления железнодорожного пути. Технические условия" (введено в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 сентября 2023 г. N 954-ст)
Опубликование:
официальный сайт Росстандарта https://protect.gost.ru
Дата введения - 1 февраля 2024 г.
Принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 164-П от 31 августа 2023 г.)
Зарегистрировано Бюро по стандартам МГС N 16928
За принятие изменения проголосовали национальные органы по стандартизации следующих государств: AM, BY, KG, RU, TJ, UZ [коды альфа-2 по МК (ИСО 3166) 004]
Дату введения в действие настоящего изменения устанавливают указанные национальные органы по стандартизации *