Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Анализ и оценка социально-экономического развития Камчатского края
2.1. Общая информация
7. Камчатский край - субъект Российской Федерации, который образован 1 июля 2007 года в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа.
Камчатский край расположен на крайнем северо-востоке России, на полуострове Камчатка, Карагинском и Командорских островах. Административный центр Камчатского края - г. Петропавловск-Камчатский.
8. В состав Камчатского края входят 87 населенных пунктов, в том числе: городов краевого подчинения - 3 (г. Петропавловск-Камчатский, г. Вилючинск, г. Елизово); поселков городского типа - 1 (п.г.т. Палана); рабочих поселков - 1 (р.п. Вулканный); сельских населенных пунктов - 82.
Камчатский край включает в себя 64 муниципальных образования. 3 имеют статус "Городской округ": Петропавловск-Камчатский городской округ, Вилючинский городской округ, городской округ "поселок Палана". 9 имеют статус "Муниципальный район": Быстринский, Елизовский, Соболевский, Усть-Большерецкий, Усть-Камчатский, Карагинский, Олюторский, Пенжинский, Тигильский муниципальные районы. 2 имеют статус муниципальный округ - Алеутский, Мильковский (идет переходный период до 6 мая 2024 года, ранее имел статус муниципального района).
Карагинский, Олюторский, Пенжинский и Тигильский муниципальные районы и городской округ "поселок Палана" входят в состав территории с особым статусом Корякский округ.
В состав муниципальных районов входят 4 городских поселения и 46 сельских поселений.
2.2. Анализ социально-демографических процессов
9. По состоянию на 1 января 2022 года Камчатский край занимал 8-е место среди регионов ДФО по численности постоянного населения. Доля Камчатского края в численности населения Российской Федерации составляет 0,2 процента, а в численности населения ДФО - 3,8 процента.
10. В 1990 году в Камчатском крае проживало 476,9 тыс. человек, в 2000 году - 372,3 тыс. человек, в 2010 году - 322,1 тыс. человек, а на 1 января 2022 года - 292,6 тыс. человек. На протяжении последних трех десятилетий численность населения Камчатского края неуклонно сокращается: среднегодовые темпы ее роста за период 1990 - 2021 годов составили 98,4 процента, в том числе за 2010 - 2021 годы - 99,1 процент. Сокращение населения по сравнению с 1990 годом составило 184,3 тыс. человек или 38,7 процента, а по сравнению с 2010 годом - 29,5 тыс. человек или 9,2 процента.
За период с 1990 года Камчатский край потерял треть своего населения и в настоящее время негативные демографические тенденции так и не преодолены.
11. Естественный прирост населения в период 2018 - 2021 годов имел отрицательные значения, что означает превышение числа умерших над числом родившихся. За последние пять лет (2017 - 2021 годы) коэффициент естественного прироста составил - 1,4 промилле.
12. Уменьшение численности населения связано, в частности, с миграционным оттоком. Миграция населения играет важнейшую роль в формировании демографического потенциала Камчатского края. Сокращение численности населения края началось с начала 1990 года и основным каналом потерь населения в течение всех этих лет являлась миграционная убыль - превышение числа выехавших из региона над числом прибывших. Миграционный поток Камчатского края в настоящее время разворачивается в положительную сторону. В 2021 впервые после трех лет миграционной убыли Камчатский край продемонстрировал миграционный прирост в размере 8,4 промилле или 2,4 тыс. человек. За последние пять лет (2017 - 2021 годы) коэффициент миграционного прироста составил 2,5 промилле.
Миграционная активность в обоих направлениях (в край и из края) достаточно велика. В Камчатский край пребывают преимущественно лица в молодом и трудоспособном возрасте. В качестве основной причины прибытия является желание мигрантов найти работу. Уезжают из Камчатского края в поисках лучших условий жизни в поисках работы на материке или на учебу.
Наблюдается тенденция внутрирегиональной миграции из сельской местности в городскую. Самым популярным населенным пунктом у внутрикраевых мигрантов на протяжении последних лет остается Петропавловск-Камчатский. Процесс концентрации населения в наиболее заселенной части Камчатского края расширяет возможности выбора рабочих мест и более широкий выбор работников. Объективный процесс территориальной концентрации населения создает проблемы содержания сети социальных услуг в быстро депопулирующих периферийных территориях.
Миграционная политика в Камчатском крае и в дальнейшем будет рассматриваться как один из важнейших инструментов развития демографического, трудового и социально-экономического потенциала региона. Регулирование межрегиональных и внутренних потоков миграции, привлечение всеми силами трудовых ресурсов из других регионов и стран позволит решить масштабные социально-экономические задачи, стоящие сегодня перед краем.
13. На начало 2022 года в Камчатском крае проживало 292,6 тыс. человек, из которых 19,4 процента составляют лица моложе трудоспособного возраста (до 16 лет), 60 процентов - трудоспособного возраста (от 16 до 55 лет у женщин, от 16 до 60 лет у мужчин), 20,6 процента - старше трудоспособного возраста. В целом, такая ситуация представляется более благоприятной, чем в среднем по стране: для России данная структура показывает возрастные доли 18,8 процента, 57,2 процента и 24 процента соответственно. Это связано с тем, что в Камчатском крае основная цель жизнедеятельности населения - это работа и заработок, а при наступлении пенсионного возраста люди стремятся уехать в климатически мягкие и социально более благополучные регионы страны.
