Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждены
постановлением Правительства
Белгородской области
от 30 октября 2023 г. N 606-пп
Основные направления
государственной долговой политики Белгородской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
Основные направления государственной долговой политики Белгородской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - основные направления долговой политики) основаны на приоритетных для субъектов Российской Федерации направлениях по сокращению дефицитов бюджетов, мобилизации дополнительных доходных источников, оптимизации расходных обязательств и снижению государственного долга.
Государственная долговая политика Белгородской области является производной от бюджетной политики, непосредственно связана с бюджетным процессом Белгородской области и представляет собой совокупность мероприятий по регулированию объема и структуры государственного долга, осуществлению государственных заимствований при поддержании приемлемого уровня риска и стоимости заимствований, обслуживанию и погашению долговых обязательств.
Формирование государственной долговой политики Белгородской области, начиная с формирования основных направлений государственной долговой политики Белгородской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, осуществляется на ежегодной основе до утверждения областного бюджета на очередной финансовый год, но не позднее 1 ноября.
1. Итоги реализации государственной долговой политики Белгородской области
В Белгородской области, начиная с подготовки проекта областного бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, осуществляется разработка основных направлений государственной долговой политики на трехлетний период.
Основные результаты проводимой государственной долговой политики Белгородской области до 1 января 2024 года отражены в от 22 декабря 2014 года N 473-пп, от 29 декабря 2015 года N 470-пп, от 26 декабря 2016 года N 466-пп, от 18 октября 2017 года N 370-пп, от 15 октября 2018 года N 370-пп, от 07 октября 2019 года N 422-пп, от 15 сентября 2020 года N 450-пп, от 04 октября 2021 года N 442-пп и от 24 октября 2022 года N 624-пп.
Объем государственного долга Белгородской области на 1 января 2023 года составил 31086,1 млн рублей, в том числе по государственным гарантиям области - 1099,3 млн рублей, по оценке исполнения областного бюджета 2023 года объем долга на 1 января 2024 года составит 31552632,4 млн рублей, в том числе по государственным гарантиям области - 741,4 млн рублей. Удельный вес гарантийных обязательств в структуре государственного долга области снизился до 2,3 процента или на 1,2 процента.
За 2014 - 2023 годы в результате принимаемых мер, включающих досрочный вывод государственных гарантий путем замены на залог имущества, приобретенного в ходе реализации инвестиционных проектов, а также снижение лимита ответственности в связи с частичным исполнением обязательств, объем долга по государственным гарантиям снижен на 15496,5 млн рублей. В 2023 году государственные гарантии не предоставлялись.
В результате проводимой политики ограничения осуществления государственных заимствований в 2015 - 2022 годах Белгородская область полностью отказалась от привлечения банковских кредитов.
В 2023 году вследствие возникающей необходимости привлечения кредитных ресурсов Белгородская область осуществила заключение государственных контрактов на оказание услуг по предоставлению кредита в общем объеме 5000 млн рублей.
При этом размещение ценных бумаг в 2023 году Белгородской областью не осуществлялось.
В 2015 году Министерством финансов Российской Федерации осуществлена реструктуризация двух "дорожных" бюджетных кредитов, предоставленных Белгородской области, на общую сумму 1719 млн рублей с рассрочкой платежа с 2025 по 2034 годы под 0,1 процента годовых.
За период 2015 - 2017 годов Белгородской областью из федерального бюджета были получены бюджетные кредиты на сумму 9840 млн рублей, которые были направлены на погашение долговых обязательств.
Министерством финансов Российской Федерации 25 декабря 2017 года была проведена реструктуризация бюджетных кредитов на сумму 8183 млн рублей, полученных Белгородской областью в 2015 - 2017 годах, с рассрочкой платежа до 2024 года.
В соответствии с решением Правительства Российской Федерации Белгородской области 28 августа 2020 года был осуществлен второй этап реструктуризации остатка бюджетных кредитов в сумме 7364 млн рублей на более льготных условиях до 12 лет с рассрочкой платежа до 2029 года. В 2020 году погашается 0 процентов задолженности, в 2021 - 2024 годах погашается по 5 процентов задолженности или по 409 млн рублей, в 2025 - 2029 годах - по 14 процентов задолженности или по 1146 млн рублей (в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 1662 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в 2022 году реструктурированная задолженность по бюджетным кредитам была перенесена на 2029 год).
В рамках постановлений Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 года N 1189 "Об утверждении Правил отбора инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, и о внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации" и от 14 июля 2021 года N 1190 "Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов" Белгородской области в 2023 году предоставлено 2364,3 млн рублей бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов. С учетом полученного в 2022 году инфраструктурного бюджетного кредита в сумме 2040,3 млн рублей общий объем инфраструктурных бюджетных кредитов по итогам 2023 год составил 4404,6 млн рублей.
Вместе с тем согласно статье 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации при оценке долговой устойчивости субъекта Российской Федерации не учитываются бюджетные кредиты, предоставленные из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов.
