Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 30.10.2023 N 776
Областная адресная программа
"Переселение граждан из многоквартирных домов, а также домов блокированной застройки, признанных аварийными, подлежащих сносу или реконструкции"
1. Паспорт областной адресной программы "Переселение граждан из многоквартирных домов, а также домов блокированной застройки, признанных аварийными, подлежащих сносу или реконструкции"
Наименование Программы |
- |
областная адресная программа "Переселение граждан из многоквартирных домов, а также домов блокированной застройки, признанных аварийными, подлежащих сносу или реконструкции" (далее - Программа) |
Основание для принятия Программы |
- |
Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", постановление Правительства Российской Федерации от 20.08.2022 N 1469 "Об утверждении Правил предоставления финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда", постановление Правительства Ростовской области от 17.10.2018 N 642 "Об утверждении государственной программы Ростовской области "Территориальное планирование и обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ростовской области" |
Государственный заказчик Программы |
- |
министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области |
Основной разработчик Программы |
- |
министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области |
Главный распорядитель бюджетных средств |
- |
министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области |
Основная цель и задачи Программы |
- |
основной целью Программы является обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда, расположенного в многоквартирных домах и домах блокированной застройки. Для достижения данной цели решаются следующие задачи: разработка правовых и методологических механизмов переселения граждан из аварийного жилищного фонда; формирование адресного подхода к решению проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда; формирование финансовых ресурсов для обеспечения благоустроенными жилыми помещениями граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда, в том числе с привлечением средств публично-правовой компании "Фонд развития территорий" (далее - Фонд) |
Сроки и этапы реализации Программы |
- |
средства, предусмотренные Программой, запланировано освоить в период с 1 декабря 2023 г. по 31 декабря 2031 г.; переселение граждан запланировано в период с 1 декабря 2023 г. по 31 декабря 2031 г.: этап 2023 - 2024 годов (срок реализации 2023 - 2024 годы); этап 2024 - 2025 годов (срок реализации 2024 - 2025 годы); этап 2025 - 2026 годов (срок реализации 2025 - 2026 годы); этап 2026 - 2027 годов (срок реализации 2026 - 2027 годы); этап 2027 - 2028 годов (срок реализации 2027 - 2028 годы) этап 2028 - 2029 годов (срок реализации 2028 - 2029 годы) этап 2029 - 2030 годов (срок реализации 2029 - 2030 годы) этап 2030 - 2031 годов (срок реализации 2030 - 2031 годы) |
Основные направления реализации Программы |
- |
принятие муниципальных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда; проведение организационных мероприятий по реализации Программы; разработка предложений по внесению изменений в областное законодательство по вопросам переселения граждан из аварийного жилищного фонда; сбор и обобщение информации о сносе расселенных аварийных домов |
Исполнитель Программы |
- |
министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области |
Соисполнители Программы |
- |
органы местного самоуправления муниципальных образований в Ростовской области, на территории которых расположены дома, признанные аварийными с 1 января 2017 г. до 1 января 2022 г. (далее - органы местного самоуправления): город Гуково; город Донецк; город Зверево; город Каменск-Шахтинский; город Новочеркасск; город Новошахтинск; город Ростов-на-Дону; город Таганрог; город Шахты; Аксайский район: Аксайское городское поселение; Багаевский район: Багаевское сельское поселение; Боковский район: Краснозоринское сельское поселение; Белокалитвинский район: Белокалитвинское городское поселение; Богураевское сельское поселение; Горняцкое сельское поселение; Коксовское сельское поселение; Синегорское сельское поселение; Шолоховское городское поселение; Зерноградский район: Зерноградское городское поселение; Красносулинский район: Долотинское сельское поселение; Ковалевское сельское поселение; Красносулинское городское поселение; Ударниковское сельское поселение; Углеродовское сельское поселение; Мартыновский район: Большеорловское сельское поселение; Зеленолугское сельское поселение; Комаровское сельское поселение; Матвеево-Курганский район: Матвеево-Курганское сельское поселение; Мясниковский район: Чалтырское сельское поселение; Октябрьский район: Персиановское сельское поселение; Каменоломненское сельское поселение; Красюковское сельское поселение; Коммунарское сельское поселение; Пролетарский район: Пролетарское городское поселение; Семикаракорский район: Задоно-Кагальницкое сельское поселение; Тацинский район: Жирновское сельское поселение; Михайловское сельское поселение |
