Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства строительства
Республики Саха (Якутия)
от 02.11.2023 N 581
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости Министерства строительства Республики Саха (Якутия) на 2024 год
1. Основания для разработки программы.
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости Министерства строительства Республики Саха (Якутия) на 2023 год (далее - Программа), разработана в соответствии:
- со ст. 44 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ);
- с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям";
2. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики.
Министерство строительства Республики Саха (Якутия) осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Предметом регионального государственного контроля (надзора) является соблюдение лицами, привлекающими денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе, застройщиками, их должностными лицами обязательных требований, установленных Федеральном законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
На территории Республики Саха (Якутия) по состоянию на 28 сентября 2023 года 32 застройщика осуществляет деятельность, связанную с привлечением денежных средств участников долевого строительства. Указанными застройщиками осуществляется долевое строительство 62 многоквартирных жилых домов и иных объектов недвижимости.
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства плановые проверки не проводятся, рискориентированный подход не применяется, плановые контрольные мероприятия не проводятся.
Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" в течение 2023 года предусмотрен запрет на проведение внеплановых проверок, в том числе без согласования с органами прокуратуры, за исключением определенных случаев причинения вреда либо непосредственной угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, соответственно органом регионального государственного контроля в области долевого строительства контрольно-надзорные мероприятия с взаимодействием с юридическими лицами (документарные и выездные проверки) не проводятся, акты проверок не составляются, предписания не выдаются, дела об административных правонарушениях не возбуждаются.
В рамках действующего Положения о виде контроля (надзора), утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.09.2021 N 402 проводятся контрольно-надзорные мероприятия без взаимодействия с юридическими лицами (наблюдение за соблюдением обязательных требований) и профилактические мероприятия: профилактические визиты, объявляются предостережения, принимаются меры предупредительного характера, без выдачи предписаний и составлений протоколов: проводятся консультации, даются рекомендации при необходимости информация направляется в органы прокуратуры.
Таким образом, реформа контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации, как и в целом положения Закона N 248-ФЗ направлены на предупреждение и профилактику правонарушений, проведение органом контроля (надзора) разъяснительной и предупредительной работы, соответственно проведение проверочных мероприятий сведено к минимуму, усилен контроль за предотвращением совершения правонарушений, в свою очередь действующий механизм привлечения к административной ответственности позволяет смягчить меры административного воздействия в отношении контролируемых лиц.
В рамках деятельности по государственному контролю (надзору) с начала 2023 года по состоянию на 28.09.2023 Министерством строительства проведены 4 внеплановых проверок, в том числе 2 проверки на предмет исполнения ранее выданного предписания. Вынесено 4 постановления по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, в том числе 3 постановления о наложении административных наказаний в отношении 1 застройщика, 1 постановлением внесено предупреждение. Объявлено 17 предостережений о недопустимости нарушения требований действующего законодательства, выдано 2 предписания об устранении выявленных нарушений.
За истекший период 2023 года Министерством проведено 12 профилактических визитов в отношении 12 застройщиков, проведено 65 контрольно-надзорных мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами (мониторинг безопасности) в том числе: 28 мероприятий по анализу ежеквартальной отчетности застройщика, 37 мероприятий по анализу соблюдения обязательных требований в части полноты, порядка размещения сведений и проектной декларации в ЕИСЖС (раскрытие информации).
В рамках осуществления государственного контроля (надзора) в условиях фактического перехода на профилактические мероприятия организована работа по анализу и оценке застройщиков и реализуемых ими проектов строительства на базе информации, публикуемой застройщиками в проектных декларациях, ежеквартальной отчетности по долевому строительству, а также сведений, получаемых из информационно-аналитических систем (Единая информационная система жилищного строительства, РСМЭВ, Картотека арбитражных дел и др.).
Министерством строительства Республики Саха (Якутия) утверждено задание на проведение контрольно-надзорных мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами на 1 и 2 полугодие текущего года. Объекты строительства, которые заявлены к вводу в эксплуатацию в 2023 году, включены в задание в первоочередном порядке.