Средний возраст населения края на начало 2022 года составил 36,6 лет при среднем возрасте по ДФО - 35,7 лет, по Российской Федерации - 37,7 лет, что является хорошим показателем с учетом сравнительно низкой доли населения старше трудоспособного возраста.
Возрастная структура населения формирует уровень демографической нагрузки на трудоспособных граждан, который на начало 2022 года составил 0,611, то есть на каждую 1000 человек трудоспособного населения приходится 611 человек нетрудоспособного возраста. Данный показатель на 138 человек лучше среднего показателя по стране и на 90 человек лучше среднего по ДФО, то есть демографическая нагрузка в крае воспринимается легче.
На протяжении многих лет гендерная структура населения Камчатского края характеризуется достаточно равнозначными долями мужчин и женщин. Начиная с 2013 года, они составляли примерно 50 процентов и 50 процентов соответственно, в начале 2022 года доля мужчин - 48,9 процента, женщин - 51,1 процента. Для сравнения, в целом по России доли мужчин и женщин составляют 46,5 процента и 53,5 процента соответственно.
Численность мужского населения в возрасте моложе трудоспособного на 4,6 процента превышает численность женского, а в трудоспособном возрасте мужчин на 16,7 процента больше женщин. Это связано с трудовой активностью и миграционной активностью населения, которую традиционно в большей степени проявляют мужчины. В старшем возрасте количество женщин значительно превышает количество мужчин - в 2,1 раза, что связано с большей продолжительностью жизни женщин и более ранним выходом на пенсию. В целом по стране превышение численности мужского населения над женским составляет 5,6 процента и 8,5 процента в младшем и трудоспособном возрастах соответственно.
14. Согласно представленным итогам Всероссийской переписи населения 2020 численность населения Камчатского края по состоянию на 1 января 2023 года составила 288,7 тыс. человек.
По данным Всероссийской переписи населения 2020 года в Камчатском крае проживают представители 122 национальностей: русское население является в крае самым многочисленным (80 процентов), второе место по численности занимают коряки (2,2 процента), третье - украинцы (1,3 процента), остальные национальности составляют в численности населения региона менее одного процента: ительмены (0,7 процента), эвены (0,6 процента), татары (0,5 процента), камчадалы (0,4 процента), чукчи (0,4 процента), азербайджанцы (0,3 процента), корейцы (0,2 процента), белорусы (0,2 процента) и другие. При этом отмечается существенное увеличение доли представителей отдельных народов: узбеков - 0,6 процента (в 2010 году - 0,2 процента), киргизов - 0,5 процента (в 2010 году - менее 0,1 процента).
На территории Камчатского края проживают коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: алеуты, алюторцы, ительмены, камчадалы, коряки, чукчи, эвены, эскимосы. В совокупности данные национальности составляют 4,9 процента от численности всего населения края.
В Камчатском крае действует более 60 некоммерческих организаций, созданных по национальному признаку, включая объединения коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также более 300 родовых общин.
Состояние межнациональных отношений в Камчатском крае характеризуется как стабильное и управляемое. Межнациональных конфликтов не зафиксировано. По данным социологических исследований большинство (75 процентов) опрошенных полагают, что недоверие и неприязнь между людьми разных национальностей в Камчатском крае в целом не распространены. Вместе с тем, отмечается негативная реакция населения в сети "Интернет" по фактам публикации в СМИ сообщений о преступлениях и правонарушения, совершенных иностранными гражданами.
2.3. Анализ экономических процессов
15. Номинальный объем ВРП Камчатского края в 2021 году составил 337,5 млрд рублей. В период с 2011 по 2021 годы номинальный ВРП края имел ежегодную тенденцию роста в среднем на 11,5 процента. Среднее значение индекса физического объема ВРП за 2011 - 2021 годы составляет 102,1 процента. Индекс физического объема ВРП за 2021 год составил в 107,5 процента, что ниже среднего значения по ДФО на 0,2 процента.
16. Доля объема ВРП Камчатского края в суммарной величине этого показателя по субъектам Российской Федерации невысока и в 2021 году составила 0,3 процента. Среди регионов ДФО Камчатский край по объему ВРП занимает 6 место. Вклад Камчатского края в формировании ВРП ДФО в 2021 году оценивается в 4,9 процента.
17. Стоимостный объем ВРП на душу населения в Камчатском крае имеет ежегодную тенденцию роста за 2016 - 2021 годы в среднем на 8,7 процента. В 2021 году объем ВРП на душу населения в Камчатском крае оценивается в 1 081,1 тыс. рублей при среднероссийском показателе 830,8 тыс. рублей.
