Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением
Центральной избирательной
комиссии Республики Адыгея
от 30 октября 2023 г. N 26/96-8
СОГЛАСОВАНО Руководитель Оперативного штаба в Республике Адыгея |
|
|||||
| ||||||
|
М.Н. Кемеров |
|||||
| ||||||
" |
|
" |
|
2023 года |
Рекомендации
о порядке действий членов участковых избирательных комиссий в случае возникновения нештатных ситуаций при проведении выборов, референдумов на территории Республики Адыгея
1. Применяемые термины и понятия
1.1. Взрывное устройство - предмет, вызывающий подозрения при его обнаружении (имеющий признаки взрывного устройства), который может выглядеть как сумка, сверток, пакет или коробка, бесхозно находящиеся в зоне одновременного присутствия большого количества людей. Характерные признаки возможного взрывного устройства:
- звуки работы часового механизма;
- наличие у предмета элементов (деталей), не соответствующих его прямому назначению;
- наличие антенны с радиоуправляемым устройством;
- наличие на предмете светящихся или мигающих элементов (лампочек);
- исходящий от предмета запах горюче-смазочных материалов, растворителей и (или) исходящий от предмета дым;
- наличие связей предмета с объектами окружающей обстановки в виде растяжек, прикрепленной проволоки.
1.2. Место сбора - участок местности (здание), расположенный вблизи объекта, обладающий достаточной площадью для размещения людей, подлежащих эвакуации, обеспечивающий безопасное удаление от поражающих факторов взрыва и возможных последствий разрушения конструкций объекта.
1.3. Объект - помещение избирательной комиссии, помещение для голосования.
1.4. Оперативная группа - группа, созданная для осуществления первоочередных мер для пресечения террористического акта или действий, создающих непосредственную угрозу его совершения на территории соответствующего муниципального образования.
1.5. Оперативные службы - представители территориального органа безопасности, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
1.6. Передача сообщения о происшествии - активация системы передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".
1.7. Резервный мобильный избирательный пункт - автобус, выделенный администрацией соответствующего муниципального образования для организации голосования избирателей в случае приостановки голосования в помещении для голосования и принятия должностным лицом Оперативной группы соответствующего решения.
1.8. Система оповещения - автономная техническая система (средство) либо иной установленный порядок экстренного оповещения (включая голосовое оповещение без использования технических средств) членов избирательной комиссии и иных лиц, находящихся на объекте, об угрозе совершения или совершении террористического акта;
1.9. Эвакуация - перемещение участников избирательного процесса, избирательной документации, технологического оборудования и иных материальных ценностей из помещения для голосования в установленное место сбора, либо в резервный мобильный избирательный пункт.
2. Общие положения
В случае возникновения угрозы жизни, здоровью и безопасности участников избирательного процесса при проведении выборов, референдумов на территории Республики Адыгея главными задачами участковых избирательных комиссий являются немедленное принятие мер по устранению возникшей угрозы; спасению жизни и здоровья людей и принятие всех возможных в сложившейся ситуации мер, направленных на скорейшее восстановление деятельности участковых избирательных комиссий по обеспечению избирательных прав граждан.
В частности, подобная ситуация может возникнуть в случае:
обнаружения в непосредственной близости от помещений комиссии или здания, в котором расположены указанные помещения, бесхозных вещей и подозрительных предметов;
получения сообщения о заложенном в помещении для голосования, помещении участковой избирательной комиссии (далее - помещения комиссии) или здании, в котором расположены указанные помещения, взрывном устройстве, подрыва такого устройства;
обнаружения пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.);
распыления токсичных веществ;
иных случаях, дающих основание предположить о наличии реальной угрозы жизни, здоровью и безопасности людей.
В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации ответственность за обеспечение пожарной, антитеррористической, санитарно-эпидемиологической безопасности зданий, сооружений, помещений и прилегающих к ним территорий, соответствующее обучение и инструктирование обслуживающего персонала в период работы участковых избирательных комиссий (далее - УИК) несут руководители, иные уполномоченные должностные лица этих объектов.
Персональную ответственность за обеспечение пожарной, антитеррористической, санитарно-эпидемиологической безопасности, соблюдение и поддержание соответствующего режима в помещениях, где находится УИК (а в дни голосования и предшествующий им день - также в помещении для голосования), выполнение установленных требований членами УИК и лицами, привлеченными к работе в комиссии, несет председатель соответствующей УИК.
Члены УИК и лица, привлеченные к работе в комиссии, обязаны знать и соблюдать установленные требования по обеспечению безопасности, а также выполнять действия, предусмотренные планом эвакуации.
