Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 октября 2023 г. N 45-КГ23-18-К7
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Фролкиной С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 2 октября 2023 г. кассационную жалобу и дополнения к ней представителей Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области по доверенности Труфановой М.Б. и Курсаева А.В. на решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 20 июня 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 13 сентября 2022 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 2 февраля 2023 г.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту имеется в виду определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 13 сентября 2022 г.
по делу N 2-1322/2022 Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области по иску Котельникова Андрея Валентиновича к Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации "Нижнетагильское", Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области о возложении обязанности произвести перерасчёт размера пенсии за выслугу лет.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., объяснения представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области и Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации "Нижнетагильское" по доверенности Костина А.Ф., поддержавшего доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Котельников Андрей Валентинович 21 апреля 2022 г. обратился в суд с иском к Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации "Нижнетагильское" (далее также - МУ МВД России "Нижнетагильское"), Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области (далее также - ГУ МВД России по Свердловской области) о признании права на исчисление пенсии за выслугу лет исходя из оклада по должности по 20 тарифному разряду в размере 16 500 руб., возложении обязанности произвести перерасчёт размера пенсии за выслугу лет и денежных выплат при увольнении исходя из оклада по штатной должности по 20 тарифному разряду в размере 16 500 руб., о взыскании с ГУ МВД России по Свердловской области и МУ МВД России "Нижнетагильское" в равных долях судебных расходов по делу в размере 10 600 руб.
В обоснование исковых требований Котельников А.В. указал, что с 9 апреля 1998 г. по 11 февраля 2019 г. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации в различных должностях, последняя занимаемая должность - эксперт Отделения N 1 Экспертно-криминалистического отдела МУ МВД России "Нижнетагильское", имеет специальное звание ...
Приказом МУ МВД России "Нижнетагильское" от 5 февраля 2019 г. N 19 л/с Котельников А.В. был уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 8 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по состоянию здоровья - на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в органах внутренних дел и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе). Выслуга лет Котельникова А.В. в календарном исчислении составила 24 года 10 месяцев 3 дня.
С 11 февраля 2019 г. Котельникову А.В. назначена пенсия за выслугу лет, размер которой ГУ МВД России по Свердловской области был исчислен из оклада по должности эксперта Отделения N 1 Экспертно-криминалистического отдела МУ МВД России "Нижнетагильское" по 15 тарифному разряду в размере 15 600 руб., тогда как фактический размер его должностного оклада на день увольнения соответствовал 20 тарифному разряду и составлял 16 500 руб. Этот оклад был ему сохранён при переводе в 2015 году в связи с организационно-штатными мероприятиями с должности эксперта отдела N 1 Экспертно-криминалистического центра ГУ МВД России по Свердловской области на нижестоящую должность эксперта Отделения N 1 Экспертно-криминалистического отдела МУ МВД России "Нижнетагильское".
Полагая, что расчёт размера пенсии за выслугу лет и причитающихся при увольнении денежных выплат должен производиться из фактического размера должностного оклада 16 500 руб. по 20 тарифному разряду, установленного ему на день увольнения со службы в органах внутренних дел, а не из размера должностного оклада 15 600 руб. по 15 тарифному разряду по штатной должности эксперта Отделения N 1 Экспертно-криминалистического отдела МУ МВД России "Нижнетагильское", который ему не устанавливался, Котельников А.В. обратился в суд с настоящим иском.
Ответчики в суде иск не признали.
Решением Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 20 июня 2022 г. исковые требования Котельникова А.В. удовлетворены частично, за Котельниковым А.В. признано право на исчисление пенсии за выслугу лет исходя из оклада по должности по 20 тарифному разряду, что на момент установления пенсии 11 февраля 2019 г. соответствовало 16 500 руб., на ГУ МВД России по Свердловской области возложена обязанность произвести перерасчёт размера пенсии за выслугу лет Котельникову А.В. исходя из оклада по должности по 20 тарифному разряду, что на момент установления пенсии 11 февраля 2019 г. соответствовало 16 500 руб., начиная с 10 февраля 2021 г. В удовлетворении остальной части исковых требований Котельникова А.В. отказано. С ГУ МВД России по Свердловской области в пользу Котельникова А.В. взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 руб. и по оплате услуг представителя в размере 7 000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 13 сентября 2022 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 2 февраля 2023 г. решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции оставлены без изменения.
