Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением
администрации
Белохолуницкого муниципального района
от 31.10.2023 N 467-П
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Белохолуницкого муниципального района Кировской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
Основные направления бюджетной и налоговой политики Белохолуницкого муниципального района Кировской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов подготовлены в соответствии со статьями 172, 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, со статьей 24 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании Белохолуницкий муниципальный район Кировской области, утвержденного решением Белохолуницкой районной Думы от 25.03.2015 N 306, с учетом итогов реализации бюджетной и налоговой политики за предыдущий бюджетный период и являются определяющими при формировании бюджета Белохолуницкого муниципального района на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, как составной части экономической политики Белохолуницкого муниципального района.
Целью основных направлений бюджетной и налоговой политики является обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального образования Белохолуницкий муниципальный район Кировской области (далее - бюджет муниципального района), описание условий, принимаемых для составления проекта бюджета района на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, основных подходов к его формированию и общего порядка разработки основных характеристик и прогнозируемых параметров бюджета района, необходимости сдерживания роста бюджетных расходов и четкого определения приоритетов использования ограниченных финансовых ресурсов, обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования с учетом сложившейся экономической ситуации в Российской Федерации и Кировской области.
Определяющее влияние на основные направления бюджетной и налоговой политики Белохолуницкого муниципального района на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов оказали основные ориентиры развития страны, обозначенные Президентом Российской Федерации в своем послании Федеральному собранию от 21.02.2023, а так же положения Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Основные направления на долгосрочную перспективу сохраняют преемственность реализуемых мер, направленных на повышение эффективности использования доходного потенциала для обеспечения заданных темпов экономического роста, обеспечение эффективности управления бюджетными расходами, безусловное исполнение принятых социальных обязательств, финансовое обеспечение реализации приоритетных для района задач, поддержку предпринимательской активности.
В этой связи будет продолжено принятие мер, направленных на развитие доходной базы района, концентрацию имеющихся ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития района, оптимизацию расходов и совершенствование долговой политики.
1. Итоги реализации бюджетной и налоговой политики за период 2022 года и 9 месяцев 2023 года
Бюджетная политика Белохолуницкого муниципального района в 2022 году была ориентирована на обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета района, повышение качества бюджетного планирования и исполнения бюджета, выполнение задач, поставленных Президентом Российской Федерации в ежегодном Послании Федеральному Собранию, указах Президента Российской Федерации.
При исполнении бюджета района в 2022 году администрация Белохолуницкого муниципального района руководствовалась следующими задачами:
повышение эффективности использования доходного потенциала в целях обеспечения устойчивого развития территории, повышение качества администрирования налоговых и неналоговых доходов бюджета, принятие мер для увеличения доходов от внебюджетной деятельности;
приоритизация расходов в целях финансового обеспечения обязательств, связанных с достижением целевых показателей муниципальных программ, включая результаты региональных проектов, обеспечивающих достижение целей федеральных и национальных проектов; социальной направленности, учитывая безусловное исполнение публичных нормативных обязательств и сохранение достигнутых
показателей повышения оплаты труда работников бюджетной сферы; повышение эффективности бюджетных расходов: формирование
бюджета исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и эффективности исполнения, осуществления взвешенного подхода к принятию новых расходных обязательств и сокращения неэффективных бюджетных расходов;
совершенствование инструментов программно-целевого планирования и управления с учетом приоритетов социально-экономического развития Белохолуницкого муниципального района, дальнейшего совершенствования системы оценки эффективности муниципальных программ;
стимулирование инвестиционной привлекательности, развитие муниципально-частного партнерства для решения задач бюджетной сферы;
принятие мер, направленных на ограничение дефицита бюджета муниципального образования;
реализация мероприятий, направленных на развитие на территории Белохолуницкого муниципального района практик инициативного бюджетирования;
повышение прозрачности и открытости бюджетных данных и бюджетного процесса.
