Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Министерства просвещения
Российской Федерации
от 27 октября 2023 г. N 789
Положение
о Всероссийском конкурсе сочинений "Без срока давности" среди обучающихся образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, в 2023/24 учебном году
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения Всероссийского конкурса сочинений "Без срока давности" среди обучающихся образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования (далее - Конкурс), порядок участия в Конкурсе и определения победителей Конкурса.
1.2. Учредителем Конкурса выступает Министерство просвещения Российской Федерации (далее - Учредитель).
Конкурс проводится Министерством просвещения Российской Федерации совместно с руководителями высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации.
Федеральным оператором Конкурса является федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский педагогический государственный университет" (далее - Оператор).
1.3. Информационно-методическое сопровождение организации и проведения Конкурса осуществляется на официальном сайте https:/ec.memory45.su в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт Конкурса).
1.4. Рабочим языком Конкурса является русский язык - государственный язык Российской Федерации.
II. Цели и задачи Конкурса
2.1. Конкурс проводится в целях сохранения исторической памяти о трагедии мирного населения СССР - жертвах военных преступлений нацистов и их пособников в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
2.2. Задачи проведения Конкурса:
воспитание уважения к памяти о героических и трагических событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;
недопущение фальсификации фактов о военных преступлениях нацистов и их пособников, геноциде мирного населения на территории стран, входивших в состав СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;
приобщение подрастающего поколения к изучению трагических событий Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, связанных с проявлением геноцида мирного населения, посредством изучения и осмысления архивных материалов, литературы, музыкальных произведений, документальных и художественных фильмов, концертов и театральных постановок, созданных в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов или посвященных ей;
воспитание патриотизма у подрастающего поколения через привлечение детей и молодежи к деятельности в поисковых отрядах, к участию в мероприятиях по сохранению и увековечению памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов;
закрепление в сознании молодежи юридической правомочности темы геноцида советского народа со стороны нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
III. Участники Конкурса
3.1. Участие в Конкурсе добровольное.
3.2. В Конкурсе могут принять участие обучающиеся образовательных организаций Российской Федерации, российские граждане, обучающиеся в специализированных структурных образовательных подразделениях загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации (далее - школы МИД), обучающиеся образовательных организаций Республики Беларусь и других стран СНГ (далее - участники Конкурса, зарубежные участники Конкурса).
3.3. Конкурс проводится среди следующих категорий участников Конкурса:
обучающиеся 5-7 классов по образовательным программам основного общего образования (категория 1);
обучающиеся 8-9 классов по образовательным программам основного общего образования (категория 2);
обучающиеся 10-11 классов по образовательным программам среднего общего образования (категория 3);
обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования (категория 4).
IV. Тематика Конкурса и жанры конкурсных сочинений
4.1. В конкурсных сочинениях участники Конкурса раскрывают по своему выбору вопросы, связанные с сохранением и увековечением памяти о трагедии мирного населения СССР, жертвах военных преступлений нацистов и их пособников в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (далее - тематическое направление):
геноцид мирного населения на оккупированной территории в результате карательных операций, на принудительных работах в изгнании, в местах массового силового заключения и содержания граждан СССР;
преступления против детства в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;
произведения литературы, музыкального, изобразительного, драматического и (или) кинематографического искусства, отражающие трагедию и подвиг мирного населения в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;
деятельность поисковых отрядов, общественных организаций и движений молодежи по сохранению и увековечению памяти о трагедии и подвиге советского народа в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;
трибуналы и судебные процессы по делу о геноциде советских граждан нацистами и их пособниками в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;
учитель, который выиграл Великую Отечественную войну: подвиг и жертвенность;
архивные свидетельства о фактах преступлений нацистов против мирных жителей в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;
личные архивы периода Великой Отечественной войны как свидетельства военных преступлений нацистов и их пособников;
чему нас учит история: нацизм в исторической ретроспективе и неонацизм в современном мире;
места памяти массового уничтожения мирных жителей и жертв преступлений нацистов.