3. Организационные мероприятия по обеспечению безопасности
Для предотвращения возникновения угроз, эффективного оперативного реагирования УИК в подобных ситуациях должны быть проведены обязательные мероприятия по обеспечению безопасности:
3.1. На каждом объекте, в котором размещены помещения комиссии, заблаговременно, до дней голосования, должна быть проверена исправность наружного и внутреннего противопожарных водопроводов, осветительной и силовой сети, установок пожарной сигнализации, пожаротушения и противодымной защиты; обеспечено наличие, исправность первичных средств пожаротушения; приведены в надлежащее состояние эвакуационные пути и ограждения, обеспечена возможность открытия дверей и доступность эвакуационных коридоров.
3.2. Не позднее, чем за 10 дней до дня (первого дня) голосования каждой УИК, задействованной в предстоящих выборах, должно быть принято решение о распределении обязанностей членов УИК при проведении эвакуации (приложение N 1).
3.3. До дня (первого дня) голосования при обследовании сотрудниками оперативных служб зданий, в которых расположены помещения для голосования, совместно с председателем соответствующей УИК должно быть определено место сбора на случай эвакуационных мероприятий.
3.4. В дни голосования все помещения избирательных комиссий охраняются сотрудниками оперативных служб. Возможно присутствие персонала частных охранных организаций, служб безопасности и иного персонала, продолжающих осуществление своих функциональных обязанностей на объекте, в том числе и в период проведения голосования. Во всех участковых избирательных комиссиях должны быть номера телефонов должностного лица оперативной группы соответствующего муниципального образования.
3.5. Председатель УИК:
проводит инструктаж всех членов комиссии, лиц, привлеченных к работе в комиссии, о мерах пожарной безопасности в помещениях комиссии, о действиях, предпринимаемых ими в случае возникновения нештатных ситуаций, противодействии возникающим угрозам, эвакуации избирательного участка, обеспечивает ознакомление указанных лиц с инструкцией;
инициирует и участвует в проведении осмотров здания и помещений комиссии, прилегающей к ним территории; основных и запасных входов-выходов в дни голосования и предшествующий им день. Проведение осмотров территории и помещений осуществляется в целях: обнаружения бесхозных вещей, подозрительных предметов и лиц; недопущения проникновения посторонних лиц в прилегающие помещения, на территорию, к системам жизнеобеспечения; недопущения несанкционированного въезда автомобильного транспорта на территорию и стоянки автотранспорта вблизи стен зданий. К проведению осмотров привлекаются должностные лица объекта, где размещена УИК, помещение для голосования, сотрудники полиции и лица, обеспечивающие охрану объекта;
контролирует организацию своевременной уборки помещений комиссии, территории, прилегающей к объекту, в которых они размещены. Уборка территории и помещений проводится с целью удаления мусора, бытовых отходов и своевременного обнаружения подозрительных предметов и бесхозных вещей. Урны и мусорные контейнеры могут быть использованы как объекты для закладки взрывных устройств, поэтому особое внимание необходимо обращать на их расстановку и заполненность, особенно в местах массового пребывания людей.
В местах расположения телефонных аппаратов должна быть размещена информация о телефонах вышестоящей избирательной комиссии, дежурных подразделений ФСБ России, МВД России, МЧС России, аварийно-спасательных и неотложных служб (скорой медицинской помощи, пожарной, аварийной газовой службы).
4. Основные требования пожарной, антитеррористической безопасности
4.1. Члены УИК, привлекаемые к работе в комиссии лица, должны соблюдать осторожность, быть внимательными к избирателям и иным лицам, находящимся в помещениях комиссии. Необходимо обращать внимание на оставленные сумки, портфели, свертки, игрушки и другие бесхозные предметы, в которых могут находиться взрывные устройства.
4.2. В день голосования председатель УИК организует дежурство членов комиссии и постоянное наблюдение за ящиками для голосования.
4.3. В целях безопасности избирателей в период голосования все занавески в кабинах для тайного голосования должны быть подняты над полом минимум на 50 сантиметров, чтобы обеспечивался обзор нижней части кабины. В случае заноса и оставления в кабине для тайного голосования подозрительных предметов они сразу же обратят на себя внимание.
В кабине для тайного голосования столы или подставки для отметок в бюллетенях должны быть полностью просматриваемыми, без крючков и выступающих предметов, не должны содержать полостей или мест, где могли быть оставлены какие-либо предметы.