В целях реализации программы профилактики нарушения законодательства в области долевого строительства на официальном сайте Министерством размещены методические рекомендации, а также презентации с разъяснениями законодательства о долевом строительстве (https://minstroy.sakha.gov.ru/deyat/kontrol-nadzor-dolevogo-stroitelstva).
Охраняемые законом ценности - отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также установление гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
В результате проведенного анализа установлены типичные нарушения, выявленные в рамках государственного контроля (надзора):
- Опубликование проектной декларации, содержащей неполную и (или) недостоверную информацию;
- Непредставление отчетности или представление недостоверных сведений в отчетности;
- Нарушение порядка размещения информации в ЕИСЖС;
Снижение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям может быть обеспечено за счет:
- Информированности субъектов надзора об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения контрольных надзорных мероприятий, о правах объектов контроля (надзора) в ходе проведения контрольных надзорных мероприятий;
- Проведения предупредительной работы, разъяснений по применению обязательных требований, обеспечивающих их однозначное толкование объектами (контроля);
- Вовлечения объектов надзора в регулярное взаимодействие с контрольным надзорным органом;
- Мотивация к добросовестному поведению объектов (контроля) надзора.
Основными причинами нарушений обязательных требований являются:
- отсутствие заинтересованности контролируемых лиц (застройщиков) исполнять предусмотренные законодательством о долевом строительстве требования и отсутствие правовой грамотности лиц, участвующих в долевом строительстве;
- проблемы технического характера (в части размещения информации);
Основные рекомендации контролируемым лицам (застройщикам)
по проведению мероприятий, направленных на устранении условий и причин совершения массовых нарушений обязательных требований:
1) изучить требования основных нормативно-правовых актов в области долевого строительства;
2) ознакомиться с результатами проведения контрольных мероприятий, размещенными на сайте Министерства;
3) ознакомиться с инструкциями, методическими рекомендациями по заполнению электронной формы проектной декларации, по предоставлению в контролирующий орган отчетности застройщика;
4) своевременное ознакомление с изменениями законодательства.
3. Цели и задачи реализации программы профилактики.
Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направлена на достижение следующих основных целей:
1) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
2) устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба);
3) создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
4) предотвращение риска причинения вреда и снижения уровня ущерба вследствие нарушений обязательных требований;
5) повышение прозрачности системы деятельности по региональному государственному контролю (надзору);
6) формирование моделей социально ответственного, добросовестного правового поведения подконтрольных объектов;
7) обеспечение единства практики применения контрольным (надзорным) органом обязательных требований.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
1) выявление факторов риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков и их реализации;
2) поддержание в актуальном состоянии на официальном сайте Министерства, обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора), с целью своевременного информирования контролируемых лиц о текущих изменениях;
3) формирование и внедрение новых средств и методов взаимодействия с контролируемыми лицами;
4) повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц и формирование единообразного понимания установленных требований.
4. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения.