Объемы и источники финансирования Программы |
- |
общий объем финансирования Программы составляет 15 203 984 889,24 рубля, из них: 1 328 874 966,18 рубля - средства Фонда; 11 013 778 383,64 рубля - средства областного бюджета; 2 861 331 539,42 рубля - средства местных бюджетов (доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 91,26 процента от общей суммы средств, направленных на реализацию мероприятий); общий объем финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, реализуемых с привлечением средств Фонда, составляет 14 057 724 384,15 рубля, из них: 1 328 874 966,18 рубля - средства Фонда; 10 128 682 879,16 рубля - средства областного бюджета; 2 600 166 538,81 рубля - средства местных бюджетов (доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 90,55 процента от общей суммы средств, направленных на мероприятия, реализуемые с привлечением средств Фонда); общий объем финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, реализуемых за счет средств областного и местных бюджетов, составляет 1 146 260 505,09 рубля, из них: 885 095 504,48 рубля - средства областного бюджета; 261 165 000,61 рубля - средства местных бюджетов. Распределение средств с разбивкой по этапам: общий объем финансирования по этапу 2023 - 2024 годов, реализуемому с привлечением средств Фонда, составляет 1 355 994 863,45 рубля, в том числе: 1 328 874 966,18 рубля - средства Фонда; 17 573 693,43 рубля - средства областного бюджета; 9 546 203,84 рубля - средства местных бюджетов (доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 2,00 процента от общей суммы средств, направленных на мероприятия); общий объем финансирования по этапу 2024 - 2025 годов составляет 1 222 285 447,63 рубля, в том числе: 1 075 119 143,78 рубля - средства областного бюджета; 147 166 303,85 рубля - средства местных бюджетов; общий объем финансирования по этапу 2024 - 2025 годов, реализуемому с привлечением средств Фонда, составляет 1 202 243 121,23 рубля, в том числе: 1 055 859 375,76 рубля - средства областного бюджета; 146 383 745,47 рубля - средства местных бюджетов (доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 100,00 процента от общей суммы средств, направленных на мероприятия, реализуемые с привлечением средств Фонда); общий объем финансирования по этапу 2024 - 2025 годов, реализуемому за счет средств областного и местных бюджетов, составляет 20 042 326,40 рубля, в том числе: 19 259 768,02 рубля - средства областного бюджета; 782 558,38 рубля - средства местных бюджетов; общий объем финансирования по этапу 2025 - 2026 годов составляет 1 150 735 121,90 рубля, в том числе: 966 771835,90 рубля - средства областного бюджета; 183 963 286,00 рубля - средства местных бюджетов; общий объем финансирования по этапу 2025 - 2026 годов, реализуемому с привлечением средств Фонда, составляет 982 214 979,50 рубля, в том числе: 808 698 903,46 рубля - средства областного бюджета; 173 516 076,04 рубля - средства местных бюджетов (доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 100,00 процента от общей суммы средств, направленных на мероприятия, реализуемые с привлечением средств Фонда); общий объем финансирования по этапу 2025 - 2026 годов, реализуемому за счет средств областного и местных бюджетов, составляет 168 520 142,40 рубля, в том числе: 158 072 932,44 рубля - средства областного бюджета; 10 447 209,96 рубля - средства местных бюджетов; общий объем финансирования по этапу 2026 - 2027 годов составляет 692 582 404,00 рубля, в том числе: 630 229 506,40 рубля - средства областного бюджета; 62 352 897,60 рубля - средства местных бюджетов; общий объем финансирования по этапу 2026 - 2027 годов, реализуемому с привлечением средств Фонда, составляет 446 522 304,00 рубля, в том числе: 400 409 406,40 рубля - средства областного бюджета; 46 112 897,60 рубля - средства местных бюджетов (доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 100,00 процента от общей суммы средств, направленных на мероприятия, реализуемые с привлечением средств Фонда); общий объем финансирования по этапу 2026 - 2027 годов, реализуемому за счет средств областного и местных бюджетов, составляет 246 060 100,00 рубля, в том числе: 229 820 100,00 рубля - средства областного бюджета; 16 240 000,00 рубля - средства местных бюджетов; общий объем финансирования по этапу 2027 - 2028 годов составляет 664 698 995,84 рубля, в том числе: 595 189 898,91 рубля - средства областного бюджета; 69 509 096,93 рубля - средства местных бюджетов; общий объем финансирования по этапу 2027 - 2028 годов, реализуемому с привлечением средств Фонда, составляет 638 758 248,54 рубля, в том числе: 571 241 192,55 рубля - средства