18. В отраслевой структуре ВРП региона за 2021 год наибольшая доля приходилась на рыболовство и рыбоводство-29,5 процента (101,7 млрд рублей), государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение - 13,1 процента (53,7 млрд рублей), здравоохранение и предоставление социальных услуг - 4,3 процента (20,2 млрд рублей), обрабатывающие производства - 6,2 процента (16,7 млрд рублей), добычу полезных ископаемых - 5,7 процента (17,8 млрд рублей), оптовую и розничную торговлю - 6,7 процента (22,2 млрд рублей).
В общем объеме ВРП Камчатского края в 2021 году по сравнению с 2016 годом наблюдалось снижение удельного веса добавленной стоимости обрабатывающих производств, оптовой и розничной торговли, производства и распределения электроэнергии, газа и воды, гостиниц и ресторанов, деятельности в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений. При этом вырос вклад рыболовства и рыбоводства, добычи полезных ископаемых, административной деятельности и здравоохранения.
19. С 2016 по 2021 годы наблюдалась положительная динамика производства валовой продукции во всех категориях хозяйств агропромышленного комплекса. В целом за анализируемый период средний прирост производства сельскохозяйственной продукции составил 6,1 процента в год.
Среднегодовая численность занятых в сельском хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве в 2021 году составила 19,8 тыс. человек.
20. В период 2016 - 2021 годов наблюдался рост объемов промышленного производства. Средний прирост объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами за указанный период составил 3,4 процента. Наибольший вклад и наибольшие темпы роста показала обрабатывающая промышленность, средний темп роста которой в 2016 - 2021 годах составил 6,6 процента.
На долю обрабатывающей промышленности в 2021 году пришлось 69,1 процента промышленного производства или 127,5 млрд рублей отгруженной продукции.
В структуре обрабатывающих производств Камчатского края основные объемы производства сформированы предприятиями пищевой (рыбоперерабатывающей) промышленности и судоремонта. Производство пищевой продукции, за исключением рыбной продукции, ориентировано на региональный рынок. Рост производства обусловлен стабильным уровнем спроса на потребительском рынке.
На предприятиях по производству транспортных средств и оборудования (в основном - судоремонтные предприятия) Камчатского края осуществляется техническое обслуживание, текущий, средний, профилактический, аварийный, доковый ремонт флота, модернизация и замена промыслового оборудования различных типов судов. Удельный вес судоремонта в объеме обрабатывающих производств в 2021 году составил 2,6 процента или 3,3 млрд рублей отгруженной продукции.
Среднегодовая численность работников организаций обрабатывающих производств в 2021 году составила 13,4 тыс. человек.
Добыча полезных ископаемых в Камчатском крае в 2021 году составила около 17,9 процента промышленного производства, объем отгруженной продукции - 33,1 млрд рублей.
Среднегодовая численность работников организаций по добыче полезных ископаемых в 2021 году составила 3,8 тыс. человек.
В отрасли производства и распределения электроэнергии, газа и воды объем отгруженной продукции в 2021 году составил 23,9 млрд рублей, что составляет 12,9 процента промышленного производства Камчатского края. В структуре вырабатываемой электроэнергии 71 процент приходится на тепловые электростанции, 24,3 процента - на геотермальные электростанции, 4,7 процента - на ГЭС и ВЭС.
В структуре потребления электроэнергии на долю населения приходится 27 процентов, предприятий и организаций - 62 процента, потери в электросетях составляют 11 процентов.
Среднегодовая численность занятых в отрасли производства и распределения электроэнергии, газа и воды в 2021 году составила 8,3 тыс. человек.
21. В Камчатском крае развивается сфера торговли и услуг. За период 2016 - 2021 годов оборот розничной торговли вырос на 44 процента и составил 74,8 млрд рублей в 2021 году или 239,7 тыс. рублей на одного человека. Прирост физического объема оборота розничной торговли за период 2016 - 2021 годов составил 18 процентов. Объем платных услуг населения за анализируемый период вырос на 7 процентов и составил в 2021 году 31,6 млрд рублей. Развитие этой отрасли отмечается стабильностью, достаточной степенью товарного насыщения, динамичным развитием инфраструктуры отрасли и повышением качества оказываемых услуг.
22. Реализация капиталоемких инвестиционных проектов, предусмотренных государством и Правительством Камчатского края, а также дополнительные меры поддержки Правительства Российской Федерации финансового и реального секторов экономики региона, позволили обеспечить рост объема инвестиций в основной капитал за период с 2016 по 2021 год в 1,5 раза. Общий объем инвестиций в основной капитал за последние пять лет превысил 250 млрд рублей. Пик инвестиционной активности пришелся на 2021 год, когда общий объем инвестиций в основной капитал составил 78,5 млрд рублей.
Наибольший интерес для инвестирования в экономику Камчатского края представляют такие виды деятельности как рыболовство и рыбоводство, транспортировка и хранение, добыча полезных ископаемых, туризм.
23. За период 2016 - 2021 годов ВРП на душу населения вырос на 52,2 процентов и составил 1,08 млн рублей на человека в 2021 году. Положительная динамика экономического развития обеспечила повышение уровня жизни населения. Стабильно снижается уровень безработицы (3,5 процента в 2021 году), сокращается доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (14,1 процента в 2021 году). Среднемесячная зарплата одного работающего в 2021 году достигла 93,9 тыс. рублей (при среднем по Российской Федерации - 56,5 тыс. рублей), среднедушевые располагаемые денежные доходы - 50,4 тыс. рублей в месяц.