Проведение сбалансированной политики Белохолуницкого муниципального района в 2022 году позволило обеспечить поступление в местный бюджет налоговых и неналоговых доходов в сумме 149 ,0 млн. рублей, что на 29,5 млн. рублей больше первоначально утвержденного бюджета, в сравнении с 2021 годом собственная доходная база выросла на 18%. Исполнение доходной части бюджета по налоговым и неналоговым доходам за 2022 год от уточненных показателей на 103,7% позволило осуществлять финансирование расходов в рамках реализации мероприятий муниципальных программ Белохолуницкого муниципального района и непрограммных направлений деятельности органов местного самоуправления в объемах, подтвержденных заявками главных распорядителей бюджетных средств, при наличии подтверждающих документов. Ежедневный мониторинг налоговых и неналоговых поступлений бюджета, оперативное взаимодействие с администраторами поступлений в местный бюджет, позволили своевременно реагировать на динамику поступлений в течение года и принимать эффективные меры по мобилизации доходов в бюджет.
Наиболее значимым направлением бюджетной политики по-прежнему остается повышение эффективности бюджетных расходов, осуществляемое, в том числе, за счет оптимизации муниципальных закупок и сокращения расходов за счет снижения неэффективных затрат. Расходная часть местного бюджета, как и в предыдущие годы, имела социальную направленность. В приоритетном порядке обеспечено финансирование из местного бюджета социально значимых направлений на общую сумму 486, 3 млн. рублей из 77,2% от общей суммы расходов бюджета, в том числе:
на образование было направлено 336, 1 млн. рублей или 53,3% от общей суммы расходов;
на культуру 120,9 млн. рублей или 19,2%;
на физическую культуру и спорт 16,3 млн. рублей или 2,6%;
на социальную политику 13,0 млн. рублей или 2,1% от всех расходов бюджета.
В целях оптимизации расходов повышенное внимание уделялось мониторингу использования средств местного бюджета главными распорядителями бюджетных средств с учётом соблюдения обоснованности заявленных в кассовый план расходов, в том числе на оплату труда и на коммунальные расходы; своевременного использования средств бюджета, поступивших на лицевые счета.
Реализации основных направлений бюджетной политики способствовало также завершение в 2022 году Плана мероприятий по росту доходного потенциала и оптимизации расходов бюджета муниципального образования Белохолуницкий муниципальный район на 2020 - 2022 годы, утвержденного постановлением администрации Белохолуницкого муниципального района 31.03.2020 N 193-П. Реализация мероприятий, направленных на пополнение доходной базы района и мероприятий по экономии бюджетных средств поспособствовало росту доходной базы на 0,3 млн. рублей и экономии бюджетных средств на 6,0 млн. рублей за период 2020 - 2022 года.
Первоочередные задачи по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, органов местного самоуправления, оплате коммунальных услуг, обслуживание муниципального долга, обеспечение софинансирования областных средств, финансовая поддержка сельских поселений исполнены в полном объеме.
Дополнительные источники доходов направлялись на софинансирование дополнительных средств, поступающих из областного бюджета в течение года, а также на решение вопросов местного значения. Так, за период 2020 - 2021 годов были полностью решены вопросы с кредиторской задолженностью по медицинским услугам и услугам по пожарной безопасности муниципальных учреждений. В 2022 - 2023 годах все муниципальные учреждения оплачивают текущие платежи, не допуская долгов.
Объем муниципального долга за период 2020 - 2022 год снизился с 45,8 млн. рублей до 40,3 млн. рублей по состоянию на 01.01.2023 года. В текущем году по состоянию на 01.10.2023 года муниципальный долг составляет 38,3 млн. рублей.
Исполнение доходной части бюджета текущего 2023 года связано, прежде всего, с введением с 01.01.2023 Федеральным законом от 14.07.2022 N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" понятия единого налогового платежа, единого налогового счета и совокупной обязанности налогоплательщика. Обязанность по уплате налогов, в том числе и по налогу на доходы физических лиц и налогам на совокупный доход, исполняется налогоплательщиками посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа.
