Распоряжение Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 30 октября 2023 г. N 540-рп
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Стратегию в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Кабардино-Балкарской Республики, утвержденную распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 20 августа 2021 г. N 339-рп.
Председатель Правительства Кабардино-Балкарской Республики |
А. Мусуков |
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением
Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 30 октября 2023 г. N 540-рп
Изменения,
которые вносятся в Стратегию в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Кабардино-Балкарской Республики, утвержденную распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 20 августа 2021 г. N 339-рп
1. Оглавление изложить в следующей редакции:
"Оглавление
1. |
Раздел "Основные положения" |
|
1.1. Основания разработки |
|
1.2. Перечень внедряемых отечественных технологий |
|
1.3. Особенности и срок реализации |
2. |
Раздел "Карточка Стратегии (краткое содержание)" |
3. |
Раздел "Приоритеты, цели и задачи цифровой трансформации" |
|
3.1. Цель цифровой трансформации |
|
3.2. Задачи цифровой трансформации |
4. |
Раздел "Проблемы и вызовы цифровой трансформации" |
|
4.1. Образование и наука |
|
4.2. Здравоохранение |
|
4.3. Развитие городской среды |
|
4.4. Транспорт и логистика |
|
4.5. Государственное управление |
|
4.6. Социальная сфера |
|
4.7. Промышленность |
|
4.8. Строительство |
5. |
Раздел "Взаимосвязь задач и проектов Стратегии" |
6. |
Раздел "Проекты развития отрасли" |
7. |
Раздел "Показатели развития отрасли" |
8. |
Раздел "Ресурсное обеспечение реализации Стратегии" |
|
8.1. Участники реализации Стратегии |
|
8.2. Финансовое обеспечение". |
2. Раздел 4 "Проблемы и вызовы цифровой трансформации" изложить в следующей редакции:
"4. Раздел "Проблемы и вызовы цифровой трансформации"
4.1. Образование и наука.
Перечень проблем текущего состояния отрасли (направления), решаемых при цифровизации:
1. Повышенная нагрузка на педагогических работников в результате работы с несколькими информационными системами и большим объемом данных, вводимых вручную.
2. Разрозненность верифицированного цифрового образовательного контента, отсутствие единой точки "сборки" верифицированного контента, сопровождающейся едиными требованиями.
3. Слабая интеграция цифровых технологий и продуктов в процесс обучения, воспитания и развития.
4. Проблемы обработки больших данных и объективности данных, на основании которых принимаются управленческие решения, в результате отсутствия интегрированных информационных систем.
Вызовы развития отрасли (направления):
1. Предоставление доступа к верифицированному цифровому образовательному контенту и сервисам участникам образовательных отношений на безвозмездной основе.
2. Предоставление доступа к проактивным сервисам подборки верифицированного цифрового образовательного контента, обеспечивающего высокое качество подготовки по общеобразовательным программам и развитие в соответствии с интересами и способностями.
3. Организация использования сервисов по автоматизированному планированию образовательных программ и таргетированному подбору соответствующего верифицированного контента.
4. Обеспечение разработки предложений по таргетированному перечню программ повышения квалификации в соответствии с профессиональными дефицитами и интересами педагогических работников.
5. Организация использования образовательными организациями сервисов федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды при реализации образовательных программ.
Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы:
1. Недостаточный уровень цифровой культуры общества.
2. Недостаточное финансирование системы образования на уровне субъектов Российской Федерации.
3. Низкий уровень интеграции с едиными региональными информационными системами и ресурсами в сфере образования в государственных и муниципальных образовательных организациях в субъектах Российской Федерации.
4.2. Здравоохранение.
Перечень проблем текущего состояния отрасли (направления), решаемых при цифровизации:
1. Слабое управление данными из-за отсутствия интегрированных приложений, а также единой среды управления справочной и нормативной информацией.
2. Повышенная нагрузка на медицинских работников как следствие работы с несколькими системами и большим объемом ручного ввода данных и необходимости ведения документации, в том числе медицинской, в бумажной форме.