|
Наименование мероприятия |
Ответственные исполнители |
Ожидаемый результат |
Периодичность исполнения (сроки) |
1 |
Размещение и актуализация документов (информации) обязательной для размещения на официальном сайте Министерства в том числе: - тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление регионального государственного контроля (надзора); - сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление регионального государственного контроля (надзора), о сроках и порядке их вступления в силу; - перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции; - руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"; - перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска; - программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на 2023 год; - исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица; - сведения о способах получения консультации по вопросам соблюдения обязательных требований; - сведения о порядке досудебного обжалования решений Министерства, действий (бездействия) его должностных лиц; - доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики Министерства; - доклад о региональном государственном контроле (надзоре) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости. |
Должностные лица Министерства |
Повышение информированности контролируемых лиц о действующих обязательных требований |
С 01.01.2024 по 31.12.2024 |
2 |
Размещение на официальном сайте Министерства задания по объектам капитального строительства и застройщиков, в отношении которых осуществляется региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости |
Должностные лица Министерства |
Открытость контрольного (надзорного) органа |
1 раз в полугодие |
3 |
Консультирование контролируемых лиц (по телефону, посредством видео-конференц-связи на семинарах, на личном приеме) по вопросам: разъяснения положений нормативных правовых актов РФ, содержащих обязательные требования, соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора); разъяснения положения нормативных правовых актов РФ, регламентирующих порядок осуществления регионального государственного контроля (надзора); порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц. Учет проведенных консультаций |
Должностные лица Министерства |
Повышение информированности контролируемых лиц |
По мере поступления обращений от контролируемых лиц, |
4 |
Объявление предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований. Учет объявленных предостережений |
Должностные лица Министерства |
Предотвращение нарушений обязательных требований |
При наличии сведений о готовящихся или возможных нарушениях требований |
5 |
Проведение профилактических визитов. Учет проведенных профилактических визитов. |
Должностные лица Министерства |
Предотвращение нарушений обязательных требований |
На основании случаев, предусмотренных законодательством |
6 |
Осуществление профилактического визита при поступлении в Министерство информации о приступлении к деятельности по привлечению денежных средств участников долевого строительства |
Должностные лица Министерства |
Предотвращение нарушений обязательных требований |
При поступлении в Министерство сведений |
7 |
Разработка ежегодного Доклада о региональном государственном контроле (надзоре) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости |
Должностные лица Министерства |
Повышение прозрачности контрольного (надзорного) органа |
В установленные сроки |
8 |
Разработка проекта ежегодного Доклада по обобщению правоприменительной практики Министерства |
Должностные лица Министерства |
Повышение прозрачности контрольного (надзорного) органа |
В установленные сроки |
9 |
Подготовка отчета об исполнении программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости Министерства на 2023 год |
Должностные лица Министерства |
Повышение информированности контролируемых лиц |
В установленные сроки |
10 |
Обеспечение общественного обсуждения проекта Доклада по обобщению правоприменительной практики Министерства |
Должностные лица Министерства |
Повышение информированности контролируемых лиц |
В установленные сроки |
11 |
Утверждение и размещение Отчета о региональном государственном контроле (надзоре) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости по форме федерального статистического наблюдения N 1-контроль "Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в электронной форме посредством государственной автоматизированной информационной системы "Управление" |
Должностные лица Министерства |
Повышение прозрачности контрольного (надзорного) органа |
В установленные сроки |
12 |
Утверждение и размещение Доклада о региональном государственном контроле (надзоре) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в электронной форме посредством государственной автоматизированной информационной системы "Управление" |
Должностные лица Министерства |
Повышение прозрачности контрольного (надзорного) органа |
В установленные сроки |
13 |
Размещение Доклада по обобщению правоприменительной практики Министерства |
Должностные лица Министерства |
Повышение информированности контролируемых лиц |
В установленные сроки |
14 |
Разработка проекта Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости Министерства на 2023 год |
Должностные лица Министерства |
Открытость контрольного (надзорного) органа |
В установленные сроки |
15 |
Обеспечение общественного обсуждения проекта Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости |
Должностные лица Министерства |
Открытость контрольного (надзорного) органа |
В установленные сроки |
16 |
Рассмотрение предложений, поданных в период общественного обсуждения Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости Министерства на 2023 год, подготовка мотивированного заключения об их учете (в том числе частичном) или отклонении |
Должностные лица Министерства |
Открытость контрольного (надзорного) органа |
В установленные сроки |
17 |
Размещение на официальном сайте Министерства результатов общественного обсуждение Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости Министерства на 2023 год (включая перечень предложений и мотивированных заключений об их учете (в том числе частичном) или отклонении |
Должностные лица Министерства |
Открытость контрольного (надзорного) органа |
В установленные сроки |
18 |
Утверждение Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости Министерства на 2023 год |
Должностные лица Министерства |
Открытость контрольного (надзорного) органа |
В установленные сроки |
19 |
Размещение на официальном сайте Министерства утвержденной Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости Министерства на 2023 год |
Должностные лица Министерства |
Открытость контрольного (надзорного) органа |
В установленные сроки |
5. Показатели результативности и эффективности программы профилактики.