В поданных в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе и дополнениях к ней представителей ГУ МВД России по Свердловской области по доверенности Труфановой М.Б. и Курсаева А.В. ставится вопрос о передаче кассационной жалобы и дополнений к ней с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы и дополнений к ней 15 июня 2023 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 11 августа 2023 г. кассационная жалоба и дополнения к ней с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации истец Котельников А.В., надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, не явился, сведений о причинах неявки не представил. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь частью четвёртой статьи 390 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и дополнений к ней, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу с дополнениями к ней подлежащей удовлетворению, поскольку имеются предусмотренные законом основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390 14 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права были допущены судебными инстанциями, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Котельников А.В. с 9 апреля 1998 г. по 11 февраля 2019 г. проходил службу в органах внутренних дел на различных должностях, имеет специальное звание "...". С 1 января 2012 г. по 1 сентября 2015 г. Котельников А.В. занимал должность эксперта отдела N 1 Экспертно-криминалистического центра ГУ МВД России по Свердловской области. Оклад месячного денежного содержания по этой должности соответствует 20 тарифному разряду.
Приказом временно исполняющего обязанности начальника ГУ МВД России по Свердловской области от 19 августа 2015 г. ... Котельников А.В. в связи с организационно-штатными мероприятиями с 1 сентября 2015 г. переведён на должность эксперта Отделения N 1 Экспертно-криминалистического отдела МУ МВД России "Нижнетагильское" с сохранением тарифного разряда (20 тарифный разряд), установленного по прежней занимаемой им должности эксперта Отдела N 1 Экспертно-криминалистического центра ГУ МВД России по Свердловской области.
Согласно штатному расписанию оклад месячного денежного содержания по должности эксперта Отделения N 1 Экспертно-криминалистического отдела МУ МВД России "Нижнетагильское" соответствует 15 тарифному разряду, что составляет 15 600 руб., оклад по ранее занимаемой Котельниковым А.В. должности эксперта отдела N 1 Экспертно-криминалистического центра ГУ МВД России по Свердловской области соответствует 20 тарифному разряду и составляет 16 500 руб.
Приказом начальника МУ МВД России "Нижнетагильское" от 5 февраля 2019 г. служебный контракт с Котельниковым А.В. расторгнут с 11 февраля 2019 г. и он уволен со службы в органах внутренних дел на основании пункта 8 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по состоянию здоровья - на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в органах внутренних дел и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе). Выслуга лет Котельникова А.В. для назначения пенсии по состоянию на 11 февраля 2019 г. составила в календарном исчислении - 24 года 10 месяцев 3 дня.
С 11 февраля 2019 г. ГУ МВД России по Свердловской области Котельникову А.В. назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (наименование закона приведено в редакции на день назначения Котельникову А.В. пенсии за выслугу лет) в размере 18 451,42 руб. в месяц, исходя из должностного оклада 15 600 руб., соответствующего 15 тарифному разряду по последней занимаемой Котельниковым А.В. штатной должности эксперта Отделения N 1 Экспертно-криминалистического отдела МУ МВД России "Нижнетагильское".
10 февраля 2022 г. Котельников А.В. обратился в ГУ МВД России по Свердловской области с заявлением о перерасчёте размера пенсии за выслугу лет с учётом размера оклада по 20 тарифному разряду - 16 500 руб., сохранённого ему при переводе в 2015 году на нижестоящую должность в связи с организационно-штатными мероприятиями.