4.2. Конкурсные сочинения представляются участниками Конкурса в прозе в жанре рассказа, притчи, письма, сказки, дневника, очерка, репортажа, интервью, эссе, заочной экскурсии, рецензии, путевых заметок.
Поэтические тексты конкурсных сочинений не рассматриваются.
4.3. Выбор тематического направления, жанра и названия работы участниками Конкурса осуществляется самостоятельно.
4.4. Методические рекомендации для участников Конкурса по организации и проведению Конкурса размещаются на сайте Конкурса.
V. Сроки и организация проведения Конкурса
5.1. Конкурс проводится в четыре этапа:
школьный этап Конкурса в субъектах Российской Федерации - с 1 ноября 2023 года по 19 января 2024 года;
муниципальный этап Конкурса в субъектах Российской Федерации - с 20 января по 5 февраля 2024 года;
региональный этап Конкурса в субъектах Российской Федерации - с 6 по 17 февраля 2024 года;
федеральный этап Конкурса - с 18 февраля по 17 марта 2024 года.
5.2. Ответственным за проведение школьного, муниципального и регионального этапов Конкурса является представитель исполнительного органа субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, согласованный Учредителем, реализующий образовательно-просветительские мероприятия проекта "Без срока давности" в субъекте Российской Федерации (далее - Координатор).
Оператором для Координаторов создаются личные кабинеты на сайте Конкурса для внесения всей необходимой документации по Конкурсу.
5.3. Для обучающихся школ МИД и зарубежных участников Конкурса школьный и муниципальный этапы не проводятся. Ответственным за проведение регионального этапа Конкурса для обучающихся школ МИД и зарубежных участников Конкурса является Оператор.
5.4. Для организации проведения школьного, муниципального и регионального этапов Конкурса, оценки конкурсных сочинений, определения победителей и призеров указанных этапов Конкурса в субъектах Российской Федерации приказом исполнительного органа субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, в срок до 20 ноября 2023 г. утверждаются Положения о Конкурсе, составы организационных комитетов, жюри соответствующих этапов Конкурса.
5.5. На федеральный этап Конкурса от субъекта Российской Федерации принимается по одному конкурсному сочинению по каждой категории участников Конкурса, указанной в пункте 3.3 настоящего Положения, набравшему по результатам оценки на региональном этапе Конкурса наибольшее количество баллов. Таким образом, от каждого субъекта Российской Федерации для участия на федеральном этапе Конкурса направляются четыре конкурсных сочинения победителей регионального этапа (по одному конкурсному сочинению по каждой категории участников Конкурса).
Конкурсное сочинение направляется Координатором на федеральный этап Конкурса через личный кабинет на сайте Конкурса со следующими сопроводительными документами (далее - Заявка):
анкета участника Конкурса в двух формах: подписанная руководителем или заместителем руководителя образовательной организации и заверенная печатью образовательной организации, к которой принадлежит участник Конкурса, и оформленная в формате документа .doc или .docx.
согласие участника Конкурса/родителей (законных представителей) участника Конкурса на обработку персональных данных, фото- и видеосъемку; использование фото- и видеоматериала, конкурсного сочинения в некоммерческих целях, в том числе публикацию работы (или ее фрагмента) любым способом и на любых носителях с обязательным указанием авторства участника Конкурса.
5.6. Координатор отвечает за оперативный учет поданных Заявок в соответствии с пунктом 5.5 настоящего Положения, за предоставление запрашиваемых промежуточных данных по этапам проведения Конкурса Оператору, за подготовку итогового отчета по утвержденной Оператором форме. Координатор несет персональную ответственность за своевременность и достоверность сведений, передаваемых Оператору.