4.4. Запрещается:
устанавливать кабины для голосования, ящики для голосования и столы, устраивать временные торговые точки на путях эвакуации из помещений комиссии и здания, в котором они расположены;
загромождать пути эвакуации, подступы к средствам пожаротушения и связи, устройствам отключения электроэнергии, а также закрывать двери запасных эвакуационных выходов во время проведения мероприятий, связанных с голосованием;
устанавливать в кабинах для голосования или на их внутренних и внешних поверхностях выключатели и розетки;
подвешивать светильники на электропроводах;
устраивать и эксплуатировать временные электросети;
проводить в помещениях комиссии огневые работы (сварочные, газорезательные и др.);
пользоваться нестандартными электронагревательными приборами, а также эксплуатировать электроприборы заводского исполнения, не оборудованные терморегуляторами.
5. Алгоритмы действий членов избирательных комиссий при угрозе жизни и здоровью людей
В случае возникновения угрозы жизни, здоровью и безопасности участников избирательного процесса действия членов комиссии, лиц, привлекаемых к работе в комиссии, в первую очередь должны быть направлены на спасение жизни и здоровья людей, устранение возникшей угрозы, эвакуацию людей.
5.1. При обнаружении подозрительного предмета (взрывного устройства) категорически запрещается:
касаться подозрительного предмета и перемещать его и другие предметы, находящиеся с ним в контакте;
изменять действующий сетевой режим (включать - выключать свет);
заливать жидкостями, засыпать грунтом или накрывать обнаруженный предмет тканевыми и другими материалами;
пользоваться электро-, радиоаппаратурой, мобильными телефонами, переговорными устройствами или рацией вблизи обнаруженного предмета;
оказывать температурное, звуковое, световое, механическое воздействие на обнаруженный предмет.
При получении информации об обнаружении такого предмета (взрывного устройства) на объекте председатель УИК должен:
- на месте обнаружения предмета, похожего на взрывное устройство, совместно с сотрудником оперативной службы оценить обстановку;
- громко обратиться к окружающим о принадлежности предмета, если ответа не последовало, немедленно принять меры для организации эвакуации присутствующих на объекте людей, громко объявив о возможной угрозе и приостановке процедуры голосования, например: "Голосование приостановлено. Проводится эвакуация. Прошу всех экстренно покинуть здание. Прошу соблюдать порядок";
- покидать объект последним, убедившись, что его покинули все участники избирательного процесса;
- покинув объект и удалившись от него на безопасное расстояние (не менее пятидесяти метров), незамедлительно информировать экстренные оперативные службы по телефону "112" (или другим телефонным номерам экстренных служб) об обнаружении подозрительного предмета, в том числе через сотрудника оперативной службы, находящегося на объекте;
- затем проинформировать об обнаружении подозрительного предмета (взрывного устройства) и приостановке процедуры голосования вышестоящую территориальную избирательную комиссию. Обязанность информирования должностного лица Оперативной группы возлагается на сотрудник оперативной службы;
- в установленном месте сбора организовать принятие участковой избирательной комиссией решения о приостановке процедуры голосования, зафиксировав время приостановки;
- получить посредством телефонной или иной связи от председателя вышестоящей территориальной избирательной комиссии информацию о принятии должностным лицом Оперативной группы одного из возможных решений: о возможности возобновления голосования в помещении для голосования, о возможности организации голосования в резервном мобильном избирательном пункте с перемещением туда из помещения для голосования избирательной документации и технологического оборудования, о невозможности провести перемещение избирательной документации и технологического оборудования из помещения для голосования в мобильный резервный избирательный пункт ввиду невозможности допуска людей на объект.