В 1 квартале 2023 года, в связи с зачетом сумм по налогу на доходы физических лиц в счет уплаты имеющейся задолженности по другим, не поступающим в бюджет района, налогам, план по налоговым доходам был выполнен на 20,1% - не поступило в бюджет района 5,9 млн. рублей, в сравнении с периодом прошлого года бюджет не получил более 4 млн. рублей.
В связи с низким уровнем исполнения собственной доходной части и поступлением налоговых доходов после 28-го числа каждого 3 месяца, в бюджете района появились риски возникновения временных кассовых разрывов. Тем не менее, вследствие качественного управления финансами, своевременного внесения изменений в муниципальные правовые акты в части резервирования и использования остатков собственных бюджетных средств на едином счете бюджета района, сложившихся по состоянию на 01.01.2023, на покрытие кассовых разрывов бюджета муниципального района, бюджетные кредиты из областного бюджета и кредиты в кредитных организациях не привлекались и не планируются к привлечению в ходе исполнения бюджета на 2023 год.
По состоянию на 01.10.2023 собственные доходы исполнены в сумме 112,6 млн. рублей или 76,6% от уточненных плановых назначений, в сравнении с периодом прошлого года поступило на 0,3 млн. рублей больше. Исполнение бюджета по собственным доходным источникам за 2023 год прогнозируется без перевыполнения.
С целью прозрачности и открытости бюджетного процесса, обеспечения вовлеченности граждан в бюджетный процесс актуальная информация о бюджете и его исполнении в объективной и доступной для понимания форме размещается на официальном сайте администрации Белохолуницкого муниципального района в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе ""Местный бюджет и бюджетный процесс в муниципальном образовании", а также на официальной странице управления финансов администрации Белохолуницкого муниципального района в социальных сетях "Вконтакте" и в "Одноклассниках".
Все эти меры позволили сбалансировать бюджет муниципального района и обеспечить исполнение действующих расходных обязательств Белохолуницкого муниципального района.
2. Основные направления бюджетной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
Бюджетная политика в области расходов в среднесрочной перспективе будет ориентирована на безусловное исполнение действующих расходных обязательств, в том числе с учетом рисков, связанных с санкционной политикой в отношении России.
Исходя из текущей экономической ситуации и задач, поставленных Президентом и Правительством Российской Федерации, бюджетная политика в 2024 - 2026 годах, как и в предыдущие годы, будет направлена на:
1) Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального района, в том числе за счет:
сдерживания роста расходов и недопущения принятия расходных обязательств, не обеспеченных доходными источниками;
проведения взвешенной долговой политики, реализации мер, направленных на ограничение уровня муниципального долга.
2) Повышение эффективности и оптимизация бюджетных расходов будет достигаться, в том числе за счет:
концентрации финансовых ресурсов на реализации приоритетных направлений муниципальной политики;
повышения эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд муниципального района, обязательность использование конкурентных способов закупки;
осуществления закупок и использования информационного ресурса "Региональный маркетинговый центр Кировской области";
повышения результативности предоставления субсидий юридическим лицам;
усиления финансовой дисциплины.
3) Повышение качества оказываемых муниципальных услуг, в том числе за счет:
установления муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг в соответствии с общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями услуг;
определения финансового обеспечения муниципальных заданий на основе нормативных затрат, установленных в соответствии с действующим законодательством;
повышения ответственности муниципальных учреждений за невыполнение муниципального задания, в том числе за счет реализации требований об обязательном возврате средств субсидии в бюджет муниципального района в случае не достижения показателей, установленных в муниципальном задании;
вовлечения организаций, не являющихся муниципальными учреждениями, в процесс оказания муниципальных услуг.
