Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел VII. Развитие малого бизнеса
Сектор малого предпринимательства также столкнулся с новыми вызовами, возникла необходимость пересмотра логистических, финансовых, производственных процессов, переформатирования бизнеса.
При этом ухудшения ситуации в данном секторе удалось избежать за счет реализации комплекса мер по стабилизации ситуации и поддержке бизнеса в целом и отдельных его направлений.
На территории города успешно реализуются мероприятия национальных проектов в сфере малого и среднего предпринимательства и муниципальная программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Сургуте на период до 2030 года" (далее - муниципальная программа).
В 2023 году на реализацию муниципальной программы выделено 20,65 млн. рублей, в том числе из бюджета автономного округа - 13,97 млн. рублей, из бюджета города - 6,68 млн. рублей. В рамках муниципальной программы на оказание финансовой поддержки предусмотрено 17,05 млн. рублей.
Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях власти, а именно:
- применяется "пакетный подход" предусматривающий подачу единого пакета документов от заявителя по всем подходящим направлениям поддержки и установление предельного размера субсидии на одного участника отбора;
- принято решение об увеличении максимальной суммы субсидии, доступной к получению субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе до 800 тыс. рублей для социальных предпринимателей и до 700 тыс. рублей для предпринимателей, осуществляющих социально значимые (приоритетные) виды деятельности;
- в рамках реализации регионального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" субъектам малого бизнеса компенсируют затраты по приобретению оборудования, лицензионных программных продуктов, на аренду нежилых помещений, оплату коммунальных услуг и другие;
- в рамках реализации регионального проекта "Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса" предоставляются субсидии в целях возмещения затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности;
- предоставляется поддержка в виде финансового обеспечения затрат предпринимателям в производственной сфере (размер данной поддержки до 1 млн. рублей);
- предоставляется финансовая поддержка физическим лицам, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (компенсация части затрат на рекламу, аренду, консалтинговые услуги, на уплату страховых взносов по договорам добровольного пенсионного страхования, по приобретению оборудования, а также на обучение и повышение квалификации);
- приостановлено требование к участникам отбора об отсутствии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также задолженности по денежным обязательствам перед бюджетом города;
- на постоянной основе проводятся информационные мероприятия в формате онлайн-режима на платформе Zoom, "горячей линии" с привлечением структурных подразделений Администрации города, организаций инфраструктуры поддержки, контролирующих органов.
Таким образом, в 2023 году финансовая поддержка по 16 направлениям оказывается субъектам МСП, относящимся к категориям социальное, инновационное предприятие, производственная компания, а также объектам общественного питания, гостиницам, туристическим агентствам, разработчикам компьютерного программного обеспечения, по виду деятельности "обработка данных", "предоставление услуг по размещению информации", "деятельность порталов в информационно-коммуникационной сети "Интернет", "научные исследования и разработки". Самозанятым поддержка оказывается по 6 направлениям.
Особое внимание уделяется поддержке социальных предпринимателей, начинающих предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере производства, а также инновационных компаний. Статус "социальное предприятие" по оценке 2023 года будут иметь 96 субъектов МСП (в 2022 году - 91 субъект).
По состоянию на 01.09.2023 приняты решения о предоставлении:
- 82 субсидий субъектам МСП, осуществляющим социально-значимые виды деятельности на сумму 15,57 млн. рублей;
- 9 субсидий социальным предпринимателям в объеме 1,4 млн. рублей;
- 2 субсидий самозанятым предпринимателям в объеме 73,45 тыс. рублей.
Кроме того, рассматривается вопрос о выделении дополнительных средств в размере 16 млн. рублей из бюджета города на финансовую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе:
- осуществляющих социально значимые виды деятельности - 0,7 млн. рублей;
- социальным предпринимателям - 12,3 рублей;
- предпринимателям в производственной сфере - 3 млн. рублей.
Также всесторонняя поддержка бизнеса и работа по созданию условий для его развития осуществляется и со стороны организаций, образующих инфраструктуру поддержки (Фонд поддержки предпринимательства Югры "Мой бизнес", Фонд "Югорская региональная микрокредитная компания", автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Технопарк высоких технологий", Фонд "Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Югры", Фонд развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Сургутская торгово-промышленная палата).
Все виды поддержки, предоставляемые субъектам бизнеса, позволяют создавать и успешно вести предпринимательскую деятельность на начальном этапе, развивать новые направления и масштабировать бизнес, снизить долговую нагрузку, приобрести качественное оборудование, получить квалифицированные консалтинговые услуги, пополнить оборотные средства и направить денежные средства на развитие новых проектов, повысить качество предоставляемых населению товаров и услуг, увеличить оборот, и, соответственно, объем налоговых поступлений в бюджет города от деятельности малого и среднего бизнеса.