областного бюджета; 67 517 055,99 рубля - средства местных бюджетов (доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 100,00 процента от общей суммы средств, направленных на мероприятия, реализуемые с привлечением средств Фонда); общий объем финансирования по этапу 2027 - 2028 годов, реализуемому за счет средств областного и местных бюджетов, составляет 25 940 747,30 рубля, в том числе: 23 948 706,36 рубля - средства областного бюджета; 1 992 040,94 рубля - средства местных бюджетов; общий объем финансирования по этапу 2028 - 2029 годов реализуемому с привлечением средств Фонда, составляет 688 996 564,85 рубля, в том числе: 595 189 889,59 рубля - средства областного бюджета; 93 806 675,26 рубля - средства местных бюджетов; общий объем финансирования по этапу 2029 - 2030 годов, реализуемому с привлечением средств Фонда, составляет 696 300 820,52 рубля, в том числе: 595 189 840,08 рубля - средства областного бюджета; 101 110 980,44 рубля - средства местных бюджетов; общий объем финансирования по этапу 2030 - 2031 годов составляет 8 732 390 671,05 рубля, в том числе: 6 538 514 575,55 рубля - средства областного бюджета; 2 193 876 095,50 рубля - средства местных бюджетов; общий объем финансирования по этапу 2030 - 2031 годов, реализуемому с привлечением средств Фонда, составляет 8 046 693 482,06 рубля, в том числе: 6 084 520 577,89 рубля - средства областного бюджета; 1 962 172 904,17 рубля - средства местных бюджетов (доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 100,00 процента от общей суммы средств, направленных на мероприятия, реализуемые с привлечением средств Фонда); общий объем финансирования по этапу 2030 - 2031 годов, реализуемому за счет средств областного и местных бюджетов, составляет 685 697 188,99 рубля, в том числе: 453 993 997,66 рубля - средства областного бюджета; 231 703 191,33 рубля - средства местных бюджетов |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- |
выполнение обязательств по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым с 1 января 2017 г. до 1 января 2022 г.; обеспечение органами государственной власти и органами местного самоуправления безопасных и благоприятных условий проживания граждан; ликвидация 188 016,79 кв. метра аварийного жилищного фонда с переселением 9 327 жителей из жилых помещений, в том числе: по мероприятиям, реализуемым при финансовой поддержке за счет средств Фонда, 174 090,46 кв. метра аварийного жилищного фонда с переселением 8 465 жителей из жилых помещений, которые расположены в многоквартирных домах, признанных с 1 января 2017 г. до 1 января 2022 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; по мероприятиям, реализуемым за счет средств областного и местных бюджетов, 11 963,13 кв. метра аварийного жилищного фонда с переселением 741 жителя из жилых помещений, расположенных в домах блокированной застройки, многоквартирных домах, признанных с 1 января 2017 г. до 1 января 2022 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, а также в связи с произошедшим пожаром, природными катастрофами, причинами техногенного характера и влиянием окружающей среды; в рамках иных мероприятий 1 963,20 кв. метра аварийного жилищного фонда с переселением 121 жителя из жилых помещений, которые расположены в аварийных и подлежащих сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, а также в связи с произошедшим пожаром, природными катастрофами, причинами техногенного характера и влиянием окружающей среды, многоквартирных домах |
Оценка эффективности реализации Программы |
- |
реализация гражданами права на безопасные и благоприятные условия проживания; снижение доли населения Ростовской области, проживающего в домах блокированной застройки, многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, а также в связи с произошедшим пожаром, природными катастрофами, причинами техногенного характера и влиянием окружающей среды |
Управление Программой и система организации контроля за ее реализацией |
- |
министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области осуществляет общее руководство и координацию деятельности соисполнителей Программы, представляет отчеты о ходе реализации Программы в Правительство Ростовской области, Фонд; контроль за ходом реализации Программы осуществляют Фонд, Правительство Ростовской области в соответствии с полномочиями, установленными областным законодательством |
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Одной из основных задач государственной жилищной политики в Ростовской области, направленной на системное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающей доступность жилья для граждан и благоприятные условия их проживания, является реализация права на безопасные условия для проживания в домах блокированной застройки, многоквартирных домах, признанных аварийными, подлежащими сносу или реконструкции.