+----------------------------------------------------------------------+
| Схема действий членов УИК при обнаружении подозрительного предмета |
| (взрывного устройства) |
+----------------------------------------------------------------------+
+---------------------+ +-------------------+ +--------------------+
| Совместно с | | Принять меры к | | Если владелец не |
| сотрудником | | установлению | | установлен |
| оперативных служб | | владельца | |- экстренно покинуть|
| оценить обстановку +--| подозрительного +--| объект, |
| (может ли предмет | |предмета, объявив о| | переместившись в |
| быть взрывным | | находке | | место сбора |
| устройством?) | | | | |
+---------------------+ +-------------------+ +----------+---------+
|
+-------------------------------------------------------------------+
| На месте сбора принять решение о приостановлении процедуры |
| голосования, зафиксировав время приостановления (приложение N 2) |
+---------------------------------+---------------------------------+
|
+-------------------------------------------------------------------+
| Информировать вышестоящую ТИК о возникшей ситуации |
+---------------------------------+---------------------------------+
|
+-------------------------------------------------------------------+
| Получить по средствам связи от председателя вышестоящей ТИК |
| информацию о решении должностного лица Оперативной группы (ОГ): |
+---------------------------------+---------------------------------+
+-------------------------+-----------------------+
+------------------+ +-------------------+ +--------------------+
| Угрозы жизни и | | Угроза признана | | Угроза признана |
|здоровью людей нет| |реальной и принято | | реальной, принято |
| и решение ОГ об | | решение ОГ об | | решение ОГ о |
| эвакуации не | | эвакуации из | | невозможности |
| принято | | помещения для | | эвакуации, ввиду |
| | | голосования | | невозможности |
+-------+----------+ +----------+--------+ | допуска людей на |
| | | объект |
| | +----------+---------+
|
+------------------+ +-------------------+ |
| Вернуться в | | Принять меры по | |
| помещение УИК | | эвакуации | |
+-------+----------+ | избирательной | |
| | документации и |
| | технологического | +--------------------+
| оборудования в | |Получить инструкции |
+------------------+ |резервный мобильный| | соответствующей |
| Принять решение | |избирательный пункт| | территориальной |
| УИК о | | | | избирательной |
| возобновлении | | | | комиссии о |
| процедуры | | | |дальнейших действиях|
| голосования, | +----------+--------+ +--------------------+
|зафиксировав время| |
| возобновления | |
+------------------+ |
+-------------------+
| Принять решение о |
| возобновлении |
| процедуры |
| голосования в |
|резервном мобильном|
| избирательном |
| пункте, |
|зафиксировав время |
| возобновления |
| (приложение N 3) |
+-------------------+
5.2. В случае поступления в УИК информации о заложенном взрывном устройстве необходимо исходить из того, что подавляющее большинство таких угроз являются ложными, однако их нельзя игнорировать. Любое сообщение о минировании должно рассматриваться как реальная угроза жизни людей, находящихся на избирательном участке.
Члены УИК, привлекаемые к работе в комиссии лица должны быть проинструктированы, чтобы в случае предупреждения о заложенном взрывном устройстве сохраняли спокойствие и самообладание. Важно задать лицу, сообщившему об опасности, вопросы о месте расположения, внешнем виде, типе взрывного устройства, а также о мотивах диверсии. Можно задать простые вопросы: Кто звонит? Кто это сделал? Когда произойдет взрыв? Где спрятано взрывное устройство? Какое оно, сколько в нем взрывчатки? Как оно выглядит? Зачем его подложили? Каковы требования? В последующем расследовании инцидента будет иметь значение любая информация. Важно, чтобы лицо, принявшее сообщение об угрозе взрыва, впоследствии могло внятно ответить на вопросы о поле, возрасте, особенностях речи звонившего.
После того, как звонок был принят, трубку нельзя класть на телефон или каким-либо образом отключать телефон от линии или соединения (для целей последующего определения места, откуда был произведен звонок).
В том случае если оповещают о взрыве письменным сообщением - почтовым или подброшенным, тот, к кому оно попадет в руки, должен помнить о том, что это - вещественная улика. Необходимо принять меры, направленные на сохранение возможных отпечатков пальцев и других следов (например, поместить письменное сообщение в чистый полиэтиленовый пакет до передачи его представителям правоохранительных органов).
Член УИК, принявший сообщение, незамедлительно доводит соответствующую информацию до сведения председателя УИК и сотрудника оперативной службы, обеспечивающего охрану помещения для голосования. В целях предотвращения паники член УИК должен воздержаться от оглашения либо передачи иным лицам информации о поступившем сообщении.
Председатель УИК информирует вышестоящую ТИК о возникшей ситуации и ожидает информации от вышестоящей ТИК о принятом должностным лицом Оперативной группы решении. Обязанность информирования должностного лица Оперативной группы возлагается на сотрудник оперативной службы.
Если угрозы жизни, здоровью и безопасности участников избирательного процесса нет, процедура голосования не прерывается.
В том случае если угроза жизни, здоровью и безопасности участников избирательного процесса признана должностным лицом Оперативной группы реальной и принято решение о проведении эвакуации, УИК принимает решение о приостановке процедуры голосования, зафиксировав время приостановления (приложение N 2). Председатель УИК объявляет о приостановлении процедуры голосования и проведении эвакуации. Например: "Голосование приостановлено. Проводится эвакуация. Прошу всех экстренно покинуть здание. Прошу соблюдать порядок". Мероприятия по эвакуации обеспечиваются совместными действиями членов участковой избирательной комиссии и сотрудников оперативных служб. Перемещение участников избирательного процесса, избирательной документации и технологического оборудования должно производиться с использованием тех эвакуацио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.