5.7. Обучающиеся школ МИД и зарубежные участники Конкурса направляют конкурсные работы с Заявкой самостоятельно по адресу электронной почты Оператора, указанному на сайте Конкурса, для участия на региональном этапе Конкурса в сроки, указанные в п.5.1 настоящего Положения.
На региональном этапе Конкурса работы обучающихся школ МИД и зарубежных участников Конкурса оценивает жюри федерального этапа Конкурса, сформированное в соответствии с пунктом 6.2 настоящего Положения, и на основании рейтинговых списков определяет по одному конкурсному сочинению по каждой категории участников Конкурса, указанной в пункте 3.3 настоящего Положения, набравшему по результатам оценки наибольшее количество баллов, для участия на федеральном этапе Конкурса.
На федеральном этапе Конкурса:
от обучающихся школ МИД участвуют четыре работы победителей регионального этапа (по одной по каждой категории участников Конкурса);
от зарубежных участников Конкурса участвуют четыре работы победителей регионального этапа (по одной по каждой категории участников Конкурса).
5.8. Абсолютные победители, призеры и победители в номинациях Конкурса 2022/2023 года принимают участие на федеральном этапе Конкурса, минуя предыдущие этапы. Конкурсное сочинение с Заявкой они направляют самостоятельно по адресу электронной почты Оператора, указанному на сайте Конкурса.
VI. Организационный комитет Конкурса
6.1. Для организации и проведения федерального этапа Конкурса приказом Министерства просвещения Российской Федерации создается организационный комитет Конкурса (далее - Оргкомитет) и утверждается его состав.
Оргкомитет создается на период подготовки и проведения Конкурса для достижения цели и решения вытекающих из нее задач Конкурса.
Оргкомитет формируется Учредителем из числа представителей Администрации Президента Российской Федерации, Оператора, федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, представителей образовательных организаций, общественных объединений, осуществляющих деятельность в области патриотического воспитания.
В состав Оргкомитета входят председатель Оргкомитета, заместитель председателя Оргкомитета, секретарь Оргкомитета и иные члены Оргкомитета. Решения Оргкомитета отражаются в соответствующем протоколе, который подписывается председателем и секретарем Оргкомитета.
6.2. Оргкомитет осуществляет следующие функции:
определяет процедуру проведения Конкурса;
формирует по согласованию с Учредителем и утверждает состав жюри федерального этапа Конкурса;
определяет формат, место и время проведения финальных мероприятий Конкурса, а также количество и состав приглашенных на торжественную церемонию почетных гостей;
обеспечивает соблюдение прав участников Конкурса;
выполняет иные задачи и функции, связанные с проведением и подготовкой Конкурса, по согласованию с Учредителем.
6.3. Оргкомитет обязуется не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъектов персональных данных и оставляет за собой право использовать конкурсные сочинения в некоммерческих целях (в целях рекламы Конкурса, в методических и информационных изданиях, для освещения в средствах массовой информации, в учебных целях) на основе согласия участников Конкурса на безвозмездную публикацию их конкурсных сочинений или фрагментов конкурсных сочинений любым способом и на любых носителях по усмотрению Оргкомитета с обязательным указанием авторства работ.
6.4. Решения, принимаемые Оргкомитетом в рамках своей компетенции, обязательны для исполнения участниками, волонтерами, гостями Конкурса, а также всеми лицами, задействованными в организационно-подготовительной работе Конкурса.
6.5. Основной формой деятельности Оргкомитета является заседание Оргкомитета. Заседание Оргкомитета является правомочным, если в нем принимает участие не менее половины от общего числа членов Оргкомитета. В случае равенства числа голосов решающим является голос председателя Оргкомитета.
6.6. При невозможности проведения заседания в очном режиме решение Оргкомитета может быть принято путем проведения заочного голосования.
6.7. Заочное голосование может быть проведено путем обмена документами посредством почтовой, телефонной или иной связи, обеспечивающей подлинность передаваемых и принимаемых сообщений и их документальное подтверждение, в том числе посредством проведения общей видео-конференц-связи с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с обязательной видеозаписью заседания и последующим протоколированием путем считывания информации видеозаписи.