Таким образом, инфраструктурные бюджетные кредиты, полученные Белгородской областью, не влияют на оценку долговой устойчивости региона.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2023 года N 501 "О внесении изменения в пункт 12(1) Положения о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации, о приостановлении действия подпункта "а" пункта 1(1) и пункта 2(1) Правил предоставления субъектам Российской Федерации (муниципальным образованиям) бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета и об особенностях предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета субъекта Российской Федерации в 2023 году" Белгородская область в 2023 году получила из федерального бюджета бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета в целях опережающего финансового обеспечения расходных обязательств в сумме 2911,7 млн рублей с учетом даты погашения 30 апреля 2024 года, который был направлен на проведение ремонтных и строительных работ.
В случае принятия решения Федеральным казначейством о предоставлении Белгородской области специального казначейского кредита на финансовое обеспечение реализации мероприятий по приобретению подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2023 года N 525 "Об утверждении Правил предоставления Федеральным казначейством бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета и о внесении изменения в пункт 12(1) Положения о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации" будут подготовлены необходимые документы для внесения изменений в сводную бюджетную роспись областного бюджета и закон Белгородской области об областном бюджете на соответствующий год.
Удельный вес государственного долга Белгородской области в объеме доходов без учета безвозмездных поступлений соответствует нормативному значению, установленному Бюджетным кодексом Российской Федерации.
2. Основные факторы, определяющие характер и направления государственной долговой политики Белгородской области в 2024 году и в плановом периоде 2025 и 2026 годов
Государственная долговая политика Белгородской области в 2024 - 2026 годах будет направлена на обеспечение финансирования дефицита областного бюджета и погашение долговых обязательств.
В предстоящем трехлетнем периоде планируется обеспечение сбалансированности областного бюджета, в том числе за счет заемных средств.
Привлечение заемного капитала на приемлемых условиях из-за волатильности финансового рынка будет зависеть от политики Банка России, ожиданий инвесторов по сроку размещения и ставке купона облигаций субъектов Российской Федерации, а также от крупных российских банков при установлении процентных ставок по кредитам и срокам их предоставления.
При этом необходимо обеспечивать привлечение кредитов от кредитных организаций по ставкам не более чем уровень ключевой ставки, установленный Банком России, увеличенный на один процент годовых. Данное ограничение устанавливается и для муниципальных образований Белгородской области, у которых имеется задолженность по бюджетным кредитам, предоставленным из областного бюджета Белгородской области.
Выполнение условий реструктуризации бюджетных кредитов остается определяющим направлением государственной долговой политики Белгородской области.
В случае, если федеральным законом о федеральном бюджете на 2024 - 2026 годы будет предусмотрено предоставление бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, одобренных в 2022 году президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации (протокол от 12 мая 2022 года N 22), Белгородская область получит в 2024 году 672,8 млн рублей и в 2025 году 1057,3 млн рублей.
Вышеназванные подходы учитываются при формировании показателей закона Белгородской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в части параметров государственного долга.
3. Основные принципы, цели и задачи государственной долговой политики Белгородской области
Стратегической целью управления государственным долгом Белгородской области является обеспечение сбалансированности бюджета Белгородской области при безусловном выполнении принятых обязательств и соблюдении норм и ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Правительством Белгородской области регулируются механизмы принятия решений по привлечению заимствований, предоставлению государственных гарантий и управлению рисками в долговой сфере.
Планирование объемов, выбор инструментов новых заимствований, формирование расходов на погашение и обслуживание долговых обязательств основаны на анализе структуры государственного долга области с учетом обеспечения устойчивости и платежеспособности бюджета.
Отбор инвестиционных проектов для предоставления государственных гарантий осуществляется Инвестиционным советом при Губернаторе Белгородской области по областным программным направлениям и мероприятиям.
Управление государственным долгом - одно из важнейших направлений бюджетной политики исполнительных органов Белгородской области.
Концептуальным подходом к управлению государственным долгом является соблюдение норм и ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и планирование бюджета с учетом оценки долговой устойчивости Белгородской области (по показателям объема государственного долга Белгородской области, годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга Белгородской области и доли расходов на обслуживание государственного долга Белгородской области), выполнение обязательств по снижению государственного долга в соответствии с соглашениями, заключенными с Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс Российской Федерации, министерством финансов и бюджетной политики Белгородской области не позднее 1 октября ежегодно будет осуществляться оценка долговой устойчивости муниципальных образований Белгородской области (по показателям объема муниципального долга, годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию муниципального долга и доли расходов на обслуживание муниципального долга) с формированием перечня муниципальных образований по группам заемщиков: с высоким уровнем долговой устойчивости, средним уровнем долговой устойчивости или низким уровнем долговой устойчивости.
Государственная долговая политика в Белгородской области базируется на достижении долговой устойчивости, исключающей возможности кризисов платежеспособности бюджета.