3. Длительные сроки, сложности разработки и реализации "сквозных" сервисов и бизнес-процессов вследствие необходимости точечной интеграции нескольких информационных систем, реестров и регистров.
4. Низкие показатели доступности приложений и информационной среды как следствие использования различных вычислительных ресурсов на федеральном и региональном уровнях.
5. Ограниченные возможности в проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
6. Сложная многоступенчатая процедура формирования и контроля исполнения базовой и территориальных программ обязательного медицинского страхования.
7. Разобщенность информационных систем в сфере здравоохранения, отсутствие единых стандартов информационного взаимодействия, отсутствие структурированных электронных медицинских документов.
8. Ограниченность межведомственного электронного взаимодействия.
Вызовы развития отрасли (направления):
1. Обеспечение эффективной, оптимальной маршрутизации пациента.
2. Обеспечение высокого качества, необходимой полноты и достоверности информации о состоянии здоровья пациента.
3. Создание условий для обмена данными пациентов между медицинскими организациями с обеспечением защиты персональных данных граждан.
4. Проактивное информирование граждан в целях стимулирования раннего обращения пациентов за медицинской помощью.
5. Повышение доступности медицинской помощи за счет усиления роли первичного звена здравоохранения.
6. Обеспечение единства подходов к оказанию медицинской помощи на основе клинических рекомендаций и финансовому обеспечению медицинской помощи.
7. Внедрение системы внутреннего контроля полноты выполнения клинических рекомендаций, начиная с рабочего места медицинского работника.
8. Построение актуальной аналитики.
Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы:
1. Недостаточность цифровых компетенций граждан и отсутствие доверия к цифровым медицинским сервисам.
2. Дублирование электронных и бумажных документов и увеличение временных затрат при их обработке медицинскими работниками.
3. Низкий темп отказа от бумажного документооборота при переходе к электронному документообороту.
4. Различный уровень готовности и финансовых возможностей субъектов Российской Федерации к внедрению новых цифровых технологий.
5. Невозможность исполнения отдельных пунктов и мероприятий стратегического направления, а также достижения результатов за счет изменения приоритетности и объемов финансирования в связи с такими возникающими угрозами, как распространение новой коронавирусной инфекции COVID-19.
4.3. Развитие городской среды.
Перечень проблем текущего состояния отрасли (направления), решаемых при цифровизации:
1. Низкая степень вовлеченности физических лиц в систему управления объектами собственности (многоквартирные дома, индивидуальное жилищное строительство, арендное строительство).
2. Недостаточный уровень импортозамещения систем информационной безопасности, используемых в жилищно-коммунальном хозяйстве и городском хозяйстве.
Вызовы развития отрасли (направления):
1. Минимизация "цифрового неравенства" субъектов Российской Федерации в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
2. Формирование ресурсной базы для перехода к интенсивным методам реализации государственной политики и обеспечения безбарьерной цифровой среды.
3. Формирование единой системы сбалансированного пространственного развития территории в единстве жилищного, промышленного строительства и строительства линейных объектов.
Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы:
1. Риск повышения стоимости информационного обмена вследствие отсутствия единых стандартов данных.
2. Риск существенного увеличения трудозатрат в связи с потенциальным ростом объемов обрабатываемой информации.
3. Риск увеличения сроков реализации цифровых инициатив в связи с низким уровнем "цифровой зрелости" участников.
4. Риск увеличения сроков реализации цифровых инициатив ввиду жесткой иерархической структуры управления и слабых горизонтальных связей.
4.4. Транспорт и логистика.
Перечень проблем текущего состояния отрасли (направления), решаемых при цифровизации:
1. Высокая аварийность на транспорте ввиду человеческого фактора.
2. Низкая мобильность населения.
3. Высокая доля "серых" перевозок при оплате проезда наличными.
4. Сокращение доли граждан, пользующихся городским пассажирским транспортом.
5. Низкая информированность и скоординированность действий органов власти, субъектов транспортной деятельности по вопросам обеспечения безопасности на транспорте (включая транспортную безопасность, кибербезопасность).