В муниципальных образованиях в Ростовской области решение проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда усложнено отсутствием жилищного фонда социального использования и специализированного жилищного фонда для переселения граждан, в том числе жилых помещений маневренного фонда, а также отсутствием в местных бюджетах средств, необходимых для переселения граждан.
Решение проблемы возможно при условии привлечения финансовой поддержки из федерального, областного бюджетов, а также внебюджетных источников.
3. Цели и задачи Программы
Основной целью Программы является обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда, расположенного в многоквартирных домах и домах блокированной застройки.
Все запланированные в рамках Программы на достижение данной цели мероприятия распространяются на жилищный фонд, признанный в период с 1 января 2017 г. до 1 января 2022 г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, а также в связи с произошедшим пожаром, природными катастрофами, причинами техногенного характера и влиянием окружающей среды.
Для достижения данной цели решаются следующие основные задачи:
разработка правовых и методологических механизмов переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
формирование адресного подхода к решению проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
формирование финансовых ресурсов для обеспечения благоустроенными жилыми помещениями граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда, в том числе с привлечением средств Фонда.
Органы местного самоуправления - соисполнители Программы разрабатывают и принимают муниципальные адресные программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда (далее - муниципальная программа). Муниципальная программа может предусматривать план действий органа местного самоуправления, порядок переселения граждан, эффективное управление бюджетными и внебюджетными средствами, направленными на финансирование программных мероприятий, перечень домов блокированной застройки, многоквартирных домов аварийного жилищного фонда, признанного таковым в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, а также в связи с произошедшим пожаром, природными катастрофами, причинами техногенного характера и влиянием окружающей среды, планируемые показатели выполнения муниципальной программы.
Министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области ежегодно утверждается адресный перечень домов, признанных аварийными с 1 января 2017 г. до с 1 января 2022 г., подлежащих расселению на каждом конкретном этапе Программы в соответствии с предложениями соисполнителей Программы.
В рамках настоящей Программы подлежат расселению признанные аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, а также в связи с произошедшим пожаром, природными катастрофами, причинами техногенного характера и влиянием окружающей среды дома блокированной застройки, многоквартирные дома общей отселяемой площадью жилых помещений 186 053,59 кв. метра.
Кроме того, в рамках иных мероприятий подлежат расселению признанные аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, а также в связи с произошедшим пожаром, природными катастрофами, причинами техногенного характера и влиянием окружающей среды, многоквартирные дома общей отселяемой площадью жилых помещений 1 963,20 кв. метра.
4. Основные направления реализации Программы
Реализация Программы осуществляется по следующим основным направлениям:
4.1. При реализации мероприятий Программы необходимо исходить из следующих положений:
4.1.1. Принятие решений и проведение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда производятся в соответствии со статьями 32, 86, 87 2, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации:
граждане, являющиеся собственниками жилых помещений в домах, входящих в аварийный жилищный фонд, в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации имеют право на возмещение за изымаемые у них жилые помещения либо, по соглашению с ними, на предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. В случае принятия собственниками соответствующего решения уплата части средств за приобретаемые помещения в сумме, превышающей размер возмещения стоимости за изымаемое жилое помещение, может быть произведена ими за счет собственных средств. В случае признания граждан нуждающимися в жилищных помещениях им может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма с учетом нормы предоставления. Граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение после признания дома в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых возникло в порядке наследования, имеют право исключительно на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение. Гражданам - собственникам жилых помещений - также могут быть предоставлены жилые помещения маневренного фонда, построенные для целей реализации Программы;
граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма, выселяемые в порядке, предусмотренном статьями 86, 87 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, имеют право на предоставление им другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда. Граждане, занимающие по договору социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на получение жилого помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма по норме предоставления, установленной органами местного самоуправления.