Правительство Белгородской области в процессе управления государственным долгом Белгородской области решает следующие основные задачи:
а) анализ состояния государственного долга Белгородской области, его структуры и динамики в целях оптимизации структуры государственного долга и стоимости обслуживания государственного долга;
б) оптимизация платежных графиков по государственному долгу Белгородской области в части недопущения пиков платежей по долговым обязательствам областного бюджета;
в) минимизация стоимости привлекаемых заимствований;
г) поддержка развития экономики региона и повышение социальной стабильности;
д) минимизация рисков областного бюджета, связанных с исполнением гарантом своих обязательств по государственным гарантиям по возможным гарантийным случаям.
4. Инструменты реализации государственной долговой политики, сокращение государственного долга, совершенствование долговой политики Белгородской области и выполнение условий реструктуризации бюджетных кредитов
Мероприятия по сокращению государственного долга Белгородской области и совершенствованию государственной долговой политики Белгородской области, выполнению условий реструктуризации бюджетных кредитов осуществляются в соответствии с Планом мероприятий по сокращению государственного долга Белгородской области, совершенствованию государственной долговой политики Белгородской области и выполнению условий реструктуризации бюджетных кредитов на 2024 - 2026 годы, который представлен в приложении N 1 к основным направлениям долговой политики.
Программа государственных внутренних заимствований Белгородской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов представлена в приложении N 2 к основным направлениям долговой политики.
5. Структура государственного долга Белгородской области и расходы на его обслуживание
тыс. рублей | |||||
Наименование |
2022 (факт) |
2023 (прогноз) |
2024 (прогноз) |
2025 (прогноз) |
2026 (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Государственные ценные бумаги Белгородской области |
12670000,0 |
7674000,0 |
2265000,0 |
0,0 |
0,0 |
Кредиты кредитных организаций |
0,0 |
0,0 |
20198979,3 |
26398979,3 |
29798979,3 |
Бюджетные кредиты из федерального бюджета (с учетом реструктуризации) |
17316794,2 |
23137257,8 |
20343484,4 |
18050052,2 |
14651273,9 |
Государственные гарантии Белгородской области |
1099325,0 |
741374,6 |
681281,9 |
384955,5 |
134456,0 |
Государственный долг Белгородской области, всего |
31086119,2 |
31552632,4 |
43488746,0 |
44833987,0 |
44584709,6 |
Расходы на обслуживание государственного долга Белгородской области |
Не более 1064688,2 |
Не более 1191934,2 |
Не более 1500570,8 |
Не более 1769556,0 |
Не более 1870513,8 |
Бюджетные ассигнования по расходам на обслуживание государственного долга Белгородской области и структура государственного долга Белгородской области могут корректироваться в ходе исполнения областного бюджета в зависимости от стоимости привлекаемых заимствований и принятия решения по видам заемных средств согласно конъюнктуре финансового рынка.
6. Анализ рисков для бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом Белгородской области и выполнения государственной долговой политики Белгородской области
Базовым риском, влияющим на соблюдение условий государственной долговой политики Белгородской области, по-прежнему является неопределенность ожиданий налога на прибыль основных налогоплательщиков - организаций горно-металлургического комплекса и изменения налогового законодательства, приводящие к потерям доходов областного бюджета.
Несмотря на принимаемые меры по мобилизации доходов регионального бюджета и эффективному использованию бюджетных средств остаются не решенными на федеральном уровне отдельные инициативы Белгородской области, которые направлены на повышение доходной части областного бюджета и решение проблем его сбалансированности.
Так, несмотря на неоднократное инициирование решений по расширению налоговой самостоятельности регионов до настоящего времени законодательно ограничены полномочия субъектов Российской Федерации по наполняемости собственной доходной базы, в частности, по праву самостоятельно устанавливать для сельхозтоваропроизводителей ставки налога на прибыль (в пределах региональной ставки), подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Кроме того, значительное влияние на реализацию государственной долговой политики оказывают отсутствие альтернативных заемным средствам источников финансирования дефицита бюджета и необходимость исполнения обязательств по условиям предоставления бюджетных кредитов из федерального бюджета.
Одним из факторов, влияющих на решение проблем сбалансированности бюджета и выполнение соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов, может являться отказ банков при складывающейся негативной ситуации на финансовых рынках предоставлять государственному и муниципальному сектору кредиты по ставкам, соответствующим установленному Министерством финансов Российской Федерации ограничению, - не более чем уровень ключевой ставки, увеличенный на 1 процент.
Также при управлении государственным долгом Белгородской области и соблюдении условий долговой политики Белгородская область может столкнуться со следующими базовыми рисками:
а) процентный риск - вероятность увеличения суммы расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга Белгородской области вследствие увеличения процентных ставок при осуществлении новых заимствований;
б) операционный риск - вероятность возникновения потерь (убытков) для областного бюджета при осуществлении и обслуживании государственных заимствований вследствие технических ошибок, сбоев или отказа используемых учетно-расчетных, информационных и иных систем у агентов (исполнителей) по государственным контрактам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.