16 марта 2022 г. ГУ МВД России по Свердловской области Котельникову А.В. дан письменный ответ об отказе в перерасчёте размера пенсии за выслугу лет с указанием на то, что расчёт пенсии ему произведён исходя из размера оклада по штатной должности, занимаемой им на день увольнения со службы в органах внутренних дел.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Котельникова А.В. о признании за ним права на исчисление пенсии за выслугу лет исходя из оклада по должности по 20 тарифному разряду в размере 16 500 руб., возложении на ГУ МВД России по Свердловской области произвести перерасчёт размера пенсии за выслугу лет Котельникову А.В. исходя из данного оклада начиная с момента установления пенсии - с 11 февраля 2019 г., суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что имеются основания для перерасчёта истцу пенсии за выслугу лет исходя из должностного оклада в размере 16 500 руб., который был сохранён Котельникову А.В. при его переводе с 1 сентября 2015 г. с должности эксперта отделения N 1 (по обслуживанию МУ МВД России "Нижнетагильское") экспертно-криминалистического центра ГУ МВД России по Свердловской области на должность эксперта Отделения N 1 Экспертно-криминалистического отдела МУ МВД России "Нижнетагильское" и выплачивался на день увольнения со службы в органах внутренних дел.
При этом суд первой инстанции в обоснование данного вывода сослался на положения части 8 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", подпункта "б" пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" 1.
------------------------------
1 В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2020 г N 723 наименование постановления с 5 августа 2023 г - постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации".
------------------------------
По мнению суда первой инстанции, действующим законодательством не предусмотрено исчисление пенсии за выслугу лет из размера оклада по штатной должности, который сотруднику органов внутренних дел никогда не устанавливался и не выплачивался.
С выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласилась судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, оставляя без изменения судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций, не установила нарушения либо неправильного применения ими норм материального или процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой, апелляционной инстанций и кассационного суда общей юрисдикции сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального права ввиду следующего.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, иных категорий лиц и их семей урегулирован Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (наименование закона приведено на дату назначения Котельникову А.В. пенсии за выслугу лет - 11 февраля 2019 г., далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I) 2.
------------------------------
2 С 1 января 2020 г наименование закона - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
------------------------------
Статьёй 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I определён круг лиц, на которых распространяется действие этого закона. В их числе названы лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
Согласно части первой статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 данного закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учёта повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Во исполнение Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" (наименование постановления приведено в редакции на дату назначения Котельникову А.В. пенсии за выслугу лет - 11 февраля 2019 г., далее - постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941) определены составляющие денежного довольствия (оклады и другие выплаты), учитываемые при исчислении пенсии.
Абзацем первым пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 установлено, что пенсии уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в пунктах 9 - 10 данного постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчёта им пенсии.
В соответствии с абзацем первым подпункта "б" пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном пунктом 8 названного постановления, необходимо включать уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (кроме указанных в подпунктах "д" и "е" пункта 9) - оклад по последней штатной должности (с учётом абзаца второго данного подпункта), оклад по специальному званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячную надбавку к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), исчисленную из этих окладов.
Лицам начальствующего состава в званиях полковника милиции (полиции), полковника внутренней службы, полковника юстиции и выше, переведенным по решению Министра внутренних дел Российской Федерации, Министра юстиции Российской Федерации, Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующего войсками национальной гвардии Российской Федерации в интересах службы по состоянию здоровья или возрасту с должностей, которые они занимали не менее трех лет, на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, пенсия при последующем увольнении их со службы может исчисляться исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода (абзац второй подпункта "б" пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 в редакции, действующей на день назначения Котельникову А.В. пенсии за выслугу лет, - 11 февраля 2019 г.) 3.
------------------------------
3Абзац второй подпункта "б" пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г N 941 с 17 ноября 2022 г действует в следующей редакции "Лицам начальствующего состава в званиях полковника милиции (полиции), полковника внутренней службы, полковника юстиции и выше, переведенным по решению Министра внутренних дел Российской Федерации, Министра юстиции Российской Федерации, директора Федеральной службы судебных приставов, директора Федеральной службы исполнения наказаний, Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующего войсками национальной гвардии Российской Федерации в интересах службы по состоянию здоровья или возрасту с должностей, которые они занимали не менее трех лет, на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, пенсия при последующем увольнении их со службы исчисляется исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода, либо исходя из оклада по последней штатной должности - по их выбору на основании заявления".