4) Повышение эффективности муниципального управления, в том числе за счет:
повышения эффективности и результативности реализуемых в Белохолуницком муниципальном районе муниципальных программ;
повышения эффективности и качества осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
5) Развитие и совершенствование системы финансового контроля, в том числе в сфере закупок. Деятельность в сфере финансового контроля и контроля в сфере закупок будет направлена на:
совершенствование методологических основ муниципального финансового контроля и контроля в сфере закупок;
совершенствование муниципального финансового контроля и контроля в сфере закупок с целью его ориентации на оценку эффективности муниципальных ресурсов, переход с контроля над финансовыми потоками к контролю результатов их использования;
смещение акцентов контрольных мероприятий с последующего на предварительный контроль, направленный на предупреждение нарушений законодательства;
повышение надежности и эффективности внутреннего финансового контроля и аудита, ведомственного контроля в сфере закупок, контроля за деятельностью муниципальных учреждений;
совершенствование системы анализа и методического руководства качества контрольной деятельности главных распорядителей бюджетных средств по осуществлению внутреннего финансового контроля и аудита, ведомственного контроля в сфере закупок, контроля за деятельностью муниципальных учреждений Белохолуницкого муниципального района;
проведение информационной работы с целью повышения дисциплины объектами контроля;
координацию деятельности контрольных органов, переход на риск-ориентированный метод планирования контрольной деятельности, внедрение лучших в Российской Федерации практик в данной сфере.
6) Реализация принципов открытости и прозрачности управления муниципальными финансами.
Приоритетными направлениями расходов по-прежнему остаются: расходы на оплату труда работников бюджетной сферы, ОМСУ,
соблюдение средней заработной платы указных категорий работников; расходы на начисления по оплате труда;
расходы на оплату коммунальных услуг;
расходы на мероприятия по подготовке к отопительному сезону; расходы на обслуживание муниципального долга.
При этом основные усилия необходимо сосредоточить на выполнении мероприятий, касающихся оценки возможностей оптимизации структуры и численности работников муниципальных учреждений, сохранения дифференцированного подхода к оплате труда по категориям работников.
Решение задач по исполнению социальных обязательств требует выявления резервов экономии расходов бюджета муниципального района и определения четких приоритетов использования бюджетных средств.
В связи с чем при планировании бюджетных ассигнований на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов следует детально оценить содержание каждого программного мероприятия, соразмерив объемы их финансового обеспечения с реальными возможностями бюджета муниципального района. Ключевыми требованиями к расходной части бюджета муниципального района должны стать бережливость и максимальная отдача.
Бюджетная политика в области муниципальных внутренних заимствований в предстоящем периоде будет направлена на снижение объема муниципального долга, на минимизацию затрат на обслуживание муниципального долга, своевременное и безусловное исполнение принимаемых обязательств.
Для повышения качества управления муниципальным долгом необходимо обеспечить:
поэтапное снижение и поддержание безопасного уровня муниципального долга Белохолуницкого района, в том числе за счет минимизации дефицита бюджета муниципального района;
определение источников покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета муниципального района, в том числе за счет эффективного управления свободными остатками средств бюджета муниципального района;
сокращение стоимости обслуживания муниципального долга Белохолуницкого муниципального района, в том числе за счет проведения работы с кредитными организациями по снижению процентных ставок по заключенным контрактам на оказание услуг по предоставлению денежных средств, так же продолжения практики активного привлечения бюджетных кредитов из федерального бюджета на пополнение остатков средств на счете бюджета.
Реализация поставленных задач позволит достичь конечной цели бюджетной политики Белохолуницкого муниципального района, состоящей в улучшении условий и качества жизни населения в муниципальном районе, адресном решении социальных проблем, повышении качества муниципальных услуг, стимулировании инновационного развития района.
3. Основные направления налоговой политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
Приоритетами налоговой политики Белохолуницкого муниципального района в ближайшие три года будут являться эффективное и стабильное функционирование налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
В основу формирования бюджетных назначений по доходным источникам бюджета Белохолуницкого муниципального района взят прогноз социально-экономического развития Белохолуницкого муниципального района на 2024 год и плановый период 2025 - 2026 годов, предусматривающий динамику развития экономики района в среднесрочной перспективе и рост основных экономических показателей, влияющих на налоговую базу.