Вызовы развития отрасли (направления):
1. Создание и развитие интегрированного цифрового решения для мобильности пассажиров внутри регионов по всей Российской Федерации, включающего сервис построения оптимального маршрута поездки и применение единого цифрового инструмента оплаты проезда для разных видов транспорта с учетом времени перевозки и ее стоимости.
2. Создание и развитие цифрового инструмента контроля всей транспортной системы Российской Федерации из единого центра управления транспортным комплексом и системы моделирования транспортных потоков с применением технологий искусственного интеллекта и больших данных.
3. Внедрение цифрового инструмента контроля состояния объектов транспортной инфраструктуры (существующих и строящихся), включая предиктивную аналитику необходимости обслуживания и ремонта.
Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы:
1. Неравномерное развитие транспортной инфраструктуры, которое влияет на различия в стоимости реализации инфраструктурных проектов в разных регионах Российской Федерации (например, при реализации стратегии внедрения инновационных видов транспорта).
2. Низкая востребованность цифровых сервисов транспортной инфраструктуры вследствие цифрового неравенства и недостаточности цифровых компетенций граждан (например, цифровых сервисов мобильности пассажиров).
3. Недостаток финансирования городского общественного транспорта в субъектах Российской Федерации (например, при внедрении интегрированного цифрового решения для мобильности пассажиров).
4.5. Государственное управление.
Перечень проблем текущего состояния отрасли (направления), решаемых при цифровизации:
1. Недостаток достоверных сведений (данных), доступных в режиме реального времени, необходимых для принятия управленческих решений.
2. Несвязность контрольно-надзорных мероприятий с реальными рисками и их трактовка как нагрузка, а не помощь.
3. Затруднение взаимодействия сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления в связи с отсутствием унифицированных средств совместной и удаленной работы, недостаточный уровень цифровизации кадровой государственной службы.
4. Наличие завышенных дублирующих расходов на создание государственных информационных систем с идентичным функционалом (например, каждый субъект тратит бюджетные средства на создание систем, предназначенных для предоставления услуг).
5. Отсутствие средств объективного контроля за исполнением поставленных задач сотрудниками со стороны руководителей, в том числе в рамках достижения стратегических задач и целей.
Вызовы развития отрасли (направления):
1. Создание автоматизированной системы сбора отчетности по всем социально-экономическим показателям.
2. Цифровизация источников социально-экономических показателей (как непосредственных экономических и социальных инструментов, так и информационных систем - агрегаторов данных, поступающих в режиме реального времени от таких источников).
3. Запуск процесса непрерывной обработки таких сведений с помощью сквозных технологий и дальнейшее обучение системы на основе динамической оптимизационной модели межотраслевого (межсекторного) баланса сигнализированию в случае наступления ранее запрограммированных событий в отраслях экономики и социальной сферы.
4. Эволюционное изменение модели контрольно-надзорной деятельности - применение новых технических средств объективного наблюдения и внедрение модели дистанционного контроля и надзора по заранее установленным критериям вкупе с анализом в режиме реального времени текущей обстановки во всех сферах, подлежащих государственному и муниципальному контролю.
5. Устранение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности в рамках контрольно-надзорной деятельности.
6. Создание доступного в любое время и из любой точки типового автоматизированного рабочего места государственного служащего, включающего полный перечень программных и аппаратных средств российского производства, включающих, помимо стандартных средств работы с документами, инструменты межведомственного взаимодействия в режиме реального времени.
7. Создание цифровых инструментов хранения архивных документов, переход на полностью безбумажный документооборот в органах государственной власти.
8. Повышение удовлетворенности граждан государственными услугами, в том числе цифровыми услугами, а также снижение издержек коммерческих организаций при взаимодействии с государством.
9. Создание условий для повышения собираемости доходов и сокращения теневой экономики за счет цифровой трансформации государственного управления.
Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы:
1. Отсутствие нормативного правового регулирования, которое может блокировать автоматизированный сбор социально-экономических показателей, так как в настоящее время коммерческие организации не обязаны предоставлять такую информацию в органы государственной власти (за исключением налоговой отчетности).
2. Наличие малых объемов производства и ограниченного перечня датчиков и приборов объективного контроля российского производства, неготовность в срок автоматизированных средств агрегации и обработки сведений (данных), полученных дистанционным путем в режиме реального времени.
3. Недостаточный уровень цифровых компетенций у сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления, отсутствие заинтересованности в переводе взаимодействия в электронный вид у всех участников такого взаимодействия.
4. Наличие зависимости от поставок аппаратной части от зарубежных поставщиков и сопутствующих этому рисков в области информационной безопасности.
4.6. Социальная сфера.
Перечень проблем текущего состояния отрасли (направления), решаемых при цифровизации:
1. Множество разрозненных информационных систем и баз данных, содержащих сведения одного вида, но разной степени актуальности.
2. Необходимость личного обращения граждан в органы социальной защиты населения.
3. Отсутствие у населения оперативной информации о наличии прав на получение мер социальной защиты.
4. Разные условия взаимодействия с гражданами в субъектах Российской Федерации при назначении одних мер социальной поддержки.
Вызовы развития отрасли (направления):
1. Необходимость адаптации сферы социального обеспечения к новым цифровым реалиям с учетом возможностей новых цифровых технологий.
2. Большое количество бюрократических процедур при получении государственной услуги.
3. Сокращение количества документов, требуемых в бумажном виде.
Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы:
1. Необходимость регулярной актуализации данных по получателям услуг, в том числе по оценке нуждаемости.
2. Консервативность старшего поколения граждан в использовании цифровых сервисов, в том числе для оказания им мер социальной поддержки и социальных услуг.
4.7. Промышленность.
Проблемой текущего состояния отрасли (направления), решаемой при цифровизации, является полная или частичная импортозависимость.
Вызовом развития отрасли (направления) является сокращение цикла вывода продукции на рынок.
Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимым риском является низкая производительность труда.
4.8. Строительство.
Проблемами текущего состояния отрасли (направления), решаемыми при цифровизации, являются:
1. Наличие избыточных требований и процедур в инвестиционно-строительном цикле.
2. Осуществление 95 процентов случаев взаимодействия между участниками на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства на бумаге либо в электронном нередактируемом формате.
3. Отсутствие возможности идентификации и мониторинга объектов капитального строительства на всем протяжении жизненного цикла объектов.
4. Неунифицированные процедуры в муниципальных образованиях как препятствие масштабированию строительного бизнеса.
5. Отсутствие стандарта оснащения жилищного фонда интеллектуальными системами и невозможность их интеграции со связанными системами, в том числе в проектах "Безопасный город" и "Умный город".
Вызовами развития отрасли (направления) являются:
1. Разработка отраслевых цифровых систем поддержки принятия управленческих решений, отвечающих современным запросам по эффективному планированию, проектированию, эксплуатации и текущему управлению объектами, направленным на достижение национальных целей и решение стратегических задач.
2. Формирование ресурсной базы для перехода к интенсивным методам реализации государственной политики и обеспечения безбарьерной цифровой среды.
3. Создание системы непрерывного отраслевого образования и повышения квалификации по новым специальностям и инновационным технологиям, отвечающим вызовам времени.
4. Формирование единой системы сбалансированного пространственного развития территории в единстве жилищного, промышленного строительства и строительства линейных объектов.
Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы:
1. Повышение стоимости информационного обмена вследствие отсутствия единых стандартов данных.
2. Получение недостоверных данных для принятия управленческого решения вследствие высокой доли ручного ввода данных и человеческого фактора, отсутствия достоверных данных (источников) в реальном масштабе времени.
3. Существенное увеличение трудозатрат в связи с потенциальным ростом объемов обрабатываемой информации.
4. Снижение качества реализации цифровых инициатив ввиду отсутствия центров ответственности в части методологии.".