4.1.2. В случае отсутствия подходящего по площади жилого помещения в связи с проектным решением общая площадь приобретаемого за счет средств Фонда и областного бюджета жилого помещения может отличаться от установленной нормы предоставления не более чем на 10 процентов. При этом гражданам может быть предоставлено несколько жилых помещений, общая площадь которых не отличается от установленной нормы более чем на 10 процентов.
4.1.3. При переселении граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма, у которых отсутствуют основания для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, соисполнители Программы, в случае отсутствия на рынке недвижимости жилых помещений необходимой номенклатуры, с учетом положений Областного закона от 07.10.2005 N 363-ЗС "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области", свода правил 54.13330.2022 "СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13.05.2022 N 361/пр, вправе предоставлять таким гражданам жилые помещения общей площадью не менее 25 кв. метров. При этом приобретение площади, превышающей общую площадь ранее занимаемого жилого помещения, осуществляется за счет средств местного бюджета.
4.1.4. Средства, предусмотренные Программой, могут расходоваться на:
приобретение жилых помещений, в том числе:
индивидуальных домов (по мероприятиям, реализуемым за счет средств областного и местных бюджетов, не относящимся к мероприятиям, реализуемым с привлечением средств Фонда);
в многоквартирных домах, а также в домах блокированной застройки, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено);
строительство многоквартирных домов (включая подготовку проектной документации в целях строительства таких домов), а также домов блокированной застройки, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
строительство индивидуальных жилых домов по проектам, отобранным в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства, а также приобретение таких индивидуальных жилых домов (по мероприятиям, реализуемым с привлечением средств Фонда);
выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;
предоставление лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений в размере, не превышающем разницы между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением, и (или) субсидии на возмещение части расходов на уплату процентов в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, полученными в валюте Российской Федерации и использованными на приобретение (строительство) жилых помещений. Нормативная стоимость квадратного метра определяется как стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемая по субъектам Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства;
предоставление субсидий лицам, заключившим с соисполнителями Программы договоры о комплексном развитии территорий жилой застройки в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, на возмещение или оплату расходов на выполнение обязательств по созданию либо приобретению жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, по передаче данных жилых помещений в муниципальную собственность, по уплате возмещения за изымаемые жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в целях реализации решения о комплексном развитии территории жилой застройки. Субсидия предоставляется в размере не более чем 25 процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной как произведение общей площади жилых помещений, расположенных во всех многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и включенных в решение о комплексном развитии территории жилой застройки, и нормативной стоимости квадратного метра. Предоставление субсидии в размере от 25 до 100 процентов указанной нормативной стоимости переселения осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в установленных им случаях. В случае наличия в собственности гражданина нескольких жилых помещений, входящих в аварийный жилищный фонд, предоставление ему в связи с переселением из таких жилых помещений субсидий за счет средств Фонда осуществляется в отношении только одного жилого помещения. В отношении других жилых помещений, находящихся в собственности такого гражданина и включенных в Программу, предоставляется возмещение их стоимости в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;
предоставление субсидии юридическому лицу, созданному Ростовской областью и обеспечивающему реализацию решения о комплексном развитии территории, на оплату расходов, указанных в абзаце девятом настоящего подпункта, в размере до 100 процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной как произведение общей площади жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, включенных в решение о комплексном развитии территории жилой застройки, и нормативной стоимости квадратного метра;
приведение жилых помещений в состояние, пригодное для постоянного проживания граждан.