------------------------------
Исходя из приведённых выше нормативных положений (с учётом заявленных Котельниковым А.В. исковых требований) пенсионное обеспечение лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I и постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, которыми предусмотрено исчисление пенсии за выслугу лет из денежного довольствия лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Для целей исчисления пенсии за выслугу лет в составе денежного довольствия учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, должностной оклад, оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет.
В денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии за выслугу лет лицам рядового и начальствующего состава, проходившим службу в органах внутренних дел, включаются оклад по последней штатной должности, оклад по специальному званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячная надбавка к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), исчисленная из данных окладов. То есть, по общему правилу при исчислении пенсии за выслугу лет лицам рядового и начальствующего состава, проходившим службу в органах внутренних дел, учитывается оклад по последней штатной должности.
Вместе с тем постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 предусмотрено исключение из общего правила при исчислении размера пенсии за выслугу лет для лиц начальствующего состава органов внутренних дел в званиях полковника и выше, переведённых по решению Министра внутренних дел Российской Федерации в интересах службы по состоянию здоровья или возрасту с должностей, которые они занимали не менее трёх лет, на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет. Названным лицам при их последующем увольнении со службы в органах внутренних дел пенсия за выслугу лет может исчисляться исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода (абзац второй подпункта "б" пункта 9 данного постановления).
Суды первой и апелляционной инстанций, разрешая исковые требования Котельникова А.В. к ГУ МВД России по Свердловской области об обязании произвести перерасчёт размера пенсии за выслугу лет, нормативные положения, регулирующие спорные отношения, применили неправильно.
Делая вывод о наличии оснований для перерасчёта Котельникову А.В. пенсии за выслугу лет исходя из оклада 16 500 руб. (20 тарифный разряд), который был сохранён Котельникову А.В. при переводе с 1 сентября 2015 г. с должности эксперта отделения N 1 (по обслуживанию МУ МВД России "Нижнетагильское") Экспертно-криминалистического центра ГУ МВД России по Свердловской области на должность эксперта Отделения N 1 Экспертно-криминалистического отдела МУ МВД России "Нижнетагильское" и выплачивался на день увольнения со службы в органах внутренних дел, суды первой и апелляционной инстанций не учли, что по общему правилу, установленному абзацем первым подпункта "б" пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, при прекращении службы в органах внутренних дел и назначении пенсии за выслугу лет её размер определяется исходя из оклада по последней штатной должности, а не из размера сохранённого оклада.
Суды первой и апелляционной инстанций не применили к спорным отношениям положения абзаца второго подпункта "б" пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 и оставили без внимания, что исключение из общего правила исчисления размера пенсии за выслугу лет предусмотрено только для лиц начальствующего состава в званиях полковника и выше, переведённых по решению руководителя министерства или соответствующей федеральной службы в интересах службы по состоянию здоровья или возрасту с должностей, которые они занимали не менее трёх лет, на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет. Названным лицам пенсия за выслугу лет может исчисляться исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода.
Вследствие неприменения к спорным отношениям положений абзаца второго подпункта "б" пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 суды первой и апелляционной инстанций не дали оценки тем обстоятельствам, что Котельников А.В. имел звание ... а не полковника полиции и выше, его перевод на нижестоящую должность был обусловлен проведением организационно-штатных мероприятий, а не состоянием его здоровья или возрастом, он был переведён на нижестоящую должность приказом временно исполняющего обязанности начальника ГУ МВД России по Свердловской области, а не решением Министра внутренних дел Российской Федерации. В судебных постановлениях судов первой и апелляционной инстанций в нарушение соответственно требований пункта 2 части 4 статьи 198 и пункта 5 части 2 статьи 329 ГПК РФ отсутствуют выводы об этих обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения настоящего спора.
Ввиду изложенного нельзя признать правомерным вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что имеются основания для перерасчёта Котельникову А.В. пенсии за выслугу лет исходя из должностного оклада в размере 16 500 руб. (20 тарифный разряд), который был сохранён ему при переводе 1 сентября 2015 г. на нижестоящую должность и выплачивался на день увольнения со службы в органах внутренних дел.
