Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением администрации
городского округа
"Город Йошкар-Ола"
от 22 октября 2013 г. N 2582"
(в редакции постановления
администрации городского
округа "Город Йошкар-Ола"
от 25.10.2023 N 1147)
Муниципальная программа
городского округа "Город Йошкар-Ола" "Управление муниципальными финансами и муниципальным долгом городского округа "Город Йошкар-Ола" на 2014-2030 годы"
I. Стратегические приоритеты развития муниципальной программы "Управление муниципальными финансами и муниципальным долгом городского округа "Город Йошкар-Ола" на 2014 - 2030 годы" (далее - муниципальная программа)
1. Оценка текущего состояния сферы реализации муниципальной программы
Современное состояние и развитие системы управления муниципальными финансами в городском округе "Город Йошкар-Ола" характеризуется проведением ответственной и прозрачной бюджетной политики, исполнением в полном объеме принятых бюджетных обязательств, концентрацией бюджетных инвестиций на реализацию приоритетных инвестиционных проектов и программ, направленностью бюджетных расходов на оптимизацию бюджетной сферы, ее эффективное функционирование и повышение качества оказываемых муниципальных услуг.
Устойчивая система муниципальных финансов является одним из важнейших факторов эффективного функционирования местного самоуправления и имеет ключевое значение для развития города в долгосрочной перспективе, улучшения качества и уровня жизни населения.
Несмотря на конъюнктурные колебания в экономике, на которые повлияло распространение новой коронавирусной инфекции, городскому округу "Город Йошкар-Ола" удалось сохранить финансовую стабильность и поддержать устойчивость и сбалансированность бюджетной системы. Во многом этому способствовала проводимая ответственная бюджетная, налоговая и долговая политика.
Бюджетный потенциал городского округа "Город Йошкар-Ола" в последние годы существенно возрос. В бюджет городского округа "Город Йошкар-Ола" в 2022 году поступило доходов 7 308,7 млн. рублей, в том числе от налогов, сборов и иных платежей - 2 275,7 млн. рублей и доходов от безвозмездных поступлений в сумме 5 033 млн. рублей. Доля налоговых и неналоговых доходов составила 31,1% от общих доходов бюджета.
Поступления в бюджет городского округа "Город Йошкар-Ола" от налогов, сборов и платежей в 2022 году превысили уровень 2021 года на 5,5% или на 118,7 млн. рублей.
Первоначальный план по налоговым и неналоговым доходам выполнен на 136,8%, дополнительно получено 273,8 млн. рублей доходов. Уточненный план года не выполнен на 1,8 млн. рублей в связи с переносом платежа на январь 2023 года застройщиком в счет возмещения за изымаемые помещения в аварийных многоквартирных домах.
Основными доходными источниками бюджета в 2022 году явились: налог на доходы физических лиц - 45,1%, доходы от использования имущества - 13,2% и налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - 11,5% от собственных доходов.
Среди налоговых и неналоговых доходов наибольший рост в 2022 году по сравнению с 2021 годом дали такие доходы, как налог на имущество физических лиц (+38%, или 44,6 млн. рублей), налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+26,2%, или 54,4 млн. рублей) и налог на доходы физических лиц (+19,3%, или 165,6 млн. рублей). Второй год подряд увеличивается объем средств, перечисляемых в бюджет города застройщиками в счет возмещения за изымаемые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, и земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома (+56,3 млн. рублей, или в 2,3 раза). Снижение наблюдается по земельному налогу (-7,6%, или на 7,4 млн рублей в связи с пересмотром в судебном порядке кадастровой стоимости земли и возвратом из бюджета города образовавшейся переплаты), доходам от сдачи в аренду земельных участков и имущества, находящихся в государственной и муниципальной собственности, (-30,9%, или на 117,8 млн. рублей), доходам от продажи имущества и штрафам.
Расходы бюджета городского округа "Город Йошкар-Ола" за 2022 год произведены в размере 7 498,5 млн. рублей, или 97,5% к уточненному плану года.
Расходы бюджета были сконцентрированы на финансировании первоочередных расходов, таких как заработная плата с начислениями работникам бюджетной сферы города, оплата топливно-энергетических ресурсов, включая расходы на уличное освещение.
Особое внимание было уделено обеспечению бесперебойного функционирования отраслей городского хозяйства, соблюдению условий софинансирования приоритетных национальных проектов.
В 2022 году осуществлялось финансирование бюджетных инвестиций и проведение мероприятий инвестиционного характера в отношении объектов муниципальной собственности, реконструировались объекты коммунальной инфраструктуры, в рамках программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда строились дома, в рамках региональной программы "Формирование комфортной городской среды" обустраивалась городская территория.
В течение всего 2022 года велась работа по исполнению "майских" Указов Президента Российской Федерации в части достижения установленных целевых показателей средней заработной платы работников муниципальных учреждений культуры, педагогических работников учреждений дополнительного образования в сферах образования и культуры. Установленные "дорожной картой" пороговые значения средней заработной платы вышеназванной категории работников бюджетной сферы города были выполнены. Кроме того, с 1 октября 2022 года на 4% был повышен размер оплаты труда остальных категорий работников.
В целях повышения эффективности налогового администрирования реализуются мероприятия, направленные на изыскание дополнительных налоговых и неналоговых доходов, за счет:
совершенствования методов налогового администрирования, повышения уровня ответственности главных администраторов доходов за выполнение плановых показателей поступления доходов в бюджет городского округа "Город Йошкар-Ола";
совершенствования управления муниципальной собственностью.
