г. Краснодар |
|
02 декабря 2020 г. |
Дело N А32-54827/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рассказова О.Л., судей Афониной Е..И и Коржинек Е.Л., в отсутствие в судебном заседании истца - Департамента имущественных отношений Краснодарского края, ответчика - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республики Адыгея, третьих лиц: государственного бюджетного образовательного учреждения Краснодарского края "Средняя образовательная школа-интернат народного искусства для одаренных детей им. В.Г. Захарченко", Министерства культуры Краснодарского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю, акционерного общества "МЖК "Краснодарский"", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.06.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2020 по делу N А32-54827/2019, установил следующее.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республики Адыгея (далее - управление) о признании отсутствующим права государственной собственности Российской Федерации на недвижимое имущество: часть здания - нежилое помещение с кадастровым номером 23:43:0304064:26, этаж 1 (подвал) общей площадью 237,7 кв. м, расположенное по адресу: г. Краснодар, ул. Володарского, 5, помещения 3 - 9, 9/1, 10 - 13, 13/1, 14 - 18, 20 и 21. Указать, что решение является основанием для аннулирования (погашения) в ЕГРН записи о государственной регистрации права Российской Федерации от 24.04.2017 N 23:43:0304064:26-23/001/2017-1.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГБОУ КК "Средняя общеобразовательная школа-интернат народного искусства для одаренных детей им. В.Г. Захарченко" (далее - школа-интернат), Министерство культуры Краснодарского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ГУ МЧС России по Краснодарскому краю (далее - учреждение) и АО "МЖК "Краснодарский"" (далее - общество).
Решением суда первой инстанции от 30.06.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.09.2020, в удовлетворении исковых требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что спорное помещение является защитным сооружением гражданской обороны, право собственности Российской Федерации на него возникло в силу закона. В материалах дела отсутствуют доказательства выбытия в установленном порядке спорного помещения из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - Краснодарского края. Апелляционный суд также отметил отсутствие доказательств нахождения спорного помещения в фактическом владении Краснодарского края, и указал на обоснованный вывод суда первой инстанции о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
В кассационной жалобе департамент просит отменить состоявшиеся судебные акты, исковые требования - удовлетворить. По мнению заявителя, выводы судов не обоснованы, в плане приватизации отсутствовали сведения об объекте гражданской обороны, как о самостоятельном объекте, не подлежащим приватизации. Имущество использует школа-интернат для целей, указанных в уставе. При регистрации права Краснодарского края составлен технический паспорт, который не содержал указание на наличие убежища. Управление не осуществляет контроль и содержание спорного объекта.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и суды установили, что согласно плану приватизации ТОО Масложиркомбинат "Краснодарский" N 206, зарегистрированного 24.05.1994 в Департаменте по финансам, бюджету и контролю администрации Краснодарского края, арендуемое государственное имущество (государственная собственность в составе Краснодарского края) приватизировано. Дом культуры МЖК по адресу: г. Краснодар, ул. Володарского, 5 в состав приватизируемого имущества не вошел как объект социально-культурного назначения, поставлен на баланс общества и должен был использоваться по договору совместно администрацией города и обществом с долевым содержанием данного объекта (пункт 8 плана приватизации).
В соответствии с выпиской из ЕГРН от 13.11.2019 собственником здания площадью 4204,6 кв. м (количество этажей 4, в том числе подземных - 1), 1956 года постройки с кадастровым номером 23:43:0304062:62, по адресу: г. Краснодар, ул. Володарского, 5 является Краснодарский край (право собственности зарегистрировано 13.08.2007). Указанное здание передано в оперативное управление школе-интернату (дата регистрации 26.06.2012).
В составе указанного здания зарегистрировано нежилое помещение - подвал, площадью 237,7 кв. м, с кадастровым номером 23:43:0304064:26 (помещения 3 - 9, 9/1, 10 - 13, 13/1, 14 - 18, 20, 21), на которое зарегистрировано право собственности Российской Федерации, запись о государственной регистрации права от 24.04.2017 N 23:43:0304064:26-23/001/2017-1.