24. Объем доходов консолидированного бюджета на одного жителя Камчатского края в 2021 году составил 398 тыс. рублей. При этом доля собственных доходов бюджета Камчатского края в суммарном объеме доходов консолидированного бюджета составила 38,7 процента. По этому показателю край занимает последнее место в ДФО. Нехватка собственных доходов для формирования краевого бюджета является одной из острейших проблем.
25. Наблюдается тенденция снижения роли экономики Камчатского края в экономике Российской Федерации и ДФО, что требует принятия мер системного характера, ориентированных на стабилизацию социально-экономического развития территории, выявление направлений, формулирование целей и стратегий их достижения.
2.4. Анализ и оценка достигнутых результатов и целей социально-экономического развития Камчатского края в период реализации Стратегии социально-экономического развития Камчатского края до 2030 года
26. Стратегией социально-экономического развития Камчатского края до 2030 года установлен ряд показателей, характеризующий исполнение стратегии на горизонте 2018, 2020, 2025 и 2030 годов. На сегодняшний день доступны фактические данные по указанным показателям за 2018 и 2020 годы. В таблице 1 представлено сопоставление целевых значений целевого (сбалансированного) сценария и фактических значений указанных показателей.
Таблица 1
Достижение целевых показателей Стратегии социально-экономического развития Камчатского края до 2030 года
N п/п |
Показатель |
Единица измерения |
2018 |
2020 |
||
План |
Факт |
План |
Факт |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
ВРП на душу населения |
тыс. руб. |
714,6 |
835,0 |
849,1 |
949,1 |
2. |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата |
тыс. руб. |
67,1 |
72,7 |
76,7 |
85,6 |
3. |
Доходы консолидированного бюджета |
млрд руб. |
81,2 |
87,8 |
89,0 |
105,7 |
4. |
Доля собственных доходов в консолидированном бюджете края |
% |
37,8 |
39,0 |
39,4 |
36,9 |
5. |
Инвестиции в основной капитал |
млрд руб. |
42,3 |
40,3 |
46,1 |
58,4 |
6. |
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования, к предыдущему году в сопоставимых ценах |
% |
154,0 |
94,6 |
168,0 |
118,2 |
7. |
Численность населения среднегодовая |
тыс. чел. |
333,6 |
315,1 |
335,5 |
312,3 |
8. |
Экономически активное население |
тыс. чел. |
207,4 |
188,3 |
208,7 |
189,2 |
9. |
Среднегодовая численность занятых в экономике |
тыс. чел. |
204,0 |
163,9 |
206,2 |
167,0 |
10. |
Объем платных услуг населению |
млрд руб. |
28,2 |
30,3 |
29,7 |
29,2 |
11. |
Уровень безработицы населения в трудоспособном возрасте |
% |
4,2 |
4,9 |
3,9 |
3,8 |
12. |
Уровень зарегистрированной безработицы |
% |
1,6 |
1,4 |
1,5 |
1,9 |
13. |
Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума |
% |
10,4 |
15,8 |
14,9 |
14,6 |
Согласно таблице 1 перевыполнены планы по ключевым экономическим показателям, таким как ВРП на душу населения, доходы консолидированного бюджета и среднемесячная номинальная заработная плата.
Фактические значения за 2018 и 2020 годы по показателям: доля собственных доходов в консолидированном бюджете края, инвестиции в основной капитал, объем платных услуг населению и уровень безработицы близки к целевым значениям с незначительными отклонениями в большую или меньшую сторону.
Целевые значения целевого (сбалансированного) сценария стратегии социально-экономического развития Камчатского края до 2030 года по показателям численности населения, экономически активного населения и занятых в экономике не выполнены с большим отставанием от цели, что свидетельствует о продолжающемся сокращении численности населения края и недостижении целей демографической политики.
2.5. Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз социально-экономического развития Камчатского края (SWOT-анализ). Оценка основных конкурентных преимуществ и ограничений Камчатского края по сравнению с территориями Дальневосточного федерального округа
27. При разработке региональных целей на долгосрочную перспективу необходимо учитывать основные глобальные тенденции и факторы мировой экономики, которые являются основополагающими причинами изменения отраслевой структуры и перенаправления глобальных инвестиционных потоков, к ним относятся:
1) восстановление экономики после кризиса, вызванной пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19);
2) геополитический кризис, связанный с нарастанием системных противоречий между Россией и странами Запада, в том числе на фоне обострения конфликта на Украине, а также локальных конфликтов;
3) ужесточение санкционной политики в отношении российских производителей и формирования негативного образа России в западном обществе;
4) нарастание общемировых энергетических и продовольственных проблем;
5) выход человеческого капитала на первое место среди долгосрочных факторов развития будущей экономики (по сравнению с природно-ресурсным, реальным и финансовым капиталом);
6) повышение открытости власти - движение к цифровому государству, цифровизация экономики, развитие сквозных технологий;
7) рост значимости инноваций и модернизации как базовых инструментов экономического развития при снижении влияния многих традиционных факторов роста;
8) глобальное потепление и климатические изменения;
9) развитие "зеленой" экономики - экономики с низкими выбросами углеродных соединений, научно-обоснованной системой природопользования, внедрением новых экологических и промышленных технологий;
10) развитие "бесшовного пространства": мультимодельных транспортных и логистических систем с использованием интеллектуальных технологий, перестройка существующих транспортных систем;
28. Местоположение территории Камчатского края среди субъектов Российской Федерации в ДФО, а также действие других факторов экономической среды, обусловленных этим положением, позволяют выделить основные конкурентные недостатки, преимущества и проблемы социально-экономического развития края.