3. Подраздел "8. Кадровое обеспечение цифровой экономики" раздела "5. Раздел "Взаимосвязь задач и проектов стратегии" признать утратившим силу.
4. Подраздел "8. Кадровое обеспечение цифровой экономики" раздела "6. Раздел "Проекты развития отрасли" признать утратившим силу.
5. В разделе "7. Раздел "Показатели развития отрасли":
1) в подразделе "2. Здравоохранение":
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1 |
Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) |
Министерство здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики |
Доля медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, подключенных к централизованным подсистемам государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации |
% |
100 |
100 |
100 |
Доля случаев оказания медицинской помощи, по которым предоставлены электронные медицинские документы в подсистеме ЕГИСЗ за период |
% |
74 |
87 |
100 |
|||
Доля медицинских организаций, осуществляющих централизованную обработку и хранение в электронном виде результатов диагностических исследований |
% |
76 |
87 |
100 |
|||
Доля станций (отделений) скорой медицинской помощи, подключенных к централизованной системе (подсистеме) "Управление системой оказания скорой медицинской помощи и медицинской эвакуацией (в том числе санитарно-авиационной) в повседневном режиме и в режиме чрезвычайной ситуации" государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации |
% |
7 |
15 |
25 |
|||
|
|
|
Доля медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, использующих медицинские информационные системы для организации и оказания медицинской помощи гражданам, обеспечивающих информационное взаимодействие с ЕГИСЗ |
% |
18 |
25 |
32"; |
б) в пункте 2 графу "Ответственный РОИВ" дополнить словами "Министерство здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики";
2) в подразделе "3. Развитие городской среды":
а) в пункте 1 графу "Ответственный РОИВ" дополнить словами "Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по тарифам и жилищному надзору";
б) в пункте 2 графу "Ответственный РОИВ" дополнить словами "Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по тарифам и жилищному надзору";
3) пункт 1 подраздела "5. Государственное управление" изложить в следующей редакции:
"1 |
Создание единой системы предоставления государственных и муниципальных услуг |
Министерство экономического развития Кабардино-Балкарской Республики |
Доля массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронном виде, предоставляемых с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), от общего количества таких услуг, предоставляемых в электронном виде |
% |
55 |
95 |
95 |
Доля обращений за получением массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), без необходимости личного посещения органов государственной власти, органов местного самоуправления и многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, в общем количестве таких услуг |
% |
30 |
40 |
50 |
|||
Доля зарегистрированных пользователей Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), использующих сервисы Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) в текущем году в целях получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде, от общего числа зарегистрированных пользователей на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) |
% |
50 |
50 |
60 |
|||
Количество государственных услуг, предоставляемых органами государственной власти в реестровой модели и (или) в проактивном режиме с предоставлением результата в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) |
ед. |
20 |
85 |
85 |
|||
Уровень удовлетворенности качеством предоставления массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) |
балл. |
3.9 |
4.0 |
4.4 |
|||
Количество видов сведений, представляемых в режиме онлайн органами государственной власти в рамках межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных услуг и исполнении функций, в том числе коммерческим организациям, в соответствии с законодательством Российской Федерации |
усл. ед. |
1 |
3 |
4 |
|||
Доля органов государственной власти, использующих государственные облачные сервисы и инфраструктуру |
% |
0 |
0 |
100 |
|||
Количество реализованных на базе единой платформы сервисов обеспечения функций органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе типовых функций |
шт. |
50 |
85 |
85 |
|||
Доля расходов на закупки и (или) аренду отечественного программного обеспечения и платформ от общих расходов на закупку или аренду программного обеспечения |
% |
50 |
93 |
95"; |
4) подраздел "8. Кадровое обеспечение цифровой экономики" признать утратившим силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 30 октября 2023 г. N 540-рп
Вступает в силу с 30 октября 2023 г.
Опубликование:
официальный информационный интернет-портал Правительства Кабардино-Балкарской Республики (www.pravitelstvo.kbr.ru) 1 ноября 2023 г.