4.1.5. Жилые помещения, созданные либо приобретенные за счет средств, предусмотренных настоящей Программой, оформляются в муниципальную собственность в целях дальнейшего предоставления переселяемым гражданам в соответствии с жилищным законодательством на условиях социального найма либо в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. В части мероприятий, реализуемых с привлечением средств Фонда, жилые помещения могут быть переданы также по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или договору найма жилого помещения маневренного фонда.
В случае, если жилое помещение не может быть предоставлено по объективным причинам семье, для которой оно было приобретено (смерть нанимателя/собственника, судебное решение, несоответствие площади приобретенного помещения требуемой номенклатуре и другое), соисполнитель Программы направляет главному распорядителю бюджетных средств мотивированное письмо о согласовании перераспределения данного жилого помещения иной семье с подтверждением ее согласия на получение данного помещения.
4.1.6. Рекомендуемый перечень характеристик проектируемых (строящихся) и приобретаемых жилых помещений, которые будут предоставлены гражданам в рамках реализации Программы, приведен в приложении N 1 к Программе.
4.1.7. Мероприятия в рамках этапов Программы, реализуемые с привлечением средств Фонда, должны быть завершены не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении финансовой поддержки на реализацию соответствующего этапа.
4.2. Критерии очередности участия в Программе муниципальных образований установлены подпунктом 2 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". При определении очередности расселения необходимо также учитывать степень готовности земельных участков под строительство домов, наличие инфраструктуры.
4.3. Организационные мероприятия по реализации Программы предусматривают следующие меры:
4.3.1. Оказание консультативной поддержки органам местного самоуправления по вопросам реализации Программы и разработки муниципальных программ, проведение выборочных проверок целевого использования средств, предусмотренных Программой.
4.3.2. Информирование собственников и нанимателей жилых помещений аварийного жилищного фонда о порядке и условиях участия в Программе путем размещения публикаций в средствах массовой информации, на официальных сайтах исполнительных органов Ростовской области, органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на телевидении и радио.
4.4. Принятие муниципальных адресных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Система программных мероприятий приведена в приложении N 2 к Программе.
5. Объемы и источники финансирования Программы
Финансовые средства для решения проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда формируются за счет средств Фонда, областного и местных бюджетов.
Объемы и направления расходования средств на финансирование мероприятий Программы определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Взаимоотношения государственного заказчика Программы с органами местного самоуправления регулируются соглашениями, заключаемыми с администрациями муниципальных образований (городских округов и муниципальных районов).
Финансирование Программы осуществляется в размере 15 203 984 889,24 рубля, из них:
1 328 874 966,18 рубля - средства Фонда;
11 013 778 383,64 рубля - средства областного бюджета;
2 861 331 539,42 рубля - средства местных бюджетов.
Объемы и источники финансирования мероприятий Программы, начиная с этапа 2024 - 2025 годов Программы, подлежат уточнению по мере принятия Фондом решений об утверждении лимитов предоставления в соответствующем году Ростовской области финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
6. Обоснование объема средств на реализацию Программы
Объем финансирования мероприятий Программы определен исходя из общей площади аварийного жилищного фонда и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по муниципальным образованиям в Ростовской области, определенной нормативным правовым актом министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области (далее - нормативный правовой акт министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области).
Объем финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда подлежит корректировке с учетом изменения значений средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по муниципальным образованиям в Ростовской области в соответствии с нормативным правовым актом министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области на соответствующий период реализации мероприятий.
Приобретение соисполнителями Программы жилых помещений для их предоставления собственникам по договорам мены взамен изымаемых, а также выплата им возмещения за изымаемое аварийное помещение производятся в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в пределах возмещения за изымаемые жилые помещения, определяемого на основании заключения лица, осуществляющего оценочную деятельность, и на основании соглашения с собственником жилого помещения. В случае принятия собственниками соответствующего решения уплата части средств за приобретаемые помещения, превышающей размер возмещения стоимости за изымаемое жилое помещение, может быть произведена за счет собственных средств.