Обеспечению высоких темпов экономического роста и увеличению инвестиционной активности в Белохолуницком муниципальном районе призваны способствовать и принимаемые меры по внесению изменений в муниципальные правовые акты, повышение результативности деятельности администраторов доходов местного бюджета, направленной в первую очередь на безусловное исполнение всеми плательщиками своих обязательств перед бюджетом и повышение эффективности управления муниципальной собственностью. Мероприятия по укреплению доходной части бюджета муниципального района будут проводиться в рамках межведомственного взаимодействия по реализации мер по привлечению дополнительных доходов в бюджет. Обеспечить рост доходов бюджета муниципального района планируется за счет системной работы в этом направлении.
Основными направлениями налоговой политики бюджета муниципального района в период 2024 - 2026 годы являются:
1. Продолжение работы по развитию доходного потенциала муниципального района.
Реализация данного направления будет осуществляться путем:
обеспечения качественного прогнозирования и выполнения плановых показателей по поступлению доходов бюджета муниципального района;
обеспечения проведения взвешенной политики в области предоставления налоговых льгот по местным налогам.
С этой целью необходимо сохранить практику инвентаризации действующих налоговых льгот по местным налогам, предоставленных решениями представительных органов, и оценки их эффективности.
2. Повышение эффективности управления имуществом муниципального района.
Реализация данного направления должна осуществляться путем: контроля за использованием муниципального имущества района,
сданного в аренду, а также переданного в оперативное управление или хозяйственное ведение муниципальным учреждениям района;
вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых земельных участков и иных объектов недвижимости муниципального района, в том числе за счет проведения комплексных кадастровых работ;
продолжения работы по текущей инвентаризации и структурированию имущественного комплекса муниципального района в группы по целям использования для обеспечения долгосрочного планирования имущественных отношений;
проведения анализа показателей эффективности использования и управления муниципальным имуществом района за отчетный период для принятия эффективных решений по управлению и использованию муниципального имущества.
3. Повышение качества администрирования доходных источников главными администраторами доходов бюджета муниципального района, а также повышение уровня ответственности главных администраторов доходов за качественным прогнозированием доходов бюджета муниципального района и выполнение в полном объеме утвержденных годовых назначений по доходам, активизация претензионно-исковой деятельности.
Основной акцент должен быть направлен на повышение уровня собираемости налоговых и неналоговых платежей и на легализацию налоговой базы.
При этом следует проводить работу по анализу состояния текущей задолженности, инвентаризации просроченной задолженности, продолжить проведение претензионной работы с неплательщиками и по осуществлению мер принудительного взыскания задолженности, а также по своевременному списанию безнадежной к взысканию задолженности.
Необходимо продолжить работу по легализации неформальной занятости и повышению собираемости налога на доходы физических лиц.
4. Продолжение работы по повышению эффективности межбюджетных отношений с Кировской областью.
Развитие взаимоотношений с органами государственной власти должно быть по-прежнему направлено на активное привлечение в Белохолуницкий район федеральных и областных межбюджетных трансфертов.
Органам местного самоуправления района следует обеспечить своевременное направление заявок и предложений в соответствующие отраслевые министерства и ведомства по участию Белохолуницкого района в государственных программах, конкурсах и проектах.
Реализация инвестиционных проектов на территории района обеспечит привлечение инвестиций в Белохолуницкий муниципальный район, создание новых рабочих мест, дополнительные налоговые поступления в бюджет муниципального района.
Реализация этих мер будет являться необходимым условием повышения эффективности системы управления муниципальными финансами и минимизации рисков несбалансированности бюджета Белохолуницкого муниципального района в предстоящем периоде.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Белохолуницкого муниципального района Кировской области от 31 октября 2023 г. N 467-П "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.