Результаты проведенных социологических исследований и опросов показывают, что продолжают сохраняться некоторые проблемы в данной сфере, а именно:
- недостаточность собственных финансовых ресурсов, в том числе для использования современных технологий и оборудования, сложность в получении кредитов из-за достаточно высоких по сравнению с доходностью бизнеса ставок платы за кредитные ресурсы и жестких требований банков к обеспечению, связанных с получением кредитов;
- слабая имущественная база (недостаточность основных фондов) малых предприятий и, как следствие, недостаточность собственного обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору;
- высокие издержки при "вхождении на рынок" для начинающих субъектов малого предпринимательства, в том числе высокая арендная плата за помещения, финансовые и административные трудности при решении вопросов доступа к инженерным сетям;
- недостаток квалифицированных кадров;
- проблемы в получении земельных участков под объекты недвижимого имущества и другие.
Администрацией города и Федеральной налоговой службой России продолжилась расширенная информационная кампания по популяризации института самозанятых и применению налога на профессиональный доход (далее - НПД). В городе активно формируется рынок легальных продавцов и защищенных покупателей, о чем свидетельствует рост количества зарегистрированных плательщиков НПД. Так, по итогам 1 полугодия 2023 года количество плательщиков НПД в 2,1 раза превысило уровень 1 полугодия 2022 года и составило более 34,6 тыс. человек.
С 01.01.2023 учет показателей развития малого бизнеса города приведен в соответствие с результатами сплошного федерального статистического наблюдения Росстата за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2020 год.
Основными видами деятельности в структуре занятости предпринимателей города являются торговля (16,3%), строительство (12,7%), оказание транспортных услуг и услуг связи (8,9%), промышленное производство (8,5%), оказание социальных услуг (8,3%), общественное питание (3,6%).
По итогам 2023 года по оценке:
- ожидается сокращение на 2,6 тысячи до 18,2 тысяч зарегистрированных на территории города субъектов малого предпринимательства по сравнению с 2022 годом, что обусловлено реализацией Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" по исключению недействующих юридических лиц, а также методикой учета субъектов малого бизнеса согласно реестру субъектов малого и среднего предпринимательства;
- оборот малого бизнеса составит более 235,4 млрд. рублей, что выше уровня 2022 года в сопоставимых ценах на 12,4%;
- численность занятых в малом бизнесе составит 81,1 тыс. человек или 41,6% от общей численности занятых в экономике на территории города.
В среднесрочном периоде:
- с учетом вышеперечисленных мер поддержки в базовый вариант заложены предпосылки о росте деловой активности, занятости, по консервативному варианту прогноза более низкая деловая активность и, соответственно, незначительное снижение по ряду показателей, характеризующих развитие данного сектора;
- отраслевая структура малого бизнеса не претерпит существенных изменений;
- планируется продолжить:
оказывать информационно-консультационную, образовательную, финансовую и имущественную поддержку субъектам МСП, в том числе самозанятым в рамках муниципальной программы;
реализацию региональных проектов по акселерации МСП и для начинающих предпринимателей;
- сектор малого предпринимательства будет оставаться стабилизирующим фактором для экономики благодаря гибкости и приспосабливаемости к конъюнктуре рынка, способствовать созданию новых рабочих мест, насыщению рынка товаров и услуг, формированию конкурентной среды, росту налоговых поступлений в бюджет.
В 2026 году по консервативному и базовому вариантам прогноза соответственно:
- количество субъектов малого предпринимательства составит 19,1 и 19,4 тыс. единиц;
- оборот малого бизнеса - 264,2 и 267,6 млрд. рублей, в сопоставимых ценах к уровню 2023 года - 99,6 и 100,6%;
- численность занятых в малом бизнесе - 83,3 и 84,9 тыс. человек или 42,2 и 42,6% от общей численности занятых в экономике на территории города.
В рамках формирования условий для развития туризма:
- на официальном портале Администрации города и Инвестиционном портале города аккумулируется информация о мерах поддержки в сфере туризма, актуальных новостях, туристическом потенциале, с приведением электронной версии путеводителя;
- ведется реестр туристических ресурсов и организаций туристской индустрии;
- продолжается сотрудничество с обществом с ограниченной ответственностью "ДубльГИС-Сургут", на информационной онлайн платформе "2 ГИС" активна специальная вкладка "Туристические места", в которой приведены основные достопримечательности, а также туристический маршрут по городу, вкладка дополняется фотоматериалами и новыми маршрутами;
- для создания и развития унифицированной информационной среды о туристском, культурном, экономическом потенциале города осуществляется взаимодействие с автономной некоммерческой организацией "Мультимедийный Исторический Парк "Моя История";
- Администрация города активно взаимодействует с Департаментом промышленности автономного округа для проведения совместных мероприятий и содействия получению предпринимателями туристского сектора города региональных форм поддержки;
- ежегодно обеспечивается участие в туристском форуме "ЮграТур", являющимся одним из ведущих мероприятий региона и предоставляющим площадку для презентации лучших туристских проектов.
Отклонения значений показателей, характеризующих развитие малого бизнеса, от значений показателей прогноза социально-экономического развития на 2023 год и на плановый период 2024 - 2025 годов обусловлены корректировкой темпов роста в соответствии со сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.