6.8. Решения Оргкомитета принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Оргкомитета (в случае проведения заседания в очном формате). В случае проведения заочного голосования решения принимаются простым большинством голосов от общего числа членов Оргкомитета, участвующих в голосовании.
VII. Требования к конкурсным сочинениям
7.1. Все конкурсные сочинения выполняются участниками Конкурса в письменном виде на утвержденном Оргкомитетом бланке, размещенном на сайте Конкурса.
Заявки также представляются участниками Конкурса на утвержденных Оргкомитетом бланках, размещенных на сайте Конкурса.
7.2. Каждый участник Конкурса имеет право представить на Конкурс одно конкурсное сочинение, которое выполняет самостоятельно.
7.3. На федеральный этап Конкурса конкурсные сочинения принимаются в сканированном виде (в едином файле формата PDF, тип изображения ЧБ, разрешение 600 dpi, объемом не более 3 МБ). К отсканированному конкурсному сочинению участника Конкурса прилагается копия сочинения в формате .doc или .docx. При отсутствии одного из указанных вариантов представления конкурсное сочинение на федеральный этап Конкурса не принимается.
7.4. Работы участников, не соответствующие тематике Конкурса, а также содержащие оскорбительные высказывания в адрес организаторов, партнеров, других участников Конкурса, любых иных третьих лиц, фальсификацию исторических фактов или высказывания, противоречащие основам общечеловеческих моральных норм, не допускаются к участию на всех этапах Конкурса.
Не подлежат оценке жюри Конкурса конкурсные сочинения, подготовленные с нарушением требований к их оформлению или с нарушением сроков представления, установленных Учредителем.
7.5. Жюри проверяет конкурсные сочинения на наличие неправомерного использования чужого текста без указания на автора и источник заимствований. В случае выявления высокого процента неправомерных заимствований в конкурсном сочинении (более 25%) участник Конкурса лишается права на дальнейшее участие в Конкурсе.
VIII. Критерии и порядок оценки конкурсных сочинений
8.1. Каждое конкурсное сочинение на школьном, муниципальном, региональном и федеральном этапах Конкурса проверяется и оценивается тремя членами жюри Конкурса.
8.2. Оценка конкурсных сочинений жюри школьного, муниципального, регионального и федерального этапов Конкурса осуществляется по следующим критериям:
1) содержание конкурсного сочинения:
соответствие конкурсного сочинения выбранному тематическому направлению;
формулировка темы конкурсного сочинения (уместность, самостоятельность, оригинальность);
соответствие содержания конкурсного сочинения выбранной теме;
полнота раскрытия темы конкурсного сочинения;
воплощенность идейного замысла;
оригинальность авторского замысла;
корректное использование литературного, исторического, фактического (в том числе биографического), научного и другого материала;
соответствие содержания конкурсного сочинения выбранному жанру;
2) жанровое и языковое своеобразие конкурсного сочинения:
наличие в конкурсном сочинении признаков выбранного жанра;
цельность, логичность и соразмерность композиции конкурсного сочинения;
богатство лексики;
разнообразие синтаксических конструкций;
точность, ясность и выразительность речи;
целесообразность использования языковых средств;
стилевое единство;
3) грамотность конкурсного сочинения:
соблюдение орфографических норм русского языка;
соблюдение пунктуационных норм русского языка;
соблюдение грамматических норм русского языка;
соблюдение речевых норм русского языка.
8.3. Оценка по каждому показателю выставляется по шкале 0-3 балла.
IX. Определение победителей и подведение итогов Конкурса
9.1. Победители школьного, муниципального и регионального этапов Конкурса в субъектах Российской Федерации определяются на основании результатов оценки конкурсных сочинений жюри соответственно школьного, муниципального и регионального этапов Конкурса по каждой категории участников Конкурса, указанной в пункте 3.3 настоящего Положения. Результаты оценки оформляются в виде рейтинговых списков.
Исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, награждают победителей и призеров школьного, муниципального и регионального этапов Конкурса, а также подготовивших их педагогов-наставников.
Победители регионального этапа Конкурса среди обучающихся школ МИД и зарубежных участников Конкурса определяются на основании результатов оценки конкурсных сочинений жюри федерального этапа Конкурса, сформированного в соответствии с пунктом 6.2 настоящего Положения. Результаты оценки оформляются в виде рейтинговых списков.
9.2. На федеральном этапе Конкурса от каждого субъекта Российской Федерации, от школ МИД и от зарубежных участников Конкурса участвуют по четыре конкурсных сочинения (по одному конкурсному сочинению по каждой категории участников Конкурса, указанной в пункте 3.3 настоящего Положения), набравших по результатам оценки на региональном этапе наибольшее количество баллов, а также работы абсолютных победителей, призеров и победителей в номинациях федерального этапа Конкурса 2022/23 учебного года.
9.3. Все участники федерального этапа Конкурса являются финалистами Конкурса.
9.4. Определение абсолютных победителей и призеров федерального этапа Конкурса осуществляется на основании оценки конкурсных сочинений членами жюри федерального этапа Конкурса и оформляется в виде рейтингового списка федерального этапа Конкурса.
Члены жюри федерального этапа Конкурса, принимавшие участие в оценке конкурсных сочинений участников Конкурса школ МИД и зарубежных участников Конкурса в рамках регионального этапа, не допускаются к оценке указанных конкурсных сочинений в рамках федерального этапа Конкурса.
9.5. Абсолютными победителями федерального этапа Конкурса становятся четыре финалиста федерального этапа Конкурса, набравшие наибольшее количество баллов по результатам оценки жюри федерального этапа Конкурса конкурсных сочинений - один финалист по каждой категории участников Конкурса, указанной в пункте 3.3 настоящего Положения.
9.6. Призерами федерального этапа Конкурса становятся по 10 финалистов Конкурса в каждой категории участников, конкурсные сочинения которых набрали наибольшее количество баллов по результатам оценки жюри федерального этапа Конкурса, за исключением абсолютных победителей, указанных в пункте 9.5 настоящего Положения.
9.7. Списки абсолютных победителей и призеров Конкурса размещаются на сайте Конкурса.
9.8. На федеральном этапе Конкурса в соответствии с решением жюри федерального этапа Конкурса дополнительно награждаются финалисты по следующим номинациям (не более 2 обучающихся по каждой номинации):
за представленный опыт работы с ресурсами проекта "Без срока давности";
за гражданскую активность и поддержку образовательно-просветительских мероприятий проекта "Без срока давности", в том числе за рубежом;
за участие в деятельности поисковых отрядов;
за умение анализировать и сравнивать исторические события, явления, процессы на различных исторических этапах нашей страны;
за оригинальность сюжета конкурсного сочинения, за богатство и выразительность русского языка;
за проявленные знания истории Великой Отечественной войны;
за освещение событий блокады Ленинграда как проявления геноцида.
9.9. По итогам Конкурса издается сборник конкурсных сочинений абсолютных победителей, призеров и победителей в номинациях Конкурса с указанием педагогов-наставников. Электронный вариант сборника размещается на сайте Конкурса.
9.10. Абсолютные победители, призеры, победители в номинациях Конкурса награждаются дипломами Оператора, а педагоги-наставники - благодарственными письмами Учредителя и дипломами Оператора.
Оргкомитет вправе установить для абсолютных победителей, призеров, победителей в номинациях Конкурса и педагогов-наставников дополнительные формы поощрения.
Награждение абсолютных победителей, призеров, победителей в номинациях Конкурса и педагогов-наставников проводится Учредителем на торжественной церемонии в г. Москве.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.