Информация об осуществлении регионального государственного контроля (надзора) размещена на официальном сайте Министерства в разделе "Контроль (надзор) в области долевого строительства" https://minstroy.sakha.gov.ru/deyat/kontrol-nadzor-dolevogo-stroitelstva.
Снижение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям может быть обеспечено за счет:
- информированности контролируемых лиц об обязательных требованиях, о принятых изменениях, о порядке проведения контрольно-надзорных мероприятий, о правах контролируемых лиц в ходе контрольно-надзорных мероприятий;
- разъяснений по применению обязательных требований, обеспечивающих их однозначное толкование, как контролируемыми лицами, так и Министерством.
В соответствии со статьей 30 Закона N 248-ФЗ, вступила в силу актуальная редакция ключевых показателей, которая устанавливает цели деятельности контролирующего органа, раскрывает их целевые значения, достижения которых планируется в последующие годы, исключены индикативные показатели, связанные в производством по делам об административных правонарушениях возбужденным по результатам мероприятий без взаимодействия в силу положений ст. 90 Закона N 248-ФЗ, введены показатели, отражающие проведение профилактических мероприятий.
Ключевыми показателями результативности и эффективности программы профилактики являются:
1) Материальный ущерб, причиненный гражданам, организациям и государству в результате неисполнения обязательств по договорам долевого участия при строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, на валовой региональный продукт Республики Саха (Якутия). Целевое значении показателя, рассчитываемом по формуле: (Му / ВРП) х 100%, где Му - материальный ущерб, ВРП - валовой региональный продукт.
2) Доля объектов, при строительстве которых установлены факты нецелевого использования денежных средств участников долевого строительства (в %) при целевом значении показателя, рассчитываемом по формуле: Он / Об x 100%, где Он - количество объектов, при строительстве которых установлены факты нецелевого использования денежных средств участников долевого строительства; Об - общее количество объектов, находящихся в надзоре.
Индикативные показатели:
1) количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период;
2) количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных на основании выявления соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров, за отчетный период;
3) количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с использованием средств дистанционного взаимодействия, за отчетный период;
4) количество контрольно-надзорных мероприятий без взаимодействия с юридическим лицом (наблюдений за соблюдением обязательных требований, мониторингов безопасности) за отчетный период, в том числе:
количество проведенных анализов ежеквартальной отчетности застройщика;
количество проведенных анализов проектной декларации и документов, сведений, размещенных застройщиком в единой информационной системе жилищного строительства;
5) количество выданных предписаний об устранении нарушений обязательных требований за отчетный период;
6) количество профилактических визитов, проведенных за отчетный период;
7) количество предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, объявленных за отчетный период;
8) количество проведенных консультирований за отчетный период;
9) количество проведенных информирований за отчетный период;
10) количество контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых выявлены нарушения обязательных требований и (или) их признаков за отчетный период;
11) количество возбужденных дел об административных правонарушениях за отчетный период;
12) количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за отчетный период;
13) количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий, по которым органами прокуратуры отказано в согласовании, за отчетный период.
Индикаторы риска:
1) отклонение контролируемого лица от примерного графика реализации проекта строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости на срок более 6 месяцев от первоначального (планируемого) срока получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, предусмотренного проектной декларацией, наличие факта нарушения срока исполнения обязательств по договору участия в долевом строительстве, нарушения срока передачи объекта долевого строительства участнику долевого строительства;
2) наличие информации об отсутствии источников финансирования проекта строительства;
3) отсутствие действующего разрешения на строительство (реконструкцию);
4) наличие сведений, в том числе из открытых источников, о поступлении в суд уголовного дела за совершение преступлений в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти руководителем застройщика, главным бухгалтером застройщика; физическим лицом, владеющим в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) (имеет в капитале участие более чем пять процентов) корпоративным юридическим лицом - застройщиком;
5) наличие сведений, в том числе из открытых источников, о рассмотрении арбитражным судом заявления о признании юридического лица - застройщика несостоятельным (банкротом) или о приостановлении его деятельности в качестве меры административного наказания.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства строительства Республики Саха (Якутия) от 2 ноября 2023 г. N 581 "Об утверждении программы профилактики... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.