Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации г.о. Октябрьск
от 02.11.2023 N 979
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере муниципального земельного контроля в границах городского округа Октябрьск на 2024 год
1. Анализ текущего состояния осуществления муниципального контроля, описание текущего развития профилактической деятельности контрольного органа, характеристика проблем, на решение которых направлена Программа профилактики
1.1. С принятием Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 170-ФЗ) к предмету муниципального земельного контроля отнесено соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами (далее - контролируемые лица) лишь тех обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность.
Муниципальный земельный контроль осуществляется исключительно за соблюдением:
1) обязательных требований о недопущении самовольного занятия земель, земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земель, земельного участка или части земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством прав на них;
2) обязательных требований об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
3) обязательных требований, связанных с обязательным использованием земель, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в течение установленного срока;
4) обязательных требований, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
5) исполнение предписаний об устранении нарушений обязательных требований, выданных должностными лицами, уполномоченными осуществлять муниципальный земельный контроль, в пределах их компетенции.
1.2. Описание текущего развития профилактической деятельности контрольного органа.
Профилактическая деятельность администрации городского органа Октябрьск (далее также - администрация или контрольный орган) до утверждения настоящей программы профилактики включала в себя:
1) размещение на официальном сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - официальный сайт администрации) перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом муниципального земельного контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
2) информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, требований, установленные муниципальных правовыми актами, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, проведения разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами;
3) подготовку и распространение комментариев о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендаций о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами;
4) регулярное обобщение практики осуществления муниципального земельного контроля и размещение на официальном сайте администрации соответствующих обобщений, в том силе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, требований установленных муниципальными правовыми актами, с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься контролируемыми лицами в целях недопущения таких нарушений;
5) выдачу предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В связи с вступлением в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" профилактические мероприятия в 2023 году имели приоритетный статус.
Профилактическая деятельность контрольного органа в период с 1 января 2023 года включала в себя:
1) информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в том числе посредством разработки и опубликования руководства по соблюдению обязательных требований, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами;
2) консультирование;
3) выдачу предостережений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
1.3. К проблемам, на решение которых направлена Программа профилактики, относятся случаи:
1) самовольного занятия земель, земельных участков, частей земельных участков;
2) использования земельных участков не по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
3) неиспользования земель, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в течение установленного срока;
4) неприведения земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
Наиболее распространенной причиной самовольного занятия земель, земельных участков, частей земельных участков является стремление извлечь выгоду от использования земельных участков (земель, частей земельных участков) без оформления прав на них. Зачастую контролируемые лица, допускающие подобное нарушение обязательных требований, не имеют представления о том, что самовольное занятие земель, земельных участков, частей земельных участков является основанием для предъявления требования о неосновательном обогащении в связи с фактическим использованием земли. В рамках профилактических мероприятий соответствующая информация должна доводиться до контролируемых лиц. Кроме того, до контролируемых лиц должна доводиться информация о процедурах предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Наиболее распространенными причинами использования земельных участков не по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием являются:
а) желание физического лица использовать принадлежащий ему земельный участок, предназначенный для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, в коммерческих целях;
б) нежелание контролируемого лица оплачивать земельный налог или арендную плату за использование земельного участка в повышенном размере;
в) незнание процедур изменения видом разрешенного использования земельного участка или получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Мероприятия Программы профилактики будут способствовать частичному решению обозначенных проблем в связи с повышением информированности контролируемых лиц относительно последствий нарушения обязательных требований и способов устранения нарушений предусмотренными законодательством и муниципальными правовыми актами.
При реализации мероприятий Программы профилактики повышенное внимание должно быть уделено контролируемым лицам, владеющим и (или) использующим земельные участки, отнесенные к категориям среднего и умеренного риска.
2. Цели и задачи реализации Программы профилактики
2.1. Целями профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям являются:
1) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
2) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
3) создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
Для достижения целей профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям выполняются следующие задачи:
1) анализ выявленных в результате муниципального земельного контроля нарушений обязательных требований;
2) оценка состояния подконтрольной среды (оценка возможной угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан) и установление зависимости видов и интенсивности профилактических мероприятий с учетом состояния подконтрольной среды;
3) организация и проведение профилактических мероприятий с учетом состояния подконтрольной среды и анализа выявленных в результате проведения муниципального земельного контроля нарушений обязательных требований.
3. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
3.1. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения представлены в таблице.
N п/п |
Вид мероприятия |
Содержание мероприятия |
Срок реализации мероприятия |
Ответственный за реализацию мероприятия исполнитель |
1 |
Информирование |
Публикация на сайте руководств по соблюдению обязательных требований в сфере муниципального земельного контроля в разделе "контрольно-надзорная деятельность" |
Ежегодно |
Должностное лицо комитета имущественных отношений Администрации г.о. Октябрьск, осуществляющее муниципальный земельный контроль |
Актуализация официального сайта в сети "Интернет" информации о нормативно-правовых актов, содержащих обязательные требования, в сфере муниципального земельного контроля, в разделе "контрольно-надзорная деятельность" |
По мере обновления |
Должностное лицо комитета имущественных отношений Администрации г.о. Октябрьск, осуществляющее муниципальный земельный контроль |
||
2 |
Обобщение практики |
Обобщение и анализ правоприменительной практики и размещение утвержденного доклада о правоприменительной практики на официальном сайте в сети "Интернет" в разделе "контрольно-надзорная деятельность" |
До 1 июля 2024 |
Должностное лицо комитета имущественных отношений Администрации г.о. Октябрьск, осуществляющее муниципальный земельный контроль |
3 |
Объявление предостережения |
Объявление предостережений контролируемым лицам для целей принятия мер по обеспечению соблюдения обязательных требований |
В течение года (при наличии оснований) |
Должностное лицо комитета имущественных отношений Администрации г.о. Октябрьск, осуществляющее муниципальный земельный контроль |
4 |
Консультирование |
Консультирование по вопросам муниципального земельного контроля. Консультирование осуществляется посредствам личного обращения, телефонной связи, электронной почты, видео-конференц-связи, при получении письменного запроса - в письменной форме в порядке, установленном Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации", а также в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия. |
В течение года (при наличии оснований) |
Должностное лицо комитета имущественных отношений Администрации г.о. Октябрьск, осуществляющее муниципальный земельный контроль |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации городского округа Октябрьск Самарской области от 2 ноября 2023 г. N 979 "Об утверждении Программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.