Ссылка судов первой и апелляционной инстанций в обоснование указанного вывода на положения части 8 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ) ошибочна.
Предметом регулирования Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, её прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел (часть 1 статьи 2 данного федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Пунктом 3 части 7 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ предусмотрено, что перевод сотрудника органов внутренних дел на нижестоящую должность в органах внутренних дел осуществляется в связи с сокращением замещаемой сотрудником должности.
Согласно части 8 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ перевод сотрудника органов внутренних дел на нижестоящую должность в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 1, 3, 5 или 6 части 7 этой статьи, допускается в случае невозможности его перевода на равнозначную должность. Сотруднику, переведённому на нижестоящую должность в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 1, 3 или 5 части 7 указанной статьи, сохраняется должностной оклад в размере, установленном по последней должности, которую он замещал до назначения на нижестоящую должность. При этом выплата сохранённого должностного оклада производится вне зависимости от последующего перевода сотрудника на нижестоящую должность по основанию, предусмотренному пунктом 1, 3 или 5 части 7 названной статьи, на равнозначную или вышестоящую должность до возникновения у сотрудника права на получение более высокого должностного оклада вследствие его повышения в установленном порядке или назначения сотрудника на должность в органах внутренних дел с более высоким должностным окладом.
Из приведённых норм Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ следует, что в период прохождения службы сотрудником органов внутренних дел в случае его перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел в связи с сокращением замещаемой сотрудником должности ему сохраняется должностной оклад в размере, установленном по последней должности, которую он замещал до назначения на нижестоящую должность. Сохранённый сотруднику органов внутренних дел при переводе на нижестоящую должность должностной оклад учитывается при выплате денежного довольствия только в период прохождения этим сотрудником службы.
К отношениям, касающимся пенсионного обеспечения уволенного со службы сотрудника органов внутренних дел, положения части 8 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, регулирующие отношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, не применяются. При прекращении службы и назначении пенсии учитывается в соответствии с нормами пенсионного законодательства должностной оклад сотрудника по последней штатной должности, а не должностной оклад, сохранённый сотруднику органов внутренних дел в порядке части 8 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ при переводе его ранее на нижестоящую должность.
Таким образом, не основано на законе суждение судов первой и апелляционной инстанций о том, что действующим законодательством не предусмотрено исчисление пенсии за выслугу лет из размера оклада по штатной должности, который сотруднику органов внутренних дел никогда не устанавливался и не выплачивался.
Кассационный суд общей юрисдикции, проверяя законность судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций, допущенные ими нарушения норм права не выявил и не устранил, тем самым не выполнил требования статьи 379 6 и частей 1-3 статьи 379 7 ГПК РФ.
С учётом приведённого выше обжалуемые судебные постановления судов первой, апелляционной инстанций и кассационного суда общей юрисдикции Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признаёт незаконными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителей кассационной жалобы, что согласно статье 390 14 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 390 14 - 390 16 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 20 июня 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 13 сентября 2022 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 2 февраля 2023 г. по делу N 2-1322/2022 Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Вавилычева Т.Ю. |
|
Фролкина СВ. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сотрудника МВД перевели на нижестоящую должность с сохранением более высокого оклада по прежней сокращенной должности. Позднее ему назначили пенсию за выслугу лет, размер которой исчислили не из фактического оклада, а из оклада по нижестоящей должности, занимаемой им на день увольнения со службы.
Гражданин успешно оспорил это решение в трех инстанциях. Суды указали, что законом не предусмотрено исчисление пенсии из оклада, который сотруднику не устанавливался и не выплачивался.
Верховный Суд РФ направил дело на пересмотр.
Сохраненный оклад по прежней должности учитывается только при выплате денежного довольствия в период службы. Однако при исчислении пенсии учитывается оклад по последней штатной должности. Из этого правила имеются исключения, но истец под них не подпадает.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 октября 2023 г. N 45-КГ23-18-К7
Опубликование:
-