Среди группы аграрно-промышленных субъектов Российской Федерации в ДФО, которые имеют одинаковый набор факторов экономической среды, выделяются три: Камчатский край, Магаданская область и Чукотский автономный округ. Центры деловой активности этих субъектов имеют разную удаленность от экономических центров других территорий, как в Российской Федерации, так и в Северо-Восточной части АТР.
Камчатский край занимает срединное положение в транспортных затратах на ввозимые факторы производства и генерируемые ими затраты на товары и услуги (тарифы на электроэнергию, ЖКХ, потребительские товары).
Инфраструктурные факторы являются основными, формирующими конкурентные недостатки территории края и сопредельных с ним территорий.
29. Основные или критические внешние, по отношению к экономике края, факторы влияния, состояние которых формируется на уровне Российской Федерации:
1) конкуренция на рынках товаров и услуг;
2) стабильность курса национальной валюты;
3) техника и технологии.
30. Кроме того, влияние на состояние экономики края оказывают следующие субрегиональные регулируемые критические факторы:
1) численность населения и равномерность его расселения;
2) уровень освоенности природных ресурсов;
3) отраслевая структура экономики;
4) уровень развития инфраструктурных отраслей;
5) производственный потенциал;
6) расходы на транспортировку сырья, материалов и продукции;
7) расходы на тепловую и электрическую энергию;
8) расходы по районным коэффициентам и региональным надбавкам.
31. Субрегиональные критические факторы, формируют конкурентные недостатки на уровне федерального округа. При общем сходстве результатов воздействия указанных факторов на экономику разных субъектов ДФО, они имеют различную количественную оценку и степень влияния на результаты экономической деятельности территорий.
На большинстве рынков товаров, работ и услуг, для которых в развитых странах характерны высокий уровень конкуренции (например, наличие большого числа предприятий в производстве пищевкусовых товаров, при наличии олигополий - осуществление реального контроля над их ценовым поведением), а в Российской Федерации господствуют олигополии (например, рынки нефти, сотовой связи, розничной торговли). В производстве энергии, на транспорте преобладают региональные монополии. Они действуют уже более двадцати лет, следствием этого является высокая инфляция. Официальная оценка уровня инфляции вызывает далеко неоднозначную оценку в обществе.
Отраслевая структура в Камчатском крае, как и в других регионах ДФО, за последние 20 лет сложилась, прежде всего, под воздействием конкурентных недостатков территории инфраструктурного характера, как в экономике, так и в социальной сфере.
32. Основные вызовы и проблемы, стоящие перед Камчатским краем:
1) рост глобальной и межрегиональной конкуренции;
2) слабая включенность Камчатки в мировые рынки товаров и услуг;
3) географическая и транспортная удаленность региона от базовых коммуникаций и рынков страны;
4) зависимость региона от внешнего снабжения товарами и ресурсами, обеспечивающими базовые процессы жизнедеятельности;
5) низкая инфраструктурная обеспеченность производственной, рыбопромысловой и транспортно-коммуникационной деятельности;
6) низкая плотность населения на фоне миграционной неопределенности и дефицита современных квалифицированных кадров;
7) энергетическая замкнутость региона и высокая стоимость энергетического обеспечения его экономики и социальной сферы;
8) низкая пропускная способность воздушного пункта пропуска Петропавловск-Камчатский (Елизово).
33. Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз социально-экономического развития Камчатского края (SWOT-анализ) представлен в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
N п/п |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1 |
2 |
3 |
1. |
Стратегически выгодное географическое положение на пересечении морских и воздушных путей |
Географическая и транспортная удаленность региона от базовых коммуникаций и рынков страны |
2. |
Морская акватория, прилегающая к территории Камчатского края, является крупнейшим промысловым районом в Дальневосточном регионе. На Камчатский край приходится около 30% вылова водных биоресурсов Российской Федерации, регион обеспечивает продовольственную безопасность страны |
Высокие транспортные издержки, которые приводят к значительному удорожанию ввозимых товаров, что сказывается на покупательной способности доходов населения и ведет к снижению уровня жизни |
3. |
Значительный уровень развития рыбодобывающей и рыбоперерабатывающей отраслей |
Низкая инфраструктурная обеспеченность производственной, рыбопромысловой, транспортно-коммуникационной и судоремонтной деятельности |
4. |
Разнообразие имеющихся возобновляемых энергетических ресурсов (геотермальная энергия, энергия воды, ветра, приливов) |
Энергетическая замкнутость региона и высокая стоимость энергетического обеспечения экономики и социальной сфер |
5. |
Имеются значительные запасы минерально-сырьевых ресурсов (золото, серебро, медно-никелевая руда, уголь, общераспространенные полезные ископаемые) |
Низкая плотность населения на фоне миграционной неопределенности и дефицита современных квалифицированных кадров |
6. |
Край богат уникальными природными достопримечательностями (вулканы, гейзеры, горячие источники), разнообразие туристско-рекреационных ресурсов |
Недостаточно развита туристская инфраструктура |
7. |
Благоприятная экологическая обстановка |
Значительное количество жилых домов и социальных объектов, имеющих дефицит сейсмостойкости, недостаточно развита городская среда, высокий уровень износа основных фондов ЖКХ |
8. |
- |
Низкий уровень внедрения новых технологий, высокий уровень износа основных фондов предприятий |
9. |
- |
Низкая емкость регионального рынка |
10. |
- |
Высокая дотационность регионального бюджета |
11. |
- |
Неравномерное пространственное развитие: наличие изолированных энергоузлов, неразвитая сеть автомобильных дорог, связывающая удаленные территории с административным центром региона |
12. |
- |
Низкий уровень геологической изученности. |
Таблица 2
N п/п |
Возможности |
Угрозы |
1 |
2 |
3 |
1. |
Создание транзитного порта для развития Северного морского пути, расширение транспортно-логистических связей и международных транспортных коридоров, формирование специализированной инфраструктуры |
Обострение международной политической обстановки, введение недружественными странами режима санкций в отношении России |
2. |
Расширение географии поставок рыбопродукции в другие регионы России, и на экспорт |
Ограничения поставок в Россию импортного сырья, комплектующих, оборудования |
3. |
Увеличение доли ВИЭ в структуре производства электроэнергии, снижение объемов дальнепривозного топлива, возможность строительства приливной электростанции и производства "зеленого водорода" для собственных нужд и на экспорт |
Риск ограничения экспорта рыбной продукции и потери части зарубежных рынков |
4. |
Существенное увеличение вклада туристской отрасли в ВРП региона, развитие инфраструктуры туристско-рекреационного комплекса, развитие экологического, круизного, экскурсионного, этно- и других видов туризма |
Зависимость региона от внешнего снабжения товарами и ресурсами, обеспечивающими базовые процессы жизнедеятельности |
5. |
Быстрое развитие судоремонтной отрасли ввиду растущего спроса на услуги судоремонтных предприятий со стороны рыбопромыслового и военного флотов |
Усиление конкуренции со стороны регионов за рынки сбыта, рабочую силу, инвестиции |
6. |
Формирование сектора "зеленой экономики", производство и реализация экологически чистой продукции |
Риск миграционного оттока наиболее квалифицированных кадров в соседние регионы, отток населения из сельской местности в города |
7. |
- |
Низкая степень конкурентоспособности продукции, производимой в Камчатском крае, из-за высоких транспортных издержек и сложной логистики |
34. Рост экономики Камчатского края может быть достигнут в тех областях, где у него есть реальные конкурентные преимущества на региональных и мировых рынках. В связи с этим интенсивное развитие ресурсных комплексов (рыбопромышленного, горнопромышленного, туристско-рекреационного) является для Камчатки в современной ситуации одним из важнейших факторов ускоренного экономического развития. В современной экономике промышленное развитие носит скорее не отраслевой, а региональный характер, в результате этого высокая конкурентоспособность территории обусловлена сильными позициями отдельных кластеров, представляющих собой сообщества сконцентрированных по географическому принципу предприятий, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга.