При формировании и исполнении бюджета городского округа "Город Йошкар-Ола" соблюдается принцип безусловного обеспечения в полном объеме таких первоочередных обязательств, как:
реализация национальных проектов в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
выплата заработной платы (с учетом выполнения прогнозируемых целевых показателей средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также обеспечение минимального размера оплаты труда);
оплата коммунальных услуг;
уплата налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Результатом работы по обеспечению сбалансированности бюджета городского округа "Город Йошкар-Ола" стало отсутствие по состоянию на 1 января 2023 г. просроченной кредиторской задолженности по обязательствам муниципальных казенных, бюджетных и автономных учреждений.
В системе управления муниципальными финансами одним из ключевых инструментов является долговая политика. Для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа "Город Йошкар-Ола", минимизации рисков невыполнения принятых обязательств при его исполнении необходимо эффективное управление муниципальным долгом городского округа "Город Йошкар-Ола".
В рамках долговой политики городского округа "Город Йошкар-Ола" вырабатывается и реализуется стратегия управления муниципальными заимствованиями городского округа "Город Йошкар-Ола" в целях поддержания объема долга на экономически безопасном уровне, минимизации стоимости его обслуживания и равномерного распределения во времени связанных с долгом платежей.
Основной целью управления долгом является обеспечение исполнения расходных обязательств городского округа "Город Йошкар-Ола" в полном объеме по более низкой стоимости на среднесрочную и долгосрочную перспективу. В бюджетном процессе качество и эффективность управления муниципальным долгом непосредственно влияют на исполнение расходной части бюджета.
Привлечение заемных финансовых средств в городском округе "Город Йошкар-Ола" осуществляется в целях финансирования дефицита бюджета. Заемные средства являются источником недостаточного финансового обеспечения деятельности муниципальных, бюджетных учреждений городского округа "Город Йошкар-Ола".
В качестве инструментов заимствований применяются бюджетные кредиты из республиканского бюджета Республики Марий Эл.
Привлечение бюджетных кредитов из республиканского бюджета Республики Марий Эл позволяет осуществлять заимствования на наиболее выгодных условиях. Бюджетные кредиты из республиканского бюджета Республики Марий Эл привлекались на частичное покрытие дефицита бюджета.
Объем муниципального долга городского округа "Город Йошкар-Ола" на 1 января 2023 г. составил 50 млн. рублей.
Управление муниципальным долгом городского округа "Город Йошкар-Ола" осуществляется с соблюдением ограничений, установленных статьей 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
2. Приоритеты и цели в сфере реализации муниципальной программы
Приоритеты политики в сфере управления муниципальными финансами и муниципальным долгом городского округа "Город Йошкар-Ола" определены ежегодными Бюджетными посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и основными направлениями бюджетной и налоговой политики городского округа "Город Йошкар-Ола" на очередной финансовый год и на плановый период.
Основным стратегическим приоритетом политики в сфере управления муниципальными финансами и муниципальным долгом является эффективное использование бюджетных ресурсов городского округа для обеспечения динамичного развития экономики, повышения уровня жизни населения и формирования благоприятных условий жизнедеятельности в городском округе "Город Йошкар-Ола".
Муниципальная программа направлена на достижение следующих целей:
повышение бюджетного потенциала, обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности системы муниципальных финансов в городском округе "Город Йошкар-Ола";
оптимизация долговой нагрузки на бюджет городского округа "Город Йошкар-Ола".
Для достижения указанных целей в рамках реализации муниципальной программы предусматривается:
совершенствование бюджетного процесса, внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в управление общественными финансами, повышение качества и социальной направленности бюджетного планирования, развитие программно-целевых принципов формирования бюджета городского округа "Город Йошкар-Ола";
повышение эффективности использования средств бюджета городского округа "Город Йошкар-Ола", обеспечение ориентации бюджетных расходов на достижение конечных социально-экономических результатов, открытости и доступности информации об исполнении бюджета городского округа "Город Йошкар-Ола";
развитие межбюджетных отношений, содействие повышению уровня бюджетной обеспеченности бюджета городского округа "Город Йошкар-Ола";
проведение ответственной долговой политики, сохранение репутации добросовестного заемщика, обеспечение своевременного исполнения долговых обязательств городского округа "Город Йошкар-Ола";
оптимизация структуры и объема муниципального долга городского округа "Город Йошкар-Ола", расходов на его обслуживание, осуществление заимствований в пределах ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, эффективное использование рыночных механизмов заимствований.
3. Задачи муниципального управления, способы их эффективного решения в сфере управления муниципальными финансами городского округа "Город Йошкар-Ола"
Основными задачами муниципального управления в сфере управления муниципальными финансами являются:
развитие бюджетного планирования, формирование бюджета городского округа "Город Йошкар-Ола" на очередной финансовый год и на плановый период;
повышение доходной базы и внесение изменений в Решение о бюджете городского округа "Город Йошкар-Ола" на очередной финансовый год и на плановый период в ходе его исполнения с учетом поступлений доходов в бюджет городского округа "Город Йошкар-Ола";
оптимизация структуры и объема муниципального долга городского округа "Город Йошкар-Ола", расходов на его обслуживание, осуществление заимствований в пределах ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
организация исполнения бюджета городского округа "Город Йошкар-Ола" и формирование бюджетной отчетности в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.
Указанные составляющие формируют единую функциональную основу для достижения предусмотренных муниципальной программой результатов и показателей сферы управления муниципальными финансами городского округа "Город Йошкар-Ола".
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл от 25 октября 2023 г. N 1147 "О внесении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.