Средства областного бюджета и Фонда на строительство многоквартирных домов, а также жилых домов, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, расходуются соисполнителями Программы в пределах цен, определенных исходя из проектной документации, а также с учетом средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, утверждаемой нормативным правовым актом министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, за исключением случаев, когда стоимость одного квадратного метра общей площади жилья, утверждаемая нормативным правовым актом министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, ниже средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, установленной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на аналогичный период. В данном случае используется средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, установленная приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Аналогичный подход применяется при реализации мероприятий путем долевого участия в строительстве многоквартирных домов, а также жилых домов, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Средства областного бюджета и Фонда при реализации мероприятий по приобретению жилых помещений на первичном рынке жилья у застройщика, вторичном рынке жилья, а также выплате возмещения стоимости за жилое помещение расходуются исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной нормативным актом министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, на соответствующий период реализации мероприятий (на момент объявления торгов, проведения оценки жилого помещения). Соисполнители Программы вправе направлять дополнительные средства из местных бюджетов и внебюджетных источников на реализацию данных мероприятий с учетом фактически сложившейся стоимости жилья.
Показатели, объемы и источники финансирования Программы по мероприятиям, реализуемым за счет средств областного и местных бюджетов, приведены в приложении N 3 к Программе.
Реестр жилищного фонда, признанного аварийным с 1 января 2017 г. до 1 января 2022 г., приведен в приложении N 4 к Программе.
План реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым с 1 января 2017 г. до 1 января 2022 г., реализуемых с привлечением средств Фонда, по способам переселения приведен в приложении N 5 к Программе.
План реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым с 1 января 2017 г. до 1 января 2022 г., реализуемых с привлечением средств Фонда, приведен в приложении N 6 к Программе.
Планируемые показатели переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым с 1 января 2017 г. до 1 января 2022 г., по мероприятиям, реализуемым с привлечением средств Фонда, приведены в приложении N 7 к Программе.
7. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Программа носит социальный характер, основным критерием ее эффективности является количество граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда, а также площадь расселенного аварийного жилищного фонда.
Реализация Программы обеспечит:
реализацию гражданами права на безопасные и благоприятные условия проживания;
снижение доли населения Ростовской области, проживающего в домах блокированной застройки, многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, а также в связи с произошедшим пожаром, природными катастрофами, причинами техногенного характера и влиянием окружающей среды.
Конечные результаты реализации Программы:
выполнение государственных обязательств по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;
обеспечение органами государственной власти и органами местного самоуправления безопасных и благоприятных условий проживания граждан;
расселение 188 016,79 кв. метра аварийного жилищного фонда с переселением 9 327 жителей из жилых помещений, в том числе:
по мероприятиям, реализуемым при финансовой поддержке за счет средств Фонда, 174 090,46 кв. метра аварийного жилищного фонда с переселением 8 465 жителей из жилых помещений, которые расположены в многоквартирных домах, признанных с 1 января 2017 г. до 1 января 2022 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;
по мероприятиям, реализуемым за счет средств областного и местных бюджетов, 11 963,13 кв. метра аварийного жилищного фонда с переселением 741 жителя из жилых помещений, расположенных в домах блокированной застройки, многоквартирных домах, признанных с 1 января 2017 г. до 1 января 2022 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, а также в связи с произошедшим пожаром, природными катастрофами, причинами техногенного характера и влиянием окружающей среды;
в рамках иных мероприятий 1 963,20 кв. метра аварийного жилищного фонда с переселением 121 жителя из жилых помещений, которые расположены в аварийных и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, а также в связи с произошедшим пожаром, природными катастрофами, причинами техногенного характера и влиянием окружающей среды, многоквартирных домах.
8. Управление Программой и система организации контроля за ходом ее реализации
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет Правительство Ростовской области в соответствии с полномочиями, установленными областным законодательством.
Фонд осуществляет мониторинг хода реализации Программы.
Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области информирует Правительство Ростовской области и Фонд о ходе реализации Программы.
Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области вносит изменения в Программу ежегодно, не менее 1 раза. Повторное внесение изменений в течение года осуществляется при необходимости.
Соисполнители Программы в порядке и в сроки, установленные соглашениями о долевом финансировании мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, заключаемыми в рамках реализации этапов Программы с главным распорядителем бюджетных средств, направляют отчеты о ходе реализации Программы.
Начальник управления |
В.В. Лозин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.