35. Анализ внешних факторов среды: политических, экономических, социальных и технологических проведен с использованием методики PEST-анализа и приведен в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
N п/п |
Политические факторы (Р) |
Экономические факторы (Е) |
1 |
2 |
3 |
1. |
Международные ориентиры, связанные с переориентацией российской экономики с западных стран на восточные, способствуют укреплению внешнеэкономических связей со странами АТР |
Покупательная способность доходов населения ниже, чем в среднем по стране |
2. |
Общемировая политическая напряженность, ввод санкций в отношении России может повлиять на импорт критически важного оборудования и запасных частей |
Высокая стоимость товаров в Камчатском крае, вызванная значительными транспортными издержками при их доставке, высокой стоимостью электроэнергии и "северными" надбавками в оплате труда |
3. |
Проведение СВО диктует необходимость переориентации промышленного производства |
Производство товаров и услуг, кроме рыбопродукции, ограничено внутренним региональным рынком |
4. |
Изменения в сфере налогового и бюджетного законодательства, могут привести к перераспределению доли налогов, поступающих в региональный бюджет, способствовать как повышению самообеспеченности регионального бюджета, так и наоборот росту дотационности бюджета |
Из-за отдаленности региона, высокой стоимости доставки и сложной логистики региональные товары недостаточно конкурентоспособны на внешних рынках |
5. |
Федеральная поддержка реализации крупных инфраструктурных проектов способствует ускорению социально-экономического развития и стимулированию инвестиционной активности в регионе |
Изменение курса рубля оказывает существенное влияние на стоимость экспортируемой рыбопродукции, которая составляет основу экспорта региона |
6. |
"Исторический принцип" распределения квот на вылов биологических ресурсов является локомотивом развития отрасли, выступает важным инструментом стимулирования инвестиционной активности и обеспечения стабильности отрасли |
Безработица находится на стабильном низком уровне, колебания могут быть вызваны фактором сезонности |
7. |
Существует риск "потери ресурсной базы рыболовства" вследствие "перерегистрации" пользователей долей квот на добычу (вылов) водных биоресурсов в другие субъекты Российской Федерации |
- |
Таблица 2
|
Социальные факторы (S) |
Технологические факторы (Т) |
1 |
2 |
3 |
1. |
Сокращение численности населения в трудоспособном возрасте, при одновременном увеличении численности граждан, достигших пенсионного возраста и нестабильное сальдо миграции населения, создает дополнительные риски нехватки кадров |
Низкая инновационная активность большинства предприятий реального сектора экономики, одной из причин торможения внедрения инноваций является отсутствие компетентных кадров |
2. |
Регулирование межрегиональных и внутренних потоков миграции, привлечение трудовых ресурсов из других регионов и стран позволит решить масштабные социально-экономические задачи, стоящие перед краем |
Развитие цифровой экономики будет способствовать появлению новых секторов, компаний и рабочих мест. Это неизбежно приведет к росту производительности труда, но потребует освоения навыков работы с цифровыми технологиями |
3. |
Процессы централизации системы расселения в регионе могут вести к оттоку населения из сельской местности в города, и в частности увеличению нагрузки на социальную инфраструктуру городов |
Процессы цифровизации и роботизации могут привести к росту уровня трудовой мобильности населения, способствовать увеличению доли населения, задействованного в современных экономических процессах, увеличению численности молодых трудовых кадров |
4. |
Отток молодежи в другие регионы страны для получения профессионального образования |
Повышение энергоэффективности производства и профицит энергомощностей способствует обеспечению электроэнергией существующих потребителей и создает задел для развития новых производств на территории края |
5. |
Нацеленность государственной политики на формирование среднего класса, приведет к общей тенденции увеличения его доли в экономике и изменениям в стиле жизни и экономических предпочтений населения |
- |
2.6. Ключевые вызовы и риски социально-экономического развития Камчатского края в долгосрочной перспективе
36. На горизонте стратегического планирования выделяются следующие наиболее существенные вызовы и риски, оказывающие значимое воздействие на социально-экономическое развитие Камчатского края:
1) демографическое сжатие и усиление негативных трендов на рынке труда, увеличение оттока молодежи и квалифицированных кадров;
2) нарастание социальной напряженности, снижение доходов и возрастание дифференциации доходов населения вследствие общего экономического спада в Российской Федерации;
3) проведение СВО и усиление санкционного давления на Россию со стороны недружественных стран, что усложняет поставку импортных комплектующих, оборудования и сырья и приводит к удорожанию логистики;
4) увеличение дефицита бюджета: сокращение налоговых доходов, трансферов из федерального бюджета из-за влияния экономического спада региона и страны в целом;
5) приостановка реализации инвестиционных проектов, в том числе важнейших инфраструктурных проектов, вследствие влияния санкционной политики;
6) потеря ключевых внешнеторговых партнеров вследствие изменения геополитической ситуации, ужесточения санкционной политики США и Евросоюза, включая вторичные санкции.
37. Оценка макроэкономических рисков для развития российской экономики, а также внутрирегиональных вызовов, в том числе для отдельных отраслей экономики учтена при формировании долгосрочных сценариев развития, включая их рамочные и количественные параметры.
2.7. Приоритеты социально-экономического развития Камчатского края и "точки роста"
38. Исходя из анализа социально-экономического развития Камчатского края, выделены следующие ключевые направления развития:
1) снижение влияния на экономику края регулируемых критических факторов, которые формируют ее конкурентные недостатки инфраструктурного характера, прежде всего тарифов на энергию (существенное снижение стоимости энергетических тарифов, как минимум до уровня территорий, в которые край поставляет, или мог бы поставлять свою продукцию, для чего необходимы крупные проекты для развития топливно-энергетического комплекса);
2) наращивание доходной базы бюджета территории за счет содействия развитию приоритетных видов экономической деятельности, обладающих высоким экспортным и трансрегиональным потенциалом;
3) повышение качества жизни населения через развитие и совершенствование системы расселения, что должно привести к развитию инфраструктурной составляющей очаговых территориальных образований;
4) формирование благоприятной среды для проявления инициативы и предпринимательской активности населения в сфере производства товаров и услуг.
39. Освоение уникального природоресурсного потенциала и использование геоэкономического положения Камчатского края для развития рыбопромышленного, топливно-энергетического, горнопромышленного, транспортно-логистического, и туристско-рекреационного комплексов открывает существенные возможности формирования центров опережающего развития ("точек роста") и быстрого подъема экономики и социальной сферы края.