Департамент, ссылаясь на отсутствие оснований для государственной регистрации права федеральной собственности на помещение с кадастровым номером 23:43:0304064:26, относящееся к государственной собственности Краснодарского края, обратился в суд с иском.
В силу пункта 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" признание в судебном порядке зарегистрированного права отсутствующим допустимо при условии нарушения названного права регистрационной записью в реестре и отсутствия возможности его защиты путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, в том числе, когда право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились.
Иск о признании права отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
Департамент указал на то, что спорное помещение передано в государственную собственность Краснодарского края в составе имущества общества (помещения Дома культуры МЖК) на основании приложения N 1 к постановлению Совета Министров - Правительства российской Федерации от 22.09.1993 N 965 и включено в реестр государственной собственности Краснодарского края. Право государственной собственности на Дом культуры МЖК, с кадастровым номером 23:43:0304062:62 зарегистрировано в установленном порядке.
Согласно пункту 2 раздела III приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1) исключительно к федеральной собственности относятся защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.
Исходя из пункта 3 постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, не указанные в приложениях 1 - 3, передаются в государственную собственность субъектов Федерации на основании предложений их компетентных органов власти, но до момента определения соответствующего собственника таких объектов они относятся к федеральной собственности.
В силу статьи 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" к объектам гражданской обороны отнесены, в том числе, убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, рассчитанные на все случаи: режим повседневной деятельности, военное время, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
Защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 постановления N 3020-1 продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Федерации в установленном порядке.
Суды верно установили, что помещение по адресу: г. Краснодар, ул. Володарского, 5, здание литера А, инв. N 848 (245-23) является убежищем, принятым в эксплуатацию в 1956 году, и находящимся на балансе школы-интернат. Технические характеристики убежища: вместимость - 300 человек общая площадь - 262 кв. м, класс убежища - 5, убежище встроено в трехэтажное здание. Названное нежилое помещение включено в реестр федерального имущества как убежище 5 класса N 23/49, встроенное в трехэтажное здание (объект гражданской обороны) на основании постановления N 3020-1.
Статус защитного сооружения гражданской обороны у спорного помещения подтверждается соответствующим паспортом. Помещение стоит на учете в учреждении под номером 245-23, а также - в МЧС России (N 848). По результатам инвентаризации 2018 года помещение по адресу: г. Краснодар, ул. Володарского, 5 признано "ограничено годным" к эксплуатации в режиме укрытия. Письмом МЧС России от 16.01.2018 N 43-395-11 согласован перечень помещений с возможностью их использования в качестве укрытий, в число которых вошло данное помещение (N 245-23).
Учитывая тот факт, что спорное помещение является защитным сооружением гражданской обороны, право собственности Российской Федерации на него возникло в силу закона. В материалах дела отсутствуют доказательства выбытия в установленном порядке спорного помещения из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - Краснодарского края, суды верно пришли к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность ее удовлетворения в силу норм статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушения норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.06.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2020 по делу N А32-54827/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Л. Рассказов |
Судьи |
Е.И. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, рассчитанные на все случаи: режим повседневной деятельности, военное время, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
Защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 постановления N 3020-1 продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Федерации в установленном порядке.
Суды верно установили, что помещение по адресу: г. Краснодар, ул. Володарского, 5, здание литера А, инв. N 848 (245-23) является убежищем, принятым в эксплуатацию в 1956 году, и находящимся на балансе школы-интернат. Технические характеристики убежища: вместимость - 300 человек общая площадь - 262 кв. м, класс убежища - 5, убежище встроено в трехэтажное здание. Названное нежилое помещение включено в реестр федерального имущества как убежище 5 класса N 23/49, встроенное в трехэтажное здание (объект гражданской обороны) на основании постановления N 3020-1."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 декабря 2020 г. N Ф08-10029/20 по делу N А32-54827/2019