Обеспечение края собственными энегоресурсами или стабильными поставками природного газа позволит устранить главный конкурентный недостаток региона - высокие удельные расходы по тепловой и электрической энергии, а также решить многие инфраструктурные проблемы, решение которых во многом зависит от тарифов на тепло- и электроносители. Толчок к развитию в данном направлении даст реализация проекта по строительству морского СИГ-терминала в акватории Авачинской губы.
Качественной перспективой развития водного транспорта Камчатского края является создание современной транспортной системы в Арктической зоне Дальнего Востока и транспортного использования Северного морского пути с модернизацией портовой инфраструктуры и обустройством пунктов пропуска через государственную границу для обеспечения международных транспортных сообщений.
По мере развития Северного морского пути, как элемента международных транспортных коридоров, Петропавловск-Камчатский морской порт станет опорным на его восточной части. Развитие порта Петропавловск-Камчатский и строительство пассажирских морских судов позволит возобновить регулярное пассажирское сообщение на линии Петропавловск-Камчатский - Владивосток, а также вдоль побережья полуострова Камчатка. В дальнейшем, маршрутная сеть морских каботажных перевозок охватит Курильские острова Сахалинской области.
Одновременно реализация целого ряда проектов, направленных на реконструкцию причалов в морском порту, создание судоремонтных, логистических и обеспечивающих отрасль предприятий позволит сформировать в акватории Авачинской губы единый комплекс по оказанию всего спектра ремонтных услуг рыбопромысловому, транспортному и военному флотам.
Основной предпосылкой потенциального роста рыбоперерабатывающей промышленности станет строительство морских рефрижераторных терминалов с созданием дополнительных холодильных мощностей, что позволят осуществлять перевалку и переработку уловов водных биоресурсов Камчатским краем самостоятельно (в настоящее время ВБР направляются на переработку в другие регионы Российской Федерации или на экспорт после первичной обработки на судах). Продолжится развитие береговой инфраструктуры переработки рыбы, что будет способствовать созданию высокооплачиваемых рабочих мест и закреплению населения на территории края.
Приоритетное развитие топливно-энергетического и транспортно-логистического, рыбопромышленного комплексов даст импульс к развитию в крае обрабатывающих производств и обеспечит инвестиционную привлекательность региона.
Еще одна критически важная "точка роста" - расширение воздушного пункта пропуска (международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово). Реализация инициатив в данном направлении будет способствовать повышению пространственной связанности и транспортной доступности региона, увеличению объема и скорости транзита грузов. Развитие воздушной трансграничной инфраструктуры создаст условия для укрепления и расширения межрегиональных и международных экономических связей, в том числе для роста экспорта туристических услуг и товаров.
В регионе имеются значительные возможности для развития туристического кластера, предлагающего различные виды туризма. Как одно из приоритетных направлений развития туристической отрасли на Камчатке рассматривается экологический туризм. Драйвером роста для отрасли послужит реализация проекта по созданию курорта международного стандарта и общедоступной курортной инфраструктуры вокруг вулканов Мутновский, Вилючинский и Горелый - "Парк "Три вулкана". Отдельный вклад в развитие внесет реализация инвестиционных проектов резидентов туристско-рекреационного кластера (ТРК) "Паратунка" по строительству коллективных средств размещения, предприятий общественного питания и сопутствующих сервисов.
Видовая структура минерально-сырьевой базы Камчатского края имеет благоприятные перспективы с позиции востребованности в СВА и АТР, поскольку имеющиеся прогнозные оценки показали, что приоритеты в добыче отдельных видов минерального сырья до 2026 года в АТР не изменятся, и наибольший интерес по-прежнему будет вызывать добыча золота, меди, никеля, серебра, титана. Одним из факторов роста добычи драгоценных металлов станет строительство горно-обогатительного предприятия "Кумроч" в Усть-Камчатском муниципальном районе, еще одна "точка роста" - строительство флотационной обогатительной фабрики для глубокой переработки никелевой руды на месторождении Шануч в Быстринском муниципальном районе.
40. Территория Камчатского края, как опорная точка Российской Федерации в выражении ее геоэкономических интересов в АТР, выполняет ряд стратегических функций, основными из которых являются следующие:
1) обеспечение эффективного комплексного освоения биоресурсов внутренних рек и водоемов, смежных морей и акватории северной части Тихого океана, включая вопросы безопасности деятельности и влияния на иностранное присутствие в зоне экономических интересов;
2) доминирование в макрорегионе в транспортно-коммуникационном и связанным с этим сервисным обслуживанием российских межрегиональных и международных морских и воздушных перевозок;
3) инфраструктурная, ресурсная и сервисная поддержка российской деятельности по освоению шельфа смежных морей и Арктики, в том числе СМП.
41. Богатые запасы природных ресурсов, выгодное транспортно-географическое положение, высокий рекреационный потенциал - конкурентные преимущества Камчатского края, которые должны стать основной для комфортной, содержательной жизни и работы людей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.